это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2971073
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ. В настоящее время старение людей является масштабной проблемой государственного значения, которая требует переоценки роли пожилых граждан и перемены отношения к ним. Средний возраст населения с каждым годом становится выше. Согласно мониторингам Всемирной организации здравоохранения, к 2025 году (при количестве народонаселения 8,5 миллиардов. человек) 1,2 миллиардов. человек перешагнут шестидесятилетний предел. Доля граждан старшего поколения в Российской Федерации на сегодняшний день достигла 21%.
К группе лиц пожилого возраста с позиции хронологии принято относить людей от 65 лет и старше. Согласно Всемирной организации здравоохранения принята определенная система классификации, лет: средний возраст – 45-59 лет; пожилой возраст – 60-74 лет; старость – 75-90 лет; престарелый возраст –старше 90 лет. Однозначно, в любом возрастном периоде люди пожилого возраста предполагают категорию, характеризующуюся серьезными изменениями физиологических, умственных и высокофункциональных возможностей. Старение людей является масштабной проблемой государственного значения, которая требует переоценки роли пожилых граждан и перемены отношения к ним.
В связи с представленной выше информацией можно сделать вывод о том, что пожилые граждане в нашей стране нуждаются в особом подходе, поддержке и внимании. Этот процесс в значительной степени реализуется в учреждениях общественного социального обслуживания. Главная работа в аналогичных учреждениях ориентирована на удовлетворение индивидуальных потребностей пожилые граждане как отличительной общественной группы населения, а также создание подходящей атмосферы, обеспечивающей поддержку их возможностей. Общественная работа, кроме того ориентирована на выявление потенциала граждан пожилого возраста, что значительно может помочь изучить практический опыт.
Объект исследования – граждане пожилого возраста.
Предмет – методы танцевальной терапия в процессе социальной работы с гражданами пожилого возраста
Цель курсовой работы – разработать программу занятий танцевальной терапией в процессе социальной работы с гражданами пожилого возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить индивидуальные потребности граждан пожилого возраста;
- выделить методы танцевальной терапии;
- разработать программу занятий танцевальной терапией в процессе социальной работы с гражданами пожилого возраста.
Степень изученности темы представлена в работах следующих авторов: В. С. Торохтий, Т. Б. Кононова, Е. И. Холостова, Е. И. Комаров, О. Г. Прохорова, И. В. Наместникова, О.А. Быкова, В.И. Горшкова, Н.Ю. Вахина, Э.И. Никонова и других.
Основные методы исследования, которые были использованы в работе:
1. Метод анализа;
2. Метод классификации и синтеза;
3. Метод сравнения и обобщения.
Практическая значимость работы заключается в разработке программы занятий танцевальной терапией в процессе социальной работы с гражданами пожилого возраста, которые может использовать в своей работе практически любой Центр социального обслуживания населения.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и перечня литературы. Общий объем работы составил 41 страницу.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ГРАЖДАНАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
1.1 Индивидуальные потребности граждан пожилого возрастаВозраст представляет из себя важную переменную, как для понимания и прогнозирования индивидуального поведения, так и для функционирования и развития общества в целом. Индивидуальный возрастной процесс в современном обществе включает в себя биологический, психологический, социальный и культурный процессы развития, которые имеют собственные взаимосвязанные особенности. К настоящему времени в науке не сформировано общепринятого определения пожилого возраста. Часто можно встретить термины «престарелые», «пожилые люди», «люди преклонного возраста», «третий возраст». При этом, можно сказать, что пожилого возраста каждый индивид достигает примерно в 65 лет.
Пожилой возраст представляет из себя самый парадоксальный и противоречивый период. Есть гипотеза о том, пожилой возраст – это биологический феномен, который сопровождается серьезными психологическими изменениями. Многие исследователи рассматривают данный период, как совокупность потерь или утрат в экономическом, социальном, индивидуальном плане. В то же время отмечается, что пожилой возраст — это своего рода кульминационный момент накопления опыта и знаний, интеллекта и личностного потенциала пожилых людей, позволяющего им приспособиться к возрастным изменениям.
