это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3027316
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
1.1 Воображение, виды и функции воображения……………………………….7
1.2 Механизм творческого воображения……………………………………….12
1.3 Творческое воображение младшего школьника и подростка…………….16
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ…………………………………………………………20
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Изучение исходного уровня развития творческого воображения………..22
2.2 Исследование занятий по изобразительной деятельности, направленных на развитие творческого воображения…………………………………………23
2.3 Эффективность занятий изобразительной деятельности в развитии творческого воображения……………………………………………………….27
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ………………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….31
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….33
ВВЕДЕНИЕ
Воображение - особенная форма психики человека, оно стоит в стороне от других психических течений и одновременно занимает не основное положение между такими понятиями, как восприятие, мышление и память. Воображение свойственно только для человека. С помощью воображения человек создает, осмысленно планирует свою работу и управляет ею. Его финансовая, моральная культура есть продукт воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за область его мгновенной реальности, подсказывает ему про прошлое, открывает будущее. Обладая разносторонним воображением, человек сможет «жить» в различном времени, а этого не может допустить никакое иное живое существо в мире.
Направление воображения всегда ведет к практической деятельности человека. Перед тем, как что-то сделать он представляет, что необходимо сделать и как он будет это делать. Следовательно, человек уже наперед представляет образ материальной вещи, которая будет создаваться в следующей практической деятельности. Эта умение человека наперед представлять конечный результат своей работы, а также деятельность образования материальной вещи, сильно отличает человеческую взаимную деятельность от «деятельности» животных.
Д.И. Писарев писал: « Если бы человек был безукоризненно лишен дара мечтать, если бы он не смог хоть иногда забегать вперёд, и наблюдать воображением своим в цельной и законченной красоте то самое создание, которое только что начинает созидаться под его руками,- тогда я окончательно не могу себе представить, какая мотивационная причина побудила бы человека совершать и доводить до конца большие и утомительные работы в сфере искусства, науки и практической жизни».
Ежедневная деятельность устанавливает перед человеком множество задач. Для их разрешения не всегда есть нужные знания. Воображение дополняет этот момент: оно комбинирует, основывает новое сочетание присутствующих сведений. Воображение значимо расширяет и углубляет процесс познания. Воображение играет большую роль в образовании объективного мира. Перед тем, как изменить что-нибудь практически, человек изменяет это мысленно.
Из вышесказанных противоречий вытекает проблема исследования: какие существуют наиболее результативные формы, методы и условия для формирования творческого воображения у детей младшего школьного возраста.
Следовательно, не полная сформированность данной проблемы воспитания творческого воображения у детей младшего школьного возраста, вышесказанные противоречия, а также теоретическое значение исследования обусловили выбор темы данной курсовой работы: «Методические основы творческого воображения обучающихся в условиях образовательной организации».
Цель исследования – теоретически подтвердить и разработать комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – процесс формирования творческого воображения у школьников.
Предмет исследования – совокупность занятий по формированию творческого воображения у детей младшего школьного возраста.
Были установлены такие задачи исследования:
1. На основании рассмотрения литературы объяснить содержание определения «творческое воображение».
2. Раскрыть особенности формирования творческого воображения у учащихся.
3. Объяснить возможности декоративной и прикладной деятельности в развитии творческого воображения у школьников.
4. Выполнить диагностическое изучение данного уровня формирования творческого воображения у учащихся.
5. Создать и апробировать систему занятий по формированию творческого воображения у учащихся младших классов.
Теоретической и методологической основой данной работы представились труды таких ученых:
– по концепции формирования воображения у детей младшего школьного возраста (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, П. Торренс, Д.Б. Эльконин);
- по проблемам формирования креативности, творческого воображения и умений детей (Д. Б. Богоявленская, Л. А. Венгер, В. Н. Дружинин, А. В.Запорожец, В. А. Кудрявцев, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Поддъяков, К. Хеллер, Дж. Гилфорд);
- по проблемам формирования детского творчества (Н. Н. Волков, Л. С. Выготский, Е. И. Игнатьев, В. И. Кириенко, Л. Ф. Обухова);
- по формированию творческого воображения (Т. С. Комарова, Н. Б. Саккулина, Е. А. Флерина, Т. Я. Шпикалова);
- по вопросам связи воображения с опытом личности и с формированием эмоциональной области (Л.С. Выготский, Л.П. Печко, А.И. Савенков, Л.Ю. Субботина).
