это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2973561
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение3
Глава 1. Зарождение анимации в России как нового вида искусства5
Предпосылки появления анимации5
История развития первых анимационных студий7
Этапы становления русской анимации8
Глава 2. Влияния советской мультипликации на формирование «нового советского сознания»14
Как развитие мультипликации повлияло на функционирование кинематографа России14
Советская мультипликация как главный двигатель формирования советского сознания 17
Современная мультипликация России 23
Заключение29
Список использованной литературы31
Приложения33
Введение
Как и любая другая история, история анимации и мультипликации имела свои взлеты и падения, сдвиги и долгие застои. Однако тем она и интересна, что производство мультфильмов развивалось почти постоянно и продолжает это делать до сих пор. История возникновения мультипликации связана с имением бельгийского ученого Жозефа Плато. Он известен тем, что в 1832 году создал игрушку под названием стробоскоп. Вряд ли наши детки стали бы играть с такой игрушкой в современном мире, но ребятам 19 века такое развлечение было по нраву. На плоский диск наносился рисунок, например бегущая лошадь (как это было у Плато), причем последующий немного отличался от предыдущего, то есть рисунки изображали последовательность действий животного при скачке. Когда диск крутился, складывалось впечатление движущейся картинки.
Сегодня, когда прошло более 140 лет со дня этого изобретения, стоит вспомнить и об отечественном вкладе в это искусство. Тем более что анимация – это, пожалуй, один из главных предметов гордости СССР. Это и объясняет актуальность данной работы, которая будет полезной для любого человека, который хочет узнать больше о мультипликации.
Советские мультфильмы по достоинству ценят даже ярые антисоветчики. Многие анимационные фильмы СССР признаны за рубежом, о чём говорят не только многочисленные награды международных фестивалей, но и искренняя любовь взрослых и детей из разных стран. Так, в Японии – Мекке современной анимации – наш Чебурашка успешно составляет конкуренцию местным покемонам. А один из наиболее выдающихся режиссёров-аниматоров современности Хаяо Миядзаки рассказывал, что именно мультфильм Льва Атаманова «Снежная королева» в своё время убедил его в правильности сделанного им профессионального выбора.
Цель работы – рассмотреть этапы становления и развития русской мультипликации, а также выявить способы влияния советской мультипликации на формирование «нового советского сознания».
Сформировав цели, были обозначены задачи исследовательской работы:
Изучить историческую справку по вопросу становления русской мультипликации,
Выявить тенденции развития данного вида искусства,
рассмотреть место, специфику и роль мультипликации в идеологическовоспитательной системе советского общества,
выявить характерные признаки и значения советской мультипликации, как способа формирования советской культуры и «нового советского сознания»,
проследить основные функции, которые исполняет мультипликация в советском обществе.
Данная работа опирается на исследования и статьи Г.Бородиной «Анимация подневольная», М.Елифёровой «Багира сказала. Гендер сказочных и мифологических персонажей англоязычной литературы в русских переводах», И.Иванова-Вано «Рисованный фильм» и О.Пироженко «История в картинках: гендерные репрезентации в советской анимации». Также используются материалы из «Энциклопедий отечественной мультипликации».
Глава 1. Зарождение анимации в России как нового вида искусства
Предпосылки появления анимации
Хотя первые опыты в анимации в России стали предприниматься еще до революции (кукольные мультфильмы Александра Ширяева, короткометражки Владислава Старевича, снятые с использованием чучел насекомых), точкой отсчета отечественной мультипликационной традиции следует считать первый мультфильм, снятый в СССР, — «Советские игрушки» Дзиги Вертова (1924). В основе сюжета короткометражки — опубликованные в газете «Правда» политические шаржи художника Дени, высмеивающие врагов социалистического общества. Другие мультфильмы, появляющиеся в это же время, также ориентированы на взрослых, а не на детей — «Юморески» того же Дзиги Вертова, «Германские дела и делишки» Александра Бушкина, «Китай в огне» — мультфильм, над которым работали практически все главные мультипликаторы последующих десятилетий: Иван Иванов-Вано, Владимир Сутеев, Валентина и Зинаида Брумберг, Ольга Ходатаева.
