это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2983717
Ознакомительный фрагмент работы:
Актуальность темы исследования. Во все времена людьми высоко ценилась нравственная воспитанность. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов: современное общество претерпевает глубокие социально-экономические преобразования, которые заставляют нас всё больше размышлять о будущем нашей страны, о её молодежи. Нравственные ориентиры размыты, материальные ценности доминируют над духовными, как результат – искажённые представления подрастающего поколения о добре, милосердии, справедливости, патриотизме. Рост агрессивности и жестокости в обществе порождает высокий уровень преступности среди молодёжи. Широкий размах приобретает ориентация на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счёт снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Кроме того, продолжается разрушение института семьи: пропагандируются антисемейные установки; постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. У молодого поколения в наши дни утрачен основополагающий фактор развития личности – воспитание духа.
С вышеперечисленными факторами связана актуальность проблемы нравственного воспитания младших школьников. Наше общество остро нуждается в подготовке широко образованных, всесторонне развитых, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Школа – то место, где ребёнок проводит большую часть своего времени, поэтому именно перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина нашего общества, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
Счастливы те люди, в чьей памяти неизгладимый след оставили мудрые наставления учителя, те, чья память хранит самые добрые и тёплые воспоминания о любимом классе, родной школе.
Да, во все времена люди высоко ценили нравственную воспитанность, но что есть нравственность и с помощью чего она воспитывается? Данное исследование направлено на поиски ответов на эти вопросы.
Целью работы является исследование нравственного воспитания учащихся и показатели их воспитанности
Задачи:
1. Рассмотреть нравственное воспитание школьников как психолого-педагогическая проблема
2. Исследовать организацию нравственного воспитания младших школьников в учебно-воспитательном процессе
Задачи не соответствуют содержанию
В повседневной жизни мы зачастую используем многие сочетания со словами «нрав», «дух», «душа», наконец, «нравственность», не отдавая себе отчёта в том, каково же истинное значение этих понятий. К сожалению, нужно признать, что в истинном понятии «нравственность» мало известна современному обществу, прежде всего от того, что значение её сильно искажено.[2,67] надо так: [2,67]. Исправьте по всему тексту
Изучение нравственности берёт своё начало с древних времён. Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Гераклит понимал нравственность как мудрость, следование природным законам, Демокрит берёт глубже и рассматривает внутренний мир человека. Он утверждал: «Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков». Философ-учёный особо выделял такие ценности, как истина, справедливость, честность, доверие в межличностных отношениях. Древнегреческий ученый Аристотель дал более глубокое определение нравственности: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства … О нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».
В философском словаре понятие нравственности приравнено к понятию «мораль»:
«Мораль (от лат. Mores – нравы) или нравственность представляет собой совокупность правил, норм человеческого общежития, поведения людей, определяющих обязанности и отношения друг к другу и к обществу».
В.И.Даль толковал мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека» и следующим образом характеризовал нравственного человека: «…добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина». Где ссылка на источник
С годами понятие нравственности несколько изменилось. У С.И.Ожегова мы видим: «Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». Где ссылка на источник
Мораль возникла на заре развития общества, и определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к ближним человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений между людьми. Руководствуясь моральными нормами, отдельная личность тем самым способствует жизнедеятельности общества в целом. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, опирающегося на принуждение со стороны государства, мораль поддерживается лишь силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. Исходя из этого задачей каждого гражданина общества является развитие и поддержка правильных моральных устоев, по словам Махатма Ганди«чтобы изменить мир вокруг, вы должны изменить себя.
Мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Обширный поток информации (не всегда положительного характера) приводит к тому, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации, сохранив при этом достоинство и человечность. А что же говорить о детях?
Многие выдающиеся педагоги поддерживали идею о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности. В своем трактате «Наставление нравов» Я.А.Коменский приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последней». Там же он цитировал народные изречения: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».
В.А.Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Он считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».[4,98] У ВАС в списке литературы другой источник, а Сухомлинского вообще нет….
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Ю.К.Бабанский считает, что в воспитании младших школьников доминирующей стороной является ни что иное, как нравственное воспитание: дети осваивают простейшие нормы нравственности и учатся следовать им в различных ситуациях. Учебно-воспитательный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. Н.И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-либо специальный воспитательный процесс. Формирование нравственности протекает в процессе многогранной деятельности детей: играх, учебе, в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, младшими товарищами, и со взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание являет собой целенаправленный процесс, предполагающий определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.
Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие.
Всё сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”: “Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России”. Ко нцепции тоже нет в списке
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Поставленная цель реализуется через следующие задачи:
— формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
— воспитание в каждом ученике трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
— воспитание нравственных качеств личности ребёнка,
— освоение ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
— приобщение детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям.
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией — ролью ученика, школьника.[6,45]
Поэтому, именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально нравственного состояния общества и государства. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально ценностному, духовно нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Духовно нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Следующая ступень развития гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как “Отечество”, “малая родина”, “родная земля”, “родной язык”, “моя семья и род”, “мой дом”.
Более высокой ступенью духовно нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.
По реализации духовно нравственного воспитания в начальной школе для реализации ФГОС разрабатываются программы внеурочной деятельности. Например, кружок “Край родной”, “Мир любви и добра”, классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся, месячники по темам: “Изучение родного края”, “Военно-патриотический”, “Благоустройство и озеленение”, “Спортивно-оздоровительный” и др.
Перечень направлений внеурочной деятельности в начальных классах является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами детей и родителей.
Итак, духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им свое место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.
Школа – это место, где дети получают не только образование, но и где происходит духовно-нравственное формирование ребёнка.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Воспитывать нравственные качества не просто. На этом пути могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле. И в этом большую роль играет человек, который находится рядом. Этим человеком являются родители и педагог: учитель, классный руководитель. Роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает. Как воспитать ученика, чтобы ежедневно можно было отмечать положительные изменения и помогать преодолевать те черты характера, которые, к сожалению, приходится видеть гораздо чаще. Это возможно только в том случае, когда педагог неформально относится к своему делу, когда процесс воспитания носит системный характер, когда педагог понимает, что процесс воспитания человека – это процесс создания личности, причём личности, способной впитать культуру своего народа, человечества и способной шагнуть дальше в развитии себя, своей собственной культуры.
В требованиях Стандарта обозначено, что программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
В содержание УМК ПНШ по которым работает наша школа заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителям эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Отбор содержания учебного материала в каждом учебном предмете осуществлён с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников ПНШ в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
На уроках русского языка и литературы закладывается бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений. На уроках пишем сочинения –рассуждения о нравственных понятиях : совесть, милосердие, сострадание, благородство. Программа по «Литературному чтению» позволяет юным читателям увидеть разнообразие и неповторимую ценность литературы. Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности, патриотизме и интернационализме. Решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. На уроке предъявляю ряд требований, касающихся деятельности учеников на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе - и оценивают умение учеников в этом плане. Это, отношение прежде всего, отношение каждого ученика к своему делу как к общему, умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции общей работы. На уроках использую естественные ситуации и преднамеренно создаю новые для разъяснения характера возникающих между детьми взаимоотношений, раскрываю их обязанности как членов коллектива, предупреждаю отрицательные поступки. В совместной деятельности на уроках у младших школьников вырабатывается представление о том, что хорошо и что плохо. Это касается тех сторон жизни, которые особенно волнуют ребят: отношение к учению, отметкам, труду, дружбе, к различным поступкам учеников в классе.[3,49]
Духовно – нравственное начало, которое получают учащиеся на уроках, имеет продолжение и воплощение во внеурочной деятельности.
Эта работа ведётся по 5 направлениям.
1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
По мнению В.А. Сухомлинского, “духовно-нравственное воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями”. Духовно-нравственное воспитание направлено на “возвышение сердца” ребёнка как центра духовной жизни. Где ссылка на источник, включите в список литературы
Краеведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности
Мы не случайно обратились к проблеме использования краеведения на уроке и во внеурочной деятельности. Анализируя работу по окружающему миру, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка, т.е. преподавания основных предметов, пришла к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим.
Одной из форм - является экскурсия.
В рамках Федерального Государственного стандарта она позволяет познакомить детей с историей и особенностями родного края, русскими народными традициями, помогает каждому ребёнку стать всесторонне развитой личностью, воспитывает любовь к Родине.
За много лет работы у нас сложились традиции. Ежегодно мы проводим праздники и акции. Готовясь и участвуя в них, ребята осознают свою причастность к жизни школы, учатся уважать её традиции, проявляют свои творческие способности, учатся уважать традиции своего народа.