Для решения данных целей и задач были применены такие методы исследования:
– теоретические: анализирование, синтез, обобщение научных познаний в формировании творческого воображения младших школьников;
–эмпирические: наблюдение педагога, анкетирование, тестирование.
– способы обработки следствий исследования: статистические и математические.
Базой нашей работы является-…………., ……… область, МОУ ….. № ………, 1 класс
Практическая значимость изучения содержится в разрабатывании и внедрении системы занятий по формированию творческого воображения у младших школьников, а также в потенциале использования этого комплекса занятий в педагогической практике начальной школы.
Структура и объем данной курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
1.1 Воображение, виды и функции воображения
Воображение - психический процесс, который заключается в произведении новых образов, идей, мыслей на основании существующих представлений, знаний, опыта [15].
Толчком к воображению являются задачи, которые стоят перед человеком, его надобности, желания, эмоции, настроения, мировоззрение, надобность предугадывать будущее в труде и жизни.
Воображение можно понять как процесс предоставления информации в виде образов. Другими словами, в образах, которые рождены воображением человека, в которых всегда содержится что-то такое, чего нет в настоящей действительности.
Когда мы думаем о будущем или когда стараемся представить себе то, что в этот момент времени нет или не может быть воспринято, это воображение.
Воображение в наших мечтах, выдумках, грёзах. Воображение мы применяем тогда, когда берёмся за творческий процесс, который содержит в себе образы в качестве результатов творчества. Воображение человека имеет немало общего с восприятием, памятью и мышлением. Для этого мы рассмотрим различия воображения от названных познавательных процессов.
Восприятие – это, процесс рождения образов в следствии прямого влияния информации на органы чувств человека.
Восприятие – это, процесс рождения образов в недостатке настоящей стимуляции органов чувств со стороны объективно присутствующих явлений и предметов.
Другими словами, в восприятии образы появляются лишь тогда, когда взаимосвязанные с ними предметы и действия присутствуют в окружающем мире и действуют на органы чувств человека, а в воображении образы появляются, когда надлежащие предметы и действия отсутствуют. В этом содержится первое различие воображения от восприятия.
Вторым отличием является то, что образы восприятия более или менее точно отображают независимо имеющиеся явления и предметы и не обладают таким, чего не было в этих предметах и действиях. Образы, которые рождаются воображением человека, всегда содержат в себе такое, чего нет в настоящей действительности. Бывает так, что они есть продукт обычной фантазии, значит ничему в данной действительности не соответствуют вообще.
Близка к воображению человека его образная память. Но, можно увидеть конкретные различия воображения от памяти. Память может повторить лишь то, что человек когда-нибудь запомнил. В ней не существует ничего такого, чего не было бы в памяти человека, долговременной или оперативной. Образы, которые рождены воображением, всегда обладают чем-то не существующим в памяти.
Имеется несколько систем видов воображения, и каждая из них имеет в своём создании какой-нибудь из основных признаков воображения: активность, связь с готовностью человека, независимость произведения новых образов.
По признаку активности распознают пассивное и активное воображение.
Пассивным называется воображение, в котором образы создаются спонтанно, без внимания сознания и воли человека. Они возникают в голове, выплывают, меняются внезапно, и человек не может их контролировать.
Пример пассивного воображения есть образ сновидений и галлюцинаций, а также образ, который возникает во время болезни в сознании человека, к примеру в бреду. В случаях пассивного воображения есть отрыв (совершенный или почти совершенный) от практической деятельности. Здесь выдумка формирует образы, которые не осуществлены в жизни, отмечаются программы поведения, которые не реализовываются и не могут быть олицетворены. В таком случае человек может преднамеренно, а иногда и непроизвольно временно уходить в область далёких от действительности изображений. Стандарты фантазии, намеренно вызванные, но не взаимосвязанные с волей, которая направлена на внедрение их в жизнь, называются грёзами. Всем людям характерно грезить о чём-нибудь приятном, веселом.
Пассивное воображение может быть намеренным и непреднамеренным.
Преднамеренное пассивное воображение формирует образы, не взаимосвязанные с волей. Такие образы приобрели название грез. В грезах более ярко показывается связь воображения с надобностями личности. Превосходство грез в психической жизни человека может приводить его к отрыву от настоящей действительности, уходу в придуманный мир, что, а это, начинает затормаживать его психическое и социальное формирование этого человека.
