это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2488942
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Стабильность функционирования экономики, гарантия экономической и финансовой безопасности страны в большей степени обуславливаются положением валютного регулирования и валютного контроля.
Валютное регулирование является одним из ветвей государственного регулирования экономики, устанавливаемого как процедура воздействия государственной власти на общественные отношения для того, чтобы их упорядочить и стабилизировать.
Актуальность темы заключается в том, что проблемам валютного регулирования в Российской Федерации на сегодняшний день необходимо уделять довольно пристальное внимание, так как от того, насколько правильно построен, продуман механизм валютного регулирования, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства страны.
Цель работы – анализ валютного регулирования и валютного контроля.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы валютного регулирования и валютного контроля в РФ;
- рассмотреть понятие и сущность валютного регулирования и валютного контроля;
- исследовать нормативно – правовые основы системы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, а также механизмы и инструменты валютного регулирования и валютного контроля;
- проанализировать современное состояние системы валютного регулирования и контроля в РФ;
- выявить проблемы и пути их решения в сфере валютного регулирования и валютного контроля в РФ.
Объект работы – валютное регулирование и валютный контроль РФ.
Предмет работы – процессы функционирования валютного регулирования и валютного контроля в РФ.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных экономистов и финанстов в области валютного регулирования и валютного контроля, а также нормативно правовые акты, регулирующие данную сферу, публикации в периодических изданиях, а также материалы, размещенные на официальных сайтах.
Методологической основой работы являются системный подход, методы сравнения, детализации и группировки, метод обобщения.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.
В ведении отражена актуальность и обоснование необходимости проведения исследования, цель, задачи, предмет, объект, информационная база исследования.
В Главе 1 рассматриваются теоретические основы валютного регулирования и валютного контроля, нормативно – правовые основы системы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, его механизмы и инструменты.
В Главе 2 анализируется современное состояние системы валютного регулирования и контроля в РФ, а также выявлены проблемы и пути их решения в сфере валютного регулирования и валютного контроля в РФ.
Заключение содержит краткие выводы по результатам работы, а также оценку полноты решений поставленных задач, а список включает в себя сведения об источниках, использованных при написании работы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РФ1.1 Понятие и сущность валютного регулирования и валютного контроляВалютное регулирование является ключевым элементом государственного контроля в экономической сфере. Мировой опыт в сфере валютного регулирования доказывает взаимозависимость национальных, региональных и международных валютных систем. Нестабильность национальной валюты влияет не только на внутреннюю экономическую ситуацию в стране, но и на ситуацию на мировых финансовых, в том числе валютных рынках.
Валютное регулирование является основной частью валютной политики в любой стране. Валютное регулирование охватывает заданные на законодательном уровне принципы, методы и формы осуществления в стране валютных операций, методы государственного регулирования валютных отношений с целью увеличения экономического роста и обеспечения финансовой безопасности.
Валютное регулирование можно рассматривать как в широком, так и в узком понимании.
Валютное регулирование в широком понимании – это валютная политика, деятельность государства, проводимая с помощью устоявшегося набора экономических и юридических мер.
Валютное регулирование в этом аспекте представляется одним из направлений государственного управления в области финансов и реализуется оно с помощью как сугубо юридических мер (ограничений, запретов), так и мер экономических (особенно валютных интервенций Банка России – покупки/продажи той или иной валюты на межбанковском валютном рынке для воздействия на курс рубля по отношению к основным иностранным валютам). В широком смысле валютное регулирование – это совокупность экономических и юридических мероприятий, осуществляемых государством для защиты национальной валюты. Здесь следует говорить о валютной политики, а именно о реализации валютной политики.
Валютное регулирование в узком понимании представляется составной частью валютной политики, достаточно важной, но не единственной, которое охватывает те нормативные ограничения и запреты, что устанавливаются публичным правом в валютной сфере.
К значимым элементам валютного регулирования валютных отношений относят:
- осуществление последовательности проведения валютных операций;
- установление условий и последовательности формирования валютного резерва и валютных фондов экономических агентов страны;
- валютный контроль.
