это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3018109
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение. Актуальность темы исследования. Инновационная деятельность весьма актуальна в наше время. Мы замечаем, что постоянно создаются какие-то новые вещи, упрощающие нашу жизнь, и современный человек больше не встречает их с трудностями. Сегодня люди с детства могут пользоваться сложными системами.
В современных условиях неопределенности и турбулентности в развитии мировой экономики вопрос о необходимости и возможностях изменения модели развития национальной экономики, перехода к модели развития, основанной на знаниях и инновациях, весьма актуален.
Значительно возрастает роль инноваций в социально-экономическом развитии РФ. Наличие инновационного потенциала и возможность его эффективно реализовать - ключевые составляющие обеспечения устойчивого экономического роста страны, существенно влияющие на конкурентоспособность РФ как в области наукоемких технологий, так и по основным макроэкономическим показателям.
Необходимость инновационного развития национальной экономики, то есть систематического и широкого использования инноваций для обеспечения собственного роста, в настоящее время признается широким кругом ученых, исследователей, лидеров, практиков, политиков и общественных деятелей. Однако процессы формирования инновационных систем по своей сути очень сложны и многоуровневы, на них влияет огромное количество факторов, как экономических, так и неэкономических. Системные проблемы, порожденные особенностями развития российской экономики, ментальными особенностями россиян, сложившимися институтами регулирования, часто препятствуют необходимому развитию. Выявление общих тенденций, определяющих инновационность экономических процессов, требует согласованного взаимодействия хозяйствующих субъектов на всех уровнях. Инновационность хозяйствующих субъектов проявляется в способности генерировать инновации всех типов и типов, любого масштаба, на всех уровнях национальной экономики, что обеспечивает интенсивный тип развития за счет создания благоприятных условий для их реализации.
Цель данной работы – рассмотреть инновационное развитие национальной экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить содержание и факторы инновационного развития национальной экономики;
- охарактеризовать основные предпосылки формирования модели инновационного развития в Российской Федерации;
- выявить проблемы инновационного развития национальной экономики Российской Федерации.
1. Содержание и факторы инновационного развития национальной экономикиДля определения сущности модели инновационного развития в первую очередь необходимо кратко остановиться на содержании такой категории как инновации.
Как известно, понятие «нововведение» как экономическую категорию ввел в научный оборот Й. Шумпетер. Им впервые были рассмотрены вопросы новых комбинаций факторов производства и выделены пять изменений в развитии. Такими изменениями, согласно Шумпетеру являются: изготовление нового блага или создание нового качества блага; внедрение нового метода производства или нового способа коммерческого использования товара; освоение нового рынка сбыта; получение нового источника сырья или полуфабрикатов; проведение соответствующей реорганизации.
Возникновение нововведения связано с появлением соответствующей новой идеи или новшества. При этом необходимо четко осознавать, что само по себе новшество как таковое, нововведением не является. Согласно подходу Шумпетера новшество становится нововведением (инновацией) только тогда, когда оно соединяется с возможностями рынка, т.е. нововведение представляет собой рыночную реализацию определенного новшества. Таким образом, нововведение становится таковым тогда, когда обеспечивается его экономическая реализация.
Анализ теории экономического развития Й. Шумпетера и анализ подходов к категории «инновации» позволяют заключить, что инновационное развитие это экономическое развитие в том смысле, которое в него вкладывал Шумпетер, а именно, развитие, основанное на воспроизводстве нововведений. Следовательно, применительно к экономике страны модель инновационного развития можно определить как систему, обеспечивающую такие условия воспроизводства национальной экономики, при которых основным фактором экономического роста становятся инновации, а основным его ресурсом соответственно знания. Таким образом, формирование модели инновационного развития заключается в создании названных условий воспроизводства.
В настоящее время экономическая наука сформировала достаточно большое количество подходов к определению инноваций и инновационных процессов. Первая классическая интерпретация инноваций представлена Й. Шумпетером, который выделял новое благо, новые источники сырья, новые методы производства и сбыта, новые методы организации бизнеспроцессов (реорганизация). В исследованиях российских исследователей приведена достаточно широкая систематизация терминов и классификаций инноваций отечественных и зарубежных экономистов. По мнению С.Д. Ильенковой, В.И. Кузнецова, С.Ю. Ягудина специфическое содержание инновации проявляется в изменении. В работах современных исследователей присутствует критика существующих определений инноваций и инновационной деятельности.
