Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Бюджетный процесс в Российской Федерации. Сущность и проблемы

Тип Курсовая
Предмет Финансы

ID (номер) заказа
3031234

500 руб.

Просмотров
659
Размер файла
61.17 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВВЕДЕНИЕ. Ведущую и решающую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет регулирование государством в рамках избранной властью экономической политики. Одним из важнейших механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - социальная финансовая система, основным звеном которой является государственный бюджет той или иной страны. Именно через финансовую систему государство развивает централизованные фонды и влияет на формирование децентрализованных фондов, обеспечивая возможность выполнения функций, возложенных на государственные учреждения.
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала 1990-х годов, не могли не затронуть сферу государственных финансов, особенно бюджетную систему. Государственный бюджет является основным средством мобилизации и расходования национальных ресурсов, предоставляя политическим властям реальную возможность влиять на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики и оказывать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
В настоящее время большое внимание уделяется вопросам, связанным с бюджетной структурой государства, внебюджетными фондами, государственным долгом, бюджетным дефицитом и отношениями между бюджетами. Также здесь особую роль имеет государственный бюджет России, который является главным финансовым документом страны, определяющим многие параметры развития на предстоящий год и на среднесрочную перспективу. Поэтому разработка его показателей важна для всех уровней власти на всех этапах процесса расчета.
В период мобилизации средств в бюджет и их использования возникли финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения устанавливаются на основе финансовой и бюджетной политики, разрабатываемой и реализуемой органами власти. Налогово-бюджетная политика включает в себя действия органов исполнительной и представительной власти в области налогообложения, валютных, ценовых и иных финансов, которые составляют основу бюджетной процедуры.
Выполнение возложенных на государство функций связано с наличием необходимых финансовых ресурсов, что в свою очередь требует концентрации части создаваемых государством средств в бюджете. При перечислении этих средств в бюджет и их использовании возникали финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения устанавливаются на основе финансовой и бюджетной политики, разрабатываемой и реализуемой органами власти. Фискальная политика включает в себя действия государственных и региональных органов власти в области налогообложения, валютного, ценового и иного финансирования.
Кодекс бюджетных процедур устанавливает правила и порядок применения норм бюджетного права субъекта. Он контролирует весь цикл формирования бюджета, от момента его подготовки до момента утверждения отчета о его исполнении, вводит порядок составления бюджета и порядок действий различных субъектов правоотношений - участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.
Правовой основой бюджетного процесса Российской Федерации являются: Конституция, положения бюджетного закона Российской Федерации и принятые на его основе нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Безусловно, стабильность и достаточность финансовых ресурсов, необходимых для реализации компетенций национальных органов власти, является одной из наиболее актуальных проблем среднесрочного и текущего прогноза направлений, требующих серьезного осмысления и практического решения.
Актуальность работы состоит в том, что комплекс мер, принимаемых администрацией и представительными органами власти для разработки и реализации бюджетной политики и управления бюджетной системой, представляет собой бюджетный процесс. Бюджетный процесс здесь определяется как деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и средств массовой информации, который регулируется правилами и процедурами законопроекта при подготовке и рассмотрении его проектов бюджета.
В качестве объекта работы была рассмотрена сущность бюджетного процесса.
Предмет – бюджетный процесс в Российской Федерации, его сущность и ключевые проблемы.
Цель работы – изучить, как в настоящее проходит бюджетный процесс в Российской Федерации и какую сущность и ключевые проблемы он имеет. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. Раскрыть понятие, принципы и основные этапы бюджетного процесса;
2. Рассмотреть основных участников и их полномочия на различных стадиях бюджетного процесса;
3. Изучить анализ доходной и расходной части бюджета;
4. Произвести анализ сбалансированности бюджета;
5. Провести анализ соответствия бюджетного планирования задачам и приоритетам бюджетной политики.
При написании данной работы были использованы методы исследования:
1. теоретические:
а) анализ для разделения темы на более мелкие части, чтобы лучше понять их (анализ научно-методической литературы и документальных и архивных материалов);
б) синтез для объединения ранее разрозненных понятий в одно целое.
2. эмпирические:
а) наблюдение для описания поведения изучаемого объекта;
б) сравнение для выявления в объекте новых и важных свойств.
Теоретическая основа исходит из того, что в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику: Быкова Н.Н., Волкова А.А., Давыдова Н.Ю., Ефимов Я.Г. и т.д.
