это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3012377
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
При рождении человек является биологическим существом. Необходимо приложить огромные усилия для его воспитания, чтобы он стал гражданином своей страны. Не что иное, как воспитание производит «огранку» человека, прививая при этом необходимые качества. Воспитанием занимаются не только семья, но и прекрасно знающие своё дело специалисты. Немаловажную роль при этом играет педагогика.
С незапамятных времен педагоги старались найти пути помощи детям для того, чтобы реализовать данные им природой возможности, формировать новые качества. По маленьким крохам накапливались приёмы и методы воспитания, проходили «проверку на прочность», пока не остались самые жизнестойкие и полезные.
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена уточнением понятия воспитание в начальной школе, в виду многообразия приёмов, форм и методов воспитательного процесса.
Объектом исследования является воспитательная работа в школе. Предмет исследования – виды и уровни воспитательной работы в школе.
Цель исследования — изучить сущность анализа воспитательной работы, её виды и уровни.
Цель определила следующие задачи курсовой работы:
1. Уточнить понятие воспитание.
2. Проанализировать сущность анализа воспитательной работы.
3. Изучить методы осуществления анализа форм воспитательной работы.
4. Изучить виды и уровни анализа воспитательной работы
5. Охарактеризовать воспитательную работу средней школы.
1. Процесс воспитания и его сущность
1.1 Понятие «воспитание»
Воспитание зародилось в результате дальнейшего развития человека. Детей воспитывали, даже не подозревая о существовании такой науке как педагогика.
Первопричиной возникновения всех научных отраслей является потребность жизни. Выяснилось, что развитие общества напрямую зависит от быстрого или медленного темпа процесса воспитания подрастающих поколений.
«Воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Наши дети — это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети — это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями.
Меняются времена, вместе с этим меняются приёмы, методы, формы и условия воспитания. В наше время педагоги заняты поиском новых систем воспитания, переоценкой достижений наших предков, разработкой новых концепций, которые были бы ориентированы на реальные проблемы воспитательного процесса.
Воспитание — процесс, цель которого заключается в подготовке человека к активной жизнедеятельности в обществе. Здесь важная роль принадлежит нравственному воспитанию, так как оно является центром педагогической мысли. Добро и любовь к труду, чувство патриотизма и долга перед обществом, гуманизм и выполнение норм и правил поведения – главная цель нравственного воспитания, где не место упрямству и лени, скуке и тоске, карьеризму и лицемерию, а также праздности.
Воспитание есть деятельность педагога, которая является целенаправленным содержательным, содействующим аспектом развития личности ребенка, формирования его как строителя своей жизни, достойной Человека.
А.С. Макаренко рассматривал воспитание как «создание истории», как общественное, социальное явление, и что оно имеет свои законы, познавая которые, педагог мог рационально осуществлять свою деятельность.
По словам Сластёнина В. А.: "Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие на личность. В данном случае воспитание отождествляется с социализацией".
К.Д. Ушинский совершил переворот в теории и революцию в педагогической практике. Цели, принципы и сущность воспитания – вот главные критерии созданной им системы. По его словам, если воспитание желает счастья всякому человеку, то оно должно воспитывать его не для самого счастья, а готовить к жизненным трудностям, если же его совершенствовать, то можно перешагнуть пределы человеческих сил: физических, умственных, нравственных.
Главная роль здесь играют школа и педагог. Ушинский говорил: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания».
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что воспитание — организованное взаимодействие между педагогом и воспитанником для реализации целей, которые занимают важное место в воспитательном процессе.
1.2 Сущность анализа воспитательной работы
Анализ воспитательной работы – это неотъемлемый компонент организации и реализации педагогического процесса, направленный на выявление особенностей протекания воспитательной работы, полученных результатов, определение возможных недостатков и их последующее устранение, посредством целенаправленного педагогического воздействия.
Педагог в детском коллективе (классе, группе и т.д.) выполняет и воспитательную, и управленческую функции. Структура анализа воспитательной работы представляет собой непрерывный цикл, состоящий из следующих этапов:
- Первоначальный анализ исходного состояния среды, воспитательных ресурсов, объектов и субъектов воспитания;
- Текущий анализ воспитательного процесса;
- Заключительный анализ динамики изменений.