Отношение к собственному старению является активным элементом психической жизни в пожилом возрасте. Хорошее здоровье, умеренный характер возрастных изменений, сохранение деятельного образа жизни, наличие семьи, материального достатка, также, как и прошлые заслуги, награды и звания, не являются залогом осознания старости как интересного, полноценного периода жизни. При наличии всего перечисленного человек достигнув пожилого возраста может считать себя ущербным, обделенным, больным, убогим и несчастным. Приятие собственного старения – это результат активной творческой и психологической работы по переосмыслению жизненных установок и позиций, переоценке жизненных ценностей. Пожилые люди очень разные. Среди них есть мужчины и женщины, здоровые и больные, проживающие в семьях и одинокие, довольные уходом на пенсию и жизнью и несчастные, отчаявшиеся в жизни, оптимистически настроенные люди, ведущие активный образ жизни и т.д.
Исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о многообразных проявлениях положительного отношения старого человека к жизни, к людям, к себе. Психологические исследования показывают, что большинство людей в пенсионном возрасте сохраняют работоспособность, компетентность, интеллектуальный потенциал. В настоящее время люди, вышедшие на пенсию, отстаивают свои права на активную жизнь в обществе, могут осваивать и новые профессии, совершенствоваться в сфере своего привычного дела. Некоторые из них желают получить новейшие знания в области своей или смежной профессии. При этом, даже при плохом здоровье, скромном материальном достатке и относительном одиночестве пожилой человек может находиться в согласии со своим возрастом, оказаться в состоянии выделить положительные стороны своего нового бытия. Как правило, при этом можно наблюдать пересмотр прошлых жизненных установок и взглядов, что сопровождается выработкой новой, спокойной и самодостаточной жизненной позиции, удовлетворенностью настоящим.
В пожилом возрасте у человека могут обнаружится новые индивидуальные потребности. Среди них первое место занимают обращение к природе, стремление довольствоваться малым. Укрепляются различного рода морально-нравственные ценности. Довольно часто пожилые люди открывают для себя новые интересы и потребности, имеющие отношение к общим проблемам естествознания, философии, религии, искусства.
В пожилом возрасте одним из важнейших этапов является выход на пенсию, который представляет из себя сложный, многоплановый социальный процесс. Он складывается из этапа подготовки к оставлению работы и этапа принятия непосредственного решения о прекращении трудовой деятельности и этапа адаптации к новым социальным ролям. Одним из последствий выхода на пенсию является потеря каждодневных моделей поведения, что способствует структурированию жизненного процесса. Как правило, первое время пенсионеры могут наслаждаться свободой, затем, возникает чувство опустошенности и ненужности. С течением времени подобные ощущения могут спровоцировать гневную и раздражительную реакцию на окружающий мир. Также, выход на пенсию приводит к изменениям особенностей поведения в семье. Например, многие супружеские пары начинают проводить намного больше времени вместе.
Одной из ведущих индивидуальных потребностей в пожилом возрасте является финансовая безопасность, связана она в первую очередь с тем, что пенсионеры имеют материальный доход в несколько раз ниже, чем работающие. Особенно эта проблема касается одиноких пожилых женщин и мужчин, которым ждать помощи остается только от государства. Данные согласно государственной статистики относительно оценки собственного материального положения пожилыми людьми в возрасте от 60 до 90 лет представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Оценка собственного материального положения пожилыми людьми за в России, %
На основании данных, представленных на рисунке 1, можно сделать вывод о том, что финансовое положение пожилых людей в Российской Федерации (далее РФ) продолжает оставаться неустойчивым: 10,3% живут на грани бедности, 40,8% - в режиме постоянной экономии. Вместе с тем 13,6% оценили свое материальное положение как приличное.
