это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2483855
Ознакомительный фрагмент работы:
Влияние цифровых технологий на предоставление общественных благ. Эволюция роли государства
Одной из ключевых функций государства в современной экономике является производство ней общественных благ. Эти блага, статус которых зависит от потребителя (индивидуальные, коллективные и т.д.), реализуемых на основе конституционных прав и свобод, как непосредственное соглашение между гражданами по обеспечению их общественных потребностей в определенном наборе товаров и услуг.
Государство как институт политической организации общества должна способствовать совместной деятельности всех субъектов общественных отношений и повышать уровень экономического благосостояния страны двумя путями. Во-первых, обеспечивать защиту жизни людей, их свободы и собственности, если последняя приобретенная ими законным путем без совершения насилия, мошенничества или кражи. И, во-вторых, обеспечивать определенные общественные блага, которые имеют специфические свойства, в результате чего люди не могут получить их с помощью обмена на рынке [1].
Утверждая ежегодно бюджет на соответствующий год, государство закладывает макропоказатели и формирует бюджетную политику, в том числе по производству и предоставлению общественных благ. Даже если считать государственное регулирование экономикой может оно тоже является общественным товаром, поскольку потребителями являются все члены общества.
Только тогда, когда государство с его механизмом вмешательства и регулирования экономики приносит соответствующие плоды в виде эффективности развития экономики и придерживается справедливость этот товар превращается в общественное благо. На протяжении всей истории человеческой цивилизации государство рассматривалось как один из основных экономических субъектов.
Государственные институты призваны обеспечивать стабильность и эффективность хозяйственных процессов, но в разных экономических системах и на разных этапах эволюции общества представление об этих категориях, а, следовательно, формы и методы, масштабы взаимодействия государства и экономики имели существенные отличия. Для определения оптимальной системы государственного регулирования экономики в конкретной социально-экономической системе следует определить условия, которые модифицируют роль государства в экономике.
Роль государства в экономике всегда была в центре внимания ученых. Исторические особенности, разнообразие практики хозяйственной деятельности обусловили существование различных, иногда противоречивых теоретических взглядов на роль государства в экономике, но никто из представителей основных направлений развития экономической мысли не отрицает присутствия государства в экономике.
Изучением этого вопроса среди зарубежных ученых занимались Л. Абалкина, Дж. Бьюкенен, Я. Корнаи, Дж.М. Кейнс, В.Ойкен, В. Танцы, Л. Эрхардт, Е. Ясина и многих других. Значительный вклад в разработку теории государственного регулирования внесли и отечественные ученые, а именно: И. Галица, А. Гальчинский, В. Геец, И. Михасюк, В. Онегина, Б. Панасюк, Б. Пасхавер, А. Чухно и другие.
Учитывая достижения ученых-экономистов, заметим, что современные условия функционирования социально-экономических систем характеризуются неопределенностью, являются быстро меняются, а это требует от социально-экономических систем действий, направленных на приспособление к такой среды, наличия возможностей по прогнозированию и упорядочение таких процессов в будущем. Кроме того, социально-экономические системы имеют собственные законы развития. Поэтому существует необходимость в дальнейших теоретических исследованиях в этом направлении.
Основными макросистемами, деятельность и взаимодействие которых определяет функционирование и развитие страны, является государство как особая форма организации политической власти, упорядочивает жизнедеятельность страны, общество как совокупность индивидов, проживающих на территории данной страны, различных политических и других организаций, и экономика как совокупность производительных сил и производственных отношений. Государство регулирует экономику и способствует организации общества; экономика определяет возможности государства, формирует экономические интересы общества; общество делегирует государству определенные полномочия и одновременно показывает ориентиры, цели и ограничения развития.
Примерами взаимодействия экономики и государства могут быть страны Древнего Востока - страны «азиатского способа производства», климатические условия которых для эффективного ведения сельского хозяйства требовали строительства ирригационных систем. Такие системы могли быть построены только центральной властью.
В Древнем мире государство также организовывала строительство дорог, обеспечивала денежный оборот, взимала налоги. Во времена феодализма государство передавало частным лицам право пользования землей, контролировала деятельность корпораций, в которые объединялись ремесленники, регламентировала деятельность иностранных купцов [2].
В период становления индустриальной хозяйственной системы роль государства в экономической жизни страны распространяется. Представители меркантилизма - экономической школы, существовавшей в тот период, были сторонниками активного государственного вмешательства в экономическую жизнь.