Эмпирическая база исследования включает себя ряд нормативно-правовых документов: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и т.д.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность темы исследования, его цель, задачи, предмет и объект, теоретическая, методологическая и информационная база. В первой главе исследованы теоретические аспекты. Во второй главе проведен анализ исследуемой темы. В заключении обобщены основные выводы и предложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА1.1 Понятие, принципы и основные этапы бюджетного процесса
Центральное место в финансовой системе любой страны занимает государственный бюджет на текущий финансовый год, имеющий силу закона. Бюджетный закон Российской Федерации определяет бюджет как форму формирования и расходования средств на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Таким образом, государственный бюджет служит средством накопления финансовых ресурсов для государства, предоставляя органам государственной власти возможность содержать государственный аппарат, армию, осуществлять общественную деятельность и выполнять приоритетные экономические задачи, то есть выполнять функции, присущие государству [1, c. 159-182].
Как правило, тип бюджет в государственном устройстве – это, сложившаяся форма управления и взаимоотношения между членами общества, которая определяет особенности финансовой системы. В странах социалистической экономической модели, в том числе и на постсоветском пространстве, это во многом обусловлено монополией государственной собственности на средства производства и наличием мощного государственного аппарата, главной задачей которого является обслуживание потребностей государства.
Резкие изменения в российской экономике и ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х годов, спровоцировали серьезные изменения в бюджетном механизме. С появлением новых форм собственности, а, следовательно, и нового корпоративного образования, приведшего к сдвигу в доходах, движение денежных средств стало возможно регулировать, прежде всего, косвенными методами, а прямое распределение средств, после ликвидации всепроникающего господства ЦК, поставило вопрос о разграничении полномочий между законодательной и исполнительной властью в управлении финансовыми ресурсами общества и соответствующих нормах бюджетного процесса.
Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней бюджета:
Первый уровень – это федеральный бюджет Российской Федерации и внебюджетные государственные фонды;
Второй уровень - это бюджеты субъектов Российской Федерации (их всего 89);
Третий уровень - местный бюджет (около 29 тысяч городов, районов, сел и сельских бюджетов) [4, c. 160-170].
Как видно, структура бюджета Российской Федерации определяется ее государственным устройством. В унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня - государственный бюджет и местный бюджет.
Бюджетное законодательство Российской Федерации содержит понятие «комплексный бюджет» и рассматривается как совокупность бюджетов всех уровней соответствующей территориальной бюджетной системы. Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации - это бюджет самого субъекта и совокупность бюджетов муниципальных образований, расположенных на его территории. Консолидированным бюджетом Российской Федерации является федеральный бюджет ее субъектов.
Процессуальные нормы бюджетного права и их строгое соблюдение обеспечивают законность применения основных норм бюджетного права, то есть правильность и своевременность поступления доходов и расходов бюджета.
В бюджетном процессе существует несколько ключевых понятий. Понятие бюджетного года - это календарный год, состоящий из 12 месяцев, начинающийся 1 января и заканчивающийся 31 декабря. Ограничение бюджетных обязательств истекает 31 декабря и не допускает принятия денежных обязательств после 25 декабря, а подтверждение денежных обязательств должно быть заверено органом, исполняющим бюджет, 28 декабря.
Средства, полученные бюджетным учреждением в связи с его оперативной деятельностью, которые не были использованы по состоянию на 31 декабря, зачисляются на вновь открытый лицевой счет соответствующего бюджетного учреждения в том же размере. Этапы бюджетного процесса строго упорядочены, и этот порядок не меняется. При этом, с каждым новым бюджетом работа начинается заново, потому что национальный доход государства меняется каждый год, и перераспределение средств зависит от задач, решаемых государством в этот период.
Основными задачами бюджетного процесса являются:
1. Определение материальных и финансовых резервов страны;
2. Максимально приближенный к реальности расчет доходов и расходов бюджета;
3. Обеспечение максимальной сбалансированности бюджета;
4. Координация бюджета и бюджетного баланса.
Бюджетный закон Российской Федерации (глава 5) устанавливает следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:
Принцип гармонизации системы бюджетных средств - унификация нормативно-правовой базы и денежно-кредитной системы в форме бюджетного документа [7, c. 59-76].
