Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Самовоспитание как фактор развития личности подростка

Тип Курсовая
Предмет Педагогика

ID (номер) заказа
2740468

500 руб.

Просмотров
1613
Размер файла
80.92 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение

В условиях развития правового государства и демократического общества возникла объективная необходимость повысить требования к современному человеку, которые обозначили востребованность личности социально активной, самостоятельной, творческой. 
В этой связи обостряется проблема совершенствования деятельности государственных учреждений, несущих ответственность за воспитание и образование подрастающего поколения, т.к. именно они обладают потенциальной возможностью целенаправленного создания наиболее благоприятных условий для формирования нового человека. 
В связи с этим нами была выбрана следующая тема курсовой работы «Самовоспитание как фактор развития личности подростка». Феномен самовоспитания широко представлен в исследованиях многих наук, связанных с развитием и становлением человека. 
Среди них общая, школьная и социальная педагогика (В.И. Андреев, Н.Ф. Каптерев, А.Г. Ковалёв, А.И. Кочетов, П.Ф. Лесгафт, А.В. Мудрик, А.С. Новосёлова, К.Д. Ушинский); общая, возрастная и социальная психология (А.Я. Арет, Л.С. Выготский, И.С. Кон, В.Г. Маралов, Л.И. Рувинский, Н.П. Чеснокова); социология (Н. Смелзер); валеология (А.А. Дубровский, В.В. Колбанов, СВ. Попов); психология и теория физического воспитания и спорта (А.И. Бабаков, Е.П. Ильин, А.Ц. Пуни, М.И. Станкин); гигиена (С.Н. Попов, Д.А. Фарбер). 
Но в данной литературе недостаточно освещены возможности учебно-воспитательного процесса в его направленности на самовоспитание школьников (в частности подростков и старшеклассников). Актуальность исследования. Внимание к проблеме самосовершенствования личности обусловлено актуальностью вопросов, связанных с исследованием внутренней активности личности, ее резервов, максимального их использования для повышения самостоятельности личности в процессе ее развития. 
Развитая личность характеризуется активностью, включающей в себя стремление реализовать себя, сознательно превратить идеалы общества в глубоко личностные ценностные ориентации, убеждения. 
Детерминанта внутренней психической активности определяет характер психического развития, который проявляет себя в саморазвитии, самодеятельности, самосовершенствовании. А.А. Бодалев назвал этот факт, как существенный феномен — потребность и способность личности к саморазвитию и самодвижению. 
Целью курсовой работы является изучение самовоспитания, как фактор развития личности подростка.
Для выполнения поставленной цели предполагается осуществить решение следующих задач:
⦁    Рассмотреть понятие и роль самовоспитания в развитии личности;
⦁    Изучить факторы и приемы осуществления процесса самовоспитания;
⦁    Исследовать факторы, побуждающие личность к самовоспитанию;
⦁    Понять основные черты самовоспитания в подростковом возрасте, методы и приемы руководства самовоспитанием подростков;
⦁    Рассмотреть степень склонности к самовоспитанию у подростков;
⦁    Исследовать организация процесса самовоспитания у подростков.
Объект исследования: самовоспитание подростков. 
Предмет исследования: развитие личности подростка. 
Методы и методики исследования. Для решения задач исследования на теоретическом уровне использовался анализ психолого-педагогической литературы, на эмпирическом - анкетирование подростков. 
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы (25 источников).

