это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2703877
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы заключается в разработки рекомендаций относительно формирования системы экономической безопасности.
В нашей стране термин “экономическая безопасность” стал звучать в
90-х годах в статьях экономистов и в средствах массовой информации.
Первые статьи по проблемам экономической безопасности России появились
в конце 1994 года. Наиболее полно теоретическую сторону вопроса
рассмотрели в журнале Вопросы экономики №12 за 1994 год Л.Абалкин,
А.Архипов и др. Позже в полемику по этому вопросу вступили и другие
крупнейшие российские экономисты.
В нашей стране термин “экономическая безопасность” стал звучать в
90-х годах в статьях экономистов и в средствах массовой информации.
Первые статьи по проблемам экономической безопасности России появились
в конце 1994 года. Наиболее полно теоретическую сторону вопроса
рассмотрели в журнале Вопросы экономики №12 за 1994 год Л.Абалкин,
А.Архипов и др. Позже в полемику по этому вопросу вступили и другие
крупнейшие российские экономисты.
В нашей стране термин «экономическая безопасность» стал звучать в 90-х годах в статьях экономистов и в средствах массовой информации. Первые статьи по проблемам экономической безопасности России появились в коне 1994 года.
Экономическая неустойчивость выявляет ряд факторов, показывающих ограничительное воздействие на социально-экономическое развитие субъектов РФ, исходя из этого появляется необходимость разработки мер, направленных на усиление экономической безопасности страны. [1]
Изучение экономической безопасности, ее сущности, показателей и механизмов обеспечения происходит с различных аспектов и масштабов, а именно рассматривается ее разные стороны и факторы, оказывающие влияние на уровень экономической безопасности.
Само понятие экономической безопасности означает – защиту экономики страны от опасных воздействий. В РФ создан институт, отвечающий за экономическую безопасность страны, включающий в себя законодательную основу ((ФЗ «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ2 и др.) и стратегическую основу «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ» и «Стратегия национальной безопасности на период до 2020 года».) [2]
Объект исследования – состояние экономической безопасности России.
Предмет исследования – показатели, характеризующие систему экономической безопасности России.
Цель работы является изучение сущности, методов оценки и механизма обеспечения экономической безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации, а также перспектив развития экономической безопасности.
Для достижения поставленной цели требуется выполнить следующие задачи:
⦁ Определить понятия и сущности экономической безопасности.
⦁ Определить экономические показатели и угрозы экономической безопасности страны.
⦁ Определить механизм обеспечения экономической безопасности страны.
⦁ Определить основные показатели экономической безопасности страны.
⦁ Определить меры повышения экономической безопасности.
Курсовая работа состоит из следующих частей: введения, двух глав – теория и практика, заключения и списка использованных источников.
Исследование выполнено на основе работ отечественных экономистов В.В. Криворотов, Т.Р. Орехова, А.А. Арбатов, Л.И. Абалкин.
В процессе исследования применялись традиционные методы экономического анализа: абстрактно-логический, расчетно-конструктивный, монографическое исследование, сравнения, детализации, группировки, сопоставления и другие.
1. Теоретические основы обеспечения экономической безопасности
⦁ Понятие, сущность экономической безопасности
Понятие "экономическая безопасность страны" воспроизводит способность определенных политических, законных и экономических институтов страны оберегать интересы своих первостепенных субъектов в масштабах государственных хозяйственных традиций и ценностей.[3] В настоящее время экономическая безопасность - это общенациональный комплекс мер, сориентированных для крепкого систематического формирования и продвижение экономики страны, который безоговорочно предполагает социально-политическую устойчивость и самостоятельность государства, а да механизм противодействия наружным и внутренним угрозам.
