это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2973441
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
TOC \o "1-3" \h \z \u ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc66981009 \h 3ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ PAGEREF _Toc66981010 \h 51.1 Сущность и содержание понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» PAGEREF _Toc66981011 \h 51.2 Значение физической культуры в школьный период жизни PAGEREF _Toc66981012 \h 81.3 Научные подходы к формированию здорового образа жизни учащихся с учетом возрастных психофизиологических особенностей и базовых потребностей PAGEREF _Toc66981013 \h 10Выводы по первой главе PAGEREF _Toc66981014 \h 14ГЛАВА II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ PAGEREF _Toc66981015 \h 152.1 Основные направления работы по формированию здорового образа жизни учащихся PAGEREF _Toc66981016 \h 152.2 Описание здоровьесберегающей среды общеобразовательной школы PAGEREF _Toc66981017 \h 202.3 Методы диагностики состояния здоровья школьников PAGEREF _Toc66981018 \h 23Выводы по второй главе PAGEREF _Toc66981019 \h 25ЗАКЛЮЧЕНИЕ PAGEREF _Toc66981020 \h 26СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ PAGEREF _Toc66981021 \h 28
ВВЕДЕНИЕЭффективность воспитания и обучения детей и подростков в общеобразовательных учреждениях полностью зависит от состояния их здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития ребенка.
С учетом снижения уровня жизни в современном мире, ухудшения экологической обстановки, сокращения медико-социальных государственных программ на первый план выдвигаются проблемы физического здоровья учащейся молодежи, а именно учащихся общеобразовательных школ. Одним из наиболее перспективных направлений воспитательной работы является формирование здорового образа жизни (далее – ЗОЖ) у учащихся в процессе физического воспитания в школе.
Сегодня успешное освоение школьной программы возможно только при достаточно высоком уровне здоровья. Поэтому учет особенностей образа жизни, в частности физической активности и позитивного отношения к физической культуре и спорту, является важным элементом организации физического воспитания учащихся общеобразовательных школ.
Физкультура в школе играет особую роль для определенного контингента, прежде всего для людей с хронической патологией, с низким уровнем физической подготовленности, и особенно для школьников, которые не считают физкультуру важной дисциплиной.
Таким образом, актуальность рассматриваемой темы на сегодняшний день очевидна.
Объектом исследования выступает процесс физического воспитания.
Предметом исследования является здоровый образ жизни учащихся общеобразовательной школы.
Целью курсовой работы является изучение формирования здорового образа жизни учащихся общеобразовательной школы в процессе физического воспитания
В рамках курсовой работы предполагается решить ряд следующих задач:
рассмотреть теоретические основы формирования здорового образа жизни учащихся общеобразовательной школы в процессе физического воспитания;
раскрыть сущность и содержание понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни»;
определить значение физической культуры в школьный период жизнипроанализировать научные подходы к формированию здорового образа жизни учащихся с учетом возрастных психофизиологических особенностей и базовых потребностей;
обосновать деятельность педагога по формированию здорового образа жизни учащихся;
рассмотреть основные направления работы по формированию здорового образа жизни учащихся;
дать описание здоровьесберегающей среды общеобразовательной школы;
раскрыть методы диагностики состояния здоровья школьников.
В процессе настоящей работы использовался системный подход. Для достижения цели и решения поставленных задач применялись методы функционально-структурного и информационного анализа, синтеза, группировки, сравнения, обработки и обобщения информации.
Структура курсовой работы определяется ее целью и задачами, которые были решены в ходе данной работы. Курсовая работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, основной части, заключения, а также списка используемой литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ1.1 Сущность и содержание понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни»Решение задачи формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта особенно важно для такой группы учащихся, как ученики общеобразовательных учреждений, где различные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия в полной мере способствуют развитию таких важнейших качеств личности, как настойчивость, целеустремленность, воля, трудолюбие, решительность. А так же помогают предотвратить возникновение у учащихся вредных привычек.
