это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3020233
Ознакомительный фрагмент работы:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности музыкального воспитания детей раннего возраста6
1.2. Организация и условия процесса музыкального воспитания детей раннего возраста9
1.2. Музыкально-дидактические игры как основа музыкального воспитания детей раннего возраста12
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 15
2.1. Методика и условия выявления уровня музыкального воспитания у детей раннего возраста15
2.2. Выявление уровня музыкального воспитания у детей раннего возраста17
2.3. Анализ результатов исследования20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ22
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ24ВВЕДЕНИЕ
Ранний возраст – это прекрасный период для знакомства ребенка с музыкой. Постепенно родители начинают замечать, как их ребенок начинает припевать первые куплеты и пританцовывать первые движения. Это говорит о том, что пора начинать музыкальное воспитание. Главное – не упустить этот момент, ведь упущенное в раннем возрасте – невосполнимо.
Музыкальное воспитание – является составляющей всестороннего развития ребенка. Особая роль в формировании музыкальных способностей у детей в раннем возрасте отводится детскому саду. Поэтому перед воспитателем становится задача в воспитании музыкальной культуры, которая формируется еще в детстве. Для этого педагог использует все свои профессиональные теоретические и практические знания.
Становление музыкального воспитания происходит не сразу, а постепенно. Основными музыкальными способностями у детей в раннем возрасте являются: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Их развитие осуществляется различными методами и средствами, в том числе и с применением музыкально-дидактических игр.
Музыкально-дидактические игры оказывают огромное влияние на музыкальное воспитание у детей раннего возраста. Их задача – помочь ребенку освоить и понять музыкальную грамоту, привить любовь к музыке, сформировать музыкальный вкус и предпочтения. Восприятие музыки представляет собой сложный процесс, особенно в таком юном возрасте. Зачастую дети раннего возраста характеризуются отсутствием внимания, концентрации, не развитым мышлением. Поэтому применение музыкально-дидактических игр на занятиях помогут не только заинтересовать ребенка в игральном действии, но и помогут различать музыкальные произведения, ритмы, слышать тембры различных музыкальных инструментов.
Несомненно, огромную значимость имеет и сам процесс организации музыкального воспитания, какие именно методические материалы использовал педагог, его заинтересованность в полученном результате.
Цель данной курсовой работы заключается в изучении особенностей музыкального воспитания детей раннего возраста. Для выполнения поставленной цели были выделены следующие задачи:
Раскрыть понятие «музыкальное воспитание»;
Изучить особенности музыкального воспитания у детей раннего возраста;
Изучить методическую литературу об использовании музыкально-дидактических игр в музыкальном воспитании детей раннего возраста;
Проанализировать методику использования и процесс организации музыкально-дидактических игр для детей раннего возраста;
Провести опытно-экспериментальное исследование музыкального воспитания с помощью музыкально-дидактических игр.
Предмет исследования – особенности музыкального воспитания детей раннего возраста.
Объект исследования – музыкальное воспитание детей раннего возраста.
Гипотеза исследования: развитие музыкальных способностей детей раннего возраста будет проходить успешно если:
определены особенности музыкального воспитания дошкольников;
выявлены критерии развития музыкальных способностей детей;
разработана система музыкальных занятий в соответствии с возрастными особенностями детей с использованием музыкально-дидактических игр и пособий;
предложены методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, эмпирические методы: наблюдение, эксперимент.
База исследования: в эксперименте принимали участие дети младшего дошкольного возраста МКДОУ ЦРР детский сад "Колокольчик" п. Витим в количестве 26 человек.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
1.1. Особенности музыкального воспитания детей раннего возраста
Изучение учебной литературы по теме музыкального воспитания детей раннего возраста позволило выделить некоторые особенности по данной теме у данной возрастной группы. Доказано, что чем раньше будут созданы определенные условия для музыкального развития ребенка, тем стремительнее и эффективнее будет результат в становлении его музыкального воспитания.
Современная система музыкального воспитания выдвигает на первый план задачу формирования музыкальной культуры личности. Оно представляет собой форму отражения музыкальной действительности - совокупность социально - психических процессов, с помощью которых происходит постижение музыкальных произведений, и своих собственных впечатлений от них.