По Л.И. Абалкину экономическая безопасность – это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи при котором страна имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику.[4]
Экономическая безопасность - часть совместной системы национальной безопасности страны. Она затрагивает действительно всегда стороны жизни государства, общества, экономики. [5] Ее развитие должно анализировать как говориться контексте вырабатывания системы национальной безопасности государства. Ряд общих соглашений и моментов выставляет представление экономической безопасности в ряд понятий, формирующих комплексный принцип на современную жизнедеятельность общества и государства: [6]
Безопасность - это состояние объекта в системе его связей с позиции способности к самовыживанию и вырабатыванию в условиях внутренних и внешних угроз, а также воздействия непрогнозируемых и тягостно ожидаемых факторов. [7] Чем более устойчива экономическая конструкция (например, межотраслевая структура) соотношения производственного и финансово-банковского капитала и т. , тем жизнеспособней экономика, следовательно, и оценка её безопасности будет довольно высокой. Основу экономической безопасности возможно предназначить как таковое положение экономики и институтов власти, при которых поддерживаются гарантированная оборона государственных интересов, общественно сориентированное формирование державы в целом, довольный оборонный запас даже при особенно плохом условии развития внутренних и внешних процессов. [8] Следовательно, экономическая безопасность - это не только неприкосновенность национальных интересов, однако и готовность, и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.
Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и показателей. Критерий экономической безопасности - анализ состояния экономики с позиции важнейших процессов, воспроизводящих основу экономической безопасности. Критериальная оценка охватывает в себя ресурсный потенциал и возможности его развития.[9]
Уровень производительности употребления ресурсов, капитала и труда и его соотношение уровню использования в преимущественно образованных и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внутреннего и внешнего характера сводятся к минимуму. [10]
Объектом экономической безопасности является экономическая система в целом, так и ее составляющие элементы:
⦁ Природные богатства.
⦁ Недвижимость.
⦁ Людские ресурсы.
⦁ Хозяйственные структуры.
⦁ Семья.
⦁ Личность.
⦁ Финансовые ресурсы.
⦁ Производственные и непроизводственные фонды. [11]
Субъектом экономической безопасности выступают: министерства, ведомства, налоговые и таможенные службы, банки, биржи, страховые компании, производители, продавцы и потребители.
Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться прежде всего эффективностью самой экономики. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов. [12]
Поэтому обеспечение экономической безопасности, это гарантия независимости страны, условия стабильности и достижения успеха. Более подробно про обеспечение экономической безопасности рассмотрим в следующем пункте. [13]
1.2 Обеспечение экономической безопасности
Обеспечение экономической безопасности является прерогативой государства, а точнее его судебной, исполнительной и законодательной власти. Согласно Конституции РФ, во главе стоит Совет безопасности, руководитель – Президент РФ. [14]
Совет безопасности РФ – конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищённости важных интересов личности, общества и государства.
Проблемы обеспечения экономической безопасности России привлекают к себе все более пристальное внимание ученных и общественности. И это не случайно. Важно раскрыть суть проблемы, выявить реальные угрозы и предположить эффективные методы их решения.[15]
Механизм обеспечения экономической безопасности – это ряд организационных, экономических и правовых мер по предотвращению экономической безопасности.
Механизм включает в себя следующие элементы:
⦁ Анализ факторов и процессов, внутренних и внешних угроз страны.
⦁ Прогноз экономического развития страны.
⦁ Разработка и реализация органами исполнительной власти мер по предотвращению возможных угроз.
⦁ Экспертиза проектов законодательных и иных актов по финансовым вопросам с позиции защищенности от внешних и внутренних угроз государства в сфере экономики.
Главная цель механизма обеспечения экономической безопасности – определение оптимальных условий для жизнедеятельности и развития государства и ее составляющих в целом. [16]
Механизм состоит из ряда функций – защитной, регулятивной, предупредительной, инновационной и социальной.
Каждая функция направлена на решение той или иной проблемы.
Защитная функция – ограждение экономики от внутренних и внешних угроз.
Регулятивная функция – нейтрализация угроз «сверху» - механизм государственного регулирования и «снизу» - механизм рыночного саморегулирования. [17]
Предупредительная функция – предвидение и предупреждение возникновения внутренних и внешних рисков.
Инновационная функция – основана на применении инновационных решений на уже образовавшиеся угрозы.
Социальная функция – реализация прав и свобод граждан страны и достижения высокого уровня жизни. [18]
Основной целью разработки механизма обеспечения экономической безопасности является создание оптимальных условий для эффективного функционирования.[19]
1.3 Показатели экономической безопасности
Для оценки уровня экономической безопасности объекта используются математические методы расчета на основе конкретных данных.
