это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3095811
Ознакомительный фрагмент работы:
Оглавление
Введение..………….……...………..…………..…………………………………3
1. Конституция Германии, правовое положение граждан…...5
1.1. Конституция Германии как основной закон государства…………...……….5
1.2. Правовое положение личности в Германии……………………...……………7
2. Органы государственной власти в Германии……...…………11
2.1. Законодательная власть в Германии…………………...……………………..11
2.2. Исполнительная власть в Германии…………………………….……………13
2.3. Взаимодействие федеральных и местных властей………………….……….15
3. правовую систему Германии………………………………………..17
3.1. Понятие и особенности романо-германской правовой семьи………………17
3.2. Особенности романо-германской правовой семьи……………….…………17
3.3. Система германского права……………..…………………………………….19
3.4. Гражданское право…………………………...………………………………..21
3.5. Семейное право……………………………….………………………………..24
3.6. Торговое право…………………………………………………………………25
3.7. Трудовое и социальное законодательство……………………..…………….27
3.8. Уголовное право……………………………………………………………….30
Заключение……………………………...……………..………….....…………33
Список литературы.........................................................................................35
Введение
Актуальность исследования. Право, выступая механизмом регулирования поведения в обществе, не однородно по своей структуре. Современный мир, многообразие стран и правил поведения, в историческом измерении предопределили создание различных правовых систем. Национальные правовые семьи, обладают набором специфических признаков, которые можно классифицировать, тем самым отнеся ту или иную правовую систему к определенной правовой семье. Современная правовая доктрина выделяет две основные правовые семьи – это романо-германская правовая семья (или континентальная), и семья общего права. Несмотря на то, правовые семьи все-таки, имеют связи между собой, они отличаются и служат ориентиром для большинства национальных правовых систем.
Право, выступая механизмом регулирования поведения в обществе, не однородно по своей структуре. Современный мир, многообразие стран и правил поведения, в историческом измерении предопределили создание различных правовых систем. Национальные правовые семьи, обладают набором специфических признаков, которые можно классифицировать, тем самым отнеся ту или иную правовую систему к определенной правовой семье.
В ФРГ конституционное право развивается исходя из Конституции. Для понимания действующего конституционного права Германии необходима ясность относительно его предмета - конституции. И если для теории конституции важно общее определение ее абстрактного понятия, основанное на историческом опыте всех или множества конституций, то для теории конституционного права такое определение лишено смысла, поскольку при изложении основных его черт необходимо опираться лишь на современную индивидуально-конкретную конституцию, ибо только так можно решать возникающие конституционно-правовые вопросы.
Основой континентальной правовой системы, стали нормы римского права, которые в процессе развития юриспруденции, органически вписывались в нормы местного права раздробленной Германии, при этом римское право подверглось переработке с целью приспособления для нужд зарождающегося капиталистического общества. Тексты римских источников анализировались с формально-логических позиций. Из них были выведены общие принципы права, была построена упорядоченная система, впоследствии получившая название романо-германская правовая семья. Активная образовательная деятельность в итальянских, а затем и германских университетах позволила воспитать юристов, которые смогли обеспечить рецепцию римского цивильного права в национальные системы.
Объектом работы выступают общественные отношения, в сфере германского права.
Предметом исследования выступает правовая система Германии.
Целью курсовой работы является исследование и системный анализ правовой системы Германии.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать конституцию Германии, правовое положение граждан;
2. Рассмотреть органы государственной власти в Германии;
3. Изучить правовую систему Германии
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, включающих пятнадцать параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
1. Конституция Германии, правовое положение граждан
1.1. Конституция Германии как основной закон государства
Основной закон ФРГ от 23 мая 1949 г. является четвертой в истории Германии конституцией; его предшественниками были имперские конституции 1849 г., 1871 г., 1919 г., Веймарская конституция; последняя провозглашала Германию республикой. Ныне действующий основной закон был принят Парламентским советом. В его состав входили 65 депутатов, которые представляли в то время все политические партии и были избраны ландтагами западногерманских земель; в качестве гостей в состав Совета входило 5 представителей от Берлина; председателем Совета был К. Аденауэр.
В основном законе нашли свое отражение традиционные черты германского буржуазного конституционализма; в нем был учтен опыт Веймарской конституции. В содержании акта заметно влияние западных держав-победительниц (США, Великобритании, Франции), ощутим общественно-политический компромисс послевоенного развития Германии, поскольку основной закон принимался на фоне подъема антифашистского и демократического движения в западных землях.
Конституция Германии носит название «Основной закон», что было обусловлено рядом обстоятельств: 1) стремлением к объединению Германии; после объединения действие закона должно было распространиться на всю германскую территорию; 2) временным характером его действия - до вступления в силу конституции, принятой свободным волеизъявлением всего германского народа.
Конституция базируется на ряде основополагающих принципов: демократизм, парламентаризм и разделение властей, плюрализм, равенство и т. п. Одним из главных является принцип федеративного устройства государства; согласно абз. 3 ст. 79 основного закона не допускается изменения его норм, затрагивающих разделение федерации на земли, принципы сотрудничества земель в законодательстве и т. д. Столь строго основной закон охраняет и такие принципы как достоинство человека, народный суверенитет, связанность законодательной власти конституционным строем, а исполнительной власти и правосудия - законом и правом.
ФРГ определяется основным законом как демократическое и социальное федеративное государство (абз. 1 ст. 20). Вся государственная власть исходит от народа, которая осуществляется им путем выборов и голосований, т. е. непосредственно и через выборные органы.
Основной закон (хотя и в несколько приглушенном виде) говорит о ФРГ (землях) как о правовом государстве (едва ли не впервые в Европе) и о его основополагающих признаках, в частности, устанавливая, что все граждане, органы и организации (публичные и частные) обязаны подчиняться праву (ст. ст. 1, 2, 5, 9, 10, 11, 12, 14, 19 и др.), что судьи независимы и подчиняются только закону (ст. 97), что не допускается создание чрезвычайных судов (ст. 101) и придание закону обратной силы (ст. 103) и т. д.