1 Теоретические аспекты самовоспитания подростков

1.1 Понятие и роль самовоспитания в развитии личности

Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться, что естественно не может не отражаться на творческой деятельности человека. Стремление к совершенству через тернии лени, приводят к высоким творческим результатам.
Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, к формированию установок, полезных для человека и для общества. 
Уже в раннем детстве родители сознательно и бессознательно формируют образцы поведения, установки: «Не плачь — ты мужчина», «Не пачкайся — ведь ты девочка» и т.п., т.е. ребенок получает эталоны «хорошего — плохого». И к тому возрасту, когда мы начинаем себя осознавать, мы находим у себя в психике массу закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние и на усвоение новой информации, и на отношение к окружающему. 
Эти часто неосознаваемые установки действуют на человека с огромной силой, заставляя воспринимать и реагировать на мир в духе установок, усвоенных с детства.
В понятии «самовоспитание» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы — воспитание — лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития. В процессе воспитания необходимо побудить подростка к осуществлению самовоспитания. Напишите мне в ватс ап 8 9 6 0 9 6 1 7 4 0 8.
Сам ребенок активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основным душевным фактором развития человека является самовоспитание.
Самовоспитание — деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.
Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство; самоотчет; осмысление собственной деятельности и поведения; самоконтроль.
Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.
К методам самовоспитания относятся: 
1) самопознание; 
2) самообладание; 
3) самостимулирование.
Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.
Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.
Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.
Подросток не выступает в качестве пассивного объекта воспитательных воздействий. У него формируется внутренняя позиция к этим воздействиям, в зависимости от которой он может или активно работать над своим совершенствованием (саморазвитием) или оставаться пассивным.
Понимание указанных положений привело к тому, что все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии личности, стали подразделять на две группы — внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам личностного развития человека. 
Природные склонности, способности и задатки, а также вся совокупность его чувств и переживаний, которые возникают по влиянию внешних воздействий, относятся к внутренним факторам.
С этой точки зрения должно быть понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутренние стимулирование ее активности в работе над собой. 
Именно эта активности и собственное стремление растущего человека к своему совершенствованию в конечном итоге и определяют его личностное развитие.
Из этого следует — и это необходимо подчеркнуть, — что процесс развития личности по существу приобретает характер саморазвития. Л.Н. 
Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодовое дерево, ведь в буквальном смысле не человек его выращивает — оно само растет. Он только создает условия и стимулирует этот рост: рыхлит и удобряет почву, когда нужно поливает, уничтожает вредителей.
Самовоспитание — высшая форма самоуправления.