Основой любой целостной образовательной системы, как всем известно, является именно уровень общего образования. Именно в этот период формируются основы развития каждой личности, начиная от интеллектуального развития и заканчивая духовным. Все это обуславливает тенденцию к постоянному развитию а также к достижению нового качества общего образования.
На сегодняшний день практически в каждой области науки, будь то медицина, социология или психология, накоплено огромное количество научного материала, посвященного здоровью и здоровому образу жизни человека. Соответственно, ЗОЖ на протяжении многих лет привлекал, и будет привлекать внимание многих специалистов в разных научных направлениях. Такие ученые, как А.М. Амосов (1980), P.M. Баевский (1989), Н.И. Белякова (2013), Э.В. Вайнер (1990), А.А. Василькова (2000), М.Я. Виленский (1991), П.Г., В.П. Петленко (2010), Л.Г. Татарникова (1988) и др. в своих трудах рассматривали как общие вопросы изучения ЗОЖ, так и проблемы частного характера. Однако даже при глубоком изучении и достаточно широком спектре трактовок «здоровый образ жизни» остается очень сложным и многогранным понятием.
В педагогической деятельности принято рассматривать здоровье как цель, содержание и результат педагогического процесса, критерий оценки продуктивности и эффективности всей педагогической деятельности (Куликов В.П., 2006).
За последнее время внимание исследователей к разработке проблемы формирования здорового образа жизни молодежи средствами физической культуры и спорта как наиболее эффективного, способствующего развитию положительных черт поведения здорового образа жизни. Освещая проблемы физической культуры и спорта, современные исследования способствуют выработке научного мировоззрения методически правильного отношения к физической культуре и спорту, понимания связи этой области с видением здорового образа жизни.
В.П. Куликов (2016) выделяет фундаментальные подходы к определению понятия здоровья:
1.здоровье – отсутствие болезни;
2.здоровье – норма;
3. здоровье – успешная адаптация;
4.двухмерная модель здоровья, включающая в определение здоровья как физические, так и психологические и (или) психосоциальные аспекты.
Существует более трех ста определений здоровья. Выделим основные из них на наш взгляд, в которых здоровье определяется как:1) «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» (в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения);
2) ««степень приближения» к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции» (Громбах С.М., 1990);
3) «процесс (динамическое состояние) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни» (Казначеев В.П., 2007);
4) «состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его составляющих и систем уравновешены, отсутствуют болезненные проявления. Основным признаком здоровья является уровень адаптации организма к условиям внешней среды, физическим и психоэмоциональным нагрузкам» (Дубровский В.И., 2000);
5) «здоровье – не отсутствие болезней, а физическая, социальная, психологическая гармония человека» (Фролов И.Т., 2001);
Важным в этих и других определениях здоровья считается отношение к нему как к динамическому процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им. В связи с этим, мы считаем, что наиболее оптимальным является определение В.П. Казначеева (2007).
Итак, здоровье понимается многими авторами как некий ресурс, который выражается в количестве жизненных сил, энергии, функциональных возможностей организма. «Количество» здоровья в течение жизни может меняться в зависимости от врожденных свойств организма, так и от приобретенных. Накопленный запас может иссякать и пополняться в зависимости от деятельности субъекта и воздействия на него окружающей среды.
Одним из главнхы понятий нашей темы является понятие «здоровый образ жизни». Исследователи различают здоровый и нездоровый образ жизни. На данный момент не существует единого общепринятого определения здорового образа жизни. Основным содержанием этого феномена является забота о физическом, психическом и социальном здоровье как высшей ценности.
Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление своего здоровья. ЗОЖ позволяет обеспечить оптимальные условия для протекания физиологических и психических процессов, в свою очередь снижающих вероятность заболеваний, а также увеличивает продолжительность жизни.
ЗОЖ учащихся необходимо целенаправленно формировать, как в семье, так и в процессе всего обучения в школе, с учетом возрастных психофизиологических особенностей, а также основных потребностей.