Анализ воспитательной работы, по мнению педагогов-практиков, является наиболее трудоемким процессом, по сравнению с планированием и организацией воспитательной работы. Это связано с тем, что анализ требует от педагога наличия ряда личностных и профессиональных качеств.
Сущность анализа воспитательной работы состоит в реализации эффективных методов воспитательной деятельности, в соответствии с поставленными целями и задачами.
Задачи анализа воспитательной работы:
- Определение причин, по которым происходит отклонение воспитательного процесса от установленных стандартов.
- Определение наиболее эффективных методов и форм воспитательной работы.
- Выявление и оценка ресурсного обеспечения воспитательной работы в рамках конкретного образовательного учреждения.
Анализ воспитательной работы подразумевает выполнение следующих действий:
- Постановка четкой и конкретной цели;
- Определение и характеристика основных элементов воспитательной работы;
- Определение наиболее эффективных условий организации и реализации;
- Определение критериев оценки успешности воспитательной работы;
- Разработка методик, необходимых для исследования полученных результатов;
- Сбор информации, необходимой для успешного осуществления воспитательной работы;
- Оформление и представление результатов, их анализ.
1.3 Методы осуществления анализа форм воспитательной работы
Основными методами анализа воспитательной работы являются:
Системный метод – подразумевает такой анализ воспитательной работы, при котором она выступает в виде системы. Под системой в данном случае понимают совокупность составных частей и компонентов, между которыми в процессе анализа устанавливается наличие или отсутствие связей, определяется их роль и значимость в реализации воспитательной работы.
Метод анализа и синтеза – предусматривает разложение целого на элементы, их анализ и последующее соединение в целое. Например, перед началом оценки результатов работы воспитанников устанавливают составные элементы, которые необходимо оценить, на основании полученной совокупности оценок делается вывод о деятельности всего коллектива и результатов его труда.
Метод сравнения и аналогии – основан на осуществлении предварительного сопоставления однородных данных, а затем их оценка на основании схожести характеристик. Например: а) сравнение спортивных достижений класса с нормативной таблицей средних показателей по возрасту учащихся; б) сравнение достигнутых результатов и характеристик по аналогии с принятой «моделью» как желаемым результатом (с достижениями прошлого года, с тенденциями по городу или региону).
Графический метод – предусматривает составление наглядностей, на которых можно отследить динамику результативности (графики, таблицы, диаграммы и т.д.).
Метод установления причинно-следственных связей – направлен на выявление причин, определяющих поведение воспитательной системы и являющихся основанием для происходящих изменений.
Известно, что в управленческом цикле функция анализа присутствует непрерывно: в начале работы производится анализ исходного состояния объектов, субъектов, среды, ресурсов; в конце – анализ динамики изменений; в середине цикла – текущий анализ.
Функцию анализа один из разработчиков теории современного внутришкольного управления Ю.А. Конаржевский считает наиболее трудоемкой, по сравнению с другими, например, планированием, организацией. От классного руководителя требуются комплекс профессиональных и личностных качеств: компетентности в воспитательной работе, аналитического мышления, интеллектуальных умений.
Сущность аналитической деятельности заключается в реализации адекватных целям и задачам методов интеллектуальной деятельности по сбору, обработке и обобщению информации, а также подготовку управленческого решения. Целями аналитической деятельности могут быть: выявление причин отклонений от стандартов и социальных норм; выявление эффективности форм и методов воспитательной работы; оценка уровня ресурсного обеспечения воспитательной работы в школе и классе и др.
2. Классификация воспитательной работы
2.1 Виды анализа воспитательной работы
Основные виды анализа воспитательной работы:
Параметрический – направлен на осуществление анализа повседневной жизнедеятельности детского коллектива: успеваемости, поведения, посещаемости, дисциплинированности, соблюдения графика дежурств и т.д. Результаты, полученные в ходе анализа, фиксируются педагогом в дневнике, классном журнале, специальной тетради и т.д.
Тематический – предусматривает системный подход в осуществлении анализа воспитательной работы. Анализу подвергаются различные системы и циклы воспитательного процесса. Например:
-Система патриотического воспитания в классе;
-Цикл классных часов по правилам дорожного движения;
-Система знаний о правилах поведения в учебном заведении.
Цель тематического анализа – выявление закономерностей и тенденций построения воспитательно-образовательного процесса.
