это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2312554
Ознакомительный фрагмент работы:
Экспериментальное исследование развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики
Анализ педагогических условий развития словесного творчества старших дошкольников посредством музейной педагогики дает возможность обозначить основные пути развития этого направления в работе воспитателя.
Организационная работа при работе с дошкольниками в музее учитывает возраст и индивидуальные особенности детей. Значимо, что работа с объектами музеев эффективно влияет на развитие словесного творчества детей.
Словесное творчество тесно взаимосвязано с процессами познания нового и понимания смысла, это навыки когнитивного понимания слов. Когда есть предпосылки для развития регулятивных навыков общения и развития творческого потенциала будет эффективным применение различных занятий в рамках музейного дела.
Трудности в понимании слов обусловлены недостаточным овладением словарного запаса слов. Также возможны проблемы в понимании звуковой оболочки слова или искажении букв и звуков, здесь на помощь должны прийти музейные занятия.
Конструктивный процесс работы с музейными экспонатами дает не только обобщенность мышления, но и активно развивает познавательные процессы.
Высокий уровень обобщённости мышления можно добиться с помощью приемов работы с музейными экспонатами для старших дошкольников: объяснительного, иллюстративного, проблемного, эвристического и исследовательского приемов.
Основной целью обучения с помощью музейных занятий должно стать создание такой воспитательной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей учеников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии, а при необходимости – их своевременному преодолению.
Сложность работы с музейными экспонатами для данного возраста заключается и в том, что в сегодняшней педагогике важное место занимают родители ребёнка. Сформировать должный уровень позиции к проблеме познания ребенка родителю должен помочь воспитатель. Одной из основных задач современного дошкольного образования является сохранение и конструктивное развитие словарного состава языка, а речевая деятельность в рамках музейных занятий – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.
Успех словесного творчества во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей и насколько разнообразны и интересны формы взаимодействия.
Учитель должен обладать не только знаниями музейных экспонатов, но и практическими умениями и навыками, должен уметь найти индивидуальный подход к каждому воспитаннику, обладать широким педагогическим и культурным кругозором. Знать различные технологии и методики, уметь работать с электронными средствами обучения, обладать высокими коммуникативными способностями, этическими нормами и языковой культурой, постоянно развиваться в своей профессии, обмениваться опытом, знать психологию детей старшего дошкольного возраста, любить свою профессию и быть творческой личностью.
Недостаточная обобщенность мышления и низкий уровень словесного творчества детей могут быть преодолены путем тесного взаимодействия с родителями, путем индивидуальных консультаций.
Современное образование ориентировано на воспитание личности многогранной, успешной, счастливой, гармоничной, но это осуществимо только в том случае, если подрастающее поколение вместе с музейным делом воспримет мировоззренческие установки, традиции нашего народа, которые заложены в языке и культуре.
Возможности совершенствования целостного педагогического процесса начинаются с ценностных ориентиров музейных занятий. Необходимо мотивировать дошкольника на успешность его деятельности в словесном творчестве.
Организация воспитания и обучения ценностным ориентирам и социализации дошкольников с помощью музейных занятий в перспективе дают высокие результаты в словесном творчестве:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма.
2. Воспитание социальной ответственности.
3. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания.
4. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к истории народа.
Творческая активность и продукты творчества позволяют увидеть личность ребенка многогранно. Уроки музея дают возможность воспитателю проводить их творчески, используя формы литературных мастерских, дискуссий, путешествий, игр – многообразие форм и приемов проведения занятий дает возможность для эффективного приобщения детей к словесному творчеству.
Музейные экспонаты богаты информационным материалом, что способствует активному развитию у детей словесного творчества.
Музейный предмет – одно из ключевых понятий в музееведении. Классическое определение музейного предмета обозначает его, как извлеченный из реальной действительности предмет музейного значения, включенный в музейное собрание и способный длительное время сохраняться. Это, прежде всего, предмет подлинный, обладающий научной, исторической, мемориальной и художественной ценностью, результат деятельности человека. Музейный предмет является носителем социальной или естественно – научной информации – аутентичным источником знаний и эмоций, культурно– исторической ценностью – частью народного достояния.
Любой музейный предмет обладает определенными свойствами и качествами. Основными из которых, являются подлинность, информативность, аттрактивность, экспрессивность. Специальные исследования показали, что дети, попадая в музейную среду, часто не воспринимают экспозицию как единое целое, как выражение определенных идей, а осматривают ее по принципу кунсткамеры, выделяя наиболее зрелищные, привлекательные вещи. Эти исследования позволили многим музейным педагогам прийти к выводу, что через самые различные вещи ребенок может осваивать красоту и богатство предметного мира. Но для этого нужно научить ребенка понимать значимость предмета, познакомить с его свойствами.
Работа на базе музея позволяет собрать на одном пространстве самые разнообразные источники: письменные памятники, вещественные реликвии, изобразительные материалы, фотографии, предметы археологии, нумизматики, бонистики, филателии, этнографии и многие другие материалы. Все это позволяет не только показать многообразие источников, но и обучать детей языку музейных предметов, давать им основы самостоятельной исследовательской работы с источниками. Кроме того, социологи отмечают, что многие дети до посещения музея никогда не имели опыт изучения старинных предметов, никогда не сталкивались с вещами, принадлежавшими их предкам. В современных семьях хранится мало вещей, которые бы олицетворяли «связь поколений». Поэтому одна из задач данных занятий не просто привлечь внимание к музейному предмету, но и раскрыть его характер, особенности, свойства. Данный урок рассчитан на группу детей, среднего школьного возраста, имеющую уже определенные знания в области музееведения.
Методы и приемы работы воспитателя.
