это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3076646
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Актуальность темы определяется тем, что сегодня сохранение и укрепление здоровья детей является одной из главных стратегических задач развития страны. В то же время, как показывают многочисленные исследования последних лет, около 25–30 % учащихся начальной школы имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Порядка 80 % учащихся ведут малоподвижный образ жизни, проводя большую часть времени на уроках и за компьютером или гаджетами. К концу обучения в школе уровень здоровья учащихся снижается [1], что препятствует дальнейшему успешному обучению и снижает качество жизни детей в целом.
Вышеизложенное в целом на теоретико-методологическом уровне определило проблему настоящего исследования: выявление педагогических условий эффективного формирования здорового образа жизни младших школьников.
Недостаточная разработанность указанной проблемы и ее большая практическая значимость для начальной школы и, в более глобальном смысле, для здоровья подрастающего поколения, определили тему исследования:
«Формирование здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности».
Цель исследования: определить педагогические условия эффективного формирования ЗОЖ применительно к младшему школьному возрасту и на их основе разработать программу мероприятий для практического применения в условиях внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия формирования ЗОЖ во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
определить содержание понятия «культура здоровья» и его структурных компонентов, рассмотрев различные научные подходы к данному понятию;
охарактеризовать педагогические условия формирования здорового образа жизни у младших школьников;
разработать и обосновать программу методического сопровождения воспитания культуры здоровья и здорового образа жизни, способствующую более эффективному развитию данного процесса в условиях внеурочной деятельности.
Теоретическая значимость заключается в характеристике научных основ содержания проводимой с учениками в условиях внеурочной деятельности работы по формированию ЗОЖ и в определении педагогических условий успешной реализации указанной деятельности.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности применения его результатов для решения задач практики воспитания культуры здоровья и основ ЗОЖ во внеурочной деятельности. Методыисследования:теоретические(общаятеорияпознания,диалектический метод; сравнительно-сопоставительный, сравнительно- аналитический), эмпирические (тестирование; разработка педагогического проекта).
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения.
Глава 1. Теоретические основы изучения формирования здорового образа жизни в условиях внеурочной деятельности
Понятия здоровья и здорового образа жизни
Раскрытие содержания понятия «здоровый образ жизни» требует, прежде всего, конкретизации исходного понятия, то есть здоровья. Являясь многомерным, сложным явлением, здоровье в современный период исследуется с позиций не только медицины, но и социологии, педагогики, психологии, философии и целого ряда других наук, каждая из которых предлагает свои формулировки указанного понятия.
Общепринятым считается определение, данное в Преамбуле Устава (конституции) Всемирной Организации Здравоохранения, согласно которому здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия индивида [цит. по: 10, с. 37]. Акцент здесь ставится не на отсутствие каких-либо болезней или физических дефектов, а на правильной, нормальной деятельности организма, полноте физического и психического благополучия. Указанное понятие известно также под названием
«индивидуального (личного)» здоровья человека. Здоровье, таким образом, – неотделимая от человека качественная характеристика и необходимое условие его жизни и успешной деятельности во всех сферах.
Исследователь А.Г. Щедрина подчеркивает, что здоровье нации составляет главное богатство любого государства, при этом указывает на такие характеристики этого понятия, как целесообразное (разумное) сочетание определенных качеств, позволяющее человеку жить полноценной жизнью, в оптимальной степени реализуя свои биологические и социальные функции [цит. по: 9]. Это целостное многомерное динамическое состояние, напрямую
связанное с качеством жизни, психологической удовлетворенностью и социальным комфортом.
В многомерном феномене здоровья можно выделить такие компоненты:
соматический, характеризующий наличное (актуальное) состояние систем и органов человеческого организма;
физический, воплощающийся в развитии функциональных возможностей организма, обеспечивающий приспособляемость к воздействию различных факторов внешней среды;
психический, то есть состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом и обеспечивающее адекватную регуляцию поведения, нормальное развитие соответственно полу и возрасту;
нравственный, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Понятие «здоровый образ жизни» (далее - ЗОЖ) относится к важнейшим производным категории «здоровье», имеющим с ним тесную взаимообусловливающую связь. Указанный термин так же рассматривается в разных аспектах.
