Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного...

Тип Курсовая
Предмет Психология

ID (номер) заказа
2970727

500 руб.

Просмотров
1899
Размер файла
112.43 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение. Актуальность темы исследования. Давно известно, что первые годы обучения ребенка в школе вызывают огромные изменения в его эмоциональной сфере. Со временем учащиеся развивают навык управления своими эмоциями, хотя они еще не в состоянии сдерживать их проявление. Именно поэтому вопрос изучения этой темы и ее диагностики актуален и по сей день.
В современном обществе эта проблема актуальна и связана с тем, что эмоциональная сфера младших школьников, как специфические субъективные переживания, иногда очень ярко окрашивает то, что дети чувствуют, представляют, думают, эмоции являются одним из наиболее ярко проявляющихся явлений их внутренняя жизнь. Можно даже сказать, что благодаря непосредственному жизненному опыту эти явления не только легко обнаруживаются, но и довольно тонко понимаются.
Формирование эмоциональной сферы - важнейший аспект развития личности в целом. В младшем школьном возрасте формируются и проявляются до 70% личностных качеств, поэтому невнимание к развитию личности в этом возрасте порождает педагогические ошибки, которые ярко проявляются на последующих этапах обучения.
В настоящее время перед школой стоит задача формирования независимого, целеустремленного человека с активной личной позицией. Это, в свою очередь, предполагает формирование ученика в роли субъекта учебной деятельности, что невозможно без развития у него объективной и содержательной самооценки, являющейся частью фундамента для дальнейшего самопознания образования. Современная школа призвана разрешить противоречие между социальной и личностной значимостью формирования самооценки и низким уровнем ее сформированности в младшем школьном возрасте.
ФГОС начального образования, как одно из приоритетных направлений, определяет развитие у ребенка способности соотносить свои действия с общепринятыми этическими и моральными нормами, умения оценивать свои действия и поведение, проявлять самостоятельность и инициативу в жизнедеятельности.
Объектом исследования является эмоциональная сфера младших школьников.
Предмет исследования – влияние эмоциональной сферы на уровень самооценки младших школьников.
Цель данной работы – рассмотреть особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с разным уровнем самооценки.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить особенности эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста;
- рассмотреть формирование самооценки у детей младшего школьного возраста;
- охарактеризовать влияние эмоциональной сферы на проявление самооценки детей младшего школьного возраста;
- провести эмпирическое исследование эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с разным уровнем самооценки;
- дать рекомендации для родителей и учителей.
Методы исследования: теоретико-методологический анализ литературных источников по указанной проблеме; эмпирические методы исследования в виде диагностики, количественного, качественного и сравнительного анализа полученных данных.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций для учителей и родителей, направленных на формирование нормальной самооценки младших школьников.
1. Теоретическое изучение особенностей эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с разным уровнем самооценки1.1. Особенности эмоциональной сферы у детей младшего школьного возрастаЭмоциональная сфера – это отражение субъективного отношения к предметам и явлениям, значимым для человека.
Эмоции (лат. еmоеео — возбуждать, волновать) — особый класс психических процессов и состояний, связанный с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственных переживаний значимость действующих на индивида ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
Возникновение эмоций у младших школьников связано с конкретной обстановкой, в которую попадают дети. Непосредственные наблюдения тех или иных событий или яркие жизненные представления и переживания - все вызывает у детей данного возраста. Поэтому всякого рода словесные нравоучения, не связанные с определенными примерами и жизненным опытом детей, не вызывают у них нужных эмоциональных переживаний.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.Младшие школьники еще не могут сдерживать проявление своих чувств, обычно лица и позы детей очень ярко выражают их эмоциональные переживания. Такое непосредственное обнаружение своих чувств объясняется недостаточным развитием у детей этого возраста тормозных процессов в коре головного мозга. Кора больших полушарий мозга еще недостаточно регулирует деятельность подкорки, с которой связаны простейшие чувства и их внешние проявления - смех, слезы и т. п. Этим также объясняется и возникновение у детей аффективных состояний, т. е. их склонность к кратковременным бурным вспышкам радости, печали. Правда, такие эмоциональные состояния у младших школьников не являются стойкими и часто переходят в противоположные. Дети так же легко успокаиваются, как и возбуждаются.