Объяснение, беседа, вопросно-ответный метод, демонстрация музейных предметов, творческое задание: самостоятельная поисково-исследовательская деятельность.
Словесное творчество средствами музейной педагогики развивается таким образом: беседа, примеры, дискуссия, монолог.
Есть предметы, связанные с особо значимыми событиями, выдающимися людьми и обладающие особой силой эмоционального воздействия. К таким предметам можно отнести оружие, найденное на поле битвы, личные вещи известных политических, общественных деятелей, ученых, писателей, художников. (Приводим вместе с детьми конкретные примеры).
Каждый предмет обладает таким свойством, как информативность. Что это такое? Допустим мы смотрим на старинную керосиновую лампу (можно использовать любой другой предмет), какие вопросы у нас возникают? Кто и когда сделал этот предмет? В какой обстановке он находился? Из чего он сделан? Кому он принадлежал? Как его использовали и можно ли им пользоваться сейчас? Отвечая на все эти вопросы, мы получаем ценную информацию о прошлом, а сам предмет становится вещественным историческим источником. Ведь каждый предмет взят не из какого-то изолированного замкнутого пространства, а был изготовлен и существовал в определенном историческом процессе. С этим свойством связана очень важная и объемная работа, проводимая в любом музее. Прежде, чем предмет будет включен в музейное собрание, нужно тщательно его изучить, составить ясное представление о нем. (Можно привести любые конкретные примеры атрибуции и описания предмета, продемонстрировать его детям).
Теперь, давайте, выполним с вами одно задание. Вы уже достаточно хорошо знакомы с нашей экспозицией. Назовите мне один предмет, запомнившийся вам. (Обычно, дети вспоминают и называют предметы редкие, имеющие необычные и выразительные формы). Попробуйте объяснить, чем привлек ваше внимание именно этот предмет? Ответы детей.
Каждый предмет имеет определенную форму, цвет, устройство, материал, вес, размер, фактуру. Все эти признаки присущи любому предмету, но в первую очередь привлекают наше внимание такие предметы, которые по своим признакам отличаются от предметов, окружающих нас каждый день. Давайте посмотрим на эти книги. (Среди современных книг лежит старинная книга XVIII века в кожаном переплете) Какую из этих книг вам хотелось бы посмотреть в первую очередь? Почему? Обсуждаем вместе с детьми различие в предметах разных исторических эпох, имеющих одинаковое функциональное значение. Таким образом, способность привлекать к себе внимание – это одно из свойств музейного предмета.
Еще одним из важнейших свойств предмета, является его подлинность. Давайте, сравним 2 сосуда. (Один – подлинный сосуд Салтово – Маяцкой культуры, другой – точная его копия. Можно взять и другие примеры). Внешне предметы очень похожи. Но один предмет подлинный, другой – копия.
(Рассматриваем и сравниваем вместе с детьми оба сосуда, обращаем внимание на материал, цвет, форму, сохранность предметов). Чем они отличаются? Какой из двух будет иметь музейную ценность? Подлинный предмет имеет историческую ценность, является историческим источником. Вещь – это не только то, что мы видим, но и то, что чувствуем к ней. Это чувство благоговения перед свидетелем эпохи. Подлинник всегда вызывает более глубокие чувства и переживания, чем его точная копия. Вы только представьте, что тысячу лет назад кто-то лепил этот горшочек, выводил незатейливый узор на его поверхности, потом обжигал, затем в нем хранили пищу, а потом вместе с умершим человеком опустили в могилу, полагая, что на том свете этот предмет будет так же служить хозяину. Копии не хватает такой правдивости. Копия – это точное воспроизведение предмета, но не сам предмет.
Зачем нужны копии? Чем отличается копия от подделки? Варианты ответов детей. (Подделка – это копия, сознательно выдаваемая за подлинник).
И здесь мы уже коснулись еще одного свойства музейного предмета– его способности вызывать волнение, определенные эмоции. Это свойство называется – экспрессивность. Свойство связано с нашими мыслительными способностями, нашим воображением и миром эмоций. Давайте вместе вспомним, какие из предметов, которые вы уже видели в нашем или другом музее вам запомнились, и какое они произвели на вас впечатление.
(Дети приводят свои примеры. Можно напомнить о военных письмах, детской игрушке XIX века, других предметах, поговорить какие эмоции эти предметы могут вызывать).
Также воспитанники могут выполнять практические задания.
Например. Все участники делятся на 3 группы. Каждой группе дается задание. Первой – найти в экспозиции типовые музейные предметы, второй – уникальные, третьей – мемориальные. Учащиеся выписывают названия предметов в тетрадь и готовятся обосновать и объяснить свой выбор. Для выполнения задания используются все залы постоянной экспозиции в музее, имеющийся этикетаж.
Представитель каждой группы зачитывает названия, выбранных предметов, объясняет и обосновывает выбор. При необходимости подключаются все из данной группы. Ребята из двух других групп могут поправить в случае ошибки, высказать свое мнение. Идет обсуждение результатов.
Вывод. Педагог обобщает результаты самостоятельной работы, подчеркивая положительные результаты и наиболее удачные ответы детей. Проблемные вопросы: существует ли разница между выражениями «Музейная ценность предмета» и «Ценность музейного предмета»? Что же такое музейный предмет, каковы его свойства, что есть «музейная коллекция».
ЛИТЕРАТУРАРабота с дошкольниками в краеведческом музее – М., 2015. – С.221.
Лебедева П.Г. Специфика работы с музейным предметом в Детском историческом музее // Музей ХХI века: мечта и реальность – С.П., 2019. – С.161.
Музей и дети – М., 2018. – С.141.
Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта – М., 2018. – С. 253.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!