это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3014593
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение. Построение и развитие в России гражданского общества, эффективная защита прав и свобод человека и гражданина строится, прежде всего, на основе различного рода объединений граждан, способных отстаивать их политические, социально-экономические, культурно-нравственные интересы и ценности.
В этой связи вопрос о правовой природе данных объединений, регламентируемых Гражданским кодексом Российской Федерации как «некоммерческие организации», становится очень актуальным на сегодняшний день, так как в наши дни открываются все новые возможности расширения деятельности некоммерческих организаций, постепенно преобразующихся в обширную и влиятельную систему, во всех областях жизни России.
Помимо Гражданского Кодекса Российской Федерации, правовой статус некоммерческих организаций определен в ряде федеральных законов, одним из основных среди которых является федеральный закон «О некоммерческих организациях». За последние годы в условиях работы некоммерческих организаций в России произошел ряд позитивных изменений, в том числе были приняты нормативно правовые акты, улучшающие положение некоммерческих организаций.
Можно говорить о том, что институционально гражданское общество в нашей стране есть: политические партии, профсоюзы, фонды, общественные организации. Нерешенной проблемой третьего сектора в современной России является то, что часть россиян пока не доверяет НКО. И все же позитивный сдвиг в отношении общества к проблематике некоммерческого сектора присутствует. В ряде случаев некоммерческие организации действуют успешнее и экономичнее, чем государственные учреждения.
В результате государству нередко оказывается выгоднее передавать средства независимым некоммерческим организациям, разумеется, в обмен на четкие, конкретные и контролируемые обязательства с их стороны, чем создавать дополнительные организации.
Целью данной курсовой работы является изучение некоммерческих корпоративных организаций в гражданском законодательстве РФ.
Для реализации названной цели необходимо решить следующие задачи работы:
Изучитьпонятие и признаки некоммерческих корпоративных организаций;
Рассмотреть некоммерческие предприятия, регулирующие статусы некоммерческих корпоративных организаций;
Охарактеризоватьпорядок создания некоммерческих корпоративных организаций;
Рассмотреть понятие реорганизации некоммерческих корпоративных организаций;
Охарактеризовать понятие ликвидации некоммерческих корпоративных организаций.
Объект работы: некоммерческие корпоративные организации РФ.
Предмет курсовой работы: организационно – правовые формы некоммерческих организаций.
Степень изученности темы высока в силу ее актуальности. Вопрос изучался специалистами в сфере гражданского права, среди них: А. П. Анисимов, М. Ю. Козлова, А. Я. Рыженков, М. В. Овчаренко, М. Л. Макальская.
Теоретическая база: нормативное законодательство РФ, труды российских специалистов в области гражданского права и тематические ресурсы сети Интернет.
Методы изучения: метод теоретического анализа, метод классификации и структуризации.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
I.Общая характеристика некоммерческих корпоративных организаций
1.1Понятия и признаки некоммерческих корпоративных организацийПонятие некоммерческих корпоративных организаций регламентируется статьей 123.1. ГК РФ, которая гласит, что некоммерческая корпоративная организация – это юридическое лицо, первостепенной задачей деятельности которого не ставится получение дохода, а также не осуществляется распределение выгоды между членами.
Характерные признаки некоммерческой корпоративной организации
Выделим четыре главных признака НКО:
главная цель не связана с получением дохода;
распределение дохода между членами не осуществляется;
учредители автоматически приобретают членство в НКО, получают права и обязанности, регламентируемые статьей 65.2. ГК РФ для корпоративных объединений (унитарные учреждения не предусматривают права участия учредителей в них);
из состава учредителей происходит образование высшего органа.
Два первых вышеуказанных признака определяют организацию именно как некоммерческую, не ставящую основной задачей ведения деятельности извлечение прибыли.
