это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2396361
Ознакомительный фрагмент работы:
ТЕМА: Правовая сущность опеки и попечительства
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ:
В настоящее время тема опеки и попечительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является крайне актуальной. Несмотря на отдельные успехи, количество детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, на сегодняшний день остаётся крайне высоким.
Так, по заявлению Минпросвещения, в России количество детей-сирот, находящихся в детских домах, с 2015 года снизилось на 46%. По его данным, на 1 сентября 2018 года в банке данных детей-сирот состоят 47,8 тысяч человек. Это самый низкий показатель детей, оставшихся без опеки родителей, за всю новую историю России. Еще в 2013 году таких детей было 68,8 тысяч, в 2018 году - 115,6 тысяч.
Задачи: 1) Дать общую характеристику института опеки и попечительства по законодательству России; 2) Определить особенности правового статуса детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей; 3) Охарактеризовать особенности признания гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным. Основание назначения патронажа; 4) Выявить условия назначения опекуна и попечителя детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей; 5) Изучить особенности судебной защиты прав детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей; 6) Изучить иные специальные способы защиты прав недееспособных, не полностью дееспособных, а также лиц, не способных по состоянию здоровья осуществлять свои права.
Срок написания с «30» ноября 2016г. по «01 » декабря 2016 г.
Руководитель проекта _____________________
(должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
Северодвинск 2020
СОДЕРЖАНИЕ
TOC \o "1-3" \h \z \u ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc48997011 \h 3ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА PAGEREF _Toc48997012 \h 51.1. Общая характеристика института опеки и попечительства PAGEREF _Toc48997013 \h 51.2. Понятие и правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей PAGEREF _Toc48997014 \h 111.3 Особенности признания гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным. Основание назначения патронажа PAGEREF _Toc48997015 \h 14ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ PAGEREF _Toc48997016 \h 192.1. Условия назначения опекуна и попечителя детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей PAGEREF _Toc48997017 \h 192.2. Судебная защита детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей PAGEREF _Toc48997018 \h 242.3. Иные специальные способы защиты прав недееспособных, не полностью дееспособных, а также лиц, не способных по состоянию здоровья осуществлять свои права PAGEREF _Toc48997019 \h 27ЗАКЛЮЧЕНИЕ PAGEREF _Toc48997020 \h 33СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ PAGEREF _Toc48997021 \h 35
ВВЕДЕНИЕАктуальность работы заключается в том, что настоящее время тема опеки и попечительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является крайне актуальной. Несмотря на отдельные успехи, количество детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, на сегодняшний день остаётся крайне высоким.
Так, по заявлению Минпросвещения, в России количество детей-сирот, находящихся в детских домах, с 2015 года снизилось на 46%. По его данным, на 1 сентября 2018 года в банке данных детей-сирот состоят 47,8 тысяч человек. Это самый низкий показатель детей, оставшихся без опеки родителей, за всю новую историю России. Еще в 2013 году таких детей было 68,8 тысяч, в 2018 году - 115,6 тысяч.
Как сообщается на сайте Минпросвещения РФ, сегодня число детей, которых берут в семьи, превышает количество тех детей, кого отправляют в детские дома. Также в стране насчитывается около 180 тысяч приемных родителей и усыновителей, примерно столько же - кровных опекунов [ REF _Ref48997112 \r \h 45]. К началу 2019 года в России работало всего 1314 организаций для детей-сирот, из которых 459 являются образовательными, 148 - медицинскими (дома ребенка), 695 - оказывающими социальные услуги, в том числе 358 социально-реабилитационных центров. Общее число воспитанников - 71,5 тысячи детей.
Объектом научного анализа работы являются общественные отношения опеки и попечительства как формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предметом научной работы правовое регулирование установления и прекращения опеки и попечительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Целью представленной работы выступает изучение понятия, особенностей и правового регулирования опеки и попечительства как формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Цель раскрывается через выполнение следующих задач:
1. Дать общую характеристику института опеки и попечительства по законодательству России;
2. Определить особенности правового статуса детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей;
3. Охарактеризовать особенности признания гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным. Основание назначения патронажа
4. Выявить условия назначения опекуна и попечителя детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей;
5. Изучить особенности судебной защиты прав детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей;
6. Изучить иные специальные способы защиты прав недееспособных, не полностью дееспособных, а также лиц, не способных по состоянию здоровья осуществлять свои права
Теоретическую основу работы составили труды таких авторов, как Нечаевой А.М., Мейера Д.И, Огородова Д.В., Ковалевой Д. Ю., Филипповой А. Е. и ряда других авторов.