В основном законе записано, что общепризнанные нормы международного права являются составной частью внутреннего права ФРГ (т. е. федерального права). Он закрепляет примат таких норм перед нормами федерального права и подчеркивает, что эти нормы порождают права и обязанности непосредственно для лиц, проживающих на территории ФРГ (ст. 25).
Стремясь преодолеть тоталитарное прошлое, учитывая уроки поражения во второй мировой войне, основной закон четко провозглашает, что действия, способные нарушить мирное сосуществование народов и предпринимаемые с этой целью, в частности, для подготовки к ведению агрессивной воины, являются антиконституционными и должны наказываться (абз. 1 ст. 26). Оружие, предназначенное для ведения войны, может изготавливаться, ввозиться и поступать в оборот только с разрешения Федерального правительства (абз. 2 ст. 26).
Основной закон ФРГ относится к числу жестких конституций по способу его изменения. Он может быть изменен только законом, который его специально изменяет или дополняет; такой закон должен быть принят большинством в две трети голосов депутатов Бундестага и две трети голосов членов Бундесрата (абз. 1 и 2 ст. 79). За более чем 46 лет действия основного закона было принято свыше 41 закона о внесении поправок и дополнений.
1.2. Правовое положение личности в Германии
Нормы о правах, свободах и обязанностях закреплены в разделе I основного закона «Основные права», что говорит о значении, которое законодатель придавал этому институту. Положения, касающиеся прав, свобод и обязанностей, содержатся и в иных разделах конституции (разделе II «Федерация и земли»; разделе III «Бундестаг»; разделе VII «Законодательство федерации», разделе IX «Правосудие», разделе XI «Переходные и заключительные положения» и т. д.).
В основном законе довольно четко определено, кому предоставляются закрепленные им права и свободы, на кого возлагаются обязанности: это - человек, каждый немец (т. е. по сути гражданин ФРГ). Особенностью конституции является распространение основных прав (свобод) и на отечественные юридические лица, если по своей сущности эти права могут быть к ним применены (абз. 3 ст. 19).
На первом плане в основном законе закреплены важнейшие принципы правого статуса личности, гражданина: достоинство человека, право каждого на свободное развитие своей личности, равенство. В нем четко установлено, что «достоинство человека неприкосновенно.
Принцип равноправия в конституции ФРГ зафиксирован следующим образом: во-первых, «все люди равны перед законом» (абз. 1 ст. 3); во-вторых, «мужчины и женщины равноправны» (абз. 2 ст. 3). В акте четко установлено, что «никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение по признакам пола, происхождения, расы, языка, места рождения и родства, вероисповедания, религиозных или политических взглядов» (абз. 3 ст. 3).
Первоочередное внимание в основном законе уделено личным, а также политическим правам и свободам; есть в нем и нормы, закрепляющие социально-экономические и социально-культурные права и свободы.
Среди личных прав и свобод - право каждого (т. е. не только гражданина ФРГ) на жизнь и физическую неприкосновенность; ненарушимость свободы личности; при этом подчеркивается, что вмешательство в эти права допускается только на основании закона (абз. 2 ст. 2).
Основной закон гарантирует и неприкосновенность тайны переписки, а равно почтовой, телеграфной и иной электросвязи, ограничения которой возможны только на основании закона.
Основным законом гарантируется также свобода передвижения на веси федеральной территории; ограничение этой свободы возможно лишь законом или на основе закона, и только в случаях, когда у конкретного лица отсутствует материальная основа для его осуществления.
Конституция устанавливает, что брак и семья находятся под особой охраной государства, что забота о детях и их воспитание является естественным правом родителей и первейшей их обязанностью.
Большим своеобразием отличаются формулировки статьи основного закона о воинской обязанности, где установлено, что мужчины, достигшие 18-ти летнего возраста, могут быть обязаны нести службу в вооруженных силах, федеральной пограничной охране или частях гражданской обороны.
Основной закон провозглашает также ненарушимость свободы вероисповедания, совести и свободы провозглашения религиозных и мировоззренческих взглядов; гарантирует беспрепятственное отправление религиозных обрядов и подчеркивает, что никто не может быть принуждаем против своей совести к военной службе с оружием (ст. 4).
Основной закон устанавливает широкий круг политических прав, провозглашается право каждого свободно выражать и распространять свое мнение устно, письменно и посредством изображения, а также беспрепятственно черпать информацию из общедоступных источников.
Гарантировано право всех немцев собираться мирно и без оружия, без предварительного заявления или разрешения, при этом предусмотрено, что для собраний под открытым небом это право может быть ограничено законом или на основе закона (ст. 8).
Конституция не содержит особой нормы в управлении государством, однако в ней подчеркивается, что вся государственная власть исходит от народа, что эта власть осуществляется путем выборов и голосований (через органы государства), что выборы в стране всеобщие, прямые, равные, тайные и свободные (ст. 20, ст. 28, ст. 38).
К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в конституции, относится право всех немцев свободно избирать, профессию, место работы, а также — запрет принудительных работ, кроме случаев обычной, всеобщей и разной для всех публичной повинности; принудительный труд допускается только при лишении свободы по приговору суда (ст. 12).
Основной закон провозглашает, что гарантируются собственность и право наследования и что их содержание и пределы устанавливаются законом. Вместе с тем, он устанавливает, что собственность обязывает, что ее использование должно одновременно служить общему благу и т. д.
Большим своеобразием отличается подход германского законодателя к вопросу о социально-культурных правах и свободах.
В конституции, в частности, записано, что искусство и наука, исследования и преподавание свободны; при этом подчеркивается, что свобода преподавания не освобождает от верности конституции (абз. 3 ст. 5). В конституции также установлено, что все немцы имеют право свободно избирать для себя место получения образования (абз. 1 ст. 12).
В основном законе закреплено и право убежища для лиц, подвергающихся политическим преследованиям (ст. 16).