Так или иначе, но наиболее значимым фактором, определяющим здоровье человека, является его образ жизни, т. е. режим труда и отдыха, культура движения, физическая и умственная активность, питание, закаливание, культура отношений и общения, нездоровые привычки и т. п. Образ жизни закладывается с детства, отражает обычаи и традиции семьи, этноса и социума к которым ребенок принадлежит. Образ жизни может способствовать сохранению и развитию здоровья ребенка (в этом случае говорят о здоровом образе жизни), а может не только.
1.2 Значение физической культуры в школьный период жизниЗначение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании основы для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных навыков. Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармоничного развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активного физического воспитания практически недостижимо. Выявлено, что недостаток двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценного физического развития [5].
В связи с тем, что пик естественного развития, как правило, приходится на старший школьный возраст, основные физические способности и функциональные возможности могут эффективно совершенствоваться уже в школьном возрасте. Этот период чувствителен по отношению ко всем качествам человека. Позже трудно развить определенные качества.
Кроме того, школьный возраст считается наиболее благоприятным для усвоения разнообразных двигательных навыков, что позволяет в дальнейшем значительно быстрее адаптироваться к выполнению освоенных движений в различных условиях двигательной активности.
В школьном возрасте достигается определенный уровень физической и умственной работоспособности, что в целом позволяет успешно осваивать программный материал теоретических учебных дисциплин и программ физического воспитания.
Народное использование досуга, в котором элементы физической культуры являются эффективным средством против пассивного времяпрепровождения, позволяет исключить негативные проявления ряда антиобщественных действий (хулиганство, употребление наркотиков, алкоголя и др.).
И, наконец, физическая активность в период бурного развития организма значительно облегчает решение общеобразовательных задач (нравственных, трудовых, эстетических).
Направленное использование физической культуры в воспитании детей и молодежи школьного возраста предусматривает решение следующих задач.
Оздоровительные задачи:
1. Укрепление здоровья, содействие физическому развитию.
2. Обеспечение гармоничного развития физических качеств, оптимального для каждого возраста и пола.
3. Повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
4. Улучшение общей производительности и привитие гигиены.
Образовательные задачи:
1. Формирование и совершенствование жизненно важных двигательных навыков.
2. Формирование необходимых знаний физкультуры и спорта.
Образовательные задачи:
1. Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их для отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.
2. Воспитание личностных качеств (эстетических, нравственных и др.), содействие развитию психических процессов.
Эти задачи представлены в официальных документах, регламентирующих физическое воспитание в общеобразовательных учреждениях (школе, колледже, лицее, колледже и др.). Они играют роль ориентиров для всех сторон направленного использования физической культуры в школьном возрасте. Однако для разных образовательных учреждений, в зависимости от возраста и форм использования физической культуры, они должны быть уточнены. Эта спецификация частично представлена в официальных документах, в программах обязательных курсов, программах секционных занятий физкультурных коллективов и детско-юношеских спортивных школ [8].
1.3 Научные подходы к формированию здорового образа жизни учащихся с учетом возрастных психофизиологических особенностей и базовых потребностейВ связи с обострением социально-экономических проблем общества и ухудшением состояния здоровья как детей, так и взрослых возрастает роль образования в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся разных возрастных групп, начиная с дошкольного этапа обучения.
Педагогическая наука, разрабатывающая теоретико-методологические основы и психолого-педагогические механизмы этого процесса уже более двух десятилетий, вносит свой вклад в решение проблемы сохранения, укрепления и формирования здоровья детей, подростков и молодежи. Наряду с разработкой специальных теорий в области здоровье сбережения дошкольников, школьников и учащихся вузов (Л. Н. Волошина, Н. А. Заруба, В. Н. Ирхин, И. Ю. Кокаева, Г. С. Сериков и др.), в последнее десятилетие созданы теории в области здоровье формирующего образования, ориентированные на решение проблем воспитания или формирования культуры здоровья (В. П. Горащук, С. Н., Н. Н. Малярчук, Н. А. Рыбанчук, О.Л. Трещева), готовности к оптимизации жизнедеятельности (Ю. В. Науменко), ценностного отношения к здоровью (О. А. Бутакова). Длительный процесс физического воспитания не может быть успешно осуществлен без тщательного учета возрастных особенностей развития учащихся средней школы, уровня их физической подготовленности, особенностей развития двигательных качеств и формирования двигательных навыков. Именно поэтому строгая регламентация физической активности, при рациональном построении процесса физического воспитания, должна осуществляться с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.