Пожилые люди в современном российском обществе являются основными клиентами органов социальной защиты и потребителями социальных услуг. Однако доступность некоторых форм оказания помощи, существующих ранее, снизилась. Отсутствие достаточного финансирования привело к сокращению или минимизации определенных привилегий и форм оказания поддержки стареющим гражданам. Ужесточились правила постановки на учет по обслуживанию на дому, персонификация стала более детальной. Сократилось финансирование отделений дневного пребывания, стационарных учреждений социального обслуживания. Порядок приема в дома-интернаты для престарелых в настоящее время находится в строгом соответствии с социальной ситуацией, в которой оказался потенциальный клиент. Имеется в виду наличие участников, других родственников, способных оплачивать пребывание пожилых в таких учреждениях. Тем не менее потребность в помощи органов социальной защиты сохраняется по сей день.
Практика показывает, что в зависимости от возрастной группы у пожилого человека меняется приоритет конкретного вида помощи. Специалисты территориальных органов социального обслуживания считают, что более «молодые» пожилые имеют наиболее частые контакты с учреждениями социальной защиты, а старшие возрастные группы пожилых более нуждаются в материальной поддержке и уходе. Кроме того, одинокие пожилые люди чаще, чем остальные категории пожилых, нуждаются, наряду с материальной помощью, в личном взаимодействии с работниками социальных служб.
Результаты оценки пожилыми людьми потребности в социальной защите согласно данным федеральной статистики представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Оценка пожилыми людьми потребности в социальной защите в России, %
Таким образом, можно сделать вывод о том, что постоянно обращаются и находятся на социальном обслуживании 26,9% опрошенных, 20,0% – совсем не обращаются, больше половины пожилых (53,1%) заявили о редких обращениях в социальную службу по необходимости. Согласно данным федеральной статистики относительно потребности пожилых людей в социальной защите, также можно провести анализ направлений деятельности социальной защиты в перспективе. Результаты данного анализа представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Анализ направлений деятельности социальной защиты в перспективе в России, %
На основании данных, представленных на рисунке 3 можно сделать вывод о том, что на первом месте среди приоритетных направлений социальной политики у пожилых людей стоит увеличение размера денежной и натуральной помощи (59,7% опрошенных). На втором – расширение и доступность социальных услуг (41,9%). На третьем – создание сети досуговых центров, с учетом территориального признака, по интересам, доступных для пожилых людей всех возрастных групп (14,2%).
Социальная политика складывается постепенно, под воздействием общих экономических и демографических факторов, поэтому она может содержать в себе внутренне противоречивые компоненты. И специалисты социальной защиты, и потребители услуг должны выработать коллективные и индивидуальные стратегии, создавая тем самым новые культурные варианты. Одновременно с этим нельзя недооценивать роль различных групп населения, как и общества в целом, в поддержке пожилых людей, поскольку от отношения к пожилым в обществе зависит и социальное самочувствие старших граждан, и удовлетворенность жизнью, и адаптация их к новым условиям российской действительности, и характер потребностей.
Не менее важной является потребность в общении. Одиночество – это сильнейших источник стресса в старости. В первую очередь оно может быть связано с отдельным проживанием от молодых членов семьи. Особенно тяжелым одиночество становится для человека, живущего долго. Неоднородность и сложность чувства одиночества пожилого человека выражается в том, он, с одной стороны, ощущает растущий с каждым днем разрыв с окружающими, боится одинокого образа жизни. С другой стороны, он стремится отгородиться от окружающих, защитить свой мир и стабильность в нем от вторжения посторонних.
Таким образом, при рассмотрении индивидуальных потребностей граждан пожилого возраста было выделено то, что основными из них являются: общение с природой; необходимость обходится малым; закрепление морально-нравственных ценностей; экономическая безопасность; общественная защита; общение; партнерские отношения.
