Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Взаимосвязь стрессоустойчивости и темперамента у сотрудников службы организации пассажирских авиаперевозок

Тип Курсовая
Предмет Психология

ID (номер) заказа
2448235

500 руб.

Просмотров
1297
Размер файла
194.13 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение
В настоящее время большое значение приобрело изучение особенностей поведения сотрудников различных профессиональных сфер в стрессовых ситуациях, так как развитие науки, технический прогресс наряду с современным состоянием социума, международных отношений (конфликты, экстремизм, терроризм, военные действия, пандемии) привели к возникновению множества требований к профессиональным качествам и навыкам. Особенно важно данное положение по отношению к сотрудникам службы организации пассажирских авиаперевозок, в частности – бортпроводникам, которыми в большинстве случае являются лица женского пола в возрасте от 23 до 45 лет. Данная профессия, ее условия, являются особо опасными для человеческой жизни и поэтому вызывают повышенное психоэмоциональное напряжение, стресс, уровень которых также зависит от особенностей личности, например – темперамента. Условия данной профессии характеризуются высоким уровнем опасности возникновения конфликтов на основе таких факторов, как нахождение большого количества незнакомых людей в ограниченном пространстве при постоянной угрозе падения, возможности террористического акта и, наконец, в результате отрицательных человеческих эмоций. Поэтому тему данной курсовой работы считаем достаточно актуальной.
Стресс является неотъемлемой частью нашей жизни. Стресс может играть как положительную так и отрицательную роль. Так, есть стрессы, влияние которых проходит через небольшой промежуток времени, другие, напротив, затрагивают глубинные формирования личности и могут вызвать нарушение поведения человека, дезорганизацию его деятельности. Длительные стрессы оказывают отрицательное влияние не только на психическое самочувствие человека, но и на его физиологическое состояние и могут вызвать различные психосоматические заболевания. Каждый человек обладает разной реакцией на действие стрессогенного фактора в зависимости от его индивидуальности, которая базируется на таких столпах, как темперамент, характер, личность. Во многом поведение субъекта в стрессовой ситуации зависит от того, какую стратегию он выбирает, чтобы она разрешилась для него оптимальным образом.
Копинг-стратегии (от англ. Coping, coping-strategy) – это действия человека (продуктивные или непродуктивные), которые он предпринимает, чтобы справиться со стрессом. Как показали новейшие исследования, вид копин-стратегий, которые применяет субъект в стрессовой ситуации, зависит от типа темперамента (холерический, сангвинический, меланхолический, флегматический). В настоящее время, которое характеризуется наличием множества факторов, вызывающими стресс, понятие копинг-стратегий приобретает большое значение. Поэтому тему нашей работы, которая затрагивает рассмотрение категории «копинг-стратегии» во взаимосвязи с категориями «темперамента» и «стрессоустойчивости», считаем достаточно актуальной.
Изучением проблемы стрессоустойчивости, копинг-стратегий и их зависимости от темперамента у работников различных профессиональных сфер в том числе у сотрудников службы организации пассажирских авиаперевозок (бортпроводников – мы взяли именно данную категорию служащих) занимались многие специалисты, например, такие, как – В. Я. Апчел, Т.Г. Филипьева, Е.И. Рассказова, Т. О. Гордеева, Т.Г. Бохан, Г. Селье, Е.Е. Бочарова, А. П. Катунин, А.А. Обознов, В.А. Бодров и др. Несмотря на данный факт эта проблема является недостаточно разработанной, поэтому наше исследование, основанное на выявлении различных типов и особенностей поведения бортпроводниц в различных фрустрирующих ситуациях является довольно значимым.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения темперамента, стрессоустойчивости и копинг-стратегий
Понятие темперамента и его свойств. Факторы, определяющие тип темперамента
Темперамент (от лат. Temperementum – совокупность стабильных составляющих) – это устойчивая структура психофизиологических особенностей индивида, которые проявляются в динамических качествах поведения субъекта – определенном темпе, ритме деятельности, уровне психической активности. В основе каждого типа темперамента находится специфичное функционирование нейрохимических систем, выделяющих различные вещества – гормоны, нейропептиды, моноамины и т.д. Индивидуальное сочетание данных веществ связано с формированием высшего типа деятельности субъектов. Таким образом, свойства темперамента находятся в прямой зависимости от биологических признаков организма и проявляются в поведенческих, индивидуально-психологических особенностях субъектов [8,10].
