Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Исследование социально-психологической готовности к школьному обучению...

Тип Курсовая
Предмет Педагогика

ID (номер) заказа
3022304

500 руб.

Просмотров
1276
Размер файла
624.35 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ социально- ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ............................................................................. 6

1.1     Понятия и содержание педагогической и социально-психологической готовности детей к обучению школе.............................................................. 6

1.2. Критерии психологической готовности детей к обучению в школе.... 12

1.3 Особенности формирования социально-психологической готовности детей к обучению в школе............................................................................ 15

Выводы по первой главе............................................................................... 21

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ формированИЯ социально-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ........................................................................... 22

2.1 Описание выборки, обоснование диагностических методик исследования................................................................................................. 22

2.2 Результаты исследования уровня cоциально-психологической готовности детей к обучению в школе до формирующей работы.............. 24

2.3 Программа формирования социально-психологической подготовки дошкольников к школе................................................................................. 27

2.4 Оценка проведенных формирующих занятий по оциально-психологической подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе............................................................................................................. 38

Выводы по второй главе............................................................................... 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................... 42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................. 44

ПРИЛОЖЕНИЕ.......................................................................................... 48

 

Сложившаяся ситуация в системе дошкольного и школьного образования характеризуется рядом положительных изменений, которые в первую очередь связаны с реализацией гуманистического подхода к процессу обучения детей.

Среди многих проблем, возникающих в контексте гуманизации образования и его реформирования, сохраняется и становится все более актуальной в настоящее время проблема психологической подготовки детей к школьному обучению с учетом индивидуальных свойств ребенка, его способностей для последующей успешной обучаемости в школе. Кроме того, до сих пор не решены многие проблемы, возникшие в практике работы дошкольных образовательных учреждений по формированию психологической, а также и дидактической подготовки детей к обучению в школе, с которыми сталкиваются и воспитатели, и родители, и педагоги.

Нерешенность этих проблем находит отражение в дезадаптационных явлениях, наблюдаемых у детей в начальной школе. Одним из факторов наблюдаемых явлений выступает разнообразие подходов к диагностике готовности дошкольников к школе, не всегда позволяющих прогнозировать успешную обучаемость и воспитуемость ребенка.

Проблема готовности детей к обучению в школе рассматривалась в трудах многих отечественных и зарубежных ученых. В их числе можно назвать работы Л.С. Выготского, Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, А.В.  Венгер, А.В. Запорожца, Е.Е. Кравцовой, Я.Л. Коломинского, А.Н.Леонтьева, Е.А. Панько, В.С. Мухиной и др.

Противоречие исследования: с одной стороны, оценивая готовность ребенка к школе, специалисты ограничиваются выявлением педагогической готовности детей к школе, но с другой стороны, не выявленная социально-психологическая готовность ребенка к школе часто приводит к возникновению трудностей именно психологического порядка и социального взаимодействия со сверстниками в дальнейшем обучении.

Проблема исследования: каковы методы формирования социально-психологической готовности детей к обучению в школе?

Цель исследования: теоретически изучить проблему социально-психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школе и исследовать возможность формирования социально-психологической готовности детей к обучению в школе с применением коррекционной программы.

Объект исследования: готовность детей к обучению в школе.

          Предмет исследования: социально-психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению»

          Задачи исследования:

  1. Проанализировать понятие педагогической и психологической готовности детей к обучению в школе.
  2. Определить критерии психологической готовности детей к обучению в школе.
  3. Проанализировать деятельность педагога по формированию социально-психологической готовности детей к обучению в школе.
  4. Выявить уровни сформированности у детей социально-психологической готовности к обучению в школе.
  5. Разработать программу формирования социально-психологической готовности детей к обучению в школе и проверить ее результативность.

          Гипотеза исследования: формирующая работа с детьми (по развитию компонентов готовности - общей осведомленности, по пополнению и активному использованию словаря, улучшению зрительной, слуховой и смысловой памяти, улучшению внимания и мыслительных навыков) способствует социально психологической готовности детей к обучению в школе.