Образование музыкальных представлений связано с осознанием особенностей музыкального языка, строения музыкальной речи, ее выразительных средств. Эмоциональная отзывчивость на музыку формируется и воспитывается вместе с развитием специальных музыкальных способностей, к которым относятся музыкально-слуховые представления, музыкальный слух в широком понимании, музыкальная память. Первым условием развития всех этих способностей в процессе восприятия музыки является правильный отбор музыкальных произведений не только по содержанию и художественным качествам, но и по их доступности соответственно возрасту и уровню, как общего, так и собственно музыкального воспитания дошкольника [10, с.14].
Развитие интереса к музыкальному искусству начинается с раннего возраста и продолжается долгие годы. Этот процесс проходит разные этапы, каждый из которых имеет свои особенности. По отношению к детям дошкольного возраста еще нельзя говорить о подлинно продуктивном и исполнительском творчестве, речь идет о предпосылках к его формированию. Для формирования творческой личности средствам музыкального искусства необходимо в первую очередь развить у ребенка чувство сопричастности к музыкальным звучаниям, воспитать устойчивый интерес к музыке, стремление к ее пониманию.
Активная музыкальная деятельность способствует формированию основ музыкального воспитания у ребенка. Главная задача родителей и педагогов – это правильно подобранные методы и условия организации процесса музыкального воспитания. Например, если своевременно не учить различать музыкальные звуки по высоте, ритмические особенности произведения, то ребенок в дальнейшем не сможет самостоятельно определять звуковую высотность и ритм, что приведет к тенденции отставания в музыкальном воспитании. Характерными особенностями музыкального воспитания детей раннего возраста являются:
1) Ладовое чувство (музыкальный слух) – способность к эмоциональному переживанию. Это различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками - устойчивыми, завершенными и требующими завершения. Ладовое чувство проявляется при узнавании ребенком мелодии и ладовой окраски звуков. У детей раннего возраста особенностями развитости ладового чувства является интерес и любовь к музыке. Процесс развития происходит во время пения, когда дети прислушиваются к друг другу, и к себе, пытаются выстроить правильность интонации.
2) Музыкально-ритмические умения – это способность к восприятию и воспроизведению движений в музыке. Как показывает практика, когда ребенок слышит музыку, он начинает в такт совершать движения. Это могут быть движения любых частей тела, интенсивные или едва заметные, на контролируемом или бессознательном уровне. Чувство ритма - это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки.
3) Музыкально - слуховые ощущения (музыкальная память) – это способность запоминать и воспроизводить музыку голосом или на музыкальном инструменте. Эта способность развивается, прежде всего, в пении, и в игре на звуковысотных музыкальных инструментах.
Для детей в раннем возрасте есть своих характерные особенности в музыкальном воспитании. Активное проявление творческой фантазии является отличительной чертой данной возрастной группы. Дети с удовольствием и интересом присматриваются к музыкальным инструментам, пробуют играть на них, пытаются запомнить слова услышанных песен и воспроизводить их. Необходимо поощрять стремление ребенка к музыкальному творчеству и способствовать его развитию. В этом могут помочь выразительные мелодии с несложной текстовой нагрузкой, игрушки, иллюстрации, придуманные небольшие сюжеты.
Одним из важных компонентов музыкального воспитания является музыкальный слух, но если он недостаточно развит, то заниматься музыкой становится невозможным. Б. М. Теплов обращал внимание на два значения понятия «музыкальный слух». В широком значении это звуковысотный слух и другие его виды (тембровый, динамический и др.); в узком значении - это только звуковысотный слух. Звуковысотный слух называют мелодическим. Его основу составляют ладовое чувство и музыкальные слуховые представления. [5, с 189]
Развитие музыкального слуха у детей зависит полностью от направленности и организации видов музыкальной деятельности. Пение - один из важных и наиболее естественных видов музыкальной деятельности детей. «А. Е. Варламов, выдающийся композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы, говорил о значимости раннего приобщения к правильной вокализации, он считал, что, если учить ребенка петь с детства, его голос приобретет гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом». [3, с 206]
Дети раннего возрата могут проявлять наблюдательность, и способны определить:
музыка веселая, радостная или спокойная;
звуки высокие, низкие, громкие или тихие;
в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян и т.д.).
Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске.
В воспитании и развитии дошкольника значительная роль принадлежит звуковым ориентировкам - способности слышать звуки, соотносить их с источником, различать их по тону, тембру, окраске, сравнивать одни звуки с другими и т.д. Очень важно воспитать у детей способность воспринимать красоту звуков и их сочетаний и воспроизводить в слове, песне, музыке.
Таким образом, ребенок раннего возраста при активном участии в музыкально-практической деятельности делает огромный скачок как в общем, так и в музыкальном воспитании.
1.2. Организация и условия процесса музыкального воспитания детей раннего возраста
Ранее в курсовой работе упоминалось, что важную роль в формировании музыкальной культуры и способностей у детей раннего возраста играет детский сад. Эффективный результат во многом зависит от музыкального руководителя, его теоретических знаний и применяемых методов обучения. Выделяют несколько форм организации музыкальной деятельности:
музыкальные занятия;
самостоятельная музыкальная деятельность детей;
музыка в повседневной жизни;
музыка на праздниках.
Музыкальная грамота – очень важная часть занятия, на которой дети получают элементарные теоретические сведения. Процесс музыкального обучения строится на неразрывном единстве словесно-логического, понятийного и абстрактного мышления, эмоционально-образного восприятия. Элементарные музыкально-звуковые понятия невозможно вводить без ознакомления детей с явлениями окружающего мира. Образование невозможно без осознанного понимания соответствующих терминов и понятий, теоретических знаний, составляющих круг понятийного мышления. Формированию такого мышления способствует системность и доступность подачи материала в непринужденно-игровой обстановке с опорой на сравнения и образность, а также использование наглядно-дидактических пособий. [3, с 56]
Развитие чувства ритма, музицирование – особый раздел в обучении. Без ритма невозможно пение, движение. Чувство ритма есть у каждого ребёнка, но его необходимо выявить и развить. Игры на развитие чувства ритма должны проводиться постоянно и неоднократно повторяться. Каждое новое задание должно переноситься на последующие занятия, варьироваться и исполняться детьми на музыкальных инструментах, что является основой детского музицирования. [3, с 57]
Пальчиковая гимнастика – этот раздел помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев и ладоней, что помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, письме. Разучивание забавных стишков, прибауток развивает детскую память и речь.
Слушание музыки - развивает интерес к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость, воспитывает музыкальный вкус. Главная цель этого вида деятельности - научить ребёнка слушать и слышать музыку и эмоционально откликаться на нее. Посредством слушания музыки у детей развивается, обогащается слуховое восприятие, повышается культура слушания, прививается вкус к хорошей музыке. Важно создать для ребёнка благоприятную музыкальную среду через исполнение высокохудожественных музыкальных произведений.
В детском саду реализуются все формы музыкальной деятельности: ритмика, игры, развлечения, праздники, утренняя гимнастика и т.д. Проанализировав труды Н.А. Ветлугиной, можно сделать вывод, что самостоятельная музыкальная деятельность успешно развивается не только в детском саду, но и в семье. [3, 123]
Музыкальное воспитание в дошкольном учреждении осуществляется не только на музыкальных занятиях, где дети слушают музыку, поют, выполняют различные виды музыкально-ритмических движений, знакомятся с музыкально-дидактическими играми, что дает возможность провести занятие более полно и содержательно, но и в самостоятельной музыкальной деятельности в группе, что способствует закреплению музыкального материала, разученного на занятии. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно музицируют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления.
Для поддержания правильного музыкального воспитания следует придерживаться следующих правил:
При обучении и развитии музыкальных способностей у детей (в данном случае детей раннего возраста), нужно учитывать их индивидуальные и возрастные особенности;
Не смотря на то что, музыкальные занятия – это основная форма обучения детей, развитие музыкальных способностей должно осуществляться не только в детском саду, но дома;
При составлении плана обучения следует учитывать цели музыкального воспитания, тем самым гарантировать перенесение полученных знаний и навыков в обыденную жизнь ребенка;
В процессе воспитания музыкальный руководитель должен всегда находиться рядом и нести мотив совместной деятельности, ребенок должен чувствовать себя партнером, не смотря на то, что педагогу принадлежит ведущая роль.