Методологическую основу исследования составили, общенаучные методы познания, такие как диалектический, системно- структурный и метод анализа и синтеза, а также специальные методы, а именно логико-юридический, сравнительно-правовой, статистический метод.
Эмпирическая база исследования построена на нормативном материале и судебной практике.
Нормативную основу составили: Конституция РФ, федеральное законодательство, затрагивающее вопросы регулирования опеки и попечительства.
Данная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА1.1. Общая характеристика института опеки и попечительстваВ дореволюционном законодательстве России, под термином «опека» понималось «приказать кому-либо несовершеннолетнего», «иметь его у себя на руках, в доме», «отдать на руки» [ REF _Ref48997131 \r \h 37, c.396]. Лицо, которое принимало «отдающего на руки» ребенка – сироту, именовался «печальником», и должен был «печаловаться о детях». По мнению А.М. Нечаевой, раньше опека существовала не ради охраны нравственности, но ради соблюдения интересов родственников ребенка - претендентов на имущество в случае смерти несовершеннолетнего [ REF _Ref48997194 \r \h 39, c.247].
В настоящее время опека как юридический термин имеет значение особой правовой формы семейного воспитания несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей.
В ст. 2 ФЗ от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "Об опеке и попечительстве" даны следующие понятия опеки и попечительства [ REF _Ref48997216 \r \h 6]:
1. Опека – такая форма устройства граждан являющихся несовершеннолетними в возрасте до 14 лет, которые признаны судом недееспособными в установленном законом порядке, при которой органами опеки и попечительства назначается специальное лицо (опекун), являющиеся законными представителями подопечных и наделенных правами на совершение в интересах своих подопечных любого рода юридически значимых действий;2. Попечительство - форма устройства граждан, являющихся несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, которые являются признанными ограничено дееспособными в судебном порядке и которым назначено специальное лицо (попечитель) органами опеки и попечительства в целях оказания своим подопечным помощи, а также дачи согласия на совершения подопечными действия согласно ст. 30 ГК РФ [ REF _Ref48997228 \r \h 2].Для понимания сущности понятий «опека» и «попечительство» необходимо уяснение целей и задач опеки и попечительства. Когда мы говорим о предмете института опеки и попечительства, мы подразумеваем наличие отношений, связанных с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства. Указанные отношения можно объединить наличием единой и общей цели, выраженной в реализации на определенной временной основе индивидуального устройства того лица, которому требуется особая социальная забота и защита. Однако при этом, говоря о предмете указанного института, нужно также понимать, что в число подобных отношений нельзя включать абсолютно все отношения, которые могут возникнуть в части реализации подобной социальной защиты и заботы. В частности, нужно обратить внимание на то, что уже с момента фактического обнаружения и выявления лиц, которым требуется соответствующее устройство, реализуется подбор того вида социальной защиты, которая требуется в данном конкретном случае и именно этому лицу. В течение такого этапа необходимо и следует считать целесообразным осуществление и определение того спектра социальной помощи и социальной защиты, а также установление той или иной формы устройства, которые действительно важно предоставить и оказать данному лицу [ REF _Ref48997241 \r \h 40, c.60].
В соответствии с вышеизложенным, нужно отметить, что к числу задач института опеки и попечительства нужно относить такие как:
- осуществление защиты прав, а также интересов тех граждан, которые находятся под опекой и попечительством. Указанную задачу необходимо рассматривать как наиболее главную и важную. Это связано с тем, что все те мероприятия, которые проводятся субъектами данных правоотношений имеют своей целью - гарантирование и обеспечение защиты как прав, так и интересов подопечных. Именно в виду наличия подобной задачи был сформулирован и отражен в тексте нормативно-правовых актов комплекс прав и обязанностей, как опекунов, так и попечителей, а также положения, в соответствии с которыми происходит регламентация ответственности указанных лиц;
- к числу второй задачи нужно отнести – гарантирование и обеспечение установления опеки и попечительства в отношении тех лиц, которые действительно нуждаются в этом [ REF _Ref48997268 \r \h 44, c.36];
- третьей задачей является - обеспечение достойного уровня жизни граждан, которые находятся под опекой или попечительством;
- как четвертую задачу можно выделить следующую - обеспечение государственной поддержки граждан, которые осуществляются и выполняют предусмотренные положениями законодательства обязанности опекунов;
- пятой задачей является следующая – гарантирование и обеспечение исполнения органами опеки и попечительства возложенных на них функций.