Итоговый анализ проводится в конце учебной четверти или года, по завершению определенного этапа деятельности или по результатам выполненного педагогического проекта и т.д. Материалами для итогового анализа становятся накопленные в процессе воспитательной работы отчеты, справки, диагностические данные и результаты проведенных мониторингов. Итоговый анализ завершается подготовкой отчетного документа.
Учитывая классификацию видов педагогического анализа, предложенную Ю. А. Конаржевским, выделим виды анализа педагогической деятельности по различным признакам.
По объекту (что анализируется):
а) анализ работы школы в целом;
б) анализ работы отдельных структурных подразделений (начальных классов, клубных центров и т.п.);
в) анализ работы класса, кружка, группы;
г)анализ работы учителя, классного руководителя, руководителя кружка и т.д.
По субъекту (кто анализирует):
а) анализ, проводимый директором, его заместителем;
б)анализ, проводимый учителем, классным руководителем, руководителем кружка;
в) анализ, проводимый учащимися;
г) анализ с участием педагогов, учащихся, родителей и т.д.
По цели (для чего анализируется):
а) объективная оценка педагогической деятельности;
б) подведение итогов работы и определение задач на будущее;
в) преодоление, ликвидация недостатков в работе;
г) выявление педагогических резервов;
д)регулирование хода воспитательного процесса на основе оперативной информации и данных внутришкольного контроля;
е) обобщение передового педагогического опыта;
ж) изучение результатов воспитательного процесса.
По содержанию (каков характер анализа):
а) комплексный анализ, т.е. охватывающий различные стороны, виды педагогической деятельности;
б) тематический или локальный;
в) параметрический, позволяющий ежедневно анализировать основные показатели педагогической деятельности.
По повторяемости (как часто осуществляется анализ):
а) периодически повторяющийся;
б) постоянный (оперативный или текущий);
в) итоговый.
Приведенная классификация позволяет увидеть совокупность признаков, характеризующих анализ, и в то же время она не исчерпывает все многообразие аспектов и ситуаций аналитической работы педагога.
2.2 Уровни анализа воспитательной работы
Анализ педагогической деятельности на практике осуществляется на нескольких уровнях:
-стихийно-эмпирическом,
-эмпирическом,
-теоретическом.
На стихийно-эмпирическом уровне цель аналитической деятельности не осознается педагогом. Это приводит к не связанным друг с другом и не до конца осознанным действиям по изучению явлений, что служит свидетельством несистематической работы по анализу воспитательного процесса.
При эмпирическом уровне анализа его целью является установление внешних связей между отдельными фактами, характеризующими воспитательный процесс с различных сторон. Предметом аналитической деятельности на этом уровне выступают педагогические явления и факты. Педагог ограничивается изучением внешних связей явлений, не раскрывая их сущности, он формулирует цель анализа, но не умеет ее расчленить на подцели.
Для научного уровня характерна единая целевая организация. С одной стороны, педагог формулирует цели анализа, достижение которых окажет позитивное воздействие на стабилизацию всей управляемой системы, а с другой — конструирует те из них, которые влияют на стабилизацию самой функции педагогического анализа. На своем высшем (научном) уровне развития анализ позволяет соотнести между собой изначальные цели и полученные результаты, тем самым раскрывая причины и сущность изучаемого педагогического явления. Научный уровень означает переход в аналитической деятельности от описания к объяснению и прогнозированию. Такой уровень анализа воспитательной работы предусматривает участие в этой деятельности всего педагогического коллектива, а также учащихся и родителей.
Уровень аналитической деятельности — это яркий показатель профессионализма педагога.
Общую логику анализа можно условно представить с помощью двух взаимосвязанных мыслительных операций анализа и синтеза:
синтез 1 — анализ — синтез 2
Поскольку основу анализа, как правило, составляют воспитательные задачи, покажем, как можно описать эти стадии.
Синтез 1: вывод о том, как в целом решена поставленная задача, факты, цифры, подтверждающие этот вывод.
Анализ: что делалось для решения поставленной задачи, какая воспитательная работа проводилась, что и как повлияло на ее решение (характеристика степени влияния различных педагогических средств на решение задачи).
Синтез 2: выводы о наиболее эффективных педагогических средствах, неиспользованных возможностях и резервах, причинах снижения результативности воспитательной работы.
