Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Психологический анализ Я-реального и Я-виртуального

Тип Курсовая
Предмет Психология

ID (номер) заказа
2494100

500 руб.

Просмотров
1911
Размер файла
752.05 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВВЕДЕНИЕ
Проблема исследования.
Образ «Я-виртуальное» пользователей Интернета еще не становился предметом специального систематического исследования, в то время как в условиях современного общества с распространением Интернета возникает необходимость исследовать представления человека о себе, складывающееся в новых, сгенерированных компьютерными технологиями виртуальных реальностях, что является обоснованием выделения дополнительной модальности - образа «Я-виртуальное» (М. С. Иванов, Ю. М. Кузнецова, Н. В. Чудова). Таким образом, возникает проблема удовлетворения потребности в понимании психологического содержания образа «Я-виртуальное» и недостаточностью представлений о его сущности и специфике.
Научно-методологическая база:
Изучением проблемы формирования Я-реального и Я-виртуального занимались многие ученые-специалисты например такие, как Анищенкова Ю.Н.,. Войскунский А.Е., Дорохов В.Б., Дроздова Н.В., Иващенко А.В., Микешина Л.А. и др., однако, данная проблема является недостаточно изученной.
Актуальность темы исследования. В настоящее время доказано влияние Интернета на становление личности. Можно предположить, что Интернет не только предоставляет новые возможности для общения, но и продуцирует особое культурное пространство, в рамках которого личность вовлекается в новые формы деятельности и получает в свое распоряжение новые средства и тактики, опосредующие формирование образа Я.
Образ «Я» является весьма сложным когнитивным образованием, представляя собой важный структурный элемент Я-концепции личности. Актуальность исследования проблем, связанных с изучением различных аспектов образа «Я», подтверждается и тем, что за последние пять лет появились работы, в которых Я-концепция, образ «Я» становятся ключевыми. Таким образом, тему нашего исследования считаем достаточно актуальной.
Виртуальная реальность является частью нашего бытия, однако, вне связи с внешней действительностью ее не существует: она актуализируется только при взаимодействии с ней. Виртуальная реальность и формирующийся посредством нее образ Я обладает важными качествами: созидательностью, субстанциональностью, потенциальностью, актуальностью, интерактивностью. В контексте нашей темы важно рассматривать данную реальность с позиции созидательности, необходимости применения творческого подхода.
Можно сделать вывод, что виртуальная реальность определяет формирование Я-виртуального через собственные концепты виртуального существования с одновременной актуализацией творческих способностей индивида, формирования положительных качеств личности: терпеливости, ответственности, инициативности, коммуникабельности. Все вышеописанное делает возможным применение виртуальной действительности для формирования и развития положительных качеств личности, полноценного гражданина современного общества, поэтому тему нашей курсовой работы считаем достаточно актуальной.
Цель исследования: определить отличия Я-реального от Я-виртуального, способы их формирования, основные характеристики.
Объект исследования: Я-реальное и Я-виртуальное первокурсников вуза.
Предмет исследования: особенности Я-реального и Я-виртуального первокурсников вуза.
Гипотеза: между Я-реальным и Я-виртуальным имеются определенные отличия, которые способствуют актуализации творческих способностей индивида в контексте стремления к более совершенному виртуальному образу самого себя.
Таким образом, мы предполагаем, что у субъекта, обладающего адекватными представлениями о самом себе, который имеет частое соприкосновение с виртуальным миром, вырабатываются такие навыки, умения и способности, как терпеливость, творческий подход, способность быстро принимать решения, находить выход из сложных ситуаций, навык коммуникативного взаимодействия, способность предвосхищать результат собственных действий, самоконтроль, планирование и т.д.
Цель исследования определила следующие задачи исследования:
Изучить теоретические источники понятий Я-реального и Я-виртуального.
Подобрать методы и методики изучения психологических особенностей Я-реального и Я-виртуального, самооценки студентов вуза.
Выявить и описать психологические особенности Я-реального и Я-виртуального, особенности отношения к себе (уровень самооценки).
