это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2911750
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Проблема развития рефлексии личности - одна из ключевых в отечественной и зарубежной психологии. Актуальность проблемы выявления психологических особенностей рефлексии у подростков можно конкретизировать в следующих аспектах. Педагогический аспект актуальности определяется тем, что высокий уровень рефлексии подростков является необходимым условием его осознания динамики успешности учебной деятельности. Социальный аспект актуальности связан с тем, что успешность вхождения в новую систему межличностных отношений во многом зависит от активной внешней и внутренней (рефлексивной) позиции личности, что позволяет своевременно предупреждать возникновение конфликтов и коммуникативных барьеров. Актуальность психологического аспекта обусловлена тем, что личностная рефлексия, являющаяся формой осознания подростками своего внутреннего мира, обеспечивает гармонию и эффективность личностного развития, соответствующую самокритику.
В связи с этим ФГОС основного общего образования регламентирует организацию современного учебного процесса, подчеркивает необходимость создания условий для актуализации различных рефлексивных процессов, содействия учащимся в овладении навыками самоорганизации и самоуправления, в получении опыта саморегуляции умственной деятельности, навыков вести переговоры с другими людьми при выполнении коллективных задач, осознавая личную динамику и свои собственные возможности.
На сегодняшний день существуют отдельные теоретические и практические исследования, раскрывающие различные аспекты рефлексии: рефлексия как осознание (Л.С Выготский, Н.И. Гуткина, А.Н. Леонтьев, Е.И.Рогов, И.Н. Семенов, Е.В. Смирнова, Б.С. Волков, С. Ю. Степанов и др.); рефлексия как когнитивный акт (В.В. Давыдов, А.З. Зак, Ю.Н. Кулюткин, С.Л. Рубинштейн, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов и др.); соотношение рефлексии и творчества (Я.А. Пономарев, С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов и др.); связь рефлексии и общения (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, С.В. Кондратьева и др.); рефлексия в структуре личности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Л.С. Выготский, Б.В. Зейгарник, А.Б. Холмогорова и др.).
Проблема исследования заключается в определении психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование учебной рефлексии у младших школьников в образовательном процессе.
Цель исследования – выявление особенностей развития рефлексии у подростков.
Объект исследования – рефлексия детей подросткового возраста.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия формирования рефлексии у подростков.
Гипотеза исследования – развитие рефлексии в подростковом возрасте осуществляется на основе отношения подростка к событиям своей жизни, времени его жизни, порядку выбора, осознанию своих желаний.
Проблема, объект и предмет исследования обусловили решение следующих задач:
1. Изучить рефлексию как психолого-педагогическую проблему.
2. Выявить особенности развития рефлексии в подростковом возрасте.
3. Охарактеризовать психолого-педагогические условия развития рефлексии у подростков.
4. Провести диагностику навыков рефлексии у подростков.
5. Рассмотреть направления психолого-педагогической работы по развитию рефлексии и у подростков.
Методы исследования:
- теоретические, включая изучение и анализ научной литературы (психологической, педагогической, учебно-методической и справочной);
- эмпирические, включая наблюдение, беседу, тестирование, систематический и качественный анализ полученных данных.
База исследования - МБОУ СОШ № 59 г. Курск. В исследовании принимали участие ученики 7 класса в количестве 20 человек. Возраст испытуемых от 13 до 14 лет. Для изучения особенностей развития рефлексии подростков нами были использованы методики «Неоконченные предложения» и «Автопортрет».
Теоретическая значимость исследования – показана принципиальная возможность создания условий для развития рефлексивных способностей в подростковом возрасте, исходя из достигнутого подростками уровня.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы психологами и педагогами в своей работе по развитию рефлексии в детей подросткового возраста.
Список использованной литературы
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2018. - 320 c.
2. Боровинская, Д.Н. Рефлексия и природа креативности / Д.Н. Роровинская, В.А. Суровцев. – 2019. - №49. – С. 17-22.
3. Бережнова, О.В. Рефлексия как условие саморазвития личности / О.В. Бережнова, Е.А. Эннс // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017.
4. Булгаков, А. Наши неуправляемые подростки / А. Булгаков. - М.: Москва, 2017. - 432 c.
5. Геращенко, М. А. О важности развития рефлексии в подростковом возрасте / М. А. Геращенко // Молодой ученый. — 2019. — № 44 (282). — С. 295-296.
6. Гусакова, М.А. О субъектности младших подростков в образовательном процессе / М.А. Гусакова // Инновации в науке. – 2017. - №9. – С. 17-19.
7. Дебесс, М. Подросток / М. Дебесс. - М.: Питер, 2019. - 128 c.
8. Забродина, Д. Структура самосознания подростков с суицидальными намерениями: моногр. / Д. Забродина. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 132 c.
9. Казанская, В. Подросток. Социальная адаптация / В. Казанская. - М.: Питер, 2018. - 288 c.
10. Краковский, А. П. О подростках / А.П. Краковский. - М.: Педагогика, 2019. - 272 c.
11. Клементьева, М.В. Я и Другой: отражение в биографической рефлексии / М.В. Клементьева // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2018. – С. 358-369.
12. Кравченко, А. Психология и педагогика: Учебник / А. Кравченко. - М.: Проспект, 2019. - 400 c.
13. Кудряшева, Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Кудряшева. - М.: Вузовский учебник, 2018. - 136 c.
14. Мержвинская, А.А. Личностная рефлексия современных подростков / А.А. Мержвинская// Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова. – 2020. - №14-3. – С. 11-13.
15. Островский, Э.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова. - М.: Вузовский учебник, 2017. - 192 c.
16. Подольский, А. И. Подросток в современном мире. Заметки психолога / А.И. Подольский, О.А. Идобаева, Л.А. Идобаев. - М.: Каро, 2019. - 272 c.
17. Павелко, Н.Н. Психология и педагогика (для бакалавров) / Н.Н. Павелко, С.О. Павлов. - М.: КноРус, 2019. - 48 c.
18. Петрова, Д.Б. Соотношение уровня развития рефлексия и параметров саморегуляции произвольной активности в подростничестве / Д.Б. Петрова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2018. - №2. – С. 1-6.
19. Петрова, Д.Б. Особенности становления рефлексии подростков с трудностями общения со сверстниками / Д.Б. Петрова, Н.А. Мишанкина // Перспективы науки и образования. – 2018. – №2.
20. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин. - М.: Питер, 2017. - 816 c.
21. Семенова, А.В. Личностные характеристики в подростковом и юношеском возрасте / А.В. Семенова // Педагогика: история, перспективы. – 2020. - №3. – С. 74-82.
22. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: учебник / Л.Д. Столяренко. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 228 c.
23. Самыгин, С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С.И. Самыгин. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 220 c.
24. Толстая, С.В. Анализ понятия рефлексия в психологической литературе / С.В. Толстая, О.В. Бондаренко // Проблемы современной науки и образования. – 2017. – С. 60-64.
25. Тимашева, Л. Младший подросток: трудности взросления / Л. Тимашева. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 176 c.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!