Важной особенностью правового положения личности в ФРГ стало закрепление ограничений в осуществлении прав и свобод. В конституции содержится общая концепция этого института. Каждый имеет право на свободное развитие своей личности при двух условиях: 1) поскольку он не нарушает прав других; 2) поскольку он не посягает на конституционный строи или нравственный закон (абз. 1 ст. 2).
В основном законе установлено, что возможно ограничение какого-либо основного права законом или на основе закона; такой закон должен носить общин характер, а не применяться к отдельному случаю; в законе должно быть названо это право с указанием статьи конституции
В конституции закреплены и важнейшие гарантии основных прав и свобод; среди них — во-первых, ее норма, устанавливающая, что перечисленные в конституции права и свободы обязательны, как непосредственно действующее право, для законодательной власти, исполнительной власти и для судебной власти (абз. 3 ст. 1); во-вторых, положения о возможности лица, чьи права нарушены публичной властью, обратиться в суд (абз. 4 ст. 19); в-третьих, об ответственности государства или ведомства, на службе которого состоит лицо, нарушившее свои служебные обязанности перед третьими лицами, за действия своего служащего (ст. 34); а также, разумеется, записанные в основном законе гарантии конкретных прав и свобод.
2. Органы государственной власти в Германии
2.1. Законодательная власть в Германии
Основной закон 1949 г. учредил в ФРГ строй парламентарной республики, в которой система органов государственной власти базируется на принципе разделения властей. Хотя этот принцип прямо не упоминается, его трехзвенная структура отчетливо угадывается в положениях абз. 2 ст. 20, говорящих об осуществлении власти через специальные органы законодательства, исполнительной власти и правосудия.
Законодательная власть в ФРГ вверена двухпалатному парламенту; палаты - Бундестаг и Бундесрат - не имеют равного статуса (как в порядке их формирования, так и в объеме полномочий). Нижняя палата - Бундестаг избирается на четыре года путем прямых выборов. Его срок полномочий может быть продлен только в период состояния обороны; в этом случае он заканчивается через шесть месяцев по окончании этого состояния. Внешне кажется несколько странным порядок формирования верхней палаты - Бундесрата: она включает членов правительств земель. Причем каждая земля располагает числом мест от трех до шести в зависимости от численности проживающего в ней населения.
Продолжительность полномочий членов Бундесрата не установлена, и если какая-либо политическая партия в земле остается у власти значительный период времени, то столь же значительное время какой-либо член правительства этой земли может заседать в этой палате. Каждая земля может послать столько членов, сколько имеет голосов.
Очевидно, что вхождение в состав Бундесрата членов правительств земель или их представителей в определенной мере усиливает эффективность этой палаты вследствие административного опыта ее членов. В законодательном процессе нижняя палата обладает перевесом при разногласиях с Бундесратом (ст. 77-78). По строгому смыслу Основного закона только Бундестаг может принимать законы (ст. 70). Согласно ст. 50 Конституции через посредство Бундесрата земли участвуют в законодательстве и управлении Федерацией и в делах Европейского союза. Эта палата может только вносить протест в отношении некоторых федеральных законов (от 50 до 60% от их числа). Кроме того, Бундесрат участвует в пересмотре Конституции, и в этой процедуре он обладает правом абсолютного вето, поскольку согласно п. 2 ст. 79 требуется две трети голосов членов этой палаты.
Германскому парламенту предоставлены и судебные полномочия, традиционные для парламентарной республики. Особенностью германского импичмента является то, что первую стадию этой процедуры - отдачи под суд Федерального президента - осуществляет парламент (обвинение должно быть представлено от имени не менее чем одной четвертой части членов Бундестага или не менее чем одной четвертой части голосов Бундесрата, причем решение о предъявлении обвинения требует согласия большинства в две трети членов Бундестага или две трети голосов Бундесрата). Вторая же стадия импичмента вверена Федеральному конституционному суду, который при установлении умышленного нарушения Основного закона или другого федерального закона может объявить Федерального президента лишенным должности. Правда, после предъявления обвинения этот Суд вправе временным приказом постановить, что Федеральный президент не может выполнять свои должностные функции. Это полномочие парламента еще ни разу не было использовано.
Элементы так называемого рационализированного парламентаризма были включены в государственную систему ФРГ. Некоторые особенности взаимоотношений между центральной исполнительной властью и парламентом, точнее, его нижней палатой направлены на то, чтобы избежать практики Веймарской Республики, отличавшейся своей политической неустойчивостью, и совместить существование парламентского режима со стабильной исполнительной властью.
2.2. Исполнительная власть в Германии
Как и в каждой парламентской республике, центральная исполнительная власть в ФРГ бивалентна: она имеет во главе «слабого» Президента и «сильного» Канцлера. Президент избирается Федеральным собранием, включающим членов не обеих палат парламента, а лишь одной - нижней, к которым добавляется равное число членов, избираемых ландтагами земель.
Средством стабильности исполнительной власти учредители Конституции избрали особый статус главы Правительства - Канцлера. Он получает власть непосредственно от Бундестага, будучи избранным по предложению Президента без прений. Жесткие временные рамки, установленные в абз. 3 и 4 ст. 63 Конституции для избрания этого должностного лица и возможного при этом роспуска Бундестага, подчеркивают значение Канцлера в системе органов исполнительной власти. Только Канцлер несет ответственность перед Бундестагом; министры назначаются и увольняются Федеральным президентом по предложению Канцлера. Данное обстоятельство также подчеркивает статус Канцлера.
Еще одним элементом обеспечения стабильности Правительства стал конструктивный вотум недоверия Канцлеру, установленный ст. 67 Основного закона. Практическое применение института конструктивного вотума оказалось не столь радужным, как предполагалось. Стабильность исполнительной власти с введением такого вотума недоверия очевидна, но только при условии достаточно широкой поддержки Канцлера в Бундестаге. Но при этих же условиях устойчивость обеспечивается и при введении деструктивного вотума недоверия. Практика показывает, что, когда в Бундестаге у Канцлера отсутствует широкая поддержка, этот институт ведет к политическим кризисам. С 1949 г. было только два случая применения этого вотума.