Баев Л.А. и Литке Л.Г. дают такое определение инноваций – это явление, предполагающее комплексный процесс создания, распространения и использования новых видов изделий, технологий, организационных форм, возможностей, приводящее к динамическому росту эффективности работы объектов инновационной деятельности, в частности, всего общественного производства.
Инновационность – свойство экономической системы, проявляющееся в способности генерации инновации всех типов и на всех уровнях и обеспечивающее интенсивный тип развития за счет создания благоприятных условий для их (инноваций) реализации.
Инновационная экономика— это экономика общества, основанная на знаниях, инновациях, на доброжелательном восприятии новых идей, на готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности.
Инновационная экономика характеризуется следующими базовыми принципами, признаками и индикаторами:
· Высокий индекс экономической свободы
· Высокий уровень развития образования и науки
· 4-6-е технологические уклады экономики
· Высокое и конкурентоспособное качество жизни
· Высокие стоимость и качество человеческого капитала в его широком определении
· Высокая конкурентоспособность экономики
· Высокая доля инновационных предприятий (свыше 60-80%) и инновационной продукции
· Замещение капиталов
· Конкуренция и высокий спрос на инновации
· Избыточность инноваций и, как следствие, обеспечение эффективности части из них за счет конкуренции
· Инициация новых рынков
· Принцип разнообразия рынков
· Развитая индустрия знаний и их высокий экспорт.
Развитие инновационной экономики позволяет проводить коренные изменения не только в сфере производства, но и в общественной среде, способствует повышению гуманизации сфер жизни людей, минимизирует негативное влияние на окружающую среду и содействует совершенствованию других секторов экономики.
Особенностью инновационного развития экономики является повышение важности новых технологий и способов распространения знаний. Главная движущая сила этого процесса – технология генерирования знаний, анализ информации, ее передача и эффективное применение.
Промышленный сектор экономики начинает уступать технологической и коммуникационной составлявшей. Отмечается динамичный рост виртуальной сферы экономики.
Главным условием формирования инновационной экономики является последовательное внедрение инноваций, наличие спроса на них и высокотехнологичную продукцию. Методологическая роль отводится компьютеризации. Появляются новые отрасли, сферой деятельности которых являются поставка и обработка данных (информационно-коммуникационные). Инновации активно применяются медицине, ядерной энергетике, аэрокосмическом производстве. Формируют инновационную экономику и такие технологии, как: биотехнологии; нанотехнологии и новые материалы; военные технологии; технологии рационального природопользования и энергосбережения.
Ядром инновационной экономики являются люди как носители идей и знаний. Человек воспринимается как ценный капитал. Растет значение и потребителей благодаря развитию интернет-технологий. Компании становятся клиенто-ориентированными, стремиться удовлетворить дифференцированные индивидуальные потребности конкретных потребителей. Активно применяется персонализация в работе с клиентами. Потребители имеют возможность вовлекаться в процесс создания блага для самого себя, формировать конфигурации товара и отслеживать весь производственный и сбытовой процесс.
Еще одним условием развития инновационной экономики является не столько использование имеющихся ресурсов, сколько обеспечение возможности их воспроизводства в будущем и энергосбережения.
Теперь рассмотрим факторы инновационного развития национальной экономики. В переводе с латыни «фактор» означает «делающий, производящий». Существенных противоречий при рассмотрении данного термина нет, и условно можно выделить 3 наиболее распространенных толкования данного термина:
1. Фактор, как причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты.
2. Фактор как существенное обстоятельство, способствующее какому-либо процессу, явлению.
3. Фактор, как один из основных ресурсов производственной деятельности предприятия и экономики в целом (земля, труд, капитал, предпринимательство); движущая сила экономических, производственных процессов, оказывающая влияние на результат производственной, экономической деятельности.
При изучении факторов инновационного экономического роста, целесообразно рассматривать фактор как экономическую категорию и использовать следующий термин - фактор – это условие, причина, параметр, показатель, оказывающие влияние, воздействие на экономический процесс и результат этого процесса.