1.2 Особенности удовлетворения потребностей граждан пожилого возраста в условиях организационной досуговой деятельностиНа основании проведенного анализа относительно индивидуальных потребностей граждан пожилого возраста было выявлено, что в современном обществе сложилось стереотипное восприятие старости, как периода увядания, который заполнен скучными буднями. Однако, все быть может абсолютно иначе. Все процессы заключаются в собственном отношении человека к происходящему. После окончания трудовой деятельности большая часть людей не знает, чем заняться. Непосредственно потому, появляется проблема организации досуга пожилых людей. В современное время присутствует достаточно много интересных занятий и хобби, которые могут наполнить жизнь людей пожилого возраста смыслом и насыщенностью.
Досуговая деятельность очень важна для граждан пожилого возраста, также потому, что, как отмечалось ранее, для большинства из них период жизни после выхода на пенсию связан с одиночеством, систематическими депрессиями и хандрой. В большей мере это связано с тем, что человек, который ранее был постоянно занят, спонтанно получает массу не занятого времени, но не представляет, что с ним делать. В этой связи, начинают проявляться основные трудности досуга пожилых людей. Основной из которых является то, что почти все люди пенсионного возраста считают, что участвовать в процессе их жизнедеятельности обязаны близкие родственники, не обращая внимания на личную занятость по работе, и присутствие собственных дел. Данная позиция приводит к зарождению обид, что усиливает депрессию и обостряет хронические болезни.
Несмотря на существующие сложности именно послепенсионный период можно отлично использовать для самообразования, творчества, реализации увлечений. Присутствие большого количества свободного времени дает возможность выбрать множество приятных вариантов времяпровождения –изучать иностранные языки; путешествовать, пойти на какие-либо курсы; получить навыки в различных видах искусства. Досуг пожилого человека может быть полностью приурочен к самореализации, а для того, чтобы посодействовать ему в данном вопросе, следует изучить область его интересов и на основании полученных результатов предложить наиболее интересные варианты отдыха. Следует отметить то, что очень важно, чтобы роль пожилого человека в организации собственного досуга была максимально вовлеченной. Данный момент связан с тем, что наличие индивидуального стремления пожилого человека, является важным условием для организации досуга на высочайшем уровне.
Таким образом, ведущие проблемы организации досуга граждан пожилого возраста заключается в:
- предложении содействия в момент выбора времяпрепровождения;
- выборе потенциальных вариантов отдыха;
- привлечении пожилых граждан к активному участию в этом процессе;
- возвращении в обыденную жизнедеятельность.
В Российской Федерации на сегодняшний день существует ряд специализированных учреждений, которые занимаются организацией досуговых мероприятий, а также проектов их проведения для пожилых граждан. Данные проекты стандартно включают в себя следующие направления:
-мероприятия для граждан пожилого возраста в учреждениях культуры;
-мероприятия для граждан пожилого возраста в библиотеке;
-мероприятия для граждан пожилого возраста на дому.
Далее отметим трудности, которые существуют в самостоятельной организации досуга пожилых людей:
1. Уменьшение способностей по организации досуга наблюдается как правило не в результате низких возможностей пожилого человека, а из-за отсутствия денежных средств, транспортных задач и т.д.
2. Малодоступность разных видов отдыха для пожилого человека – существуют конкретные возрастные ограничения для развития каких-либо умений и возможностей для пожилых людей. Помимо того, необходимо учитывать необходимость адаптации пожилого человека к новым условиям жизни по окончании трудовой деятельности.
3. Мало развитый социум, который может содействовать участию людей пожилого возраста в организации отдыха и проведении досуга.
4. Малоподвижный образ жизни – основная масса пожилых людей очень много времени проводят около телевизора. По статистике ближайшее окружение пожилых людей не восторге от подобного увлечения, однако согласно рекомендаций психологов, не нужно ограничивать либо воспрещать просмотр передач, потому что данный процесс хорошо отвлекает пожилого человека от депрессивных мыслей. При этом, можно порекомендовать для просмотра познавательные передачи о музыке, путешествиях, природе. Это может помочь организовать культурный досуг пожилого человека. Близким следует обратить внимание на то, если пожилой человек неожиданно закончил интересоваться просмотром телевизора, т.к. это может свидетельствовать о такой неблагоприятной причине, как потеря и ухудшение зрения.