Принцип разграничения доходов и расходов и уровней бюджетной системы означает, что соответствующий вид доходов (полностью или частично) и полномочия по исполнению расходов возлагаются на органы государственной власти Российской Федерации, их субъектов и органы местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетных средств включает в себя:
1. Право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления всех уровней бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
2. Обеспечение своего собственного источника доходов бюджета для каждого уровня;
3. Законодательная власть по закреплению нормативных доходов бюджета и формированию доходов соответствующего бюджета.
Также имеется множество принципов в бюджетном процессе, количество которых достигает десяти.
В ходе бюджетного процесса выделяют четыре этапа.
Первый этап - это подготовка проекта бюджета. Подготовка проекта бюджета является исключительной прерогативой Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа и муниципального органа государственной власти субъектов Российской Федерации. Министерство финансов Российской Федерации, Министерство по делам Российской Федерации и муниципальные образования непосредственно готовят проект бюджета [2, c. 114-156].
Проект федерального бюджета составляется Министерством финансов Российской Федерации на основании следующих документов:
1. Бюджетное послание президента Российской Федерации, которое представляется в Федеральный парламент Российской Федерации не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году;
2. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, разработанный не менее чем на три года (очередной бюджетный год и плановый период) и утвержденный Правительством Российской Федерации;
3. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, муниципальных районов - развитие не менее чем на три года;
4. Прогнозы социально-экономического развития населенных пунктов разрабатываются на очередной финансовый год или на плановый период;
5. Основные ориентиры фискальной политики.
Этап 2 - оценка и утверждение проекта бюджета.
Правительство Российской Федерации не позднее 1 октября представляет на рассмотрение и утверждение Государственной Думы Российской Федерации проект федерального бюджета, а также следующие документы и проекты федеральных законов:
1. Основные направления бюджетной и фискальной политики на следующий финансовый год (следующие два года);
2. Предварительные итоги социально-экономического развития Российской Федерации и предыдущего периода текущего финансового года и ожидаемые результаты социально-экономического развития Российской Федерации на текущий финансовый год;
3. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и программный период;
4. Постановление об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета и дополнительных бюджетных средств государства Российской Федерации в соответствующем финансовом году;
5. Проект бюджета республиканских внебюджетных фондов;
6. Основные характеристики прогнозов (общие доходы, расходы, дефицит (профицит), консолидированный бюджет) и другие документы.
Этап 4 – первое чтение [6, c. 59-75].
Банк России также представляет в Государственную Думу РФ проект основных направлений унификации национальной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период.
При рассмотрении Государственной Думой Российской Федерации проекта федерального закона «О федеральном бюджете на очередной бюджетный год и плановый период» в первом чтении обсуждаются следующие вопросы:
1. Разработка законопроекта о федеральном бюджете;
2. Прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе прогнозируемый ВВП и уровень инфляции;
3. Основные направления фискальной и бюджетной политики.
Этап 4 – второе чтение.
Государственная Дума Российской Федерации рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете и плановом периоде на очередной финансовый год во втором чтении в течение 25 дней со дня его принятия в первом чтении.
Предметом анализа во втором чтении проекта федерального закона «О федеральном бюджете и программном периоде на очередной финансовый год» является [11, c. 159-182].
1. Приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливаемое:
- Перечень исполнительных директоров по доходам федерального бюджета и источникам финансирования дефицита федерального бюджета,
- Долгосрочное финансирование,
- Распределение трансфертов между бюджетами;
2. Распределение бюджетных средств по видам расходов, классифицированных по главе, подразделу, целевому проекту и расходам федерального бюджета;
3. Национальные схемы финансового кредитования и экспортного кредитования.
1.2 Основные участники и их полномочия на различных стадиях бюджетного процессаБюджетная власть представляет собой права и обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере бюджетных отношений посредством правовых актов и при осуществлении всех этапов бюджетной процедуры. Задачи и функции органов, наделенных бюджетными полномочиями, определяются соответствующими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. К ним относятся финансовые органы, валютные регуляторы, а также государственные и муниципальные финансовые регуляторы. Вместе с ними - законодательные (депутаты) и органы исполнительной власти, полномочия которых содержатся в статьях 153 и 154 бюджетного кодекса Российской Федерации, которые ежегодно инициируют бюджетный процесс путем направления информации о бюджете в Федеральный парламент Российской Федерации и завершают бюджетный процесс подписанием федерального закона о федеральном бюджете на текущий год.