Тем не менее, действующие законы предусматривают возможность для НКО заниматься деятельностью, приносящей определенную выгоду, если:
учредительные документы НКО предусматривают такую возможность;
такая деятельность будет способствовать достижению поставленных целей, ради которых было основано юридическое лицо;
деятельность, приносящая прибыль, не противоречит поставленным целям, а соответствует им;
НКО обладает имуществом, рыночная стоимость которого составляет не ниже минимально определенного законом размера уставного капитала для ООО согласно 14-ФЗ.
В ходе реализации Концепции развития гражданского законодательства, закрепление в гражданском законодательстве разграничений некоммерческих организаций на корпорации и унитарные организации, возникли новые вопросы. Такой термин как «некоммерческие организации», давно уже исследуется учеными-цивилистами, но, в связи с новым разделением, актуальным становится исследование особенностей и признаков некоммерческих корпоративных организаций.
Приступая к анализу особенностей правовой природы некоммерческих корпоративных организаций, необходимо подробнее остановиться на особенностях таких категорий как «некоммерческая организация» и «корпорация».
Существуют следующие признаки некоммерческих организаций: основная цель деятельности, которая не должна быть связана с извлечением прибыли и направлена на достижение общественных благ; запрет на распределение прибыли между участниками (учредителями); специальная правоспособность; общественно полезная цель создания; целевой характер использования имущества, оставшегося при ликвидации; организационно-правовая форма и другие. Считаем целесообразным рассмотреть подробно следующие признаки.
Определяющим признаком в отношении разграничения организаций на коммерческие и некоммерческие является цель деятельности, не направленная на извлечение прибыли. Цели создания некоммерческих организаций перечислены в законе и должны быть направлены на достижение общественных благ. В то же время на достижение общественных благ может быть направлена деятельность и коммерческих организаций.
Такой признак некоммерческих организаций, как запрет на распределение прибыли между участниками (учредителями), помогает отграничивать их от коммерческих, но не во всех случаях. Если взять, к примеру, такой вид некоммерческих организаций как потребительский кооператив, то можно заметить исключение из этого правила. Ведь законом предусмотрены «кооперативные выплаты», что является распределением прибыли между членами общества. Тем не менее, законодателем потребительские кооперативы относятся к некоммерческим организациям. Еще одной проблемой при применении этого признака является присвоение прибыли через форму заработной платы. Но запрет на получение прибыли совсем только ухудшил бы ситуацию для некоммерческих организаций, т.к. некоторые как раз и существуют за счет получения от своей деятельности прибыли, расходуя ее на достижение целей создания такой организации.
Специальная правоспособность некоммерческих организаций, закрепленная п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, означает, что некоммерческая организация может заниматься только теми видами деятельности, которые соответствуют целям, указанным в ее учредительных документах, и быть, как указывалось выше, общественно полезными.
Менее разработано в литературе деление юридических лиц на унитарные и корпоративные. Для их разграничения используются различные критерии: наличие права членства (участия) у участников корпорации; формирование учредителями (участниками) высшего органа корпоративного юридического лица; наличие статуса юридического лица; имущественная обособленность; объединение; извлечение прибыли в качестве основной цели; отделение собственности от управления; построение организации на началах самоуправления; наличие определенной внутренней структуры (системы внутренних органов).
Основным признаком корпоративного юридического лица в российском праве определенного законодателем является наличие права членства (участия) у его участников (ст. 65.1 ГК РФ). Под правом членства здесь понимается право участников юридического лица на участие в управлении деятельностью корпорации. В литературе отсутствует единый подход к пониманию такого признака корпоративной организации как право членства (участия). Различные авторы, отождествляют понятие «членство» и понятие «участие», то считают членство производным от участи. Законодатель же, как видно по п. 1 ст. 65.2 ГК РФ под участниками корпорации понимает, в том числе и членов. То есть толкование понятия «участие» более широкое и включает в себя понятие «членство».