Можно указать на следующие основные отличия опеки от попечительства.
1. Опека устанавливается над несовершеннолетним в возрасте до 14 лет, а попечительство устанавливается над несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет.
2. При попечительстве в отличие от опеки у подопечного больше объем дееспособности (ст. 26 ГК РФ), сделки уже заключает сам подопечный, достигший возраста 14 лет, часть из которых требует письменного согласия попечителя, а сделки, перечисленные в ч. 2 ст. 26 ГК РФ, не требуют такого согласия.
Д.И. Мейер указывает на существо различия между опекой и попечительством: "Опекун представляет личность опекаемого; попечитель же только дополняет собой эту личность, так что опекун действует за опекаемого, а попечитель только поддерживает последнего советами" [ REF _Ref48997293 \r \h 35, c. 396].Как опекун, так и попечитель являются законными представителями несовершеннолетнего. Опека и попечительство в отличие от усыновления не порождают возникновение родственных связей и не влекут алиментных и наследственных правоотношений.
В зависимости от характера исполнения опекуном своих обязанностей и от контроля за ним опека (попечительство) существует в следующих формах:
- классическая опека (как возмездная, так и безвозмездная);
- приемная семья;
- некоторые формы патронажа, где патронатный воспитатель имеет статус опекуна (попечителя).
По длительности опека (попечительство) может быть:
- бессрочной (классическая опека (попечительство), которая прекращается при наступлении полной дееспособности, - п. 3 ст. 40 ГК РФ);
- срочной (приемная семья, где договор о приемной семье заключается сроком до 3 лет с возможным последующим перезаключением на новый срок; договоры о патронатном воспитании, предусмотренные региональным законодательством, как правило, также носят срочный характер);
- краткосрочной (так, согласно п. 5 ст. 12 ФЗ "Об опеке и попечительстве" предварительная опека или попечительство прекращаются по истечении 6 месяцев, также может быть краткосрочной временная опека, установленная в порядке п. 1 ст. 13 ФЗ "Об опеке и попечительстве" по просьбе родителей, которые временно по уважительным причинам не могут исполнять свои родительские обязанности, например на период тяжелой болезни, отъезда в длительную командировку и т.п.).
Согласно п. 6 ст. 145 СК РФ устройство ребенка под опеку или попечительство допускается в соответствии с ФЗ "Об опеке и попечительстве" по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании) [ REF _Ref48997313 \r \h 5]. Опека над инвалидом — форма защиты гражданина, который в силу физических или психических недостатков требуют стороннего ухода.
В зависимости от наличия психических заболеваний опека назначается в 2 формах:
Полная опека — устанавливается через суд над психически нездоровым человеком.
Патронаж — устанавливается органами опеки над инвалидом, который не имеет расстройств психики.
В некоторых случаях в отдельную группу выделяют опеку над человеком старше 80 лет, так как эта категория граждан особо уязвима в силу возраста.
Особенности опекунства:
Опекун не назначается гражданину, помещенному в государственные учреждения.
Каждому инвалиду может быть назначен 1 опекун.
Опекуном может стать человек, который выявляет соответствующее желание ухаживать за больным.
Согласие инвалида на назначение опекуна требуется, когда больной человек не имеет психических отклонений.
Опекун ухаживает не только за инвалидом, но и за его имуществом.
Опекун обязан отчитываться о своей деятельности органам опеки.
Опекун, который не может работать из-за необходимости ухаживать за больным человеком, получает компенсацию.
Опекунство над инвалидами можно классифицировать по следующим критериям.
Возраст. Выделяют опекунство над несовершеннолетними и совершеннолетними подопечными.