Основная цель валютного регулирования – защита национальной валюты, которая достигается государством посредством решения конкретных задач:
1) поддержка стабильности национальной валютной единицы по отношению к основным свободно используемым валютам (например, доллару и евро);
2) накопление и поддержание золотовалютных или международных резервов правительства и эмиссионного банка;
3) защита национальной валютной единицы от вытеснения из обращения внутри страны;
4) контроль (ограничение) ввоза и вывоза капитала;
5) контроль, но не ограничение международных платежей и переводов по текущим операциям;
6) сохранение оптимальной структуры платежного баланса.
Меры защиты национальной валюты обеспечивающиеся посредством правового режима валютного регулирования:
- контроль за международными текущими взносами;
- ограничение ввоза и вывоза капитала в зависимости от состояния платежного баланса страны;
- контроль за денежными операциями нерезидентов внутри страны;
- ограничение, вплоть до полного запрета, обращения иностранной валюты внутри страны;
- формирование государственного валютного резерва для обеспечения финансовых обязательств государства.
Задачи валютного контроля подчиняются той же цели, его меры способствуют решению общих задач валютного регулирования, поскольку валютный контроль – это часть валютного регулирования.
Для валютного контроля характерны свои, специальные задачи – обратная связь и проверка исполнения.
Валютный контроль, исполняя регулирующую функцию:
1) ограничивает движение капитала;
2) охватывает спекулятивные сделки;
3) поддерживает курс национальной валюты.
Направления валютного контроля изображены на схеме (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1. Направления валютного контроля в РФ
Таким образом, эффективное валютное регулирование является в России одним из наиболее действенных способов решения проблем, связанных со стагнацией экономического роста страны. Именно с помощью регулирования валютной политики можно добиться экономического роста и повышения инвестиционной привлекательности.
1.2 Нормативно – правовые основы системы валютного регулирования и валютного контроля в РФВажнейшим нормативно правовым актом, закрепляющий основы функционирования валютного регулирования и валютного контроля РФ является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173–ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон №173 – ФЗ).
В соответствии с ст.3 Закона №173 – ФЗ к принципам валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации относится:
- приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
- исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции;
- единство внешней и внутренней политики Российской Федерации;
- единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
- обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
В Законе №173 – ФЗ содержится информация об органах, осуществляющих валютное регулирование и валютный контроль.
Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.
Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» .
В соответствии с Указом Президента РФ от 02.02.2016 № 41 (ред. от 15.05.2018) «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» функции органа валютного контроля переданы Федеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе.
Схема органов валютного регулирования и валютного контроля представлена на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2. Органы валютного регулирования и валютного контроля
Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком РФ.
Центральный банк РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков и не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Функционирование Центрального банка РФ закреплено в Федеральном законе 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее – Закон № 86 ФЗ).
В соответствии со ст. 3 Закона № 86 ФЗ деятельность Центрального банка РФ выражается в поддержании устойчивости рубля, совершенствовании банковской системы, стабилизация национальной платежной системы, развитие российского финансового и кредитного рынка.
В соответствии Законом № 86 ФЗ Центральный банк РФ осуществляет контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями в рамках своих полномочий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.04.2016 № 300) Федеральная налоговая служба наделена функциями органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Названным постановлением ФНС России наделена полномочиями:
-осуществлять контроль и надзор за соблюдением и нерезидентами валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам);
-устанавливать (утверждать) формы, форматы уведомлений об открытии (закрытии) счетов (вкладов), об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ, и способ их представления резидентом налоговому органу;
-устанавливать (утверждать) форму уведомления о наличии счетов в банках за пределами территории РФ, открытых в соответствии с разрешениями, действие которых прекратилось.
За Федеральной таможенной службой РФ как за органом валютного контроля закреплены полномочия по осуществлению контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации.
При этом основные направления валютного контроля, осуществляемые ФТС России, не изменились. К ним относятся:
- контроль сроков репатриации валюты Российской Федерации и иностранной валюты (ст. 19 ФЗ № 173-ФЗ);
- контроль соблюдения участниками ВЭД требований оформления и переоформления (в случае внесения изменения) документов учета в срок (уникальный номер контракта);
- контроль соблюдения участниками ВЭД требований оформления документов отчетности в срок (СПД);
- контроль перемещения иностранной валюты через таможенную границу Союза (единственное направление валютного контроля, унифицированное на уровне Союза).