          Методы исследования:

- теоретические методы (анализ педагогической, психологической и методической литературы);

- практические методы (анкетирование, интервьюирование, тестирование, наблюдение, беседа);

- экспериментальный метод (констатирующий и формирующий эксперименты).

База исследования: исследование проводилось на базе МАДОУ № 51. В эксперименте приняли участие 20 детей в возрасте 6 - 6,5 лет.

          Практическая значимость исследования: апробированная программа формирования психологической готовности детей к обучению в школе может применяться в широкой образовательной практике воспитателями ДОУ, педагогами дошкольных образовательных учреждений и психологами.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ социально- ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.

1.1     Понятия и содержание педагогической и социально-психологической готовности детей к обучению школе.

Подготовка к школьному обучению – важный шаг в воспитании и обучении ребенка в семье и дошкольном учреждении. Ее содержание определяется требованиями, которые школа выдвигает ребенку. Эти требования заключаются в том, что необходимо ответственно относиться к школе и учебе, а также уметь управлять своим поведением и выполнять умственную работу. Все это обеспечит сознательное усвоение знаний, поможет установить в совместной деятельности взаимоотношения со взрослыми и сверстниками [17].

Психологи отечественной школы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) делают акцент на ведущей роли обучения в развитии ребенка. Они выделяют общую готовность детей к обучению в школе. По мнению ученых ее наполняют простейшие навыки умственной работы, определенный уровень развития мышления и речи, познавательного интереса и нравственно-волевых качеств, необходимых для успешных занятий учебной деятельностью [8]. Однако проблема подготовки к школе приобретает более яркую актуальность в связи со снижением возраста поступающих детей в школу (1943 г.). Именно с этого периода она была выдвинута как научная проблема и подвергнута специальным исследованиям.

Так в конце 40-х г.г. А.Н. Леонтьев вводит новый термин « (ttps://vscolu.ru/gotovnost-k-shkole/psixologicheskaya-podgotovka-rebenka-k-shkole.html)», который значительно расширяет и обогащает содержание этой проблемы и акцентирует внимание не столько на количестве накопленных ребенком знаний, сколько на уровне развития психики в целом и мотивов его деятельности. С этого периода начинается активные исследования различных аспектов готовности психологами (прежде всего произвольности психических процессов и мотивов учения) [20].

Важно отметить, что для семилетнего ребенка школа – это определенного рода стресс, так как он становится взрослым, а значит, теперь у него появляются новые обязанности. Теперь он не может только играть в машинки и куклы. Приняв на себя статус школьника, он должен носить ранец и писать что-то в тетради, а после возвращения домой еще выполнять домашнее задание, а не только смотреть мультфильмы. Он – первоклассник, прежде всего родители должны осознать всю ответственность этого момента и подготовить к нему ребенка. Один из главных аспектов подготовки к школе – психологический.

По мнению известного российского психолога Н.Н. Поддьякова, чьи работы посвящены изучению ориентировочно-исследовательской деятельности дошкольника. Говорит о необходимости установить соответствует ли поступающий в школу ребёнок определенным требуемым признакам школьника. Будущему первокласснику надо быть зрелым в эмоциональном, умственном, социальном отношении [31].

Но несмотря на научные труды и многочисленные исследования ученых, проблема подготовки дошкольников к обучению в школе остается открытой.

М.С. Ткачева подчеркивает еще одну немаловажную проблему педагогической психологии. Это проблема психологической готовности детей к сознательному обучению. Прежде всего чтобы разрешить эту задачу, необходимо разобраться, что же понимает под собой психологическая готовность к обучению. Так как область изучения психологической готовности к обучению многогранна, то по мнению М.С. Ткачевой в первую очередь надо учитывать зачатки и наличие уже развитых у ребенка способностей к обучению в школе. Старший дошкольник должен достичь определенной ступени личностной и интеллектуальной зрелости.