Непреднамеренное пассивное воображение замечается при ослаблении деятельности сознания, его нарушении, в полудремотном положении, во сне и т.д. Более всего, показательным появлением пассивного воображения есть галлюцинации, при них человек воспринимает несуществующие объекты.
Активное воображение – это такое воображение, при котором рождаются образы при энергичном участии сознания и воли человека. Тут человек определяет перед собой цель выдумать, предоставить нечто в виде образа, и одновременно, контролирует процесс, который решает назначенную задачу.
К примеру, активным воображением есть образы художников, писателей, инженеров, которые заняты сознательным творческим трудом. Инициативно воображение ребёнка, который выдумывает что-нибудь, к примеру, рисует, сочиняет и т.п [3, с.10]
В соотношении от самостоятельности и своеобразия образов активное воображение бывает воссоздающим и творческим.
Воссоздающее воображение – это, изображение чего-нибудь нового для этого человека, который опирается на словесное изображение или условное изображение этого нового (чертёж, схему, нотную запись). Такой вид воображения обширно применяется в различных видах деятельности человека, в том числе и в обучении.
Главным условием правильного изображения того, что обрисовывается словами, есть наличие знаний, на которые следует опираться, возрождаемые по описанию.
Творческое воображение - это произведение новых образов без помощи, готового описания или условного изображения.
Творческое воображение содержится в самостоятельном произведении новых образов. Оно взаимосвязано с творческой деятельностью человека. Без творческого воображения неосуществимо участие изобретателя или конструктора.
Воображение человека универсально. Среди его главных функций выделяют:
1) гностическую и эвристическую - способствует воображению обнаруживать и выражать в образах более важнейшие, существенные стороны действительности;
2) защитную - способствует регулированию эмоционального состояния (удовлетворить потребности, уменьшать напряжение и т.д.);
3) коммуникативную - полагает связь или в процессе произведения продукта воображения, или при оценке итога;
4) прогностическую - содержится в ней то, что продукт воображения есть цель, к которой устремляется субъект.
Перестройка действительности в воображении повинуется своим законам и исполняется в соответствии с назначенными способами и приемами. Новейшие представления, при помощи операций анализа и синтеза, начинаются на базе того, что уже отражено в сознании. Следовательно, процессы воображения включают в мыслительное разложение исходные представления, которые делятся на составные части (анализ) и последующее их объединение в новейших сочетаниях (синтез), т.е. носят аналитический и синтетический характер.
Различают несколько способов создания образов:
1) Агглютинация - "склеивание", сочетание, слияние некоторых элементов или частей некоторых предметов в единый образ. Например, образ водяной русалки в народных сказаниях образовался из образов женщины (голова и туловище), рыбы (хвост) и зеленых водорослей (волосы).
2) Акцентирование или заострение - распределение и акцентирование какой-нибудь части, мелочи в формируемом образе. Сатирики определяют самое основное в образе, меняя пропорции: болтуна показывают с длинным языком, человека, который любит поесть наделяют большим животом.
3) Гиперболизация- увеличение или уменьшение объекта, изменение числа частей объекта или их смещение. К примеру, многорукий Будда в индийской религии, драконы с семью головами, одноглазый циклоп.
4) Схематизация- выравнивание отличий предметов и определение черт схожести между ними. Так формируются национальные орнаменты и узоры, части которых взяты из окружающего мира.
5) Типизация -отделение основного, повторяющегося в одинаковых фактах и внедрение их в определенном образе. К примеру, имеются профессиональные образы рабочего, врача.
Важнейшие функции воображения: [4]
1) гностически-эвристическая - позволяющая воображению обнаруживать и проявлять в образах более существенные, важные стороны действительности;
2) защитная - разрешает регулировать эмоции (удовлетворять потребности, снижать напряжение и т.д.);
3) коммуникативная - полагает общение или в ходе создания результата воображения, или при оценке результата;
4) прогностическая - содержится в том, что результат воображения есть целью, к которой стремится субъект.
1.2 Механизм творческого воображения
Творческое воображение представляется очень сложным по своему составу процессом. Оно включает в себя три главных этапа: [3]
1) Накопление материала;
2) Переработка собранного материала (диссоциация и ассоциация впечатлений) ;
3) Комбинация некоторых образов, погружение их в систему, выстроение сложной картины.