Характерной особенностью младшего школьного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость ребенка на все яркое, необычное, красочное. В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость. Эмоциональное развитие ребенка происходит постепенно в общении с окружающими людьми и в процессе различных видов деятельности - игры, учения, труда. Расширение эмоционального опыта ребенка, его глубина и модальность в значительной степени определяют направленность развивающейся личности. Эмоциональную жизнь младшего школьника формируют взаимоотношения с учителем, процесс учения, отношения в семье с родителями, коллектив класса - отношения с одноклассниками и положение в коллективе.Для младших школьников характерна легкая «заразительность» эмоциональными переживаниями других людей. Учителям хорошо известны такие факты, когда смех отдельных учеников вызывает смех остальных учащихся класса, хотя последние могут и не знать причины смеха. Девочки начинают плакать, глядя на плачущую подругу, не потому, что считают ее несправедливо обиженной, а потому, что видят слезы.Возникновение чувств у младших школьников связано с конкретной обстановкой, в которую попадают дети. Непосредственные наблюдения тех или иных событий или яркие жизненные представления и переживания — все вызывает у детей этого, возраста чувства. Поэтому всякого рода словесные нравоучения, не связанные с определенными примерами и жизненным опытом детей, не вызывают у них нужных эмоциональных переживаний. Учитывая эту особенность чувств младших школьников, надо объяснять им учебный материал в наглядной форме и так, чтобы он не выходил за пределы их жизненного опыта.Выделяют пять отрицательных эмоций, с которыми ребенок чаще всего сталкивается в учебном процессе: страдание, гнев, презрение, страх, стыд (Л. М. Митина). По ее мнению, страх является наиболее опасной и сильной из всех эмоций.Однако большинство актуальных страхов и тревог ребенка младшего школьного возраста связано со школьной ситуацией. В основном их природа социальна. А. И. Захаров отмечает, что чаще всего страхи у детей младшего школьного возраста — страхи не соответствовать социальным ожиданиям и требованиям ближайшего окружения: учителя, сверстников, семьи.Итак, эмоциональная сфера школьников характеризуется:1) легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;
2) непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний -радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;
3) готовностью к аффекту страха; в процессе учебной деятельности страх ребенок переживает как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, невозможность справиться с заданием; школьник ощущает угрозу своему статусу в классе, семье;
4) большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным и бурным аффектам;
5) эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;
6) свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается часто неверно, так же как и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников; исключение составляют базовые эмоции страха и радости, в отношении которых у детей этого возраста уже имеются четкие представления, которые они могут выразить вербально, называя пять синонимичных слов, обозначающих эти эмоции (Закаблук).
Школьники, как показано Т. Б. Пискаревой, легче понимают эмоции, возникающие в знакомых им жизненных ситуациях, но затрудняются облечь эмоциональные переживания в слова. Лучше различаются положительные эмоции, чем отрицательные. Им трудно отличить страх от удивления. Неопознанной оказалась эмоция вины.
1.2. Формирование самооценки у детей младшего школьного возрастаСамооценка - это оценка самой личности, ее возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят отношения человека с окружающими, его критика, требовательность к себе, отношение к успеху и неудаче. Таким образом, самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.
Существует три основных вида самооценки.Адекватная самооценка - это тип, который, к сожалению, характерен для меньшинства людей. Его владельцы умеют разумно относиться к своим способностям, не отрицают недостатки, стараются от них избавиться. Кроме того, акцент делается на сильные стороны, которые активно развиваются. Немногие способны на адекватную самокритику.
Радикальные качества являются признаками второго типа самооценки, который обычно называют искаженным (неадекватным). Ее образование почти всегда является результатом сложных, явных или скрытых. Часто за высокой самооценкой скрывается неуверенность в себе, пытаясь казаться лучше в глазах других.
Существует еще одна разновидность, присущая большинству – смешанная самооценка. Под этим подразумевается, что в определенные моменты жизни человек относится к себе иначе. Он способен адекватно оценивать действия / поступки, посвящать время чрезмерной самокритике, а иногда и переоценивать свои навыки.
Есть три основных уровня самооценки. Они демонстрируют степень любви к себе, способность видеть как положительные, так и отрицательные черты.
Низкая. Уровень относится к искаженному восприятию; для него характерна неспособность хвалить себя, недооценка преимуществ, высокий уровень тревоги, постоянные сравнения с другими, более успешными.
