Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Воспитание ребёнка со сниженным слухом в семье

Тип Курсовая
Предмет Сурдопедагогика

ID (номер) заказа
2463932

500 руб.

Просмотров
731
Размер файла
62.9 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение
Семья – это социальный институт, который имеет важное значение для воспитания и развития ребенка. Именно семья является необходимым звеном в цепи коррекции и реабилитации ребенка с нарушенным развитием, в частности – со сниженным слухом. В данном социальном образовании создается развивающая среда при помощи включения в обыденную ежедневную деятельность ребенка различных развивающих игр, пособий, дидактического материала, подобранного родителями. Естественно предположить, что освоение различного игрового материала ребенком со сниженным слухом происходит в рамках взаимодействия с родителями, значение воспитательного воздействия которых, особенно на начальных этапах, до поступления в школу, трудно переоценить. Важно, чтобы воспитание ребенка, осуществляемое в семье, происходило по определенным правилам, которые бы способствовали наиболее глубокому и всестороннему развитию ребенка со сниженным слухом. С этой точки зрения, тема нашей курсовой работы является достаточно актуальной.
Исследованием условий семейного воспитания детей с нарушенным развитием занимались многие отечественные ученые-психологи, педагоги-новаторы например такие, как Л.В. Андреева, Т.Г. Богданова, Т.А. Власова, Р.М. Боскис, Л.А. Головчиц, Б.Д. Корсунская. Не смотря на наличие многих научных разработок по данной теме, она является мало разработанной и требует дополнительного изучения.
Цель: изучить методы семейного воспитания детей со сниженным слухом, способствующие наиболее полному и всестороннему развитию, коррекции психических функций.
Согласно поставленной цели, были определены следующие задачи теоретического и практического исследования:
Изучить различные теоретические источники относительно вопроса психолого-педагогической характеристики детей со сниженным слухом.
Изучить теоретические источники по проблеме семейного воспитания в целом, определить его главные методы и примы.
Изучить информацию по формам и методам семейного воспитания детей со сниженным слухом.
Определить базу и методы практического исследования.
Составить рекомендации родителям по организации занятий с ребенком, имеющим сниженный слух, в домашних условиях.
База исследования – семьи Тягочук, Прелаева, Сысоева.
Методы исследования: анализ теоретических источников, методики на изучение уровня развития психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления.
Теоретическая значимость заключается в дополнении современных научных концепций новыми фактами, описывающими развитие детей с нарушенным развитием.
Практическая значимость: рекомендации, составленные по результатам диагностики, могут быть использованы в работе с детьми, имеющими нарушенный слух, теоретический материал работы можно применять в качестве основы для просветительских, консультационных мероприятий, проводимых с родителями данных детей.
Глава 1.
Теоретические аспекты изучения проблемы воспитания ребенка со сниженным слухом в семье
Психолого-педагогическая характеристика детей со сниженным слухом
Развитие психики – это закономерный процесс, который происходит неравномерно: одни психические функции созревают быстрее других и одновременно служат основой для различных новообразований. На каждом возрастном этапе происходит перестройка функциональных систем; созревание определенного психического процесса зависит от тех межфункциональных связей, в которые он включен как необходимый компонент. Поэтому успех обучающих воздействий во многом связан с сензитивными периодами развития, в рамках которых совершенствование определенной психической функции является наиболее оптимальным. Исследователи установили, что развитие речи, мышления, памяти имеет свои наиболее чувствительные для коррекции возрастные периоды [16].
Психические функции ребенка со сниженным слухом подвержены компенсации в силу пластичной нервной системы. Рассмотрим характеристику внимания, восприятия, речи, памяти, мышления и эмоционально-волевой сферы детей со сниженным слухом.