Наличие психического отклонения. Согласно этому критерию назначается полное опекунство или патронаж.
Оплата труда опекуна. Уход за инвалидом может осуществляться на безвозмездной и платной основе.
Состояние здоровья больного гражданина. Классификация осуществляется по группе инвалидности.
Закон рассматривает патронаж как особую форму формы попечительства (п. 1, а также абз. 2 п. 4 ст. 41 ГК).
Термин «патронаж» в современном Российском праве был введен только с 1994 года, когда был принят Гражданский Кодекс Российской Федерации. Патронаж устанавливается в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, которые не могут по состоянию здоровья защищать самостоятельно свои права и осуществлять обязанности (лица с серьезными увечьями, больные, престарелые и т.п.). Учитывая эту особенность, патронажная помощь опирается не на предписании закона, а на волю подопечного и на его договорные отношения с помощником [ REF _Ref48997354 \r \h 33, c.138]. Патронаж устанавливают органы опеки и попечительства только с согласия подопечного.
На сегодняшний день в законодательстве отсутствует полное определение термина «патронаж», что в правоприменительной деятельности вызывает определенные сложности. Так, исходя из смысла ч.1 ст. 41 ГК РФ представляется не совсем понятно, какое состояние здоровья требуется в качестве основания установления патронатных отношений.
Следует разграничивать здоровье психики от соматического здоровья, поскольку при установлении патронажа, одно из прочих условий – наличие психической дееспособности лица. Исходя из смысла п.2 ч.1 ст.8 ФЗ «Об опеке и попечительстве», при психическом расстройстве патронируемого, на органы опеки и попечительства возлагается обязанность в судебном порядке признать данного гражданина недееспособным.
Как правило, основные мотивы к установлению патронажа являются тяжелые жизненные обстоятельства, вызванные состоянием здоровья, инвалидностью, количеством прожитых лет и др. Однако вместе с тем человек не утрачивает своего психического здоровья и у него сохраняется способность к ясному мышлению. Следовательно, данному гражданину необходим помощник, для оказания помощи в выполнении повседневных действий.
По мнению некоторых авторов, патронаж не следует квалифицировать как один из видов попечительства, а термин «попечитель» в ст.41 ГК РФ необходимо изменить на «помощник» [ REF _Ref48997778 \r \h 43, c.41]. Крайне неудачным другие авторы признают и термин «подопечный». Предлагается заменить его на термин «гражданин, находящийся под патронажем».
Таким образом, исходя из рассмотренных положений о патронаже, следует сделать вывод о том, что патронаж является отдельным институтом гражданского права, но не разновидностью попечительства.
1.2. Понятие и правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителейРассмотрим различия, между ребенком сиротой и ребенком, оставшимся без попечения родителей.
Понятие детей-сирот раскрывается в ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», под которыми понимаются лица, не достигшие восемнадцатилетия, у которых умерли оба или единственный родитель [ REF _Ref48997798 \r \h 10].
В этой же статье Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ дается определение ребенка, оставшегося без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Согласно ст.121 СК РФ закрепляется перечень специальных оснований, в соответствии с которым ребенок признается оставшимся без родительского попечения, который дублируется ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ.
Таким образом, что дети-сироты, что дети оставшиеся без попечения родителей – являются несовершеннолетними.
Интересным представляется Апелляционное определение Рязанского областного суда от 30.07.2014 по делу N 33-1445, в котором истец обратилась с требованиями о признании права на обеспечение жилым помещением, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями [ REF _Ref48997811 \r \h 15].
Д. обратилась в суд к Министерству образования Рязанской области с иском о признании права на обеспечение благоустроенным жилым помещением и включении в список детей сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В обоснование заявленных исковых требований указала, что она является выпускницей детского дома и образовательного учреждения Рязанской области, относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Советского районного суда г. Рязани от 14 мая 2014 г. за Д. признано право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
На Министерство образования Рязанской области возложена обязанность включить Д. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Довод ответчика о том, что истица не относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, является безосновательным.
Судом установлено, что Д. (до брака ФИО1), <...> года рождения, является дочерью ФИО2, сведения об отце внесены в свидетельство о рождении истицы со слов матери.