В таблице 1.1 представлен порядок организации и проведения валютного контроля в РФ в соответствии с Законом №173 – ФЗ.
Дополнительно, нормативно правовую базу валютного регулирования и валютного контроля составляют приказы Банка России, постановления Правительства России, указания, положения, инструкции, распоряжения Банка России, ФНС, ФТС и т.д.
Таблица 1.1
Порядок организации и проведения валютного контроля в РФ
Кто осуществляет валютный контроль в РФ Правительство РФ (ч. 1 ст. 22 Закона N 173-ФЗ) Органы валютного контроля (ч. 2 ст. 22 Закона N 173-ФЗ): Агенты валютного контроля (ч. 3 ст. 22 Закона N 173-ФЗ):
ЦБ РФ ФНС России (п. 1 Положения..., утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506) ФТС России (п. 1 Положения..., утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 № 809) Уполномоченные банки Профессиональные участники рынка ЦБ и ГК развития "ВЭБ.РФ"
Функции и полномочия Координация деятельности органов валютного контроля (ч. 6 ст. 22 Закона N 173-ФЗ) Контроль за осуществлением валютных операций кредитными и некредитными финансовыми организациями (ч. 4 ст. 22 Закона N 173-ФЗ) Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными и некредитными финансовыми организациями (ч. 5 ст. 22 Закона N 173-ФЗ)
Права и обязанности Проводить проверки:
- соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования (п. 1 ч. 1 ст. 23 Закона N 173-ФЗ);
- полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов (п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона N 173-ФЗ);
- запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (п. 3 ч. 1 ст. 23 Закона N 173-ФЗ)
1) Выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования (п. 1 ч. 2 ст. 23 Закона N 173-ФЗ).
2) Применять меры ответственности за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования (п. 2 ч. 2 ст. 23 Закона N 173-ФЗ) Запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (ч. 4 ст. 23 Закона N 173-ФЗ)
Нормативно правовые акты регламентирующие осуществление валютного регулирования и валютного контроля:
- Постановление Правительства РФ от 28.12.2005 N 819 (ред. от 17.04.2020) «Об утверждении правил представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации»;
- Постановление Правительства РФ от 17.02.2007 № 98 (ред. от 27.08.2019) «Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля»;
- Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И (ред. от 05.07.2018) «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления»;
-Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-Ф;
-Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ.
Таким образом, функционирование валютного регулирования и валютного контроля имеет развитую систему нормативно правового регулирования.
1.3 Механизмы и инструменты валютного регулирования и валютного контроляОсновными элементами валютного регулирования являются валютная интервенция, формирование валютных резервов и валютных ограничений.
Валютная интервенция представляет собой целевое воздействие Банка России на валютный рынок и валютный курс. Осуществляется валютная интервенция прежде всего для регламентирования курса иностранных валют в интересах страны.
Одним из объектов валютного регулирования выступают валютные операции. Валютные операции можно интерпретировать как сделки по покупке и продаже валютных ценностей. Сюда также можно отнести сделки с внедрением в качестве средств платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте, международные денежные переводы, а также ввоз, вывоз и пересылка из страны в страну валютных ценностей.
Наряду с операциями по иностранной валюте следует отдельно отметить операции с ценными бумагами в иностранной валюте. Это платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и так далее), фондовые ценности (акции, облигации), драгоценные металлы, природные драгоценные металлы.Следующей статьей валютного регулирования являются счета в иностранной валюте, которые открываются резидентами и нерезидентами. С помощью регулирования режимов функционирования государство в административном порядке повлияет на спрос и предложение иностранной денежной единицы на внутреннем валютном рынке, предотвращает отток иностранной валюты за границу.
К инструментам валютного регулирования относятся применяемые правительством квоты, устанавливаемые лимиты, вводимые штрафные санкции, валютные интервенции и так далее.