Воспитание, как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, является надеждой государственной политики на формирование индивидуальной культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры здорового образа жизни. Основными направлениями деятельности системы образования в этой области были:
- уточнение понятийного аппарата: здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни;
- изучение состояния здоровья подростков и выявление основных групп факторов, влияющих на формирование здоровья;
- выявление и исследование проблем формирования культуры здорового образа жизни;
- создание теории и практики разработки и внедрения педагогических технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Формирование здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации личности. Развитие и социализация подростка происходит в определенной социальной среде, которая является важным фактором регуляции его поведения. В исследованиях Н.В. Бордовской (2006), В.П. Озерова (2000), О.Л. Трещевой (2003) подчеркивается роль социума как среды формирования у школьников определенного образа жизни.
Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных, гигиенических и др.), которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает важное место. Сегодня не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности гармоническое развитие организма школьника невозможно без физического воспитания.
Проблемы здоровья важны и актуальны в любом возрасте, поэтому любое учебное заведение первоочерёдной задачей ставит воспитание физически здорового ребёнка. Физическое здоровье определяется не только наличием детских болезней, но и умением провести их профилактику. Для этого надо научить детей одеваться по погоде, следить за чистотой рабочего места, следить за телом и добиваться душевного комфорта. С само начала следует вести беседы о гигиене, о правильной осанке.
Здоровый образ жизни играет решающую роль в предупреждении многих сердечно-сосудистых заболеваний. Он включает в себя такие компоненты, как достаточная двигательная активность, полноценный сон, рациональное питание, гармоничные отношения в семье и в коллективе, неприятие вредных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотиков). Правильно организованный режим позволяет сохранять высокую работоспособность организма ребёнка, способностей нормальному физическому развитию и укрепляет здоровье. Организация рационального режима дня должна проводиться с учетом особенностей работы конкретного расписания занятий, оптимального использования имеющихся условий, понимания своих индивидуальных особенностей, в том числе и биоритмов.
Напряжённые занятия в школе, трудные домашние задания, дополнительные занятия иностранным языком или музыкой, соблазн посмотреть телевизор, поиграть в компьютерные игры лишают школьников времени, необходимого для отдыха, прогулок, занятием физической культурой и спортом. Современный школьник перегружен информацией и это ведёт к развитию хронического умственного утомления. После активного дня, когда сердце ребёнка работает с максимальной нагрузкой, ему необходим отдых. Самый эффективный и полезный отдых для ребёнка - сон. Если ребёнок регулярно недосыпает полтора - часа, то это приводит к ухудшению деятельности сердечно-сосудистой системы, развитию утомления, снижению работоспособности и сопротивляемости организма.
Беспокоят специалистов и другие недуги детей, такие как зависимость от табака, алкоголя и наркотических веществ. Это происходит из-за того, что ребёнок хочет самоутвердиться, не отставать от сверстников, «вырасти» в глазах более старших ребят. Коварство этих веществ состоит в том, что со временем возникает зависимость организма и развиваются так называемые болезни химической зависимости - табакокурение, алкоголизм, токсикомания и наркомания.
Формы работы по профилактике могут быть самыми различными: занятия, направленные на формирование стратегии безопасного поведения в области инфекционных заболеваний; сотрудничество с медицинскими центрами; выездная медицинская диагностика внеклассной работы с учащимися (тренинги и классные часы, родительский лекторий, экскурсии); общешкольные мероприятия по профилактике табакокурения, алкоголизма.