В задачи государства в экономической сфере начинают относиться рядом с обороной и поддержкой общественного правопорядка, развитие экономической инфраструктуры, а также поддержка национального капитала в борьбе с иностранными конкурентами за рынки сбыта. Поддержка в освоении внутреннего рынка осуществлялась через систему таможенного протекционизма, которую некоторые исследователи первоначального накопления определяли как средство «фабриковать собственных фабрикантов», а в освоении внешних рынков использовались «экспортные премии [3].
Такая поддержка практиковалась странами, которые сейчас являются лидерами мировой экономики. Экстремальное выражение эта линия нашла в вооруженной борьбе за распределение и перераспределение мира, которая привела к созданию колониальных империй и до двух мировых войн. Эти войны привели к совершенствованию мобилизационных и перераспределительных функций государства.
Целесообразно разграничивать категории государственное регулирование экономики, как процесс воздействия государства на организацию и ход экономических процессов путем использования определенных рычагов, направленных на обеспечение социально-экономической эффективности и систему государственного регулирования, как единство субъектов и объектов регулирования [4].
В течение последнего столетия функции государства значительно расширились, особенно в развитых странах. В зависимости от количества выполняемых экономических функций, размеров государственного сектора, соотношение государственных расходов к ВВП, приоритетного использования определенных методов ГРЭ существуют два типа государственного регулирования: экономический либерализм, который признает безусловную необходимость законодательной, правоохранительной деятельности государства, обеспечение внутренней и внешней безопасности, антициклического регулирования, а также минимальное регулирование социальной и экологической сфер (этот тип характеризуется небольшим размером государственного сектора (до 10% ВВП), государственными расходами в пределах 35% ВВП, использованием преимущественно косвенных методов регулирования экономики); экономический дирижизм, который предусматривает значительное влияние государства на социально-экономическое развитие страны, то есть выполнение всех перечисленных функций в полном объеме.
Развитие общества, изменения в структуре общественного производства, технологическом базисе, приоритетность определенных сфер общественной жизни - объективные факторы, которые влияют на роль государства в экономике. Не существует в современных условиях эффективной социально ориентированной рыночной экономики, в которой отсутствует активная регулирующая роль государства [5].
Итак, необходимость государственного регулирования экономики не вызывает сомнений, правомерна постановка вопроса о соответствии этого регулирования потребностям и возможностям конкретной страны. Роль государства чаще всего оценивают по доле доходов или государственных расходов в структуре ВВП, это безусловно важный показатель, но присутствие государства в экономике может быть более значимым при относительно меньшем значении этого показателя.
Сокращается степень независимости и возрастает необходимость унификации и согласования регулирующих мер государства в отдельных странах. Это приводит к передаче некоторых властных полномочий на уровень наднационального регулирования.
Вместе с тем процессы глобализации порождают новые проблемы, решение которых требует участия государства. Усиливается необходимость контроля за функционированием финансовой сферы с целью смягчения ее негативного влияния на национальные экономики.
Обострение проблем с устойчивостью мирового развития выявило целесообразность проведения мер и показало, что роль государства как непосредственного участника рынка должна уменьшаться, тогда как роль государства как регулятора должна расти. В недалеком будущем государство будет функционировать не только как политический институт, но и как комплексная экономическая и социально-культурная структура.
Каждый новый этап развития экономики характеризуется своими особенностями. Меняются ключевые факторы, определяющие возможности экономических субъектов, условия и факторы их роста, функционирования и развития, приводит к формированию новых сроков, а также модернизации уже используемых теорий и методологий. Распространение электронных услуг, применения информационных технологий, появление виртуальной реальности меняет облик экономики, характеризуя ее как «цифровую».
В цифровую эпоху трансформационные процессы оказывают влияние на определение сущности понятия «общественное благо». Определяющим в этом вопросе выступает возрастающие значение цифровых благ. Эти блага не имеют аналогового формата и существуют исключительно в цифровом виде.
В качестве примера чистых цифровых благ могут служить сетевые эффекты, они имеют информационную природу, обладают сетевой ценностью, возникают и существуют исключительно в глобальной сети [6]. Отметим, что для цифровой экономики характерным выступает процесс размывания границ не только между материальными и нематериальными благами, но и между частными и общественными.
Сегодня в экономике наблюдается ситуация цифрового изобилия. Увеличение доли цифровых некоммерческих благ происходит благодаря росту популярности социальных сетей.
По последним данным, опубликованным компанией Flurry, 50% времени использования смартфонов приходится на приложения, основанные на создаваемом пользователями контенте (социальные сети, обмен сообщениями, медиа) [7]. Потребители принимают активное участие в процессе производства благ, распространяют их, тем самым создавая практически неограниченный доступ к этим благам для потенциальных потребителей.