Характеристика внимания. Дошкольный возрастной период является этапом, при котором наблюдается доминирование непроизвольного внимания, что справедливо как для нормального, так и для аномального развития. У детей со сниженным слухом зрительное внимание имеет компенсаторное значение, так как данные дети воспринимают, прежде всего, зрительные раздражители. Длительное сосредоточение на мимике и движениях рта говорящего способствует возникновению утомления и отвлечению на посторонние раздражители, не связанные с основной деятельностью. У данных детей проявляются сложности в сосредоточении внимания на объекте а также в переключении внимания с одного объекта на другой, вышеописанные признаки нарушенного развития являются причиной медлительности в осуществлении действий, ошибок в выполнении определенных заданий [2,7].
Длительность удержания внимания зависит от внешне выразительных свойств информационного материала. Чем отчетливей проявляются внешние признаки воспринимаемого предмета, дидактического материала, игры, тем легче слабослышащий ребенок их определяет и относит к главной или второстепенной категории. Поэтому в обучении, воспитании и развитии слабослышащих большое значение имеет применение различных средств наглядности, которые вызывают произвольное либо непроизвольное внимание. Применение наглядного материала при развитии речи ребенка со сниженным слухом способствует переходу внешних действий во внутренний план, благодаря чему развивается абстрактное мышление и умение воспринимать более сложные инструкции взрослых, также совершенствуется самоконтроль, развивается произвольность поведения. Однако следует отметить, что переход от следования инструкциям взрослых к самоконтролю происходит в гораздо более поздние сроки, чем у нормально слышащих сверстников [3,16].
Характеристика ощущений и восприятия. Восприятие дошкольников со сниженным слухом обладает рядом особенностей. Важную роль как компенсаторный механизм играет зрительное восприятие. У детей данной категории наблюдаются трудности в восприятии внешних объектов, выражающиеся в более длительном сосредоточении, в замедленном и часто неправильном восприятии предметов и их изображений, находящихся в необычном положении (перевернутом, заштрихованные объекты также могут ошибочно восприняты) [2].
Не смотря на преобладание аналитической функции восприятия над синтетической, у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста складывается целостные образы объектов, что позволяет им складывать разрезные картинки, состоящие из двух – пяти частей. Особенно хорошо получается оперировать формами при использовании оречвления производимых действий, то есть включения в аналитико-синтетическую мыслительную деятельность речевой функции.
Однако дети данной категории с трудом распознают перспективные изображения, пространственно-временные отношения между объектами, им с трудом дается восприятие предметов, находящихся в движении, в необычном положении, частично скрытых и заштрихованных изображений. Вместе с тем следует отметить, что зрительное восприятие является основным источником сведений об окружающем мире, на основе приобретенного сенсорного опыта такие дети строят коммуникативные взаимодействия с окружающими людьми. Раннее развитие восприятия способствует наиболее успешным, оптимальным результатам функционирования психических процессов: внимания, памяти, речи, мышления [5].
Как отмечают исследователи все виды чувствительности – вибрационная, осязательная, кинестетическая играют компенсаторную роль в развитии слабослышащих детей. Только при использовании данных анализаторов дети могут производить точные движения, направленные на достижение определенной цели. Развитие вибрационной чувствительности способствует более полноценному овладению речью [12].
Характеристика речи. Речь слабослышащих детей вследствие их нарушения имеет ряд характерных особенностей. Так, усвоение новых слов происходит при помощи зрительного восприятия последовательно расположенных букв, из которых они состоят. Перед этим осуществляется работа по усвоению внешних признаков карточек, на которых написаны слова: цвета, размера, расположения слова. То есть вследствие дефекта слуховой функции не происходит усвоение слова как единого целого, как при нормальном слухе. Только постепенно, через изучение зрительных образов слов, подкрепляемых двигательными ощущениями дети начинают воспринимать слова, как сигналы, как то, что является символическим отражением свойств различных объектов. В настоящее время всем известен специально созданный для слабослышащих образный язык, основанный на внешнем восприятии движений рук говорящего [9,13].
Характеристика образной памяти. Процесс запоминания материала у слабослышащих детей сопровождается деятельностью по анализу свойств объекта, отнесению их к определенной категории. Важно отметить, согласно исследованиям, что как образная, так и другие виды памяти развиваются с опозданием вследствие не только недостаточного сенсорного опыта, но и особенностей мышления. Дети плохо запоминают предметы, расположенные в комнате, имеют более упрощенные образы памяти по сравнению с нормально-развивающимися сверстниками, часто отождествляют сходные по свойствам запоминаемые объекты [2,4].