Во время подготовки этих коллективных творческих дел происходит единение детей, учителей, родителей и это способствует формированию единого школьного коллектива:
Организация и проведение календарных праздников;
Масленица
Акция добрых дел «Подари другому радость».
Трудовая акция «Самый чистый школьный двор»
Патриотическое воспитание является частью духовного – нравственного воспитания.
Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. Необходимо воспитывать, начиная с младшего школьного возраста, доброту, ответственность, чувство собственного достоинства.
Учебная деятельность значима на всех возрастных этапах, но особенно – в младшем школьном возрасте, поскольку является ведущей. Именно в процессе учебно-воспитательной деятельности формируются основные новообразования, происходит интенсивное психическое развитие ребенка.
Для выявления сформированности уровня воспитанности в целом и выделенных нами в работе нравственных качеств в частности в учебно-воспитательной деятельности мы использовали диагностические опросы учащихся.
Задачи исследования определили выбор методик. При этом мы исходили из того, что личностный опыт представляет собой единство интеллектуального и эмоционального компонентов. Интеллектуальный компонент рассматривался как знание школьниками моральных принципов и норм, выраженных в эстетических понятиях и абстрактно-логических построениях. Нравственные знания и отношения проявлялись в реальном поведении детей. Отсюда используемые методики имели направленность на изучение знаний, отношений и способов поведения.
В работе был использован ряд тестовых методик с целью диагностики уровня нравственной мотивации, нравственной самооценки, а также отношения к жизненным ценностям. В каждом случае проводилось по два замера – в начале и в конце исследования.
Формируется оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в группе и предусмотреть целенаправленную работу как с группой в целом, так и с отдельными детьми. Напомним, что управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ итогов диагностики. Такой анализ необходимо осуществлять на педагогическом консилиуме, на родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой учащихся, т.е. в разной форме и разными методами.
Таблица 2.1 Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника
|
Основные отношения |
Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня) |
|
адисперсии и ковариации можно собрать в ковариационной матрице, где cij является ковариацией между Xi и Xj (1 i n, 1 j n). Диагональные элементы – дисперсии cii=var [Xi], а из-за cij=cji ковариационная матрица C симметрична. Ее элементы – математическое ожидание ij-го элемента произведения вектор-столбца (X–m) на вектор-строку (X–m)T: равна f(x)dx, если x принадлежит соответствующему интервалу dx:или . Абсолютные величины используются потому, что интервалы dx и dy не имеют направлений. Только при таком условии вероятности f(x)dx и g(y)dy будут всегда положительны. Связь плотностей вероятности для однозначных функций Y=Y(X) описывается выражением, и. Многозначные функции необходимо рассматривать особо: для Y=X1/2 учитывается только ветвь Y=+X1/2. Рассмотрим преобразование двух независимых переменных в новые и . Пары кривых u, u+du и v, v+dv на плоскости x,y ограничивают элемент площади dxdy. Координаты трех вершин этого элемента,,,,,. Разлагая эти функции в ряд Тейлора, получим,,,. Поскольку рассматривается бесконечно малый элемент dxdy, то его можно заменить параллелограммом с площадью. Подстановка координат трех вершин параллелограмма дает. Это выражение можно переписать с помощью определителя второго порядка. Этот определитель называют якобианом преобразования и обозначают буквой J. С помощью якобиана можно перейти от плотности вероятности f(x,y) к новой плотности вероятности g(u,v):. В случае n случайных переменных X=(X1,X2,...,Xn) и n случайных функций Y1=Y1(X), Y2=Y2(X),...,Yn=Yn(X) плотность вероятности новых случайных величин равна, где якобы преобразования. Якобиан