Первый детский мультфильм — «Каток» Юрия Желябужского (художником-мультипликатором в этой короткометражке был Иван Иванов-Вано) вышел на экраны в 1927 году. История про мальчишку, который, желая наказать толстяка, пристающего к красивой фигуристке, волей случая победил в соревнованиях конькобежцев, стала очень успешной и заложила основы детской мультипликации.
Тот же Юрий Желябужский снял и первый кукольный мультфильм — «Приключения Болвашки» (1927). Потом это направление разовьет Мария Бендерская, выпустившая фильмы «Мойдодыр» и «Приключения китайчат».
Другой важный мультфильм того времени — «Самоедский мальчик», снятый сестрами Зинаидой и Валентиной Брумберг и Ольгой и Николаем Ходатаевыми в 1928 году. По сути, это семиминутная история жизни идеального советского гражданина — смелого мальчика Чу, который сначала разоблачает злого шамана, а потом поступает на рабфак в Ленинграде с тем, чтобы вернуться на родное стойбище менять жизнь к лучшему. Интересен «Самоедский мальчик» и эстетически: в нем использованы образы самобытного изобразительного искусства северных народов.
В Россию анимация пришла в 1906 году, когда балетмейстер Мариинского театра в Санкт-Петербурге Александр Ширяев, поставил первый кукольный мультфильм. Он был похож на балетную постановку, и не был известен широкой публике вплоть до 1995 года, когда киноведу Виктору Бочарову удалось отыскать архив Ширяева. Миру открылись снятые на 17,5-миллиметровую пленку первые отечественные мультипликационные шедевры: «Играющие в мяч клоуны», «Художники Пьеро» и любовная драма со счастливым концом «Шутки Арлекина». Сам Ширяев протер дыру в паркете, управляя своими куклами, но даже современные мультипликаторы удивляются тому, как элегантно и эстетично выглядит мультфильм более чем столетней давности.
Вслед за первыми мультфильмами в Российской империи появляются и другие авторы. Один из них – Владислав Старевич, снискавший мировую известность. Его задумка – использовать в мультфильмах чучела насекомых, пришлась по душе зрителям не только в России, но и в Европе. Интересно, что Старевич пришел к этой идее как биолог, и путь в мультипликацию ему открыл снятый им обучающий фильм для студентов о рогатых жуках. Уже в мультфильмах он прикреплял лапки жуков и других насекомых к телу пружинками и клеем, и снимал с ними разнообразные сценки-пародии из старых романов. Так появились короткометражки: «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», «Месть кинематографического оператора», «Стрекоза и муравей», «Рождество у обитателей леса», «Весёлые сценки из жизни животных», «Лилия Бельгии», «Ночь перед Рождеством». Старевич впервые попробовал объединить актерскую игру и мультипликацию, а его фильмы вошли в золотой фонд мирового кинематографа.
С приходом революции развитие отечественной мультипликации остановилось, чтобы бурно расцвести уже в советское время.
1.2.История развития первых анимационных студий
К концу 1920-х годов в СССР появляются свои первые мультипликаторы и снятые ими анимационные картины. Более того, чуть позже, в начале 1930-х годов в Советском Союзе появляются уже свои серьезные школы мультипликации и их авторы. Признанный мэтр отечественной мультипликации Владислав Старевич после революции уехал в Европу, работал в Италии и Испании. А у нас первые попытки возродить мультипликацию были предприняты Ю. Меркуловым и Д. Черкесом, однако это были анимационные картинки, которые демонстрировались при прибытии в города и на станции агитационных поездов.
Чуть позже Юрий Меркулов организовал уже свою студию при техникуме кинематографии. С ним работали будущие классики советского кино: сестры Брумберг, Иван Иванов-Вано, Ольга Ходатаева и Владимир Сутеев. Снятые ими в 1924 и 1925 годах первые мультфильмы «Межпланетная революция» и «Китай в огне» были очень позитивно оценены зрителями. А «Китай в огне», шедший более 50 минут экранного времени стал первым полнометражным мультфильмом на отечественных экранах.
