Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Государственные расходы и экономический рост

Тип Курсовая
Предмет Макроэкономика

ID (номер) заказа
2680294

500 руб.

Просмотров
954
Размер файла
146.72 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение
Актуальность и практическая значимость темы работы. Экономический рост - один из показателей, комплексно характеризующий состояние и развитие любой экономической системы. Со времен Дж. М. Кейнса известно, что государство может создавать условия для роста национальной экономики через проведение экономической политики, важнейшими составляющими которой в современных условиях выступают бюджетная и денежно-кредитная политика. 
Способность бюджетной политики оказывать воздействие на экономику основывается на государственных расходах, которые оказывают влияние на динамику многих макроэкономических переменных и, в частности - экономический рост. 
В России почти 7 лет наблюдается замедленная макроэкономическая динамика, около-нулевые или отрицательные темпы роста экономики. Часто такая ситуация объясняется воздействием внешних по отношению к российской экономике факторов, однако существует точка зрения, что условия для этого создаются в значительной мере внутриэкономической, в том числе - бюджетной политикой Российской Федерации. 
Как представляется, оценка роли государственных расходов в стимулировании роста российской экономики в этих условиях, является достаточно актуальной и практически-значимой. 
Основная цель и задачи исследования. Основной целью настоящей работы, является анализ влияния государственных расходов на рост экономики России. Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
⦁    показать сущность и основные теоретические модели роста национальной экономики;
⦁    рассмотреть понятие государственных расходов и их роль в экономике; 
⦁    охарактеризовать теоретические механизмы взаимосвязи между государственными расходами и экономическим ростом; 
⦁    проанализировать динамику и основные проблемы роста российской экономики;
⦁    показать структуру и динамику государственных расходов на данных федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; 
⦁    дать оценку влияния бюджетной политики последних лет на рост экономики России и показать направления повышения роли бюджетной политики в стимулировании экономического роста. 
Объект и предмет исследования. Объектом проводимого в работе исследования выступают государственные расходы, предметом - механизмы их взаимосвязи с ростом национальной экономики. 
Методы исследования. При подготовке работы использованы общие методы научного исследования такие, как анализ и синтез, сравнение, а также - методы статистического и графического анализа. 
Информационной базой работы выступили нормативно-правовые документы Российской Федерации, научные публикации по теме исследования, а также статистические и аналитические публикации Росстата, Банка России, Министерства финансов Российской Федерации, Международного валютного фонда. 
По структуре работа состоит из введения, двух главы, заключения и списка использованных источников. 
Во введении рассматриваются актуальность темы, основная цель и задачи, поставленные в работе, краткую характеристику объекта, предмета и методов исследования, описание структуры работы. 
В Главе 1 «Теоретические взаимосвязи между государственными расходами и ростом национальной экономики» рассмотрены теоретические вопросы, касающиеся механизмов взаимосвязи между государственными расходами и ростом национальной экономики.
Глава 2 «Государственные расходы и экономический рост в Российской Федерации» посвящена анализу этих взаимосвязей на данных по российской экономике последних лет.
Заключение содержит основные выводы по результатам исследования, проведенного в работе. 