На инновационное развитие экономики влияют две основные группы факторов: экономические и политические. При этом экономические факторы можно разделить на внешнеторговые факторы (обусловленные высокой долей влияния внешней торговли на стимулирование создания и распространения инноваций), финансовые факторы, таможенные факторы (методы таможенного регулирования и качество управления в таможенных органах). Политические факторы в свою очередь можно разделить на таможенную политику (нормативно-правовые факторы) и внешнеторговую политику (роль государства в инновационной политике) (рис. 1).
675005-172085
Рисунок 1 - Классификация факторов, оказывающих влияние на инновационное развитие экономики
Среди основных факторов, обеспечивающих эффективное развитие инновационной экономики на мезоуровне, выделяют:
1) экономические преимущества территории (место расположения, факторы производства, инфраструктура, экономическая структура, территориальные достопримечательности и места отдыха);
2) стратегические возможности территории: эффективность органов управления, территориальная стратегия, общественно-частное партнерство и институциональная гибкость, обеспечивающие способность органов власти и возможности муниципальных образований территорий для формирования на их территории условий для развития бизнеса.
Среди факторов, определяющих инвестиционную привлекательность территории, также называют территориальную доступность, стоимость рабочей силы, доступность современной коммуникационной сети, привлекательность окружающей среды, благоприятные условия территориальной и региональной политики, пространственно-экономические показатели развития территории (занятость, площадь и объемы финансирования), соотношение независимых переменных (факторы производства) и зависимой переменной (выпуск); ограничения на привлечение ресурсов в то или иное производство; ограничения на реализацию (сбыт) производимой продукции. Для индикации инвестиционной привлекательности территории используют различные группы характеристик:
1. Инфраструктурные: территориальное и транспортное положение, обеспеченность объектами транспортной инфраструктуры, средствами телекоммуникации, водо-, энергоснабжения, утилизации отходов.
2. Финансовые: бюджет, внебюджетные средства территории, коммерческие банки, средства региональных и федеральных программ; возможности привлечения заемных средств, денежные средства, находящиеся в распоряжении населения.
3. Трудовые: общая численность и половозрастной состав, численность и структура трудоспособного населения, профессиональный и квалификационный состав, образовательный уровень, стоимость рабочей силы, производительность труда.4. Организационные: уровень организации территориального управления, наличие общественных и коммерческих организаций, которые могут быть использованы территориями (университеты, ассоциации, коммерческие палаты и прочее).
5. Политические силы, которые могут содействовать или препятствовать развитию.
6. Информационные: обеспеченность маркетинговой информацией; готовность территории использовать ее для разработки планов развития кластеров.
В связи с изложенным наибольший интерес представляют следующие две группы факторов:
1. Структурные факторы (созданная или создаваемая производственная инфраструктура; наличие трудового потенциала и высокое качество среды жизни населения; наличие интеллектуального капитала; эффективная территориальная политика).
2. Функциональные факторы (т.е. функции, которые территория может эффективно выполнять) – может ли территория стать:
– центром кластера;
– местом размещения производства;
– центром инновационной деятельности;
– научным или научно-исследовательским центром.
Сочетание этих факторов обусловливает привлекательность территории для конкретных кластерных цепочек, определяет те ее фазы, которые потенциально могут выполняться в регионе.
2. Основные предпосылки формирования модели инновационного развития в Российской ФедерацииЗарубежные и отечественные ученые согласны в понимании сущности методологии моделирования инновационной экономики, общности теоретических подходов, методов, принципов, механизмов взаимодействия элементов национальной инновационной системы, обеспечивающей динамику развития экономики с целевыми задачами результативности инновационной деятельности.
Понятие «модель инновационного развития» шире, чем понятие «национальная инновационная система», т.к. отражает развитие всех сфер деятельности, участвующих в процессах инновационных преобразований, а также состав и механизм взаимодействия основных элементов национальной инновационной системы на протяжении осуществления всего инновационного процесса идея – разработка – внедрение – производство – распространение.
Историческое развитие деятельности по внедрению и распространению инноваций связано с теми преобразованиями, в которых нуждались бизнес и общество. Особенно интенсивно оно протекало в разные периоды ХХ века, когда возникал спрос на прикладные исследования со стороны промышленных предприятий и организаций, компаний различных отраслей экономики. Вследствие усиления конкуренции интенсивно развивались процессы от создания инновации до ее внедрения в производство и создания нового продукта. Вершиной эволюции инновационного развития стала интеграция исследовательских работ и производства с потребностями экономики в новейших технологиях в конце прошлого века.