Валютное регулирование осуществляется с помощью, определенной совокупности инструментов, то есть тех рычагов, благодаря которым государство регулирует валютные отношения.
Набор инструментов классифицируется на две группы:
- административные инструменты;
- рыночные инструменты.
К первой группе в России относится обязательная продажа на внутреннем валютном рынке валютной выручки экспортера, а также целый ряд законодательно закрепленных валютных ограничений.
Ко второй группе относятся инструменты прямого регулирования и косвенные инструменты.
Рыночные инструменты валютного регулирования, равным образом, можно поделить на инструменты прямого и косвенного регулирования.
Под прямыми экономическими инструментами валютного регулирования нужно подразумевать рычаги и меры прямого влияния на субъектов валютного рынка, порождающие у последних ожидаемое монетарными властями отклонение размеров проводимых трансграничных мероприятий (главным образом за счет их подорожания). Инструментами прямого действия считаются налогообложение трансграничных денежных потоков (к примеру, налог Тобина); обесценивание (повышение ценности) национальной валюты; парный или мультивалютный рынок (формальное фиксирование двух или нескольких курсов национальной валюты для разнообразных типов денежных операций и участников валютных взаимоотношений); непременное резервирование.
Использование косвенных экономических инструментов валютного регулирования не предопределено для прямого воздействия на поведение субъектов валютного рынка.
Косвенные инструменты посредством макроэкономических факторов лишь косвенно оказывают влияние на валютные отношения. К ним относятся:
1) денежно-кредитные инструменты: изменение показателей обязательных резервов, депонируемых в ЦБ России (резервные требования); сделки ЦБ на открытом рынке – купля-продажа ЦБ казначейских векселей, государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки;
2) налогово-бюджетные инструменты: государственные расходы; налогообложение;
3) инструменты внешнеторгового регулирования: экономические инструменты – импортные тарифы (пошлины), импортные квоты, экспортные субсидии (доплата местным производителям за выпуск экспортных товаров).
Классификация инструментов валютного регулирования представлена на рисунке 3.
К группе ограничений, связанных с регулированием перемещения капиталов, относятся:
- государственный контроль над иностранными инвестициями и вывозом денежных средств и доходов;
- централизованное привлечение внешних займов национальными компаниями, как государственными, так и частными;
- обязательное получение разрешения валютных органов для привлечения внешних займов;
- депонирование определенной доли полученных заемщиками иностранных кредитов на специальных счетах в Центральном банке. Иногда размеры таких депозитов варьируются в зависимости от назначения займов, что дает возможность государству воспрепятствовать вложению полученных средств в проекты, которые никак не подходят общему направлению экономической стратегии в стране;
- предоставление определенных льгот иностранным инвесторам с целью стимулирования притока в страну иностранного капитала. В частности, к ним могут относиться: гарантии перевода за границу всей или части прибыли в течение установленного периода, привлечение внешних займов без специального разрешения валютных органов и так далее.
Рисунок 1.3. Классификация инструментов валютного регулирования
К группе ограничений по текущим операциям платежного баланса следует отнести:
- реализацию всей или части валютной выручки уполномоченным банкам по официальному курсу, установленному Центральным банком;
- запрещение ввоза и вывоза валютных ценностей без специальных разрешений;
- ограничения прав физических лиц владеть и распоряжаться средствами в иностранной валюте, осуществлять переводы за границу, а также осуществлять платежи в иностранной валюте;
- лимитирование обмена национальной валюты на иностранную.
Таким образом, сегодня валютное регулирование и валютный контроль представляет составную, достаточно организованную и контролируемую часть финансового рынка, на котором происходит перераспределение денежных средств.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ2.1 Анализ современного состояния системы валютного регулирования и контроля в РФДля того, что бы проанализировать систему валютного регулирования и контроля в РФ, необходимо рассмотреть тенденции развития валютного рынка РФ.
Современное состояние валютного рынка РФ крайне нестабильно, что связано с различными ситуациями, происходящими в мировой политике и экономике. На поведение рубля повлияли: слабость экономики РФ, негативная внешнеполитическая обстановка, вызванная прежде всего введенными санкциями в отношении РФ и российских компаний со стороны западных стран. Данные факторы отражаются на формировании валютного курса российского рубля на рынке.