Разработка системы показателей состояния экономической безопасности и их количественной оценки производится по следующей схеме:[20]
⦁ Оценка обстановки и выявление угроз, по следующим основным показателям: безопасность воспроизводимых процессов; финансовая безопасность; социально- политическая безопасность.
⦁ Определение степени актуальности выявленных угроз.
⦁ Создание системы показателей, описывающие угрозы.
⦁ Определение экстремальных значений показателей.
⦁ Определение круга источников информации о фактических значениях показателей
⦁ Сопоставление фактических значений с пороговыми.
По степени значимости выделяют показатели экономической безопасности:
⦁ Общие макроэкономические показатели.
⦁ Базовые макроэкономические показатели.
⦁ Частные экономические показатели: производимые; социальные.
По периоду действия угроз и прогнозирования:
⦁ Тактические
⦁ Стратегические
По направлению воздействия на экономику:
⦁ Внутренние: экономического характера; институционного характера.
⦁ Внешние
Вся совокупность показателей делится:
⦁ На количественные.
⦁ Качественные
В связи с этим система показателей включает в себя следующие:
⦁ Общие макроэкономические показатели:
⦁ Уровень качества жизни населения (на душу населения) – номинальный ВВП, реальный ВВП, личный располагаемый доход, средняя зарплата, личные сбережение и др.
⦁ Уровень инфляции – определяется по оптовым ценам и закупочным, а также ценам колхозного рынка.
⦁ Экономический рост – темпы роста ВВП в процентах в год, инфлятор-дефлятор, темпы прироста
⦁ Уровень безработицы.
⦁ Базовые макроэкономические показатели
⦁ Структура собственности
⦁ Динамика приватизации
⦁ Развитие рыночных струтур
⦁ Денежные обращения – темпы прироста денежной массы, скорость обращения
⦁ Внешнеторговые тарифы
⦁ И другие.[21]
Показатели, характеризующие силу влияния негативных воздействий (НВ), представляют собой оценку ущерба (У) откорректированного на вероятность (Р) его нанесения. Отнесение явлений, факторов или процессов к негативным воздействиям базируется на идентификации их как влияющих на экономическую безопасность, а также на определении вероятности нанесения ущерба. В формализованном виде негативные воздействия можно представить в формуле (1):
(1),
где i — определяет конкретное негативное воздействие. Тогда совокупные негативные воздействия, влияющие на экономическую безопасность региона, будут рассчитаны с применением формулы (2):
(2)
Показатели, характеризующие степень защищенности социально-экономической системы от влияния негативных воздействий, являются, по сути, количественным выражением — эффектом от приятия мер по противодействию в предыдущих, по отношению к анализируемому, периодах. Представляют собой стоимостное выражение мер противодействия влиянию негативных воздействий, предпринятых регионом.
Предложенная система показателей сама по себе не решает проблему оценки экономической безопасности, требуется дальнейшее проведение исследований и в целом развитие методического инструментария управления экономической безопасностью.
В оценке уровня экономической безопасности могут быть использованы математические методы, которые позволяют осуществить анализ экономических индикаторов региональной экономики, выявить их взаимодействие и характер связи. Для исследования взаимосвязи региональных показателей может быть использован как аппарат корреляционно-регрессионного анализа, базирующийся на вероятностно-статистическом подходе к оценке экономических процессов, так и классические методы оптимизации, в частности, принцип доминирования и принцип Парето. Принцип Парето предполагает осуществление многокритериального анализа с целью выявления множества эффективных альтернатив.
Для составления рейтинга регионов по степени экономической безопасности необходимо выявить область допустимых значений региональных показателей и осуществить ранжирование регионов. С некоторым допущением может быть использована следующая методика.
1. Для множества исходного числа регионов определяется совокупность экономических показателей , допустимая область и направления их изменения.
2. Далее приступаем, собственно, к исследованию регионов, эффективность каждого из которых отображает показатель SJoptq. Данная замена с оптимальным значением показателя K1 и окажется в решении первым. Аналогичным образом распределим и все последующие замены, то есть следующей будет S2opt1 с оптимальным значением K2 и т.д., а последней – SJopt1. соответственно с KJ.