Сформулировать выводы и заключение по проведенному эмпирическому исследованию.
Сделать выводы по результатам исследования.
Сформулировать заключение.
Методы исследования: для решения поставленных задач использовались теоретические и эмпирические методы исследования: 1) обзорно-аналитический; 2) психодиагностический метод; 3) методы математико-статистической обработки и сравнительного анализа полученных данных (критерий Стьюдента); 4) интерпретационный метод.
Методики исследования:
Методика на изучение самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.
Методика на изучение характеристик Я-реального и Я-виртуального - «Семантический дифференциал» Ч. Осгуда в двух модификациях.
Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе …Высшее учебное заведение
Характеристика выборки исследования: были исследованы 40 испытуемых – студентов высшего учебного заведения, которые имеют периодическое соприкосновение с Интернетом (порталы, социальные сети, онлайн-игры, посещение сайтов), в возрасте от 19 до 22 лет (студенты первого курса). Выборка характеризуется однородностью и репрезентативностью.
Общетеоретические аспекты я-реального и я-виртуального
Понятие я-концепции в психологии
Понятие Я-концепции как представление индивида о самом себе, своей личности, наиболее отвечает термину Я-реальное с точки зрения составления адекватного мнения субъекта о своих способностях, конституции и т.д. Таким образом, представление индивида о самом себе может быть более или менее субъективным и вести к определенной степени дезадаптации, либо, напротив, отвечать реальности и способствовать оптимальному приспособлению индивида к обществу [17, с. 17-30]. Рассмотрим понятие Я-концепции в контексте адекватного представления о самом себе более подробно.
Р. Бернс отмечал, что Я-концепция (далее Я-реальное) представляет собой систему самооценки, это не просто устойчивый конструкт, но живое осмысление собственной личности. Поэтому я-концепция с позиции данного исследователя состоит из двух частей – устойчивых представлений субъекта о себе, своих потенциальных способностях (картина Я) и совокупности таких качеств, как самооценка и принятие себя. Вследствие вышеописанного Я-реальное с одной стороны является устойчивым формированием, с другой – подвергается изменениям. Причинами данных изменений являются следующие факторы (по Р. Бернсу): 1) физиологические и психологические, связанные с половым созреванием; 2) интеллектуальное развитие; 3) социальные требования, которые способствуют порой возникновению внутриличностного конфликта из-за своей противоречивости и необходимости принятия собственного решения относительно, например, выбора профессии, ценностных ориентаций, образа жизни [5,7].
Существуют теории, которые не выделяют в структуре Я-концепции мотивационный компонент. Так, например, С. Стейн отмечает, что Я-концепция представляет собой структуру из образов и оценок, относящихся к самому субъекту. Л.А. Венгер отмечает, что образ Я включает содержательные и оценочные компоненты. Другие концепции предполагают влияние мотивационного компонента на поведение субъекта или формирование соответствующих предпосылок для включения мотивационного компонента в структуру Я-концепции [16,25].
В структуре Я-концепции традиционно выделяются интеллектуальная, оценочная и поведенческая составная часть. Когнитивная составляющая представляет собой комплекс характеристик, которые присваивает индивид самому себе, оценочная – то, как относится субъект к данным характеристикам и поведенческая – это реальные поступки субъекта. В оценочной составляющей, которая играет важную роль в принятии характеристик собственной личности, выделяют взаимосвязь со следующими факторами: 1) соотнесенность с идеальным Я, с социальными ожиданиями, с собственной идентичностью [2, с. 234-246, 4].
Важно отметить, что соотнесение Я-концепции с понятием «Я - реальное», сделанное нами, имеет под собой логическое основание. Так, в контексте видов Я-концепции У. Джемс, З. Фрейд, К. Левин, К. Роджерс выделяет Я-реальное и Я-идеальное, первый исследователь также выделяет такой вид Я-образа, как Я-материальное и Я-социальное. Наиболее полную классификацию Я-образа приводит М. Розенберг: настоящее «Я», динамическое «Я», фактическое «Я», вероятностное «Я», идеальное «Я». Я виртуальное больше всего соотносится с «Я» - идеальным, с той разницей, что являясь приверженцем виртуального мира, субъект действительно может приобрести некие положительные качества и приблизиться к Я- виртуальному (или идеальному по К. Роджерсу) [19,26].