Нормальная. Один из показателей того, что у человека нет серьезных проблем с психическим здоровьем. Он умеет слушать внутренний голос, анализирует свои ошибки, умеет подшучивать над собой. В то же время такой человек не допустит, чтобы его оскорбляли, заставляли выполнять бесполезную, утомительную работу, игнорировали права. К этому уровню стоит стремиться, потому что он признан оптимальным.
Высокая. Третий уровень присущ тем, кто подчеркивает свои сильные стороны, упуская из виду недостатки. Это не менее опасно, чем низкая. Обладатели высокой самооценки легко игнорируют конструктивную критику. Им трудно выбраться из зоны комфорта, они противостоят этому изо всех сил.
В исследованиях И.Ю. Кулагиной младший школьный возраст рассматривается как сензетивный для формирования самооценки личности. Для него, по мнению автора, характерно формирование и усвоение системы отношений с окружающими людьми, коллектива, отношения к учебе, формирование волевых качеств личности.
Л.С. Выготский предполагает, что в младшем школьном возрасте у детей начинает формироваться и развиваться самооценка - устойчивое, неситуативное и в то же время дифференцированное отношение ребенка к себе. Самооценка опосредует отношение ребенка к себе, интегрирует опыт его деятельности, общения с окружающими людьми. Это самый важный личный пример, который позволяет контролировать свою деятельность с точки зрения нормативных критериев, выстраивать свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами.
У ребенка, достигшего семилетнего возраста, уже есть самооценка, которая имеет сложную структуру и включает как обобщенное, так и дифференцированное отношение к себе. Благодаря такой структуре самооценки опосредуется отношение ученика к себе, анализируются отношения с окружающими людьми и опыт собственной деятельности. Теперь ученик может самостоятельно контролировать свою деятельность, учитывая нормы и правила поведения в обществе и выстраивать линию своего поведения в соответствии с ними.
Несомненно, этот процесс не является стихийным и полностью независимым. Ближайшее окружение ребенка: родители, воспитатели, учителя должны помочь ребенку почувствовать и понять себя, научить его строить свои действия и желания в соответствии с действиями других людей.
У детей младшего школьного возраста есть все виды самооценок: адеквaтная устойчивaя, зaвышенная устойчивая, неустойчивaя в строну неaдекватнoго зaвышeния или зaнижения. Самооценка, в зависимости от ее формы (адекватная, завышенная или заниженная), может стимулировать или подавлять активность. Умение правильно оценивать себя и свои возможности растет от класса к классу, при этом снижается склонность к переоценке себя. Очень редко встречается устойчивая низкая самооценка. Все говорит о том, что самооценка младшего школьника динамична, и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, в дальнейшем она переходит во внутреннюю позицию личности, влияет на формирование определенных личностных качеств, становится мотивом для поведение ребенка. Все это подтверждает высокую роль взрослых в формировании и развитии самооценки у детей младшего школьного возраста.
В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретной ситуационной самооценки (оценки своих действий и поступков) к наиболее обобщенной. Обобщенная самооценка предполагает способность к рефлексии, наличие эталона нравственного поведения.
По мнению Д.Б. Эльконина, у детей младшего школьного возраста контроль за своим поведением приобретает «внутренний механизм». Ребенок начинает регулировать свое поведение через отношение к себе и своим возможностям. Функция самооценки как регулятора поведения развивается вместе с развитием других психических характеристик ребенка и на каждом возрастном этапе приобретает качественную особенность. Развитие этой функции самооценки ученые связывают с установлением ее устойчивости, поскольку именно устойчивая самооценка выражает уже сформированное отношение к себе и может влиять на поведение.
В работе Л.А. Кислицкой утверждается, что завышенная самооценка преобладает в первых классах. Но по мере взросления большинство младших школьников начинает правильно оценивать себя и свои возможности. В ряде работ отмечается, что самооценка ребенка в начальный период обучения влияет на весь учебный процесс, на формирование учебной мотивации, саморегуляцию деятельности, на удовлетворение лидирующих потребностей возраста.
В самооценке ребенка младшего школьного возраста прослеживается не только отражение его стремлений и надежд, но и его отношение к достигнутому. Самооценка младшего школьника проявляется в том, как он оценивает себя и как относится к достижениям других.