Для проведения занятий должны быть созданы комфортные условия. Бесспорно, эмоциональное отношение и заинтересованность педагога в процессе обучения играет значимую роль. Для полноценного творчества ребенку необходимо предоставлять больше свободы, чтобы он проявлял самостоятельность. Благодаря этому представления о музыке и жизненный опыт ребенка будут обогащаться.
Не меньшее значение имеет наличие необходимого инвентаря для проведения выбранного вида музыкальной деятельности, как в детском саду, так и дома. В данном случае речь идет о музыкальном сопровождении, костюмах, необходимых атрибутах, особенно если планируется игровая деятельность, музыкальных инструментах и свободном пространстве для исполнения действий.
1.3. Музыкально-дидактические игры как основа музыкального воспитания детей раннего возраста
Музыка для ребенка - мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с раннего возраста. Ведь взрослые слушатели могут все недосказанное исполнителем дополнить в своем воображении, дети же воспринимают лишь то, что слышат. Они очень чутко искренне реагируют на выразительно исполненную музыку. Если перефразировать слова М. Горького о литературе, то можно сказать: "Детям следует играть музыку так же, как и взрослым, только лучше".
Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают иногда больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний - динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно - достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.
Дошкольный возраст – это прекрасная пора для знакомства ребенка с музыкой и воспитания музыкальной культуры.
Зачастую дети раннего возраста характеризуются отсутствием внимания, концентрации, не развитым мышлением. Поэтому применение музыкально-дидактических игр на занятиях помогут не только заинтересовать ребенка в игральном действии, но и помогут различать музыкальные произведения, ритмы, слышать тембры различных музыкальных инструментов.
Музыкально - дидактически игры – это очень яркий и интересный вид игр, а также средство музыкального воспитания детей и помощник в развитии их музыкальных способностей. Благодаря музыкально-дидактическим играм у детей формируется осознание и восприятие музыкальных произведений, развивается музыкальный и ритмический слух, навыки пения. Игровая деятельность помогает преодолеть ребенку робость и застенчивость, помочь реализовать свои фантазии. С помощью музыкально-дидактических игр дети учатся видеть прекрасное в музыке и получают возможность проявить свои таланты.
Музыкально-игровая деятельность может быть включена во все аспекты жизни детей раннего возраста. Она может присутствовать во всех занятиях в детском саду, в свободной деятельности детей и взрослых, осуществляться как самостоятельная деятельность детей. Музыкально-дидактические игры могут быть включены в работу различных студий и кружков; продукты такой деятельности (инсценировки, драматизации, музыкальные номера, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников и развлечений.
Присутствие музыкально-дидактической игры на занятиях помогает усвоить детям некоторые умения и навыки. Для этого педагог использует известные мелодии из мультфильмов, персонажей из сказки и т.д. Проведение занятий в игровой форме помогает детям чувствовать себя свободнее, раскрепощеннее.
Совместная деятельность детей и взрослых проходит вне занятий. Это может быть музыкально-дидактические игры на прогулке, в игровой комнате или пение с последующим сценированием сюжета.
Таким образом, большое и разнообразное влияние музыкально-дидактической игры на становление музыкального воспитания с у детей раннего возраста позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности музыкально - игровой деятельности усиливаются тем, что их тематика и музыкальный репертуар имеет огромные резервы. Это способствует удовлетворению разносторонних интересов детей.
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
2.1. Методика и условия выявления уровня музыкального воспитания у детей раннего возраста
С целью изучения на практическом уровне условия формирования музыкальной культуры детей раннего возраста, в настоящей работе было проведено эмпирическое исследование на базе МКДОУ ЦРР детский сад "Колокольчик" п. Витим. В рамках работы были воспитанники данного учреждения в возрасте от 2 до 3 лет. Общее количество выборки составило 26 детей.