Здоровый образ жизни, как указывает исследователь А.В.Тимакин, представляет собой обобщенный эталон жизнедеятельности современного человека как результат его развития, аккумулирующий позитивные ценности физического, психического, социального, культурного благополучия [18, с. 25].
Здоровый образ жизни, подчеркивает Н.В. Осадчая, рассматривается как условие и целостный показатель общей культуры личности и включает в себя ее духовно-нравственное, интеллектуальное и физическое развитие в их единстве [15, с. 32]. В данную категорию возможно включение всего, что
«способствует выполнению человеком... функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья» [15, с. 33].
К основным составляющим факторам формирования здорового образа жизни относят: физическую культуру и спорт, здоровый сон, отказ от вредных привычек, рациональный режим дня и полноценное питание (см. Рис.1)
Рисунок 1 - Компоненты здорового образа жизни [22, с.116]
В деятельностном аспекте основным содержанием феномена ЗОЖ является забота о поддержании физического, психического и социального здоровья как высшей ценности. Как подчеркивает Т.Н. Ле-ван, здоровый образ жизни – это деятельность, активность людей, направленная на сохранение и улучшение своего здоровья [11, с.117].
В русле данного подхода З.И. Тюмасева характеризует здоровый образ жизни как поведение, базирующееся на научно-обоснованных санитарно- гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья [19, с. 86].
Исследователь Б.Н. Чумаков конкретизирует понятие ЗОЖ, рассматривая его содержательную сторону как совокупность типичных форм и способов повседневной жизнедеятельности индивида, укрепляющих и совершенствующих резервные возможности организма, посредством чего достигается успешное выполнение человеком своих социальных и других функций [21, с. 204].
Итак, в основе большинства определений ЗОЖ, данных разными исследователями, можно выделить два взаимосвязанных компонента – это активность (поведение, деятельность) и особая культура (культура здоровья). При этом конечным продуктом ЗОЖ для отдельно взятой личности является поддержание оптимального уровня здоровья.
Педагогические условия формирования здорового образа жизни у младших школьников
У детей младшего школьного возраста формирование здорового образа происходит в результате целенаправленного взаимодействия со взрослыми, в частности, педагогами. Физическое здоровье учащихся начальной школы достаточно неустойчиво, незавершенность процессов развития организма, его иммунной системы, адаптивных механизмов, делают младших школьников менее защищенными перед различными заболеваниями и неблагоприятными внешними воздействиями по сравнению с более старшими школьниками и взрослыми. Поэтому необходимо тщательное внимание к проведению в условиях школы работы по укреплению у детей младшего школьного возраста знаний и навыков, относящихся к сфере ЗОЖ и культуры здоровья.
Что касается ценностных ориентаций детей, следует отметить, что в указанном возрасте, благодаря возрастанию личного опыта, отношение кздоровью, по сравнению с дошкольным периодом, существенно меняется, приобретая большую осознанность. Как отмечает Т.Ю. Мысина, к началу школьного обучения дети уже соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены, правильным питанием, в определении понятия «здоровье» на первое место (как, собственно, и взрослые) ставят физическую составляющую («крепкий, сильный, бодрый»). Таким образом, учащиеся начальных классов, хотя еще во многом интуитивно, начинают выделять соматический (физический) и поведенческий компоненты здоровья [13, с. 47].