В состав федеральных налоговых органов также входят Федеральное Министерство финансов и его территориальные учреждения и организации по делам муниципальных образований Российской Федерации, осуществляющие исполнение федерального бюджета. На региональном и местном уровнях статьей 151 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено создание территориального Министерства финансов для обеспечения исполнения территориального бюджета [13, c. 145-160].
Органом денежно-кредитного надзора является Банк России, который определяет нормы обязательных резервов, процентные ставки по кредитам, устанавливает экономические нормы для банков (например, коэффициент достаточности собственных средств банков, ликвидности, коэффициент привлечения и размещения средств и т.д.), осуществляющих операции с ценными бумагами.
Государственные и муниципальные органы финансового контроля состоят из представителей и исполнительных органов местной власти и самоуправления. Органы власти одного уровня могут делегировать свои личные полномочия учреждениям другого уровня в соответствии с кодексом при условии передачи ассигнований на осуществление этих учреждений.
Участниками бюджетной процедуры являются:
1. Президент Российской Федерации;
2. Законодательные органы (представительные);
3. Административные органы (высшие должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, руководители органов местного самоуправления, финансовые органы, учреждения, собирающие доходы бюджета, иные уполномоченные учреждения);
4. Монетарные регуляторы;
5. Органы государственного и муниципального финансового контроля;
6. Государственные внебюджетные фонды;
7. Генеральный директор и управляющий бюджетным фондом;
8. Законодательство Российской Федерации и дела Российской Федерации возлагают на иные бюджетные органы, налоговые и иные полномочия [16, c. 123-170];
9. Бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие деятельность за счет бюджетных средств.
Состав участников бюджетной процедуры шире, чем у учреждений с бюджетными полномочиями. Помимо учреждений, наделенных бюджетными полномочиями, к ним относятся: президент Российской Федерации, законодательные (представительные) и исполнительные органы власти, государственное агентство по управлению внебюджетными фондами, главные распорядители и распорядители бюджетных средств, бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия - получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами. В то же время важно еще раз подчеркнуть, что законодательные и исполнительные органы власти обладают бюджетными полномочиями в соответствии со статьями 153 и 154.
К участникам бюджетного процесса относятся также органы управления внебюджетными фондами соответствующего государства (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации). Они готовят проекты бюджетов своих соответствующих фондов, направляют на утверждение в Федеральный парламент Российской Федерации и органы законодательной власти субъектов Российской Федерации (для внебюджетных фондов на территории), готовят отчеты об исполнении бюджета фонда, которые впоследствии утверждаются Федеральным Парламентом Российской Федерации в форме отчетов.
Реализация доходной части бюджета в основном предполагает перечисление налоговых и неналоговых доходов на бюджетный счет и зачисление их на него [14, c. 214-246].
Исполнение бюджета осуществляется на основании перечня бюджетов в пределах бюджетных ассигнований. Бюджетная роспись - документ, составленный и поддерживаемый финансовыми органами в целях организации осуществления бюджетных расходов и источников финансирования дефицита бюджета (статья 6 НК РФ). Бюджетные ассигнования представляют собой максимальный объем средств, предусмотренных для исполнения бюджетных обязательств в соответствующем финансовом году. Бюджетные средства расходуются путем списания средств с единого бюджетного счета в пользу получателей бюджетных средств.
В конце финансового года все субъекты, исполняющие бюджет, должны завершить составление бюджета (статья 242 «O завершение исполнения»). На практике это означает закрытие счета, на который поступают бюджетные средства. Как только финансовый год заканчивается 31 декабря, одновременно истекает и лимит бюджетных обязательств.
Бюджетный процесс завершается подготовкой, внешним рассмотрением и утверждением бюджетных ведомостей. В течение года получатели бюджета составляют квартальные, полугодовые и годовые отчеты о деятельности. Бюджетная отчетность включает отчет об исполнении бюджета, баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств и пояснительные записки.
Консолидированная финансовая отчетность, подготовленная генеральным директором бюджетного фонда (на основе отчетов нижестоящих руководителей), передается на соответствующий уровень финансового органа, который составляет отчет об исполнении бюджета [12, c. 301-312].
Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит внешней проверке до рассмотрения законодательным органом, которая осуществляется Счетной палатой Российской Федерации на основании отчета об исполнении федерального бюджета. Представительный орган принимает решение по отчету об исполнении бюджета после получения результатов проверки, проведенной компетентным надзорным органом.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ГОСУДАРСТВЕННОГО УРОВНЯ
2.1 Анализ доходной и расходной части бюджетаБюджеты используются для осуществления социальной политики, стимулирующей или замедляющей экономический рост. Анализ расходных статей государственного бюджета Российской Федерации за последние четыре года показывает, что за эти годы расходы государственного бюджета увеличились более чем на треть. Кроме того, быстрее росли расходы по статьям бюджета, связанным с экономикой, национальной безопасностью и обороной, а расходы на социальную политику в последние два года демонстрировали отрицательную тенденцию роста [2, c. 236-290].
Каждая страна, как правило, имеет свою собственную структуру бюджета. Так, в странах, участвующих в военных операциях, расходная часть бюджета в основном посвящена оборонному сектору. В странах, где преобладает социальная политика, расходы идут на образование, здравоохранение и другие социальные проекты. Это означает, что структура бюджета отражает социально-экономические и политические особенности страны в зависимости от выбора того или иного направления экономического развития.
Проанализируем различные статьи по бюджету Российской Федерации, чтобы описать его и определить, какова существующая социальная политика государства. Этот анализ интересен не только исследователям, но и рядовым гражданам Российской Федерации, поскольку каждый имеет отношение к статьям, связанным с национальной безопасностью и обороной, а также социальной политикой. Прежде всего, проанализируем динамику расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2016-2019 годы. Результаты этого анализа приведены ниже в таблице.
Таблица 2.1 - Динамический анализ расходных статей федерального бюджета Российской Федерации за 2016-2019 гг., млрд. руб.
Год 2016 2017 2018 2019
Общие расходы 10 935 12 890 13 342 14 830
Социальная политика 3 128 3 859 3 833 3 452
Народное хозяйство 1 790 1 968 1 849 3 062
Оборона 1 516 1 812 2 103 163
Национальная безопасность 1 259 7 843 2 061 165
Общие расходы 787 806 850 934
Прочие вопросы 2 453 2 601 2 644 2 815
Из таблицы 2.1 видно, что за отчетный период общий объем расходов увеличился на 35,62 процента. Расходы, такие как национальная экономика, национальная безопасность, правоохранительные органы и оборона растут быстрее. Рост составил 71,09, 65,60 и 63,53% соответственно. Расходы, такие как «Социальная политика» и «Прочие расходы», росли самыми низкими темпами. Его рост составляет 10,35 и 14,75% за 4 года, то есть 2,5-3,5% годовых [10, c. 89-102].
Рассмотрим динамику структуры бюджетных расходов (см. табл. 2.2).
Таблица 2.2 - Структурная динамика, %
Год 2016 2017 2018 2019
Общие расходы 100 100 100 100
Социальная политика 29 28 23 33
Народное хозяйство 16 15 13 20
Оборона 13 14 15 16
Национальная безопасность 11 14 15 14
Общие расходы 7 6 6 6
Прочие вопросы 22 20 19 18
Как видно из таблицы 2.2, самой крупной статьей бюджетных расходов на 2016-2019 годы были расходы на социальную политику, составившие за исследуемый временной интервал от 23,28% до 29,94%. Следующий крупный проект бюджетных расходов – «Народное хозяйство». Их доля в структуре затрат колеблется от 16,37% до 20,65%. Третья по величине статья расходов – «Оборона». За эти годы их доля выросла с 13,86% до 16,72%.
В результате таблица 2 показывает незначительные изменения в структуре расходов за 2016-2019 годы. При этом, наибольшее изменение произошло в статье «Социальная политика», в которой структура доходов снизилась с 5,33% до 28,61%. Процентное изменение в «Государственных делах» было минимальным-с 7,20 до 6,30%. Самый большой прирост в статья «Национальная экономика» там прирост увеличился с 16,37% до 20,65%. Поэтому структуру расходов за это время можно считать постоянной.
Для того, чтобы сравнить согласованность статей расходов и динамику по годам, необходимо рассчитать темпы роста цепочки статей расходов (см. табл. 2.3).
Таблица 2.3 - Темпы роста цепочки расходных статей федерального бюджета Российской Федерации, %
Год 2016 2017 2018 2019
Общие расходы 17 3 10 10
Социальная политика 23 -0,69 -9,93 4
Народное хозяйство 9 6 65 23
Оборона 19 16 17 17
Национальная безопасность 46 11 1 19
Общие расходы 2 5 9 2
Прочие вопросы 6 1 6 4
Из таблицы 2.3 можно получить следующие результаты. В целом рост расходов федерального бюджета Российской Федерации происходит весьма неравномерно. Хотя в 2016 году бюджетные расходы выросли на 17,88%, в 2017 году они выросли всего на 3,51%, что в пять раз меньше, чем год назад, и на 11,15% в 2018 году.