В это же время сформировалась и другая студия – Культкино, она занималась созданием сатирических короткометражных мультфильмов. Известные мультипликаторы Дзига Вертов и Александр Бушкин сняли серию мультфильмов: «История одного разочарования», «Германские дела и делишки», «Случай в Токио», «Советские игрушки» и «Юморески». Использование шаржевого стиля и жесткая сатира также снискали любовь зрителя.
В 1927 году Иван Иванов-Вано снимает первые два детских мультфильма «Сенька Африканец» и «Каток». Появилась и студия «Межрабпром», которая позже войдет в состав «Союзмультфильма». С этого момента детская мультипликация окончательно начинает вытеснять агитационные и пропагандистские картины, происходит своеобразная революция. Именно в это время взрослые мультипликаторы начинают ориентироваться на детей и закладывать в свои картины ещё и воспитательные моменты. Высокая эстетичность и плавность кадра была в мультфильмах «Органчик» и «Царь Дурандай», Н. Ходатаева и И. Иванова-Вано.
Уже с этого времени, вплоть до 1934 года, когда произошел коренной перелом в отечественной мультипликации, появляется целая плеяда заметных отечественных мультфильмов. А студии «Совкино» выходят: «Тараканище», «Самоедский мальчик» и «Почта» Михаила Цехановского («Почту» показали Уолту Диснею, и он высоко её оценил). На «Межрабпроме» – «Мойдодыр» и «Приключения китайчат». А на «Мосфильме» вышли «Приключения Братишкина» и «Новый Гулливер», до сих пор считающийся классикой полнометражной кукольной анимации. «Новый Гулливер» опередил на два года вышедший в Германии в 1937 году мультфильм Старевича «Рейнеке лис». Поэтому пальма первенства в кукольных мультфильмах осталась у нашей страны.
1.3.Этапы становления русской анимации
С точки зрения визуальной эстетики первые советские мультфильмы были наполнены духом авангарда. Николай Ходатаев, Михаил Цехановский, сестры Валентина и Зинаида Брумберг, Иван Иванов-Вано, создавая новое искусство, были сосредоточены на поиске новых форм — как в графике, так и в монтаже. Мультипликация открывала художникам доселе невиданные горизонты. Как писал один из основоположников отечественной анимации Иван Иванов-Вано: «Для мультипликации нет ничего недоступного. Это искусство не ограниченных техникой возможностей, где действительность тесно переплетается с фантазией и вымыслом, где фантазия и вымысел становятся действительностью».
В эти годы мультипликация возводится в ранг нового искусства, она активно заимствует литературные образы и идеи: на экраны выходят мультфильмы, созданные по произведениям классических авторов («Похождения Мюнхгаузена» Даниила Черкеса, Ивана Иванова-Вано и Владимира Сутеева по мотивам Распе), современных детских писателей («Тараканище» Александра Иванова по стихотворению Чуковского, «Сенька-африканец» Даниила Черкеса, Юрия Меркулова и Ивана Иванова-Вано по мотивам сказок того же Чуковского). Среди этих мультфильмов особенно выделяется «Почта» Михаила Цехановского, экранизация одноименной книжки Самуила Маршака. Этот мультфильм вошел в историю как первый звуковой советский анимационный фильм.
С мультипликационным кино начинают сотрудничать не только лучшие писатели и поэты (среди них Евгений Шварц, Самуил Маршак, Корней Чуковский, Сергей Михалков, Валентин Катаев, Юрий Олеша) того времени, но и композиторы. Дмитрий Шостакович специально пишет музыку к «Сказке о попе и о работнике его Балде» Михаила Цехановского. К сожалению, фильм не был закончен, и сохранился лишь один его эпизод.
Во многом такой интерес, помимо тех творческих возможностей, что давала мультипликация, был связан и с цензурным давлением на сценаристов, писателей, композиторов, которые для того, чтобы выжить, искали себя в других областях — произведениях для детей, эстраде. Хотя и здесь не все было безоблачно. Как вспоминает художник Лана Азарх, сотрудничавшая с сестрами Брумберг: «Экспериментировать они абсолютно не боялись. Они были широко образованными художницами, знающими искусство всего мира. Другое дело, что их сдерживали, мучили, запрещали. На худсоветах заседали грымзы из Академии педагогических наук, которые говорили, что дети это не поймут. Но несмотря ни на что выходили настоящие шедевры».