1. Теоретические взаимосвязи между государственными расходами и ростом национальной экономики
1.1. Сущность и современные теории экономического роста 
Экономический рост - один из показателей, отражающих степень эффективность функционирования экономической системы. В экономической литературе существует множество самых разных подходов к определению роста экономики, однако в практическом плане, чаще всего, рост экономики отождествляется с увеличением объема созданных в стране за определенный период товаров и услуг или, что то же - с ростом совокупных доходов общества за определенный период. 
Измерителями экономического роста, в основном, служат различные показатели ВВП - объем и темпы прироста ВВП в рыночных и постоянных ценах, в национальной валюте и по паритету покупательной способности, ВВП на душу населения и т.д. Сам ВВП с точки зрения - это совокупная добавленная стоимость, производимая на территории страны за год. 
ВВП - не идеальный измеритель роста экономики, поскольку из всего комплекса отношений по производству, распределению и перераспределению добавленной стоимости, ВВП связан, в основном, с производством. 
ВВП никак не затрагивает вопросов неравенства доходов, эквивалентности распределения результатов общественного производства между различными группами населения. Существуют значительные расхождения при исчислении ВВП разными методами, ВВП носит краткосрочный характер и не учитывает ни капитальные активы страны, ни национальное богатство, ни накопленный человеческий капитал, ни экологические издержки. 
Тем не менее, динамика ВВП - основной статистический измеритель роста национальных экономик в современных условиях. 
Основа современных теорий роста экономики берет начало в работах представителей неоклассической школы экономики. Так, в 1960 гг. была разработана модель экономического роста Р. Солоу, основанная на производственной функции, в которой экономический рост обусловлен такими факторами, как капитал, труд, научно-технический прогресс. 
При этом у Р. Солоу основной источник роста - увеличение капитало-вооруженности, которая приводит к росту производительности и объема выпуска в расчете на одного работника. Помимо этого на увеличение ВВП влияют: рост численности населения, а соответственно - численности занятых, а также заданный экзогенно технический прогресс. Экзогенность означает, что на переменную нельзя повлиять внутри какой-то системы, то есть научно-технический прогресс в рамках конкретной экономики, если рассматривать его в качестве экзогенного фактора - некая заданная определенным образом величина.
В период между 1960-ми и 1980-ми гг. было создано достаточно много моделей роста экономики в рамках кейнсианского и неокейнсианского направлений экономической теории. В этих моделях, которые требуют отдельного рассмотрения, в качестве движущей силы экономического роста выступал совокупный спрос. Разрабатывались они в трудах таких экономистов как Дж. М. Кейнс, Р. Харрод, Е. Домар, Д. Робинсон. 
В 1980-х-1990-х гг. модели первого поколения, построенные в рамках предложенной Солоу трактовки экономического роста, получили развитие путем превращения научно-технического прогресса в величину эндогенную, на которую можно влиять через инвестиции в инновации и человеческий капитал, которые в такого рода моделях выступают факторами роста экономики. 
Известным примером реализации такого подхода выступает модель экономического роста Р. Лукаса и П. Ромера, в которой инвестиции в НИОКР и человеческий капитал - основной двигатель роста экономики. По мере накопления такого рода инвестиций и, соответственно, технологических сдвигов в экономке, происходит рост совокупной производительности факторов общественного производства, которая и выступает в рамках этой модели основным фактором экономического роста.  
Сами по себе инновации, как фактор роста экономики, рассматриваются в эконмической теории также достаточно давно. Еще в начале 20 ст. Й. Шумпетер создал теорию инновационного экономического развития, в которой научно-технический прогресс является ключевой движущей силой роста и развития экономики. 
Однако в современных условиях роль инноваций возросла с  возникновением новой экономики, которая, по своей сути представляет собой сочетание цифровой, электронной экономики и технологий нового уклада: цифровых, нано-, биоинженерных, адаптивных и 3D технологий, новой энергетики и других. 
Как следствие, в продолжение логики теорий эндогенного экономического роста, был создан также целый ряд так называемых шумпетерианских теорий роста. От моделей Лукаса-Ромера их отличает тот факт, что под инновациями понимается не изобретение новых процессов, продуктов и услуг, что приводит к повышению общего технологического уровня экономики, а использование принципиально новых технологий для создания новых отраслей общественного производства, ранее не существовавших.
Безусловно, выше перечислены далеко не все существующие теоретические модели экономического роста, а лишь показано общее направление их развития. С точки зрения дальнейшего исследования важно, что основными движущими силами роста экономики в современных условиях рассматриваются не труд и капитал, но и рост совокупной факторной производительности обусловленный повышение качества человеческого капитала, инновациями, сменой технологий.
1.2. Государственные расходы и их роль в экономике 
С момента изобретения денег как всеобщего эквивалента, экономические отношения опосредуются денежным обращением, а большинство экономических показателей имеют стоимостное измерение. Расходы - это, по своей сути, трата денежных средств на определенные цели. 
Существование расходов государства, которые, если не вдаваться в частности, представляют собой расходы государственного бюджета, обусловлено тем, что государство выполняет определенные функции в социально-экономической системе общества. 
Эти функции, роль государства, границы его вмешательства в социально-экономические процессы - относятся к дискуссионным вопросам. Если не углубляться в этот вопрос, то чаще всего к функциям государства - с социально-экономической точки зрения, относят:
⦁    организацию производства так называемых «общественных благ»;
⦁    поддержка определенных социальных групп, которые не могут самостоятельно обеспечивать хотя бы минимальный уровень и качество;
⦁    создание институционального фундамента социально-экономической системы, защита прав, в том числе - права собственности;
⦁    организацию правового регулирования отношений по поводу общественного производства; 
⦁    управление экономическими отношениями - в форме экономической политики, которая, в числе прочего, должна формировать условия, необходимые для роста и развития экономической системы
Для выполнения этих и других функций у государства существует бюджет, который также имеет весьма разные трактовки в экономической литературе. Поскольку во второй части работы роль государственных расходов в стимулировании роста экономики России, здесь можно привести определение федерального бюджета, закрепленное в законодательстве. 
В статье 6 Бюджетного кодекса под бюджетом понимается особая форма существования - образования и расходования, денежных средств, обеспечивающих выполнение государством и органами местного самоуправления своих задач и функций. Под расходами бюджета, там же, понимаются денежные средства, выплачиваемые из бюджета.  
Государственные расходы - один из механизмов, используемый государством для регулирования экономики посредством проведения бюджетной политики. Общий механизм ее влияния на экономику показан на рисунке 1. 
На рисунке видно, в частности, что манипулирование расходами, то есть - изменение объемов и структуры бюджетных ассигнований, это один из механизмов налогово-бюджетного регулирования экономических отношений. Помимо этого государством используется: изменение налоговой и около-налоговой (сборы, отчисления в фонды и т.п.) нагрузки, разного рода преференции и льготы, субсидии, допуск к государственным закупкам и др. инструменты. 
 Рисунок 1 - Механизмы влияния налогово-бюджетной политики на экономическую систему