На основании постановления главы администрации Рязанского района Рязанской области N от 30 августа 1996 г. и путевки комитета по образованию и молодежной политике администрации Рязанской области N от 4 сентября 1996 г. она была направлена в <...> школу-интернат, где находилась на полном государственном обеспечении с сентября 1996 г. по июнь 2005 г.Поводом для оформления истицы на полное государственное обеспечение послужило заявление ее матери ФИО2 от 27 августа 1996 г., с просьбой оформить дочь в государственное интернатное учреждение в связи с трудным материальным положением, в котором она указала, что является инвалидом 2 группы по зрению, матерью-одиночкой.
Органами опеки и попечительства 29 августа 1996 г. был составлен акт обследования жилищно-бытовых условий семьи ФИО2, проживающей по адресу: <данные изъяты>, из которого следовало, что по указанному адресу в двухкомнатной благоустроенной квартире, общей площадью <...> кв. м, прописаны и проживают: ФИО2, ее отец ФИО3, мать ФИО4, которая тяжело больна, все они являются пенсионерами. В семье сложилось трудное материальное положение, продуктов питания, детской одежды недостаточно, семье по мере возможности помогают соседи. По результатам обследования было принято решение о необходимости оформить ФИО1 в государственное интернатное учреждение на полное государственное обеспечение.
При таких обстоятельствах у суда имелись основания для вывода о том, что истица в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, поскольку была выявлена органами опеки и попечительства как ребенок, нуждающийся в защите прав и интересов в связи с создавшейся в ее семье тяжелой жизненной ситуацией, препятствующей ее нормальному воспитанию и развитию, и помещена в государственное интернатное учреждение на полное государственное обеспечение, где проживала и воспитывалась более семи лет, до наступления совершеннолетия.
Таким образом, вне зависимости от того, остался ли сиротой ребенок, или остался без попечения родителей – он является несовершеннолетним и установление опеки и попечительства будет происходить по общим правилам.
1.3 Особенности признания гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным. Основание назначения патронажаВ соответствии с п. 1 ст. 29 ГК РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. Гражданин считается недееспособным лишь после вынесения судом соответствующего решения и вступления его в законную силу.
Как указывает А.М. Нечаева, современной редакцией ГК РФ было устранено такое основание лишения дееспособности, как слабоумие, а термин «душевная болезнь» заменен на «психическое расстройство». Тем не менее слабоумие не подпадает под данную категорию, поскольку имеет свою специфику и причины возникновения. Следовательно, действие ст. 29 ГК РФ на лиц с данной болезнью свое действие не распространяет, даже если у указанных лиц полностью отсутствует способность к руководству и пониманию своих действий. В результате этого, возможность защитить интересы указанных лиц с помощью ст. 29 ГК РФ полностью отсутствует [ REF _Ref48997827 \r \h 38, c.6].
По мнению А.В. Бахмутова, установлению указанных критериев недееспособности в ГК РФ, предшествовало совершенствование гражданского и уголовного законодательства, а также развитие медицины, в частности психиатрии. Всеми своими успехами современное право и психиатрия почти целиком обязана опыту прошлого, отмеченного как великими свершениями, так и досадными неудачами [ REF _Ref48997846 \r \h 23, c.155].
Следует отметить, что ст. 29 ГК РФ не указывает на возрастной критерий лица, которого можно лишить дееспособности [ REF _Ref48997872 \r \h 25].
Тем не менее, наличие факта психического расстройства, даже подтвержденного соответствующей медицинской организацией не является основанием признания лица недееспособным. Лицо признается недееспособным только в судебном порядке, заявление о признании недееспособным вправе подать члены его семьи или близкие родственники, согласно ст.281 ГПК РФ, а также органы опеки и попечительства, либо соответствующая медицинская организация.
Для судебного рассмотрения дела о признании недееспособным необходимо документальное подтверждение у данного лица психического расстройства. Наличие психического расстройства устанавливается судебно-психиатрической экспертизой по требованию суда, а также в судебном процессе обязательным требованием является участие прокурора и представителя органа опеки и попечительства (ст. ст. 283 - 284 ГПК РФ). Все это является важной гарантией личных прав и интересов гражданина, недопущения произвольного вторжения в его гражданско-правовой статус [ REF _Ref48997891 \r \h 42,c.149].