В рамках исследования были подобраны две методики диагностики детей раннего возраста, которые направлены на выявление уровня их эмоциональной отзывчивости: дидактические игровые ситуации "Быстро - медленно, громко - тихо" и "Отгадай, какой это музыкальный инструмент". Рассмотрим подробнее организацию каждой методики.
Дидактическая игровая ситуация "Быстро - медленно, громко - тихо".
Цель данной методики - изучение особенностей восприятия детьми темпа звучания через различение движений со сменой быстрого и медленного темпов и изучение восприятия интенсивности звучания и изменения характера движений в соответствии с ним.
Во время проведения методики используется следующее оборудование: магнитофон, аудиозапись с контрастными фрагментами музыки.
Процедура диагностирования эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста по методике "Быстро - медленно, громко - тихо" имела следующее содержание: детям предлагается потанцевать под музыку. Особенно подчеркивается, что танцевать нужно так, как подскажет музыка. На быструю музыку дети могут бегать, быстро передвигаться, на медленную - выполнять плавные, не резкие движения. Когда звучит громкая музыка, дети могут бегать, прыгать, громко хлопать в ладоши, когда зазвучит тихая музыка - дети идут на носочках, тихонечко, осторожно. Дается установка - слушать музыку внимательно.
Полученные результаты данной методики оценивались по трехуровневым показателям: "высокий", "средний" и "низкий".
Высоким считался уровень, когда ребенок, не медля сменяет быстрые движения на медленные, быстро и правильно реагирует на смену музыкальных фрагментов, самостоятельно выполнят задание, проявляет эмоциональную отзывчивость на музыку.
К среднему уровню относились такие показатели, когда ребенок сменяет характер движения через 2-3 секунды после начала звучания нового музыкального фрагмента, смотрит на выполнение задания другими детьми, копирует их, репродуктивно выполняет поставленную перед ним задачу, несамостоятелен, иногда требуется подсказка взрослого.
Низкий уровень характеризовался тем, что ребенок не справляется с заданием, не меняет характер движений, не реагирует на смену музыкальных фрагментов.
Дидактическая игровая ситуация "Отгадай, какой это музыкальный инструмент".
Целью второй методики являлось изучение восприятия тембра музыкальных звуков.
Использовался следующий диагностический материал: музыкальные инструменты (дудочка, погремушка, барабан, колокольчик, гармошка), ширма, изображения музыкальных инструментов.Процедура диагностирования по данной методике имела следующее содержание: детям предлагается отгадать, что за музыкальный инструмент звучит. За ширмой разложены музыкальные инструменты, которые не видны детям. На ширме располагаются изображения этих инструментов. Педагог воспроизводит звук на каком-либо музыкальном инструменте и спрашивает у воспитанников: "Какой музыкальный инструмент звучит?" или "На каком музыкальном инструменте я играю?".
Полученные результаты данной методики оценивались по следующим показателям (см. таблица 2.1.2):
Таблица 2.1.2
Оценка результатов диагностирования эмоциональной отзывчивости по методике "Отгадай, какой это музыкальный инструмент"
№ Уровень Баллы
1 Высокий уровень 1,5 - 2
2 Средний уровень 0,5 - 1
3 Низкий уровень 0
В дополнение к таблице 2.1.2, отметим, что 1 балл мы присваивали ребенку в том случае, если он правильно называл музыкальный инструмент. 0,5 балла - если ребенок, сомневаясь, показывал на картинку с изображением звучащего музыкального инструмента или со второй попытки показывал правильно, называл его с подсказкой.0 баллов - если ребенок не назвал музыкальный инструмент и не смог показать его на картинке или показал неправильно.
Исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
2.2. Выявление уровня музыкального воспитания у детей раннего возраста
В результате первичного сбора эмпирического материала посредством двух методик диагностики уровня эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста (26 человек), были получены следующие данные в экспериментальной группе (таблица 2.2.1):
Таблица 2.2.1
Средние показатели уровня развития эмоциональной отзывчивости на констатирующем этапе эксперимента
№ Название методики Средние показатели (в %)
Высокий Средний Низкий
1 "Быстро - медленно, громко - тихо" 20 50 30
2 "Отгадай, какой это музыкальный инструмент" 50 50
Как видно из таблицы 2.2.1, в результатах преобладают средние результаты по обеим методикам (50%). По первой методике в группе 20% детей имеют высокие результаты. Низкий уровень в группе имеют 30% детей.