В то же время необходимо подчеркнуть, что, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему в группе детей младшего школьного возраста остается довольно пассивным. В качестве причин такого отношения можно назвать недостаточность необходимых знаний о способах сохранения здоровья, а также отсутствие достаточной степени осознанности угрозы нездорового поведения человека для его здоровья. Нездоровое поведение в ряде случаев приносит удовольствие (например, приятно съесть большую порцию холодного мороженого, подольше посидеть за играми на планшете, смотреть мультики, когда уже пора ложиться спать), а долговременные негативные последствия таких поступков кажутся ребенку далекими и маловероятными. Поэтому представляется необходимым формировать культуру здорового образа жизни личности соответственно возрастным особенностям младших школьников, которая была бы ориентирована на их самосохранение и саморазвитие.
Работа по формированию ЗОЖ и воспитанию культуры здоровья у детей младшего школьного возраста имеет целевой направленностью достижение устойчивой сформированности ценностей здоровья и человеческой жизни; мотивированность учащихся к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих его людей, общества в целом.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом при получении начального общего образования осуществляется укрепление физического и духовного здоровья, обучающегося [20]. ФГОС НОО ориентирует на становление личностных характеристик выпускника начальной школы, в том числе на формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Таким образом, во внеурочной деятельности формирование ЗОЖ имеет такие основные цели:
глобальная – обеспечение физического и психологического здоровья подрастающего поколения:
дидактическая – вооружение школьников необходимыми знаниями в области охраны и сбережения здоровья, привитие умений, навыков и привычек, позволяющих предотвратить детских травматизм, способствующий сохранению здоровья, трудоспособности и долголетия;
методическая – передача знаний о физиологических основах процессов жизнедеятельности человека, правилах личной гигиены, профилактике заболеваний и т.д.;
ценностно-мотивационная – мотивация младших школьников на поддержание здорового образа жизни [4].
Задача формирования культуры здоровья младших школьников как комплексная педагогическая проблема, охватывающая разные аспекты развития ребенка в указанном возрасте, обусловливает необходимость поиска эффективных способов и средств формирования ЗОЖ ребенка. Учреждения начального образования призваны совместно с семьей создаватьблагоприятные условия для воспитания здорового образа жизни младшего школьника.
В современной педагогической практике воспитание здорового образа жизни проводится на основе таких принципов [1]:
Принцип сохранения здоровья, основу которого составляют гомеостаз и адаптационные способности организма.
Принцип увеличения (укрепления) здоровья, предполагающий возможности и способы увеличения результатов физического и психического здоровья, механизмы социальной защищенности.
Принцип формирования здоровья. Соблюдение данного принципа должно обеспечивать наряду с сохранением формирования физического, психического и нравственного компонентов здоровья школьников.
Формирование ЗОЖ, основанное на создании здоровьесберегающей среды во внеурочной деятельности, требует принятия следующих организационно- педагогических мер:
специальные программы по сохранению здоровья и формированию у учащихся здорового образа жизни;
разработка плана мероприятий на основе утвержденной программы, назначение сроков и исполнителей;
оптимальная организация режима учеников с учетом сохранения детского здоровья;
постоянное взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесса, включая родителей учащихся;
введение определенных школьных правил и норм (ношение сменной обуви, опрятный вид младшего школьника, запрет курения и употребления спиртных напитков на территории школы и др.); введение штрафных санкций для нарушителей правил школьного распорядка;
система мониторинга, оценки деятельности администрации школы по формированию ЗОЖ.
Необходимо также усилить образовательную направленность предмета физическая культура с целью информирования учащихся о здоровом образе жизни; использовать на этих уроках разнообразные формы и методы, способствующие приобщению детей к процессу сбережения своего здоровья [1, c. 41].
Работа как по укреплению и сохранению здоровья обучающихся, так и по воспитанию культуры здорового образа жизни невозможна без привлечения родителей, поскольку хорошая связь между школой и родителями является фундаментальным условием в личностно- ориентированном образовании.