Также в законе указан один из признаков корпоративного юридического о лица, учредители (участники) формируют его руководящий центр. Но в то же время учредители формируют и другие органы, не только высший и не только д в корпорациях. Важно сказать, что корпорация — это всегда объединение, юридических и физических лиц или капиталов.
Можно сделать вывод, что невозможно установить четкие критерии, позволяющие с точностью определять вид деятельности организации как некоммерческий. А российское законодательство предусматривает единые подходы к регулированию отношений, которые складываются в корпорациях, не учитывая особенности, присущие некоммерческим организациям корпоративного типа.
Итак, перечислим основные выявленные признаки, характерные для некоммерческих корпоративных организаций: во-первых, объединение заинтересованных лиц, физических или юридических (включая имущество); во-вторых, основная цель деятельности не связана с извлечением прибыли и направлена на получение общественно полезных благ; в-третьих, наличие права членства (участия) у участников (учредителей).1.2Некоммерческие предприятия, регулирующие статусы некоммерческих корпоративных организацийСогласно ст. 50 Гражданского кодекса РФ, к некоммерческим относятся такие организации, которые не преследуют цель извлечения прибыли как основную цель своей деятельности, а также не занимаются распределением полученной суммы между участниками. Если целью коммерческих организаций является получение дохода от осуществляемой ей деятельности, то для некоммерческих организаций приоритетными целями будут такие, как продвижение благотворительных, образовательных, социальных, культурных, научных интересов. Такая деятельность направлена на защиту здоровья людей, развитие спорта в государстве, а также удовлетворение духовных и иных неосязаемых потребностей человека.
Но цели создания НКО могут быть также иными: например, создание таких организаций происходит в интересах людей, для защиты их прав, а также защиты интересов других организаций, предоставлении им консультаций и оказания правовой поддержки. Что касается организационно-правовой формы НКО, то учитывая ее статус, предполагается ее создание как юридического лица, но обязательно придание правового статуса должно происходить с момента государственной регистрации в том порядке, который закреплен законодательством РФ.
Если рассматривать различия коммерческих и некоммерческих организаций, то здесь в первую очередь важно отметить, что некоммерческие компании осуществляют хозяйственную деятельность как вспомогательную, второстепенную, следовательно, гражданско-правовой статус этих компаний является вторичным. А вот для коммерческих организаций хозяйственная деятельность будет как раз являться основной и подлежать гражданско-правовому регулированию.
Также к отличительным особенностям НКО можно отнести то, что они не являются профессиональными участниками имущественных отношений. Это и послужило причиной установления для них в ГК РФ специальной правоспособности, о которой говорится в п. 1 ст. 49 ГК РФ. А в п. 4 ст. 213 ГК РФ указано, что имущество НКО может быть использовано только для того, чтобы достигать задачи, которые прописаны в их учредительных документах.
Как уже говорилось выше, деятельность некоммерческих организаций ориентирована на формирование общественных благ. Не участвуя в производстве, они задействованы только лишь в перераспределении материальных благ. Говоря обо всех остальных отношениях, важно отметить, что некоммерческие организации - такие же полноправные и постоянные участники оборота недвижимого имущества, как и коммерческие. Рассматривая правовой статус НКО, стоит отметить, что он определяется различными нормативно-правовыми актами: как уже ранее было сказано – это ГК РФ; также в качестве источников регулирования статуса НКО выступает Закон № 7 ФЗ «О некоммерческих организациях». В данном законе перечислены виды НКО, а также регламентирован порядок их создания, устранения и преобразования.
Как уже было отмечено ранее, правовой статус организация приобретает с момента ее государственной регистрации: так, НКО становится самостоятельной организацией, в распоряжении которой имеется независимый баланс; определенное имущество; способность нести ответственность своей собственностью по обязательствам. НКО также вправе открывать счета в банках и иметь собственную печать (но не обязаны этого делать). Что касается вопроса о сроках, в течении которых организация имеет право осуществлять свою деятельность, то в законе не содержится на это никаких указаний. Организация прекращает свою деятельность с момента ее устранения, либо преобразования.