1.2 Факторы и приемы осуществления процесса самовоспитания

Воспитание и самовоспитание — две стороны единого процесса формирования личности. Под самовоспитанием понимается сознательная, целенаправленная и самостоятельная деятельность, возникающая в результате активного взаимодействия личности со средой, влияющая на развитие и совершенствование личности.
Исследования, проведенные психологами и педагогами, убедительно доказали, что личность является активной силой не только в преобразовании окружающего мира, но и в собственном ее формировании (А.В. Мудрик, А.Г. Ковалев, А.И. Кочетов, Л.И. Рувинский и др.).
Воспитательная цель осмысливается и принимается воспитанником в результате систематического целенаправленного влияния со стороны воспитателя. В процессе самовоспитания ученик выступает в качестве субъекта воспитательного процесса. Самовоспитание находится в непосредственной зависимости от содержания жизни подростков, их интересов и отношений.
Потребность в самовоспитании является высшей формой развития личности. Эта потребность не возникает одновременно у всех учащихся одного и того же возраста, особенно если личность не подготовлена к восприятию предъявляемых требований.
Леонтьева М.Р. определяет самовоспитание как процесс усвоения человеком опыта, предшествующих поколений за счет и посредством внутренних и душевных факторов, обеспечивающих развитие.
В то время как в Большой Советской энциклопедии самовоспитание характеризуется как систематическая деятельность человека, направленная на выработку или совершенствование моральных, физических, эстетических качеств, привычек поведения в соответствии с определенным социально обусловленным идеалом. Самовоспитание — составная часть воспитания и всего процесса развития людей
Осипов П.Н. дает ряд определений самовоспитания, во-первых, это управление личностью, т.е. саморазвитие; во-вторых, самовоспитание- это процесс изменения человеком самого себя под влиянием сознания и воли; в-третьих, самовоспитание- это высшая форма саморазвития человека.
Немов Р.С. выделяет следующие ступени этого процесса:
1. Физическое и волевое самовоспитание (подростковый возраст);
2. Нравственное самосовершенствование (ранний юношеский возраст);
3. Профессиональное самовоспитание (средний и поздний юношеский возраст, начало взросления);
4. Социально-мировоззренческое самовоспитание (период жизни после 40-45 лет);
5. Постановка и реализация человеком цели самоактуализации. Отмечается как высшая ступень личностного развития (встречается крайне редко.)
Степень влияния факторов на самовоспитание различна и должна учитываться человеком, который начинает процесс самовоспитания.
К внешним факторам относятся требования, которые предъявляет общество к развитию личности, а также те социальные идеалы, моральные образцы и примеры, которые увлекают и становятся для нее притягательными. Следует добиваться того, чтобы у каждого учащегося был свой любимый герой, жизнь и деятельность которого побуждала бы к подражанию, к личностному развитию и совершенствованию.
Важным стимулом самовоспитания являются притязания личности на признание своего достойного места в коллективе, в среде сверстников и одноклассников. Нужно тактично отмечать положительные действия и поступки учащихся, поощрять их успехи, заботится о создании доброжелательного отношения к каждому члену коллектива. В то же время необходимо быть весьма осторожными в оценке тех или иных поступков и действий, которые могут ущемлять самолюбие учащегося, умалять его положение в классе или школе.
Положительное влияние на побуждение учащихся к самовоспитанию оказывает создание атмосферы определенной состязательности. Активное участие в учебной и внеклассной работе создает множество ситуаций для проявления сноровки, выдумки практически каждого учащегося. В этих условиях подростки стремятся закрепить достигнутый успех, замечают имеющиеся недостатки и стремятся к их преодолению.
Немаловажную роль в стимулировании самовоспитания играют положительные примеры, которые показывают сверстники, а также учителя в общественной, нравственной и художественно-эстетической сферах. Все это вызывает подражание и стремление к личностному развитию.
По мнению Харламова И.Ф., к активной работе над собой и самовоспитанию побуждают здоровые дискуссии на моральные темы, обсуждение в ученическом коллективе различных нарушений правил товарищества, дисциплины со стороны отдельных учащихся.
Указанные факторы по-разному влияют на стимулирование подростков к самовоспитанию. Тем не менее, в своей совокупности они позволяют доходить до каждого учащегося и пробуждать у них стремление и потребность в работе над собой.
К внутренним факторам мы относим самооценку. Человек должен точно знать, какие качества следует воспитывать у себя. Формирование самооценки — характерная особенность личности подростка.