В начале такого процесса стоит всегда восприятие внешнее и внутреннее, которые составляют его основу. То, что ребенок увидит и услышит, есть, таким образом, первая опорная точка для его будущего творчества. Ребенок собирает материал, из которого в дальнейшем будет формироваться его фантазия.
Далее идет очень важный процесс переработки такого материала. Главными составными частями такого процесса есть диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Любое впечатление состоит из сложного целого, которое состоит из несколько отдельных частей.
Диссоциация включает в себя то, что это трудное целое как бы делится на части, некоторые части выделяются в основном в сравнении с иными, одни сохраняются, иные забываются.
Для того чтобы объединять вследствии разнообразные элементы, человеку необходимо раньше всего нарушить ту природную связь элементов, в которой они были поняты. распределение некоторых черт и сохранение без внимания иных и может быть по праву признано диссоциацией.
Диссоциация, следовательно, представляется нужным условием для будущей деятельности фантазии. Такой процесс очень важен во всем умственном формировании человека, этот процесс лежит в центре абстрактного мышления, в центре образования понятий. Это умение найти некоторые черты сложного единого имеет большое значение для всей значительно творческой работы человека над впечатлениями.
После процеса диссоциации идет процесс изменения, которому передаются эти диссоциированные элементы. Такой процесс изменения или искривления лежит в основе динамичности внутренних нервных возбуждений, а также соответствующих им образов. Результаты от внешних впечатлений не лежат неподвижно в нашем мозгу, как вещи на дне сумки. Эти результаты являются процессом, которые движутся, изменяются, живут, умирают, и в таком движении заложено их изменение под влиянием внутренних факторов, искажающих и перерабатывающих их.
Примером такого процесса есть преувеличения и преуменьшения некоторых элементов впечатлений. Данные в реальности впечатления изменяются, увеличивая или уменьшая данные природные размеры. Влечение детей к преувеличению, имеет очень большие внутренние основания [14, с.235]
Такие выводы заключаются в большей степени в том влиянии, которое проявляет наше внутренняя эмоция на внешние впечатления. Мы выдумываем потому, что мы хотим видеть вещи в выдуманном виде, потому что это отвечает нашей потребности, нашему внутреннему положению. Это преувеличение рождается интересом ко всему отличающемуся и необыкновенному, к которому добавляется чувство гордости, которое связано с представляемым обладанием чего-нибудь особенного. В таком процессе видоизменения, и преувеличения, совершается у ребенка упражнение в оперировании с величинами, которые прямо в его опыте не были предоставлены.
Игра с числовым преувеличением оказывается в значительной степени существенной для человека, и прямое доказательство этому мы наблюдаем в астрономии и иных естественных науках, которым доводится пользоваться не меньшими, а гораздо большими величинами. И это использование величин - меньшими или большими - разрешило человечеству основать астрономию, геологию, физику, химию.
Следующий момент в составе систем воображения является ассоциация, т. е. соединение диссоциированных и измененных частей. Такая ассоциация может совершаться на всякой основе и получать всякие формы от чисто субъективного соединения образов до объективно научного, который соответствует, например, географическим изображениям.
Последний момент предварительной работы воображения есть комбинация некоторых образов, погружение их в систему, построение сложной картины. Деятельность творческого воображения не оканчивается на этом. Весь круг такой деятельности будет окончен тогда, когда воображение олицетворяется, или кристаллизуется, во внешних образах.
Развитие перечисленных процессов (этапов) творческого воображения зависит от некоторых главных психологических факторов.
Первым этапом представляется потребность человека в адаптации к окружающей среде. Когда окружающая жизнь не устанавливает перед человеком проблемы, если обыденные и наследственные его реакции полностью уравновешивают его с окружающим средой, тогда нет никакой причины для появления творчества.
Значит в центре творчества всегда лежит неприспособленность, из нее и начинаются потребности, влечения или желания. Присутствие потребностей или желаний приводит, в движение воображение, пробуждение следов нервных возбуждений, доставляет материал для его работы. Такие два условия нужны и достаточны для того, чтобы уяснить деятельность воображения и всех его процессов [21, с.211]
Вторым фактором является деятельность воображения, которая зависит от опыта, от нужд и заинтересованностей, в которых эти потребности отражаются. Также оно зависит от комбинаторного таланта и упражнения в такой деятельности, олицетворения продуктов воображения в духовную форму; зависит от технических навыков и от традиций, т. е. от тех образцов творчества, которые воздействуют на человека.