3. Для того чтобы приступить к следующему шагу, формированию области допустимых значений, нам необходимо определить доминируемую область SJopt1. В нашем случае первой будет область ОД1, которая представляет собой следующий вид (формула 5):
(3).
Следующая доминируемая область – ОДЗ1, которая принимает вид (формула 4):
(4)
Аналогично устанавливаем остальные доминируемые области, формируем область допустимых значений методом исключения области из исходных данных (областей).
4. Анализируем варианты Si и выясняем, принадлежат ли они области допустимых значений. Все замены, попадающие в область допустимых значений, снова подвергаются исследованию.
5. На данной стадии мы повторяем действие 2-4 этапов. Но оптимальные значения показателей Kjвыбираются из недоминируемых замен, которые мы получили ранее. Обязательным условием завершения этапа считается остаток менее двух замен в пределах ОДЗт. Затем мы можем сформировать решение на основе совокупности эффективных замен, полученных на предыдущих этапах (формула 5):
(5).
6. Проводим проверку регионов, определяем противоречия обязательным условиям выполняющего анализ. Если таковое имеет место, то показатели исправляются и анализ производится повторно.
7. Далее необходимо сделать вывод, и соответственно целям завершить или продолжить процесс.
8. Если нужно, выбираем варианты, которые подвергнутся дополнительному исследованию, исключая из исходных данных(замен) первого ранга.
9. Тем же образом, что и на 2-7 стадиях, выполняется поиск решения второго ранга из нового множества.
10. Принимается окончательное решение в соответствии с результатами всех шагов.
Используя приведенную методику, был осуществлен анализ экономической безопасности ряда регионов. Одними из важных показателей экономической безопасности, которые имеют место в экономическом развитии того или иного региона, являются:
- валовый региональный продукт (ВРП) на душу населения, взятый в тысячах рублей;
- уровень инфляции, рассчитанный за год, взятый в процентах;
- инвестиции в основной капитал, в процентах к ВРП.
Данные Росстата по 14 регионам послужили информационной базой для осуществления анализа. На рисунке 1 изображены регионы, которые распределены по возрастанию эффективности показателей.
Рисунок 1 – Определение эффективных регионов
На рисунке 2 приведен результат ранжирования регионов по системе экономических показателей.
Рисунок 2 – Регионы первого ранга в первой системе показателей
Таким образом, осуществление анализа экономической безопасности регионов сопряжено с исследованием динамики региональных показателей с целью прогнозирования тенденций их дальнейшего развития. При этом могут быть использовапны различные методы и подходы к прогнозированию финансово-экономических показателей, характеризующих региональную экономику. Поэтапное осуществление выше изложенной методики позволяет осуществить ранжирование регионов по уровню экономической безопасности и служит информацией для принятия региональными властями соотвествующих программ по повышению эффективности и экономической безопасности регионов.
2. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
2.1 Анализ состояния экономической безопасности государства
На сегодняшний день, экономика столкнулась с множественными проблемами, которые формируют угрозу для экономической безопасности страны, к основным угрозам по версии Президента РФ Владимира Путина относятся:[23]
⦁ Неустойчивость рыночных котировок товарно-сырьевого и фондовых рынков.
⦁ Высокая зависимость федерального бюджета страны от нефтегазовых доходов.
⦁ Низкий уровень конкурентоспособности российских корпораций финансовых секторов.
⦁ Высокий разрыв между богатством и бедностью.
На сегодняшний день Россия имеет большое количество различных угроз и рисков внутреннего так и внешнего характера проявления. Это связано с событиями 2014-2017 годов, дисбаланс рынка нефти и девальвации рубля произошел рост инфляции.[24]
Анализируя экономику РФ, можно заметить наибольшую угрозу экономической безопасности страны выступает бюджетная политика аккумуляции средств, схема представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Структура доходов федерального бюджета РФ в период 2015-2019 гг, трлн рублей.
Стоит заметить, что за 2016 год нефтегазовые доходы, по сравнению 2015 годом снизились на 17,6 %, при этом не нефтегазовые выросли, по сравнению с предыдущим годом на 10,8.