Развитие цифровых технологий упростило систему хранения и обработки данных для правительственных институтов, особенно важно и актуально как для сферы государственных финансов в контексте реализации цифровой стратегии развития по схеме «правительство-правительство» (government-to-government), так и в вопросах улучшения инвестиционного климата, ведь способствовать прозрачности и скорости проведения операций.
Базы данных в настоящее время хорошо упорядоченные и содержат актуальную информацию, которая постоянно обновляется онлайн. в результате использования современных цифровых технологий хранятся большие объемы информации, одновременно упрощается доступ к этой информации, также появилась возможность отслеживать необходимые данные с помощью электронных документов, а подключение реестров данных между различными правительственными учреждениями позволяет снизить информационную асимметрию, расширяя возможности для обработки и анализа еще больших объемов данных, агрегированных различными институциональными единицами.
Эксперты МВФ отмечают, что использование электронных платежных систем позволило сократить бюрократическую неэффективность, обеспечило экономию бюджетных средств и облегчило процесс предоставления государством социальных благ. В то же время диджитализация государственных выплат обусловила снижение уровня должностных злоупотреблений и коррупции.
Во многих странах диджитализация также позволяет улучшить правительственную и бюджетную прозрачность, позволяя гражданам легко получать информацию о государственных доходах и расходах, построить систему предоставления цифровых публичных услуг на основе принципов открытых стандартов, систем с открытым кодом, открытых рынков и прозрачности правительства [8].
Политика, направленная на поощрение государственных администраций к внедрению современных информационных и коммуникационных технологий, в соответствии с реализацией цифровой стратегии развития по схеме «правительство-бизнес» (government-to-business) охватывает такие направления, как:
- создание или содействие развитию услуг электронного правительства для частных лиц и компаний,
- улучшение работы правительств благодаря повышению прозрачности и доступности информации.
Согласно Индексу развития электронного управления ООН (Е-Government Development Index), в 2019 90 стран уже предлагают одну или несколько универсальных платформ для предоставления публичной информации или онлайн- услуг, а 148 стран предоставляют по крайней мере одну из форм онлайн-транзакций [9].
В Латвии, Испании и Швейцарии все документы для официальной регистрации юридического лица можно подавать в электронном виде. Электронный документооборот введен для компаний, которые сотрудничают с государственными институтами в Бельгии, Колумбии, Норвегии и Швейцарии.
Лицензионные в онлайн-системы работают в Чешской Республике и Сингапуре. Налоговая и таможенные декларации заполняются онлайн в Израиле, Мексике и Швейцарии.
Прозрачная информационно-коммуникативная система обмена информацией между правительственными учреждениями и частным сектором упростит процесс предоставления интегрированных услуг для бизнеса и позволит фирмам установить обратную связь с государственными службами, усовершенствует взаимодействие правительства и бизнеса, будет способствовать упрощению реализации инвестиционных проектов. С целью содействия диджитализации Министерство инноваций, науки и экономического развития Канады разработало общую стратегию предоставления инновационных комплексных цифровых услуг, ориентированных на клиента, для упрощения доступа бизнеса к государственным услугам.
Аналогичные процессы основаны в Бразилии, Нидерландах и Сингапуре. Электронный документооборот эффективно работает в Китае, Коста-Рике, Канаде, Японии и Польши. В Чешской Республике введена электронная законодательную библиотеку, позволяет отслеживать законодательные документы, следить за комментариями и безопасно хранить все версии необходимых документов [8].
Важным достоянием перехода правительства на использование современных цифровых технологий будет реализации концепции «правительство-общество» (government-tosociety). Для того чтобы росло доверие общества к действиям правительства необходимо повышать прозрачность деятельности государственных учреждений путем внедрения открытых баз данных правительственных операций.
Улучшения доступа общественности и бизнеса к информации чрезвычайно положительно влиять на инвестиционные настроения, улучшает инвестиционный климат в стране, ведь прозрачность и понятность всегда привлекала внимание инвесторов.
Основными цифровыми инструментами для содействия инвестициям, которые может использовать государство, являются онлайн-порталы и онлайн-окна, которые будут предоставлять инвесторам всю необходимую информацию и свободный доступ с правилами и положениями о системе регулирования и законодательной базы, что будет способствовать росту прозрачности инвестиционной деятельности в стране , а также упрощать доступ к административных процедур и повышать эффективность предоставления административных услуг для инвесторов.