Психологические конфликты оказывают влияние на составные компоненты Я-концепции и выражаются в том, что каждое ее качество (Я-образы) стремится обособиться и заявить о себе, однако, такое заявление о себе не принимается и отвергается, либо защитно-трансформируется.
Не смотря на устойчивость, Я-концепция – это динамическое образование. Существует множество факторов, которые оказывают большое влияние на формирование образа «Я», самым значимым из них является взаимодействие со «значимыми другими», которые непосредственно участвуют в формировании представлений о самом себе [14,23].
Таким образом, факторами, влияющими на формирование и развитие Я-концепции, являются:
Соответствие внешнего оценивания и внутренних представлений субъекта о самом себе.
Важность характеристик, которые затрагивает внешняя оценка.
Авторитет лица, который подвергает субъекта внешнему оцениванию.
Частота повторений – чем большее количество раз повторяется определенная оценка, тем больше вероятности ее принятия.
На принятие оценки также влияет ее модальность – положительная или отрицательная для субъекта [12].
Исследователи отмечают, что объективная оценка собственной личности порой приводит к актуализации Я-идеального, своего рода – Альтер Эга, к которому стремится субъект и которое в большей степени соотносится с Я-виртуальным, чем все остальные компоненты Я-концепции. Напротив, неадекватная оценка собственной личности, представление субъекта о наличии у него высоко-развитых способностей, совокупности всех знаний, умений и навыков, необходимых для жизни, довольство собственной личностью способствует помещению Я-идеального на второй план [1,26]. В тоже время неадекватно заниженная самооценка может также являться причиной формирования Я-идеального, как совокупности качеств, которыми желает обладать субъект. В контексте нашего исследования, нас больше интересует первый вариант – адекватного оценивания своей индивидуальности и стремление на основе этого к самосовершенствованию.
Таким образом, Я-концепция включает в себя Я-реальное, о котором и будет идти речь далее. В структуре Я-концепции выделяют когнитивный, оценочный и поведенческий аспекты, некоторые исследователи также включают в структуру мотивационный компонент. Одним из важнейших стимулов развития Я-реального является оценивание, осуществляемое с внешней стороны. В этом случае важную роль играют такие факторы, как: авторитет оценивающего, модальность оценки, соответствие оценки реальным представлениям о себе и т.д.
Понятие виртуальной реальности
Интернет, становление индивидуальности в глобальной информационной сети, до сих пор является малоизученной проблемой. Присущая Интернету структура является благодатной почвой для социально-психологического исследования. С внедрением Интернета происходят социальные перемены, а также изменения в психологии самого человека. Современное общество можно назвать информационным, обществом гипер-текста, а его гражданина – виртуальным. В информационном обществе сохранение, воспроизводство и передача культурных ценностей, происходит на совершенно иной основе, чем было ранее. Нахождение в сети Интернет актуализирует и заставляет совершенствоваться отдельные качества индивидуальности, важнейшими из которых является созидательность или творческий подход, креативность. Многие ученые-теоретики дают такое определение глобальной сети, как средство глобальной свободы. С другой стороны есть исследователи пессимистично относящиеся к данному явлению и предупреждающие о возможности потери личностных качеств в сети Интернет [10, с. 36-41, 15].
В связи с возникновением сети Интернет, различных его производных таких как, социальные сети, игры – онлайн, всевозможные порталы, появилась возможность развивать свои творческие способности при помощи различных проектов, участия в играх, конкурсах, виртуальных олимпиадах, конференциях. Тем более поиски в сети Интернет являются привлекательным занятием, так как именно в данной области бытия можно ощутить себя путешественником, виртуальным способом побывать в различных уголках планеты. Все эти возможности развивают интеллектуальные способности индивида, что в свою очередь влияет на соотношение Я-реального и Я-виртуального, то есть способствуют приобретению желаемых личностных качеств: терпеливости, ответственности, креативности, эмпатии, коммуникативности, совершенствованию эмоционально-волевой и познавательных сфер личности [3,10].