За 2019 год курс доллара к российскому рублю вырос на 8,6201 руб. за 1 доллар. Максимальная стоимость доллара за год была зафиксирована в первой половине сентября и равнялась 69,9744 руб., а минимальная в конце февраля и составляла 55,6717 руб. Курс рос с 6 месяцев из 11, а самое серьезное изменение произошло в августе 2019 года, когда за месяц доллар прибавил 5,7324 руб..На сегодняшний день особое внимание уделяется защите стабильности российской экономики от колебаний курсов иностранных валют по отношению к рублю в 2019 году (таблица 2.1)
Как видно из таблицы 2.1, за исследуемый период наблюдалась тенденция увеличения стоимости курса евро и доллара по отношению к рублю и средний курс покупки/продажи наличного евро составил 72,93 руб./евро, а средний оптовый курс покупки/продажи наличного доллара составил 64,43 руб./доллар.
Таблица 2.1
Динамика курсов евро и доллара к рублю за 2019 год
Дата Евро Доллар
01.01.2019 68,87 57,60
01.02.2019 69,93 56,18
01.03.2019 68,91 56,37
01.04.2019 70,56 57,26
01.05.2019 75,21 62,00
01.06.2019 72,58 62,02
01.07.2019 72,99 62,76
01.08.2019 73,07 62,35
01.09.2019 79,50 68,04
01.10.2019 76,23 65,59
01.11.2019 74,42 65,60
Крайне негативное влияние на экономику РФ играет как цена на нефть, так и курсовая политика Банка России, а именно: в кризисный период с 2014 г. в связи с возросшим девальвационным и инфляционным риском Центральный банк РФ увеличил ключевую ставку с отметки 5,5% до 17% годовых (таблица 2.2).
Таблица 2.2
Изменения ключевой ставки Центрального банка РФ 2014-2019 гг.
Период действия Ключевая ставка Банка России (%)2014 год (5 ноября) 9,50
2014 год (с 12 декабря) 10,50
2014 год (с 16 декабря) 17,00
2015 год (с 2 февраля) 15,00
2015 год (с 5 мая) 12,50
2016 год ( с 3 августа) 10,50
2017 год (с 19 сентября) 10,00
2018 год ( с 30 октября) 8,25
2018 год ( с 18 декабря) 7,75
2019 год ( с 17сентября) 7,50
Основной целью денежно – кредитной политики Центрального банка РФ является поддержание устойчивости национальной валюты посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста.
«С помощью системы инструментов денежно – кредитной политики Центрального банка РФ управляет однодневными % ставками, по которым банки совершают операции друг с другом. Удерживая ставки денежного рынка в границах процентного коридора, ЦБ РФ стремится приблизить их к уровню ключевой ставки, определяющей направленность ДКП РФ».
В результате это привело к постепенным укреплению российского рубля и повышение курса доллара. Однако, как видно из таблицы 2, с февраля 2015 г. ключевая ставка по операциям Банка России начала снижаться и спустилась до 15 %. С этого периода наблюдается динамика снижения ключевой ставки, которая в марте 2019 г. достигла уровня 7,25 % и была сохранена в этих пределах.
Рассмотрим деятельность органов валютного контроля - Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы по обеспечению эффективного валютного контроля в РФ.
За 2019 год было зарегистрировано снижение числа проведённых проверок и общего количества выявленных нарушений, что было обусловлено переходом налоговых органов от выявления формальных нарушений (связанных с нарушением порядка и сроков представления документов и информации по валютным операциям) к выявлению нарушений, имеющих большую общественную опасность, и связанных с осуществлением незаконных валютных операций и нерепатриацией денежных средств.Количество возбужденных дел за нарушения, связанные с осуществлением незаконных валютных операций и нерепатриацией денежных средств, составило 21% от общего количества возбуждённых дел за нарушения валютного законодательства. Кроме того, доля предъявленных штрафов за такие нарушения в 2019 году составила 90% в общей сумме предъявленных штрафов за нарушения валютного законодательства.