На всех стадиях в большей или меньшей степени осуществляются следующие мыслительные операции:
- описание явления в целом, обобщенная характеристика элемента, предмета (системы) анализа;
- расчленение явления, предмета анализа (системы, элемента) на составные части;
- сравнение с тем, что было и что стало, с идеальным состоянием явления, его состоянием для различных ситуаций и условий;
- установление причинно-следственных связей;
- классификация признаков в предмете анализа, выделение основной характеристики;
- обобщение, синтезирование, позволяющее сделать выводы по результатам анализа;
- абстрагирование, предложение о возможных путях развития данного элемента (системы),
Анализ решения воспитательной задачи включает следующие действия:
а) четкая, конкретная формулировка задачи;
б) выделение составных частей, компонентов задачи и краткая их характеристика;
в) определение в задаче основных, актуальных для данной ситуации характеристик;
г) разработка критериев и показателей уровня решения задачи с учетом основных характеристик;
д) разработка методик для изучения результатов решения задачи;
е) составление перечня педагогических средств с целью решения задачи, а также факторов, влияющих на ее решение;
ж) разработка методик изучения эффективности используемых средств и степени влияния различных факторов на решение задачи;
з) проведение методик, сбор информации;
и) обработка информации по блокам с помощью таблиц, схем;
к) написание результатов анализа;
л) обсуждение и утверждение анализа в педагогическом коллективе.
Вышеизложенные действия педагоги могут осуществлять при проведении аналитической работы в конце учебного года в школьном или первичном коллективе; при подготовке вопросов на педагогический совет, если обсуждение этих вопросов связано с анализом состояния в школе какой-либо проблемы; при анализе решения задач конкретного дела.
Анализ формы воспитательной работы можно считать эффективным, если он обладает следующими признаками:
- четко и осмысленно сформулированы цель и задачи анализа формы воспитательной работы и в соответствии с ними построена программа наблюдения за реализацией данной формы;
- в ходе анализа имеет место движение к поставленной цели в соответствии с программой;
- в процессе анализа выделяются основные части работы, этапы и элементы, определяется, какой из них является ведущим, системообразующим, а какие будут условными для эффективного его осуществления;
- анализируются системообразующие связи формы воспитательной работы;
- дается характеристика микроструктуры каждого этапа в аспекте реализации воспитательных задач;
- выполнение задач каждого этапа связывается с выполнением задач последующих этапов и достижением целей;
- определяется, как взаимодействие этапов, элементов работы влияет на конечный результат;
- характеризуются место и роль формы воспитательной работы в системе деятельности коллектива;
- структура, функционирование формы работы, ее конечный результат исследуются в соответствии с целью посещения мероприятия и программой наблюдения;
- выводы и оценка качеств проведенной работы осуществляются, исходя из конечного его результата;
- формулируются конкретные предложения по устранению недостатков, обнаруженных педагогом в ходе анализа, указываются пути и время их исправления.
Знание и учет этих признаков при анализе позволит педагогу в дальнейшем повысить эффективность воспитательной работы.
Организуя анализ форм воспитательной работы, педагоги сталкиваются с рядом трудностей и проблем. Одна из них — выбор схемы, структуры анализа. Этот выбор зависит от ряда условий:
а) целей и задач анализа;
б) особенностей формы воспитательной работы;
в) позиции педагога, участвующего в анализе (наблюдатель, организатор, член администрации), его опыта.
Прежде чем анализировать, необходимо знать результат данной формы работы, который не всегда можно установить достаточно оперативно и объективно. Частичную информацию о результатах можно получить от его участников по ходу и сразу после проведения мероприятия.
Внешнее восприятие мероприятия и оценка педагогом происходящих событий не всегда адекватны реальному воздействию формы работы на ее участников. В этой связи целесообразно привлекать участников деятельности к коллективному анализу, особенно в том случае, если педагог сомневается в эффективности используемой формы или отдельных ее элементов. Также полезно организовать коллективный анализ после проведения дел, которые обеспечили включение в активную работу значительной части коллектива, поскольку аналитическая деятельность является эффективным педагогическим средством, развивающим важные личностные качества и отношения в коллективе.
Поскольку форма воспитательной работы является процессом и, следовательно, относится к процессуальным системам, имеет определенные этапы, связанные между собой, то целесообразен системно-структурный анализ. Для этого необходимо иметь объективную информацию обо всех ее этапах: о планировании, целеполагании и воздействиях в процессе подготовки, проведения и подведения итогов работы.