Интернет – это новая реальность, которая актуализируется при помощи обращения к симулякрам – знакам знаков, постепенно отводящих нас в глубины этого мира. Во многом глобальная сеть является подобием, но в тоже время в некоторых областях антиподом реальной действительности (социальные сети, например), которая не только позволяет созерцать, но и активно участвовать в сетевых проектах. Даже само обращение к символам, клавишам клавиатуры представляет собой некую умственную тренировку таких психических функций, как внимание, восприятие, память, мышление, воображение [9,10].
В соответствии с вышеописанным можно сделать вывод, что возможности Интернет постоянно растут и могут ограничиваться лишь рамками открытий в технике, программировании (различные языки программирования при помощи которых создаются сайты, например), дизайне (3d, 4d, 5d – технологии).
Однако некоторые исследователи считают, что возможности глобальной сети ограничены рамками симулякров, являющихся самими по себе ложными стимулами, согласно которым субъект отправляется из одной сферы сети в другую, представляющую собой лишь копию реальности, то есть достаточно субъективное образование. Симулякры ни к чему не ведут, ни к какому реальному событию, они замкнуты сами на себе. С этой точкой зрения можно поспорить, обращаясь к значению любого научного открытия: действительно, само по себе любое научное открытие, проявляющееся например в создании какого-либо технического средства, не значит практически ничего, только при взаимодействии теории и практики можно получить закономерный результат, выражающийся в созидательном эффекте какой-либо новой технологии, метода, научной теории [1,6,10].
Таким образом – организованная при помощи симулякров среда является виртуальной реальностью. Являясь знаком знаков симулякр открывает широкие возможности для формирования и развития индивидуальности человека. Понимание социальной реальности, как безграничной основы взаимодействия, определяет социальную функцию Интернета как некого коммуникативного пространства (социальные сети, например, различные порталы), в пределах которого разыгрываются судьбы людей в различных искусственно созданных условиях, имеющих положительную либо негативную окраску. В настоящее время именно в сети Интернет возможно найти собеседника и, в целом, приобрести уникальный опыт коммуникативного взаимодействия. С этой позиции глобальную сеть можно рассматривать как удвоение реальности, как искусственное моделирование той ее части, которая может строиться без обращения к фактам действительности. Данное моделирование, структурирование превращает реальность в виртуальность, не обладающую пространственно-временными характеристиками. Последнее не свидетельствует о потере значения понятий времени и пространства – просто они начинают восприниматься через гипер-текст, который имеет свои характеристики и влияние на сознание субъекта. Гипер-текст изменяет пространственно-временные характеристики, формы бытия и оказывает влияние на становление, формирование повседневной реальности [3,13, с. 669-674].
Исследователи отмечают, что в обществе, взятом в рамки массовой культуры, различных идеологий (в том числе субкультур) личность человека претерпевает негативные трансформации и, фактически, человек лишается собственной индивидуальности. С этой точки зрения Интернет пространство представляет собой благодатную почву не только для поддержания индивидуальности, но и для ее развития, приобретения необходимых в реальности навыков, умений и знаний, индивидуальных качеств. Современное информационное общество предъявляет специфичные требования к индивидуальности человека, поэтому необходимо социально-психологическое изучение этого феномена [18,21].
Таким образом, виртуальная реальность – это организованная среда симулякров, последовательная актуализация которых приводит нас к копии или удвоению реальной действительности – виртуальному событию, явлению. Виртуальная реальность является благодатной почвой для развития индивидуальных, личностных качеств человека – созидательности (креативности), коммуникативности, терпеливости, ответственности. С этой позиции, формирование Я-виртуального при адекватной самооценке является дополнительным стимулом для самосовершенствования, увеличения динамики развития, приобретения качеств личности, необходимых для полноценной адаптации к обществу [3,20].