существует, если существуют частные производные и они единственны. Функции Y=(Y1,...,Yn) могут линейно зависеть от переменных X=(X1,...,Xn). Y=a+BX, где a Rn – n-мерный вектор, а B Rn n – n n-матрица. Математическое ожидание случайного вектора Y: где mX Rn –вектор из математических ожиданий случайных величин Xk. Матрица ковариаций преобразованного вектора Y: CY=M[(Y–mY)(Y–mY)T]=M[B(X–mX)(X–mX)TBT]=BCXBT. Известны математические ожидания mi и стандартные отклонения i для наблюдений Xi. Нужно узнать ошибку для данной функции Y(X). Если ошибка для X сравнительно мала, то плотность вероятности f(x) будет существенно отлична от нуля в малой окрестности mX. Поэтому можно написать разложение. Y=Y(mX)+B(X–mX), где n n-матрица B имеет элементы yi/ xj. Ошибки для Y (диаональные элементы матрицы CY) зависят не только от ошибок (дисперсий) X, но и ковариаций между разными Xi. Пренебречь ковариациями можно при взаимной независимости Xi, когда матрица CX имеет диагональный вид. Диагональные элементы матрицы CY в этом случае принимают простой вид, где все производные взяты при Xj=mj. Если стандартное отклонение обозначить через , то получим закон распространения ошибок. Рассмотрим моменты X относительно нуля: Их получают, дифференцируя характеристическую функцию k раз в точке t=0: и . Если образовать характеристическую функцию для Y=X–mX: то ее k-ая производная ( с точностью до степени ik) будет равна k-му моменту X относительно математического ожидания mX: В частности, Переход от плотности вероятности f(x) к характеристической функции (t) случайной величины X называют преобразованием Фурье. С помощью обратного преобразования можно выразить f(x) через (t): Стохастический подход требует выполнения условий: выборочная совокупность и объем наблюдений. Часто приходится работать с малыми выборками (менее 20 наблюдений). Объектом анализа является совокупность наблюдений. Ее принято рассматривать как выборку из популяции, содержащей значения признаков. Число наблюдений в 6-8 раз больше числа факторов. Экономические показатели инерционны и взаимозависимы, поэтому трудно удовлетворить требование случайности и независимости наблюдений. Совокупность данных должна быть однородной. Критерий однородности – коэффициент вариации: его значение не должно превышать 33%. Cлучайные величины X1 и X2 определяются функцией распределения, Функция F(x1,x2) полностью определяет функции F1(x1) и F2(x2), но F1(x1) и F2(x2) определяют функцию F(x1,x2) при условии, что случайные величины X1 и X2 независимы. Математическое ожидание функции g(X1,X2) случайных величин X1 и X2 определяется интегралом Стильтеса. Средние значения M[X1]=m1 и M[X2]=m2 определяют центр совместного распределения (m1,m2). Центральные моменты второго порядка, Коэффициент корреляции между X1 и X2, –1 1. Условная вероятность совместного распределения, Правило полной вероятности для распределений. Условное математическое ожидание функции g(X1,X2) случайных величин X1 и X2 является функцией x1: Условная дисперсия случайной величины X1. Общее определение случайного процесса используют очень редко. Случайные процессы задают предположениями о независимости приращений и марковского свойства траекторий. Простая модель случайного процесса – серия независимых случайных величин с функцией распределения. Белым шумом называют случайный процесс E(t) со средним (t)=0, ковариацией cov[E(t1),E(t2)]=2 для t1=t2 и cov[E(t1),E(t2)]=0 для t1 t2. Случайные величины t белого шума независимы и одинаково распределены при всех t. Скользящим средним называется процесс X(t)= t+ t-1+ с константами и : статистически зависимы соседние величины X(t–1) и X(t). Авторегрессией называют случайный процесс X(t)= [X(t–1)– ]+ t+ с константами и . Составляющие авторегрессии, разделенные промежутком времени, не являются независимыми, как бы ни был велик этот промежуток. Но при | |<1 зависимость между ними убывает с ростом промежутка времени. Скользящее среднее и авторегрессии используются для прогноза процессов, которые обнаруживают