По второй методике в группе у детей не было выявлено высоких результатов. Низкие результаты в группе выявлены у 50% детей.
На следующем этапе эмпирического исследования в экспериментальной группе воспитанников МКДОУ ЦРР детский сад "Колокольчик" п. Витим была проведена система развивающих занятий.
Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста осуществлялось на музыкальных занятиях, вечерах досуга, в самостоятельной игровой деятельности.
Предложенная программа состоит из семи разделов. Рассмотрим каждый раздел отдельно.
Приветствие. Значение приветствия на занятии очень важно и методически оправданно. Педагог, здороваясь с детьми, настраивает их на позитив, создаст атмосферу доброжелательности, заинтересованности и активного участия, Одновременно решаются педагогические задачи - воспитывается доброе, внимательное отношение друг к другу, формируются коммуникативные навыки. В непринужденной игровой ситуации осуществляются и музыкально-ритмические задачи: у детей развиваются чувство ритма, артикуляция, мелодический, динамический, тембровый и звуковысотный слух, интонационная выразительность, музыкальная память, певческий диапазон и умение владеть своим голосом.
Музыкально-ритмические движения. Музыкально-ритмические упражнения направлены на то, чтобы лети научились согласовывать свои движения с характером музыки, умели отражать в движении музыкальные образы, эмоционально отзывались на музыку, ориентировались в Пространстве, координировали свои движения. В этот раздел включено два вида движений: общеразвивающие (ходьба, бег, прыжки, упражнения для рук) и танцевальные (полуприседания, хороводный шаг, поскоки, притопы и т.д.) Развитие чувства ритма. Музицирование. Данный раздел является новым в музыкальном воспитании детей и в занятиях выделен особо. Вез ритма невозможны пение, движение.
Пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика играет очень важную роль в общем развитии ребенка. Упражнения на развитие мелкой моторики укрепляют мелкие мышцы кисти руки, что, в свою очередь, помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, а в дальнейшем и письме, помогают детям отдохнуть, расслабиться на занятии. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память, речь, интонационную выразительность. Дети учатся рассказывать выразительно, эмоционально.
Слушание музыки. Слушание музыки в детском саду - очень важное, необходимое, а главное, интересное направление развития детей. Оно направлено на формирование основ музыкальной культуры, Реализовать эту цель помогает правильный, грамотный, доступный детскому восприятию отбор произведений. Учитывая, что одной из задач программы является знакомство с мировой музыкальной культурой, в репертуар включены произведения музыкальной классики (отечественной и зарубежной) н народной музыки.
Распевание, пение. Распеванию и пению уделяется очень большое внимание. Собственное исполнение песен доставляет детям удовольствие, радость. Для тою чтобы не акцентировать внимания детей на недостатках (прерывистое дыхание, нечеткое произношение, гудение), им предлагаются несложные, веселые песенки-распевки; дети могут сами себе подыгрывать на музыкальных инструментах.
Пляски, игры, хороводы. Основная цель этого раздела в занятии - дать возможность детям подвигаться под музыкальное сопровождение, создать радостное настроение. Закрепить в непринужденной атмосфере ритмические движения, правила игры, развивать ориентировку в пространстве, формировать коммуникативные отношения. В игре должен присутствовать элемент сюрприза, шутки, забавы. Роль ведущего (кота, медведя, куклы, матрешки и т.д.) исполняет воспитатель или ребенок старшего возраста (у маленьких детей).
На третьем этапе была проведена повторная диагностика, с целью отслеживания динамики уровня развития эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста.
2.3. Анализ результатов исследования
Итак, на третьем этапе эмпирического исследования была организована повторная диагностика уровня эмоциональной отзывчивости.
Результаты представлены в таблице 2.3.1.