Словесно-логическая память у детей данной категории развивается с опозданием, что во многом объясняется сложностями в использовании, развитии речи. Таким образом, в дошкольном возрасте доминирует образная, непроизвольная память. В связи с последним важно отметить что запоминание слов происходит в контексте следующих особенностей: 1) слабослышащие дети производят замены по внешнему виду слов – сходные по написанию слова при воспроизведении отождествляются, происходит подмена одного слова другим, без уяснения их смысла, различия между собой; 2) воспроизведение одних слов взамен другим осуществляется также по сходному смыслу; 3) замены по близкому смыслу и внешнему сходству слов [4,16].
Характеристика мышления. У детей с данной категорией нарушений наблюдается специфичность мышления вследствие замедленного формирования речевой функции. Так, наглядно-действенное, образное и словесно-логическое мышление претерпевают замедленное развитие, на протяжении дошкольного детства преобладающим типом мышления является наглядно-образное. Само формирование действий, лежащих в основе наглядно-действенного мышления, осуществляется замедленно и неполноценно, вследствие чего данным тип мышления формируется в более старшем возрасте. До этого периода слабослышащий ребенок имеет навык лишь в воспроизведении элементарных действий, испытывает сложности при переносе принципа, последовательности мыслительных операций из одной ситуации в другую. Поэтому в данном отношении необходимо осуществлять специальную коррекцию функции мышления. Все мыслительные операции: анализ, синтез, абстрагирование, классификация, сравнение развиваются замедленно и со специфическими особенностями. Часто дошкольники со сниженным слухом производят отнесение какого-либо объекта к группе по несущественным признакам, вследствие чего необходимо учить данных детей классификации с одновременным использованием наглядного материала, постепенно сокращая его роль и одновременно вводя символическое, знаковое обозначение изображений (жесты, написанные на карточках слова, символы) [1].
Т.Г. Богданова, Л.А. Головчиц, Т.В. Розанова отмечают необходимые для формирования словесно-логического мышления условия: 1) развитие речи, обогащение сенсорного опыта; 2) привитие понимания относительности любого явления; 3) развитие операций мышления; 4) отработка навыков применения логических оснований для выполнения различных заданий.
Характеристика эмоционально-волевой, личностной сферы. Как отмечают Р.М. Боскис, Т.И. Обухова, трудности в общении, обусловленные нарушением речи, приводят к появлению замкнутости, отчужденности. Последнее мешает приобретению опыта социальных взаимодействий, упрощению межличностных отношений. Данные дети испытывают сложности при идентификации эмоциональных состояний окружающих людей [3,12].
Важную роль в коррекции и развитии эмоционально-волевой сферы имеет семейное воспитание и наличие или отсутствие нарушения слуха у родителей. Так, согласно исследованиям, слабослышащий ребенок, развивающийся в семье родителей с нарушением слуха, больше стремится к общению, чем тот, который воспитывается нормально слышащими родителями.
Таким образом, дети со сниженным слухом испытывают значительные трудности в узнавании эмоций и переживаний окружающих, тем более их оттенков. Формирование социальных чувств осуществляется с большим опозданием, также данные дети, как правило, не могут уяснить контекст проявляемых другим человеком чувств, ощущений. Все вышеописанное приводит к более позднему по сравнению с нормально слышащими сверстниками усвоению морально-этических эталонов.
Можно сделать вывод, что вследствие сниженного слуха, все психические функции претерпевают более позднее развитие, чем у нормальных детей. В старшем дошкольном возрасте у данных детей доминирует наглядно-образное мышление, внимание, восприятие, память, речь развиты недостаточно (в основном дети пользуются образной памятью, наблюдается недостаточность сенсорного опыта, нарушение самоконтроля, понимания причинно-следственных зависимостей и т.д.).