Как и любое юридическое лицо, НКО имеет свое наименование, которое включает указание на тип организации. Относительно места нахождения НКО следует отметить, что оно обязательно должно содержаться в учредительных документах, а также в заявлении, которое подается при регистрации такого юридического лица.
НКО также вправе создавать свои филиалы и представительства в неограниченном количестве, однако здесь важно учитывать положения об ответственности за действия таки структурных единиц НКО: вся ответственность за их действия возлагается на головную компанию. Это обусловлено отсутствием статуса самостоятельной организации у филиалов и представительств.
Если говорить об административном и правовом положении некоммерческих организаций, то здесь стоит обратить внимание на следующую особенность: несмотря на то, что НКО являются публичными и созданы в целях выполнения культурных, научных и политических задач, их деятельность подконтрольна правительству. Такой контроль очень важен, ведь при его отсутствии такие организации будет невозможно привлечь к ответственности в случае выявленных правонарушений с их стороны. Что касается видов (форм) некоммерческих организаций, то они должны отражать суть деятельности такой НКО.
Пункт 3 ст. 50 ГК РФ закрепляет следующие формы НКО: потребительский кооператив; общественная организация; общественное движение; товарищество собственников недвижимости; фонд; нотариальная палата; религиозная организация. Считаем необходимым рассмотреть более подробно все возможные варианты, какими могут быть созданы НКО.
Так, среди организационно-правовых форм некоммерческих корпоративных компаний выделяют: потребительские кооперативы; общественные организации; объединения; нотариальные палаты; товарищества собственников недвижимости; казачьи общества; общины коренных малочисленных народов России.
Если мы говорим об организационно-правовых формах некоммерческих унитарных компаний, то ими будут являться фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, а также религиозные организации.
Так, особенности фонда как некоммерческой организации, заключаются в том, что он не предусматривает членства в ней, а его создание происходит гражданами, либо организациями на основе добровольных имущественных взносов.
Цели фонда - благотворительные, культурные, образовательные и иные социально полезные задачи. Являясь унитарной некоммерческой организацией, учреждение создается обладателем для того, чтобы реализовывать управленческие, общественно-культурные или иные функции некоммерческого характера, о чем прямо указано в ст. 123.21 ГК РФ. Что касается такой формы, как автономная некоммерческая организация, то она будет являться унитарной НКО, не имеющей членства и созданной на основе имущественных взносов людей и организаций.
Целями создания могут быть услуги в различных социальных сферах: образование, здравоохранение, культура, наука и другие, о чем свидетельствуют нормы ст. 123.24 ГК РФ. Интерес также представляет религиозная организация, которая представляет собой добровольную ассоциацию жителей России, либо остальных лиц, которые имеют постоянное законное место жительства на территории России. Цель создания такой организации – распространение вероисповедания, религиозной информации (ст. 123.26 ГК РФ).
Таким образом, основываясь на вышеизложенном, мы можем говорить о довольно большом разнообразии форм НКО в России. Однако зарубежный опыт показывает, что развитые европейские страны, как правило, используют всего 3-4 организационно-правовые формы (объединение либо союз, фонд, учреждение). И наконец, хотелось бы выделить положительные и отрицательные стороны каждой из вышеперечисленных форм НКО. Так, наиболее распространенной формой НКО сейчас является потребительский кооператив, который приобретает большую популярность. И это не случайно, ведь в данной организационно-правовой форме есть весомые плюсы: происходит распределение доходов, стабильность торговли, оказывается поддержка со стороны муниципалитета.
Однако, существуют также и слабые стороны: кооператив несет ответственность за свои долги, а в случае затрат требуется привлечение дополнительных инвестиций. А вот у некоммерческого партнерства, напротив, отсутствует ответственность перед кредиторами, права на имущество осуществляются безопасно, а также НП свободно в выборе организационной структуры.