В 1972 г. Канцлер - социал-демократ В.Брандт (1913-1992) располагал только очень небольшой поддержкой депутатов в Бундестаге. 23 апреля 1972 г. Свободная демократическая партия (СвДП) внесла резолюцию о конструктивном вотуме недоверия, который был отвергнут большинством лишь в два голоса. Канцлер не мог оставаться в столь непрочном положении, и он инспирировал всеобщие выборы в конце того же года, форсировав процедуру роспуска Бундестага. В. Брандт поставил вопрос об ответственности Правительства (ст. 68 Конституции) и потребовал от своих министров голосовать против Правительства. В результате большинство членов палаты проголосовали «против», что дало возможность потребовать от Президента ФРГ распустить Бундестаг и назначить новые выборы. В 1982 г. была внесена резолюция о конструктивном вотуме недоверия в отношении социал-демократа Г.Шмидта (р. 1918). Свободная демократическая партия из-за разногласий по социальным вопросам перешла на сторону ХДС/ХСС. 1 октября 1982 г. эта резолюция была принята, и Г.Коль (р. 1930), став во главе новой партийной коалиции ХДС/ХСС и СвДП, наследовал пост Канцлера от представителя Социал-демократической партии. Неустойчивость Правительства Г.Коля была очевидна и в этом случае, и 17 декабря 1982 г. он поставил вопрос о доверии, потребовав от своих сторонников воздержаться от голосования. В результате Г. Коль оказался в меньшинстве, что опять-таки позволило потребовать от Президента страны распустить Бундестаг и назначить новые выборы.
Указанные два случая роспуска Бундестага в результате применения конструктивного вотума недоверия и последующей реакции обоих Канцлеров нельзя признать нравственно оправданными шагами. Этот вотум плохо работает при относительно равном соотношении правящих и оппозиционных сил в нижней палате. Деструктивный вотум недоверия был бы в этих случаях более оправданным. Представляется, что конструктивный вотум недоверия - всего лишь упрощенная система стабильности Правительства, которая зависит не только от юридических конструкций, содержащихся в Основном законе, но и от политических причин. Наиболее очевидна зависимость от существующей в стране партийной системы, дисциплинированности этих партий. В ФРГ главным образом в результате введения пятипроцентного барьера для получения мест в Бундестаге почти исчезли мелкие партии.
Заметным нововведением в конституционной системе ФРГ стал Федеральный конституционный суд. Конституционная юстиция в этой стране появилась только после принятия Основного закона 1949 г. Круг полномочий Государственного суда, существовавшего в Веймарской Республике, ограничивался лишь спорами между Федерацией и землями. Конституционному суду предоставлены обширные полномочия.
2.3. Взаимодействие федеральных и местных властей
Основной закон учредил в ФРГ федеративную форму территориального устройства. Федерация возникла не в результате договора ее субъектов, а в силу императивных указаний оккупационных держав. Вопрос о федеративном государстве не может быть предметом пересмотра - абз. 3 ст. 79 запрещает изменение Конституции, «затрагивающее разделение Федерации на земли, принципы участия земель в законодательстве». Согласно ст. 30 «осуществление государственных полномочий и выполнение государственных задач принадлежит землям, поскольку настоящий Основной закон не устанавливает или не допускает иного регулирования». Но эта норма тут же уточняется в следующей статье: «Федеральное право имеет преимущество перед правом земель». К ведению последних относятся области их исключительной компетенции, точно не оговоренные в Конституции и имеющие остаточный характер (ст. 70), а также сфера конкурирующей компетенции в случаях, когда Федерация не использует своих полномочий в этой области. В целом полномочия земель не столь велики, как у штатов в США, но весьма значительны. Земли имеют право заключать международные договоры (примером может служить конкордат между Баварией и Святым престолом в 1965 г.).
Особенность форм правления в землях: существует совмещение мандатов между главой земли (как главы субъекта Федерации) и главой правительства. Правительство формируется ландтагом и зависит от него (коллективная и индивидуальная политическая ответственность министров). Право роспуска ландтага не предусмотрено земельными конституциями, но нередко практикуются самороспуски.
Такой способ правления говорит о возможности его отнесения к правлению собрания (парламента). Таким образом, исполнительную власть в землях нельзя считать слишком юридически сильной в отличие от федеральной исполнительной власти. Но при этом нельзя забывать о принципах партийного правления, когда победившая на выборах партия сразу контролирует и ландтаг и Правительство. Ландтаги имеют однопалатную структуру (исключение составляет Бавария). В землях практикуются институты непосредственной демократии: референдумы, народная инициатива по роспуску ландтага, народная законодательная инициатива. В каждой немецкой земле существуют конституционные суды с соответствующими функциями.
На федеральном уровне участие земель в федеральных делах в качестве гарантии целостности Федерации проявляется в организации и деятельности Бундесрата, в соблюдении распределения компетенции между Федерацией и землями (осуществляется Конституционным судом), в участии земель в изменении Конституции, в избрании Федерального президента.
3. Понятия права романо-германской правовой семьи
3.1. Понятие и особенности романо-германской правовой семьи
Термины «романо-германское право», «романо-германская правовая семья», или «континентальная правовая система», являются понятиями обозначающими, правовую систему ряда стран, отталкивающихся от норм римского права. Уже из названия «романо-германское», видно, что основой современной правовой семьи являлись принципы, закрепленные в римском праве. К романо-германской правовой семье относятся правовые системы, возникшие в континентальной Европе на основе римских, канонических и местных правовых традиций.
Романо-германская правовая семья – это правовые системы, созданные с использованием римского правового наследия и объединенные общностью структуры, источников права и сходством понятийно-юридического аппарата.
К. Осакве, выделяет фактор исторического наследия, как основополагающий в формировании современной романо-германской правовой семьи. Общепризнано выделение такой характерной черты романо-германской правовой семьи, как становление и развитие ее на фундаменте римского права, положения которого легли в основу создания собственного права в этих странах.