В начале 30-х начинает развиваться сатирическое направление в анимации: «Сказка о царе Дурандае» Ивана Иванова-Вано и Зинаиды Брумберг, «Органчик» Николая Ходатаева по мотивам «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина, «Квартет» Александра Иванова и Пантелеймона Сазонова по басне Крылова, «Блэк энд уайт» Леонида Амальрика и Ивана Иванова-Вано — экранизация одноименного стихотворения Маяковского.
Особенно выделяется фильм «Новый Гулливер» Александра Птушко (1935), где довольно смело переосмыслен классический сюжет: Гулливером в мультике становится советский школьник, который вместо свифтовской Лилипутии попал в капиталистический мир.
Но все эти мультфильмы были отдельными опытами, которые создавались в разрозненных мультцехах в «Межрабпомфильме», «Совкино», «Москинокомбинате», «Госвоенкино», на «Мосфильме». В 1936 году все они были объединены в единый институт — «Союзмультфильм». В штат студии вошли уже известные мультипликаторы — Иван Иванов-Вано, Ольга Ходатаева, Валентина и Зинаида Брумберг, Владимир Сутеев, Дмитрий Бабиченко, Александр Иванов и другие.
Как вспоминает Федор Хитрук, который работал на студии практически с момента основания: «Ничего не происходит без целенаправленной работы. «Союзмультфильм» опекали, для него отбирали лучшие кадры, о художниках заботились. Одним словом, создали сносные условия, чтобы потом можно было успешно продавать созданные мультфильмы. Ну и не надо забывать, что нас не особенно трогала цензура. Были какие-то нелепые моменты, когда настойчиво просили изменить слишком пессимистичный финал, но это так, по мелочи. В целом мракобесия не было, мы были относительно свободны. А еще мы постоянно учились — западные мультфильмы смотрели в промышленных количествах».
К слову о западных мультфильмах. В 1935 году на Московском международном кинофестивале были показаны «Забавные симфонии» Уолта Диснея. Это событие сильно повлияло на умы советских мультипликаторов. Как вспоминает тот же Хитрук: «Фильм Диснея из серии «Забавные симфонии» не укладывался ни в какие рамки привычного сознания. Это был такой класс режиссуры, такое слияние пластики, музыки, идеи и характеров — поразительно. Для меня эти фильмы были больше чем искусство, это была ворожба, колдовство. По движению, по характеру, по игре для меня происходило нечто более убедительное, чем в игровых фильмах».
Именно по диснеевским канонам первые годы и развивался «Союзмультфильм»: несколько лет здесь осваивали целлулоидную технологию — производственный конвейер, как у Диснея, новых мультипликаторов обучали по американским пособиям. Теперь у мультипликаторов появилось разделение труда: вместо людей, которые делали все и сразу, стали работать узкие специалисты — фазовщики, прорисовщики, контуровщики, заливщики. Конечно, это ускоряло процесс и делало производство дешевле, но вместе с тем в таких мультфильмах становилось сложнее уловить индивидуальный почерк художника. Заимствовали у Диснея и технологию «эклер» или ротоскопирование, которая брала за основу рисунка съемку движений живых актеров. Волей-неволей советские аниматоры заимствовали и стилистику диснеевских картин.
Иванов-Вано так вспоминал этот период: «Как это могло получиться? Много раз я потом задавал себе этот вопрос, пока не нашел на него правильного ответа. Как это ни печально, но все мы на первых порах в своей работе на новой студии оказались в плену метода Диснея, вынуждены были копировать не только технологию, но и некоторые принципы построения и движения персонажей. Дело в том, что подготовка на курсах художников-мультипликаторов велась в основном на учебных пособиях, разработанных Диснеем для своих мультипликаторов. Все наиболее выразительные и характерные формы движения персонажей — походка, прыжки, пробеги, падения — были тщательно зациклены и занесены на специальные ленты, которыми потом пользовались аниматоры в целях экономии времени в своей работе».
Тот яркий стиль советской анимации, который уже было начал формироваться в 1920-е, на время был утерян. Однако и в эти годы появляются интересные самобытные работы — например, фильмы Владимира Сутеева («Шумное плавание», «Почему у носорога шкура в складках», «Колобок», «Дядя Степа»).