Как правило, большая часть пожилых людей уделяют основное внимание лишь нескольким передачам, остальным относятся скептически. Какие-либо передачи по любым первопричинам могут вызывать негативные впечатления, особо в случае если человек сравнивает их с малоприятными событиями в собственной жизни. Другие телевизионные передачи могут вызывать чувство ностальгии и тоски по ушедшим счастливым временам и для их просмотра необходимо соответствующее настроение и стремление. Потому следует приложить усилия по расширению телевизионного кругозора пожилого человека. На основании вышеизложенной информации можно сделать вывод о том, что телевидение может значительно посодействовать организовать досуг людей пожилого возраста при условии соблюдения того, что клнтн подобраны согласно интересам и вкусам пожилого человека.
5. В том случае, если у пожилого человека присутствует проблема со зрением, отличной альтернативой могут стать аудиокниги и радиопередачи. К примеру, возлюбленный сериал вполне можно прослушать в аудиоверсии, не напрягая при этом зрение. Почти все пенсионеры не забывают то время, когда по радио передавали постановку спектакля, либо запись выступления, данное действие происходило в строго установленное время. Соответственно аудиокнига является отличным решением, при помощи которой можно слушать всевозможные произведения в комфортное время и в любимом месте.
Рассматривая наиболее приятные для пожилого человека досуговые мероприятия, прежде всего следует выделить совершение покупок. Данный процесс хорош в любом возрасте, особенно если концепция торгового центра соответствует интересам человека. Для пожилого человека – это торговые центры одежды, мебели, бытового декора и текстиля, кухонных приспособлений и садоводства. При этом, посещая крупные торговые центры, не обязательно что-либо приобретать – ознакомиться с товаром и разглядеть его многим, также доставляет приятные эмоции. Приобрести можно какую-нибудь приятную мелочь либо то, что позволяет материальное положение – неважно какая покупка, независимо от объема и цены она может доставить массу удовольствий.
Фактом является то, что далеко не каждый пожилой человек имеет хобби, это может быть связано с нехваткой времени для реализации собственных увлечений в более юном возрасте. Но предпочтения и возлюбленные занятия есть у основной массы населения, важно внимательно приглядеться к человеку. К примеру, вполне можно проявить бдительность и подарить бабушке кулинарную книгу, в результате чего же в ней проснется талант кулинара, а дедушке книжку о рыбалке, либо резьбе по дереву. В этом вопросе, следует проявить фантазию и вызвать интерес у пожилого человека к какому-либо развивающему занятию: флористике, вязанию, рисованию, лепке, вышивке, музыке, пению и прочим видам творчества, рукоделия и ремесленного искусства.
Зачастую от людей пожилого возраста можно услышать рассказ о всевозможных жизненных ситуациях, некоторые из них являются любимыми, в следствии этого непрерывно пересказываются на протяжении десятилетий. Можно предложить пожилому человеку записать любимую жизненную ситуацию на бумаге для собственных потомков. Данный процесс будет не только увлекательным, а также и полезным для пожилого человека, так как придется напрягать память, вспоминать правила правописания и проявлять креативное мышление. Книга с любимыми жизненными историями и ситуациями может содержать фото, как документальное доказательство, индивидуальные зарисовки, картинки или любое другое понравившееся оформление. Если человек потерял способность к письму, либо совсем плохо видит, можно предложить ему записывать мемуары на диктофон.
Имея большой жизненный опыт, практически все пожилые люди пытаются поделиться им с окружающими. В специализированных пансионатах они находят любопытных собеседников и единомышленников. В них поощряется присутствие хобби и спортивных увлечений. С учетом интересов пожилых людей, специалистами современного пансионата составляется программа досуга, которая состоит из следующих наиболее популярных видов досуга:
1. Изотерапия – психотерапевтический способ, получивший распространение в вопросах комплексной реабилитации при нервных и психических расстройствах. Данный способ совмещает психологические, культурные, педагогические, медицинские и общественные аспекты. Для пожилых людей, в большинстве случаев применяют арттерапию, как технологию реабилитации, которая подразумевает работу дефектологов, специалистов по психологии, аниматоров. При помощи рисунка такие люди получают возможность для выражения внутреннего состояния и личностных переживаний. Научно доказано то, что изобразительное умение напрямую связано с главными функциями психики: зрением, моторикой, мышлением, что позволяет в ходе рисования упорядочить получаемые познания и высказать индивидуальные представления о том, что касается находящегося вокруг мира.