В целом, бюджетная политика влияет на динамику важнейших макроэкономических переменных через издержки, доходы и расходы предприятий и населения, оказывает прямое воздействие на совокупный внутренний спрос и рост экономики в целом. 
1.3. Механизмы взаимозависимости экономического роста и государственных расходов 
Взаимозависимость между государственными расходами и ростом экономики известна достаточно давно. В 19 с. А. Вагнером была открыта закономерность, которая известна как закон, названный его именем: экономическое развитие индустриальных стран всегда сопровождается опережающим ростом государственных расходов. 
Этот закон не потерял актуальности и в современных условиях. Движущей силой современного экономического роста, экономического развития, как это отмечалось в параграфе 1.1. работы, во все большей степени выступают инновации. 
Формирующиеся отрасли новой экономики обладают гигантским потенциалом роста, они могут расти темпами 10-40% в год, однако одновременно создание таких отраслей требует весьма существенных затрат. В особенности капиталоемким является создание таких отраслей «с нуля», начиная с фундаментальных исследований и разработки на основе их результатов - принципиально новых технологий.
Более того, для успешного функционирования инновационной экономики недостаточно простого финансирования НИОКР, требуется создание комплексной системы институтов, известной как национальная инновационная система, задача которой - внедрение инноваций в процессы общественного производства. 
В мире существуют различные модели инновационных систем. В одних существует полный инновационный цикл - от научных разработок до практического внедрения новых технологий, другие построены на заимствовании и последующей доработке зарубежных технологий. В одних -научными разработками занимаются специализированные научные организации или университеты, в других исследовательские подразделения сопряжены с производством. 
Вне зависимости от институциональных особенностей значительную роль в создании механизмов финансирования инновационной деятельности играет государство. Оно, с одной стороны, может прямо финансировать НИОКР, проекты по созданию новых производств и целых отраслей экономики, основанных на новых технологиях. С другой стороны государство может стимулировать инновационное развитие через инструменты налогово-бюджетной политики.
Даже если не касаться вопросов инновационного развития и формирования новой экономики, роль государственных расходов в стимулировании роста экономики достаточно велика. 
С макроэкономической точки зрения и с позиций системы национальных счетов, ВВП, прирост которого и выступает измерителем роста национальной экономики, может быть представлен так, как показано в тождестве 1:
                                                  (1),
где C – конечное потребление домашних хозяйств, G – конечное потребление государства, I – инвестиции, Nx – чистый экспорт.