Роль семьи в воспитании ребенка, формы и направления работы
Проблемой воспитания слабослышащего ребенка в семье занимались такие исследователи, как Б.Д. Корсунская, Э.И. Леонгард, Е.Г. Речицкая, Н.А. Рау, Н.Д. Шматко и другие.
Обращение к формам и направлениям воспитания, развития ребенка в семье, будет неполным, если не выделить его основные задачи (общие, воспитательные задачи сурдопедагогики будут рассмотрены в следующем параграфе):
Целями семейного воспитания являются:
Полноценное социальное и психологическое развитие ребенка.
Передача навыков семейных взаимоотношений, построения семьи.
Воспитание умения оказывать помощь близким, бытовых умений.
Привитие чувства собственного достоинства, адекватной самооценки.
Семейное воспитание – это комплекс воспитательных воздействий, осуществляемых родителями или другими членами семьи с целью достижения определенных педагогических результатов.
Согласно мнению И.П. Подласова главенствующая роль семьи в развитии ребенка определяется глубоким и всесторонним влиянием на его формирующиеся психологические и физические качества. В дошкольном детстве роль семьи трудно переоценить: фактически, в данный возрастной период семья является одним из главных социальных институтов, который имеет повышенное значение в воспитании ребенка, тем более, что качества, идеи и эталоны, закладываемые в данном возрасте (старший дошкольный) являются основными на протяжении всей последующей жизни. Поэтому успешное развитие личностных качеств ребенка в дошкольном детстве определяется прежде всего семейным воспитанием [14].
Семья стоит у истоков формирования личностных качеств, эталоны социального взаимодействия, прививаемые в детстве родителями, братьями и сестрами, являются ориентиром и в взрослой жизни. Как правило, неудачи, проблемы в более зрелом возрасте объясняются влиянием семейного воспитания, которое должно вложить в душу ребенка наиболее востребованные обществом навыки, умения, знания.
Педагогам при обращении с ребенком необходимо учитывать то, какие ошибки совершили родители в его воспитании. Как правило, конфликты, возникающие между родителями и детьми, не являются спонтанными а обусловлены всей последовательностью воспитательных действий, которые так или иначе причинили вред ребенку и поэтому запомнились ему (еще хуже, если ребенок руководствуется ими бессознательно) [5].
Учитывая все вышеописанное, можно выделить следующие положения, относящиеся к семейному воспитанию:
воспитательное влияние семьи является одним из самых всесторонних, затрагивающее глубинные основания формирования личности ребенка. С возрастом ребенок может меньше взаимодействовать с родителями, но результаты их воспитания, как правило, никогда полностью не утрачиваются;
семья участвует в формировании специфичных качеств личности (навыки построения семьи, передача семейных ценностей, традиций семейного воспитания) ребенка, которые не могут быть привиты не одним социальным институтом, кроме семейного;
семейное воспитание способствует социальной адаптации ребенка, его успешному включению в жизнь общества;
через воспитательные воздействия семьи осуществляется передача ценностей, устоев, идеалов и правил того общества, которое окружает ребенка с раннего детства [14];
главной ролью семьи является воспитание полноценного гражданина, обладающего патриотическим сознанием, руководствующегося законами государства;
одной из значительных ролей семьи является также участие в профессиональном определении ребенка, который в ней воспитывается.
Однако следует отметить что в отношении семейного воспитания не всегда бывает все правильно. Например, всем известно существование конфликтных семей, семей, которые применяют авторитарный стиль воспитания либо воспитание по типу «Кумир семьи», гиперопеку либо, напротив, не всегда внимательно относящиеся к своему чаду.