3.2. Особенности романо-германской правовой семьи
Признаками романо-германского права выступают глубокая теоретическая разработка, закономерность и логичность. В данной правовой семье право являлось результатом научного осмысления учеными теоретических догм и гипотез, что отличает романо-германское право, носящее систематизированный, научно подкрепленный, логичный характер.
В данной правовой семье закон традиционно считается высшим источником права. Оно не носит характера судейского и во многом является продуктом прежде всего деятельности законодателя. По замечанию М.Н. Марченко, «в отличие от правовой системы общего права, приоритет здесь всегда отдавался не «судейским» нормам, а нормам статутного права».
Одной из важных исторических особенностей романо-германского права является принцип первичности материального права и вторичности права процессуального. В этой правовой семье отсутствовали условия, вынуждающие суды к созданию норм права в результате их процессуальной деятельности в том виде, в каком они существовали в семье общего права. Суды действовали на основе правовых норм, изданных законодателем, и эти нормы не были порождением судебного процесса.
Особая структура высших органов судебной власти. В странах романо-германской правовой семьи может существовать множество верховных судов.
В отличие от стран англосаксонской правовой системы в европейских и других странах, относящихся к романо-германской правовой семье, функции конституционного контроля (надзора) вверены специальному органу - конституционному суду (Германия, Италия и др.). Обычно он формируется при участии разных ветвей власти (законодательной – парламента, исполнительной – президента), а также судейского корпуса (высшего совета магистратуры или аналогичных органов судебного руководства).
В его составе часто есть не только профессиональные судьи с большим стажем судебной или адвокатской практики, но и профессора права, политики, бывшие государственные служащие.
Они обычно назначаются не пожизненно, а на один, однако довольно длительный срок (но не более 12 лет), реже - на два срока (Венгрия, Сирия) с ротацией (частичным обновлением состава суда). В некоторых странах функции конституционного суда выполняет специализированная палата конституционных гарантий, конституционного правосудия, действующая отдельно или в составе верховного суда (Колумбия, Перу и др.).
3.3. Система германского права
В Германии разделение между частным и публичным правом выражено несколько слабее, чем во Франции, что находит свое отражение, в частности, в иной, чем во Франции, организации и компетенции органов общей, административной и конституционной юстиции. Но в общих чертах схема схожа.
Современное германское право в значительной мере образуют нормативные правовые акты, принятые в предшествующие периоды существования общегерманского государства, правопреемником которого объявила себя ФРГ. Так, например, важнейшим актом действующего законодательства является Германское гражданское уложение 1896 г. Абстрактный характер его установлений позволил всякий раз наполнять их конкретным содержанием.
А действующее уголовное законодательство ФРГ во многом базируется на Германском уголовном кодексе 1871 г., который принято называть Германским уголовным уложением 1871 г. Среди источников права возрастает удельный вес регионального законодательства – актов земель. В качестве источника права признаются решения Федерального конституционного суда, но не судебная практика.
Растущий объем нормативных правовых актов обусловил потребность в их кодификации. В 1963 г. было издано Собрание федерального права – свод действующего законодательства ФРГ, систематизирующий нормативные акты по девяти главным отраслям права: 1) государственное и конституционное право; 2) управление; 3) правосудие; 4) гражданское и уголовное право; 5) оборона; 6) финансы; 7) хозяйственное право; 8) трудовое право, социальное обеспечение; 9) связь, пути сообщения, водный транспорт.
Ядром правовой системы объединенной Германии является Конституция 1949 г., в соответствие с которой приведено все законодательство. После объединения с ГДР 3 октября 1990 г. все законы ФРГ, ее правовая и судебная системы были перенесены на восточные земли.
В немецкой юридической науке отраслями публичного права принято считать: конституционное, административное, налоговое, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданское, процессуальное, церковное, международное, публичное.
Право, регулирующее отношения между государственными органами, называется также государственным органом.
Частное право разделяется на собственно гражданское право, содержащееся в Гражданском кодексе и во вспомогательных законах, и особую часть частного права. В эту часть входят торговое право, законодательство о компаниях, законы об оборотных документах, авторское право, законы о конкуренции (включая патенты), торговые знаки и модели, международное частное право.
Трудовое право иногда считается составной частью частного права, но чаще всего его относят к области sui generis, которая не соответствует ни частному, ни публичному праву. В большинстве европейских стран классификация отраслей права напоминает германскую (Швейцария, Испания, Австрия).
Италия, Бельгия придерживаются французской схемы, как и Нидерланды, где, впрочем, делается оговорка: гражданское процессуальное право и законы о несостоятельных должниках составляют формальную часть частного права в отличие от субстантивной части частного права, куда входят собственно гражданское и торговое право.
3.4. Гражданское право
Оно не подверглось существенным изменениям в XX в. Действующее Германское гражданское уложение 1896 г. дополнялось как поправками в самом тексте, так и изданием новых нормативных актов, судебной практикой, которые отвечали новым историческим реалиям. В 1978 г. был принят Закон об общих условиях договоров. Он привел договорное право в соответствие с Конституцией 1949 г., закрепил гарантии собственности от произвольного принудительного отчуждения, равноправие имущественных прав мужчин и женщин, внебрачных детей.
В практику имущественных правоотношений вводится новый институт частного права – фактических договорных отношений, используемый для признания незаключенного договора ничтожным или действительным. Согласно ему, договор считается действительным и без его заключения, но при существовании длительных договорных отношений, которые не прекращаются.
Кроме того, подразумеваемый, а незаключенный договор возникает и в случае наступления ответственности кого-либо из «обязанности общественной заботливости». В области вещного права был трансформирован институт собственности-, он стал социализированным. Конституция 1949 г. провозглашает принцип свободы собственности, однако подчеркивает: «...осуществление права собственности должно служить в то же время общему благу» (ст. 14).