Первым же фильмом, выпущенным «Союзмультфильмом», стал «В Африке жарко» режиссера Бабиченко про обезьяну и моржа, которые везут зверям в Африку мороженое с Северного полюса. Это был первый опыт Сергея Михалкова в анимации в качестве сценариста. Тогда же выходит еще одна лента по сценарию Михалкова — «Здесь не кусаются» Пантелеймона Сазонова, экранизация Шарля Перро «Красная шапочка», сказки «Заяц-портной» и «Ивашко и Баба-яга» сестер Брумберг, «Волшебная флейта» Александра Иванова, «Котофей Котофеевич» Иванова-Вано, «Маленький Мук» Ходатаевой.
Все эти фильмы черно-белые, хотя с 1937 года, когда вышел первый цветной мультфильм («Сладкий пирог» Дмитрия Бабиченко), многие картины выпускались сразу в двух вариантах.
1939–1941 годы, пожалуй, становятся самыми продуктивными для «Союзмультфильма» того периода. На экраны выходит теперь уже классика отечественной мультипликации: «Лимпопо» и «Бармалей» Леонида Амальрика и Владимира Полковникова, «Мойдодыр» Ивана Иванова-Вано, «Муха-цокотуха» Владимира Сутеева. Эти мультфильмы все меньше походят на диснеевские, в них четко прослеживается авторский почерк художников. Именно с них берет начало самобытная советская школа мультипликации.
С началом Великой Отечественной войны мультипликаторы, те, что не ушли на фронт, переключаются на съемки агитационных киноплакатов. Производство детских мультфильмов идет крайне медленно — материалов не хватает, эвакуация в Самарканд и обратная реэвакуация в Москву отнимает много сил и времени, в какой-то момент студия даже занимается выпуском пуговиц и гребней из кинопленки. Тем не менее в эти годы выходят «Ёлка» и «Телефон» Михаила Цехановского, «Краденое солнце» Ивана Иванова-Вано, «Сказка о царе Салтане» и «Синдбад-мореход» сестер Брумберг, «Лиса, Заяц и Петух» Ольги Ходатаевой, «Киноцирк» Леонида Амальрика и Ольги Ходатаевой.
К концу войны в советской анимации намечается свой киноязык, который впоследствии будет развивать не одно поколение художников.
Глава 2. Влияния советской мультипликации на формирование «нового советского сознания»
2.1.Как развитие мультипликации повлияло на функционирование кинематографа России
В 1933 году в СССР впервые попали мультфильмы уже знаменитого американского мультипликатора Уолта Диснея «Пароход Вилли» и «Три поросенка». А годом позже на Московском кинофестивале продемонстрировали несколько выпусков «Микки Мауса». Эти мультфильмы произвели революцию в мировой мультипликации. Новые приемы, использованные Диснеем, такие как плавность смены кадра, «пушистость», многоплановая камера произвели большое впечатление не только на отечественных мультипликаторов, но и лично на И. Сталина. И уже в 1935 году создается ставшая любимой для нескольких поколений наших граждан студия «Союзмультфильм», в которую вошли все разрозненные ранее студии Советского Союза.
Несмотря на большой период простоя студии в годы Великой Отечественной войны и эвакуацию в Самарканд, «Союзмультфильм» очень сильно эволюционировал в плане технологии мультипликации. Сразу после победы, студия снимает серию мультфильмов, которые отличались высокой степенью реализма. Использовались новые приемы и технические средства, к примеру, ротоскопирование. Появляются ставшие классическими и не потерявшие актуальность до наших дней мультфильмы: «Непослушный котенок», «Каштанка», «Пропавшая грамота», «Снежная королева», «Федя Зайцев», «Часовые полей».
Уже в начале 1950-х годов начинается новый самобытный этап развития отечественной мультипликации. Борьба с западным влиянием обернулась не упадком, а расцветом отечественной мультипликации. «Аленький цветочек», «Снегурочка» и «Двенадцать месяцев» стали первыми мультфильмами, открывшими дорогу будущим поколениям наших мультипликаторов. В дальнейшем мы расскажем и о развитии советской мультипликации во второй половине ХХ века. И о расцвете уже современной российской мультипликации, которая успела снискать себе мировую славу в наши дни.