За эти годы средний темп роста составил 10,85%. В то же время статьи «Национальная экономика», «Оборона», «Национальная безопасность» в целом растут быстрее, чем расходы. Расходы на социальную политику, социальную работу и другие расходы выросли даже больше, чем общие расходы [9, c. 69-85].
Самыми высокими темпами роста в 2019 году были «Народное хозяйство» (65,62%) и «Национальная безопасность» (46,29%), как и в 2018 году, соответственно. Статья «Социальная политика» показывает самые низкие темпы роста. В 2018 году он снизился на 9,93% по сравнению с 2017 годом.
В результате в 2017 году темпы роста всех расходов бюджета были низкими, за исключением социальной политики и национальной безопасности. Рассмотрим динамику бюджетного дефицита или профицита за 2016-2019 гг. (см. табл. 2.4).
Таблица 2.4 - Динамика дефицита/профицита бюджета Российской Федерации за 2016-2016 гг., млрд руб.
Год 2016 2017 2018 2019
Доходы 11 366 12 853 13 019 14 496
Расходы 10 935 12 890 13 342 14 830
Дефицит 3,79% 0,29% 2,48% 2,3%
Профицит 430 37 323 333
Как видно из таблицы 2.4, в 2017 году ситуация изменилась, то есть профицит сменился на 37,1 млрд рублей, но и дефицит составил всего 0,29%. В 2018 и 2019 годах дефицит бюджета увеличился в 10 раз - до 2,48% и 2,3% соответственно.
Поэтому при формировании и использовании федерального государственного бюджета каждое государство сталкивается с проблемой выбора приоритетных направлений. Для этого необходимо четко определить цели национальной политики государства. Анализ показывает, что расходы России на оборону и национальную безопасность сегодня все еще достаточно высоки. Это подтверждает и мировой рейтинг России, занимающей 7-е место по потенциалу международного авторитета. Однако в течение отчетного периода расходы на социальную политику оставались низкими, а в конце отчетного периода они также сократились на 4,25 процента.
Кроме того, несмотря на многочисленные изменения в национальной политике, сегодня рейтинг качества жизни занимает всего 73 места в мировом рейтинге. Можно сделать вывод, что стремление государства не иметь дефицита в своем годовом бюджете может еще больше углубить циклическую неустойчивость экономики за счет сокращения крупных расходов и повышения налогов.
2.2 Анализ сбалансированности бюджетаГосударственный бюджет является основным компонентом бюджетной системы государства и является основным финансовым планом государства на финансовый год и плановый период.
Значение государственного бюджета неоценимо: он занимается перераспределением совокупного общественного продукта и национального дохода, концентрацией средств для финансирования развития всех сфер общественной, социально-экономической и политической жизни. Государства часто используют бюджеты для влияния на темпы развития отдельных видов деятельности, продуктивных и непроизводительных сфер, национальных территорий. Показатели бюджета и отчеты об их исполнении позволяют оценить текущую экономическую ситуацию в стране, установить перечень приоритетов и оценить качество ее решений [9, c. 159-182].
Доходы Федерального бюджета определяются как средства, безвозмездно предоставляемые федеральным органам государственной власти Российской Федерации в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.
Доходная часть федерального бюджета Российской Федерации состоит в основном из налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, акцизов и таможенных пошлин на предприятия и организации различных форм собственности.
Расходная часть федерального бюджета Российской Федерации состоит прежде всего из социальной политики, обеспечения национальной обороны и национальной безопасности, решения государственных задач (см. табл. 2.5).
Таблица 2.5 – Исполнение государственного бюджета РФ в 2019 году
Критерий Млрд. руб. %
Доля расходов на социальную политику 4,992 млрд. руб. 30,4%
Объем расходов на оборону 2,852 млрд. руб. 17,4%
Национальная безопасность 1,918 млрд. руб. 11,7%
Решение национальных проблем 1,162,5 млрд. руб. 7,1%
В ходе подготовки, утверждения и исполнения бюджета сравниваются доходная и расходная части бюджета и определяются дефицит (доходы от расходов) или профицит (расходы от доходов). Сбалансированный бюджет является основным показателем экономического и социального благополучия страны, включая равные доходы и расходы.