Среди недостатков такой организации можно отметить отсутствие распределения прибыли, а также необходимость разработки документации. Еще большую свободу в выборе организационно-правовой структуры имеет ассоциация: она может беспрепятственно преобразоваться в товарищество, а также бесплатно пользоваться услугами участников. Среди минусов ассоциации можно отметить довольно длительный срок ответственности по обязательствам бывших ее участников: ответственность по долгам сохраняется на протяжении 2 лет.
К безусловным и неоспоримым плюсам фонда можно отнести то, что его участники имеют возможность заниматься предпринимательством, при его огромной численности. Также фонд не несет ответственности по долговым обязательствам, вправе иметь свою собственность. А вот слабыми сторонами (в сравнении с ассоциацией), фонд не имеет возможности преобразоваться в другую правовую форму, вынужден на ежегодной основе публиковать общественную отчетность. У религиозных объединений плюсом, несомненно является отсутствие ответственности за долги, а вот недостаток – отсутствие каких-либо имущественных прав (в отличие от фонда). Среди плюсов учреждений можно выделить их предоставление услуг за некоторую плату.
К минусам следует отнести наличие ответственности перед кредиторами, принадлежность собственности владельцу. У общественных организаций плюсами будет являться отсутствие ответственности за долги, свобода в осуществлении предпринимательства, в выборе задач, способов работы. К минусам отнесено то, что члены таких организаций не могут претендовать на переданные активы и взносы.
Таким образом, рассмотрев правовое положение и особенности статуса НКО, мы можем сделать вывод, что такие организации, даже несмотря на то, что не заняты получением дохода, являются организациями в силу особенного законодательного статуса. Имея предусмотренные законом права, такие организации также несут и обязанности, и ответственность. Главной особенностью некоммерческих компаний является то, что они осуществляют свою деятельность в соответствии с целями, обозначенными в их уставах, и такая деятельность не будет связана с получением дохода.
II.Организационно – правовые формы некоммерческих организаций и их особенности2.1Порядок создания некоммерческих корпоративных организацийПроцедура создания НКО описывается частью 3 статьи 123.1. ГК РФ. По нормативным положениям этой статьи, данные виды объединений создаются на основании решения учредителей.
Часть 1 статьи 65.3. ГК РФ регламентирует, что высшим органом в НКО является общее собрание ее членов. Но если их совокупное количество превышает 100 человек, в учредительной документации можно предусмотреть изменение определенного по закону высшего органа на следующие виды:
съезд;
конференцию;
альтернативный представительный (коллегиальный) орган, наименование которого устанавливается в учредительной документации общества.
Часть 3 статьи 123.1. также определяет, что высший орган НКО наделен правами утверждать Устав и образовывать дополнительные подразделения созданного корпоративного объединения.
Создают некоммерческие организации учредители. Об учредителях НКО рассказывается в статье 15 закона «О некоммерческих организациях».
Учредителями могут быть:
дееспособные граждане России;
юридические лица;
люди без гражданства или иностранные граждане, находящиеся в России.
Учредителями быть не могут:
иностранцы и люди без гражданства, если законом России запрещено их пребывание в стране;
включенные в перечень людей, которые содействуют отмыванию денег и терроризму (согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ),
организация или человек, связанные с экстремистской деятельностью;
руководитель организации, деятельность которой запретили судом согласно закону об экстремизме или противодействии терроризму. Такой человек не имеет права создать НКО в течение 10 лет после решения суда о ликвидации его организации.
НКО может создать один человек или юридическое лицо. Исключением являются некоторые виды НКО:
Для создания некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) (ст. 15 п.1.3. № 7-ФЗ) требуется не менее двух учредителей (ст. 123.9 Гражданского кодекса (ГК)).
Общественные организации создаются минимум тремя учредителями (ст. 18 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и ст. 123.5 ГК РФ).