Из этого тождества следует, во-первых, что государство может прямо влиять на рост экономики, регулируя свои расходы на конечное потребление. 
Во-вторых, частью инвестиций (I) или, другими словами - валового накопления, в тождестве 1, могут быть инвестиционные расходы государства. 
В третьих, конечное потребление домашних хозяйств зависит от их доходов, а значимую часть совокупных доходов могут составлять доходы работников бюджетной сферы, пенсии и другие социальные выплаты. То есть часть конечного потребления населения также может финансироваться государством.
В силу свойства государственных расходов к мультипликации, первоначальный прирост расходов государства дает больший по объему прирост ВВП, при прочих равных условиях. 
Отметим, что свойство мультипликации бюджетных расходов известно со времен Дж. М. Кейнса, который ввел в экономический оборот мультипликатор автономных инвестиционных расходов государства. 
Позже было доказано, что аналогичный мультипликативный эффект имеет увеличение и других расходов государства, любого из первых трех компонентов тождества 1. Еще позже мультипликативный эффект стал рассматриваться не только по отношению к расходам, но и к доходам государственного бюджета. В общем виде бюджетные мультипликаторы можно выразить формулой 2:
                                                     (2),
где Mf – мультипликатор государственных расходов или мультипликатор изменения доходов государственного бюджета (налоговый мультипликатор) в периоде, следующем за отчетным, ∆ GDP – изменение ВВП в периоде, следующем за отчетным, ∆ F – изменение доходов или расходов государственного бюджета в отчетном периоде. 

Кроме того, есть точка зрения, которая подкреплена результатами эмпирических исследований, что на экономический рост оказывают влияние не только объем и динамика государственных расходов, но и структура этих расходов. 
В данном случае наибольший эффект с точки зрения экономического роста имеют так называемые производительные расходы государства. То есть, исходя из современных теорий экономического роста - расходы на производственную, научно-техническую и социальную инфраструктуру, на финансирование экономики, на финансирование инвестиций в основной и человеческий капитал, НИОКР.
2. Государственные расходы и экономический рост в Российской Федерации
2.1. Анализ динамики и современных проблем роста российской экономики 
После завершения первоначального этапа рыночных реформ к началу 2000-х гг., в России сформировалась экономика, в основе которой, с одной стороны - крупные компании, занятые добычей, первичной переработкой и экспортом сырья, а также компании, которые заняты обслуживанием этих процессов, с другой - сектор услуг и финансово-посреднической деятельности. 
Отраслевая структура ВВП России в номинальном выражении за последние 5 лет - а она не претерпела кардинальных изменений с начала 2000-х, показана на рисунке 2.

Рисунок 2 - Отраслевая структура российского ВВП (в текущих ценах), удельный вес, %
Во времена СССР, в рамках методологии баланса народного хозяйства, при расчете валового национального продукта все отрасли делились на две группы - материальное производство и непроизводственная сфера. 
К сфере материального производства относились отрасли, чья добавленная стоимость включалась в расчет ВНП: промышленное производство, сельское хозяйство, транспорт, строительство, торговля. 
То есть к материальному производству относились все отрасли, которые занимались реальным производством, доставкой продукции до конечного потребителя и созданием необходимых для этого производственных мощностей. Продукция непроизводственной сферы из расчета ВНП исключалась. 
В современной российской экономике отрасли, которые можно отнести к материальному производству, формируют только 52-54% ВВП. Из отраслей, показанных на рисунке 2 - это обрабатывающая и добывающая промышленность, сельское, лесное и рыбное хозяйство, торговля, транспортировка и хранение, строительство. 
Это означает, в числе прочего, что половина ВВП России, а это, в одном из измерений, как отмечалось ранее - совокупность доходов, получаемых за год, не имеет российского материального обеспечения, а значит - покрывается импортом. 
Подобная структура экономики - следствие глобализации мировой экономики, в рамках которой выстраиваются единые мировые цепочки создания добавленной стоимости, в которых в одних странах может быть сконцентрировано производство, другие выступают финансовыми центрами, третьи - поставщиками ресурсов. 
Россия, с самого начала процесса перехода к рынку, то есть, с начала 1990-х гг. интегрировалась в мировое хозяйство и избрала путь экспорто-ориентированного развития. 