Тенденции к появлению мультипликации, как вида творчества и способа передачи впечатлений и личных переживаний о мире, уходит в глубокую древность и тесно переплетены с мифомышлением и народным творчеством. Однако, само направление искусства мультипликации, как оно известно сегодня, появилось только в начале ХХ века.
Мультипликация всегда реагировала на культурно-политические изменения: через эволюцию сюжетов или приоритетов в повествовании, всегда оставалась важным, остро востребованным феноменом, наравне с кинофильмами и литературой (в особенности сказками).
Мультипликация, присутствующая в Советском Союзе, граничила между отражением действительности в своеобразной форме и государственным политическим «заказом». Однако, вопрос о ее роли в формировании «нового советского сознания» или типа «нового советского человека» остается открытым.
Известно, что рождение кинематографа вытеснило мультипликацию. На некоторое время ее предали забвению, увлекшись перспективами быстро развивающейся игровой кинематографии. Но в отличие от «настоящего» кинематографа с живыми актёрами, в мультипликационном фильме возможности нарисованного персонажа ограничиваются только фантазией автора. Мультипликационное кино - вид киноискусства, который не основывается на фотографической фиксации реальной действительности; для него существенны фантастика и художественный вымысел, поэтому иногда исследователи сближают его с изобразительным искусством или считают самостоятельным направлением, использующим кинематографическую технику. В какой-то мере мультипликация является антагонистом реалистического кино - из-за гипертрофированной условности выразительных средств.
В тоже время, близость мультипликации к кинематографу необычайного, сказочного и фантастического типа вполне очевидна. Специфика анимации в том, что, обладая всеми достоинствами игрового кино, анимация предоставляет больше возможностей для выражения иносказаний, метафор, парадоксов. Казалось бы, обреченная стать одним из ведущих направлений в искусстве двадцатого века, она, тем не менее, практически затерялась в огромной тени «серьезного» кинематографа.
Советская мультипликация – это своего рода «параллельный мир» советского кино. Ее датой рождения считают 1911 год, когда оператор, художник и режиссер В.Старевич создал первое объемно-мультипликационное произведение, используя чучела животных и препарированных насекомых. Первый рисованный фильм, который он снял, назывался «Петух и Пегас».
Советская мультипликация – культурный феномен, синтезирующий художественные и идейные достижения анимации, так же как идеологические, политические, психологические цели советской власти и массовой культуры. Мультипликация была и остается прекрасным идеологическим инструментом, совершенным и функциональным, который советская власть использовала в борьбе с «некоммунистическим» миром, создавая новый тип человека – смелого, честного, веселого, бескорыстного и патриотического. Тонкие «установки на врага», «установки на любовь к отечеству», «установки на счастье», «установки на труд», «установки на счастливое коммунистическое будущее» советская мультипликация визуализировала виртуозно и искусно. То есть, это была в некотором смысле «психологическая война», когда пропаганда влияла на мысли, эмоции, поведение большой массы людей (нации) для формирования массового сознания или – часто – манипулирования общественным мнением. Поэтому на мультипликаторов изначально была возложена задача огромного значения – с помощью доступных изобразительных средств воспитать нового советского человека.