Однако, не смотря на определение, данное выше, существуют три общеизвестные концепции, раскрывающие основу, которая определяет тот или иной тип темперамента:
Гуморально-эндокринная.
Конституциональная.
Нейродинамическая.
Первая концепция происходит от взглядов и положений, изложенных в трудах древнегреческого врача Гиппократа и претерпевших на протяжении многих веков очевидную трансформацию. Гиппократ считал, что в организме каждого человека имеется четыре жидкости, различное сочетание которых в количественном отношении определяет тип нервной деятельности: кровь, желтая и черная желчь, лимфа. Впоследствии Гален более четко определил свойства каждого типа темперамента, дав им названия (флегматик, меланхолик, сангвиник, холерик).
Конституциональные теории происхождения типов темперамента берут свое начало от научных положений, выдвинутых Э. Кречмером и У. Шелдоном.
В основе нейродинамических теорий происхождения типов темперамента лежат научные закономерности, изученные и описанные всемирно известным врачом, физиологом И. П. Павловым. И.П. Павлов выделял такие свойства нервной системы, определяющие темп и ритм психической деятельности, как сила, лабильность (подвижность) и уравновешенность психических процессов (определенное сочетание возбуждение и торможения, преобладание одного из них). Последователи И.П. Павлова (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин, Н. И. Красногорский, А. Г. Иванов-Смоленский) углубили и уточнили его теорию, применив к определению темперамента понятия общей активности и эмоциональности [15,20].
В настоящее время динамика развития теории темперамента проявляется в попытках объединения всех трех предыдущих концепций: гуморальной, конституциональной, нейродинамической. Какие бы теории не объясняли принцип формирования типов темперамента, преобладающее количество исследователей дают определение темпераменту как базовой, врожденной характеристики, которая определяет весь спектр поведенческих реакций индивида. Таким образом, темперамент является первоисточником всех психических реакций, проявляется уже в течение первых месяцев жизни и имеет практически неизменные структуру и свойства на протяжении всего жизненного пути индивида [3,8].
К свойствам темперамента исследователи (О. Е. Баксанский, О.В. Барсукова, Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова и др.) относят разные психические, психологические проявления, относительно данного определения – «свойства темперамента» единой точки зрения не существует. Так, многие ученые-психологи характеризуя свойства темперамента, прежде всего говорят об явлении эргичности или активности и уровне, качестве эмоциональных проявлений (В. Вундт, И. Кант, В.Д. Небылицын и др). В.М. Русалов также уточняет положение о свойствах темперамента дополняя его такими понятиями, как темп и пластичность. При этом данный исследователь считает, что свойства темперамента имеют тесную связь с теми сферами, в которых они могут проявляться – предметной (взаимодействие с определенной предметной средой, предполагающее формирование и реализацию различных поведенческих стратегий, которые могут приводить к успеху или неуспеху – возникновению стресса, например, уровень которого в свою очередь зависит от характера стрессоустойчивости) и социальной. Имея в виду последнюю сферу мы подразумеваем те поведенческие стратегии, которые имеют субъектно-ориентированную, коммуникативную основу и которые также могут приводить к различным изменением нервно-гуморальной природы организма – положительному или отрицательному стрессу, дистрессу, хронической эмоциональной неудовлетворенности, переживаниям, фобиям, возникновению тревоги [2,3,9]. Таким образом, именно через определенный тип поведения, основанный на различных поведенческих стратегиях, имеющих своей первопричиной один из четырех видов темперамента (холерический, сангвинический, меланхолический, флегматический) – последний связан с таким понятием как стрессоустойчивость, предполагающим специфичное реагирование и уровень стресса в фрустрирующих ситуациях.