Данные таблицы 2.5 показывают, что дефицит государственного бюджета в Российской Федерации уже несколько лет является проблемой, которая негативно сказывается на социально-экономическом положении страны. Среди причин сложившейся дефицитной ситуации можно выделить следующие элементы:
1. Нестабильная мировая экономическая ситуация;
2. Высокая волатильность цен на основные ресурсы [8, c. 124-172];
3. В результате введения экономических санкций иностранные инвестиции в основные отрасли Российской Федерации сократились.
Кроме того, на обеспечение сбалансированности федерального бюджета влияют макроэкономические показатели, представленные в таблице 2.6.
Таблица 2.6 - Основные показатели, влияющие на сбалансированность федерального бюджета на 2017-2019 годы
Показатель Год
2017 2018 2019
ВВП в млрд. руб. 387,2 917,8 281,9
Курс доллара, в среднем за год, долл. 60,7 66,9 68,7
Инфляция, % 12,9 5,4 2,5
Эти макроэкономические показатели используются для расчета большинства доходов и могут дать качественную оценку не только механизма обеспечения сбалансированности, но и подготовки и исполнения федерального бюджета в целом.
Очень трудно сбалансировать государственный бюджет. Ни одна страна в мире не имеет полностью сбалансированного бюджета, но некоторые страны имеют очень небольшие различия между доходами и расходами. Первыми в списке этих стран стоят скандинавские страны: Швеция, Финляндия и Дания, мы рассмотрим исполнение бюджета.
Некоторые теоретики считают, что одним из способов решения проблемы сбалансированности государственного бюджета России является сокращение расходных статей. Однако этот вариант не очень популярен и не является достаточно эффективным методом борьбы с дефицитом бюджета. Возможно, поначалу такое решение проблемы принесет свои плоды, но в дальнейшем сокращение расходов на здравоохранение, науку и образование может привести к серьезной социальной напряженности в обществе.
Приведенное выше сравнение показывает только те различия, которые существуют между развитыми странами мира. Конечно, Россия не сможет в полной мере пойти по пути развития скандинавской экономики, потому что есть много факторов, которые мешают этому произойти. Швеция, Финляндия и Дания заняли меньшие территории, что напрямую привело к сокращению расходов на оборону. Они не сильно зависят от курса доллара и цен на нефть, что также является важным фактором обеспечения сбалансированности национального бюджета скандинавских стран. Однако, с другой стороны, они очень зависимы от сырья своих соседей, а экономика характеризуется высокими налогами. Однако им удалось найти баланс, компенсируя высокие налоги и расходы на обеспечение максимально комфортной жизни общества, не провоцируя роста социальной напряженности и обеспечивая относительную сбалансированность государственного бюджета [5, c. 149-192].
Вместо того, чтобы искать точки роста в сложившейся экономической ситуации, лучше перейти к созданию новой социально ориентированной экономической модели. Экономический рост может быть обеспечен за счет сокращения государственного долга с помощью инструментов денежно-кредитной политики, реализации системной инвестиционной политики в импортозамещающих отраслях, оптимизации бюджетных расходов и снижения сырьевой зависимости страны при сохранении экономического роста.
Проблема сбалансированности государственного бюджета не имеет единственно верного и правильного решения. Это сложный вопрос, требующий серьезного системного подхода и глубокого понимания того, как осуществляется прогнозное развитие. Вместе с тем выдвигаются предложения по совершенствованию механизма балансировки и разрабатываются перспективные целевые планы. Очень трудно обеспечить равенство между доходной и расходной составляющими бюджета, но при серьезном системном подходе и грамотном понимании и разработке подхода к развитию разрывы могут быть сведены к минимуму, а бюджеты приблизятся к сбалансированности, что обеспечит экономическое и социальное благополучие страны [15, c. 143-182].
2.3 Анализ соответствия бюджетного планирования задачам и приоритетам бюджетной политикиНадежность бюджета напрямую зависит от достоверности прогноза среднесрочного развития социально-экономического образования юридической общественности. С приня?


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
НОУ ВО МосТех
По моей просьбе, работа была выполнена раньше назначенного срока. Сдал на отлично, были не...
star star star star star
Московский технологический институт
Работа сдана на отлично, автор все замечания выполнил без проблем!!! Спасибо 5+
star star star star star
ЮУрГУ
Благодарю за выполненную работу! Всё сделано на высшем уровне. Рекомендую всем данного исп...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.