Работу с семьей педагог может проводить по следующим направлениям:
привлечение родителей к обучению детей здоровому образу жизни;
привлечение родителей к проведению мониторинга состояния здоровья детей и последующего анализа;
приучение школьников (сначала с помощью родителей, а затем – самостоятельно) к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем;
привлечение родителей к участию в проектной деятельности, посвященной ЗОЖ;
участие в конкурсах и выставках;
организация досуга учащихся и собственного (дни здоровья, соревнования, помощь в проведении мероприятий летнего оздоровительного лагеря);
проведение совместных праздников.
Что касается усвоения учениками жизненных навыков в области ЗОЖ, здесь педагогическая наука и практика предлагают богатый арсенал методов и приёмов, способствующих стимулированию интереса к познавательной активности в области здоровья, выработке мотивации на ЗОЖ.
Наиболее эффективны следующие методы и приёмы:
информационно-развивающие (объяснение, рассказ, беседа и др.),
репродуктивные (пересказ, упражнение по образцу, лабораторная работа по инструкции и др.),проблемно-поисковые и творчески-воспроизводящие (тренинги, ролевые игры, проектная деятельность, работа в малых группах, дискуссии, «мозговые атаки», кейс-метод, и др.).
Ведущим методом обучения младшего школьника здоровьесберегающему поведению является игра. Проигрывая реальные жизненные ситуации (например, в процессе игр-тренингов), дети усваивают определенный алгоритм поведения, а когда возникнет необходимость, это поможет им сделать правильный выбор. Кроме того, в игровой ситуации происходит развитие коммуникативных качеств, воспитание чувства доверия, взаимопомощи.
В практической педагогической деятельности по формированию навыков ЗОЖ эффективно также применение наглядности (таблицы, плакаты, слайды; демонстрация моделей, натуральных объектов, устройств и механизмов), познавательно-игровых приёмов обучения (головоломки, дидактические игры, составление кроссвордов и т.д.) [3].
Следует также отметить, что ЗОЖ школьника является фактором не только здоровьесохраняющего поведения младшего школьника, но и здоровьесозидающего. Большую часть времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке, поэтому учитель должен стараться, чтобы каждый
урок был «здоровьесберегающим» и включал в себя следующие элементы: утренняя зарядка, комфортное начало и конец урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой. Необходимое условие учебного процесса в начальной школе – построение урока в рациональном режиме, т.е. с четким чередованием различных видов деятельности и отдыха детей. Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей.
В целом можно заключить, что формированию здорового образа жизни младших школьников способствует применение интегративного здоровьесберегающего подхода в урочной и внеурочной деятельности, разработка и внедрение целевых программ, а также проведение мероприятий, направленных на углублении знаний о здоровом образе жизни и мотивацию детей к ценностному отношению к здоровью, сотрудничество педагогов с медицинскими специалистами и родителями.Глава 2. Практические аспекты формирования здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность как средство формирования основ культуры здорового образа жизни у младших школьников
Согласно новому федеральному государственному образовательному стандарту общего образования организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.
В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.
Одним из основных для реализации в базисном учебном плане выделено спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать, в том числе, на спортивно-оздоровительном направлении.
Спортивно-оздоровительная деятельность является одним из ведущих направлений внеурочной деятельности младших школьников, основной целью которого является создание организационных, материально-технических и кадровых условий, способствующих гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию личности младшего школьника средствами физической культуры, формированию потребности в ведении здорового образа жизни.
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.
Подвижные игры в рамках внеурочной работы в значительной степени могут восполнить недостаток движения, а также помогают предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время учёбы.
Основу физического развития и оздоровления детей и подростков в школьной системе составляет единство урочных и внеурочных занятий по физической культуре и спорту.
Целью внеурочной деятельности физического воспитания в школе является развитие личности на основе единства интеллектуального, физического и духовного развития.
1. Создание условий и содействие к раскрытию, развитию физических и духовных способностей.
2. Формирование основ знаний о физической культуре и спорте.