Но возвратимся к рассмотрению свойств темперамента, которые и определяют тип поведения (копинг-стратегию)в той или иной напряженной, стрессовой ситуации. В настоящее время выделяют девять свойств темперамента [8]:
Сензитивность, которая характеризует общую чувствительность по отношению к субъективным (различные чувства, переживания, страхи – каждый индивид по-разному относится к собственным психологическим новообразованиям) и объективным факторам (факторы внешней социальной среды, окружающей действительности) и определяет характер и силу ответной реакции или ее полное отсутствие.
Активность – данное качество выражается в характере взаимодействия субъекта с окружающей средой (в том насколько оно интенсивно), проявлении определенных психологических (уровень познавательной активности, интеллекта, внимания, памяти, воображения, сформированности картины мира, представлений о самом себе и т.д.) и физиологических (темп, ритм деятельности, соматических реакциях) способностей, личностных качеств. От активности зависит длительность сосредоточения на профессиональной деятельности и энергичное либо пассивное поведение в различных напряженных, стрессовых ситуациях.
Реактивность или импульсивность – уровень непроизвольности реакций на воздействия окружающей среды, в том числе возникающие на социальной основе (например, коммуникативные, выражающиеся в конфликте или компромиссе между взаимодействующими сторонами) [24].
Соотношение активности и реактивности – данное явление объединяет эти два понятия и раскрывает такое психологическое качество индивида, как способность действовать в соответствии с внутренним локусом контроля, согласно своим планам, руководствуясь определенными внутренними переживаниями, эмоциями. Исследователями установлено, что чем выше активность у индивида, тем меньше он проявляет импульсивных реакций в поведении [3,15].
Темп реакций – проявляется в скоростных характеристиках психических процессов, динамике двигательной активности, скорости речевых высказываний, быстроте запоминания и воспроизведения информации, нахождения решения в той или иной ситуации (конфликтного или мирного характера).
Пластичность – проявляется в динамике и характере (полном, частичном) приспособления к окружающей действительности, в том, насколько принятые решения соответствуют объективному содержанию ситуации.
Экстраверсия – интроверсия - открытость внешнему миру либо, наоборот, погруженность в собственные переживания, связанные с полученными в прошлом времени впечатлениями.
Эмоциональная возбудимость – в основе лежит уровень интенсивности раздражителя, который способен вызвать ответную реакцию [8].
Эмоциональная лабильность – определяет скорость протекания той или иной эмоциональной реакции, быстроту переключения с одного типа реакции на другой.
Каждый тип темперамента характеризуется своей интенсивностью того или иного свойства, рассмотренного выше. Так, сангвиник обладает высоким уровнем нервно-психической активности, разнообразием эмоциональных и поведенческих реакций, впечатлительностью, лабильностью, высоким уровнем пластичности – по И.П. Павлову – это «живые», впечатлительные натуры. Как правило, сангвиники открыты внешнему миру, то есть являются экстравертами, легко меняют увлечения, деятельность. При неблагоприятных условиях воспитания в детстве субъекты с данным типом темперамента приобретают такое отрицательное качество, как поверхностность, непостоянство [20,24].
Для холерика характерна высокая нервно-психическая активность, неуравновешенность психических процессов, их подвижность, тип нервной системы можно характеризовать как безудержный. Холерики часто подвержены импульсивности, повышенной возбудимости в различных стрессогенных ситуациях, они впечатлительны и эмоциональны.
Флегматики обладают низким уровнем активности в поведении, выражающейся в слабой переключаемости между различными внешними раздражителями (низкий уровень пластичности и лабильности), медлительностью и спокойствием в действиях. Они характеризуются медленным темпом речи и любой деятельности, постоянной глубиной чувств и переживаний. При неблагоприятных условиях воспитания субъекты с данным типом темперамента начинают характеризоваться эмоциональной сухостью, склонностью к стереотипным действиям [8].
Меланхолики обладают слабой нервной системой, они очень чувствительны, эмоционально уязвимы при неярко выраженных внешних проявлениях. Для субъектов с данным типом темперамента характерна интровертированная направленность, замкнутость, постоянное негативное переживание событий, которые не являются столь значительными.