2.2.Советская мультипликация как главный двигатель формирования советского сознания
Тенденции к появлению мультипликации, как вида творчества и способа передачи впечатлений и личных переживаний о мире, уходит в глубокую древность и тесно переплетены с мифомышлением и народным творчеством. Однако, само направление искусства мультипликации, как оно известно сегодня, появилось только в начале ХХ века. Мультипликация всегда реагировала на культурно-политические изменения: через эволюцию сюжетов или приоритетов в повествовании, всегда оставалась важным, остро востребованным феноменом, наравне с кинофильмами и литературой (в особенности сказками). Мультипликация, присутствующая в Советском Союзе, граничила между отражением действительности в своеобразной форме и государственным политическим «заказом». Однако, вопрос о ее роли в формировании «нового советского сознания» или типа «нового советского человека» остается открытым. Известно, что рождение кинематографа вытеснило мультипликацию. На некоторое время ее предали забвению, увлекшись перспективами быстро развивающейся игровой кинематографии. Но в отличие от «настоящего» кинематографа с живыми актёрами, в Вісник Харківського національного університету імені В.Н. Каразіна, № 958-ІІ 174 мультипликационном фильме возможности нарисованного персонажа ограничиваются только фантазией автора. Мультипликационное кино - вид киноискусства, который не основывается на фотографической фиксации реальной действительности; для него существенны фантастика и художественный вымысел, поэтому иногда исследователи сближают его с изобразительным искусством или считают самостоятельным направлением, использующим кинематографическую технику. В какой-то мере мультипликация является антагонистом реалистического кино - из-за гипертрофированной условности выразительных средств. В тоже время, близость мультипликации к кинематографу необычайного, сказочного и фантастического типа вполне очевидна. Специфика анимации в том, что обладая всеми достоинствами игрового кино, анимация предоставляет больше возможностей для выражения иносказаний, метафор, парадоксов. Казалось бы, обреченная стать одним из ведущих направлений в искусстве двадцатого века, она, тем не менее, практически затерялась в огромной тени "серьезного" кинематографа. Советская мультипликация - это своего рода «параллельный мир» советского кино. Ее датой рождения считают 1911 год, когда оператор, художник и режиссер В.Старевич создал первое объемно-мультипликационное произведение, используя чучела животных и препарированных насекомых. Первый рисованный фильм, который он снял, назывался «Петух и Пегас». Советская мультипликация - культурный феномен, синтезирующий художественные и идейные достижения анимации, так же как идеологические, политические, психологические цели советской власти и массовой культуры. Мультипликация была и остается прекрасным идеологическим инструментом, совершенным и функциональным, который советская власть использовала в борьбе с "некоммунистическим" миром, создавая новый тип человека – смелого, честного, веселого, бескорыстного и патриотического. Тонкие "установки на врага", "установки на любовь к отечеству", "установки на счастье", "установки на труд", "установки на счастливое коммунистическое будущее" советская мультипликация визуализировала виртуозно и искусно. То есть, это была в некотором смысле "психологическая война", когда пропаганда влияла на мысли, эмоции, поведение большой массы людей (нации) для формирования массового сознания или – часто – манипулирования общественным мнением. Поэтому на мультипликаторов изначально была возложена задача огромного значения – с помощью доступных изобразительных средств воспитать нового советского человека. Начиная с конца 1920-х гг., все доступные государству средства массовой агитации и пропаганды начали складываться в стройную систему для выведения нового типа людей, называемых «советскими». Система не предусматривала свободы творчества, но ею было легко манипулировать. Один из известнейших мультфильмов тех времен – «Цветиксемицветик» (1948), несет в себе глубокую идеологическую окраску. Во-первых, на улицах Москвы множество домов, которые были еще только в проекте, энергия бьет ключом, улицы чистые и светлые. Даже сюжет немного изменен – сказка В.Катаева заканчивается тем, что Женя, после того как вылечила мальчика, играет с ним в догонялки. В мультфильме же финальная сцена показывает волшебницу снова вручающую детям цветок. И они идут с ним навстречу солнцу, на фоне Кремлевских стен. Мультфильмы объясняли детям «слова» – о врагах и друзьях, про индустриальную промышленность и ее размеры в СССР. Голос за кадром внушал, что Советская страна – самая лучшая, самая развитая, и т.