1.3. Влияние эмоциональной сферы на проявление самооценки детей младшего школьного возрастаПоступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т. д.
В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.
Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника».
В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствует повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.
В эмоциональной поддержке:
1) ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми.
2) сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов.
Соблюдение правил безболезненного оценивания школьных успехов должно сочетаться с поисками такой деятельности, в которой ребенок может быть реализует себя и с поддержанием ценности этой деятельности. В чем бы ни был успешен ребенок, страдающий школьной неуспешностью, в спорте, домашних делах, в рисовании, конструировании и т. д., ему ни в коем случае нельзя ставить в вину неуспехи в других школьных делах. Напротив, следует подчеркнуть, что раз он что - то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному.
Болезненность школьной сферы должна быть снижена любыми средствами: снизить ценность школьных отметок, то есть показать ребенку, что его любят не за хорошую учебу, а любят, ценят, принимают вообще как собственное дитя, безусловно, не за что – то, а вопреки всему.
Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требует от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой к управлению своим поведением.
Младший школьник должен выполнить ряд ответственных школьных обязанностей, что влечет за собой соответствующие оценки учителя, коллектива класса, а также те или иные реакции домашних. И все это влияет на проявление самооценки. Неудачи при выполнении заданий могут порождать у отдельных детей чувство раздражения по отношению к окружающим, недоброжелательство, зависть к товарищам, заслужившим похвалу; могут даже породить побуждение досадить учителю или классу. Но если такие неудачи не носят длительного характера и ребенок не чуждается коллектива, то они проводят обычно к возникновению острого желания занять в классе и дома достойное место, вызывают стремление учиться лучше, чтобы добиться успеха, повысить свою самооценку.
В этом случае выполнение учебных заданий становится основой таких переживаний, как волнение, неуверенность в себе, радость при наметившемся успехе, беспокойство по поводу того, что дальше пойдет хуже, успокоение в связи с тем, что все – таки удалось выполнить задание, и т. д.
Но в ряде существенных моментов его эмоциональное поведение приобретает новые черты: он начинает уже более сдержанно выражать свои эмоции – недовольство, раздражение, зависть, когда находится в коллективе класса, так как несдержанность в проявлении чувств тут же вызывает замечание.
Способность владеть своими чувствами развивается от года к году. Например, свой гнев и раздражение младший школьник начинает проявлять не столько в моторной форме (он теперь уже не лезет драться, не вырывает что – то из рук), сколько словесно (дразнит, грубит). Переживания злости и стыда более скрытны, но все же они достаточно явны для окружающих.
Для детей младшего школьного возраста большое значение приобретают отношения с коллективом класса или какой – то его группой, мнение окружающих взрослых. В связи с этим ребенок может испытывать страх особого рода: что он кажется смешным, трусом, лжецом и т. п.
2. Эмпирическое исследование эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с разным уровнем самооценки2.1. Организация исследованияПроанализировав литературу по проблеме исследования, нами была выдвинута гипотеза исследования: в младшем школьном возрасте эмоции оказывают влияние на формирование самооценки детей.Для подтверждения данной гипотезы нами было проведено эмпирическое исследование самооценки учеников младшего школьного возраста на базе МБОУ СОШ №1.Исследование проводилось в форме констатирующего эксперимента.Задачи констатирующего эксперимента:
− выявить уровень самооценки детей;− определить эмоционально - психологический уровень детей;− пронаблюдать особенности эмоционально-ценностного отношения ребенка к себе;− подтвердить выдвинутую гипотезу.Характеристика выборки испытуемых.В эксперименте участвовало 16 учеников 1 «А» класса, из которых 11 девочек и 5 мальчиков, возраст детей 7–8 лет.
В ходе исследования применялись три методики:
− методика исследования эмоционально-ценностного отношения к себе «Нарисуй себя»;
− методика исследования психодиагностики «Лесенка»;
− методика исследования настроений, ситуативной и личностной тревожности и эмоциональной отзывчивости на переживания других «Климатический круг».Первым этапом исследования стало проведение методики «Нарисуй себя», разработанной А. М. Прихожан и З. Василяускайте и предназначенной для диагностики эмоционально-ценностного отношения к себе у детей 5-9 лет.