К.Д. Ушинский, изучая психологические и логические основы обучения, рассмотрел процессы внимания, памяти, воображения, мышления и установил, что успешность обучения достигается при определенных показателях развития этих психических функций. В качестве противопоказания к началу обучения К.Д. Ушинский назвал слабость внимания, отрывистость и бессвязность речи, плохой «выговор слов» [42].

Анализируя изученную литературу необходимо отметить, что ученые выделяют два направления готовности к обучению педагогическую и психологическую. В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школьному обучению основана на трудах (ttps://studopedia.ru/10_192676_teoriya-razvitiya-l-s-vigotskogo.html). Он сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению определяется высоким уровнем интеллектуальной, мотивационной и произвольной сфер.

Параметры, влияющие на развитие познавательных психических процессов ребенка, в своих работах описала Л.И. Божович. По ее мнению, на успешное обучение в школе оказывают непосредственное влияние: сформированность мотивационной сферы, социальная зрелость, достаточно развитый уровень произвольного поведения, активное развитие интеллектуальной деятельности ребенка [5].

Важным элементом психологической готовности к школьному обучению психологи называют способность следовать правилам и прислушиваться к просьбам, а порой и требованиям взрослых. В структуре психологической готовности детей к школе принято выделять такие критерии:

1. Интеллектуальная готовность;

2. Эмоциональная готовность;

3. Социальная готовность;

4. Волевая готовность.

Интеллектуальная готовность напрямую зависит от развития мышления и мыслительных процессов. В дошкольном возрасте ребенку все чаще приходится обдумывать и решать разнообразные, более сложные задачи, которые подразумевают: анализ, сравнение, обобщение, классификацию и разделение по существенным признакам.

Итоговым показателем умственного развития старшего дошкольника, является сформированность словесно-логического и образного мышления, а также соответствующее возрастным нормам речевое развитие и активная познавательная деятельность.

Аспектами социально-психологической готовности понятие психологической готовности предложил расширить Е.Е. Кравцова. Она полагает, что социально-психологическая готовность связана у детей с появлением новой социальной ситуации развития, необходимости приспосабливания ребенка к новой группе сверстников, приобретением нового социально–психологического статуса [18].

Под умственной зрелостью понимается способность к дифференцированному восприятию, направленной концентрации внимания, аналитическому мышлению. Эмоциональная зрелость понимается как эмоциональная устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка.

          Под социальной зрелостью понимается потребность ребенка в общении с детьми, способность подчиняться общественным интересам и условно принятым законам детских групп, а также способность исполнять роль школьника в ситуации обучения. Социальная готовность предполагает под собой понимание ребёнком правил поведения в коллективе и готовность следовать необходимым нормам общения. Способность конструктивно решать конфликты и приемлемо вести себя в спорных ситуациях.

Однако подготовка ребенка к школе не сводится лишь на психологической готовности. Следующий не менее важный компонент – педагогическая готовность к обучению в школе.

Багаж знаний, умений и навыков, которыми уже обладает ребенок, то есть то, чему он научился в детском саду: порядковый и количественный счет, знание геометрических фигур и букв, словарный запас, умение дифференцировать звуки, знания об окружающем мире, природе, животных, транспорте, времени, временах года и прочее. От того с какими знаниями пришел ребенок в школу многое зависит [36].

Одним из первых, свои труды, по теме подготовке детей к обучению в школе посвятил, основоположник педагогики Я.А. Коменский.

Они были впервые изложены Коменским в «Великой дидактике» [15].

Педагоги-практики разработали принципы, содержания и методы умственного воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой.