В ряде случаев целесообразно за основу анализа брать воспитательные цели, определяя степень их достижения и эффективность используемых педагогических средств с точки зрения поставленных целей.
Анализ может осуществляться на основе того, что удалось увидеть и зафиксировать. Это не всегда объективно отражает суть воспитательного процесса, не позволяет увидеть взаимосвязи различных этапов и элементов, выявить эффективность педагогических средств. Однако тот, кто осуществляет анализ, может получить более полное представление о форме работы, если будет иметь информацию о том, как проходили остальные этапы работы. Такую информацию можно собрать в ходе бесед с участниками и организаторами деятельности.
С целью освоения педагогами новых методик, технологий иногда целесообразно при анализе сосредоточить внимание на отдельных аспектах, элементах, звеньях проводимой формы воспитательной работы.
К коллективному анализу готовятся педагоги, организаторы дела, все его участники. Подготовка педагога к нему начинается с первых этапов работы, когда еще рождаются замыслы дела. Он продумывает возможные вопросы для анализа, время его проведения, решает, кто может повести разговор, когда начать подготовку к анализу. В процессе подготовки и проведения педагог вносит коррективы в вопросы анализа, уточняет ключевые моменты предстоящего разговора с учетом выявленных в ходе наблюдения проблем, ошибок, трудностей.
Очень важно научить детей, а также педагогов, родителей умению анализировать, если они к этому только начинают приобщаться.
Если учащиеся не имеют опыта и впервые участвуют в аналитической работе, то вопросов может быть немного, и они должны быть понятны, доступны для детей, вызывать интерес. В дальнейшем вопросы могут усложняться, а их количество увеличиваться. На первых этапах вопросы записываются в виде схем ответов на доске или предлагаются на карточках. Например: «Мне понравилось это дело, потому что...», «Я думаю, что не совсем удалось..., потому что...» и т.п.
Когда участники имеют опыт коллективного анализа, традиционные вопросы нет необходимости напоминать. Педагогу целесообразно внести лишь дополнительные вопросы по ходу анализа, которые вскрывают главные причины неудач или подчеркивают существенные просчеты в работе, если дети не смогли сами их увидеть и отразить при обсуждении.
Важно научить участников коллективного анализа правилам обсуждения:
-сначала вопросы обсуждаются в микроколлективах, а потом их представители высказывают общее мнение всему коллективу;
-в микроколлективе разговор ведет его организатор или член совета дела;
-прежде выбирается тот, кто будет выступать перед всеми с общим мнением;
-затем каждый по очереди высказывает свои суждения, а выступающий фиксирует их;
-начинать говорить нужно с положительного — отметить достижения, а потом остановиться на ошибках;
-после того как выступит представитель, другие участники могут при желании дополнить его;
-можно задавать вопросы друг другу;
-в своих высказываниях не нужно заново повторять то, что уже сказали другие, можно просто согласиться с ними, сослаться на них; когда кто-то говорит, все внимательно слушают, не перебивая, до конца.
Возможны два варианта обсуждения:
а) вопросы обсуждаются последовательно, т.е. сначала все по очереди высказываются по первому вопросу, затем по второму и т. д.;
б) вопросы обсуждаются одновременно, каждый высказывается сразу по всем вопросам. При первом варианте обсуждение может быть более обстоятельным и четким, но для этого потребуется больше времени. На первых этапах приобщения детей к коллективному анализу целесообразно использовать первый вариант обсуждения вопросов.
Педагог готовит организаторов дела к анализу: вместе с ними продумывает вопросы, определяет, кто и как будет вести обсуждение. Педагогу важно решить вопрос о собственной позиции при анализе. Он может быть ведущим или рядовым участником, ненавязчиво направляя обсуждение, или помощником ведущего, которым станет кто-то из школьников (родителей). Когда идет обсуждение в группах, он старается уделить внимание каждой группе или включается в работу одной как рядовой участник. Преподаватели помогают детям занять правильную позицию при обсуждении итогов, чтобы школьники не навязывали своего мнения, не подавляли своих товарищей, а сотрудничали друг с другом. Педагоги как участники обсуждения свою точку зрения высказывают в последнюю очередь, корректируя
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!