В соответствии с § 1922 Германского гражданского уложения наследование понимается как универсальное правопреемство: со смертью лица (открытие наследства) его имущество (наследство) как единое целое переходит к одному или нескольким другим лицам (наследникам). Переход имущества неразрывно связан с переходом к наследникам также и долгов наследодателя.
Законодательное закрепление свободы завещания служит той общей теоретической основой, которая позволяет рассматривать наследственное право России и Германии как однопорядковые правовые явления и проводить обстоятельное сравнительно-правовое исследование.
В немецкой правовой мысли термин «распоряжения имуществом на случай смерти» (von Todes wegen) традиционно используется в качестве обобщающего обозначения для любых способов выражения последней воли гражданина и объединяет в себе завещание (Testament), совместное завещание супругов (Gemeinschaftliches Testament) и наследственный договор (Erbvertragf). Любое распоряжение на случай смерти состоит, как правило, из целого ряда отдельных завещательных распоряжений, носящих в большинстве своем имущественный характер, например,: назначение наследника, лишение наследства, определение подназначенных наследников, завещательный отказ, завещательное возложение.
Немецкие цивилисты выделяют в качестве отдельной категории «сделки между живыми на случай смерти» (Zuwendungen unter Lebenden auf den Todesfall), которые близки по своей сути к распоряжениям на случай смерти, однако к таковым не относятся, поскольку находятся в законодательной области между наследственным и обязательственным правом.
В Германии на порядок наследования может повлиять также такой семейно-правовой институт, как режим «продолженной совместной собственности» (fortgesetzte). В соответствии с § 1483 ГГУ супруги могут установить в брачном договоре, что режим совместной собственности будет продолжаться после смерти одного из супругов между пережившим супругом и их совместными детьми, которые стали бы наследниками при наследовании по закону.
В указанном случае доля умершего супруга в совместной собственности не входит в состав наследства. Если же у умершего супруга имелись дети, не являющиеся совместными с пережившим супругом, то их права наследования определяются так, как будто режим продолженной совместной собственности не наступил. Описанное положение Германского гражданского уложения напоминает порядок наследования имущества крестьянского (фермерского) хозяйства по российскому праву (ст. 1179 ГК РФ), с той разницей, что в Германии такой порядок наследования возникает на основании брачного договора, а не в силу закона и распространяется на любое имущество.
Германское Ведомство по патентам и товарным знакам (Deutsche Patent - und Markenamt) - независимый высший федеральный орган, находящийся в сфере компетенции Федерального министерства юстиции и защиты прав потребителей (Bundesministeriums der Justiz und Verbrauchershutz). В 2017 г. Патентное ведомство по основным направлениям официальной деятельности получило следующее количество заявок: изобретения - 67 707, полезные модели - 13 299, промышленные образцы - 44 297, товарные знаки - 76 719.
Германия является одним из немногих государств, где отношения между предпринимателями и служащими в связи с созданными ими изобретениями урегулированы достаточно полно на основании специального Закона о служебных изобретениях. В порядке исторической справки следует заметить, что регулирование отношений по поводу служебных изобретений долгое время осуществлялось тарифными соглашениями, т.е. нормами трудового права, а действующий в настоящее время специальный Закон 1957 г. - второй по счету, так как ему предшествовал Закон 1942 г.
В Германии предусмотрена заявительская система рассмотрения заявки на регистрацию дизайна и осуществления иных официальных действий в рамках Патентного ведомства, что подтверждается § 8, согласно которому заявитель и правообладатель в производствах, касающихся зарегистрированного дизайна, считаются правомочными и обязанными лицами. Кроме того, дизайнер по отношению заявителю или правообладателю имеет право быть указанным в качестве такового в производствах в Патентном ведомстве и в Реестре. Если дизайн является результатом совместной работы, то каждый отдельный дизайнер может потребовать соответствующего указания (§ 10).
Любое правомерно заинтересованное лицо, имеющее местопребывание или местожительство на территории Германии, может в течение двух месяцев с момента указанной публикации заявить в Патентное ведомство возражение. Если установлено, что ходатайство отвечает условиям, предусмотренным Регламентом (ЕС) N 1151/2012 и изданным в его исполнение положениям, Патентное ведомство информирует об этом заявителя и передает ходатайство вместе с необходимыми материалами в Федеральное министерство юстиции, которое пересылает ходатайство и необходимые материалы в Комиссию европейских сообществ.
3.5. Семейное право
Наиболее значительные изменения в XX в. произошли в семейном праве. В соответствии с Конституцией 1949 г. Закон о равноправии мужа и жены в области гражданского права (1957 г.) вводил раздельный режим владения имуществом. Имущество, нажитое в браке, считалось общей собственностью и подлежало при разводе разделу на равные доли. Первый Закон о реформе брачного и семейного права 1976 г. касался статуса внебрачных детей и условий действительности брака и развода. Был установлен общий возраст брачного совершеннолетия мужчин и женщин – 18 лет, который исключал право родителей давать согласие на брак детей.
Внебрачные дети получили право на алименты от отца и долю наследства на основании признания кровного родства с родителем. Провозглашался принцип свободы разводов, что регламентировалось в ГГУ (параграфы 1565 и 1566). Развод возможен в случаях, если: 1) брак не состоялся. «Брак считается несостоявшимся, если совместная жизнь супругов больше не продолжается и нет оснований предполагать, что супруги ее восстановят» (п. 1 параграф 1565); 2) очевидна несомненность «краха семьи» при условии: а) если супруги менее года живут раздельно, то такой брак расторгается, если продолжение брака невозможно для супруга, возбудившего иск о расторжении брака по причине жестокого обращения другого супруга; б) если супруги свыше одного года живут раздельно и оба просят о разводе или если супруги свыше трех лет живут раздельно, даже при возражении одного из них против развода.