С.В. Субботина выделяет и описывает критерии готовности детей к обучению в школе так: Говоря о нормах концентрации внимания у детей старшего дошкольного возраста подразумевается то, что ребенок в состоянии удержать поле зрения 7–10 предметов, сосредоточенно и не отвлекаясь выполнять задание в течении 15 минут, копировать в точности движения или рисунок, а так же исполнять задание по предложенному шаблону или образцу. Отвечающее возрастным нормам развитие памяти у дошкольников включает в себя пересказ литературного произведения по памяти, так же ребенок должен повторять в точности услышанный текст, состоящий из 3–4 предложений, запоминать 8–10 картинок, рассказывать наизусть стихи.

Мышление – дошкольнику необходимо находить и объяснять различия между предметами и явлениями, определять последовательность происходящих событий, находить несоответствия на картинках и аргументировать свой выбор. Правильное произношение слов, звуков, умение составлять рассказы по предложенным сериям сюжетных картинок, делить слова на слоги, составлять предложения из 5–6 слов – это всё показатели развития речи. Развитая мелкая моторика у ребенка дает ему возможность правильно держать и свободно пользоваться карандашом, ручкой, кистью и передавать на рисунке точную форму и пропорции предмета.

Познание в области окружающего мира важны для ребенка так как это является показателем его общего развития. Дошкольник должен знать последовательность времен года, называть летние, осенние, зимние, весенние месяцы, отличать деревья от кустарников, называть явления природы, знать название нашей планеты, страны, столицы, своего родного города. Уметь полностью назвать по имени отчеству родителей и себя, рассказать о роде их деятельности и профессии [39].

Л.А. Венгер в результате своих многочисленных исследований, посвященных изучению готовности к обучению в школе, выделяет три основных положений, по которым необходимо вести подготовку к предстоящему школьному обучению детей старшего дошкольного возраста. Прежде всего он выделяет общее развитие. К моменту поступления в школу у ребенка должен накопиться определенный багаж знаний, умений и навыков. Сформироваться представления об окружающем мире.

Следующим важным этапом в подготовке к школе Л.А. Венгер указывает – сформированность произвольных действий и умение управлять собой. У старших дошкольников легко и быстро переключается внимание. В норме к седьмому году жизни их память прекрасно развита. Именно этот навык крайне необходимо развивать. Будущий первоклассник должен делать не только то, что ему хочется, но и то, что надо, даже если нет желания это исполнять. Умение произвольно управлять собственным поведением является основополагающей успешной учебы.

Третий параметр, который по мнению Л.А. Венгера ведет к готовности, это учебная мотивация. Формирование учебной мотивации – одна из центральных задач в подготовке ребенка к школьному обучению.

В старшем дошкольном возрасте мотивация развивается в нескольких направлениях. Познавательные мотивы могут преобразовываться в учебно-познавательные; мотивы самообразования представлены простой формой – интересом к дополнительным источникам знаний. Социальные мотивы – желание ребенка получить одобрение учителя.

Таким образом, при всех различиях в формулировках готовности к школе, авторов объединяет понимание готовности к обучению в школе как комплекса определенных психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для успешного включения дошкольника в школьную жизнь.

1.2 Критерии психологической готовности детей к обучению в школе

          Существует разнообразие мнений и подходов и к определению условий и критериев психологической готовности дошкольников к школе.

     Главным условием формирования общей готовности к обучению и критериями готовности, по мнению М.И. Лисиной, является развитие у детей волевых и умственных способностей. М.И. Лисиной предложен подход к пониманию психологического состояния готовности к школе с позиций коммуникативной готовности к школьному обучению [24].

 Общение со взрослыми и сверстниками, как наиболее важный компонент среди других компонентов в структуре психологической готовности к обучению в школе выделяет Е.Е. Кравцова. Она в проблеме готовности выделила следующие критерии:

  • общую подготовленность детей к школьному обучению, включая общий запас знаний, умений, навыков;
  • специальную подготовленность к школьному обучению (обучение элементам будущей деятельности);

- положительное отношение к школе (включая интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты личности школьника) [18].