2. Библиотерапия – может проводиться как художественное чтение в группе, коллективное прослушивание произведений. Это превосходный способ для обсуждения и дискуссий прочитанного. Кроме того, в современной практике часто устраиваются литературные вечера, сопровождающиеся краткими сценками из произведений и встречами с авторами. Организация литературного и поэтического клуба, в котором время от времени проводятся выставки книг, является возлюбленным увлечением для многих пожилых людей. Библиотерапия оказывает реабилитационное действие на пожилого человека, помогает сформировывать самосознание собственных возможностей, развивает креативный потенциал, расширяет кругозор и позволяет наладить взаимосвязь с единомышленниками. Для людей с нарушением речи – это великолепная возможность улучшить работу речевого аппарата.
Кроме того, для людей после пожилого возраста, испытывающих неудовлетворенность образом собственной жизни и стремящихся поменять такой порядок, будет полезным коррекционное чтение. Оно дает возможность пожилым людям разговаривать с теми, кто обладает искусством слова и позволяет делиться личным креативным навыком. Реабилитационная тенденция чтения состоит аналогично и в том, что литературные образы имеют способность снимать тревожность и уравновешивать чувства, что в окончательном итоге позволяет достичь душевный баланс.
3. Игровая терапия – включает систему реабилитационных игровых технологий. Достаточно часто современную игротерапию оценивают, как успешный метод раскрепощения эмоционального состояния, которое относится к патологиям. Она считается комплексным реабилитационным средством, способствующим адаптации, социализации, восстановлению. В список средств игротерапии входят игры развивающего и познавательного характера, состязания, компьютерные программы, настольные и подвижные игры.
Корректируя конкретные игровые составляющие (облегчая правила, сокращая кратковременные промежутки, убавляя количество участников и др.) можно адаптировать любую игру к возможностям пожилых людей. Игра для основной массы людей может быть отнесена к любимому виду деятельности или средству общения. Она приемлема для всех возрастов. Через игру человек получает возможности для независимого самовыражения, снятия напряженности, для получения определенных общественных умений и общения с окружающими.
4. Музыкотерапия – прослушивание музыки снимает внутреннее напряжение и разные отрицательные моменты. При выборе музыкальных произведений профессионалы придают значение таким качествам, как: свободный ритм; отсутствие напряженности в музыкальной композиции; мелодичность. Музыкотерапия, как методика общественной и культурной реабилитации, применяется для эмоциональной, врачебной и оздоровительной психокоррекции. Она содействует расширению кругозора, общественной адаптации и развитию креативных возможностей. В качестве реабилитационного средства часто применяют музыкальные произведения в различных жанрах. При этом музыка достаточно часто используется, как дополнение к такой досуговой работе, как рисование, лепка и т.д. Музыка может, как поддержать конкретное настроение, так и скорректировать его в положительном направлении.
5. Гарденотерапия – отдельная ветвь профессиональной реабилитации, включая приобщение людей пожилого возраста к выращиванию растений и уходу за ними. Подобное времяпровождение позволяет создать специальный эмоциональный фон и оказывает успокаивающее действие на психику. Психотерапевтическая значение гарденотерапии состоит в успешном устранении расстройств психологического и поведенческого характера. Ее применяют как средство для восстановления после исцеления различных заболеваний, а также для нормализации психического состояния людей, у которых есть патологии в работе каких-либо органов. Гарденотерапия, также может совмещаться с другими вариациями досуговой работы.