Рассмотрим следующий немало важный показатель экономической безопасности государства – внутренний валовый продукт(ВВП). Возьмем последние 5 лет, с 2015 по 2019, также рассмотрим полгода 2020 года. На таблице 1 представлены значения в трлн рублей.
Таблица 1 – ВВП России за 2015-2019 гг. и 6 мес. 2020 г.
Год Значение
2015 83 трлн. 232,6 млрд. рублей
2016 86 трлн. 010,2 млрд. рублей
2017 92 трлн. 089,3 млрд. рублей
2018 103 трлн. 626,6 млрд. рублей
2019 110 трлн. 046,1 млрд. рублей
6 мес. 2020 48 трлн. 605,8 млрд. рублей
По данным за 2015-2019 гг. доход ВВП увеличивался ровно и без скачков, стабильность на лицо, а вот 2020 году за прошедшие 6 месяцев рост ровнялся практически половине 2018 года, стоит предположить, что по завершению 2020 года рост ВВП упадет, на несколько процентов.
Следующий важнейший макроэкономический показатель – инфляция. В России официальная инфляция рассчитывается Росстатом.
Для расчета берется потребительская корзина с разными наименованиями товаров и услуг. На таблице 2 представлены данные инфляции России за 2015-2019 гг.
Таблица 2 – Инфляция России с 2015-2019 гг.
Год Значение, %
2015 12,9
2016 5,4
2017 2,5
2018 4,3
2019 3,0
Анализируя значения, можно заметить, как в 2016 в 2 раза понизилось значение. В 2017 году зафиксировано самое низкое значение – 2,5%.
Цель зафиксировать макроэкономическую стабильность в 4 %, из источников ГлобалФинанс. Также начала 2020 года инфляция равна 4,3%(по данным Росстата). Это гарантирует стабильность экономической безопасности.
Далее рассмотрим уровень безработицы по данным Росстат за 2017- 2019 гг.
Общий уровень безработицы вычисляется по формуле (6):
u= U/L (6),
где U – численность лиц, не имеющих постоянной работы в конкретном промежутке времени, а L – общая численность рабочей силы.
В таблице 3 представлены показатели уровня безработицы в России за 2017 – 2019 гг.
Таблица 3 – Уровень безработицы РФ за январь-март 2017-2019 гг.
Тысяч человек Январь-Март 2017 Январь-Март 2018 Январь-Март 2019
Российская Федерация 4211,1 3844,5 3613,2
С каждым периодом безработных людей становится меньше, если брать разницу 2017 и 2019. Что тоже влияет на экономическую безопасность в стране.
Таким образом, формирование механизма обеспечения экономической безопасности страны невозможно без комплексной оценки экономической безопасности по ряду критериев. Формирование механизма обеспечения экономической безопасности с учетом всех содержательных определяющих 53 характеристик экономической безопасности страны будет способствовать определению целевых ориентиров по достижению безопасного развития государства и приведет к следующему, качественно новому этапу развития, где безопасность можно будет определить как определенное состояние экономического развития страны, которое характеризуется наиболее полным и рациональным использованием его экономического потенциала через призму общегосударственных интересов.
⦁ Угрозы экономической безопасности
Обеспечение экономической безопасности – приоритетная задача государства, она закреплена в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [26]. В документе подчеркивается, что «Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности являются развитие экономики страны, обеспечение экономической безопасности и создание условий для развития личности, перехода экономики на новый уровень технологического развития, вхождения России в число стран – лидеров по объему валового внутреннего продукта и успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз».
Однако на протяжении последних двадцати лет не только не были устранены основные угрозы безопасности российской экономики, но и, напротив, негативное влияние ряда из них на национальную экономику еще усилилось.
Одна из ключевых угроз экономической безопасности страны – низкие темпы роста. За период с 1991 по 2019 год экономика России выросла на 24%, а за последнее десятилетие – всего на 4%. После глубокого спада, ставшего следствием кризиса 2007–2008 гг., российская экономика практически не растет. По предварительным оценкам Росстата, в 2019 году валовой внутренний продукт России увеличился только на 1,5%. В октябре 2020 года Международный валютный фонд подготовил прогноз глобального роста экономики, согласно которому по итогам 2020 года ожидается прирост российской экономики всего на 1,7%, в 2021 году – на 1,8%, а в 2025 году – 1,2%. При этом в ближайшие два года прирост мировой экономики прогнозируется на уровне 3,7%. Экономика Китая будет прирастать на 6,6 и 6,2%, Индии – на 7,4 и 7,7% соответственно.