колебания вблизи среднего значения. Поведение многих процессов в будущем времени определяется состоянием в настоящем и воздействием на процесс, которое будут оказываться в будущем. Такие процессы называются марковскими: предыдущее развитие процесса (до настоящего времени) в них оказывается несущественным. Марковским свойством обладает процесс авторегрессии первого порядка. Процесс авторегрессии порядка p 1 можно представить как марковский, если его состоянием в момент времени t является набор {X(t),X(t–1),...,X(t–p–1)}. Энтропия – это мера априорной неопределенности наблюдения случайной величины X. Энтропия распределения дискретной величины. Для дискретного распределения S 0, а S=0 для вырожденного (причинного) распределения p(x)=1 при x= и p(x)=0 при x . Пример непрерывной величины – температура: она может принимать любое значение из непрерывного диапазона. Энтропия непрерывной величины. Непрерывное распределение, имеющее наибольшую энтропию при данной дисперсии 2, является нормальным распределением, где e=2,718 – основание натурального логарифма. S=0 при =0,242. Существует m факторов производства и n технологических способов. Обозначим через aij затраты i-го фактора при единичной интенсивности j-го способа, через bi – запас i-го фактора, cj – эффективность j-го способа, xj – интенсивность j-го способа. Задача состоит в выборе интенсивностей x, чтобы максимизировать полный эффект f(x)=cTx при ограничениях Ax b и x 0. Управляемые переменные – компоненты вектора x, а неуправляемые параметры – компоненты b, c и A. Если неуправляемые параметры являются случайными величинами, то b( ), c( ) и A( ) зависят от состояния природы . Модель принимает вид f(x, )=c( )Tx max при ограничениях A( )x b( ) и x 0. Это нестрого поставленная задача, так как непонятно, в каком смысле максимизируется случайная величина и выполняются ограничения. К эвристическим способам учета случайности относят решение детерминированной модели с разными значениями параметров (раскачка), исследование устойчивости и имитации. В двухэтапной модели выделяются два вида ингредиентов (детерминированные и стохастические) и два вида технологических способов (программные и коррекционные). Интенсивности программных способов выбирают перед наблюдением реализаций случайных параметров (детерминированные величины). Интенсивности коррекционных способов зависят от случайных параметров и выбираются после наблюдения их реализаций. Смешанные стратегии Василишин В.В. Научный руководитель проф. Баженов В.К. Для парных конечных игр с нулевой суммой типичны случаи, когда нижние и верхние цены игр различаются a0, и q3q*, если w<0, (p,q*) при 0£p£1, (1,q) при q3q*, если w>0, и q£q*, если w<0. Для агента B приемлемы ситуации (p,q) из неравенств и С помощью преобразований получаем условие приемлемости ситуаций и . При q=0 (вторая стратегия) имеем wp3u, при q=1 (первая стратегия) wp£u, а при 00, и p£p*, если w<0, (p*,q) при 0£q£1, (p,1) при p£p*, если w>0, и p3p*, если w<0. Ситуация является седловой точкой, если приемлема для каждого агента. Для выявления седловых точек изобразим приемлемые для агентов ситуации на единичном квадрате. Зигзаги пересекаются в седловых точках игры. Трехзвенные зигзаги могут быть левыми или правыми. Зигзаги, на которых лежат приемлемые стратегии антагонистической игры, всегда имеют одинаковую ориентацию и при w10 пересекаются в точке (p*,q*). Если w=0, но u10 или v10, ситуация (p*,q*) не встречается, а две другие ситуации имеют знак строгого неравенства. Ситуации с p=0 или p=1 приемлемы для агента A при всех q в зависимости от того, какое из чисел a22 или a12 больше. Ситуации с q=0 или q=1 приемлемы для агента B при всех p в зависимости от того, какое из чисел a22 или a21 больше. Если w=0 и v=0, то приемлемыми будут все ситуации единичного квадрата. Агент A выкладывает монету на стол («орел» – x1, «решка» – x2), а агент B угадывает, какой стороной монета положена («орел» – y1, «решка» – y2). При угадывании агент B получает от агента A выигрыш в одну гривну, а