Таким образом, мы рассмотрели понятие темперамента, отметили основные концептуальные подходы (нервно-гуморальный, конституциональный, нейродинамический) к объяснению формирования различных типов темперамента, его свойств, интенсивность и различное сочетание которых и определяют его вид.
Характеристика понятия стресса, стрессоустойчивости, копинг-стратегий
Согласно исследованиям специалистов (А.В. Либина, В.А. Бодров, Т.Г. Бохан), стресс – это специфичное состояние психики и организма в целом, которое определяется мобилизацией ресурсов для преодоления внешнего воздействия, носящего предметный или социальный характер. В основе стресса, как правило, лежит неспецифичная реакция организма, которая проявляется в возникновении на психологическом уровне ощущения тревоги, опасности, угрозы изменения привычного состояния функционирования [4,7,13].
По мнению исследователей (В.Я. Апчел, В.Н. Цыган) чаще всего в жизни современного человека имеет место эмоциональный стресс, который характеризуется появлением состояния эмоционального возбуждения – повышенной интенсивности функционирования нервной системы и эмоционального напряжения, сопровождающегося мобилизацией психических и физиологических ресурсов организма. Если ресурсов организма не хватает для благоприятного решения создавшейся ситуации, то говорят об отрицательном стрессе, который сопровождается негативными психологическими явлениями и последствиями – тревогой, страхом, напряжением и последующим нервным истощением, которое может усилиться при длительном воздействии стрессогенного фактора, то есть в том случае, если он по какой-либо причине не исчезает. Перенапряжение нервной системы при хроническом стрессе может привести к ухудшению общего состояния психики и физиологических функций человека вплоть до летального исхода [1].
Стресс является причиной возникновения сдвигов во всех сферах психики:
В эмоциональном плане стресс вызывает ощущение тревоги, неопределенности исхода ситуации и одновременно ее значимости для индивида.
На уровне интеллекта субъект, подвергшийся действию стрессогенного фактора, оценивает уровень опасности создавшейся угрозы, но ее интенсивность и характер остаются для него поначалу неопределенными [16, с. 157-159; 21].
На уровне формирования мотивов – субъект проявляет определенную активность для преодоления сложившейся ситуации либо стремится капитулировать – избежать ее последствий.
На уровне поведения стресс проявляется в изменении активности, характеризующейся определенной скоростью действий по разрешению ситуации, либо ухода от нее.
Как было сказано выше, при стрессе происходит осмысление угрозы, при этом субъект оценивает негативные последствия фрустрирующей ситуации. В контексте данной оценки большое значение имеют различные условия и обстоятельства, сложившиеся при возникновении, например, конфликта. Если данные условия каким-либо образом могут вызвать негативные последствия для субъекта, он испытывает стресс, при оценке данных условий как нереальных или не касающихся субъекта, стресс у него не возникает.
При оценке угрозы, как отмечает А.А. Налчаджян, большое значение имеют индивидуальные, типологические (например, характер, темперамент) психологические качества личности субъекта, такие как темп, ритм деятельности, экстравертированность или интровертированность, перцептивные способности, уровень абстрактного мышления, развития памяти, накопленный социальный опыт, условия воспитания и обучения, которые имели место в прошлом [18].
Таким образом, при возникновении стресса большое значение имеют как объективные условия, подвергающиеся оценке и сложившиеся при фрустрирующей ситуации, так и индивидуально-личностные, типологические особенности субъекта, в соответствии с которыми он выбирает определенную стратегию (копинг-стратегию) поведения, например, отрицание, преодоление или принятие сложившихся последствий фрустрации.
По мнению Ю.В. Щербатых, Дж. Эверилла главным признаком стрессовой ситуации является потеря контроля, которая может привести к нарушению адаптации. В том случае, если субъект согласно когнитивной оценке, зависящей от уровня развития психических процессов и индивидуально-типологических качеств, оценивает ситуацию, как неблагоприятную, он может растеряться. При потере контроля может наблюдаться распад деятельности, сопровождающийся такими последовательно сменяющимися негативными состояниями, как агрессия, депрессия, апатия [26].