Недееспособность следует разграничивать от тождественного явления, упоминаемого в ст. ст. 177 и 1078 ГК РФ – такого психического состояния полностью дееспособного лица, при котором оно не способно в полной мере понимать значение своих действий или руководить ими, в результате возникновения различных тяжелых жизненных обстоятельств: нервное потрясение, физическая травма, глубокое алкогольное и наркотическое опьянение и т.д. К числу причин, которые могут вызвать состояние, когда лицо не способно понимать значение своих действий или руководить ими, относят также гипноз [ REF _Ref48997920 \r \h 26, c.321].
Основной особенностью ст. 29 ГК РФ является то, что её применение влечет за собой, по сути дела, «гражданскую смерть». Поскольку утративший дееспособность гражданин перестает существовать в любом качестве, результатом чего является отсутствие возможности заключение любого договора: трудового, брачного и др., а также теряет способность самостоятельно защищать свои права в законном порядке.
Положение осложняется ещё и тем, что далеко не всегда над лицом, признанным полностью недееспособным, может быть учреждена опека из-за отсутствия лиц, желающих принять на себя опекунские права и обязанности. А когда они есть, нередко инициируются иски о признании больного полностью недееспособным, с мнением которого можно не считаться. Не единичны случаи назначения в качестве опекунов недееспособного медицинских работников, пользующихся полной беззащитностью своего подопечного. Вариантов нарушения его элементарных прав великое множество.
Для осуществления гражданами, которые страдают расстройствами психики и в результате этого у которых отсутствует возможность понимать значения своих действий или руководить ими, своих прав и свобод, законодательство устанавливает процедуру лишения дееспособности данного гражданина и назначения ему специального лица, осуществляющего над ним опекунство [ REF _Ref48997943 \r \h 29, c.53].
Дело о лишении лица дееспособности рассматривается судебной инстанцией в порядке особого производства. Согласно ч. 2 ст. 281 ГПК РФ заявление о признании недееспособным могут подать только члены семьи лица, признаваемого недееспособным, его близкие родственники вне зависимости от того, проживают ли они совместно или нет, органы опеки и попечительства, медицинская организация психиатрической помощи либо организация социального обслуживания лиц, страдающих расстройствами психики.
Термин «член семьи» в данной категории судебных дел определяется путем анализа соответствующих норм ст. 2 CK РФ, ч. 1 ст. 31 ЖК РФ [ REF _Ref48997955 \r \h 4] во взаимной связи c нормой ч. 2 ст. 281 ГПК РФ. Таким образом, к членам семьи следует относить следующих лиц: супруг, родители, дети (в том числе усыновители и усыновленные), братья и сестры (указанные члены семьи вправе обратиться с заявлением в суд независимо от факта совместного проживания с недееспособным) и в исключительных случаях, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные граждане, если они проживают совместно c гражданином, в отношении которого подается заявление. Узкий перечень лиц, установленных в ст. 281 ГПК РФ, обладающих соответствующим правом на подачу заявления о признании гражданина недееспособным, направлен с одной стороны на снижение случаев злоупотребления данным правом и защиту неприкосновенности частной жизни лица, страдающим расстройством психики, однако с другой весьма затрудняет последним защиты своих прав, в случае их нарушения [ REF _Ref48997968 \r \h 18].Заявление о признании гражданина недееспособным должно содержать факты и иные обстоятельства, которые свидетельствуют и указывают на то, что гражданин страдает психическим расстройством, в результате чего он не понимает значение своих действий, а также руководить ими [ REF _Ref48997981 \r \h 19].
После принятия заявления о признании лица недееспособным, при подготовке к судебному разбирательству судом назначается судебно – психиатрическая экспертиза, целью которой является установление соответствующего состояния психики у лица, признаваемого недееспособным. В случае, если данный гражданин уклоняется от прохождения назначенной судебной экспертизы, суд в судебном заседании с участием прокурора и психиатра вправе вынести определение o принудительном направлении гражданина на судебно-психиатрическую экспертизу [ REF _Ref48997998 \r \h 3].