Местные религиозные организации создаются минимум десятью гражданами России, постоянно проживающими в данной местности.
Централизованные религиозные объединения учреждаются тремя местными религиозными организациями одного вероисповедания.
Некоммерческая организация создается на неопределенный срок. При необходимости устанавливает срок деятельности в своем уставе.
Количество участников НКО не ограничено.
Способы создания НКОНКО создается:
при помощи учреждения новой организации;
через реорганизацию другого юридического лица. При этом организационно-правовую форму можно оставить ту же или выбрать другую (ст. 13 №7-ФЗ).
Религиозные организации и политические партии можно создать только учреждением. Остальные формы НКО можно создавать при помощи реорганизации.
НКО создается по решению учредителей. В решении об учреждении указываются сведения о принятии устава, о размере и способах образования имущества, о выборе органов управления юридического лица. При создании корпоративной НКО указывается информация о результатах голосования учредителей по вопросам создания и регистрации организации.
НКО считается реорганизованной с момента государственной регистрации новой организации (кроме форм реорганизации в виде присоединения) (ст. 16 №7-ФЗ).
При создании НКО не создается уставный капитал. Имущество НКО формируется в ходе работы организации. Источниками имущества становятся добровольные финансовые и имущественные пожертвования учредителей, участников или других лиц (список источников в ст. 26 ФЗ-7).
Если НКО планирует заниматься деятельностью, которая приносит доход, необходим уставной капитал как для ООО.
2.2Реорганизация некоммерческих корпоративных организацийРеорганизация некоммерческой организации позволяет передать ее права и обязанности вновь созданным объединениям или, напротив, расширить круг ее полномочий за счет присоединения сторонних учреждений. В нашей статье вы найдете информацию о существующих способах реорганизации НКО, а также ознакомитесь с порядком действий, которые нужно выполнить для ее осуществления.
Реорганизация, равно как и ликвидация, является основанием для прекращения деятельности юридического лица. Основным различием между ликвидацией и реорганизацией является процедура распределения принадлежащих НКО прав и обязанностей. При ликвидации предприятие закрывается полностью, после чего права и обязанности, которыми оно обладает, аннулируются. Реорганизация же влечет за собой возникновение новых юридических лиц, обладающих правами своего предшественника (в полном объеме или частично).
НКО считается реорганизованной с момента государственной регистрации образовавшегося на ее основе нового объединения. Исключением является ситуация, когда реорганизация происходит в форме присоединения, — в этом случае объединение признается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи об упразднении присоединенной организации (п. 3 ст. 16 закона «О некоммерческих организациях»).
Реорганизации некоммерческой организации может предшествовать проведение инвентаризации. Полученные по ее итогам сведения позволяют составить разделительный баланс или передаточный акт. Согласно п. 2 ст. 16 закона № 7 возможны следующие формы реорганизации некоммерческой организации:
Слияние. Права и обязанности объединяемых юридических лиц переходят ко вновь создаваемой организации в соответствии с передаточным актом.
Присоединение. Права и обязанности присоединяемой НКО переходят к юридическому лицу, на базе которого создается новое объединение в соответствии с передаточным актом.
Разделение. Права и обязанности разделяемой НКО переходят ко вновь образуемым объединениям в соответствии с разделительным балансом.
Выделение. Часть прав и обязанностей реорганизуемого объединения переходит к выделяемым юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
Преобразование. Изменяется организационно-правовая форма реорганизуемой НКО, при этом ее права и обязанности передаются вновь созданному объединению на основании передаточного акта.
Чтобы реорганизация некоммерческой организации прошла успешно, необходимо подготовить все документы, предусмотренные законодательством. На стадии подготовки к реорганизации потребуется оформить: протокол собрания учредителей НКО, содержащий решение о ее реорганизации; уведомление о начале процедуры реорганизации.