Рисунок 3 - Структура товарного экспорта Российской Федерации, удельный вес,%

Причем основу товарного экспорта и в 1990-х и в настоящее время составляют сырьевые товары (рис.3). 

Рисунок 4 - Цена на нефть, экспорт и ВВП России в постоянных ценах, темпы прироста. Год-к-году, %
Отсюда - достаточно тесная корреляция темпов экономического роста России, динамики экспорта и цен на нефть, которые отражают общую динамику цен на сырьевые товары в мировой экономике (рис.4). 
На современном этапе, началом которого можно считать 2013 год, экономическая ситуация в России характеризуется замедленной макроэкономической динамикой (рис. 5)

Рисунок 5 - Динамика макроэкономических показателей Российской Федерации и изменение средних мировых цен на нефть

Данные рисунка 5 показывают, что характеризуется эта динамика замедленными темпами роста ВВП, постоянным снижением реальных располагаемых доходов населения, низкой инвестиционной активностью. Основным достижением экономической политики последних лет считается инфляция, сниженная до уровня, соответствующего официальному целевому ориентиру в 4% по показателю ИПЦ. 
2.2. Структура и динамика государственных расходов Российской Федерации 
Ситуацию с бюджетной политикой в Российской Федерации в последние годы можно проиллюстрировать данными об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов по расходам (рис.6). 

Рисунок 6 - Динамика расходов федерального бюджета и внебюджетных фондов в России, исчисленных в реальном выражении и процентах ВВП, прирост к предыдущему году, %

Рисунок 6 показывает, что, начиная с 2015 года, имелась общая тенденция к сокращению государственных расходов в реальном выражении и процентах ВВП. Наметившийся в 2019 году рост расходов связан с реализацией приоритетных национальных проектов. 
Однако по итогу 2020 года этот рост, скорее всего, сменится возобновлением падения в связи с тем, что на фоне снижения внешнего спроса и последствий карантинных мероприятий для экономики России, федеральный бюджет исполняется с существенным дефицитом - более 1,8 трлн. руб за январь-октябрь 2020 г..
О состоянии бюджетной политики может свидетельствовать и ситуация с мультипликацией бюджетных расходов. 

Рисунок 7 - Простой мультипликатор расходов федерального бюджета

Изменение простого мультипликатора бюджетных расходов, рассчитанного по формуле 2 (параграф 1.3.) показывает, что, начиная с 2018 года, мультипликация расходов федерального бюджета России - сокращалась. 
В первой части работы отмечалось, также, что с точки зрения экономической теории на рост экономики влияет не только динамика, но и структура государственных расходов, что наибольшее позитивное влияние на рост экономики оказывают производительные бюджетные расходы. 
В исследовании Балаева А.В. 2018 года с применением экономико-математических моделей показывается, например, что в России наибольшее положительное влияние на рост ВВП среди производительных расходов оказывают расходы на экономику. Прирост этих расходов на 1% увеличивает ВВП на 1,1 п.п. .

Рисунок 8 - Динамика расходов федерального бюджета на национальную экономику, прирост к предыдущему году, %
Динамика расходов федерального бюджета на национальную экономику в рольном выражении и процентах ВВП показана на рисунке 8. Рисунок демонстрирует, в общем, те же тенденции, что и рисунок 6. С 2015 года и за исключением 2019 года, государственные расходы на экономику сокращались. 