ЮНКТАД предлагают такие цифровые институциональные меры содействия инвестиционной деятельности:
- система электронного регулирования (eRegulations), которая будет работать как информационный портал, который устанавливает четкие административные процедуры и способствует повышению прозрачности;
- система электронного упрощения (eSimplification), которая определяет 10 ключевых принципов для правительств в вопросах упрощения и ускорения процедур, уменьшая бюрократические процедуры на 50% без необходимости внесения изменений в существующее законодательство;
- система электронной регистрации (eRegistrations), которая позволяет правительствам создавать единые онлайн-окна, чтобы облегчить такие процедуры, как регистрация компаний или получения разрешений на строительство, экспортных лицензий и тому подобное. Стоит отметить, что в 2019 29 стран уже используют такие технологии.
Зато в 104 странах, не использующих систему eRegulations, более трети существующих порталов содержат только минимальную информацию, необходимую для регистрации предприятий, и только около 10% - всю (или почти всю) информацию, необходимую для регистрации бизнеса или инвесторов [2].
Цифровая трансформация государственного сектора - это стратегическое использование данных и технологий, что будет способствовать капитализации диджитализации, а также открытости и прозрачности операций. Модель взаимодействия правительства с обществом должно пройти определенные этапы, начиная от аналогового правительства, для которого характерны закрытые операции и внутренний фокус, к промежуточному электронного управления, обладающий большей прозрачностью и подходами, нацеленные на пользователя, и в конце концов к полной цифровой трансформации правительственных функций с открытыми для общества подходами, процессами и операционными преобразованиями.
Важную роль в этом процессе играет свободный доступ к правительственным данных, что, как отмечает автор, способствовать обмену знаниями, совместному созданию общественной стоимости, расширит возможности сотрудничества с частным сектором, позволит развивать инвестиционные программы на основе краудфандингового финансирования в государственном секторе [6]. Политика электронного управления (E-government) может способствовать цифровом развития путем установления стандартов и стимулируя спрос на цифровые услуги, создавая благоприятную среду для развития цифровых компаний, улучшая инвестиционный климат.
В качестве вывода следует сказать, что распространение процессов диджитализации мировой экономики вызывает структурные сдвиги на международных финансовых рынках, что, в свою очередь, требует адаптации политики к новым условиям и вызовам. В современном быстроменяющемся цифровом пространстве возникают новые риски, которые трансформируются в новые вызовы для системы государственного регулирования.
Литература
Жидков О.С. Концепция общественного блага и развитие сферы услуг // Вестник МГУ им. С.Ю.Витте. Серия 1. Экономика и управление. 2017. №4 (23). С. 46-55.
Садовникова Е.Н. Парадоксы общественных благ // Современные исследования социальных проблем. 2011.№ 4. 12 С.
Дятлов С.А., Кудрявцева К.В. Цифровые блага в сервисно-цифровой экономике // Инновации. – 2020. - №3(257). С. 2-7.
Цыренова В.Д. Эволюция понятия общественное благо в разных экономических школах // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. №2. С.18-21.
Грабова О.Л. Общественные блага: потенциал инноваций // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2016. №5(36). 14 с.
Гохберг Л.М., Дитковский К.А. Евневич Е.И. и др. Наука. Технологии. Инновации: 2020: краткий статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 88 с.
Каранец С.М. Современные механизмы создания чисто общественных благ // ЭКО. – 2016. №11. С. 168-179
Флеров О.В. Цифровой след человека в интернете: основные гуманитарные подходы // Образовательные ресурсы и технологии. 2018. №4(25). С. 79-82.
Мирошниченко М.В., Чудесова Г.П. Цифровая экономика как перспективный механизм развития // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2019. №2. С.121-129.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Помощь в решение теста онлайн по машинному обучению
Тест дистанционно, Машинное обучение
Срок сдачи к 2 дек.
Нужно написать статью для конференции: "Авиация будущего, тренды
Статья, Статистика
Срок сдачи к 3 дек.
Написать Эссе на тему «Проблемы современного менеджмента и пути их...
Эссе, Управление деятельностью организации, менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Сделать контрольные работы 4 и 5 схема заданий 3 номер строки с данными 6
Контрольная, прикладная механика
Срок сдачи к 17 дек.
60 вопросов, продолжительность решения 1 час 10...
Онлайн-помощь, Уголовный процесс итоговый тест
Срок сдачи к 3 дек.
Отчет по практике по предмету «сестринское дело»
Отчет по практике, сестринское дело
Срок сдачи к 4 дек.
Выполнить лабораторные работы. Констрольные работы онлайн.
Лабораторная, Базы данных. Сети и телекоммуникации. Численные методы.
Срок сдачи к 31 дек.
ответы на вопросы
Другое, инфокоммуниционные технологии и системы связи, теория связи
Срок сдачи к 9 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!