это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2886605
Ознакомительный фрагмент работы:
Процессуальный порядок проведения обыска, последовательность действий следователя во время его проведения достаточно подробно регламентированы законом (ст. 182, 184 УПК). С точки зрения особенностей познавательной, поисковой деятельности следователя в целом у обыска много общего с осмотром места происшествия. Однако в отличие от осмотра места происшествия поисковая деятельность следователя во время обыска осуществляется чаще всего в условиях непосредственного контакта с лицами, незаинтересованными в том, чтобы искомые предметы были найдены, в обстановке открытого психологического противодействия этих лиц, которые имеют непосредственную возможность оценивать результативность усилий следователя, его индивидуально-психологические, профессиональные качества и другие особенности личности, что существенно отличает обыск от осмотра.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЫСКАПсихологические особенности поведения обыскиваемого во время обыска. С точки зрения обыскиваемого в ходе расследования преступления могут сложиться две основные ситуации: 1) когда обыск для него явился неожиданным, в результате чего он не сумел предпринять действий, направленных на сокрытие (уничтожение) вещественных доказательств; 2) когда обыскиваемый допускал (предвидел) возможность проведения у него обыска (дома, на рабочем месте и т.д.), в связи с чем предпринял необходимые меры к сокрытию искомого, психологически подготовился к конфликтной ситуации, на уровне своего интеллектуального развития мысленно смоделировал возможный ход поисковой деятельности следователя и в зависимости от этого различные варианты своего поведения.На поведение обыскиваемого влияют его интеллектуальное развитие, особенности мышления (способность абстрактно мыслить либо, напротив, невозможность выйти за пределы предметного мышления), познавательные интересы, ведущие потребности, которые в совокупности формируют индивидуальный стиль деятельности, отражающий определенные предпочтения человека в выборе способов усвоения и переработки информации, его ценностные ориентации, потребностно-мотивационную сферу. С этими свойствами личности, влияющими на выбор способов сокрытия искомого, тесно связаны характерологические особенности (эгоизм, жадность, трусливость, аккуратность и т.д.), приобретенные человеком привычки, профессиональные знания и навыки.Определенная рассогласованность в поведении обыскиваемого во время проведения у него обыска, совершение им ошибочных действий, о которых говорилось выше, могут быть в значительной мере обусловлены его низкой эмоционально-волевой устойчивостью, повышенной тревожностью.Наиболее простая линия поведения обыскиваемого лица, направленная на сокрытие разыскиваемых следственными органами предметов, состоит в том, чтобы укрыть их в недоступных (труднодоступных) местах из расчета на то, что следователь не в состоянии будет преодолеть объективно существующие преграды. Такими местами сокрытия предметов могут оказаться, например, различные чердачные, захламленные помещения, выгребные ямы, колодцы, специально сооруженные и тщательно маскируемые тайники в домостроениях, различных частях бытовых приборов и т.п. Лица, наделенные развитым интеллектом и в силу этого иногда переоценивающие свои способности и недооценивающие познавательные возможности тех, кому предстоит делать обыск, помимо объективно недоступных используют и субъективно недоступные для проводящих обыск места, т.е. прибегают в подобных случаях к нестандартным решениям в расчете на то, что следователь, увлекшись поиском искомого в труднодоступных для него местах, не обратит внимания на объекты, открыто находящиеся в поле его зрения. В подобных случаях говорят об объективной и субъективной недоступности искомого.Ценную для поиска информацию следователь может получить в ходе обыска, наблюдая за поведением, психофизиологическими реакциями обыскиваемого. Стремясь ввести следователя в заблуждение, а иногда просто желая скрыть свое волнение, обыскиваемые прибегают к различного рода уловкам:- демонстрируют мнимое сотрудничество со следователем, готовность оказать ему содействие в расчете на то, чтобы притупить его бдительность, настороженность, внушить ему мысль, что его поиски бесплодны, так как искомые предметы отсутствуют;- умышленно отвлекают внимание следователя посторонними разговорами, различными просьбами, жалобами на свое здоровье, хождением по квартире под видом какой-либо срочной необходимости и т.п.;- дезориентируют следователя относительно объектов, подлежащих осмотру, вплоть до прямого его обмана;- совершают провокационные действия, высказывают в адрес следователя всевозможные угрозы, направленные на то, чтобы вывести его из психически уравновешенного состояния, а иногда и просто оказывают физическое противодействие.В таких случаях следователю необходимо, сохраняя самообладание, нейтрализовать подобные усилия обыскиваемого, спокойным тоном потребовать от него соблюдать установленный порядок при проведении обыска. Лучшим способом предотвращения всевозможных эксцессов является спокойное, невозмутимое поведение следователя.