Самооценка не только влияет на общественное отношение, но и сама опосредуется им. В период становления личности общественное мнение может значительно влиять на самооценку. Как отмечает Липкина А.И., чем выше степень самопринятия, эмпирическим коррелятором которой является уровень самооценки, тем больше подросток верит в собственные силы и возможности и тем больших успехов он в итоге добивается. Однако неадекватно завышенная самооценка также может служить источником личностных проблем.
Самоприказ. Это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе: «Разговаривать спокойно!», «Не поддаваться на провокацию!», «Молчать!» помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики. Применяется самоприказ, когда человек уже убедил себя, что надо вести себя определенным образом.
Самовнушение помогает вести себя, не выходя за рамки принятых в данном обществе правил культурного поведения, владеть собой в трудных ситуациях. 
В течение некоторого времени с целью изменения поведения в требуемую сторону многократно произносятся фразы такого типа: «Я ни при каких обстоятельствах не буду повышать голос!», «Я буду слушать собеседника, не перебивая, как бы трудно мне ни было». 
Делается это повторение заученных формул до тех пор, пока уверенность не оставляет и тени сомнений в возможности справиться с собой, вести себя в соответствии с самовнушением.
Самокорректировка дает возможность корректировать накал страстей, приучает держать себя в руках, быстро успокаиваться в сложных ситуациях. Самокорректировка позволяет преобразовывать хаос негативных мыслей и чувств, разрушающих жизненный потенциал, в гармоничную структуру. Если такое преображение происходит сознательно, оно приводит к более эффективному использованию жизненной энергии личности.
Саморегуляция предусматривает обучение умению следить за внешними проявлениями эмоциональных состояний. Дело в том, что, изменяя внешнее выражение, эмоции, можно регулировать свое внутреннее психическое состояние. Саморегуляция служит умению сдержанно относиться к другим людям, терпимо воспринимать их недостатки, слабости, ошибки. Постоянный самоконтроль вырабатывает умение не раздражаться в самых критических ситуациях. В саморегуляции большую роль играет рефлексия. Чем выше интеллект подростка, чем точнее самоосознание, тем эффективнее функционирует саморегуляция.
Самостимуляция. Ряду подростков, в первую очередь, мнительным и самолюбивым, большую помощь в самовоспитании могут оказать методы самопоощрения и самонаказаниях. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Так держать!». А в случае неудачи мысленно выговаривать себе: «Очень плохо!», «Стыдно!». Очевидно, в случае крупных успехов и значительных неудач воздействие усиливается.
Лишение элементарного внимания без самоподкрепления для подростка — одна из причин повышения нервозности, депрессий. Очевидно, поощрять и наказывать себя можно не только словесно.
Очень важно убедить себя в собственных возможностях влиять на свое тело, изменять свои взгляды, укреплять свою нервную энергию, делать себя здоровым и сильным. Но такая работа дает результат только в том случае, если требования к себе увеличиваются постепенно.
Ещё одним немаловажным фактором, влияющим на процесс самовоспитания, является педагогическое влияние на процесс самовоспитания подростков.
Клубок внутренних противоречий этого возраста и противоречий ребенка с взрослыми — родителями и учителями, особенно остро проявляющихся на данном этапе воспитания.
Педагогическая организация самовоспитания является одним из сильнейших воспитательных средств разностороннего развития личности подростков в силу естественной опоры на их стремления и интересы.
Работа по активизации самовоспитания — область педагогического творчества, углубленного познания и развития стремлений и навыков каждого подростка. Самовоспитание постепенно подводит учащегося к активизации и внутреннему принятию более широкого круга стремлений, развивает вкус к созданию собственной личности. 
Такая педагогическая работа требует от руководителя деликатности, высокого уважения к ребятам, завоевания их доверия.
В ходе организации самовоспитания педагог с помощью методик изучения личности, наблюдений, определяет индивидуальные психологические особенности своих подопечных, входит в курс жизненной ситуации подростка, сложившейся дома и в школе.
Один из наиболее трудных моментов в активизации самовоспитания - обеспечение его систематичности, т. к. подростки склонны заниматься многими делами наскоками, нерегулярно. Им трудна систематическая фиксация результатов работы над собой.
В целом следует сказать, что самовоспитание выступает как важное средство личностного развития подростков, только тогда, когда в гимназии проводится активная работа по его организации и осуществляется умелое педагогическое руководство этим сложнейшим процессом педагогами и психологами, которые не на словах, на деле воспитывают как других, так и самих себя.