По состоянию на 01.01.2020 сумма предъявленных за нарушения валютного законодательства штрафных санкций с учётом не вступивших в силу постановлений о назначении административного наказания составила 5,4 млрд. рублей, что на 3,4 млрд. рублей, или в 2,8 раза больше, чем в 2018 году, из которых взыскано 1,2 млрд. рублей, что на 175,5 млн. рублей, или на 17% больше, чем в 2018 году. Поскольку, за второе полугодие 2019 года предъявлена большая сумма штрафных санкций (3,99 млрд. рублей), то по значительной части этих штрафных санкций срок уплаты не наступил.
Также в 2019 году налоговыми органами вынесено 5 643 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, а также 3 736 предписаний об устранении нарушений валютного законодательства.
За нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования предусмотрено возбуждение дела об административном правонарушении по статье 15.25 КоАП РФ.
Распространенные нарушения по статье 15.25 КоАП РФ:
ч. 1) Незаконные валютные операции;
ч. 2.1) Непредставление уведомления об открытии (закрытии);
ч. 4) Невыполнение обязанности по получению валютной выручки;
ч.4.1) Невыполнение обязанности по обеспечению получения на свои счета валюты РФ;
ч. 5) Невыполнение срока обязанности по возврату в РФ денежных средств;
ч. 6, ч. 6.1., 6.2., 6.3) Нарушение сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
На рисунке 4 представлены основания для составления протоколов по статье 15.25 КоАП РФ в 2019 году.
В структуре нарушений 77% привлечено по ст.6.1-6.3 ст. 15.25 КоАП РФ, по ч.4 ст. ст. 15.25 КоАП РФ – 15%.
Ответственность за нарушение валютного законодательства (статья 193, 193.1 УФ РФ):
- уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте;
- совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте.
Рисунок 2.2. Основания для составления протоколов по статье 15.25 КоАП РФ в 2019 году, %
К основным причинам совершения административных правонарушений можно отнести ненадлежащую организацию системы контроля, отсутствие четкой внутренней документации, а также недостаточный контроль за соблюдением сроков подконтрольных объектов.
В 2019 году Федеральной таможенной службой РФ (далее - ФТС) проведена работа, направленная на повышение эффективности предупреждения, выявления и пресечения совершения участниками ВЭД сомнительных финансовых операций.
В 2019 году таможенными органами проведено более 10 тыс. проверок соблюдения участниками ВЭД актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, по результатам которых возбуждено более 14,5 тыс. дел об АП по статье 15.25 КоАП РФ на сумму более 86 млрд. рублей (нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования) (в 2018 году проведено 10,6 тыс. проверок, возбуждено 13,8 тыс. дел об АП по статье 15.25 КоАП РФ на сумму 207 млрд. рублей) (рисунок 2.2)
Рисунок 2.2. Информация о контрольно – надзорной деятельности ФТС РФ
ФТС России на регулярной основе передает в Банк России информацию о ДТ с признаками недостоверности сведений о цене товара для блокировки банками сомнительных валютных операций.
Эффективность данного взаимодействия подтверждается существенным снижением объема валютных операций с использованием ДТ. По информации Банка России, данный объем по предварительным оценкам снизился с 2,4 млрд. рублей в 2018 году до 1,3 млрд. рублей в 2019 году. По экспертной оценке ФТС России, в целом за последние четыре года благодаря взаимодействию ФТС России и Банка России в данной сфере предотвращен незаконный перевод денежных средств за рубеж на сумму более 3 млрд. долларов США.
Для обеспечения исключения из Единого государственного реестра юридических лиц номинальных юридических лиц таможенные органы передают в налоговые органы информацию о признаках недостоверностисведений в отношении таких лиц, включенных в реестр, либо об их образовании через подставных физических лиц. В 2019 году ФТС России направлена в ФНС России информация о 1 299 юридических лицах, обладающих указанными признаками. На основании данной информации налоговыми органами принято решение об исключении из ЕГРЮЛ 255 юридических лиц (в 2018 году в ФНС России была направлена информация о 1 930 юридических лицах, принято решение об исключении из ЕГРЮЛ 218 юридических лиц).