Таким образом, большое значение, с позиции предотвращения негативных последствий стресса, их предупреждения и преодоления является рассмотрение понятия стрессоустойчивости и продуктивных копинг-стратегий применительно к индивидуально-типологическим свойствам психики человека – темпераменту, в контексте нашей исследовательской работы.
Исследователи (А.В. Морозов, А.Л. Церковский, О.В. Лозгачева и др.) доказали существование определенной пороговой величины уровня напряжения при превышении которой, стрессовые факторы оказываются деструктивное воздействие на психику человека. Данная величина зависит от стрессоустойчивости каждого индивида. Под стрессоустойчивостью понимается способность субъекта продуктивно предупреждать и противостоять жизненным трудностям, без потери контроля над своим поведением, сохранять свое состояние психологической уравновешенности и позитивного отношения к жизненным обстоятельствам [14, с. 35-37;17,27, с. 6-19].
Уровень стрессоустойчивости зависит от силы фрустрирующих воздействий, особенностей личности - таких как тип темперамента, и бывает низким, промежуточным, средним и высоким. С типом темперамента уровень стрессоустойчивости взаимосвязан и через применение различных копинг-стратегий .
Существуют различные классификации копинг-стратегий (А.В. Катунин, О.И. Рассказова, Т.О. Гордеева): проблемно-фокусированные, стратегии, направленные на преодоление эмоций, которые вызывает стресс. Отечественные психологи предложили классификацию, основанную на применении определенных действий при стрессе: познании новых жизненных закономерностей, выбора определенной тактики поведения в конкретной ситуации, переживания разного вида эмоций. Также существует классификация, основанная на выявлении продуктивности копинг-стратегий, которая имеет главное значение в контексте нашей работы, так как в большей степени связана с изучением уровня стрессоустойчивости, характерного для каждого типа темперамента [11, с. 243-246,19].
С позиции продуктивности копинг-стратегий выделяют следующие негативные виды поведения в ситуациях фрустрации:
Двигательное возбуждение – хаотичные поведенческие реакции, не имеющие определенной цели.
Апатия – уход в себя, замкнутость, отчужденность.
Конфронтация, основанная на агрессии – причинение вреда, ущерба окружающим, деструкция.
Стереотипное поведение – выбор одних и тех же действий в различных фрустрационных ситуациях, которые так же носят постоянный характер во времени.
Регрессивное поведение – применение механизмов поведения, характерных для ранних периодов жизни субъекта, выбор примитивных, элементарных форм поведения (упрощение поведенческих схем) [22].
Избегание или капитуляция – стремление уйти от разрешения проблемы, вернуться в привычное состояние при помощи, например, психоактивных веществ (наркомания, алкоголизм, табакокурение).
Как правило, непродуктивные копинг-стратегии не подразумевают определенной цели, само их существование представляет собой попытку добиться определенного результата в ситуации фрустрации, но они не являются результативными, напротив, приводят к усугублению стрессового состояния вследствие неэффективного использования ресурсов организма [6, с. 580-589].
Продуктивными видами копинг-стратегий являются:
Действия, направленные на разрешение ситуации – поиск помощи, поддержки.
Стремление к накоплению опыта принятия решений в различных напряженных условиях – в этом случае субъект сам ищет ситуации, в которых он мог бы проявить свои способности, приобрести уникальные навыки преодоления негативных стрессовых факторов (например, человек, боящийся высоты, становится альпинистом, боящийся конфликтов с людьми - педагогом).
Взятие ситуации под контроль – этой копинг-стратегией обладают сильные духом люди, способные к быстрым и многовариантным действиям в состоянии стресса [5, с. 32-40].