Выводы по первой главеТаким образом, здоровье понимается как определенный ресурс, выраженный в количестве жизненных сил, энергии и функциональных возможностей организма. «Количество» здоровья в течение жизни может варьироваться и зависит как от врожденных свойств организма, так и от приобретенных. Накопленный запас может иссякать и пополняться в зависимости от активности субъекта и воздействия окружающей среды.
Одним из ключевых понятий нашей темы является понятие «здоровый образ жизни». На данный момент нет единого определения здорового образа жизни. Основным содержанием этого является забота о физическом, психическом и социальном здоровье как высшей ценности.
Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление своего здоровья.
ЗОЖ учащихся необходимо целенаправленно формировать, как в семье, так и в процессе обучения в общеобразовательной школе, с учетом их возрастных психофизиологических особенностей и основных потребностей.
Значение физического воспитания в школьный период жизни человека заключается в создании основы для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных навыков. Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармоничного развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активного физического воспитания практически недостижимо. Выявлено, что недостаток двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценного физического развития.
Так, для подростков основными составляющими здорового образа жизни являются рациональное питание, физическая активность, общеукрепляющие и антистрессовые мероприятия, полноценный отдых, высокая лечебная активность.
ГЛАВА II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ2.1 Основные направления работы по формированию здорового образа жизни учащихсяСегодня школа является главным звеном в формировании общей культуры и культуры здоровья человека, так как именно через школу проходит все население страны. Реализовать здоровьесберегающий потенциал посредством одного учебного предмета весьма проблематичный и сложный процесс. Представляется очевидным, что внедрение здоровьесберегающих технологий в базовые учебные дисциплины начальной школы является наиболее оптимальным способом оздоровления школьников.
Работа по формированию ЗОЖ в общеобразовательном учреждении должна вестись в соответствии с принципами здоровьесберегающей педагогики.
В работе учителя должны учитываться школьные факторы, негативно влияющие на здоровье учащихся:
1. Несоблюдение гигиенических требований при организации учебного процесса.
2. Перегруженные учебные планы, несовершенные учебные планы и общеобразовательные технологии.
3. Недостаток физической активности.
4. Недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья и здорового образа жизни.
5. Неправильное (нерациональное) питание учащихся.
6. Низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здравоохранения.
7. Неблагоприятное состояние здоровья педагогов.
Программы формирования здорового образа жизни для образовательных учреждений ставят перед педагогами следующие задачи::1. Научите детей определять свое состояние и чувства.
2. Формирование активной жизненной позиции у школьников.
3. Формировать у учащихся представления о своем теле и теле.
4. Научите своих детей укреплять и поддерживать свое здоровье.
5. Привить учащимся осознание необходимости движения в физическом развитии человека.
6. Обучать правилам техники безопасности при выполнении физических упражнений и различных видов деятельности.
7. Привить детям умение оказывать элементарную помощь в случае травм.
8. Формировать у учащихся представления о том, что полезно и что вредно для организма.
Работа по формированию ЗОЖ должна проводиться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями участников образовательного процесса.
Формирование ЗОЖ школьников включает в себя 4 компонента:
1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения. Только через текущую, повседневную информацию человек получает необходимые знания, которые так или иначе влияют на поведение, а, следовательно, и полностью на образ жизни человека.
2. «Здоровьесберегающее образование». Это комплексная образовательная, учебно-воспитательная деятельность, направленная на повышение осведомленности о здоровье и его охране, развитие навыков укрепления здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни как у отдельных людей, так и у общества в целом. В связи с этим нельзя не подчеркнуть главный вопрос: никакая информация, если она не подкреплена личным интересом, ничего не значит для человека.
Здоровье учащихся напрямую зависит от отношения детей к его сохранению и укреплению.