3. Активное приобщение к физической культуре, к регулярным занятиям физическими упражнениями.
4. Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Внеурочная форма организации физкультурно-массовой деятельности позволяет:
1. развивать двигательные умения и навыки учащихся.
2. массово привлекать учащихся к физкультурно-оздоровительной деятельности.
3. формировать потребность в здоровом образе жизни.
4. проходить социальную адаптацию в коллективном общении и взаимодействии.
Формами внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению является: занимательные беседы о спорте, викторины на спортивную тему, просмотр фильмов о спорте и спортсменом, круговые столы, школьные конференции, дни здоровья, спортивные мероприятия, конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений, выпуск газет, листовок, классных часы, игровые программы, календарно-народные праздники и т.д.
Технология организации внеурочной деятельности:
- выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.
- учёт возрастных особенностей;
- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
- связь теории с практикой;
- доступность и наглядность;
- включение в активную жизненную позицию;
- единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов социума;
При такой организации внеурочной деятельности младших школьников имеются следующие преимущества:
- рациональное и эффективное использование внеучебных нагрузок учащегося;
- организация совместной деятельности школы, родителей, социума;
- учитывается вся внеурочная работа классного руководителя;
- программа и выбор видов деятельности опирается на разносторонние интересы и потребности детей, пожелания родителей.
Формирование здорового образа жизни, таким образом, - это целая система общественных и индивидуальных видов, способов, форм деятельности, активности, направленных на преодоление факторов риска возникновения и развития заболеваний, оптимального использования в интересах охраны и улучшения здоровья социальных, психологических и природных условий и факторов образа жизни.
Формирование здорового образа жизни может иметь активный, управляемый характер в случае, если обеспечена его исходная диагностика, создаются условия для удовлетворения мотивов деятельности детей, реализация мотивов и ценностей детей получает эмоциональное подкрепление, ребенок осознает его субъективное положение в образовательной деятельности.
Разработка комплекса мероприятий (проекта) по формированию здорового образа жизни младших школьников в условиях внеурочной деятельности
На основе изучения психолого-педагогической и методической литературы и результатов диагностики нами был разработан проект «Мы за здоровый образ жизни» по целенаправленному формированию ЗОЖ у младших школьников - учеников ГБОУ Школа № 19.
Предложенный проект мероприятий имеет в своей основе принципы: доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям); стимулирования личной заинтересованности ребенка в ЗОЖ; демократичности и гуманизма; принцип развития (направленность занятий наразвитие практических навыков школьников в области здоровьесбережения и ведения здорового образа жизни); принцип систематичности.
Сроки реализации проекта: 01.09.2020 – 10.05.2021, то есть проект долгосрочный.
Формы работы с детьми: фронтальные, групповые, индивидуальные; в ходе образовательного процесса и внеурочной деятельности.
Цель: формирование у учащихся основы здорового образа жизни, осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Задачи:
формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, физическом и нравственном самосовершенствовании;
прививать навыки профилактики и гигиены, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;
сформировать необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
систематизировать и углубить знания о правилах питания и личной гигиене;
формировать у учащихся потребность в положительных привычках;
развиватьпознавательноеотношениекЗОЖ,индивидуальныеи творческие способности, познавательные психические процессы;
обогащать словарный запас учащихся терминами из области анатомии и физиологии человека;
содействоватьфизическомуразвитиюучащихся,закаливанию организма;
воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Механизмы реализации проекта
ЭТАП I. Подготовительный (сентябрь 2020 г).
Цель:Изучениевозможностейипотребностейпедагогического коллектива по оздоровлению детей.
Анализ научно-методической литературы;
Создание материально-технических, научно-методических условий;
Входящая диагностика учащихся (анкетный опрос, а также изучение медицинских карт);
ЭТАП II. Прогностический (октябрь 2020 г.).
Цель:Введениездоровьесберегающихтехнологийво внеурочной деятельности.