Творчество является исторически преемственным процессом, где всякая следующая форма назначена предшествующими. Этим же разъясняется и непропорциональное разделение открывателей и творческих деятелей по всяким классам. Элитные классы дают гораздо больший процент научных, технических и художественных изобретателей, так как в таких классах существуют, такие условия, которые нужны для творчества. Какое бы ни было личное творение, оно всегда содержит в себе социальный коэффициент. В таком смысле никакое изобретение не будет только личным, в нем всегда будет что-то от анонимного сотрудничества.
1.3 Творческое воображение младшего школьника и подростка
Есть мнение, что у ребенка воображение больше, чем у взрослого человека. Детство считают той порой, когда фантазия сформирована наиболее, и, по степени формирования ребенка его воображение и фантазия убавляются. Целый ряд наблюдений над фантазией дает предлог для этого вывода. Гете, говорил, что дети могут из всего сделать все, и такая нетребовательность, неприхотливость детской фантазии, принималась частенько за свободу или роскошь детского воображения. Дальше основание детского воображения быстро, ярко разнится с опытом взрослого человека. Ребенок живет в фантастическом мире больше, чем в реальном. Неточность, искажение настоящего опыта, преувеличение, желание сказок и фантастических рассказов, свойственна ребенку. Все эти показатели послужили основанием для того, чтобы говорить, как будто фантазия в детском возрасте действует многообразнее, чем у взрослого человека [5].
Но такой взгляд не находит в себе утверждения при научном анализе этого вопроса. Опыт ребенка на много беднее, чем опыт взрослого человека. Интересы ребенка проще, примитивнее, беднее; взаимоотношения его со средой тоже не имеют такой сложности, многообразия, которые различают поведение взрослого человека. Воображение у ребенка, беднее, чем воображение взрослого человека; в ходе формирования ребенка вырабатывается и воображение, достигает своей зрелости только у взрослого человека. Воображение во всех сферах творческой деятельности относятся только уже к созревшей фантазии. По степени приближения к зрелости формируется и воображение.
Формирование воображения и формирование рассудка очень разнятся в детском возрасте, и такая относительная независимость детского воображения, его самостоятельность от деятельности почему продукты данного творческого рассудка, представляются выражением не богатства, а бедности детской выдумки. Ребенок сможет вообразить себе на много меньше, чем взрослый человек.
Но не только материал, из которого состоит воображение, беднее у ребенка, чем у зрелого человека, но и характер сочетаний, которые добавляются к такому материалу, их особенность и разнообразие существенно уступают подходам взрослого. Из всяких форм взаимосвязи с реальностью, воображение ребенка располагает в равной категории с воображением взрослого, собственно действительностью элементов, из которых оно формируется.
Как у взрослого, сформулирован и настоящий эмоциональное воображение ребенка; если рассматривать другие формы связи, то мы видим, что они формируются только с годами, очень медленно и очень понемногу. [3]
У подростков, иногда в период полового созревания соединяются сильный подъем воображения и первое начало созревание фантазии. В такой период случается глубокая перестройка воображения: из субъективного в объективное.
В физическом порядке проблема этого кризиса - формирование взрослого организма и взрослого мозга, а в психологическом порядке - противоречие между прямой субъективностью воображения и наличием рассудочных процессов или, иными словами, между нестабильностью и стабильностью ума. Переходный возраст объясняется в едином ряде отношений наличием противоречий, полярностью моментов. Такой возраст представляется критическим или устойчивым: в этом возрасте нарушено детское равновесие организма и не найдено еще равновесие организма зрелого. Воображение в такой период характеризуется изменением, разрушением и исследованием нового равновесия [18, с.509]
Деятельность воображения в таком виде, какая она есть в детском возрасте, у подростков сворачивается. Это очень легко изменить в тот момент, когда у ребенка такого возраста, исчезает пристрастие к рисованию. Рисуют только одиночки, в большей части особенные одаренные в таком отношении дети.
Ребенок критикует свои рисунки, детские схемы не удовлетворяют, они кажутся ему слишком независимыми, он приходит к пониманию, что он не может рисовать, и бросает занятие рисованием. Такое же сворачивание детской фантазии мы видим тогда, когда у ребенка отсутствует интерес к простым играм более раннего детства, к дивным сказкам и рассказам.