2 Самовоспитание как фактор развития личности подростка

2.1 Факторы, побуждающие личность к самовоспитанию

Учащиеся начинают заниматься самовоспитанием, когда у них появляется способность к анализу и самооценке своих положительных свойств и качеств и возникает внутреннее влечение к собственному личностному развитию и совершенствованию. Обычно это происходит в подростковом возрасте. Нельзя не учитывать так же того, что отдельные подростки, а в некоторых случаях и старшеклассники, в процессе самовоспитания пытаются подражать примерам рискованных и даже предосудительных действий и поступков и не в состоянии как следует осуществлять самовоспитание.
Какие же факторы побуждают учащихся к самовоспитанию?
1. Требования, которые предъявляет общество к развитию личности, а также те социальные идеалы, моральные образцы и примеры, которые увлекают и становятся для нее притягательными. Все это обусловливает необходимость содержательного раскрытия вопросов о том, каким должен быть человек в современном обществе, какими свойствами и качествами он должен обладать. Следует добиваться того, чтобы у каждого учащегося был свой любимый герой, жизнь и деятельность которого побуждала бы к подражанию, к личностному развитию и совершенствованию.
2. Важным стимулом самовоспитания являются притязания личности на признание своего достойного места в коллективе, в среде сверстников и одноклассников. Эти притязания, если они имеют здоровую моральную направленность, следует всячески поддерживать. Нужно тактично отмечать положительные действия и поступки учащихся, поощрять их успехи, заботится о создании доброжелательного отношения к каждому члену коллектива. В то же время необходимо быть весьма осторожными в оценке тех или иных поступков и действий, которые могут ущемлять самолюбие учащегося, умалять его положение в классе или школе и вызвать у него раздражение и противодействие.
3. Положительное влияние на побуждение учащихся к самовоспитанию. Оказывает создание атмосферы определенной состязательности. Активное участие в учебной и внеклассной работе создает множество ситуаций для проявления сноровки, выдумки и определенного творчества практически каждого учащегося. В этих условиях дети стремятся закрепить достигнутый успех, замечают имеющиеся недостатки и стремятся к их преодолению.
4. Немаловажную роль в стимулировании самовоспитания играют положительные примеры, которые показывают сверстники, а также учителя в общественной, нравственной и художественно-эстетической сферах. Все это вызывает подражание и стремление к личностному развитию.
5. Побуждают к активной работе над собой и самовоспитанию здоровые дискуссии на моральные темы, обсуждение в ученическом коллективе различных нарушений правил товарищества, дисциплины со стороны отдельных учащихся.
Указанные факторы по-разному влияют на стимулирование подростков и старших школьников к самовоспитанию. Тем не менее, в своей совокупности они позволяют доходить до каждого учащегося и пробуждать у них стремление и потребность в работе над собой.
Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут сведены к знаниям, умениям, навыкам, имеющимися у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.
Способности - прижизненные образования, их развитие идет в процессе жизни, среда и воспитание активно формирует их.
Только под влиянием научно обоснованного воспитания и создании соответствующих условий, учете особенностей нервной системы ребенка, обеспечении развития всех его органов, учете его потенциальных возможностей и включении в соответствующие виды деятельности индивидуальные природные задатки могут перерасти в способности.
Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого и наоборот.
Разные виды деятельности оказывают различное влияние на развитие тех или иных способностей человека в разные его возрастные периоды. Развитие личности находится в зависимости от ведущего вида деятельности.
Порождаемые деятельностью новые потребности и наличные возможности их удовлетворения создают ряд последующих противоречий. Они выступают движущей силой развития личности. Такие противоречия возникают между возрастными физическими и духовными возможностями и старыми формами взаимоотношений, между сознанием и поведением, между новыми потребностями и прежними возможностями, между имеющимися способностями и потребностями более высокого уровня развития и т.д.
Подлинные достижения человека накапливаются не только вне его, в тех или иных порожденных им объектах, но и в нем самом. Создавая что-нибудь значительное, человек и сам растет; в творческих добродетельных делах важнейший источник его роста. «способности человека - это снаряжение, которое выковывается не без его участия».
Итак, у человека от природы имеются определенные склонности, способности и творческие задатки, которые позволяют ему более интенсивно развиваться в той или иной области деятельности: в отдельных видах искусства, труда, умственных занятий. Задатки перерастают в способности вследствие упорного труда самого человека вкупе с воспитательной работой преподавателя или родителя.

2.2 Основные черты самовоспитания в подростковом возрасте, методы и приемы руководства самовоспитанием подростков