Как отмечают исследователи (И.П. Подласый, Л.А. Головчиц, Л.П. Носкова), в нормальных, «здоровых» семьях дети и родители взаимосвязаны повседневными делами, которые подразумевают интеллектуальное, эмоциональное, мировоззренческое взаимодействие, основанное на коммуникациях, на единых ценностях. Данное взаимодействие сплочает семью, делает ее одним целым. Именно сплоченная в духовном отношении семья может противостоять разрушительному влиянию некоторых негативных новообразований современного общества, которые никак нельзя исключать (отрицательные стороны СМИ, некоторых социальных общностей, таких явлений, как наркомания, чрезмерное употребление спиртных напитков, табакокурение и т.д.). В основе семейного единения лежат заботливые взаимоотношения между родителями и детьми, построенные на совместном участии в различных семейных мероприятиях – праздниках, выходах в кинотеатр, музеи, выставки, совместных поездках и других событиях, которые, в частности, могут иметь и воспитательное значение [5,7,14].
Содержание семейного воспитания во многом определяется целями государственного управления обществом. Важнейшими разделами воспитания в данном контексте являются нравственный, интеллектуальный, физический, эстетический, трудовой. Как необходимое дополнение к ним могут быть экономическое, экологическое, политическое, гендерное воспитание. Рассмотрим каждый раздел семейного воспитания более подробно:
Физическое воспитание является приоритетным в современном обществе, в связи с негативным влиянием на здоровье многих факторов: инфекций, излучений, вибраций, шумовых воздействий, загрязнения воздуха и т.д. В рамках семьи физическое воспитание заключается в соблюдении здорового образа жизни, различных здоровьесберегающих мероприятиях: физических упражнениях, закаливании, подвижных играх на свежем воздухе, уходе за растениями – в качестве дополнительной двигательной активности, повышающей выносливость организма детей [14].
Интеллектуальное воспитание заключается в стимулировании родителями познавательной активности у их детей, стремления в получении новых знаний и их постоянного пополнения через чтение художественной (сказки, поэмы, повести известных детских писателей), научно-популярной (яркие, привлекательные детские энциклопедии) литературы, участия в семейных играх, организованных с использованием современных игровых пособий. В подборе интеллектуальных, творческих игр важна как эстетическая сторона их изготовления, так и содержательная, которые обе способствуют возникновению закономерного интереса у ребенка в случае правильного применения (объяснения правил игры родителями, чтения инструкции ребенку, ее подробного разъяснения).
Нравственное воспитание является стержнем формирования личностных качеств ребенка. Родители прививают ребенку желание быть справедливым, добрым, отзывчивым, честным. Воспитывают чувство необходимости следования моральным идеалам любви, дружбы, взаимопомощи. Также родители объясняют своим детям, что необходимо быть бережливым, осторожным, восприимчивым к чужой боли. Не важно на какой информационной основе воспитываются данные качества – демократической, коммунистической концепции или христианской религии, важно, чтобы при этом ребенок приобрел все необходимые качества нормального, оптимального функционирования в обществе, стал социально адаптированным и полноценным гражданином своего государства [1,16].
Эстетическое воспитание. В рамках данного раздела осуществляется привитие ребенку стремления к прекрасному, воспитание художественного вкуса, в частности. Этот раздел как нельзя больше подходит для развития творческих способностей, умения мыслить креативно, применять творческий подход в нестандартных и тем более повторяющихся ситуациях. В рамках данного вида воспитания родители посещают вместе с детьми музеи, кинотеатры, концерты, тем самым стимулируя их творческую активность, желание создавать что-либо своими руками, приносить пользу обществу, созидать, участвовать в творческих мероприятиях своего города. Правильное эстетическое воспитание – это необходимый элемент гармоничного развития ребенка, особенно в условиях, когда прежние творческие идеалы претерпели изменение и дополнительно появились совершенно новые (иногда ложные) идеи в мировом искусстве.
Значение трудового воспитания трудно переоценить, семья во многом помогает ребенку выбрать нужную профессию, уже заранее прививая некоторые необходимые знания, умения и навыки [1].
Таким образом, воспитательное воздействие семьи является одним из самых главных педагогических влияний в детском возрасте. Именно под воздействием семейного воспитания в психике ребенка закладываются основы будущей полноценной взрослой жизни, нормы и идеалы воспитанные родителями являются главенствующими на протяжении всего жизненного пути. На базе семьи происходит нравственное, этическое, физическое, эстетическое, трудовое воспитание при помощи соответствующих методов и приемов – совместных мероприятий, различных игровых пособий, игрушек, художественной и научно-популярной литературы, просмотра детских кинофильмов и т.д.