Рассмотрим угрозы экономической безопасности государства, они делятся на внутренние и внешние. На рисунке 1 представлена классификация угроз экономической безопасности государства.[22]
Рисунок 1 – Классификация угроз экономической безопасности государств
К наиболее важным угрозам экономической безопасности страны можно отнести:
⦁ Спад темпов развития экономики.
⦁ Низкой показатель ВВП
⦁ Низкая конкурентоспособность продукции.
⦁ Снижение стоимости рубля.
⦁ Низкий уровень инвестиций в основной капитал.
⦁ Высокий уровень безработицы.
⦁ Снижение импорта и экспорта.
⦁ Дефицит федерального бюджета
⦁ Высокий уровень износа техники.
⦁ Увеличения доли численности населения с низким прожиточным минимум.
Угрозу экономической безопасности страны также создает несбалансированность национальной бюджетной системы. Сложившаяся модель распределения налоговых доходов между уровнями бюджетов закрепляет принцип фискального приоритета федерации с подчиненным положением ее субъектов. По разным оценкам, от 65 до 70% собранных на территориях налогов передается на федеральный уровень. Результатом такой политики стали устойчивые негативные тенденции в бюджетной сфере: дефицит и дотационность бюджетов субъектов федерации, рост их долговых обязательств и др.
Таким образом, экономическое пространство Российской Федерации становится крайне неоднородным. Как и в целом в мире, экономическая активность все больше концентрируется в агломерациях, которые, в свою очередь, стягивают финансовые и трудовые ресурсы прилегающих территорий. В результате социально-экономические проблемы территорий, не входящих в агломерации, усугубляются. Усиление территориальной дифференциации является еще одной угрозой экономической безопасности страны.
2.3 Пути повышения экономической безопасности страны
Правительством РФ принимаются меры по снижению влияния угроз, и прежде всего, в рамках экономической политики. Однако этого явно недостаточно. Необходима существенная корректировка проводимой политики.
Пути и меры повышения экономической безопасности страны заключается в увеличении резервного капитала. Если капитал увеличивается, соответственно увеличивается экономический потенциал. Также для этого нужно увеличивать производительность в целом, повешение уровня жизни граждан. Государственная экономическая политика имеет значительное воздействие на экономический рост.[25].
Во-первых, требуется переход к новой модели развития, основанной на структурно-технологической модернизации, развитии реального сектора экономики, инвестиционной и инновационной активности, обеспечивающей новое качество и высокие темпы роста экономики. Решению этой задачи, как подчеркивают ведущие эксперты будет способствовать «разработка и реализация государственной стратегии новой индустриализации, нацеленной на преодоление ярко выраженной тенденции деиндустриализации и примитивизации структуры экономики и обеспечение восстановления отраслей промышленности традиционных укладов на новой технологической основе».
Во-вторых, важнейшим стратегическим направлением обеспечения экономической безопасности страны следует рассматривать сохранение, поддержание, развитие и эффективное использование научно-технического потенциала. В этих целях необходимо предусмотреть государственную поддержку тех сфер, где имеются достаточные преимущества перед другими странами, активизировать поиск и внедрение новых перспективных технологий, способных обеспечить технологический прорыв и вывести экономику на инновационную модель развития. Развитие фундаментальной науки необходимо рассматривать в числе важных стратегических задач, требующих от государства проведения соответствующей политики по ее поддержке и финансированию.
В-третьих, принципиально важное значение имеет совершенствование управления промышленным комплексом – базовым сектором экономики. Добиться этого возможно в рамках промышленной политики, направленной на повышение национальной конкурентоспособности. Более всего этому соответствует концепция новой индустриализации. При этом приоритет следует отдавать отраслям промышленности, выпускающим высокотехнологичную продукцию высоких переделов, способствующим сохранению, развитию и более полному использованию научно-технического потенциала. В числе первоочередных задач можно назвать следующие:
– диверсификация и структурная трансформация промышленности;
– развитие производственной инфраструктуры, необходимой для реализации структурных преобразований;
– поддержка эффективных и конкурентных производств;
– расширение рынка наукоемкой продукции;
– повышение эффективности использования экономического ресурсов;
– развитие и диверсификация экспортного потенциала, стимулирование импортозамещения и др.