3. Меры по снижению распространенности курения и табакокурения, снижению потребления алкоголя и профилактике наркомании. Успех данного направления в работе по формированию здорового образа жизни напрямую зависит от степени заинтересованности людей в собственном здоровье. В целях повышения эффективности профилактической работы целесообразно более активно привлекать работников образования, науки, культуры, видных политиков, шоуменов и других лиц, пользующихся авторитетом среди определенных групп населения.
4. Стимулирование населения к физически активному образу жизни, физической культуре, туризму и спорту, повышение доступности этих видов оздоровления. Важно учитывать не только занятия физкультурой в школе, спортивные кружки и спортивные секции, необходимо пропагандировать утреннюю гимнастику, пешие и пешие прогулки, а также другие формы, доступные для массового использования. Стадионы, дворовые спортивные площадки и другие простые спортивные сооружения с успехом могут стать местами, где население, особенно дети и молодежь, может овладеть навыками физической культуры.
Важную роль в формировании здорового образа жизни детей играет семья. Поэтому одновременно с заботой о чистоте организма и удовлетворением потребностей в пище необходимо создавать в семье условия для реализации потребности детей в активных движениях, повышающих сопротивляемость болезням, мобилизующих защитные силы организма.
Отмечается, что дети изучают образ жизни своих родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе и к физической культуре. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей желания заниматься физической культурой в свободное время всей семьей.
Именно родители формируют у детей потребность в систематическом физическом воспитании и здоровом образе жизни. Помочь родителям в этом-задача учителя.
Создавая благоприятные условия для формирования здорового образа жизни у школьников, необходимо учитывать психолого-педагогические технологии формирования здорового образа жизни.
Существуют психолого-педагогические технологии формирования здорового образа жизни:
1. Снятие эмоционального напряжения. Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач. Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизмеримый интерес школьников, одновременно избавляя их от элементов стресса и напряжения.
2. Создание благоприятного психологического климата на занятиях. С одной стороны, это решает проблему предотвращения утомления учащихся, с другой-появляется дополнительный стимул к раскрытию творческих возможностей каждого ребенка.
Дружеская атмосфера в классе, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, положительная реакция учителя на желание ученика высказать свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельному мышлению, соответствующий юмор или небольшое историческое отступление — это далеко не весь арсенал, которым может обладать учитель, стремящийся раскрыть способности каждого ребенка.
В обстановке психологического комфорта и эмоционального подъема значительно повышается работоспособность класса, что в конечном итоге приводит к лучшему усвоению знаний и, как следствие, к более высоким результатам. В конце такого урока ученики покидают класс с хорошим настроением, так как за это время практически не было негативных факторов.
3. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни. Охрана здоровья детей предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации воспитательной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
Согласно исследованиям, самым опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Поэтому, если научить человека со школьных лет брать на себя ответственность за свое здоровье, то в будущем у него больше шансов прожить без болезней.
4. Комплексное использование личностно-ориентированных технологий, учитывающих особенности каждого учащегося и направленных на максимально полное раскрытие его потенциала. Личностно-ориентированное обучение предполагает использование различных форм и методов организации учебной деятельности.
Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что правильное использование психолого-педагогических технологий, учитывающих компоненты формирования здорового образа жизни, позволяет не только решить проблему ответственного отношения к своему здоровью, но и решает проблемы охраны здоровья школьников, как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий удается обеспечить максимально комфортные условия для каждого ученика, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.
Эффективность решения задач по формированию здорового образа жизни у школьников может определяться динамикой физического состояния ребенка, снижением заболеваемости, формированием у него навыков построения взаимоотношений со сверстниками, родителями и другими людьми, проявлениями сострадания, стремления помочь другим, снижением уровня тревожности и агрессивности по отношению к собственному здоровью.
2.2 Описание здоровьесберегающей среды общеобразовательной школыДля школьников основными составляющими здорового образа жизни являются рациональное питание, физическая активность, общеукрепляющие и антистрессовые мероприятия, полноценный отдых, высокая лечебная активность. В современных сложных социально-экономических условиях отсутствие этих элементов в поведении значительной части школьников является фактором риска возникновения заболеваний:
Учитывая состояние здоровья детей школьного возраста, в последние годы в стране значительно активизировалась работа по созданию здоровьесберегающей системы образовательных учреждений, направленной на формирование у детей навыков здорового образа жизни.