Методы развития и воспитания ребенка со сниженным слухом в семье
Главными задачами сурдопедагогики являются:
Основной целью сурдопедагогики является разностороннее развитие ребенка со сниженным слухом, привитие ему стремления к проявлению творческих способностей, применению креативного подхода к разрешению различных ситуаций. Достижение развития данных качеств осуществляется с помощью применения личностно-ориентированного подхода.
Социализация ребенка со сниженным слухом, стимулирование социальной активности, способствующей включению в жизнь общества, нормальных людей, принятию норм и идеалов культуры страны.
Привитие нравственных идеалов, чувства долга, ответственности, уважения к людям, справедливости на основе уважения чувства свободы и достоинства слабослышащего ребенка.
Физическое развитие детей данной категории, воспитание самостоятельности, трудолюбия, развитие гигиенических навыков, стремления к здоровому образу жизни. Воспитание приверженности к эстетическим нормам и идеалам [16].
Методы воспитания в семье представляют собой способы воздействия на слабослышащего ребенка с целью коррекции и развития определенных личностных качеств.
Благодаря исследованиям специалистов выявлены общие приемы воспитания, которые, как правило, используются в семье: убеждение, поощрение, наказание, воспитательные ситуации. Данные приемы осуществляются при помощи следующих средств: чтения русско-народных сказок, посещения кинотеатров, просмотра детских телепередач на злободневные темы, посещения выставок, музеев, соблюдения режима дня, совместного поддержания морального климата семьи, участия в семейных играх, рисования на различные темы, лепки, шитья, организации семейных праздников, физических упражнений, спорта [8,10].
Как отмечает Е.Ф. Рау, применение определенных методов воспитания, опирается на следующие условия: 1) получения глубоких знаний о развитии своего ребенка при помощи просвещения относительно закономерностей физического и психического развития, этапов формирования Я-концепции, синзетивных периодов для развития тех или иных личностных качеств; 2) обогащения личного опыта родителей по построению взаимодействий с окружающими людьми, различными социальными институтами и общностями, который мог бы помочь им сформировать правильную модель семейного воспитания; 3) применения практических методов воспитания, построенного на совместной деятельности; 4) повышения педагогической культуры родителей [8,15].
Семейное воспитание строится на основе соблюдения следующих принципов гуманной педагогики:
- креативности, стимулирования способностей ребенка;
- гуманизма, то есть признания свободы и прав личности ребенка, возможности использования им многовариантных решений определенных ситуаций, за исключением тех, которые могут повредить его здоровью и/или здоровью окружающих;
- демократизма, который основывается на равноправных отношениях между родителями и детьми;
- гражданственности, способствования осознанию своего места в общественно-государственной системе;
- соблюдения принципов народной педагогики:
- соблюдения приоритета истинных общечеловеческих прав, ценностей, идеалов [16].
В семейном воспитании могут быть применены следующие методы: практические, наглядные, словесные (Т.Г. Богданова, Л.А. Головчиц). В контексте данной работы особое значение имеют наглядные методы, которые способствуют наиболее полному освоению речи слабослышащим ребенком.
К наглядным методам относятся просмотр кинокартин, художественных произведений, диафильмов, слайдов. К этому типу методов можно отнести и различные компьютерные игры а также реализацию различных действий в соответствии с наглядным образцом, которая подразумевает развитую способность к самоконтролю, умению сравнивать, выделять главные и второстепенные признаки объекта, то есть развитые до оптимального уровня мыслительные операции (в том числе абстрагирование, классификация, анализ, синтез), внимание, память, восприятие. Метод соблюдения эталонов проявляется и в заданиях по конструированию, рисованию, различных графических диктантах [1,6,16].
Одним из необходимых компонентов наглядного метода является наблюдение, в ходе которого ребенок учится определять главные признаки предмета, выявляя тем самым его особенности, отличие от других находящихся с ним в ряду.