С позиции преодоления стресса, предупреждения его негативных последствий, повышения стрессоустойчивости большое значение имеют такие индивидуально-типологические свойства личности, обусловленные типом темперамента, как высокий уровень пластичности, уравновешенности, лабильности, скорости принятия решений, открытости (экстравертированности) по от отношению к окружающему миру. С этой точки зрения наиболее устойчивыми по отношению к стрессу являются субъекты имеющие сангвинический тип темперамента. Сангвиники, в силу большой пластичности в принятии решений, подвижности нервных процессов, высокой скорости принятия решений, как правило, используют продуктивные копинг-стратегии при нахождении в ситуации фрустрации. Они не склонны к избеганию проблемы вследствие сильной нервной системы, живая и в меру чувствительная натура сангвиников способствует приобретению опыта по преодолению стрессовых ситуаций, разнообразию принимаемых решений, среди которых обязательно встречаются правильные. Сама скорость отбора необходимых в ситуации неопределенности действий позволяет быстро прийти к ее благополучному разрешению. Наряду с вышеописанными качествами глубоко развитые интеллектуальные, творческие способности способствуют наиболее успешному овладению профессиональной деятельностью, достижению высоких результатов в пределах определенных профессиональных требований.
Флегматики в силу таких свойств темперамента, как тугоподвижность, инертность психических процессов, уравновешенность поведенческих реакций обладают средним уровнем стрессоустойчивости. Субъекты с таким типом темперамента применяют как продуктивные, так и непродуктивные копинг-стратегии. Вследствие тугоподвижности психических процессов, некоторой медлительности в принятии решений, данные субъекты могут при необходимости достижения результата по преодолению негативных последствий стресса впасть в апатию, проявить безразличие, применить стереотипные действия, что не предполагает благоприятный исход из негативной ситуации. В тоже время уравновешенность поведения во многом способствует развитию способности взятия ситуации под контроль, что предполагает в совокупности с пониженной пластичностью формирование среднего уровня стрессоустойчивости [23].
Холерик характеризуется уровнем стрессоустойчивости немного выше самого низкого (он будет рассмотрен в контексте меланхолического темперамента). Высокая непроизвольность, импульсивность поведения, безудержный тип нервной системы способствуют применению в конфликте такой копинг-стратегии, как конфронтация, характеризующаяся бурным всплеском негативных эмоций. Данная копинг-стратегия также поддерживается экстравертированной направленностью на внешний мир, неуравновешенностью нервных процессов. Всплеск негативных эмоций, их продолжительность и высокая интенсивность углубляют негативные последствия стресса. Вместе с тем сильный тип нервной системы, подвижность нервных процессов может способствовать применению холериками такого вида продуктивной копинг-стратегии, как поиск цели, обращение за помощью к окружающим, многовариантности принятия решений [15,19].
Меланхолики в силу слабой нервной системы, замкнутости, повышенной чувствительности обладают самым низким уровнем стрессоустойчивости. Данный тип темперамента одним из свойств которого является интровертированность, направленность на собственные переживания, проявляется в длительных и глубоких негативных эмоциях, усиливающих разрушительные для психики человека факторы стресса. Меланхолик зачастую применяет такие непродуктивные виды копинг-стратегий, как избегание проблемных ситуаций, уход от принятия решений, применение регрессивных схем поведения, погружение в себя (апатия) [8].
Таким образом, мы рассмотрели понятия стресса, стрессоустойчивости, зависимость уровня стрессоустойчивости от типа темперамента. Стресс, как правило возникает при несоответствии имеющихся ресурсов организма и силы стрессогенного фактора. Есть определенная пороговая величина, при превышении которой у человека возникает стресс в ответ на психотравмирующую ситуацию. Данная пороговая величина связана с уровнем стрессоустойчивости, который бывает низкий, промежуточный, средний и высокий. Выход из стрессового состояния обусловлен зависимостью стрессоустойчивости и копинг-стратегий, которые применяет индивид в той или иной напряженной ситуации, а также типом темперамента.

Глава 2. Теоретические аспекты изучения проблемы взаимосвязи стрессоустойчивости и темперамента у сотрудников службы пассажирских авиаперевозок (бортпроводники)
2.1 Факторы, способствующие возникновению стресса в условиях профессии бортпроводника воздушного судна
Условия труда бортпроводников обладают своей специфичностью в контексте стрессогенного влияния. Рассмотрим стрессогенные факторы данной профессии:
Кабинный и летный экипажи занимаются профессиональной деятельностью в достаточно ограниченном, замкнутом пространстве, но их профессиональные функции и обязанности имеют определенные различия. Члены бригады бортпроводников обязаны подчиняться старшему проводнику и командиру воздушного судна. Однако при взаимодействии бортпроводников и пилотов могут иметь место конфликтные ситуации вследствие наличия человеческого фактора. В данных ситуациях пилоты, как правило, оказывают значительное психическое давление на бортпроводников.