5. Глинотерапия – включает работу с разными пластичными материалами (тесто, пластилин, глина), она считается одним из самых эффективных реабилитационных средств. Помимо того, и сама глина, как материал, оказывает лечебное действие на человека. Представители профессий, допускающих конкретный контакт с глиной, меньше других страдают от отложения солей, заболеваний суставов, повышенного давления и прочего. Реабилитационное значение глины состоит, также в развитии мелкой моторики, интеллектуальных возможностей и в получении профессиональных умений.
7. Туризм можно отнести к наилучшему варианту для адаптации и реабилитации людей пожилого возраста, в период, когда активные виды спорта становятся недоступными. Туризм является первым шагом к многократной физической активности. Люди пожилого возраста, имея много свободного времени, охотно применяют его, принимая участие в различных видах социальной работы, участвуя в общественных и культурных программах, особенно в туристических событиях. Путешествия и походы содействуют повышению уровня жизненного потенциала, в следствии этого отлично повышают степень активности людей пожилого возраста.
В данной области высокой значимостью обладает формирование туристических программ для людей пожилого возраста, которые обеспечивают равные возможности для отдыха и приобщают к ценностям культуры. Туризм давно стал стилем жизни иностранных людей пожилого возраста и может стать таким же в РФ при определенных социально-экономических условиях. Следует отметить то, что туристическая программа досуга пожилых граждан имеет конкретные особенности:
- вид туризма лолжен подбираться на основании персональной реабилитационной программы с учетом имеющихся физических нарушений, личных интересов, желаний, уровня благосостояния и места жительства;
- особенно важен залог безопасности для пожилых туристов;
- необходимо присутствие значимых достопримечательностей;
- нужно принимать во внимание физическую и эмоциональную подготовку пожилых людей;
- необходимо соизмерять предполагаемые перегрузки с состоянием самочувствия.
8. Танцевальная терапия. Основная цель танцевально-двигательной терапии – раскрыть не только творческий потенциал человека, но и внутренние помыслы, побуждения, страхи. Избавляет от скованности, комплексов, фобий, неуверенности в себе, низкой самооценки и множества других, более серьёзных расстройств. Для реализации всех этих планов на разных этапах работы с пациентом последовательно выполняется ряд задач:
- осознать способности и возможности собственного тела;
- совершенствовать социальные навыки;
- почувствовать, выразить языком танца собственное «я»;
- научиться устанавливать связь между движениями, чувствами и мыслями.
На основании информации, изложенной в первой главе курсовой работы можно сделать следующие выводы:
1. При рассмотрении индивидуальных потребностей граждан пожилого возраста было выделено то, что основными из них являются: общение с природой; необходимость обходится малым; закрепление морально-нравственных ценностей; экономическая безопасность; общественная защита; общение; партнерские отношения.
2. Досуг очень важен для граждан пожилого возраста в первую очередь потому, что для множества из них период жизни после выхода на пенсию связан с одиночеством и психологическими расстройствами. К основным сложностям, существующим в самостоятельной организации досуга пенсионеров на сегодняшний день относятся: материальные затруднения; малодоступность всевозможных видов отдыха; мало развитое общественное окружение; неподвижный образ жизни, трудности со зрением.
На основании выявленных трудностей и проблем, можно предложить следующие мероприятия по организации досуга граждан пожилого возраста: просмотр познавательных и развивающих видеоматериалов; поход по магазинам; написание мемуаров; тематические вечера.
В специализированных учреждениях для граждан пожилого возраста в наше время наиболее часто предлагают следующие виды досуга: изотерапию; библиотерапию; игротерапию; музыкотерапию; гарденотерапию; глинотерапию; туризм и танцевальную терапию.
2. МЕТОДЫ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ЛЮДЬМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
2.1 Методы танцевальной терапииТанцевальная терапия основана на предпосылках того, что психика и тело являются взаимосвязанными. Эмоциональные сложности в теле присутствуют в виде мышечных зажимов, которые ограничивают двигательных движения. Неважно как человек танцует и выглядит, акцент в терапии сделан на то, как человек чувствует движения своего тела. По мнению многих психологов танцы позволяют обогатить внутренний мир так же, как тёплые слова поддержки и любви. У танцующих улучшается обмен веществ и работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем, становится крепче иммунитет.