На рубеже XX-XXI вв. в центре инновационной сферы обозначились новые объекты - информация и коммуникационные технологии. Наиболее актуальной задачей стало определение тех основных компонентов инновационного развития, которые могут оказать воздействие на результативность инновационной деятельности страны и регионов. В связи с этим возникла потребность в исследованиях в области моделирования инвестиционной деятельности территорий различного охвата. Оно основано на изучении и использовании таких правил и категорий, как принципы формирования модели, объекты и субъекты инновационного развития, а также инструменты инновационных моделей и инструменты управления.
Если в конце ХХ - начале XXI вв. основным элементом моделей инновационного развития была информация, то в настоящее время определяющим элементом становятся знания, в том числе уникальные. Сопровождающим этапом становится обучение, способствующее приобретению профессиональных компетенций. В результате их практического приложения наиболее инновационными территориями и, следовательно, более конкурентоспособными становятся те из них, которые способны создавать и эффективно использовать приобретенные знания.
Российская инновационная система исторически развивалась в рамках евроатлантической модели, которая ориентирована на полный инновационный цикл – от зарождения идеи до выпуска нового товара и его продвижения на рынке. Однако современная российская инновационная система настолько своеобразна, что не вписывается ни в одну из рассмотренных моделей.
Российский бизнес ориентирован в основном на зарубежных поставщиков технологий, товаров и услуг и, к сожалению, практически не заинтересован в финансировании отечественных исследований и разработок новых продуктов и технологий. Высокие банковские процентные ставки делают крайне невыгодными инвестиции в долгосрочные проекты, включающие в себя полный жизненный цикл (исследования – разработка – освоение – производство – сбыт). Бизнес подключается к финансированию лишь на заключительном этапе – покупка готового продукта за рубежом или, в лучшем случае, приобретение технологии производства.
Для современной инновационной системы России характерна ярко выраженная ориентация на импорт инноваций. Большинство предприятий ориентированы на обеспечение эксплуатации инноваций импортируемых в составе инвестиционных товаров, услуг, лицензий. По своему генезису эти предприятия в условиях товарных санкций и падения рубля перенаправят свои усилия на поиск более приемлемых поставщиков или обход санкций. В условиях технологической отсталости России в ряде областей деятельности инвестиционные ресурсы будут направлены на импорт инноваций, составляющий мощную конкуренцию отечественному производству.
Экономика России в настоящее время обладает четко выраженной ресурсно-сырьевой направленностью. Вывоз сырья является конкурентным преимуществом, а сырьевая экономика выступает в роли подушки безопасности для будущего России. Вместе с тем в сырьевом секторе заняты всего 10 % населения, а это означает, что просто необходимо развивать и другие сектора. Основную долю российского экспорта составляют: минеральные продукты, топливно-энергетические товары и металлы. То есть в настоящее время наблюдается экспорт сырья и импорт технологий. В связи с этим определение областей науки и технологий, обладающих максимальным потенциалом для формирования экономики будущего, является одной из задач, стоящих перед страной. Достижение роста экономики и повышение качества жизни населения невозможны без решения одной из сложнейших социально-экономических задач — осуществления реформирования, комплексной модернизации и развития конкурентоспособного отечественного производства.
Начиная с 1990-х гг., инновационная деятельность в России тесно связана с системой высшего образования и осуществляется по двум основным направлениям:
– реализация инновационных программ;
– развитие различных научно-технических и инновационных организационных структур (технопарки на базе ведущих вузов страны, инновационно-технологические центры, инновационно-промышленные комплексы, центры сертификации и коммерциализации, малые инновационные предприятия).
Не менее важным шагом к созданию инновационной экономики (помимо развития науки) являются инновации российских предприятий, которых на сегодняшний день очень мало. Структура инновационной среды России представлена на рис. 2.
748665406146000
Рисунок 2 - Обобщённая структура инновационной среды России
Из рисунка 2 видно, что основными элементами формируемой структуры инновационной среды в России являются: система инновационного предпринимательства, система технико-технологических разработок и система науки и образования.
Важно отметить, что у России существует достаточное количество предпосылок для успешного развития инновационной отрасли экономики, среди них; высокий уровень развития науки по многим направлениям; необходимый финансовый и материальный ресурс; динамично создаваемые комплексы с хорошо технологически организованными промышленными предприятиями.