В ГК РФ (ст. 41) закреплена специальная форма обеспечения интересов совершеннолетних и полностью дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности - это патронаж. В данном случае имеются в виду больные, не способные передвигаться и обслуживать себя, лица с тяжелыми увечьями, престарелые и т.п., при отсутствии лиц, обязанных осуществлять уход за ними. Орган опеки и попечительства с согласия такого гражданина может назначить ему попечителя (помощника), который принимает на себя обязанность оказывать подопечному регулярную помощь.
Поскольку отношения патронажа устанавливаются с полностью дееспособным лицом, все вопросы, связанные с осуществлением его имущественных прав, решаются только с его согласия. Так, распоряжение имуществом, принадлежащим такому гражданину, осуществляется попечителем (помощником) на основании договора поручения или доверительного управления, заключенного с подопечным. Бытовые и иные сделки, направленные на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного, совершаются с его согласия. Сохранение за подопечным совершеннолетним дееспособным гражданином полной самостоятельности проявляется также в том, что отношения патронажа могут быть в любое время прекращены по его требованию. На отношения патронажа распространяется действие многих правил, регулирующих опеку и попечительство, в частности ст. 34, 35, 39 ГК РФ. Обстоятельства, вызывающие потребность в патронаже, связаны с состоянием здоровья, обусловленным преклонным возрастом, тяжелым соматическим расстройством, инвалидностью, невозможностью из-за физического недуга свободно передвигаться за пределами своего дома и т.п. При этом сохраняется интеллект, способность разумно оценивать свои поступки и действия. Такому гражданину нужен только помощник.
Таким образом, законодательством предусмотрен специальный порядок признания гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, а именно – только в судебном порядке. Патронаж же назначается только в случае физической немощи субъекта, при котором отсутствуют нарушения психического характера.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ2.1. Условия назначения опекуна и попечителя детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителейВ соответствии со ст. 145 СК РФ, «опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов».
В отношении несовершеннолетних лиц применяются как правила ГК РФ, устанавливающего в ст. 32, что опека назначается над малолетними (детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет), а попечительство над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (ст. 33 ГК РФ), так и положения СК РФ, в котором содержатся основания для назначения опеки (попечительства) несовершеннолетним. В соответствии со ст. 122 СК РФ на должностных лиц дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, медицинских организаций, а также на граждан возложена обязанность по уведомлению органов опеки и попечительства о том, что ребенок остался без попечения родителей [ REF _Ref48998014 \r \h 30].
До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в организации, указанные в п.1 ст. 123 СК РФ, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается непосредственно на орган опеки и попечительства [ REF _Ref48998024 \r \h 22, c.40]. Однако, перед тем как ребенка-сироту или ребенка оставшегося без попечения родителей получится устроить в другую семью, органы опеки и попечительства устраивают их в специальные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [ REF _Ref48998043 \r \h 36, c.3].
В соответствии с СК РФ в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей действуют четыре основные формы устройства:
- усыновление/удочерение;
- опека (попечительство);
- приемная семья;
- организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.
Так, в соответствии с п.1 ст. 155 СК РФ, под организациями для данных несовершеннолетних категорий детей понимаются различные образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги. Решающее значение при решении вопроса о том, в какую организацию может быть помещен ребенок, имеют его возраст и состояние здоровья.
Детализация положений, закрепленных в гл. 22 СК РФ содержится в Постановлении Правительства РФ от 24.05.2014 N 481 (ред. от 19.12.2018) "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" [ REF _Ref48998062 \r \h 13]. Данным Постановлением регламентируются следующий механизм по устройству различных категорий детей:- дети от рождения и до достижения 3 лет помещаются под надзор в организации, оказывающие социальные услуги, или образовательные организации, в которых создаются условия, предназначенные для их воспитания и проживания;
- дети этого же возраста помещаются под надзор в медицинские организации в случае, если состояние здоровья ребенка требует оказания медицинской помощи (медицинской реабилитации) (в случае необходимости период пребывания может быть продлен и до достижения ребенком возраста 4-х лет);
- дети в возрасте от 3 лет и до достижения совершеннолетия помещаются под надзор в образовательные организации при условии, что невозможно организовать получение детьми образования в близлежащих дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях;
- дети-сироты из числа лиц, завершивших пребывание в организации для детей-сирот, но не старше 23 лет, могут временно бесплатно проживать и питаться в организации.
Учреждения, в к?
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!