в противном случае платит ему ее: . Седловой точки нет, |A|=0, w=4, u=2, v=2, p*=1/2, q*=1/2. В смешанных стратегиях имеется седловая точка (1/2,1/2), а цена игры g равна 0, поскольку |A|=0. Матрица A игры «орел-решка» отличается от матрицы A¢ игры в «прятки» перестановкой строк или столбцов A=RA¢ или A=A¢R, Игры с матрицами A и A¢=RAR относятся к подклассу игр «орел-решка» H1 (hesds or tails), а игры с матрицами A¢=RA и A¢=RA – к подклассу игр в «прятки» H2 (hide and seek): H1: a11>a21, a22>a12, a11>a12, a22>a21, H2: a11 a12 \/ H1 /\ a21< a22 a11 > a12 a11 > a12 a11< a12 a11 > a12 /\ D1 /\ \/ D4 \/ \/ A1 /\ \/ A4 /\ a21< a22 a21 < a22 a21 < a22 a21 > a22 a11< a12 /\ H2 \/ a21 > a22 a11< a12 a11 < a12 a11 > a12 a11< a12 \/ D2 \/ /\ D3 /\ /\ A2 \/ /\ A3 \/ a21 > a22 a21 > a22 a21 > a22 a21< a22 a11< a12 a11 < a12 a11 > a12 a11 > a12 \/ S1 \/ /\ S2 /\ \/ S3 \/ /\ S4 /\ a21< a22 a21 < a22 a21 > a22 a21 > a22 Условия на элементы матриц защиты D1, D2, D3, D4 (defense) и нападения A1, A2, A3, A4 (attacks) можно получить из условий на элементы матриц H1 или H2 заменой одного из строгих неравенств на обратное («<» на «>» или «>» на «<»). Матрицы защиты имеют доминирующие стратегии x2 для D1 и D3, x1 для D2 и D4. Матрицы нападения имеют доминирующие стратегии y1 для A1 и A3, y2 для A2 и A4. Условия на элементы матриц седел S1, S2, S3, S4 (saddle) получаются из условий на элементы матриц H1 или H2 заменой двух строгих неравенств на обратные. Матрицы седел имеют седловые точки a11 для S1, a21 для S2, a12 для S3 и a22 для S4. Рассмотрим числовые характеристики платежных матриц в играх с нулевой суммой для фиксированных значений возможных выигрышей агента A: 0,3; 0,6; 1,2 и 2,4 грн. Антагонистические игры класса H имеют платежные матрицы и .Переход от матрицы H1 игры «орел–решка» к матрице H2 игры в «прятки» и от H2 к H1 дают формулы и . Числовые характеристики этих матриц представлены в таблице 2. Таблица 2. Преобразования матриц H1 и H2. A RA AR RAR A¢ RA¢ A¢R RA¢R a11 1,2 0,6 0,3 2,4 0,6 1,2 2,4 0,3 a12 0,3 2,4 1,2 0,6 2,4 0,3 0,6 1,2 a21 0,6 1,2 2,4 0,3 1,2 0,6 0,3 2,4 a22 2,4 0,3 0,6 1,2 0,3 2,4 1,2 0,6 tr(A) 3,6 0,9 0,9 3,6 0,9 3,6 3,6 0,9 |A| 2,7 -2,7 -2,7 2,7 -2,7 ,7 2,7 -2,7 l1 3 2 2 3 2 3 3 2 l2 1 -1 -1 1 -1 1 1 -1 w 2,7 -2,7 -2,7 2,7 -2,7 2,7 2,7 -2,7 u 1,8 -0,9 -1,8 0,9 -0,9 1,8 0,9 -1,8 v 2,1 -2,1 -0,6 0,6 -2,1 2,1 0,6 -0,6 g 1 1 1 1 1 1 1 1 p* 0,67 0,33 0,67 0,33 0,33 0,67 0,33 0,67 q* 0,78 0,78 0,22 0,22 0,78 0,78 0,22 0,22 1 2 3 4 2 1 4 3 H1 H2 H2 H1 H2 H1 H1 H2 Антагонистические игры D, A и S имеют платежные матрицы , и . Если лементарные исходы были равновероятны, а всем событиям X1,...,Xn соответствует одинаковое число равновероятных элементарных исходов, то все элементарные исходы множества {X1,...,Xn} также равновероятны. При бросании одной кости события «выпало четное число» и «выпало нечетное число» образуют полную систему исходов, причем они равновероятны, поскольку первому из них соответствуют три случая выпадания очков (2, 3 и 6) и второму тоже три (1, 3 и 5). События X и X противоположные, если любой исход благоприятен только одному из событий. Противоположны события «выпало четное число» и «выпало нечетное число». Событие Y X называется следствием события X, если исход, благоприятный X, благоприятен событию Y. Если событие Y является следствием события X, то множество благоприятных событию X исходов – подмножество в множестве исходов, благоприятных Y. Выпадание нечетного числа при бросании трех костей является следствием того, что число Нет нужной работы в каталоге?
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит Бесплатные доработки и консультации Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки Гарантируем возврат Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа Техподдержка 7 дней в неделю Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему Строгий отбор экспертов К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично» 1 000 +
Новых работ ежедневно
Требуются доработки?
| |