Соответственно, РФ необходимо определить эффективный путь и условие для перехода в информационное и инновационное общество, поскольку государство не способное создавать и использовать новейшие технологии, может постепенно превратится в отсталое государство, не только в экономическом плане, но и в технологическом, политическом и культурном. Чтобы такое положение дел не стало реалией для России, надо учесть накопившийся мировой опыт и модели, которые построены на основе этого опыта, учитывая все внутренние условия и особенностей развития, и адаптировать их в российскую экономику. Итак, рассмотрим шесть наиболее успешных моделей инновационного развития, которые создают основу для перехода к информационной организации. Эти модели осуществлялись в различных странах мира, следовательно, каждая из них имеет свои особенности и пути развития.
Первая модель появилась в США, примером является технопарк Кремниевая Долина в Калифорнии. Такая модель является фундаментальным источником инноваций и создает добавленную стоимость в процессе промышленного производства при наличии четырех обязательных элементов; Научно-исследовательские и экспериментальные центры; Крупный частный капитал; Современно оснащенные многопрофильные предприятия; Высококвалифицированные инженеры и рабочие. Объединенные четыре элемента превратят небольшой участок земли в уникальную площадку, где накоплен опыт создания и развития высокотехнологических и наукоемких отраслей, где успешно будут взаимодействовать венчурные инвесторы, стартаперы, разработчики и технологические компании. Например, по данным ежегодного доклада The Silicon Valley Index, в 2016 г. Кремниевая Долина занимала участок в 1,854 квадратные мили, функционировали и до сих пор функционируют более 8 тысяч предприятий, 1/4 которых специализируется в областиинформационно-коммуникационных технологии. На этих организациях работают более 380 тысяч высококвалифицированных специалистов (повышение рабочих мест с 2007 г. по 2016 г. на 25,6%).
Вторая модель технического развития тяготеет к военному превосходству, поэтому можно ее определить как «военную модель». Большой потенциал в военной сфере оказывает сильный рычаг воздействия на динамику государственного развития в научно-технологической сфере. Однако, у этой модели есть две серьезные проблемы: первая — моральная (использование достижений науки для создания вооружения); вторая — техническая (все экспериментальные военные и научные разработки не могут распространяться широко на все общество, ввиду того что они производятся секретно). Поэтому в долгосрочной перспективе эта модель может потерять свою актуальность, поскольку секретные технологии постепенно начинают устаревать. Элементы военной модели широко использовалась в США совместно с рыночной моделью экономики, но к концу 20 в. правительство США пришли к выводу, что необходимо сократить крупные «оборонные» программы исследований и разработок и увеличить собственные средства частной промышленности в финансировании инновационных проектов.
Следующая модель — это политика «государственного протекционизма». Эта модель основывается на том, чтобы правительство любой страны активно оказывало поддержку национальным частным фирмам по созданию и распространению инноваций, в рамках закрытого национального рынка для иностранных компаний. Наглядным примером этой модели выступают правительства Японии и Южной Кореи, которые благодаря ряду мер поощряли национальные компании, вначале внутри страны, а затем помогали этим предприятиям выводить свои продукты на мировой рынок. На определенном этапе развития эти страны перенимали американские и европейские технологии и выдвигали на первый план производство более дешевой и лучшей по качеству продукции. С течением времени, по мере накопления национальными компаниями опыта инновационного развития и технологических приоритетов, происходил переход от копирования к собственному производству высоких технологий.
Четвертая модель является противоположностью предыдущей модели, более известная как «Фритредерство». Эта политика характеризуется тем, что национальные экономические границы являются открытыми, тем самым научно-технический прогресс (НТП) находится в непосредственной близости и в неизменном взаимодействии с мировым рынком. Согласно этой модели правительство Франции содействовало национальным компаниям в международной конкурентной борьбе на информационном рынке. Тем не менее, несмотря на существенную помощь со стороны государственных структур, значительная часть французских компании не могут самостоятельно развиваться, им тяжело самостоятельно поддерживать технологическое развитие на мировом уровне и тем более обеспечивать весомую конкуренцию другим предприятиям.