Согласно п. 1 ст. 14 закона далее в территориальное отделение Минюста придется подать: заявление о госрегистрации создаваемого и упраздняемого/присоединяемого объединений; учредительные документы новых объединений (устав или учредительный договор), за исключением случаев, когда НКО будет функционировать в соответствии с типовым уставом; договор о слиянии (если того требует федеральное законодательство); документ об уплате госпошлины за регистрацию новых НКО; документ, подтверждающий факт передачи в территориальное отделение ПФР сведений о реорганизованном предприятии; передаточный акт (в некоторых регионах предоставление необязательно) или разделительный баланс.
Передаточный акт — это документ, определяющий, согласно ст. 59 ГК РФ, порядок правопреемства по всем обязательствам реорганизуемой НКО — как уже имеющимся, так и тем, что могут возникнуть после реорганизации. Разделительный баланс — это документ, определяющий порядок распределения активов (имущества, денежных средств, нематериальных благ) и пассивов (долговых обязательств), принадлежащих реорганизуемой НКО.
Действующее законодательство не содержит указаний о его точной форме и содержании, поэтому организации могут составлять его самостоятельно, руководствуясь правилами внутреннего документооборота.
Начинается реорганизация, как сказано выше, с принятия соответствующего решения и уведомления регистрирующего органа, которые производятся в следующем порядке: Проведение общего собрания учредителей НКО или иного высшего органа управления. На повестке дня должен быть поднят вопрос о проведении реорганизации объединения и определении формы, в которой она будет осуществлена.
По итогам собрания составляется протокол, в котором фиксируется решение, принятое учредителями. Если в реорганизации участвуют два и более объединения (например, в случае слияния), такое собрание придется проводить в каждом из них.
Отделение, в которое нужно обратиться, определяется в соответствии с п. 1 ст. 15 закона № 129. Если в реорганизации участвует одна НКО, регистрационные действия осуществляются по месту ее нахождения. Если же участниками реорганизации являются две или более организации, регистрация проводится тем органом, в который было направлено соответствующее уведомление. При этом обязанность по подаче уведомления, согласно п. 1 ст. 13.1 закона № 129, возлагается на объединение, последним принявшее решение о реорганизации.
Кроме того, такая обязанность может быть закреплена за определенным юридическим лицом на общем собрании учредителей НКО и зафиксирована в составленном по его итогам протоколе.
После отправки уведомления в Минюст процедура реорганизации продолжается: На основании полученных от НКО документов Минюст принимает решение о создании записи о начале процедуры реорганизации некоммерческой организации и передает его в ФНС для внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.
Эти действия выполняются в течение 3 дней с момента получения заявления регистрирующим органом (п. 1 ст. 13.1 закона № 129). После получения листа, содержащего информацию о внесении в ЕГРЮЛ новых сведений, НКО обязана опубликовать уведомление о проводимой реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации». Это нужно сделать дважды с периодичностью в один месяц (п. 2 ст. 13.1 закона № 129).
Такая публикация позволяет выявить всех лиц, перед которыми у предприятия имеются долги, и составить на основании полученной информации, так называемый реестр кредиторов (в дальнейшем на его основе будет составляться передаточный акт или разделительный баланс). В уведомлении указываются следующие сведения: наименование всех организаций, участвующих в реорганизации; форма, в которой осуществляется реорганизация; порядок и условия заявления кредиторами объединения финансовых требований.
По истечении указанного срока НКО может подавать документы на госрегистрацию создаваемых объединений и исключение из реестра тех юридических лиц, которые в результате реорганизации прекращают свою деятельность.
Таким образом, законодатель предусматривает 5 способов реорганизации НКО, приводящих к возникновению новых объединений в различных организационно-правовых формах. Для регистрации изменений, которые влекут за собой реорганизацию, необходимо обратиться в территориальное отделение Минюста РФ с соответствующим заявлением.