Противоречие новой формы воображения, которая рождается сейчас, легко вытекает из того факта, что более известной и популярной формой деятельности воображения в таком возрасте есть литературное творчество. Оно активизируется большим подъемом субъективных переживаний, пониманием и углублением интимной жизни подростка, в этот момент формируется особый, свой духовный мир. Все-таки такая субъективная сторона пытается появиться в объективной форме - в стихах, в рассказе, в такой творческой стороне, которые подросток принимает из окружающих его источников взрослых людей. Формирование такого противоречивого воображения идет по пути следующего отмирания его субъективных сторон и по линии увеличения и закрепления сторон объективных. У массового подростка сворачивается его интерес к литературному творчеству, подросток с начала с опаской относиться к нему, как ранее относился критически к своему рисунку; его начинает не устраивать не слишком достаточная объективность его работ как писателя, и он оставляет писательство [20, с.20]
В это же время появляются два главных типа воображения: пластическое и эмоциональное, или внешнее и внутреннее воображение. Эти два главных типа обладают важнейшим образом материалом, на котором основываются создание фантазии, и законами такого построения. Пластическое воображение применяет преимущественно данные внешних впечатлений, оно состоит из элементов, взятых извне; эмоциональное, напротив, состоит из элементов, заимствованных изнутри. Одно из них мы можем назвать объективным, а иное субъективным. Выражение того и иного типа воображения и со временем их дифференциация свойственна именно такому возрасту.
Следовательно, существует двойственная роль, которую может играть воображение в действиях человека. Оно в равной мере может и привести и увести человека от действительности. Особенно проявляется в переходном возрасте, за частую находит эти опасные стороны воображения. Найти удовлетворенность для себя в воображении обычно легко, и уход в мечты, бегство в не существующий мир часто отводит силы и волю подростка от мира настоящего. Формирование мечтательности и взаимосвязанной с нею замкнутости и внедрения в себя образовывает непременную черту этого возраста. Все эти явления образовывают теневую сторону такого возраста. Такая тень мечтательности, которая упадет на этот возраст, эта двойная роль воображения делает его более сложным процессом, изучение которого становится очень трудным.[13]
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
Следовательно, изучив теоретические моменты потенциала изобразительной деятельности в формировании воображения у детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводам:
1. Воображение – это психическое развитие создания образов предметов, обстоятельств, условий путем приведения, в сочетании имеющихся у человека знаний.
2. Воображение исполняет в жизни ребенка значительную роль, чем в жизни взрослого, появляется гораздо чаще и дает важно более легкое отступление от реальности, нарушение жизненной действительности. Постоянная работа воображения – это один из шагов, которые ведут к познанию и пониманию детьми конкретного личного опыта.
3. Результативнее всего формировать воображение у дошкольников полагается в изобразительной деятельности, потому что такая деятельность содействует развитию образов воображения у дошкольников, образы, в существенном, не опережают деятельности, а начинаются лишь в ходе ее. Начальные формы появления воображения у ребенка взаимосвязаны с независимым сотворением первых образов рисунка (аппликации) и показывают собой некоторые отдельные воображаемые признаки, элементы, которые дополняют графические моменты рисунка.
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Изучение исходного уровня развития творческого воображения
Исследование проводилось с детьми 1 класса. В нем приняли участие 7 учащихся. Для раскрытия исходного уровня формирования творческого воображения школьников были применены такие методики:
1. Методика «Рисунок» (Р.С. Немов)
В данной методике учащемуся дан стандартный лист бумаги и фломастеры (не меньше шести различных цветов). Учащийся получает задание выдумать и нарисовать какую-то картину. На это дается 5 мин.
Оцениваемые размеры:
1) необычность, своеобразие образов;
2) разнообразие фантазии (многообразие образов);
3) масштабность и проработанность (подробность) образов;
4) восприимчивость, эмоциональность образов.
2. Методика «Скульптура» (Р.С. Немов)
Школьнику дается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-нибудь поделку, вылепив ее из пластилина.
Фантазия школьника оценивается приблизительно по тем же параметрам, что и в предыдущей методике, от 0 до 10 баллов.
0-1 балл выставляется школьнику в таком случае, если за отведенное на осуществление задания время (5 мин) и ребенок не смог ничего выдумать и сделать руками.