Цель исследования: определить особенности эмоционально-ценностного отношения к себе у детей младшего школьного возраста.Материал и оборудование. Для выполнения задания ребенку даются шесть цветных карандашей – синий, красный, желтый, зеленый, черный, коричневый. Бланк методики представляет собой сложенный пополам (книжечкой) стандартный лист нелинованной белой бумаги. Первая страница книжечки остается чистой. Здесь после проведения работы записываются необходимые сведения о ребенке. На второй, третьей и четвертой страницах книжечки, располагаемой пред ребенком вертикально, наверху большими буквами написано название каждого рисунка, который предстоит выполнить ребенку, соответственно: «Плохой мальчик/девочка (в зависимости от пола ребенка), «Хороший мальчик/девочка», «Я».Для проведения второго этапа была предложена методика психодиагностики «Лесенка» – это способ выявить у ребёнка уровень способности критически оценивать себя. Эта шкала оценки была предложена американским психологом русского происхождения Т. В. Дембо в начале 60-х годов ХХ века. В 70-е годы советский психолог С. Я. Рубинштейн дополнила диагностические карты, которые используются и в наши дни, причём для работы с младшими школьниками.
На третьем этапе для исследования настроений, ситуативной и личностной тревожности и эмоциональной отзывчивости на переживания других взята методика «Климатический круг».Цель исследования: диагностика настроения как эмоционального состояния ребенка. Методика разработана на основе цветописи А. Н. Лутошкина.Материал и оборудование: «Климатический круг», разработанный на основе цветописи А. Н. Лутошкина, в который входят: красный, желтый, зеленый, фиолетовый, черный цвета. Магнитики с именами учащихся. Методика исследования: на магнитной доске «Климатический круг» и магнитики с именами детей. Дети получают инструкцию о том, что означает каждый цвет в круге. Учащиеся должны поставить свой магнитик на тот цвет, который соответствует их настроению сегодня.2.2. Анализ и интерпретация результатов исследованияВ ходе эксперимента нами были получены следующие результаты.
При проведении первой методики полученные после интерпретации результаты, отображены на рис. 1.Рисунок 1 - Особенности эмоционально-ценностного отношения к себеОсновываясь на полученных данных, можно сделать вывод, что в группе испытуемых преобладает позитивное отношение детей к себе. 1уровень - 6 детей; 2 уровень -9 детей; 3 уровень – 1 ребенок.Далее проведен анализ результатов диагностики по методике «Лесенка» отображены на рис. 2.Рисунок 2 - Результаты на определение самооценкиБольшинство детей имеют средний уровень самооценки – 9 человек, с высоким уровнем количество испытуемых – 6 человек, низкий уровень самооценки наименьшее количество испытуемых – 1 человек. В данной группе наибольшее количество детей имеют адекватную самооценку – 56 %, у 6 испытуемых – 37% - завышенная самооценка, 7 % имеют заниженную самооценку.На третьем этапе исследования проведено стандартизированное наблюдение за эмоциональным настроением испытуемых.Данные наблюдения представлены в таблице 1.Таблица 1 – Наблюдение эмоционального состояния детей
№ п.п.Имя участника исследованияКоличество дней
123678910131415161720212227281.Юлия ззжззкззз-зкжзззкз2.Ренаткчкжзкжжзкккззккжк3.Леразжззззкззжзкззззжз4.Данилжзззкзф------ззжзз5.Ксюшаззфжзззфззкззжззкз6.Кириллккззжкчззкжкккзззж7.Сонязззззжкззкзжззззкк8.Дашажжзжжкжккззжжзззжж9.Полинакзззфзззккзкжззззз10.Мария--------жжззкжжзжж11.Степазжзззкжжзззкззззкж12.Уляззззззззжззз------13.Катяжжзззз-кзззжжззкзз14.Женяфзкккжккззкжккжккк15.Савелийзжжжзззкзззкзжжззз16.МиланажжкжзззззжжкжзззззАнализ данных таблицы настроения, полученный с помощью данной методики отображены в виде гистограммы средних значений на рис. 3.Рисунок 3 – Средние показатели настроения по результатам наблюденияПроанализировав полученные данные, можно сделать ввод, что общая оценка эмоционального состояния исследуемой группы соответствует преобладающему настроению за весь период времени исследования. У большинства детей исследуемой группы наблюдается спокойное и уравновешенное состояние в течение дня – 11 человек (68%), приятное, благодушное настроение – 2 человека (13%), состояние бодрости и радости испытывают 3 человека (19 %).В нашем исследовании мы определяли влияние эмоций на самооценку у младших школьников. Особенности самооценки определялись по методике «Лесенка», основываясь на полученных данных можно сделать вывод, что у детей исследуемой группы высокий и адекватный уровень самооценки, что характерно для первоклассников.Исследования по следующей методике, в которой рассматривались особенности эмоционально-ценностного отношения к себе помогают увидеть настроение коллектива, оценить психологическую атмосферу класса, проследить за развитием настроения каждого ребенка.В результате проведенного исследования уровня самооценки младшего школьника было выявлено, что в данной выборке преобладает средний уровень самооценки (адекватность). Сравнивая уровень самооценки детей данной выборки и результаты методики эмоционально-ценностного отношения детей к себе, можно сказать, что дети с таким уровнем самооценки осваивают учебный материал на хорошо и отлично.2.3. Рекомендации для родителей и учителейПринимая во внимание ту роль, которую самооценка и эмоции играют в процессе развития личности, для родителей и педагогов сформулирован ряд практических рекомендаций.