В настоящее время благодаря многочисленным исследованиям стало известно, что труд проводников включает характеристики всех пяти типов труда (Е.А. Климов): человек-человек, человек - знак, человек - природа, человек – техника, человек – художественный образ. Требованиями к исполнению профессиональной деятельности в контексте взаимодействия человек – человек являются благожелательное, позитивное отношение к клиентам (а также пилотам, коллегам) в процессе коммуникаций, что в условиях ограниченного пространства в ситуации постоянного ощущения угрозы падения, усиливает психическое напряжение [25].
С позиции взаимодействия человек – техника, бортпроводники обязаны обслуживать съемное и стационарное оборудование салона и туалетной комнаты, технику, обеспечивающую бесперебойное питание пассажиров, видео- и аудиосистемы, систему оповещения пассажиров, аварийные средства, а также предметы сервиса на борту воздушного судна.
В свете взаимодействия человек – знак бортпроводникам приходится применять знания в области лингвистики русского и иностранных языков, работать с различными условными сокращениям, знаками, символами. В условиях постоянного психического напряжения необходимость в расшифровке различных кодов, а также правильного построения своей речи, придания ей учтивой интонации, выразительности при коммуникативном взаимодействии с пассажирами, усугубляет негативные последствия хронического стресса, вызванного всеми остальными экстремальными факторами данной профессии [18].
Члены воздушного экипажа испытывают постоянное отрицательное влияние природных условий, вызванное перепадами атмосферного давления при взлете и посадке, определенной температурой в салоне, сухостью воздуха, а также другими климатическими воздействиями.
Бортпроводники обязаны создавать позитивный настрой у пассажиров, членов экипажа, поддерживая ощущение уюта, красоты окружающей обстановки, которые должны в целом внушать чувство безопасности. В данном требовании проявляется такой тип взаимодействия в профессиональной деятельности проводников как человек – художественный образ [12].
Дополнительно к вышесказанному можно добавить, что бортпроводникам необходимо контролировать свое внутреннее эмоциональное состояние, разрабатывать стратегические и тактические планы поведения и поддерживать контакты с пассажирами и летным экипажем на должном уровне.
Уникальность условий труда данной профессии заключается также в том, что она осуществляется в замкнутом пространстве фюзеляжа; бортпроводник несет высокую моральную ответственность за жизнь пассажиров, обязан принимать своевременные решения по оказанию первой доврачебной помощи в чрезвычайных ситуациях.
Расположение различных технических средств на разных уровнях в ограниченном пространстве требует высокой точности, ловкости и экономности движений, знаний о работе различные бортовых приборов. К тому же в полете на организм бортпроводника постоянно действует земная гравитация и различные виды ускорений движения самолета в атмосфере. Влияние данных природных сил испытывают на себе такие физиологические аппараты организма человека, как вестибулярный, кинестетический, интероцептивный анализатор, мозжечок и др. Все это может вызвать приступы головокружения и слабости, ухудшения физического состояния, которые в ситуации необходимости быстрого принятия решений могут привести к негативным результатам как для самого проводника, так и для пассажиров [15,25].
Бортпроводники действуют в соответствии с необходимостью формирования трех условий: качественного обслуживания, доброжелательной атмосферы, индивидуального подхода. Бортпроводнику необходимо учитывать при возникновении конфликтных ситуаций, что пассажиры также находятся в самолете под влиянием стрессогенных факторов (Х. Хек, А. Мессер): пассажир не может покинуть воздушное судно, обязан подчиняться летному экипажу, не имеет права воздействовать с целью изменения на летные процедуры, ограничен в свободе действия и движений (терпит физический дискомфорт – вынужден продолжительное время находиться в статичном состоянии, которое может вызвать сильное утомление), терпит влияние незнакомых людей и т.д. [25].