Пятая модель инновационного развития основана на том, что любая крупная транснациональная компания (ТНК), которая обладает необходимым капиталом и располагает комплексом предприятий, инициирует инновации и доводит их до технологической и производственной реализации. Такие корпорации имеют свои научно-исследовательские центры или финансируют исследования в крупных университетских центрах. ТНК играют одну из важных ролей в инновационном развитии экономики, их инвестиции превышают по объему затрат государственные. Также это касается численности научных работников, количества получаемых патентов и производства технических новинок. В топ-10 мировых «расточителей» на научные исследования входят: два автогиганта (Volkswagen, Toyota), лидеры IT-индустрии (Intel Fortune, Microsoft, Google, Samsung) и четыре компании, связанные с медициной (Roche, Novartis, Johnson&Johnson, Merc). На R&D они расходуют от 5% до 20% годовой выручки. В денежном выражении речь идет о 8-14 млрд. долларов.
Шестая модель — модель Европейского Сообщества выражается в сотрудничестве различных правительств с частными компаниями различных стран. Примером этой модели может служить сотрудничество нескольких стран в разработке программ в области инноваций или здравоохранения. Эти взаимоотношения не представляют интересы одного государства, а стремятся поддержать динамику их развития. Данная модель носит средне - и/или долгосрочный характер взаимодействия, в конечном итоге эти контакты урегулируют общественно значимые вопросы.
Учитывая все сильные стороны инновационной экономики России, можно предположить, что ей необходимо адаптировать несколько моделей инновационного развития или по крайней менее перенять важные элементы, которые будут подходить экономике именно этой страны. Первая модель активно используется, однако, требуется небольшой промежуток времени, чтобы она показали свою эффективность существования. Вторую модель не рекомендуется применять, так как эта модель может усугубить экономику РФ и тем более изменить международную обстановку. Третью модель вполне реально использовать, в частности, такие элементы как активная поддержка со стороны правительства, уменьшение влияния иностранных компаний, поощрение национальных предприятий, сокращение налогообложения, идеально подойдут для дальнейшего развития инновационной экономики России. Применение четвертой, также как и пятой и шестой модели чревато дестабилизацией экономической ситуации. Например, пятая модель не применима в полном объеме, поскольку ТНК эффективны лишь при сильной капиталоёмкой экономике.
3. Проблемы инновационного развития национальной экономики Российской ФедерацииРазвитие инновационной экономики в России требует учета мировых результатов научно-технического прогресса совместно со спецификой политических, экономических и социальных условий. Несмотря на отставание от передовых стран, страна находится на пути к инновационному развитию.
Россия обладает огромным интеллектуальным и научно-техническим потенциалом, который позволил бы находиться на уровне развитых стран. Поэтому ключевой задачей государства является создание экономики, которая будет способна генерировать инновации. Но следует принять во внимание ряд проблем, которые препятствуют эффективному развитию России в научно-технической и инновационной областях деятельности.
В настоящий момент в России нет чётко сформулированного федерального проекта по формированию инновационной системы. В регионах нет чёткого понимания разделения функций между федеральной и региональной властями, относительно совместного стратегического развития региональной и национальной инновационных систем. Именно поэтому при формировании инновационной политики существуют такие серьезные затруднения.
Существует еще одна важная проблема - отсутствие института экспертов в сфере создания инновационных систем. Это в первую очередь связано с тем, что в России отсутствуют апробированные модели национальной и региональных инновационных систем. С другой стороны, активно формирующиеся финансовые институты развития и банки проявляют интерес к коммерциализации системных проектов. Но для них важно видение стратегии развития отраслей промышленности, которое без участия государства вряд ли можно сформулировать.
В современных условиях каждый отдельный субъект не может обособленно обеспечить высокую динамику развития, а это приводит к необходимости концентрации ресурсов на уровне межрегиональных проектов. В настоящее время в развитии процессов производственной кооперации в регионах России имеется множество проблем: недостаток информации о производственных возможностях промышленных предприятий регионов и степени их участия в производственной кооперации; отсутствие механизмов стимулирования предприятий и организаций в процессах производственной кооперации, четко выраженных инициатив по формированию межрегиональных промышленных кластеров.
Вместе с тем подъем экономики не мыслим без решения кадровых проблем. Развитие инновационной экономики столкнулось сегодня с недостатком квалифицированных работников. Это связано с наличием многих факторов, которые оказывают негативное влияние на общую ситуацию российского образования.