Вместе с тем существуют негативные оценки нахождения в глобальной сети, некоторые исследователи считают, что нахождение в сети Интернет сопровождается принятием определенных норм, которые являются причиной разрушения формирования и развития собственной индивидуальности. Глобальная сеть может стать причиной приобретения девиантных наклонностей, заострения черт характера, возникновения патохарактерологических изменений.
Формирование «Я» в виртуальности
Для формирования адекватных представлений о самом себе важнейшую роль играет самооценка собственных личностных качеств, способностей. Таким образом, завышенная или заниженная самооценка способствует формированию отрицательного, негативного или позитивного Я-виртуального, адекватная самооценка возможностей собственной личности приводит к формированию положительного Я – виртуального. Под словами «негативное» и «позитивное» мы имеем в виду совокупность отрицательных либо положительных личностных качеств [24].
В действительности субъект, при желании установить контакт, сталкивается с различными коммуникативными барьерами – социальными, индивидуальными. В сети Интернет имеется еще одно условие, которое может рассматриваться либо как препятствие к общению, либо его стимулятором, - анонимность. Благодаря данному качеству субъект может выбрать для себя одну из ролей, своего рода – образ, войдя в который он будет контактировать с другими пользователями Интернета (социальной сети, например) [3,10].
Термин «образ» тесно связан с английским словом «image», что означает содержательную сторону характера, умственный слепок конкретного лица. Образ может скрывать под собой субъекта с совершенно противоположными качествами – полом, национальностью, характером. Индивиды берут себе ненастоящие имена, а иногда и просто безликие названия, под которыми, вместе с определенными фотографическими данными, порой невозможно бывает узнать реального владельца аккаунта. Но бывает ли так всегда? Давайте подробнее рассмотрим влияние адекватной либо неадекватной самооценки на формирование Я-виртуального [3,22].
При неадекватной – завышенной самооценке, Я-виртуальное складывается из таких личностных качеств, как индифферентность, отчужденность, неконформность, отсутствие эмпатии, натянутые отношения с другими пользователями сети.
Субъект с Я-реальным, не соответствующим действительности, завышенной самооценкой, взаимодействует с виртуальными собеседниками не для того, чтобы одеть на себя маску удачливого человека с развитыми способностями, а для того, чтобы показать себя. Такая позиция, когда субъект превозносится над партнерами по общению с чувством, что так действительно должно быть, приводит к многочисленным конфликтам и, в итоге, к приобретению отрицательного опыта коммуникативного взаимодействия. Все вышеописанное еще более закрепляет негативные качества субъекта, либо вызывает внутриличностный конфликт при неоднократном взаимодействии с значимым партнером по общению, который оценивает его с негативной точки зрения. Последнее явление при отсутствии надлежащей коррекции самооценки при помощи психологических, психотерапевтических методов, может привести к формированию патохарактерологических черт личности, заостренных черт характера – личностных акцентуаций [1,12].
При заниженной самооценке субъект старается при взаимодействии с виртуальными собеседниками взять на себя определенную роль, одеть маску благополучия, наличия высоко-развитых способностей, удачливости: он как бы входит в образ. С другой стороны опытными в виртуальном общении людьми всегда выявляется сущность такого притворства. То есть с объективной точки зрения, человек, пытающийся выдать себя за более благополучного, в действительности проявляет такие качества, как неуверенность, порой замкнутость, отчужденность. Неадекватная позиция при общении, возникшая из-за взятия на себя неподобающей роли, так же как при завышенной самооценке, может привести к конфронтации и появлению нового внутриличностного конфликта, особенно если оценка личностных качеств субъекта производилась кем-то значимым для него. Это положение может привести к замкнутости, страхам, тревоге, депрессии и другим негативным последствиям, если сила стрессогенного фактора довольно большая и его действие продолжительно во времени. Данной категории пользователей Интернета необходимо посещать психолога и проходить курсы психологической коррекции, психотерапии [8].
При адекватном представлении о своих способностях, то есть адекватной Я-концепции, самооценке, Я-виртуальное также может представлять из себя определенную роль, которая характеризуется такими качествами, как отвага, ответственность, терпеливость, интеллектуальность, эмпатийность и др. За исключением того, что у субъекта присутствует мотивация действительно стать таким, каким является его Альтер – эго или Я-виртуальное. Поэтому каждый выход в сеть, для данного субъекта представляет не только как возможность показать себя, но и благоприятную для собственного развития среду [3,16].