Специалисты (Л.А. Головчиц, А.Г. Московкина, Е.М. Мастюкова) выделяют следующие характеристики практических методов: для обогащения сенсорного опыта ребенка со сниженным слухом, необходимо не только активизировать его наблюдательные способности, но также учить различным практическим манипуляциям с предметами, в ходе которых он мог бы самостоятельно или с помощью педагога устанавливать взаимосвязь между различными объектами, их отличительные признаки. В основе практических методов могут быть различные типы предметных и продуктивных действий, моделирование, конструирование, опыты с природным материалом, лепка, аппликация, работа с песком, тканью, бумагой. Одним из главных практических методов является игровой и моделирование. В основе игрового метода лежат манипуляции с различным развивающим материалом, игрушками, принятие на себя какой-либо роли (ролевые игры), действия согласно правилам игры. Моделирование как метод развития способностей ребенка со сниженным слухом представляет собой построение какой-либо модели, в ходе которого ребенок познает логические отношения, взаимосвязи между ее элементами и общий принцип создания макета. Особенно продуктивно применять данный метод в старшем дошкольном возрасте, используя при этом предметные и предметно-схематические модели (дома, упрощенного строения цветка, например) [5,10].
Как отмечают Л.А. Головчиц, Л.П. Носкова, Е.Г. Речицкая, Т.Г. Богданова, наглядные и практические методы имеют особо важное значение в работе с детьми, имеющими нарушение слуха, так как в дошкольном возрасте понятия, основанные на образах, зрительном восприятии, являются превалирующими и освоение речи строится, прежде всего, с опорой на зрительные образы, тактильные, кинестетические ощущения [2,11,16].
В рамках практических методов реализуется и трудовое воспитание ребенка со сниженным слухом.
Словесные методы включаются в работу по развитию психических функций слабослышащего ребенка на основе одновременного применения наглядных и практических методов и эта особенность является характерной для данных детей.
Бывают следующие словесные методы: беседа, чтение книг, словесная инструкция педагога, родителей, рассказ, объяснение каких-либо явлений педагогом.
Словесная инструкция педагога представляет собой передачу последовательности и содержания намечаемых действий ребенка в виде логико-грамматической словесной конструкции побудительного характера. Для ребенка со сниженным слухом словесная инструкция может подкрепляться карточками с изображениями необходимых действий, схем, а также наглядно изображенным планируемым результатом в виде выполненного определенным образом (в соответствии с эталоном, например) задания. Данное образное подкрепление применяется, как правило, на начальных этапах обучения ребенка определенным действиям, входящим в состав конкретной деятельности в целом (моделирование, конструирование, рисование, аппликацию, лепку, бумагопластику, работу с природным материалом). После начальной ориентировки и последующего закрепления алгоритма действий уже может применяться только словесная инструкция, без подкрепления наглядным материалом [9,16].
Диалогическая речь является одним из необходимых компонентов развития ребенка со сниженным слухом. Обучение умению строить диалоги в контексте беседы начинается с выработки умения отвечать на простые вопросы, используя при этом элементарные жесты, указание на определенные предметы, таблички или карточки (в зависимости от содержания вопроса) [1].
Беседы могут проводиться как необходимое дополнение к наблюдению, наглядно-практическим действиям, осуществляемым ребенком при реализации конструктивной деятельности, например.
Рассказ, как один из видов словесных методов, может применяться только тогда, когда у ребенка выработано умение воспринимать устную дактилискую речь при помощи слухо-зрительного восприятия.
Чтение также как наглядные и практические методы является одним из главных методов развития детей со сниженным слухом, так как из-за нарушения восприятия устной речи их учат, прежде всего, восприятию письменной речи. На начальных этапах применяют глобальное чтение, затем – аналитическое, через усвоение смысла (Л.А. Головчиц, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко) [5,13].