2-3 балла школьник получает тогда, когда он выдумал и вылепил из пластилина что-нибудь очень элементарное, к примеру шарик, кубик, палочку, кольцо и т.п.
4-5 баллов школьник получает в том случае, если он вылепил обычно простую поделку, которая состоит из небольшого количества обычных деталей, не больше двух-трех.
6-7 баллов школьнику ставят в том случае, если он придумал что-то особенное, но также не отличающееся разнообразием фантазии.
8-9 баллов школьнику ставят тогда, когда выдуманная им вещь довольно оригинальная, но поэлементно не проработанная.
10 баллов по такому заданию школьник может получить только в том случае, если выдуманная им вещь очень оригинальна, поэлементно проработана и различается хорошим художественным вкусом.
3. Методика «Фантазия» (Р.С. Немов)
Шкала «Фантазия» состоит из таких показателей:
1. Новизна - оценивается по 4-х уровневой шкале, копирование предмета (ситуации, явление), небольшие изменения прототипа, полученного принципиально нового объекта (ситуации, явления);
2.Убедительность (веской считается обоснованная идея, обрисованная ребенком с достаточной уверенностью).
Выводы про уровень формирования творческих способностей:
10 баллов - очень высокий; 8-9 баллов – высокий; 4-7 баллов – средний;
2-3 балла – низкий; 0-1 балл - очень низкий.
Следовательно, для диагностики формирования воображения было применено три методики.
В таблице показаны итоги диагностики детей (приложение 1).
Как видно из таблицы и рисунка, итоги школьников такие:
1) Высокий уровень формирования воображения показан у троих детей;
2) Средний уровень - у троих ребят;
3) Низкий уровень - у одного ребёнка.
Начальные исследования показали, что нужна целеустремлённая работа с большей частью школьников по формировании воображения [14, с.127]
2.2 Исследование занятий по изобразительной деятельности, направленных на развитие творческого воображения
В ходе проведенного исследования, была представлена ряд занятий по формированию воображения у школьников средствами изобразительной деятельности. Была применена авторская методика Петуховой Л.В. о формировании художественных и творческих умений школьников на базе нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Программа занятий состояла из системы творческих заданий, которые направлены на развитие у детей способности образовывать новые образы, применяя для этого возможности различных видов искусства и произведение проблемных и поисковых ситуаций, применение игровых упражнений и формирующих дидактических игр, которые активизируют творческое воображение.
Технология полагает три этапа обучения: обучающий, развивающий, творческий.
Для решения первой проблемы развивающего этапа эксперимента была применена система занятий, которая содержала в себя разнообразные нетрадиционные техники изобразительной деятельности, способы рисования, которые изучаться детьми в циклах «Радуга цвета», «В стране чудес», «Счастливый художник».
Любой из этапов развивающего эксперимента был обращен на результат главной цели - формирование художественных и творческих способностей у школьников. В соотношении с содержанием любого цикла была назначена технология, которая основывалась на выборе основных методов и приемов. Состоит из трех этапов: эксперимент, вариативность, творческая деятельность [10].
Первый этап эксперимента назван «экспериментирование», так как на данном этапе дети ознакомятся с нетрадиционными техниками, с особенностями и значительными возможностями, экспериментируют, создают рисунки, осваивают разные варианты в следующем для подготовки места последующих работ.
В ходе развертывания экспериментальной деятельности школьник способен опираться не только на внешние и эмпирические свойства предметов, а также на их образное представленные существенных характеристик. Принцип первого этапа полагает обучение школьников умению правильно применять изобразительные материалы (гуашь, акварель) в нетрадиционных техниках (кляксография, монотипия, печатание листьями, набрызг, рисование по-сырому), принимая во внимание, что при обучении каждой нетрадиционной технике следует порядок этапов (разработаны технологические карты). Понемногу происходит накапливание детьми художественного опыта рисования в применяемых техниках, учителем применяются «опорные элементы» - изображения нетрадиционных техник, для наилучшего их запоминания, формирования воображения и обогащения творческих явлений на такой основе формируемых изображений детьми. Соединяющим началом появляется игра, игровые способы, которые увеличивают «эмоциональное действие рисования и игры на ребенка», повышается «интерес к способу отражения», и искусство (художественное слово, живопись, музыка), где «репродукция с картин, иллюстрация к стихам о природе, а также литературные тексты пом?
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!