Начиная с момента наделения ФТС России функциями органа валютного контроля (с апреля 2016 года), исключение по инициативе таможенных органов фирм-однодневок из ЕГРЮЛ позволило предотвратить реализацию сомнительных внешнеторговых сделок на сумму более 3,6 млрд. долларов США, в том числе в 2019 году – на сумму 1,2 млрд. долларов США.
В 2019 году таможенные органы приступили к реализации права предъявления в суды исков и заявлений о признании сделок недействительными и применении последствий их недействительности, предусмотренных статьей 259 Федерального закона № 289-ФЗ. По результатам состоявшегося судебного заседания в регионе деятельности Приволжского таможенного управления была признана недействительной внешнеторговая сделка на сумму 265,7 млн. рублей.
2.2 Проблемные аспекты осуществления валютного регулирования и контроля в РФВ настоящее время Российской Федерации в силу экономических санкций и снижения мировых цен на нефть, выйти из которого можно лишь при ведении грамотного государственного регулирования валютной политики.
Проблемы валютной политики Российской Федерации и, как следствие, ее регулирования напрямую связаны с внутренним и внешним экономическим положением страны. Макроэкономическими показателями, которые наиболее существенно отражают недостатки настоящей экономики Российской Федерации, являются низкая конкурентоспособность товаров и услуг на мировом рынке, недостаточная эффективность инвестиций, а также их спад в последние несколько лет, высокая инфляция. Для решения актуальных проблем валютного регулирования и валютного контроля необходимо создание отлаженной системы взаимодействия всех участников валютного регулирования и валютного контроля.
Кризисное состояние российской экономики привело к возникновению нелегального оттока капитала из страны. Издержками этого явления являются утраты производственного потенциала, налогооблагаемой базы и контроля над денежным обращением, что представляет серьезное бремя для общества.
Сложившаяся в отечественной экономике ситуация с преобладанием нелегального вывоза капитала требует серьезного вмешательства со стороны государства, и для реализации данной задачи необходим комплекс мероприятий, а именно:
-модернизация инструментария валютного регулирования и валютного контроля на основе принципов предварительного и последующего валютного контроля, что позволит приостановить сделки с признаками легализации незаконно полученных доходов, а также проинформировать соответствующие компетентные органы;
-обязательная продажа части валютной выручки предприятиями, осуществляющими международные торговые сделки;
- ужесточение мер административного воздействия и четкое распределение функций по валютному контролю среди субъектов валютного регулирования в законодательном порядке;
- принятие на законодательном уровне механизма защиты экономики в случае возникновения валютно-финансовых кризисов, а также возможность гибкой адаптации и корректировки данного механизма с учетом текущей экономической ситуации;
-улучшение валютного законодательства, в том числе разграничение и четкое определение основных понятий в сфере валютного регулирования и валютного контроля;
- улучшение механизма валютного контроля за утечкой капитала и сомнительными операциями, в том числе, за счет развития систем предварительного и последующего контроля, мониторинга валютных операций, управления выручкой, денежной массой.
Таким образом, решение перечисленных проблем увеличат вовлеченность и активность на российском валютном рынке и как следствие, успешного развития валютного рынка России.
2.3 Пути совершенствования валютного регулирования и валютного контроля в РФДля того чтобы решить сложившиеся проблемы в действующем законодательстве, необходимо внести в него изменения для устранения пробелов в осуществления валютных операций, сделать его более доступными понятным для участников ВЭД, поскольку часто нарушения ?
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Расчет параметров участка электроэнергетической системы
Решение задач, Электрические системы, электроника, электротехника
Срок сдачи к 8 янв.
Доклад на тему "личность в теории деятельности а. н. леонтьева" + презентация
Доклад, Психология личности
Срок сдачи к 27 дек.
Заполнить журнал регистрации хозяйственных операций малого предприятия, проставив в нем корреспонденцию счетов
Другое, Финансовый учет и анализ
Срок сдачи к 4 янв.
9-11 страниц. правовые основы военной реформы в ссср в 20-е гг
Реферат, История государства и права России
Срок сдачи к 26 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!