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОСОБЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯПсихологические особенности поисковой деятельности следователя во время обыска (психология ищущего). Истина, во многом определяющая результативность усилий следователя во время обыска, довольно проста: нельзя рассчитывать на положительные результаты (особенно в условиях противодействия заинтересованных лиц), если отсутствует уверенность в успехе, если поиски во время обыска ведутся «на всякий случай». Вот почему во время обыска у следователя должна быть сформирована своего рода поисковая доминанта, когда буквально весь его интеллектуальный, эмоционально-волевой потенциал подчиняется единственной задаче - найти искомое. Проще говоря: чтобы что-то найти, надо очень сильно этого желать.Такому целенаправленному поведению предшествует соответствующая психологическая подготовка к обыску, во время которой оценивается вся добытая по делу информация, формируется целевая установка - отыскать разыскиваемые вещественные доказательства, преодолеть связанные с этим трудности, т.е. создается тот необходимый эмоционально-волевой настрой, который сопутствует любой творческой, поисковой деятельности. Неуверенность - одно из серьезных препятствий в психологическом отношении, которое необходимо преодолеть, если принимается решение проводить обыск.Другое важное в психологическом отношении обстоятельство, во многом влияющее на успешное решение следователем творческих поисковых задач, обусловлено многопредметностью обстановки, в которой проводится обыск. Известно, что с увеличением количества воспринимаемых предметов величина поля восприятия, качественные показатели восприятия, полнота внимания снижаются, и это приводит к различным пробелам в любой познавательной деятельности, тем более в такой специфической, как обыск. Чтобы нейтрализовать эти неблагоприятно действующие факторы, во время обыска (как и при осмотре места происшествия) вся обстановка, подлежащая обследованию, мысленно разбивается на отдельные участки и определяется. Нельзя не учитывать и того, что объекты (предметы) во время обыска обследуются в незнакомой для следователя обстановке, а иногда еще и в условиях противодействия обыскиваемого, что в совокупности само по себе является фактором, в значительной степени отвлекающим внимание следователя. Все это приводит к повышенной утомляемости, снижению работоспособности, особенно к концу обыска. Вот почему во время обыска необходимо делать небольшие перерывы в работе, внося соответствующие коррективы в ход и последовательность поисковых действий.Поскольку основная нагрузка во время обыска ложится на органы зрения, необходимо создавать такие условия, которые повышали бы порог их чувствительности, поддерживали перцептивные способности следователя на высоком уровне. В этих целях на месте обыска должна быть обеспечена необходимая освещенность (не случайно криминалисты рекомендуют начинать обыск утром, чтобы иметь достаточный резерв светлого времени). Следует применять научно-технические средства криминалистики и специальные приемы (например, используются лупы, предметы осматриваются под разными углами зрения с применением дополнительной подсветки и т.д.).Весьма важно исключить воздействие на психику, сознание следователя затрудняющих его деятельность отрицательных раздражителей, таких как не относящиеся к делу разговоры и др. Ничто постороннее не должно беспокоить, отвлекать следователя. Особое внимание следует уделять мерам безопасности, прежде всего в случаях обнаружения взрывоопасных предметов и т.п. Поэтому не должно быть никакой спешки, суеты в проведении обыска.Следователю очень важно поддерживать на должном уровне свое эмоциональное состояние. По возможности нужно нейтрализовать негативные эмоции, связанные с обследованием объектов, вызывающих отвращение, чувство брезгливости. В этих целях рекомендуется иметь с собой необходимую техническую одежду (халаты, фартуки, перчатки, сапоги и т.п.). Не следует поддаваться растерянности в случае безрезультатности поисков, и тем более показывать такое состояние обыскиваемому.Если весь запланированный объем работы выполнен, а искомые предметы не найдены, необходимо еще раз проанализировать весь ход поисковых действий, подумать над тем, что еще не было сделано. Поиск можно прекращать лишь в случае безусловной уверенности в том, что сделано все возможное, чтобы найти искомые предметы. Если такой уверенности нет, целесообразно не спешить с завершением обыска.