     Рассматривая основные направления психологической готовности к школьному обучению, В.С.Мухина выделяет следующие компоненты:

  • желание ребенка стать школьником, выполнять серьезную учебную деятельность;
  • достаточный уровень волевого развития;
  •  относительная произвольность познавательной деятельности;
  • уровень развития познавательных процессов и познавательная деятельность ребенка;
  • качества личности ребенка, позволяющие ему войти в коллектив класса, найти свое место в коллективе [25].

          В качестве основных критериев готовности к школьному обучению Д.Б. Эльконин предлагал:

  1. игровой деятельности, которая проявляется:

- в способности к переносу значений с одного предмета на другой,

- в умении соотносить роль и правило,

- в умении сформированность подчиняться открытому правилу игры,

- в высоком развитии наглядно – образного мышления,

- в использовании символических средств,

- в высоком развитии уровня общих представлений,

2) наличие зачатков новообразований, характерных для учебной деятельности [38].

          Основой психологической готовности по мнению исследователей является «управляемое» поведение, сознательно контролируемое. Согласно положениям ученых, контроль не требует специально направленного внимания. Управляемое поведение, согласно его положениям, предполагает два момента:

  • направленность действий мотивами;

- установление в поведении иерархии мотивов, их соподчинение, подавление случайных побуждений и желаний общественно ценными побуждениями.

Исследователи Л.А. Венгер и С.В. Филлипова критериями готовности к школе называют: личностную готовность, произвольность в сфере общения со взрослыми и со сверстниками, развитие самосознания ребенка, умственное развитие, развитие речи. Ученые считают, что развитие личности ребенка тесно связано с его общим психическим развитием. Личностная готовность детей к школе, по мнению специалистов, охватывает три основные сферы жизненных отношений ребенка:

- отношения с окружающими взрослыми,

- взаимоотношения со сверстниками,

- отношение ребенка к самому себе.

          Далее, они указывают на произвольность в сфере общения со взрослым. С этим качеством связаны основные прогрессивные изменения в психике ребенка и та перестройка личности, которая имеет место в кризисе семи лет. Произвольность в сфере общения ребенка со взрослым, по – мнению ученых, является важнейшим компонентом психологической готовности к школьному обучению [10].

          Произвольность общения ребенка со взрослым определяется способностью ребенка находиться в условно – ролевых отношениях и устойчиво видеть ту внутреннюю позицию, которую занимает взрослый в общении с ним.

          Важным компонентом готовности, по мнению Е.А. Грудненко является также и общение ребенка со сверстниками. Она обусловливает способность к децентрации, то есть умение встать на точку зрения другого, способность к принятию той или иной задачи как общей, требующей совместных действий, способность взглянуть на самого себя и свою деятельность со стороны, то есть элементы рефлексии [11].

          Ученые считают, что развитие самосознания проявляется в изменении самооценки ребенка. Появление адекватной и объективной самооценки свидетельствует о серъезных изменениях в самосознании ребенка и может служить показателем не только готовности к школьному типу обучения, но и готовности к школьному образу жизни в целом.

          Сформированность образного и словесно-логического мышления, по мнению Е.Е. Кравцовой является центральным показателем умственного развития к концу дошкольного возраста, хотя к началу обучения мышление является наглядно-образным [18].

          С точки зрения сотрудников лаборатория развития личности школьника, при определении критериев необходимо исходить из характера условий, в которых оказывается первоклассник, попадая в школу с классно – урочной системой и действующими программами.

Эти условия требуют от ребенка: 

- определенного уровня произвольности действий,

- умения организовывать свою двигательную активность,

- действовать в соответствии с указаниями взрослого,

- анализировать предлагаемый образец,

- определенного уровня развития мышления и речи,

- наличия желания идти в школу [30].

          Таким образом, к систематическому школьному ученые относят личностную готовность, позволяющая прогнозировать познавательную активность, дисциплинированность, сосредоточенность, желание помогать товарищам и т.д.