Танцевальная терапия как отдельное направление появилась примерно в сороковых годах XX века. Первым танцевальным терапевтом является американская танцовщица Мэрион Чейз. Исследователи выделяют различные техники и направления в танцевальной терапии авторами, которых являются ученики и последователи Мэрион Чейз (см. табл.1).
Таблица 1 – Направления и техники в танцевальной терапии
№ п/п Направление Краткое описание
1 Труди Шуп, Мэри Уайтхауз«Движение в глубину», где танец и движение базируются на юнгианском анализе. Пациенты протанцовывают свои ощущения
2 Фрейдистский подход Раскрытие чувств пациента, скрытых глубоко в бессознательном, через выражение этих чувств в танце
3 Направление объектных отношений Терапевт помогает пациенту исследовать основные проблемы его жизни, обращенные к первичным отношениям с родителями.
Все упражнения танцевальной терапии можно разделить на 6 основных групп (см. рис.1).
Рис.1. Основные упражнения в танцевальной терапии
Также выделяют следующие основные области в работе танцевального терапевта:
- Развитие самосознания и межличностные взаимоотношения.
Здоровье и танец.
- Движение, гнев, горе, страх, радость, презрение и соответствующие телодвижения.
В танцевальная терапии движение рассматривается как ресурс развития когнитивной, социальной и эмоциональной и физической жизни человека. Оно способствует развитию навыков позитивного образа себя, общению и достижению эмоциональной стабильности.
Танец является достаточно лёгким способом выражения эмоций, и он необходим людям, которые страдают какими-либо психологическими расстройствами. Наиболее свободным является эффект от протекающей в конкретной ситуации терапии.
Танцевальная терапия – это ценный метод избавления от тревожности, самовыражения, расслабления тела, творчества, развития эмпатии – это те немногие возможности, которые дают этот вид терапии. В танцевальной терапии можно выделить следующие возможности:
- осознание своего тела;
- развитие понимания возможностей;
- принятие собственного тела;
- способы выражения чувств через освобождение движения;
- изучение чувств через танец;
- физическую и эмоциональную разрядку;
- выражение эмоций, раскрепощение;
- выражение чувств через мимику, жесты, движения.
В современной танцевальной терапии достаточно часто применяют следующие упражнения:
- изобразить животное под активную музыку;
- исполнить танец отдельных частей тела: используют как правило для разогрева;
- отображение развития, самопринятия и взаимного принятия: эмпатия;
- хороводы: актуализация образов сопричастности, защищенности. Танец по кругу является древнейшей формой танца, которая способствует групповой сплоченности;
- экспериментальное занятие: возможность для каждого из участников провести эксперимент с собственным телом и возможностями;
- восход солнца: проводится в конце встречи, позволяет снять напряжение, эмоциональное возбуждение, а также зарядить на позитивное мышление;
- групповой танец: расширение самосознания и возможности взаимодействовать, сопереживать в группе.
На сегодня достаточно широко в процессе танцетерапии, также применяют танцевальную игру. Танцевальная игра позволяет определить танец и игру, помочь участникам открыть свою душу и тело. Танец в комплекте с игрой дает возможность свободной импровизации, переработки напряженных чувств. В жизни человек часто чувствует нужду в символической игре, которая задействует воображение, позволяет проработать разные ситуации и развивает его.
Танцевальная терапия дает участникам возможность:
- проработать страхи агрессию;
- проиграть свои внутренние и внешние ощущения, которые помогают лучше познать себя;
- пережить волнующую ситуацию с другими участниками;
- проявить креативность и поэкспериментировать с движениями;
- развивать эстетические чувства и получать сенсорное удовлетворение, а также радость от ощущения собственного тела.
Таким образом, можно
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!