Как правило, субъект с представлениями о своей личности, соответствующими действительности, при наличии мотивации к самосовершенствованию, выбирает для себя предпочтительные сферы сети Интернет будь то социальные сети, сайты развития способностей, психологической диагностики и т.д. Такой субъект стремится к самопознанию с целью приобретения дополнительных позитивных личностных качеств. Саморазвитие такого субъекта в сети Интернет под воздействием благоприятных факторов, приводит к формированию полноценного гражданина общества, который обладает развитыми положительными качествами [10].
ВЫВОДЫ по 1 главе:
1. Таким образом Я-реальное относится к Я-концепции, которая имеет специфическую структуру. Я-реальное – это представление индивида о наличии у себя тех или иных личностных качеств (положительных, отрицательных).
2. Я-реальное может иметь субъективное или реалистичное содержание, отношение к собственной личности, индивидуальным качествам. Я-реальное может подвергаться изменениям под воздействием различных факторов.
3. Интернет представляет собой коммуникативное пространство, способствующее приобретению уникального опыта общения, а различные сетевые проекты помогают индивиду приобрести необходимые для полноценной адаптации к обществу индивидуальные качества, то есть развитию Я-реального.
4. Таким образом, в зависимости от того, на сколько Я-реальное соответствует действительности, Я-виртуальное формируется по-разному. Я-виртуальное, рассматриваемое как совокупность личностных качеств отличается от Я-реального.
5. Реалистичная самооценка приводит к формированию положительного Я-виртуального, обладающего такими качествами как отвага, эмпатия, терпеливость, высокая интеллектуальность и др.
Эмпирические исследования Я-реального и Я-виртуального
База и методы исследования
В исследовании участвовало 40 испытуемых – учащихся первого курса высшего учебного заведения. Все данные испытуемые имеют периодическое соприкосновение с сетью Интернет (социальные сети, онлайн игры и др.). Логика исследования заключается в выявлении уровня самооценки, которая позволяет сделать вывод об адекватности, либо неадекватности Я-реального, изучении Я-виртуального и личностных качеств испытуемых. В исследовании применялись следующие методики: исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан, метод семантического дифференциала Ч. Осгуда для исследования Я-реального, Я-виртуального [11]. Рассмотрим данные методики более подробно.
Методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан: данная методика в своей основе имеет оценивание таких личностных качеств, как характер, способности, здоровье. Испытуемому предлагается на вертикальных линиях отметить уровень развития того или иного качества. Респонденту выдается бланк, на котором изображено семь линий, каждая из которых высотой в 100 мм с указанием нижней, верхней точек и середины шкалы. Данная методика может проводиться как фронтально, так и индивидуально. Время, которое дается для выполнения задания вместе с осмысление инструкции – 10-12 минут.
Обработка и интерпретация результатов исследования.
Обработка результатов охватывает шесть шкал, так как первая является тренировочной. Каждый ответ представляет собой определенное количество баллов в зависимости от того на каком уровне испытуемый поставил отметку на шкале. Психолог предварительно дает понять респонденту, что верхняя точка каждой шкалы означает наивысшее развитие данного качества, а нижняя – наименьшее развитие определенного качества. Таким образом, получается количественный показатель, выявленные при изучении всех шести шкал.
По каждой из шести шкал можно определить: 1) уровень притязаний; 2) высоту самооценки (от «0» до «10»). Нас главным образом в контексте работы интересует уровень самооценки.
Интерпретация результатов включает следующие положения:
45-74 балла - средняя (адекватная) самооценка – удостоверяют реалистичную самооценку.
75-100 баллов и выше – свидетельствует о завышенной самооценке и определенных отклонениях в формировании личности. Завышенная самооценка может являться проявлением инфантилизма (личностной незрелости), неумения правильно оценивать результаты собственной деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может быть свидетельством существенных отклонений в формировании личности – «закрытости» для опыта, нечувствительности к собственным ошибкам, замечаниям и оценкам окружающих.