Таким образом, факторы или проблемы, сдерживающие инновационное развитие России:
- преобладание в структуре НИОКР разработок для оборонного комплекса; Формирование некоммерческих связей между предприятиями на всех стадиях создания инноваций;
- недостаточное финансирование инновационных разработок со стороны государства;
- преобладание командно-административных и политических методов управления в инновационной области деятельности;
- потеря части высококвалифицированных кадров, ушедших в другие сферы или эмигрировавших в другие страны;
- отсутствие системной подготовки инноваторов и венчуристов;- отсутствие системы инвестирования научно-технической и инновационной деятельности на макро-, мезо- и микроуровнях.
Национальный рейтинг «ТехУспех» в ходе опросов представителей высокотехнологичных компаний выявил основные проблемы, возникающие у «новаторов» (табл. 1).
Таблица 1 - Итоги опроса компании «ТехУспех» о проблемах, возникающие у инвесторов при внедрении инноваций в России
Доля ответов в пользу этой проблемы, % Суть проблемы
25 Недостаток собственных средств для развития
14 Нехватка производственных мощностей
12 Высокая конкуренция с зарубежными производителями
11 Невозможность получения средств из внешних источников на приемлемых условиях
8 Сложности во взаимоотношениях с государственными органами
7 Высокая конкуренция с российскими производителями
7 Плохая организация системы продаж
6 Недостатки в организации бизнес-процессов в самой компании
6 Недоработки в продаваемом продукте
1 Конфликты внутри собственников / коллектива
3 Другое
Если обратить внимание на эти проблемы, среди них есть много таких, которые напрямую связаны с деятельностью государства (табл. 2).
Таблица 2 - Административные барьеры, выделенные респондентами в ходе опроса компании «Техуспех», препятствующие инновационному развитию экономики России
Доля ответов в пользу этой проблемы, % Суть проблемы
27 Недостатки нормативной базы (в т.ч. по получению разрешений на применение новых продуктов и технологий)
19 Сложные, бюрократические процедуры создания новых производств (в т.ч. по доступу к услугам естественных монополий)
16 Отсутствие господдержки развития российских инновационно-активных компаний
11 Протекционизм госорганов в отношении государственных компаний и зарубежных конкурентов
8 Сложности взаимодействия с крупными госкорпорациями8 Таможенные барьеры
8 Коррупция
3 Несовершенство судебной системы
В современной политической ситуации наша страна оказалась в рамках ограничений, что вынуждает отечественные производства и инновационный сектор активизироваться. Сочетание всех этих факторов позволяет утверждать, что современное время благоприятствует инновационному развитию российской экономики. Таким образом, назрела необходимость скорректировать государственную политику в сфере инноваций, в частности:
1. Увеличить степень эффективности имеющейся модели государственного управления развитием инноваций и распределения ресурсов с фокусом на повышение конкурентоспособности российской экономики на мировом рынке.
2. Изменить подход в управлении инновационным процессом с точки зрения формирования наилучших условий для развития творческого, научного и предпринимательского потенциала людей.
3. Сконцентрировать усилия на преобразованиях по основынм направлениям в сфере инноваций: пересмотр роли государства в процессе управления инновациями, формирование спроса на инновации; пересмотр государственной политики в сфере заказа НИОКР; совершенствование механизмов работы институтов развития; развитие механизмов привлечения «длинных денег» для реализации инновационных проектов; внедрение мер налогового стимулирования инвестиций в инновационные сферы; стимулирование инновационного развития отдельных территорий; совершенствование отдельных аспектов правового регулирования; развитие человеческого потенциала.
Для внедрения какой-либо новой технологии, нового метода управления или контроля на предприятии необходимо создание специальной лаборатории, научно-исследовательского центра и, данные условия могут позволить себе чаще крупные компании. Что касается малого бизнеса, то не все предприятия способны осуществлять деятельность НИОКР внутри фирмы, организации привлекают сторонние организации или специалистов, заимствуют опыт из иностранных компаний, что не всегда эффективно, так как не ориентировано на российскую модель управления и производства. Поэтому возникает следующая ситуация - страна экспортирует сырье, а импортирует технологии, что не является рациональным. Национальные расходы на НИОКР считаются одним из ключевых показателей научно-технического развития страны, и во всем мире основную часть этих расх?
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!