 

1.3 Особенности формирования социально-психологической готовности детей к обучению в школе

 

          Для развития учебно-познавательной мотивации дошкольников следует создать определенные условия за счет организации предметно -развивающей среды. При создании такой среды следует учитывать как внешние факторы, методы работы воспитателя, психологический климат в группе, так и внутренние факторы – личностные особенности детей и становления их мотивацию.

           Для этого Л.Н. Галигузова предлагает отслеживать изменения в психическом развитии детей, сформированность коммуникативных умений, наблюдаемых в разных формах взаимодействия особенности общения со взрослыми и сверстниками. Эти изменения необходимо учитывать по той причине, что одним из важнейших условий формирования познавательной мотивации дошкольников является индивидуальный подход к детям при организации развивающих учебно-познавательных условий в образовательном процессе ДОУ [16].

          Познавательная мотивация является мощным побудителем активности личности, и под ее влиянием все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится очень увлекательной и продуктивной.

          Для достижения этих целей в техническом плане желательно наличие в группе проигрывателя, магнитофона, телевизора, диапроектора, наличие разнообразных конструкторов LEGO - строительного материала для выполнения творческих заданий, поскольку главным условием развития познавательной мотивации ребенка является организация постоянной занятости ребенка посредством специально организуемых для всей группы творческих и продуктивных занятий.

          Чтобы развивать у детей познавательную мотивацию, содействовать их устойчивости, воспитатель должен уметь руководить деятельностью детей. На основании наблюдений, педагогу следует отслеживать инициативность наиболее способных детей. Не все дети в одинаковой мере проявляют познавательную активность, поэтому руководство деятельность детей не может быть одинаковым по отношению к разным детям.

          Если дети проявляют высокую активность – то педагогу следует разнообразить деятельность этих детей за счет организации творческих заданий. Менее активных следует побуждать и поощрять даже небольшие проявления активности.

          Постоянно общаясь с детьми, наблюдая за ними в течении дня, как отмечает Е.Л. Виногралова, педагог имеет возможность всесторонне изучать детские интересы, которые могут проявляться в играх, на занятиях или в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Анализ результатов детской деятельности, может вполне отражать своеобразие интересов каждого воспитанника и планировать дальнейшую работу с ними [13].

          Обязательным условием возникновения и дальнейшего развития познавательной мотивации по мнению Г.И. Щукиной является применение педагогом подобранных дидактических игр на разную тематику. Она полагает, что с применением таких игр и привлекая детей к участию в таких играх, педагог должен их научить умению внимательно слушать объяснения, до конца выполнять все указания. Отмечает также исследователь, что познавательная и воспитательная задача должны быть объединены и решаются должны в комплексе. Познавательная мотивация должна побуждать детей к активности, развивать любознательность, а старательность будет при этом оказывать влияние на качество деятельности, в результате чего ребенок усваивает предлагаемое содержание [48].

          В процессе участия детей в познавательных занятиях и преодоления трудностей у детей будет возникать интерес к учебной задаче, к поиску способов ее решения, на основе чего и формируется интерес к учению.

          В процессе обучения, как отмечает Е.А. Селюкова, важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. То есть, преодолевая трудности, ребенок должен переживать положительные эмоции от преодоления трудностей.

          Одним из приемов, входящих в метод формирования познавательной активности, исследователь называет прием создания на занятии ситуации занимательности - введение занимательных примеров и опытов [41].

          А.Г. Стригунова рекомендует педагогу в процессе формирования познавательной мотивации подбирать игровые ситуации таким образом, чтобы дети оказывались в ситуации поиска и размышлений. Подбирая индивидуальные задания с учетом личностных умений и навыков детей, педагог тем самым может обеспечить успех каждому ребенку. То есть, педагог должен учитывать уровень «актуальное развития» каждого ребенка и планировать «зону ближайшего развития» [44].