д. Включались и более тонкие способы воздействия – на усиление особенностей характера, нужных советскому гражданину, и на подавление других. Пропагандировались спортивные навыки, воспитывались патриотические чувства, особенно в послевоенный период. И до поры хрущевской "оттепели" советская мультипликация была незаменимым идеологическим инструментом. Кроме формирования общего образа нового человека, шла работа и над более тонкими установками – развитием отдельных черт характера и подавлением других, что вполне эффективно транслировалось мультфильмами. Скажем, упорство и настойчивость, позволяющие добиться хороших результатов вне зависимости от наличия таланта, превосходно развивались в советском обществе с помощью массовой физкультурной работы, дополняя это иллюстрациями спортивных фильмов. Особой темой выступало развитие в советских детях патриотизма. В мультфильмах конструировался образ Родины, причем за основу после войны брался традиционный, знакомый по русской классике образ "страны березового ситца", а эффектным дополнением к нему служили великие стройки пятилеток. В некотором смысле это можно назвать совмещение народных фольклорных элементов и достижений современных технологий. Например, в «Приключении Домовенка Кузи» (1984), снятого по произведению Т.Александровой, заметен синтез мифологического образа домашнего духа, не в меру капризного и своевольного, каким он был представлен в фольклоре, и обычной советской девочки. На фоне современного образа жизни показан не только культурный обмен между представителями разных культурных традиций, но и адаптацию «старины», в лице домовенка, к советским реалиям. Кроме того, этот анимационный фильм принес много выражений, вошедших в народный фольклор, как то: «Я не жадный, я домовитый», «Завела дармоеда!», «— Это что, сказка такая? — Это жизнь такая», «В дом надо тащить, а не из дома!», и многие другие. Со временем они приобрели отличные от оригинального употребления смыслы. Мультипликация поддерживала все многочисленные государственные компании, например, борьбу с джазом. Однако, подобная идеологизированность и четкое выполнение государственного заказа к середине второй половины ХХ века пошли на убыль. Появились иронические произведения, сатирические, рассказы о быте советского человека не только с точки зрения как «должно быть», но и «как есть на самом деле», со всеми нюансами и недостатками. Можно вспомнить замечательную трилогию Н. Носова про Незнайку в Солнечном городе, в которой утопически описывается «светлое будущие». Или, например, 6- серийный мультфильм «Маугли» (1967-1971), который стоит рассматривать с разных точек зрения, как на уровне известной экранизации популярного романа Р. Киплинга, так и как самостоятельное произведение, отразившее дух эпохи, образы советского мироустройства, идеалы и, одновременно, их критику. «Маугли» можно анализировать и с эстетической, и с философско-этической точки зрения советской идеологии и тех политических представлений и общественных установок, которые фигурировали в советском общественном сознании и бессознательном. «Маугли» предстает и как политическая сатира, описывающая отношения с Западом, и ситуацию в Советском Союзе, преломленную в кривом зеркале мультипликации. Другим интересным примером экстраполяции советских общественных дискуссий на материал мультипликации, является многосерийный фильм «Трое из Простоквашино» (1978- 1984) – повесть о «стандартной» советской семье 70-80-х годов, с налетом пропаганды сельского образа жизни, и небольшой иронии над советскими «интеллигентскими» ценностями. Одна из центральных тем мультфильма - освещение проблемы «женщины в советском пространстве». Уже в первых социологических исследованиях, появившихся в конце 50-х - начале 60-х гг. немаловажное значение придается социополовым аспектам, а особое внимание уделяется анализу женских проблем. Это обстоятельство не в последнюю очередь связано с увеличением числа женщин, работающих вне дома [5]. Следует отметить, что мультипликация в эпоху «развитого социализма» (1960-80гг) уже не столько идеологическая пропаганда, сколько свободное (насколько это понятие уместно в советское время) творчество авторского коллектива. Была ли мультипликация одним из способов формирования мировоззрения, неким манипулятором человеческого сознания? В некоторой степени. Ведь наиболее восприимчивыми к подобному были и до сих пор являются дети. Несомненно, советская мультипликация направлена на формирование необходимых стереотипов еще в детском сознании. Но это только одно из ее свойств. Считается, что «детское» — значит, несерьезное, ненастоящее. Ребенок — недовзрослый. Детская литература — недо-литература. Однако в традиционных обществах ребенок вводится в социальную и культурную жизнь через миф. В современном обществе роль первого мифа играют не только обломки фольклорного наследия (колыбельные, поговорки, прибаутки), но, стихи и сказки: народные и авторские. Общеизвестно, что статус детской книги, как и детского писателя, поэта, в советской культуре был очень высок. Возможно, именно это повлияло на формирование советской мультипликации, на тот высокий уровень, который она имела, и то превосходное качество, создавшие произведения актуальные и доныне. Если дети воспринимают в рисованных историях, прежде всего, развлекательную часть, не осознавая заложенную информацию, направленную на формирование мировоззрения, то для взрослых именно мультфильмы стали в 1960-80 гг. «носителями истины» о реалиях советской культуры. Не?
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!