Эффективность обыска в значительной степени зависит от интеллектуальных качеств следователя, его высокой познавательной активности, гибкого, творческого, нестандартного мышления. Все это позволяет ему в изменяющейся обстановке своевременно использовать новую, порой незначительную на первый взгляд информацию, вовремя переключать свое внимание в условиях воздействия большого объема информации, выбирать из нее самое нужное в данный момент. К указанным качествам следует добавить собранность, организованность, высокий уровень работоспособности, склонность к оперативному анализу, смысловому восприятию, сопоставлению разрозненных фактов и выявлению на этой основе скрытых взаимосвязей. Например, следователю многое может дать такой, казалось бы, незначительный факт, как совпадение по времени осмотра какого-либо предмета и возникших едва уловимых признаков тревожности, волнения в поведении обыскиваемого. Вот почему, особенно если проведение обыска планируется заранее, необходимо предусмотреть участие в нем нескольких следователей, оперативных работников, кинологов и между ними распределить обязанности, в том числе по наблюдению за лицами, у которых проводится обыск; предусмотреть порядок обмена информацией, решения вопросов, которые могут неожиданно возникать.ТАКТИКО – ПСИХИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫПомимо наблюдения следователь может применять и другие тактико-психологические методы, приемы проверки непроизвольных реакций обыскиваемого, которые разработаны в судебной психологии и криминалистике, такие как:- метод беседы («словесной разведки»), суть которого состоит в том, что следователь, прежде чем начать обследование какого-либо нового объекта, интересуется у обыскиваемого, что там находится, и наблюдает за реакциями обыскиваемого во время его ответов;- метод испытания, когда следователь через какое-то время вновь возвращается к уже обследованному объекту, осмотр которого совпал с появлением у обыскиваемого непроизвольных реакций, свидетельствующих о его едва заметном волнении;- метод сравнения, позволяющий выявлять в осматриваемых предметах существенные различия, например неоднородность оклейки обоями стен, отсутствие каких-либо еще признаков, которые должны быть.При наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в месте проведения обыска, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для дела, проводится его личный обыск сотрудником одного пола с обыскиваемым в присутствии понятых и специалистов того же иола (ст. 184 УПК).ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, психологическая направленность деятельности следователя при обыске состоит в поиске специально скрываемых материальных объектов, имеющих доказательственное значение в условиях контактного взаимодействия противоборствующих сторон. При этом каждая сторона стремится лучше узнать стратегию поведения другой, избежать самой каких-либо демаскирующих проявлений и повлиять на ход деятельности другой стороны.Вторая особенность обыска – его конфликтность. При обыске позиции сторон, конечно, неравнозначны. Следователь наделен властными полномочиями, профессиональными знаниями и навыками. В свою очередь, обыскиваемое лицо, находясь чаще всего в конфликтной ситуации, стремится избежать возможности обнаружения изобличающих его предметов и документов. Это вызывает состояние повышенной психической напряженности, сдвиги в его эмоционально-волевой регуляционной сфере. Особенно остро обыскиваемое лицо реагирует на все то, что может привести к обнаружению скрываемых предметов.В психической деятельности обыскиваемого лица, интенсивно функционируют защитные механизмы. Обыскиваемое лицо может проявить общительность и замкнутость, сдержанность и показную откровенность, высокомерность и агрессивность.Третьей особенностью обыска является его ярко выраженный поисковый характер. При проведении обыска следователь располагает обычно весьма ограниченными, неполными данными об условиях его производства, объектах подлежащих изъятию, местах их нахождения. Следовательно, обыск — это своеобразная задача со многими неизвестными, решать её приходится, как правило, располагая скудными исходными данными. Поэтому этот вид процессуальной деятельности следователя имеет проблемный характер.Проблематичность – четвёртая психологическая особенность обыска. Неопределённость при производстве обыска, создаёт трудности, требует огромных моральных, интеллектуальных и физических сил.Отыскать спрятанное имущество, ценности, гораздо труднее, чем спрятать. Поэтому, производя обыск, следователь решает задачу со многими неизвестными, что предъявляет очень серьёзные требования к уровню его профессиональной и психологической подготовки. Производя обыск, следователь всегда находится в проблемной ситуации. Все его действия подчинены поисковой установке: где найти скрытый предмет, что может навести на тайник. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПСИОК1. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 08.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.12.2020);2. Антонян, Ю. М. Психология преступника и расследования преступлений / Ю. М. Антонян, М. И. Еникеев, В. Е. Эминов. – М.: Юристь, 2013 г.;3. Долгинов, С. Д. Использование обыска в раскрытии, расследовании и предотвращении преступлений / С. Д. Долгинов. – М., 2010 г.;4. Еникеев, М. И. Психология обыска и выемки / М. И. Еникеев, Э. А. Черных. – М., 2011 г.;5. Куряков, И. В. Актуальные вопросы производства обыска / И.В. Куряков, И.Ю. Синельников, Е.А. Сусло. – Рязань: Рязанский филиал Московского университета МВД России, 2012 г.; 6. Селиванов, Н. А. Обнаружение тайников при расследовании / Н. А. Селиванов, Ю. Н. Шерстнев, Г. С. Юрин; отв. ред. Н. А. Селиванов. – М., 2013 г.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!