Рекомендации для родителей:
- родители должны создавать для детей ситуации успеха (это повышает уверенность ребенка в себе);
- родители не должны экономить на похвале, но в разумных пределах, чтобы ребенок не развивал неадекватно высокую самооценку;
- родители должны оказывать эмоциональную поддержку своим детям;
- детям нужно дать возможность делать то, чем они могут гордиться;
- родители должны избегать критики ребенка, чаще поощрять его, подчеркивать его положительные стороны;
- родители должны следовать принципу постепенности при организации успешных ситуаций;
- детям нужно дать возможность оценивать себя положительно (в игре, в разговоре);
- детям нужно дать возможность делать выбор;
- родители должны соблюдать меру своего воздействия на ребенка;
- ребенка нужно научить оправдывать свою самооценку, аргументировать.
Рассмотрение особенностей и факторов формирования самооценки у младших школьников дает возможность дать учителям рекомендации по формированию самооценки у младших школьников.
1) Оценка должна быть высшей целью - поощрять и направлять образовательную и познавательную деятельность ученика. Учитель должен дать содержательную оценку работе ученика.
2) В учебном процессе необходимо сравнивать школьников, которые имеют примерно одинаковые способности, но достигают разных результатов в учебной деятельности из-за разного отношения к обучению.
3) Педагог должен использовать экспертную оценку, которая заключается в выявлении сильных и слабых сторон, выражении мнения об оценке. Далее, после рецензирования, работа возвращается автору, и студенты самостоятельно анализируют ее.
4) Составление и введение специальных тетрадей, чтобы дети по специальной схеме могли делать записи о своей работе на уроке, анализировать и оценивать себя как активного участника учебного процесса, а также определять степень усвоения материал, его сложность.
5) Задачу следует предложить плохо успевающему ученику с низкой самооценкой, с возможностью помочь ему.
6) Включите ситуации, актуализирующие самооценку ребенка, поставьте перед ним задачу осознать особенности своей работы, ее сильные и слабые стороны и способствующие обращению ребенка к собственным методам действий.
7) Надо работать над ошибками, находя и прорабатывая более сложные моменты задач.
8) Похвалите за успехи детей, в том числе имеющих заниженную самооценку, обязательно отметьте конкретные факты действий школьника.
Особого внимания требуют дети с заниженной самооценкой, так как завышенная самооценка, как правило, к концу младшего школьного возраста сменяется более адекватной, а заниженная остается и может развиться в комплексы в будущем. В связи с этим остановимся более подробно на методах формирования адекватной самооценки у детей с заниженной самооценкой.
Существует множество различных техник для повышения самооценки. Рассмотрим некоторые техники, которые разработала Т.М. Чумак.
1. Цветовые дорожки. Позволяют ученику с помощью цветных карандашей самостоятельно оценить, насколько он понял материал, справится ли он с заданием, уверен ли он, отвечая на вопрос. Выбрав один из трех цветов, учащиеся делают заметки в своих тетрадях рядом с домашней или классной работой.
- красный цвет - тревожный сигнал: не могу, мне сложно,
- желтый - неопределенность: не совсем разобрался,
- зеленый - благополучие: мне все понятно, я справлюсь.