Согласно исследованиям, бортпроводники испытывают при выполнении профессиональной деятельности следующие эмоциональные состояния: эмоциональное истощение, чувство утраты, потребность в поддержке со стороны окружающих, страх перед будущими событиями, страх смерти, фобии относительно условий труда – постоянным нахождением в замкнутом пространстве на большой высоте, концентрацию на отрицательных явлениях жизни, общую тревожность и т.д. Несмотря, что данные психологические состояния значительно угнетают психическое и физическое самочувствие бортпроводников, администрация аэропорта продолжает выдвигать все новые требования, усложняющие их профессиональные обязанности.
В настоящее время известны особенности психических функций бортпроводников: памяти, внимания, воображения. Несмотря на известный алгоритм действий в аварийных ситуациях, бортпроводникам необходимо принимать новые, высоко интеллектуальные решения, которые зависят от состояния когнитивных процессов, уровня знаний и их организации в памяти, соотнесенности вербальных и образных элементов в границах психических функций мышления и памяти [12,18].
Для достижения положительного результата в профессиональной деятельности бортпроводникам необходимо применять значительные интеллектуальные и физические усилия. Профессия проводника характеризуется доминированием роли интеллектуальной деятельности, необходимостью применения творческих, нестандартных решений. При осуществлении контакта, бортпроводник должен обладать способностью быстро оценить ситуацию, определить цель и выбрать средства для ее достижения при помощи планирования и предвосхищения последствий сложившихся негативных обстоятельств. Также профессия бортпроводника требует пластичности в выполнении профессиональных действий, умения перестраиваться по ходу принятия решений, правильно применять свой жизненный и профессиональный опыт. Таким образом, бортпроводник использует в работе наглядно-образное, наглядно-действенное, абстрактное, творческое мышление [12].
Деятельность бортпроводника предполагает постоянное столкновение с ситуациями, сопровождающимися конфликтами, проявлениями агрессии, предубеждением, антипатией, поэтому в его профессиональную компетенцию включаются умения и навыки применения приемов и различных стратегий выхода их конфликтов, нахождения компромисса между сторонами, пребывающими в конфронтации.
Согласно изучению профессиональной деятельности бортпроводников определены основные ее противоречия:
соединение функций «спасателя» и «официанта», которые предполагают такие резко отличающиеся стили общения, как жесткое требование действовать согласно правилам и мягкость, предупредительность, жертвенность в ходе реализации коммуникаций;
временные противоречия: необходимость строить свою жизнь в соответствии с расписанием рейсов, временем взлета и нахождения в воздухе. Часто между перелетами бортпроводнику приходится испытывать чувство неопределенности, непредсказуемости будущих событий [25];
противоречия, связанные с нахождением в пространстве, на большой высоте от земли, наряду с ощущением данного противоречия, бортпроводнику необходимо обеспечивать безопасность пассажиров, заботиться об их благополучии, сохраняя при этом спокойствие, уравновешенность, единство души и тела;
тяжелый, опасный для жизни труд бортпроводника противоречит общественным представлениям о работе стюардесс – «беззаботная, романтичная, привлекательная»;
противоречия, проявляющиеся на физическом уровне: десинхроноз и нарушение биоритмов, ухудшение психического и физического состояния, связанное с частой сменой погодных, климатических условий, времен года;
в эмоциональной сфере наблюдается двойственность положения, заключающаяся в постоянной готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях и одновременным сохранением приятного внешнего вида, уравновешенности, благожелательности, обаяния, приветливости по отношению к пассажирам;
в контексте коммуникативного взаимодействия бортпроводник должен уметь быстро переключаться между тремя видами общения, предполагающих соблюдение определенной дистанции: «бортпроводник - пассажир», «бортпроводник-бортпроводник», «бортпроводник - пилоты»;
неравномерность в режиме труда и отдыха, предполагающая достаточно продолжительные периоды двигательной активности и коротких вре


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ТюмГУ
Спасибо большое за курсовую работу!! Оригинальность 75%, оценка отлично
star star star star star
СПбГУ
Очень грамотное написание курсовой, видно, что исполнитель разбирается в теме работы и пиш...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.