Ниже 45 баллов – заниженная самооценка, которая является проявлением крайнего неблагополучия личности. Данные субъекты составляют группу риска. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления –реальная неуверенность в себе и «защитная», когда признание себя неумелым освобождает от выполнения определенных обязанностей.
Методика «Семантический дифференциал» для исследования Я-виртуального и Я-реального применялась при создании двух условий: в первом случае, при исследовании Я-реального, испытуемому давалась инструкция, которая включала определение его личностных качеств соотносящихся с реальностью. Во втором случае испытуемым было необходимо определить качества, характерные для Я-виртуального.
В 1952 году Ч. Осгуд предложил использовать методику семантического дифференциала, для которой предусматривается как качественный, так и количественный анализ. Испытуемому предлагается оценить противоположные качества, включенные в различные семантические пары, всего таких пар 21: эти пары в свою очередь представляют собой шкалы, на которых испытуемый ставит свою отметку между полярными точками, словесно обозначаемыми антонимами, например: непривлекательный – обаятельный.
Данные шкалы можно рассматривать как оси, проходящие через начало координат. В этом случае нас интересует направленность шкалы (с какими осями координат она совпадает) – качественная характеристика, и ее удаленность от начала координат, длина шкалы – количественная характеристика. В соответствии с методикой – положительное значение, полученное по шкале, характеризуется как наличие выраженного признака, качества, характерного для каждого фактора и увеличивающего значение данного фактора, отрицательное – противоречит данному фактору. Каждое положительное для данного фактора значение оценивается в один положительный балл (+1), каждое отрицательное в один отрицательный балл (-1).
Качественный анализ: фактор оценки предполагает наличие определенного значения для испытуемого оцениваемого объекта, если получено положительный количественный показатель и наоборот – при отрицательном показателе, оцениваемый объект не имеет особого значения для испытуемого. Оцениваемый объект может обладать положительными или отрицательными качествами для испытуемого. В контексте оценки Я-реального таким образом можно выявить отношение к себе и какие определенные качества субъект приписывает себе, то есть в итоге – Я-реальному.
Фактор силы, положительное значение, полученное по нему, показывает наличие волевых качеств. Высокие значения по данному фактору свидетельствуют о наличии независимости, склонности рассчитывать на собственные силы. Низкие значения, полученные по данному фактору, говорят о недостаточном самоконтроле, неумении следовать выбранной линии поведения, зависимости от внешних оценок и обстоятельств. Очень низкие значения по данному фактору наблюдаются при выраженной астенизации и тревожности.
Фактор активности, подразумевает наличие определенной совокупности качеств (разговорчивый, деятельный, открытый) и показывает наличие либо отсутствие экстравертированности, открытости для изменений. Положительные значения, полученные по данному фактору демонстрируют наличие общительности, эмпатии, активности, импульсивности. Отрицательные значения говорят об спокойных эмоциональных реакциях, пассивности, интровертированности.
Количественный анализ:
Фактор оценки: 1+, 4-, 7+, 10-, 13+, 16-, 19+.
Фактор силы: 2-, 5+, 8-, 11+, 14-, 17+, 20-.
Фактор активности: 3+, 6-, 9+, 12-, 15+, 18-, 21+.
Анализ результатов исследования
Большая часть испытуемых (около 60%) проявляла такие качества, как как терпеливость, творческий подход, способность быстро принимать решения, находить выход из сложных ситуаций, навык коммуникативного взаимодействия, способность предвосхищать результат собственных действий, самоконтроль, планирование (было выявлено при помощи наблюдения).
В результате проведения методики Дембо-Рубинштейн были получены следующие количественные показатели (первичные результаты см. приложение 1):
Таблица 1
Результаты исследования уровня самооценки респондентов, (%)
Уровень самооценки Реальная (адекватная самооценка) Завышенная самооценка Заниженная самооценка
Средний балл 56,7 84,5 23,7
Количество испытуемых в % 62,5 22,5 15
Согласно данным таблицы большинство испытуемых (62,5%) продемонстрировали наличие адекватной самооценки. Данные субъекты прислушиваются к мнению окружающих, стремятся к саморазвитию, самосовершенствованию личностных качеств, то есть у них присутствует развитая мотивация к интеллектуальному росту, потребность в проявлении активности, деловитости.