Образующиеся в итоге объединения принимают права и обязанности реорганизуемой НКО. Чтобы правильно распределить их между преемниками, проводится инвентаризация имущества (определяется перечень активов) и составляется реестр кредиторов (формируется перечень пассивов).
2.3Ликвидация некоммерческих корпоративных организацийЛиквидация некоммерческой организации означает полное прекращение всех ее прав и обязанностей без передачи их кому-либо. Добровольная ликвидация НКО – это самый надежный и законный способ ее ликвидации и осуществляется он, если у некоммерческой организации отсутствуют долги.
Решение по такому важному вопросу как ликвидация НКО принимается учредителями (членами) некоммерческой организации либо органом, обладающим полномочием по решению такого вопроса.
Причинами принятия такого решения могут быть:
истечение срока, на который создавалась НКО;
достижение целей некоммерческой организации в полном объеме.
Также есть в законодательстве о ликвидации НКО основания для ликвидации некоммерческой организации по решению суда.
Фонды любой разновидности ликвидируются исключительно по решению суда. Следовательно, процедура ликвидации фонда увеличивается по сравнению с процедурой ликвидации любой другой НКО на этап принятия решения судом о ликвидации.
Учредителям (членам) некоммерческой организации, в том числе и органу, принимающему решение о ее ликвидации важно понимать, что такое решение является поводом для расчета со всеми кредиторами.
Регулирование ликвидации НКО осуществляется:
законом №7 «О некоммерческих организациях»;
Гражданским кодексом;
Постановлениями Правительства;
учредительными документами НКО.
Ст. 61-63 ГК РФ описывают общие правила ликвидации юридических лиц, в ст. 18-19 закона №7 приведены особенности ликвидации НКО.
Причины и способы ликвидации
Некоммерческая организация может быть ликвидирована двумя основными способами:
в добровольном порядке;
через суд.
Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей (например, если цель создания НКО достигнута). Принудительно ликвидировать НКО может суд по иску местных властей или прокуратуры в следующих случаях:
при обнаружении недействительности регистрации НКО в налоговой службе;
при осуществлении без лицензии деятельности, для которой по законам РФ нужна лицензия;
если НКО не состоит в объединяющей саморегулируемой национальной НКО при требовании такого членства законами РФ;
при систематических нарушениях закона;
при регулярном пренебрежении собственным уставом;
при нарушении НКО исключительных прав третьих лиц.
Если некоммерческая организация имеет форму фонда, то его ликвидировать может только суд при наличии следующих оснований:
собственности фонда недостаточно для достижения уставных целей;
цели фонда являются недостижимыми;
деятельность фонда не соответствует уставным целям.
Иностранные НКО на территории РФ ликвидируются при закрытии головного центра за рубежом, а также при нарушениях порядка предоставления в налоговый орган сведений об объемах финансирования и направлении распределения средств.
Добровольное прекращение деятельности НКО происходит в следующем порядке:
Основатели НКО принимают решение о ликвидации структуры.
Формируется ликвидационная комиссия.
В СМИ публикуется извещение о ликвидации НКО.
Составляется промежуточный ликвидационный баланс.
Баланс утверждается собранием учредителей.
Производятся расчеты с кредиторами, согласно промежуточному балансу.
Составляется окончательный ликвидационный баланс.
В ФНС подается заявление о регистрации ликвидации НКО.
В ЕГРЮЛ вносятся необходимые изменения.
Решение о ликвидации должно быть оформлено в форме протокола, в котором перечислены пофамильно все члены ликвидационной комиссии, и определены сроки ликвидации, а также срок предъявления претензий кредиторами – такой срок должны быть не меньше 2 месяцев. Образец протокола можно посмотреть здесь.
По истечении срока предъявления претензий составляется промежуточный баланс – это документ, в котором отражен список всех требований, величина рассмотренных и погашенных ранее претензий кредиторов и сведения об активах ликвидируемой НКО. Для формировани
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!