          Однако для обеспечения ситуации успеха необходима также и благоприятная безопасная психологическая атмосфера в группе при проведении занятий, и атмосфера должна создаваться воспитателем с применением разнообразных средств. Благоприятная развивающая среда и хороший микроклимат снижают чувство неуверенности, боязни и страха быть неуспешным. Поскольку в старшем дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к игре, то именно она, как отмечает Е.О. Смирнова, должна выступать в качестве основного психолого-педагогического средства развития устойчивой познавательной мотивации. Развиваются в них произвольное управление детьми своим повелением, совершенствуются при этом психические процессы [43].

М.В. Тендрякова отмечает, что благодаря играм у ребенка совершенствуются внимание, мышление, память, речь, воображение. Все эти функции необходимы для формирования успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллектив. Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку она считает необходимым не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение [45].

По мнению Е.Н. Пановой играя ребенок проявляет природную активность, самостоятельность, в момент игры включаются процессы саморегуляции. Если сюжетно-ролевые игры несут более широкое общеразвивающее влияние на личность дошкольника, то дидактические игры, самым непосредственным образом связаны с предстоящей учебной деятельностью [39].

Л.С. Выготский называл игру своеобразным «девятым валом развития», объясняя тем, что игра культивирует благоприятную среду для зарождения познавательных сил ребёнка, как основу для преобразования игровых действий в умственные [8]. По мнению В.Н. Аванесовой, игру можно назвать дидактической только тогда, когда познавательный элемент в ней неразрывно связан с элементом заинтересованности [15].

И.А. Чепайкина отмечает, что дидактическая игра – это специфическая, полноценная и достаточно содержательная в плане развития мотивации для детей деятельность. Она содержит в себе развивающий потенциал и обладает побудительными мотивами. В игре же заложены и неочевидные на первый взгляд способы действий. Проигрывание детьми тех или иных ролей в сюжетно-ролевых играх, способствует развитию у детей настойчивости в достижения цели, формируется стремление к успеху. В процессе игры формируется умение планирования, прогнозирования [47].

Дети учатся принимать поставленную перед ними задачу, продумывать и находить способы действия, осуществлять их вариативность, планировать и анализировать, осуществлять контроль и самоконтроль, оценивать результаты деятельности, преобразовывать и совершенствовать их.

 Дидактические игры формируют у старших дошкольников такие нравственно-волевые качества как: самостоятельность, умение ставить цели и следовать к их достижению, умение строить дружеские взаимоотношения между игроками, развитие произвольных действий, активно проявлять инициативу и мн. др. 

В.А. Хохлова признает ценность дидактических игр в формировании мотивационной готовности детей к обучению. Объясняя это тем, что они обладают огромным развивающим и обучающим потенциалом. В процессе участия в играх ребенок не только реализует свои игровые желания, но и учится взаимодействовать с другими участниками, проявляет волевые качества для достижения результата.[46]

Несмотря на высокую практическую значимость дидактических игр, по мнению специалистов наряду с педагогическими средствами эффективными являются и такие группы методов в работе с детьми, как художественные средства, предметы декоративно-прикладного искусства, детская художественная литература. Важны также вербальные и невербальные средства в виде визуального взаимодействия.

          И все же наиболее эффективным процесс формирования, развития и укрепления познавательной мотивации по мнению С.В. Малютиной осуществляется при следующих условиях:

- если присутствует максимальная опора на активную мыслительную деятельность дошкольников

- учебный процесс ведется на оптимальном уровне актуального развития дошкольников;

-если дети получает удовольствие и положительные эмоции в этой познавательной атмосфере обучения и развития;

- если общение детей с взрослыми является безопасным и продуктивным.

          Она придает особую важность также и влиянию эмоционального состояния ребенка на развитие его познавательной сферы, так как одной из групп мотивов являются именно непосредственно-побуждающие мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности, на положительных эмоциях [34].

          Е.Е. Кравцова также выделила педагогические условия, обеспечивающие достаточно устойчивые интересы дошкольников.