Меньшая часть респондентов (22,5% от общего количества опрошенных) обладают завышенной самооценкой. У данных испытуемых присутствует неправдоподобное представление о высоком уровне развития собственных способностей, умений, навыков, о наличии многих потенциальных возможностей. Они с трудом прислушиваются к мнению окружающих, нетерпимы к критике.
Меньшинство (15%) испытуемых обладают заниженной самооценкой, что свидетельствует о неблагополучии в личностном развитии. Данные субъекты ранимы, восприимчивы к различного рода стрессогенным факторам, у них присутствует низкий порог для возникновения стресса. Испытуемые с заниженной самооценкой имеют нереалистичное представление о собственных способностях – как правило они приписывают себе высокий уровень развития различных негативных качеств (отсутствие терпеливости, высокий уровень замкнутости, низкий уровень коммуникативных качеств).
В результате изучения Я-реального при помощи методики Ч. Осгуда «Семантический дифференциал» были получены следующие количественные значения (первичные результаты см. приложение 2):
Таблица 2
Результаты исследования показателей факторов семантического дифференциала респондентов, (%)
Факторы Фактор оценки Фактор силы Фактор активности
Средний балл +3,1 +6,9 -2,3 +4,2 +6,5 -3,4 +3,4 +6,8 -1,3
Количество респондентов в % 60 20 20 60 22,5 17,5 60 22,5 17,5
Из табличных значений видно, что большинство испытуемых (60%) продемонстрировало средний показатель фактора оценки, силы и активности (+3,1; +4,2; +3,4). Это, по всей видимости, вызвано тем, что данные испытуемые достаточно точно оценивали собственные личностные качества, определив их средний уровень развития. Вышеописанное свидетельствует о довольно объективном Я-реальном, включающем совокупность таких личностных качеств, как отзывчивость, открытость, коммуникативность, решительность, энергичность, деловитость, креативность.
Далее около 20% испытуемых продемонстрировали высокий показатель развития положительных личностных качеств, что свидетельствует о недостаточно адекватном представлении о собственных способностях (+6,9; +6,5; +6,8). Данные испытуемые также показали наличие завышенной самооценки в предыдущем тесте.
Меньшинство респондентов (около 18%) продемонстрировали результаты, выражающиеся в отрицательных количественных показателях по всем трем факторам, определив наличие таких негативных качеств у собственной личности, как слабый, замкнутый, вялый, пассивный и т.д.
Таким образом, большая часть респондентов продемонстрировали наличие адекватного Я-реального, согласующегося с реалистичной самооценкой.
В результате проведения методики Ч. Осгуда «Семантический дифференциал», в отношении определения Я-виртуального испытуемых, были получены следующие количественные показатели (первичные результаты см. приложение 3).
Таблица 3
Результаты изучение факторов семантического дифференциала респондентов (II вариант), %
Факторы Фактор оценки Фактор силы Фактор активности
Средний балл +2,1 -1,4 +5,7 +4,2 -3,4 +6,9 +3,1 -1,2 +6,5
Количество респондентов в % 62,5 22,5 15 60 22,5 17,5 60 20 20
Из таблицы видно, что большинство респондентов достаточно высоко оценивают уровень развития положительных качеств Я-виртуального, продемонстрировав как желание продолжать самосовершенствование, так и разумные пределы своих потенциальных возможностей (если сравнивать показатели, полученные на данном этапе с таковыми, полученными на предыдущем этапе). Такие испытуемые рассматривают сеть Интернет как способ приобретения определенных личностных качеств,


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ТюмГУ
Спасибо большое за курсовую работу!! Оригинальность 75%, оценка отлично
star star star star star
СПбГУ
Очень грамотное написание курсовой, видно, что исполнитель разбирается в теме работы и пиш...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.