Совместная работа воспитателей с подростком предполагает насколько этапов. При этом надо учесть следующее. В зависимости от запаса волевых привычек некоторые этапы могут опускаться; лишь подросткам с очень маленьким объемом волевых привычек необходимо пройти эти этапы.
Сделаем здесь следующее, очень важное в рамках разговора о волевом развитии подростка, замечание. Вся эта работа должна вестись учителем в тесной связи с родителями. Конечно, единство семьи и школы, о котором сейчас много говорится, необходимо во всем процессе воспитания, однако в особой степени это относится к работе по формированию волевых привычек.
Первый этап — своего рода прикидочный, ориентировочный. Надо проанализировать сложившийся уровень саморегуляции школьника с тем, чтобы наметить общую программу. Следует учесть, какие именно волевые привычки отсутствующие, но крайне необходимые и, наконец, привычки отсутствующие, но желательные. Иначе говоря, важно с самого начала отчетливо знать, что именно умеет делать подросток в плане саморегуляции, а что – нет, какие волевые привычки являются первостепенной задачей воспитания (вернее, самовоспитания). А какие – второстепенными. Особое внимание нужно обратить на то, насколько выражено у школьника стремление к самовоспитанию, предпринимал ли он сам что-либо в этом направлении.
Понятно, что этот этап работы необходим во всех случаях независимо от уровня самоорганизации подростка.
Следующий этап — подготовительный. На этом этапе необходимо создать основу, фундамент для планомерной работы с подростком. Для этого нужна доверительная атмосфера в семье. Поговорив с родителями, их следует убедить, что надо, прежде всего, резко уменьшить количество упреков, вообще ситуаций с отрицательными эмоциями. Что же касается отношений ученика с учителем, непосредственно руководящим работой по самовоспитанию, то не надо и говорить о том, что такое руководство возможно лишь при наличии достаточно хорошего контакта.
Полезно провести своего рода просветительную беседу с подростком о необходимости волевых привычек, о том, что такое воля, саморегуляция. Надо, чтобы эта беседа ни в коем случае не превратилась в еще один воспитательный «разнос», чтобы это был доброжелательный разговор, для которого нужно тщательно выбрать время, и место. Подросток должен знать, что овладение навыками саморегуляции – серьезная и ответственная работа, которую нельзя выполнить мгновенно, проснувшись однажды другим человеком.
Ведь нельзя незнакомый язык выучить в один день или сразу же овладеть мастерством, скажем, музыканта.
Особый упор надо сделать на то, что волевой человек не должен заставлять себя сделать что-то нужное. Волевой человек – прежде всего тот, кто привык без напряжения делать необходимые вещи, будь то хозяйственные дела, зарядка или приготовление домашних заданий.
Проявление воли не только поступок, но, прежде всего характер, а для этого и нужны волевые привычки. Самое же главное, что должен усвоить подросток, - для самовоспитания необходимо твердое решение: «Я хочу стать собранным, волевым человеком». Как говорят психологи, надо принять «законченное решение». Задача беседы — укрепить желание подростка изменить себя, дать ему более грамотное представление о задачах такой работы. Без предварительного разговора не стоит, и начинать совместную деятельность.
Со многими подростками, особенно с маленьким запасом волевых привычек (низкий и иногда средний уровень), полезно начинать с подготовительных упражнений. Они достаточно быстро приводят к успеху, создают у школьника ощущение значительности своих возможностей. Своим полуспортивным, полуигривым духом они вполне соответствуют специфике подросткового возраста.
Приводим эти упражнения.
Упражнение «Замри».
В течение 5 минут сидеть в кресле без движения, абсолютно расслабившись. Разрешены только движения век (моргание). В течение 6 дней добавлять по 30 секунд, доведя, таким образом, время расслабления до 8 минут, и затем в течение еще 3 дней «замирать» по 8 минут.
Упражнение «Прогулка».
Выйдя из дому, вернуться ровно через час (ошибка должна составить не более ± 1-2 минуты). Это упражнение требует точного расчета времени, поэтому оно не так-то легко, как кажется на первый взгляд. Время выполнения задания может меняться (от 40 мнут до 1,5-2 часов).
Упражнение «Музыкальный час».
Включить какое-либо из воспроизводящих устройств и слушать музыку в течение 45 минут. Ошибкой считается любое отвлечение, возникшее по вине подростка. Особенно полезно это упражнение для страстных любителей современной музыки. Но и для тех, кто музыку не очень любит, оно тоже полезно: очень трудно в таких случаях ни разу не отвлечься на что-то другое.
Упражнение «Телевизор».
Согласуйте с подростком и заранее отметьте в телепрограмме за неделю одну – три передачи, которые он может посмотреть до конца. Зато другие передачи он имеет право смотреть не более 7 минут (меньше можно, нельзя больше). Опыт показывает, что для некоторых это самое трудное упражнение.
Предлагая эти упражнения школьнику, следует иметь в виду, что в некоторых случаях возникает опасность «застрять» на игровых моментах (подросткам особенно нравиться упражнение «Замри», и они иногда склонны излишне увлекаться им).
Задача этих упражнений и собственно регуляторная – дать некоторые навыки самоорганизации, и непосредственно психологическая – создать у школьника чувство уверенности, веру в успех.
При этом надо подчеркнуть, что упражнения эти не такие уж простые, как кажется.