Задачи:
Подобрать профилактические и оздоровительные мероприятия для работы с детьми;
Подобрать комплекс закаливающих и оздоровительных мероприятий для возможной реализации;
Разработать цикл классных часов и мероприятий внешкольной работы. ЭТАП III. Практический (сентябрь 2020 г. – май 2021 г.)
Цель: Создание условий для формирования здорового образа жизни младших школьников.
Задачи:
Ввести в систему физкультурно-оздоровительной работы и учебного процесса здоровьесберегающие компоненты (утренняя гимнастика, дыхательные упражнения, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, релаксация, элементы психогимнастики, артикуляционная гимнастика, подвижные игры, игры–эстафеты, элементарное оказание первоймедицинскойпомощи,дидактическиеигры,закаливающие мероприятия).
Внедрить цикл классных часов и внешкольных мероприятий.
Постоянно анализировать результаты работы по здоровьесбережению.
Содержание: применение педагогом во внешкольной работе здоровьесберегающих технологий.
ЭТАП IV. Аналитический (май 2020 г.)
Цель: анализ и обобщение результатов проекта, формулировка выводов. Задачи:
Организовать повторную диагностику для выявления у учащихся представлений о здоровом образе жизни.
Проведение итогового открытого занятия по ЗОЖ.
Выпуск стенгазеты «Мы за здоровый образ жизни».
Оформление и представление реализованного проекта (письменный, наглядный отчет).
Следует подчеркнуть, что в связи с тем, что работа по проекту предполагает наличие отсроченных, довольно длительных во времени результатов, на данном этапе можно лишь предположить, что ребенок будет использовать, когда вырастет, все полученные в ходе реализации данной Программы знания, умения и навыки, что сформированная мотивация к здоровому образу жизни станет основой его личностных качеств.Заключение
На основании результатов изучения теоретической психолого- педагогической литературы можно сделать вывод о том, что формирование основ здорового образа жизни у младших школьников выражается в осознании ими здоровья как важнейшей ценности, умении осознанно выстраивать свое поведение с целью улучшения своего здоровья, познании методов его усовершенствования и обогащения, умении контролировать свое состояние здоровья.
Педагогам начальной школы совместно с родителями, медработниками, психологами необходимо так организовать внеурочную деятельность, чтобы учащиеся повышали свой уровень здоровья и оканчивали школу здоровыми. Вместе с тем, школа обязана сформировать у ребенка потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Важным результатом педагогической работы по формированию ЗОЖ у учеников начальной школы можно считать осознание ценности здоровья и проявление самостоятельной активности, сосредоточенной на укреплении и сохранении своего здоровья.
В результате исследования было определено, что по формированию у школьников здорового образа жизни направлении представляет собой длительный процесс, начальная школа – его первая, базовая ступенька, но именно на данном этапе важно вооружить ребенка методологией здоровья, ознакомить со средствами, способами и навыками его формирования, оказывать ученику поддержку в вопросах освоения им необходимой информации и навыков, в познании своего организма и личности, получении знаний о факторах риска, а также помогать в обучении реализации на практике средств и методов обеспечения здорового образа жизни. Все это позволит усовершенствовать жизнедеятельность ребенка, делая саму жизнь более
плодотворной, здоровой и долголетней, и облегчить его дальнейшую социализацию [14].
Разработанная программа мероприятий на 2020-2021 учебный год включает в себя работу по направлениям: физическое здоровье, ценностный компонент здорового образа жизни), соматическое здоровье, нравственное здоровье. При этом система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. В результате реализации данного проекта будет создана эффективная система работы в начальной школе, которая обеспечит комплексное решение оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Итак, нами были изучены теоретические основы формирования ЗОЖ в начальной школе. Охарактеризованы исходные понятия здоровья и здорового образа жизни, раскрыты педагогические условия формирования ЗОЖ у учеников младшего школьного возраста, разработана разработать программа мероприятий для практического применения во внеурочной деятельности. Таким образом, цель и задачи нашего исследования достигнуты; перспективы дальнейшей работы связаны с разработкой вопросов сотрудничества семьи и школы по формированию здорового образа жизни у младших школьников.