Успех семейного воспитания во многом зависит от того, насколько точно родители слабослышащего ребенка следуют рекомендациям специалистов, так как некоторые специфичные качества могут быть развиты у него только квалифицированными сурдопедагогами, психологами, логопедами. Важно при этом, чтобы родители поддерживали преемственность в воспитании, обучении и развитии, правильно исполняли указания сурдопедагогов, которые разрабатывают специальную программу по коррекции психических функций, эмоционально-волевой сферы ребенка со сниженным слухом [10].
Как отмечает Б.Д. Корсунская, родителям слабослышащего ребенка необходимо при воспитании учитывать три необходимых условия: 1) воспитать в ребенку веру в свою уникальность, отсутствие ущербности по сравнению с нормально слышащими детьми, развить в нем адекватную самооценку, стимулировать обретение собственного достоинства, самостоятельности; 2) необходимо помнить, что воспитывая и развивая ребенка, родители имеют дело не с отдельными изолированными качествами, а с личностью слабослышащего ребенка в целом, то есть следует воспитывать цельность натуры, характера, личности; 3) важно избежать отсутствие желания устанавливать контакты, напротив, всячески стимулировать потребность в общении. Одним из средств поддержания коммуникативной активности глухого ребенка на должном уровне является дактильная речь [8].
Дактильная речь – это форма словесной речи, пользоваться ею – значит уметь понимать грамматический строй языка, что необходимо при освоении устной и письменной речи.
Родителям необходимо при воспитании слабослышащего ребенка в семье следовать разрешению следующих задач: 1) стимулировать у ребенка интерес к окружающему миру, познавательную активность; 2) стремиться поддерживать в ребенке стремление к коммуникативному взаимодействию; 3) обучать ребенка устной речи. При этом родители включают ребенка в слухоречевую среду, если нужно применяют слуховые аппараты. Также, наряду с выполнением рекомендаций опытных сурдопедагогов родителям необходимо подготавливать и проводить специальные занятия на развитие психических функций, которые укладываются в цельную коррекционно-развивающую программу (она также строится в соответствии с принципами коррекционной педагогики и психологии). В данные занятия родители должны включать различные игры и упражнения, экскурсии на природу, выходы в музей, кинотеатры и т.д. [2,9].
Однако не следует забывать про квалифицированную педагогическую помощь. Данная помощь представляет собой работу специалистов со слабослышащим ребенком по коррекции и развитию его речевой функции. Данная работа включает формирование языковых способностей, накопление достаточного количества слов в памяти, которые будут составлять активный и пассивный словарь, уточнение значения слов и способствование их правильному употреблению [4,11].
Родителям необходимо помнить, что важными предпосылками развития речи является развитие в свою очередь всех психических функций: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, для чего применяются различные средства, которые были описаны выше.
Таким образом, воспитание ребенка со сниженным слухом в семье осуществляется в соответствии с общими и специальными задачами сурдопедагогики и принципами коррекционной педагогики и психологии.
Выводы по первой главе:
Можно сделать вывод, что у детей со сниженным слухом старшего дошкольного возраста наблюдается отставание в развитии всех психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения. Страдает концентрация внимания, переключение с объекта на объект. Дети с трудом узнают предметы, находящиеся в необычном положении. В старшем дошкольном возрасте у данных детей образное мышление доминирует над понятийным в силу отставания в развитии речи. Также доминирует образная память над словесной. Однако следует помнить, что и наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и образная память служат необходимой основой формирования словесно-логического мышления, речи, так как включены в компенсаторный механизм по преодолению нарушенного слухового восприятия.
Семейное воспитание является первоисточником формирования личности ребенка, ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы всего психического развития. Нормы, эталоны, воспитанные в детстве являются необходимым элементом благоприятной социализации и сопровождают человека в течении всего жизненного пути. В качестве важнейших разделов семейного воспитания исследователи выделяют интеллектуальный, физический, эстетический, трудовой (в дополнение к ним – политическое, экологическое, гендерное воспитание)


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ТюмГУ
Спасибо большое за курсовую работу!! Оригинальность 75%, оценка отлично
star star star star star
СПбГУ
Очень грамотное написание курсовой, видно, что исполнитель разбирается в теме работы и пиш...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.