В-четвертых, требуется корректировка денежно-кредитной и финансовой политики России. Немаловажное значение имеют усиление государственной поддержки инвестиционной и инновационной активности; принятие мер по стимулированию работы банковской системы в интересах реальной экономики, облегчение доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений; предотвращение вывоза крупным бизнесом капитала из страны; существенное увеличение нормы накопления капитала.
В целях повышения бюджетной обеспеченности территорий следует реализовать комплекс мер по изменению межбюджетных отношений, направленных на достижение сбалансированности и устойчивости территориальных бюджетов, повышение финансовой самостоятельности регионов и муниципалитетов.
В-пятых, необходимость достижения устойчивого и сбалансированного пространственного развития, обеспечивающего развитие человеческого капитала, сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни россиян, актуализирует проблему совершенствования методов управления социально-экономическими процессами на основе развития и повышения эффективности использования потенциала территорий. Решение этой проблемы видится в доработке и принятии к реализации стратегии пространственного развития страны.
Экономическая безопасность государства создается усилиями всех входящих в его состав субъектов. В этом случае вполне логичной является задача региональных и местных органов власти по повышению национальной экономической безопасности, которая должна решаться в рамках проводимой соответствующими территориями социально-экономической политики. Территориальным органам власти следует организовать мониторинг основных показателей, характеризующих экономическую безопасность, и оценку ее уровня. Это позволит принимать своевременные меры по предотвращению рисков возникновения угроз, смягчению их последствий и повышению безопасности экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение еще раз хотелось бы подчеркнуть, что экономической
безопасностью называют характеристику, сущность которой состоит в:
нормальном функционировании экономической системы в целом;
возможности безболезненного включения и нормальной работы
внутренней экономической системы в мировой
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что экономической безопасностью называют характеристику, сущность которой состоит в нормальном функционировании экономической систем в целом.
Экономическая безопасность — это состояние безопасности экономики от внутренних и внешних угроз. Целью экономической безопасности является обеспечение устойчивого экономического развития страны в интересах удовлетворения социально-экономических потребностей граждан при оптимальных затратах труда и рациональном использовании природных ресурсов.
Угрозы экономике сложны. Это означает, что на экономическую безопасность влияют различные факторы; и не только в чистой экономической форме. Геополитические, социальные, экологические и другие факторы оказывают на него существенное влияние.
Государство должно реализовать комплекс мер, прежде всего для обеспечения экономического роста, который будет гарантировать экономическую безопасность страны. Эти меры должны охватывать все сферы экономики. Эти меры включают в себя реализацию активной структурной и социальной политики, усиление государственной активности в инвестиционной, финансовой, валютной и внешнеэкономической сферах, а также продолжение институциональных преобразований.
В то же время социальная политика должна способствовать консолидации общества на основе стабильного экономического положения граждан и повышения их уровня жизни. Определенный положительный сдвиг, наблюдаемый в росте среднемесячного денежного дохода населения за прошедшее время, произошел на фоне значительных задержек с выплатами наличными, повышенной дифференциации доходов различных социально-демографических групп. Однако процесс расслоения общества на богатых и бедных продолжается, что оказывается дестабилизирующим фактором, который создает потенциальную угрозу социальных конфликтов.
На сегодняшний день, вопрос экономической безопасности имеет актуальность, так как от его решения зависит судьба России, социальное и экономическое положение граждан РФ.
Таким образом, главными угрозами страны в области экономики являются:
⦁ сохранение экспортно-сырьевой модели развития и высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры;
⦁ отставание в разработке и внедрении перспективных технологий, низкая конкурентоспособность;
⦁ несбалансированность национальной бюджетной системы;
⦁ продолжающийся вывоз капитала;
⦁ сохранение значительной доли теневой экономики, условий для коррупции;
⦁ неравномерное социально-экономическое развитие территорий.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, чтобы создать национальную структуру э
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!