Учитель, взяв тетради учеников, видит, кому из них и в каком вопросе нужна помощь.
2. Методика «Древо творчества». Этот метод используется для размышлений над собственной учебной деятельностью на протяжении всего урока. Наиболее эффективно он используется на уроках закрепления и обобщения знаний по теме. На доске наглядный материал: ствол яблони, отдельно срезанные листья, цветы, яблоки, рядом с которыми указаны критерии оценки. Яблоко - урок был плодотворным, листок - потерянный день, цветы - неплохо. Подводя итоги урока, дети выбирают и прикрепляют к стволу яблони, или листки, или цветки. Все дети находятся в поле зрения учителя. По собственному желанию дети комментируют свой выбор. Учитель записывает результаты тех детей, которые выбрали лист для оценки своей работы. Планируется коррекционная работа. На наш взгляд, эта техника универсальна. Ее можно использовать на различных уроках.
3. Сосед по парте. Желательно проводить работу двумя способами:
1-й метод: сосед по парте оценивает сидящего рядом ученика сразу после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на недостатки.
2-й метод: сначала ученик оценивает себя, затем происходит обмен тетрадями и оценивание в парах. Если оценки совпадают, крестик соседа обводится кружком. Расхождение оценок фиксируется взятым в кружок крестиком соседа. Оценки совпали: оценки не совпали. Проверяя тетради, учитель может судить об адекватности оценки ученика.
Также могут использоваться такие приемы, как:
Игровая терапия: в этом случае игра снимает напряжение, тревогу, страх перед внешним миром, неуверенность в себе, повышает самооценку. Эффект достигается за счет установления положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Этот прием можно использовать как в группе, так и индивидуально.
Арт-терапия (музыка, рисование, чтение, танцы): главное в этом случае терапевтический эффект творчества, а не навыков и талантов. Создание «креативного продукта» позволяет человеку самостоятельно определять значимость собственной работы. Эта терапия позволяет достичь состояния психологического комфорта.
Психогимнастика: предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимы.
ЗаключениеТаким образом, особенностью эмоциональной сферы школьника является его значительная эмоциональная возбудимость, которая может наложить отпечаток на весь психический облик ребенка. При этом эмоции ребенка подвижны и неустойчивы. В творчестве ребенок отражает свои эмоциональные впечатления и переживания, возникшие под влиянием окружающей среды. Вот почему так важно, зная именно эти особенности своей эмоциональной сферы, умело воздействовать на них, тем самым закладывая основу для развития нравственных и высших эстетических чувств личности.
Младший школьный возраст имеет ряд особенностей, обусловленных возрастными особенностями первого года обучения. Рефлексия, формирование личной самооценки тоже можно отнести к психическим новообразованиям первоклассников. Психологи утверждают, что взрослые, в том числе учителя, играют важную роль в развитии самооценки, поскольку студенты признают их авторитет. Взрослея, ученики очень интересуются оценкой, которую ставят им одноклассники, и остро переживают, если эта оценка отличается от желаемой.
В результате исследования уровня самооценки младших школьников было выявлено, что в данной выборке преобладает средний уровень самооценки (адекватности). Сравнивая уровень самооценки детей данной выборки и результаты методики эмоционально-ценностного отношения детей к себе, можно сказать, что дети с таким уровнем самооценки хорошо усваивают учебный материал.
Таким образом, самооценка младших школьников формируется на основе множества факторов, связанных с зачислением ребенка в школу.
По результатам исследования были разработаны практические рекомендации для учителей и родителей, а также предложены методы и приемы по коррекции эмоциональной сферы и самооценки учащихся начальных классов. С помощью разработанных нами рекомендаций и выбранных средств и приемов коррекции самооценки учителя и родители смогут более эффективно влиять на ребенка. Самооценка играет огромную роль в формировании личности человека, поэтому так важно уделять ее формированию особое внимание.
Список использованной литературы1. Баркова, Н. П. Изучение самооценки м?


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
НОУ ВО МосТех
По моей просьбе, работа была выполнена раньше назначенного срока. Сдал на отлично, были не...
star star star star star
Московский технологический институт
Работа сдана на отлично, автор все замечания выполнил без проблем!!! Спасибо 5+
star star star star star
ЮУрГУ
Благодарю за выполненную работу! Всё сделано на высшем уровне. Рекомендую всем данного исп...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.