Список литературы
Богданова Е.С. Сохранение и укрепление здоровья учащихся младшего школьного возраста // Сборник «Развитие навыков здорового образа жизнивмладшемшкольномвозрасте»// http://ccenter.68edu.ru/metodrazrab/tezisi1.pdfБайбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно- методическое пособие / Л.В. Байбородова. - Ярославль: Академия Холдинг: 2013. - 224 с.
БулгаковаМ.Б.Здоровьесберегающиетехнологиинаурокахв начальнойшколеивовнеурочноевремя/М.Б.Булгакова// http://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschie-tehnologii-na- urokah-vnachalnoy-shkole-i-vo-vneurochnoe-vremyaВасильева О.С. Психология и культура здоровья. Базовые понятия, концепции и подходы / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. – Ростов н/Д: Издательство ЮФУ, 2011. – 176 с.
Воронова, Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе // Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс. – 2011. – 179 с.
Давыдова М.В. Педагогическое сопровождение формирования основ здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие / М.В. Давыдова, - Челябинск, «Искра- Профи», 2013. – 101 с.
Диагностики и методики для выявления отношения младшего школьника к ЗОЖ // https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obraz- zhizni/2016/05/17/diagnostiki-i-metodiki-dlya-vyyavleniyaЗдоровьесберегающие технологии в системе общего образования Ставропольского края / Под ред. Г.М. Соловьева. – Ставрополь: Сервис- школа. – 2013. – 496 с.
Касимов Р.А. Подходы к единому понятию здорового образа жизни / Р. А. Касимов // http://vestnik.yspu.org/releases/2010_2bg/14.pdfКлочкова Е.В. Философия здоровья / Под ред. Клочкова Е.В. - М.: Теревинф, 2015. – 273 с.
Ле-ван Т.Н. Здоровье ребенка в современной информационной среде: Учебно-методическое пособие / Т.Н. Ле-ван – М.: Форум, НИЦ ИНФРА- М, 2015. – 224 с.
Малафеева С.Н. Формирование мотивации к здоровому образу жизни у младшихшкольников/С.Н.Малафеева,Н.А.Вершинина// http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-motivatsii-k-zdorovomu- obrazu-zhizni-u-mladshih-shkolnikov.
Мысина Т.Ю. Формирование ценностного отношения детей к здоровью
// Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2014. - №2. - С. 46 – 57.
Нестерова И.А. Здоровый образ жизни в контексте категории «здоровье»
/ И.А. Нестерова // Высшее образование сегодня. – 2011. – №2. – С. 92- 94.
Осадчая Н.В. Воспитание у студентов вузов потребности и навыков здорового образа жизни. Автореф. дисс. ... к.п.н. / Н.В. Осадчая – М., 2005. - 90 с.
Парциальная программа по валеологическому воспитанию детей 5-7 лет
«Азбуказдоровья»// http://ds451nsk.edusite.ru/DswMedia/programmaazbukazdorov-ya.pdfСмирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н.К. Смирнов - М.: АПК и ПРО, 2012. - 121с.
Тимакин А.В. Воспитание здорового образа жизни старшеклассников в ситуации социального партнерства. Автореф. дисс. ...к.п.н. / А.В. Тимакин – М., 2011.- 96 с.
Тюмасева З.И. Экология, образовательная среда и модернизация образования / З.И. Тюмасева. – Челябинск: Изд-во Челябинского государственного педагогического университета, 2016. – 322 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. – 41 с.
Чумаков Б.Н. Основы здорового образа жизни / Б.Н. Чумаков. – М.: РПА, 2004. – 416 с.
Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно- воспитательном процессе / И.В. Чупаха. – М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2014. – 280 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!