3.6. Торговое право
Германское частное право характеризуется дуализмом: наряду с гражданским правом существует самостоятельная отрасль – торговое право. Продолжает действовать Торговый кодекс 1897 г. В XX в. в него были внесены изменения, которые касались отдельных торгово-правовых институтов, в первую очередь акционерного общества. Закон об акционерных обществах (1965 г.), состоящий из пяти книг, жестко регламентирует вопросы, связанные с учреждением, внутренней структурой, деятельностью и ликвидацией акционерных компаний с ответственностью их учредителей и должностных лиц. Определенные изменения в Торговый кодекс 1897 г. были внесены Законом о недобросовестной конкуренции (1909 г.), Законом о содействии стабильности и росту экономики (1967 г.), Законом об общих условиях купли-продажи (1976 г.) и др.
В Германии институт несостоятельности подвергся существенным изменениям в ходе длительной реформы.
В Германии таким основным законом выступает Insolvenzordnung, принятая в 1994 г. и действующая с 1 января 1999 г.
Становление института несостоятельности в Германии отличается от российского тем, что до образования единого государства законодательство о несостоятельности было у каждого немецкого государства, и оно претерпевало влияние французского, испанского законодательства.
В законодательстве о несостоятельности в романо-германской системе вводится запрет на возможность признания несостоятельной казны как юридического лица публичного права.
Специальным средством оспаривания сделок и действий в процедурах несостоятельности служит Паулианов иск (actio Pauliana), который был создан еще в римском праве и используется в законодательстве о несостоятельности не только в романо-германской правовой системе, а также и в англосаксонской системе.
В законодательстве о несостоятельности Германии Паулианов иск традиционно используется для опровержения сделок и действий несостоятельного должника.
В Германии согласно абз. 2 § 130 Insolvenzordnung намерения контрагента по сделке совершить сделку с предпочтительностью вытекают из знания об обстоятельствах, которые с необходимостью позволяют сделать вывод о неплатежеспособности должника или о заявлении о возбуждении производства, т.е. приравниваются к знанию о неплатежеспособности должника или о заявлении, которым возбуждается производство по делу о несостоятельности. Е.А. Колиниченко, сравнивая законодательство Германии и Франции в этой части, указывает, что во Франции используют иной подход: «именно знание кредитора о неплатежеспособности должника, а не его предположения об этом».
Из различных подходов к регулированию перехода права собственности на вещи в германском, австрийском, швейцарском и французском праве можно видеть, что они определяются прежде всего историческими и социально-экономическими причинами, т.е. известными особенностями национального развития, а не только формально-догматическими соображениями и тем более - какими-то общепринятыми стандартами.
3.7. Трудовое и социальное законодательство
Ориентация на создание социального государства отразилась и на законодательстве. В сфере трудовых правоотношений действует Закон о содействии осуществлению права на труд (1969 г.), конкретизирующий положения ст. 9 Конституции 1949 г. о нраве граждан на создание объединений «для охраны и улучшения условий труда и экономических условий». Со временем были приняты Закон о равенстве мужчин и женщин на рабочих местах (1980 г.), Закон о поощрении занятости (1985 г.) и т.д. Трудовое законодательство ФРГ предусматривает участие работников в управлении производством путем представительства в производственных советах.
В Германии провозглашен принцип «Свободы коллективных договоров», позволяющий профсоюзам заключать соглашения о ставках заработной платы. Критерии законности забастовок в ФРГ сложились, главным образом, благодаря решениям Федерального суда по трудовым спорам. Социальное государство современной Германии гарантирует благоприятные условия для жизнедеятельности каждого.
В Германии основные правила, регулирующие трудовые отношения, которые возникают на основании трудового договора, а также его изменение и прекращение и соответствующие трудовые отношения, содержатся в законах, подзаконных актах, коллективных договорах, тарифных соглашениях, иных источниках трудового права.
Главная роль принадлежит Конституции ФРГ, определяющей Германию как демократическое, свободное и социальное правовое государство (статья 20, абзац 1). В связи с этим, по мнению немецких юристов, одновременно создается демократическое трудовое право, право социальной справедливости и самостоятельной ответственности. Согласно преобладающим в ФРГ взглядам исследователей трудовое право является отраслью, регулирующей трудовые отношения несамостоятельных наемных работников, и определяется как право зависимого труда.
В трудовом праве Германии центральное место занимает трудовой договор и возникающее на его основе трудовое правоотношение. Параграф 611a ГГУ ФРГ устанавливает, что по трудовому договору работник обязуется выполнять работу по указанию, определению и в интересах работодателя при личном подчинении, а работодатель обязуется выплачивать оговоренное вознаграждение. Право распоряжения может затрагивать содержание, выполнение, время и место работы. При этом степень личной зависимости (подчинения) зависит также от характера соответствующей работы.
Можно заметить, что пенитенциарная система Германии является одной из наиболее эффективных в Европе. В стране накоплен значительный опыт привлечения осужденных к труду, что, в свою очередь, предопределяет актуальность изучения трудоиспользования немецких заключенных и правоприменительной деятельности в этой сфере.
Работать заключенным в Германии необязательно, но многие с удовольствием это делают: во-первых, надо чем-то занять себя, во-вторых, они могут заработать. Так, слесарная мастерская пенитенциарного учреждения в городе Виллихе (Северный Рейн - Вестфалия) предлагает работу не менее чем трем заключенным. Под руководством двух специалистов по обработке металла они изготовляют типичные слесарные изделия ручной работы. Правда, оплата труда осужденных, как правило, низкая, так как подавляющее большинство занято на неквалифицированных работах
Если текущая минимальная заработная плата, выплачиваемая «на воле», составляет не менее 9,19 евро, то часовая заработная плата за решеткой колеблется в диапазоне от 1 до 3 евро по всей Германии <14>. Следует отметить, что некоторые заключенные открытых тюрем Германии являются фрилансерами, которым разрешено работать вне тюрьмы, с обязанностью вернуться в место заключения и провести там ночь после работы.
Многие из немецких тюрем не только предлагают услуги другим компаниям, но и продают свою продукцию сами. Для этого у них есть собственные интернет-магазины, известные под названием «магазин за решеткой». Там потребитель может заказать, например, изготовленные вручную подставки для благовоний в виде тарелки, стилизованной под старину, благовония-палочки (арома-палочки), скворечники, деревянные плантаторы (для выращивания клубники) и многое другое.