Рисунок 9 - Динамика расходов федерального бюджета (исходные данные - в % ВВП), прирост к предыдущему году, %
Если посмотреть на ситуацию в более широком контексте (рис.9), то видно, что аналогичные тенденции наблюдались и применительно к другим группам расходов федерального бюджета. 
Общий вывод, который можно сделать на основании данных рисунков 6-9 состоит в том, что положительное влияние бюджетной политики на рост российской экономики в последние годы снижалось. 
2.3. Пути повышения роли бюджетной политики в стимулировании роста экономики России
В первой части работы отмечалось, что взаимосвязь между государственными расходами и ростом экономики можно анализировать на основании данных статистики национальных счетов.
В структуре ВВП России по методу использования, основной удельный вес - от 50 до 53% в последние годы имело конечное потребление населения, конечное потребление государства составляло около 18-19 % (рис.10). 

Рисунок 10 - Структура ВВП Российской Федерации по методу использования, удельный вес в общем объеме, %

Конечное потребление населения финансируется, в основном, за счет доходов, при этом, как подчеркивалось ранее в работе - часть этих доходов может финансироваться за счет расходов государства.
Структура доходов населения России показана на рисунке 11, где видно, что 18-19% всех доходов - это социальные выплаты, которые финансируются за счет средств государственных внебюджетных фондов, в частности - Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Рисунок 11 -  Структура совокупных номинальных доходов населения в России по основным источникам их поступления, удельный вес, %