          К ним она относит условие обязательного создания обогащенной предметно-пространственной среды. Обязательным условием она считает вовлечение детей в выполнение посильных творческих заданий.

          Формирование у детей психологической установки на успешность выполнения предстоящей деятельности.

          Весьма желательным по мнению специалиста является создание проблемно-поисковых ситуаций.

          И обязательны считает специалист необходимость стимулирования положительно-эмоционального отношения ребенка к явлениям, предметам и видам деятельности, в которые он включен. А также условием является использование адекватных средств и методов на каждом этапе формирования познавательного интереса [30].

          Таким образом, условиями формирования познавательной мотивации детей являются ­ создание продуманной предметно-развивающей среды, организация различных видов деятельности детей.

Выводы

          1. В ходе теоретического анализа литературы мы выявили, что существуют два подхода и две точки зрения на подготовку дошкольника к школе – педагогический и психологический подходы. При подготовке к школе ученые рекомендуют учитывать все аспекты этих двух направлений подготовки и придают особое значение мотивационной подготовке.

          2. Проблема формирования мотивационной готовности детей к обучению в школе остается наиболее актуальной на современном этапе, ее решение позволит успешно решать вопрос по обеспечению равных возможностей ребенка в получении качественного образования. Познавательные мотивы, проявляясь в познавательном интересе, становятся самостоятельными мотивами действий ребенка, направляют его поведение на проявление самостоятельной познавательной активности.

3. Существует множество методов подготовки детей к школе, но одним из самых эффективных является дидактическая игра. С ее помощью можно сформировать и развить мотивационный компонент готовности к школе и желание проявлять познавательную активность.

Благодаря применению разнообразных методов, средств и создания соответствующих условий, лучше, лучше будет сформирована не только мотивационная готовность, но и в целом общая психологическая готовность к обучению дошкольников в школе.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКО


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ТИ НИЯУ МИФИ
Все отлично, курсовая написана на "Ура!", все замечания сразу были исправлены, спасибо, Ал...
star star star star star
лгу им пушкина
Работу выполнили быстро, как и хотела. Большой объём за короткий срок. Креативный подход, ...
star star star star star
МГИМО
Огромное спасибо исполнителю за внимательное отношение к моему заказу и подробные ответы н...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Решить задачи по математике

Решение задач, Математика

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Чертеж в компасе

Чертеж, Инженерная графика

Срок сдачи к 5 дек.

только что

Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082

Курсовая, Транспортная логистика

Срок сдачи к 14 дек.

1 минуту назад

Сократить документ в 3 раза

Другое, Информатика и программирование

Срок сдачи к 7 дек.

2 минуты назад

Сделать задание

Доклад, Стратегическое планирование

Срок сдачи к 11 дек.

2 минуты назад

Понятия и виды пенсии в РФ

Диплом, -

Срок сдачи к 20 янв.

3 минуты назад

Сделать презентацию

Презентация, ОМЗ

Срок сдачи к 12 дек.

3 минуты назад

Некоторые вопросы к экзамену

Ответы на билеты, Школа Здоровья

Срок сдачи к 8 дек.

5 минут назад

Приложения AVA для людей с наступающим слуха

Доклад, ИКТ

Срок сдачи к 7 дек.

5 минут назад

Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности

Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства

Срок сдачи к 13 дек.

5 минут назад

Контрольная работа

Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления

Срок сдачи к 30 дек.

5 минут назад
6 минут назад

Линейная алгебра

Контрольная, Математика

Срок сдачи к 15 дек.

6 минут назад

Решить 5 кейсов бизнес-задач

Отчет по практике, Предпринимательство

Срок сдачи к 11 дек.

7 минут назад

Решить одну задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

9 минут назад

Решить 1 задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

10 минут назад

Выполнить научную статью. Юриспруденция. С-07083

Статья, Юриспруденция

Срок сдачи к 11 дек.

11 минут назад

написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.

Доклад, Управение проектами

Срок сдачи к 13 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.