Основные звенья подготовительного этапа – создание рабочей атмосферы в семье, совместный анализ предстоящей деятельности – необходимы для всех подростков. Однако для достаточно организованных подростков можно исключить подготовительные упражнения. Правда, если школьник не проявляет особого интереса к самовоспитанию, стоит провести (независимо от уровня самоорганизации) для некоторой его стимуляции.
Максимальное время на прохождение этого этапа – две-три недели. На следующем этапе можно приступить к формированию начальных волевых привычек, достаточно простых, но важных в ежедневной жизни.
Сначала можно предложить свободный выбор заданий. Подростку предлагают список из 8-10 заданий, достаточно простых по содержанию (регулярная уборка комнаты и т.д.); отсюда школьник сам выбирает одно-два задания. Лучше всего список составлять вместе с подростком, ориентируясь на его предпочтения и субъективную оценку своих возможностей. В список рекомендуется включить и особые упражнения-привычки типа «Будильник», «Зарядка».
Упражнение «Зарядка».
Начать зарядку с 10 минут, затем через неделю прибавлять по одной минуте и довести до 17 минут. Здесь следует соблюдать два условия: а) начинать по возможности в одно и то же время; б) проводить зарядку так, чтобы чувствовалась усталость после ее выполнения. Постепенно надо уплотнять отведенное на зарядку время, а для этого регистрировать, сколько сделано прыжков, приседаний, отжимов, махов и т.п. Хорошо, если через несколько недель после начала выполнения этого задания количество движений увеличится на 20-30%.
Упражнение считается освоенным, если оно 3-4 недели выполняется без срывов. Затем оно просто остается в жизни подростка (поэтому оно названо «упражнение-привычка»).
Упражнение «Будильник».
После звонка будильника отсчитать до 35 и встать. Каждые два дня убавлять по 10 и через неделю встать на счет «3» (1,2,3). Здесь регистрация тоже нужна, но она очень проста. Важно только знать, на какой счет подросток реально встал. Упражнение считается освоенным, если 3 недели подряд подросток встает без срывов на счет «3».
К этому этапу работы обязательно привлекаются учащиеся с низким уровнем саморегуляции; для более волевых подростков в этом нет необходимости.
Подбирая вместе с подростком задания, на основе которых будут формироваться волевые привычки, воспитателю следует обратить особое внимание на их доступность. Как уже говорилось, давать трудное, а тем более непосильное задание на этом этапе – значит, обрекать всю работу на неудачу. Прием свободного выбора заданий-привычек – это своего рода «провокация» успеха, с тем чтобы подросток обрел уверенность в своих силах, укрепился в желании заниматься самовоспитанием воли.
Через 1,5 – 2 месяца (или позже), когда соответствующие волевые привычки в достаточной мере закреплены, можно перейти к навязанному выбору. В этом случае подростку предлагается очень небольшой список из более трудных, но все же доступных заданий.
В этом списке большинство заданий должно относиться к интеллектуальной деятельности.
Упражнение «Письменный стол».
Это трудное упражнение-привычка, но оно и самое важное.
Следует четко обозначить время, когда подросток сядет за уроки (скажем, в 16.00 или в 17.00 с колебанием ± 1-3 минуты). Ровно через 40 минут перерыв на 20 минут. Через два дня следует начать регистрацию того, сколько удалось сделать за каждую сорокаминутку. От учета и контроля выполненного самим подростком будет зависеть очень многое.
В конце занятий следует подвести итоги по следующей схеме: а)какова ошибка во времени начала занятий, в моменте «усаживания за стол»; б)соблюдается ли 40-минутный период непрерывной работы и 20-минутный интервал для отдыха, есть ли отвлечения; в)каков общий объем сделанной работы; сколько работы выполнено за каждую из сорокаминуток. Можно посоветовать подростку завести особый дневник, где он отмечал бы свои успехи и неудачи. Методы регистрации могут быть при этом простейшими – например (+), если задание выполнено, и (-), если по каким-либо причинам оно не выполнено. Этот дневник ни в коем случае не должен контролироваться родителями; следует только время от времени напоминать ученику о необходимости точной регистрации.
Очень важным и полезным было бы соблюдение режима дня как именно волевой привычки (время подъема, прогулки, учебных занятий). Конкретная постановка цели, четкое определение критериев успеха, регистрация успехов и неудач на этом этапе приобретают особо важное, иногда решающее значение.
Опыт показывает, что по каким-то не вполне понятным причинам при переходе к более сложным этапам работы по развитию навыков самоорганизации заметно уменьшается развернутость программы деятельности, условий и места ее выполнения, становятся очень туманными критерии успешности. Этого ни в коем случае нельзя допускать. Необходимо до деталей отрабатывать вместе с подростком цель, условия и критерии успешности деятельности, пока он не перейдет к высшему этапу самовоспитания – самостоятельной постановке и достижению целей (о чем будет рассказано ниже).
Эта часть работы может занимать в среднем 1,5 – 2 месяца.
Таким образом, весь этот этап работы достаточно длителен – не менее 3-5 месяцев. Очень важно добиться, чтобы все вырабатываемые волевые привычки стали именно привычками, т.е. выполнялись без особого волевого напряжения, превратились в той или иной мере в потребность подростка. Только в этом случае можно переходить к следующему этапу – формированию сложных волевых привычек.
Понятно, что переход к формирова?


