это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2836181
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
С учетом последних изменений социокультурной жизни общества вначале XXI в. наблюдается всеобщая тенденция к трансформации поведенческих стереотипов поведения – проявлений мужественности и женственности, что является следствием изменившихся ценностных ориентаций, вне зависимости от гендерной принадлежности. В силу этого происходят заметные изменения в содержании теоретических подходов в дошкольном образовании: происходит переосмысление задач воспитания мальчиков и девочек.
Традиционная система воспитания дошкольников без учёта поло-ролевой дифференциации, несомненно, сегодня уходит в прошлое. Между тем, как доказано психологами (Л.В. Градусовой, О.И. Ивановой, В.Е. Каганом, Н.К. Ледовских, Т.П. Хризман и др.) [2, 5, 6, 7, 15], биологическое развитие еще не делает ребенка мужчиной или женщиной в личностном смысле. Для осознания своего гендера эти черты должны быть дополнены психологическим полом (включающим чувство и осознание своей полоролевой принадлежности, систему гендерных ролевых стереотипов).
С точки зрения Т.А. Репиной, Т.П. Хризман и др., научные основы гендерного воспитания старших дошкольников опираются на способности ребенка в этот период к логическому мышлению, необходимому для различения внешности и поведения другого человека, понимания гендерного поведения других людей и их осознания [10, 16].
В исследованиях Л.И. Божович, Л.Ф. Обуховой подчеркивается, что дети 5-6 лет с незрелостью гендерных представлений имеют ряд специфических черт поведения, затрудняющих взаимоотношения со сверстниками другого пола. Такие результаты неэффективного общения во многом определяют их дальнейшее поло-ролевое развитие. Поэтому исследователи рекомендуют применять как можно больше разнообразия средств в воспитании старших детей в детском саду. Самым эффективным средством исследователи считают ролевые игры детей, как доступный вид детской деятельности.
Объект исследования – педагогический процесс гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством ролевых игр.
Цель исследования - изучить и обосновать эффективные педагогические условия гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством ролевых игр.
Гипотеза исследования -гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ролевых игр будет наиболее эффективным, если:
- создана содержательная развивающая среда с учётом гендерных ролей мальчиков и девочек;
- воспитанники систематически включаются в игровые ситуации для осознания мальчиками и девочками гендерных ролей в поведении;
- в играх формируются представления детей о мужественности и женственности как специфических качествах мальчиков и девочек.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие гендерной социализации в психологопедагогической литературе.
2. Выявить факторы гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать значимость игры в процессе гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста.
4. Определить уровень гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста.
5. Проверить эффективность организации гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста средствами игры.
Методологической основой исследования стали следующие положения: культурно-историческая концепция развития личности (Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин); концепция половой дифференциации (В.Е. Каган); теория полового воспитания детей (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган); идеи полоролевого воспитания детей дошкольного возраста (Т.А. Репина); теория когнитивного развития (Ф.А. Кац, Л. Кольберг, Ж. Пиаже, Р. Селман).
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике воспитания детей в современных дошкольных образовательных организациях.
Методы исследования: – теоретические – изучение и анализ психолого-педагогической, социологической, научно-методической литературы, сравнение, обобщение, систематизация. – эмпирические – анкетирование, беседа, наблюдение, диагностика.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамян, Л. А. Игра дошкольника [Текст] / под ред. С. Л. Новоселовой. – М. : Детство-Пресс, 2014. – 285с.
2. Араканцева, Т. А. Гендерная социализация ребенка в семье [Текст] : учебное пособие / Т. А. Араканцева. - М. : НОУ ВПО МПСИ, 2013. – 137 с.
3. Арушанова, А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников [Текст] // Отв. ред. А. М. Шахнарович.
– М. : Институт национальных проблем образования МОРФ, 2015. – 4-16 с.
4. Беляев, А. В. Социализация и воспитание детей опережающего развития [Текст] / А. В. Беляев // Педагогика. – 2013. – № 2. – С.67-73.
5. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактатпосоциологиизнания [Текст] / П. Бергер, Т. Лукман. – М. : Академия, 2015. – 323 с.
6. Болданова, Н. А. Гендерная социализация дошкольников в процессе работы с родителями [Текст] / Н. А. Болданова // Наука и образование в XXI веке. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 17 частях. – М. : АР- Консалт, 2014. – 18-21 с.
7. Волошина, Н. К.Социализация детей дошкольного возраста в условиях параллельно-раздельного воспитания и обучения [Текст] / Н. К. Волошина // Вестник Томского государственного университета, 2014. - № 343 (февраль). – С.170-172.
8. Вопросы социализации детей на предшкольной и школьной ступенях образования: сб. материалов по итогам работы II гор. открытой науч.-практ. конф. Соц. развитие ребенка-дошкольника: вчера, сегодня, завтра / М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО Урал. гос. пед. ун-т, Упр. образования г. Екатеринбурга [Текст] . – Екатеринбург : УрГПУ, 2013. – 145 с.
9. Воронцов, Д. В. Современные подходы к определению понятия
«гендер» в социальной психологии [Текст] / Д. В. Воронцов // Вестник Омского государственного университета, 2012. – № 8. – С.54-62.
10. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Книга по Требованию, 2014. – 504 с.
11. Гендерные проблемы и развитие. Стимулирование развития через гендерное равенство в правах, в доступности ресурсов и возможности выражать свои интересы [Текст] // Пер. с англ. Л. Н. Волков. – М. : Издательство «Весь мир», 2014. – 456 с.
12. Голубова, С. В. Гендерная социализация дошкольников // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Международной научной конференции [Текст] / С. В. Голубова. – Пермь : Меркурий, 2014. – 58 – 60 с.
13. Градусова, Л. В. Диагностический материал по теме «гендерная социализация дошкольников» // Диагностические методики по проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников [Текст] / Л. В. Градусова. – М. : Флинта, 2015. – 33-44 с.
14. Деркунская, В. А. Маленькие граждане играют в сюжетно- ролевые игры [Текст] / В. А. Деркунская, О. В. Солнцева, А. Н. Харчевникова и др. // Маленькие граждане большого города: Коллективная монография. Деркунская, В. А., Харчевникова А. Н. СПб. : СОЮЗ, 2015. - 206 с.
15. Доронова, Т. Н. Как воспитывать девочек и мальчиков 3 - 4 лет [Текст] / Т. Н. Доронова. – М. : Изд. центр «Школьная книга», 2014. – 64 с.
16. Ивакина, И. О. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми дошкольников [Текст] / И. О. Ивакина. – М. : Мозаика-Синтез, 2013.– 64с.
17. Иванкова, Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Р. А. Иванкова. – М. : 2012. – Вып.4. – С.23-31.
18. Иванова, Н. Л. Социальная идентичность. Теория и практика [Текст] / Н. Л. Иванова. – СПб. : СГУ, 2015. – 456 с.
19. Исаев, Д. Н. Половое воспитание детей: Медико- психологические аспекты [Текст] / Д. Н. Исаев. – СПб. : Медицина, 2013. – 160 с.
20. Каган, В. Е. Половое воспитание детей [Текст] / В. Е. Каган. – М. : Academia, 2015. – 58 с.
21. Касаткина, Е. И. Игра в жизни дошкольника [Текст] / Е. И. Касаткина. – М. : Дрофа, 2015. – 176 с.
22. Кононова, И. Взаимодействие детей пятого года жизни в игровой деятельности [Текст] / И. Кононова, С. О Литвинова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 12.
23. Кривов, Ю. И. Теоретические основания педагогической теории социализации [Текст] / Ю. И. Кривов // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 7. – С.15-21.
24. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В. С. Мухина. - М. : Академия, 2015. – 456 с.
25. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей [Текст] / Т. А. Репина. – М. : Изд-во Московского психолого-социального института, 2014. – 288 с.
26. Рыков, С. П. Гендерные исследования в педагогике [Текст] / С. П. Рыков // Педагогика. – 2014. – № 7. – С.34-40.
27. Скоморохова, Н. А. Специфика гендерных стереотипов подростков из полных и неполных семей [Текст] / Н. А. Скоморохова // Теория и практика современной науки. – 2015. – № 6 (6). – С.1167-1171.
28. Соловьева, Ю. Н. Социализация дошкольников в процессе продуктивной деятельности [Текст] / Ю. Н. Соловьева // Преподаватель XXI век. – 2014. – № 1, ч. 1. – С.111-114.
29. Татаринцева, Н. Е. Полоролевое поведение ребенка как образ культурной жизни человека [Текст] / Н. Е. Татаринцева. - Ставрополь, 2015. – 346 с.
30. Фоминых, А. Я. Представления старших дошкольников о гендерных ролях [Текст] / А. Я. Фоминых // Воспитание и обучение детей старшего возраста. – 2016. – № 5. – С.960-962.
31. Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании [Текст] / Т. В. Хабарова. – М. : Детство-Пресс, 2012. – 80 с.
32. Хон, Р. Л. Педагогическая психология [Текст] / Р. Л. Хон. – М. : Академ. Проект: Культура, 2015. – 736 с.
33. Чекалина, А. А. Гендерная психология [Текст] / А. А. Чекалина. – М. : «Ось-89» 2012. – 256с.
34. Чернецкая, Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов ДОУ [Текст] / Л. В. Чернецкая. – Ростов н/Д. : Феникс, 2015. – 256 с.
35. Шапиева, А. С. Воспитание культуры межнационального общения детей дошкольного возраста в различных видах деятельности [Текст] / А. С. Шапиева. – Махачкала: Овчинников, 2014. – 89 с.
36. Шелухина, И. П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста [Текст] / И. П. Шелухина. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 96 с.
37. Штильбанс, В. И. Половое воспитание детей [Текст] / В. И. Штильбанс. – СПб. : ИС РАН, 2014. – 16 с.
38. Эльконин, Д. Б. Психологические вопросы игры дошкольника [Текст] / Д. Б. Элькoнин // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 7. – С.19-30.
Янес, И. А. Мальчик и девочка: Общее и особенное [Текст] / И. А. Янес. - СПб. : Питер, 2014. – 128 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!