По оценкам, доля т.н. «бюджетников» в совокупном фонде оплаты труда в России составляет примерно 25%. Учитывая это, а также тот факт, что оплата труда наемных работников составляет от 53 до 58% всех доходов граждан, за счет прямых госрасходов финансируется еще от 13 до 15% совокупных доходов российских граждан.
Соответственно, можно сказать, примерно, что за счет государственных расходов финансируется около трети конечного потребления домашних хозяйств - с учетом социальных выплат и зарплат в бюджетной сфере. Учитывая долю конечного потребления населения в ВВП это эквивалентно примерно 15- 16% ВВП по методу использования. 
Кроме того, по данным Росстата, доля бюджетных средств в общем объеме финансирования инвестиций в основной капитал составляла от 15 до 18% в последние годы. Исходя из этого, а также - из доли валового накопления основного капитала в ВВП (рис. 10), можно оценить долю госрасходов на формирование основного капитала, также - примерно, в 3% ВВП по методу использования. 
Если подытожить, то от 35 до 40% ВВП России, рассчитываемого по методу использования, прямо или косвенно финансируется за счет государственных расходов. 
То есть роль бюджетной политики в создании стимулов для роста экономики должна быть высока, а тенденция к сокращению расходов государства, которая выявлена в предыдущем параграфе, должна оказывать заметное негативное влияние на экономический рост в России. 
Тенденция к замедлению динамики и сокращению бюджетных расходов последних лет связана с тем, что основным приоритетом бюджетной политики выступает обеспечение сбалансированности федерального бюджета. Помимо этого в последние годы бюджетная политика в России проводится с использованием так называемого «бюджетного правила», в соответствии с которым часть нефтегазовых доходов федерального бюджета изымается из экономики и направляется в резервы, размещаемые в основном за пределами России. 
Именно ориентация на сбалансированность федерального бюджета и наращивание резервов называется в качестве основной проблемы бюджетной политики России в публикациях многих российских ученых. 
В этих, а также - других публикациях отмечается, в частности, что Россия в 2020 году переходит от семилетней стагнации к структурному кризису и при сохранении проводившейся до настоящего времени эконмической и в частности - бюджетной политики российскую экономику в среднесрочном периоде ждет глубокий экономический спад. 
Что ключевой причиной стагнации выступает падение инвестиционной активности, в том числе и государства. 
Что необходимо перестать выводить средства из экономики России через бюджетное правило и начать стимулировать внутренний спрос и инвестиции в основной капитал, в том числе и через использование средств Фонда национального благосостояния. Учитывая существующие резервы производственных мощностей и фактическую, а также скрытую безработицу уже это позволило бы создать стимулы для роста экономики. 
Что требуется пересмотр не только приоритетов бюджетной, но и налоговой политики, которая в настоящее время не создает стимулов для роста экономики. 
Существуют и другие рекомендации по повышению эффективности бюджетной политики с точки зрения создания стимулов для роста экономики, которые требуют более глубокого анализа, выходящего за рамки настоящей работы. 
Однако, если исходить из принятого недавно Федерального закона от 08.12.2020 N 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов , мнения академиков РАН не находят отклика у руководства Министерства финансов России, и существовавшие ранее приоритеты бюджетной политики будут в ближайшие три года сохранены.
Заключение
Взаимосвязь между ростом национальной экономики и расходами государства обусловлена, во-первых, тем фактом, что госрасходы являются одним из элементов ВВП с точки зрения статистики национальных счетов. 
За счет средств государства прямо или косвенно финансируются: конечное потребление государства, часть конечного потребления населения - через зарплаты в бюджетной сфере и социальные выплаты, а также часть валового накопления основного капитала. 
В работе показано, что в России вклад государственных расходов в ВВП по методу использования, исходя из этих посылок - составлял примерно 35-40%  в последние годы. 
Исходя из этого, объем, динамика и структура государственных расходов, которые рассматривались в работе на примере расходов федерального бюджета и внебюджетных фондов, из которых финансируются социальные выплаты в России, оказывают существенное влияние на динамику ВВП. 
Это воздействие тем более значимо, что существует известный эффект мультипликации государственных расходов. То есть в результате прироста государственных расходов, может достигаться больший, в процентном соотношении эффект с точки зрения роста экономики. 
Приведенные в работе данные свидетельствуют о том, что темпы прироста этих расходов в процентах ВВП и реальном выражении - имели тенденцию к сокращению, за исключением 2019 года. 
Сокращались и расходы федерального бюджета на экономику, которые по данным эмпирических исследований, на которые приводится ссылка в работе - имеют наиболее влияние на рост ВВП в России. 
Снижалась, как показано в работе и мультипликация расходов федерального бюджета, начиная с 2018 года. 
Все это свидетельствует о том, что государственные расходы в России в последние годы оказывали недостаточное стимулирующее воздействие на эконмический рост. 
На основании результатов анализа, проведенного в работе, а также анализа научных публикаций ряда российских ученых, таких, например, как академики РАН Аганбегян А.Г., Глазьев С.Ю., Ивантер В.В. сделан вывод о том, что проблема заключается в ориентации бюджетной политики последних лет преимущественно на обеспечение сбалансированности федерального бюджета и наращивание резервов. 
Учитывая тот факт, что имевшая место в последние годы стагнация российской экономики, по оценкам, переходит в структурный кризис, для восстановления стимулирующего влияния государственных расходов требуется их увеличение, в частности, за счет использования средств Фонда национального благосостояния, возможно - пересмотр бюджетного правила, повышение роли государственных расходов в финансировании внутреннего спроса и инвестиций в основной капитал. 
Однако принятый недавно федеральный бюджет на ближайшие три года свидетельствует о том, что ранее существовавшие подходы к проведению бюджетной политики в России будут сохранены. 



Список использованных источников
⦁    Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (БК РФ) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12112604/paragraph/10692866:0
⦁    Федеральный закон от 08.12.2020 N 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_370144/