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
НОУ ВО МосТех
По моей просьбе, работа была выполнена раньше назначенного срока. Сдал на отлично, были не...
star star star star star
Московский технологический институт
Работа сдана на отлично, автор все замечания выполнил без проблем!!! Спасибо 5+
star star star star star
ЮУрГУ
Благодарю за выполненную работу! Всё сделано на высшем уровне. Рекомендую всем данного исп...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Решить задачи по математике

Решение задач, Математика

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Чертеж в компасе

Чертеж, Инженерная графика

Срок сдачи к 5 дек.

только что

Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082

Курсовая, Транспортная логистика

Срок сдачи к 14 дек.

1 минуту назад

Сократить документ в 3 раза

Другое, Информатика и программирование

Срок сдачи к 7 дек.

2 минуты назад

Сделать задание

Доклад, Стратегическое планирование

Срок сдачи к 11 дек.

2 минуты назад

Понятия и виды пенсии в РФ

Диплом, -

Срок сдачи к 20 янв.

3 минуты назад

Сделать презентацию

Презентация, ОМЗ

Срок сдачи к 12 дек.

3 минуты назад

Некоторые вопросы к экзамену

Ответы на билеты, Школа Здоровья

Срок сдачи к 8 дек.

5 минут назад

Приложения AVA для людей с наступающим слуха

Доклад, ИКТ

Срок сдачи к 7 дек.

5 минут назад

Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности

Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства

Срок сдачи к 13 дек.

5 минут назад

Контрольная работа

Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления

Срок сдачи к 30 дек.

5 минут назад
6 минут назад

Линейная алгебра

Контрольная, Математика

Срок сдачи к 15 дек.

6 минут назад

Решить 5 кейсов бизнес-задач

Отчет по практике, Предпринимательство

Срок сдачи к 11 дек.

7 минут назад

Решить одну задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

9 минут назад

Решить 1 задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

10 минут назад

Выполнить научную статью. Юриспруденция. С-07083

Статья, Юриспруденция

Срок сдачи к 11 дек.

11 минут назад

написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.

Доклад, Управение проектами

Срок сдачи к 13 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.