Таблица 2.3.1
Средние показатели уровня развития эмоциональной отзывчивости группы на контрольном этапе эксперимента
№ Название методики Средние показатели (в %)
Высокий Средний Низкий
1 "Быстро - медленно, громко - тихо" 40 50 10
2 "Отгадай, какой это музыкальный инструмент" 30 60 10
. Рассмотрим результаты по первой методике. В группе средний показатель высокого уровня развития эмоциональной отзывчивости вырос с 20% до 40% (то есть, повысился на 20%). Показатель среднего уровня не изменился (50% до и после). Показатель низкого уровня изменился с 30% на 10%. То есть, видна положительная динамика развития.
В целом, мы можем констатировать, что в группе значительно видна положительная динамика показателей уровня развития эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста.
Рассмотрим результаты по второй методике. В группе средний показатель высокого уровня развития эмоциональной отзывчивости изменился от 0% до 40% (то есть увеличился на 40%). Средний показатель также увеличился с 50% до 60%. И низкий показатель, наоборот, уменьшился с 50% до 10%.
Таким образом, по обеим методикам выявлена положительная динамика средних показателей. А это значит, что занятия по программе с уклоном на музыкальное развитие и воспитание положительно влияют на развитие у детей уровня эмоциональной отзывчивости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в данной курсовой работе были рассмотрены особенности музыкального воспитания у детей раннего возраста.. В первой части были изучены такие понятия, как музыкальные воспитание и его особенности у детей раннего возраста, процесс организации и условия становления музыкального воспитания, а также роль музыкально-дидактических игр в процессе музыкального воспитания. Во второй части проведен эксперимент музыкального воспитания с помощью музыкально-дидактических игр. В процессе выполнения курсовой работы была доказана гипотеза исследования: развитие музыкальных способностей детей раннего возраста будет проходить успешно если:
определены особенности музыкального воспитания дошкольников;
выявлены критерии развития музыкальных способностей детей;
разработана система музыкальных занятий в соответствии с возрастными особенностями детей с использованием музыкально-дидактических игр и пособий;
предложены методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.
Определено, что развивать музыкальные способности и прививать любовь к музыке следует с раннего детства. Поскольку в данный возрастной период игра является ведущей формой деятельности, то будет правомерным положительное влияние музыкально-дидактических игр на формирование музыкальных способностей у детей. Основная задача музыкально - дидактически игр – помочь ребенку в понятной для него форме освоить музыкальную грамоту, упростить восприятие музыки и проникнуться любовью к ней.
Музыкально-дидактические игры находят широкое применение в различных формах работы с детьми раннего возраста. Это не только образовательный процесс, но и самостоятельная и совместная работа в группе, развлечения. При формировании музыкальных культуры у детей раннего возраста очень важно объединить усилия педагога и родителей. Это поможет не только добиться успеха в закреплении полученных знаний и навыков, но и создаст комфортные условия для развития в детском саду и дома.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Анцыпирович О.Н., Зыль О.Н. «В мире музыки» Минск 2015. – 450с.
2. Владимирова О.А. Рабочая программа дисциплины «Слушание музыки» С-Пб. 2006. – 230с.
3. Ветлугина Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 2003. – 255с.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 2009. – 325с.
5. Гильченок Н.Г. «Слушаем музыку вместе» С-Пб. 2016г. – 199с.
6. Домогацкая И.Е. программа по музыкальному развитию детей 4-5 лет М. 2014г. – 315с.
7. Каплунова И., Новоскольцева И. «Праздник каждый день» программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста (средняя группа) С-Пб. 2015г. – 15с.
8. Каплунова И., Новоскольцева И. «Этот удивительный ритм» С-Пб. 2015г. – 12с.
9. Кацер О.В. «Игровая методика обучения детей пению» С-Пб. 2015г. – 21с.
10. Кононова Н.Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя. М.: Просвещение, 2012. – 96с.
11. Комиссарова Л.Н., Кузнецова Г.В. «Ребёнок в мире музыки» М. 2016г. – 144с.
12. Кулагина Т.Ю., Серде Т.А. «На пути к музыке» Ульяновск 2018г. – 51с.
13. Никитин Б.П. Развивающие игры. М.: Педагогика, 2014. – 24с.
14. Радынова О.П. «Музыкальное развитие детей» ч.1,2 М. 2016г. – 102с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!