Обучающий аспект этой системы включает в себя:
освоение учебных программ по здоровому образу жизни;
освоение пособий для педагогов и учащихся;
создание методической библиотечки для педагогов разных категорий по проблемам здорового образа жизни;
обучение педагогов общеобразовательных школ активным методам формирования навыков здорового образа жизни и др.
При организации образования в области здоровья, необходимо помнить:
если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе;
если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить;
если ребенку удается достигать желаемого - он учится надежде;
если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.
При организации здоровьесберегающей образовательной среды необходимо учитывать следующие компоненты::1. Воздушно-тепловой режим учебного класса. Воздушно-тепловой режим является одним из важных экологических факторов, влияющих на работоспособность и здоровье школьников. Воздушная среда существенно влияет на функциональное состояние организма – дыхание, реакцию сердечно-сосудистой системы, иммунный статус, тепловое состояние, а также на умственную работоспособность школьников.
Состояние воздушной среды характеризуется показателями температуры, влажности, подвижности воздуха и др. Существуют стандартные показатели температуры и влажности воздуха в классе. Необходимо регулярно проветривать и влажно убирать помещение, в котором учатся дети.
2. Освещение класса. Световой режим школьных помещений должен обеспечивать защиту зрения, т. е. предотвращать перегрузки, стимулировать развитие зрительного анализатора, оказывать общебиологическое воздействие на организм, предотвращать возникновение зрительных дисфункций (близорукость). Поэтому в детских учреждениях должно быть создано освещение, отвечающее современным гигиеническим нормам: обязательна прямая естественная инсоляция помещений, освещение должно быть хорошего качества и достаточного уровня.
Неблагоприятное освещение вызывает ухудшение общего самочувствия, снижение умственной и физической работоспособности, оказывает угнетающее воздействие на психику. Освещение является одним из важных факторов окружающей среды, влияющих на успеваемость и здоровье школьников.
3. Школьная мебель. Мебель и другие предметы оборудования также являются одним из важных факторов окружающей среды, влияющих на работоспособность и здоровье школьников.
Подбор мебели (в частности школьных столов и стульев) в соответствии с ростом учащихся обеспечит ученику наиболее физиологичную прямую посадку, что позволит устранить деформацию позвоночника и быструю утомляемость.
При выборе мебели важно учитывать материал, из которого она изготовлена, цвет и правильную расстановку мебели.
При рассадке учащихся на занятиях необходимо учитывать их антропометрические данные (рост) и состояние здоровья.
4. Организация урока. Урок является основной структурной единицей воспитательной работы со учащегосями. Гигиенически правильная организация урока позволяет в течение длительного времени поддерживать достаточно высокий уровень умственной работоспособности, необходимый для полноценного обучения.
Рациональная организация урока-важная часть здоровьесберегающей работы школы. Функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, способность поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне в течение длительного времени и предотвращать преждевременное наступление утомления в основном зависят от соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий урока. Нельзя забывать, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровье, что в свою очередь влияет на состояние и здоровье учащихся. Гигиеническая оценка урока может быть проведена с помощью временных наблюдений.
Динамические паузы обязательны на уроке. Физкультурные минуты являются не просто элементом двигательной активности для переключения внимания на другой вид деятельности, но и реально возможным фактором формирования здоровья, что принципиально отмечается характером воздействия – гармонизацией всего детского организма, настройкой его на начало самоисцеления. Поэтому очень важно не просто проводить занятия по физической подготовке, но и использовать различные виды: дыхательные, зрительные, пальцевые упражнения, упражнения на формирование осанки, психогимнастику. А когда дети работают с компьютером, такие динамические паузы обязательны. Для ?
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!