⦁    Аганбегян А. Г. О преодолении стагнации, рецессии и достижении пятипроцентного роста // Экономическое возрождение России - 2019 - № 2 - с. 17-23
⦁    Аганбегян А. Г. Как возобновить социально-экономический рост в России // Научные труды ВЭО - 2020 -  Т. 222 - №2 - с. 164-182
⦁    Акуева П.М. Экономические функции государства // Аллея науки – 2019 –Т.1, №9 – с. 328-333
⦁    Антонов А.П. Содержание социальных функций современного государства // Вопросы российского и международного права  -2019 - Том 9 - № 8А - c. 30-37
⦁    Балаев А.И. Влияние структуры бюджетных расходов на экономический рост в России // Экономическая политика. 2018. Т. 13. № 6. С. 8–35
⦁    Бодрунов С.Д., Колганов А.И. Сфера услуг и материальное производство: проблемы соотношеняи в современной экономике // Экономическое возрождение России - 2016 - №1 - с. 9-30
⦁    Бюджет как инструмент экономического развития / С. Г. Белев, К. В. Векерле, Е. Т. Гурвич, А. Б. Золотарева, Н. С. Могучев, И. А. Соколов, Т. В. Тищенко, И. Н. Филиппова.— М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. - 72 с.
⦁    Власов С., Дерюгина Е. Фискальные мультипликаторы в России / Серия докладов об экономических исследования - №28, январь 2018 – М.: Банк России, 2018 – 19 с.
⦁    Глазьев С.Ю. О приведении макроэкономической политики в соответствие с целями развития страны, поставленными Президентом России // Научные труды ВЭО - 2020 -  Т. 221, №1 - с. 69-78
⦁    Замулин О. А., Сонин К. И. Экономический рост: Нобелевская премия 2018 года и уроки для России // Вопросы экономики. 2019. № 1. С. 11—36
⦁    Зарубежнов Е. С., Коптелов И. О. Экономический рост и анализ развития страны через макроэкономические показатели // Вестник Челябинского государственного университета - 2018 - №7 - с. 204-210
⦁    Ивантер В.В. Возможности ускорения темпов экономического роста в России // Общество и экономика - 2019 - №7 - с. 5-11 
⦁    Капанщиков С. Структура государственных расходов и экономический рост // Общество и экономика - 2020  - №7 - с. 16-21
⦁    Пономаренко А.Н. Исторические национальные счета России: 1961-1990 // Экономический журнал ВШЭ - 2000 - №4 - с. 505-527
⦁    Порфирьев Б.Н. Перспективы экономического роста в России // Научные труды Вольного экономического общества России  - 2020 - Т. 221 - №1 - с. 83-91
⦁    Ромер Д. Высшая макроэкономика: учебник / Перевод с англ. Под ред. Д.э.н. В.М. Полтеровича. – М: Изд. Дом ВШЭ, 2015. – 855 с.
⦁    Теняков И.М. Современный экономический рост: источники, факторы, качество. Монография – М.: Изд. Проспект, 2016 – 186 с.
⦁    Фальцман В.К. Об измерении экономического роста // Проблемы прогнозирования - 2018 - №1 - с. 10-17
⦁    Экономическая политика: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под. ред. А.Н. Лякина – М.: Юрайт, 2017 - 432 с.

⦁    Валовая добавленная стоимость по отраслям экономики [Электронный ресурс]. - URL: ttps://rosstat.gov.ru/accounts 
⦁    Вся надежда на бюджетников [Электронный ресурс]. - URL: https://www.ratings.ru/files/research/regions/NCR_Public_Sector_Apr2020.pdf
⦁    Использованный валовой внутренний продукт [Электронный ресурс]. - URL:  http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/vvp-god/tab24.htm
⦁    Койл Д. Переосмысление ВВП [Электронный ресурс] // Финансы и развитие - 2017 - Март - с. 16-19 - URL: https://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/fandd/2017/03/pdf/coyle.pdf; 
⦁    Основные производные показатели динамики обменного курса рубля [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/
⦁    Россия в цифрах [Электронный ресурс] // Росстат - URL: https://www.gks.ru/folder/210/document/12993

⦁    Финансово-экономические показатели Российской Федерации [Электронный ресурс] . - URL: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/; данные Росстат, расчеты автора

⦁    IMF WEO Data


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
НОУ ВО МосТех
По моей просьбе, работа была выполнена раньше назначенного срока. Сдал на отлично, были не...
star star star star star
Московский технологический институт
Работа сдана на отлично, автор все замечания выполнил без проблем!!! Спасибо 5+
star star star star star
ЮУрГУ
Благодарю за выполненную работу! Всё сделано на высшем уровне. Рекомендую всем данного исп...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.