Анализ правоприменительной практики показывает, что в Германии, все заключенные работают, кроме тех, кто находится в предварительном заключении, состоит на пенсии или не может работать по состоянию здоровья. За различные виды деятельности в исправительных учреждениях заключенные получают так называемый угловой оклад, который соответствует 9% средней заработной платы немцев, перечисляющих взносы в систему пенсионного страхования. Сегодня тюрьмы в Германии отчасти функционируют как малые предприятия: заключенные работают полный рабочий день, но их почасовая заработная плата составляет всего 1 - 3 евро.
Широко развитая система социального страхования и обеспечения, фонды которой образуются частично из государственного бюджета, частично из взносов предпринимателей и, главным образом, из удержаний из зарплаты работников. Центральное место в социальном законодательстве занимает Социальный кодекс 1975–1982 гг., состоящий из 10 книг.
3.8. Уголовное право
Наибольшие трансформации претерпело уголовное право, отражающее в большей мере потребности правящих элит. В период Веймарской республики хотя и продолжало действовать Уголовное уложение Германской империи 1871 г., но уже отредактированное в республиканском духе. Оно состояло из трех книг.
Первые две книги посвящены общим вопросам уголовного права: принципам разграничения правонарушений и назначения уголовного наказания, а также институтам покушения, соучастия и др. Третья книга представляет собой Особенную часть, закрепив конкретные виды преступлений и наказаний. В Уложение 1871 г. были внесены либерально-демократические принципы уголовного права. Однако установление фашистской диктатуры привело к их упразднению.
С помощью чрезвычайного законодательства, в частности серии законов: об осуждении к смертной казни и о порядке приведения ее в исполнение (1933 г.), о конфискации имущества, предназначенного для целей, враждебных народу и государству (1938 г.), против коварных посягательств на государство и партию... (1934 г.), о защите немецкой крови и немецкой чести (1935 г.) и других, уголовная политика претерпела серьезные изменения в сторону ужесточения наказания не только за действия, но и за помыслы. После поражения Германии во Второй мировой войне было восстановлено действие Уложения 1871 г. в республиканской редакции.
С принятием Конституции 1949 г. начинается демократизация уголовного права. В 1954 г. была осуществлена реформа уголовного права ФРГ в части, касающейся классификации преступных деяний, и введена двухчленная классификация: 1) преступления, наказанием за которые предусматривалось лишение свободы на срок свыше года; 2) проступки, которые наказывались лишением свободы до года или штрафом. Остальные, менее тяжкие деяния подпадали под определение «административное правонарушение».
С 1969 по 1975 г. в ФРГ была проведена реформа уголовного права, и с 1975 г. стал действовать новый Уголовный кодекс. Общую часть его составили нормы, которые были установлены в 1954 г., Особенную часть – нормы Уголовный кодекс 1871 г., реформированные в духе принципов гуманности и демократизации уголовного права.
Исключены религиозные преступления, особое внимание уделяется экономическим и экологическим преступлениям, преступным деяниям должностных лиц, семейным преступлениям. Система уголовных наказаний предусматривает наряду с основными (лишение свободы и штраф) и дополнительные наказания (например, лишение специального права управлять машиной) или дисквалификацию.
Согласно ст. 102 Конституции 1949 г., смертная казнь запрещена. Уголовный процесс после Второй мировой войны регламентировался нормами Уголовно-процессуального кодекса (УПК) 1924 г. и Закона о судоустройстве 1877 г. Принятие Конституции 1949 г. демократизировало принципы процессуального законодательства. Закон о малой реформе уголовного процесса 1964 г. расширил права обвиняемого на защиту. Правда, были внесены изменения в целях борьбы с терроризмом, наркомафией, что привело к ограничению прав обвиняемых. Наконец, в 1987 г. была принята новая редакция УПК, в основе которого лежали нормы УПК 1877 г.
Примечательно, что в странах романо-германской системы права важную роль играет стадия судебного преследования, где суд, полагаясь на внутреннее убеждение и свободу оценки доказательств, определяет, в частности, достаточность, достоверность, законность полученных доказательств. Так, немецкая судебная практика выработала определенные правила в отношении признания доказательств допустимыми/недопустимыми по рассматриваемой категории дел.
Заключение
Германское государство построено на началах федерализма. Оно образовалось из 10 земель (в настоящее время - 14), самостоятельных в своем бюджете и независимых друг от друга. Каждая из земель имеет свой ландтаг и свое правительство, обладающее значительной автономией.
Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту: Верхняя палата - Бундесрат (Союзный совет), нижняя - Бундестаг.
Бундесрат - это узкая коллегия состоящая из 41 члена, которая выражает интересы субъектов федерации. Правительство каждой из «земель» назначает в Бундесрат своих уполномоченных.
Реальная исполнительная власть сосредоточена в правительстве и особенно в руках его председателя - канцлера. Кандидатура канцлера предлагается президентом. Затем он избирается большинством голосов Бундестага. Канцлер назначает и увольняет министров, определяет внутреннюю и внешнюю политику государства. Он - единственный министр с конституционной точки зрения несущий ответственность перед Бундестагом.
Федеральное правительство имеет право издания постановлений в целях исполнения федеральных законов, а также издания общих административных предписаний. Правительство активно участвует в законодательном процессе. С этой точки зрения особенно важно его право предложить президенту республики с согласия Бундесрата объявить состояние законодательной необходимости. Бундестаг тем самым устраняется от принятия законов (ст. 81).
Объединение Германии не привело к возникновению нового государства. ГДР прекратила свое существование в качестве субъекта международного права, а ФРГ, продолжая существовать в качестве такового, увеличила свою территорию и численность населения. 2 декабря 1990 г. состоялись первые в истории объединенной Германии выборы в Бундестаг.
Основой континентальной правовой системы, стали нормы римского права, которые в процессе развития юриспруденции, органически вписывались в нормы местного права раздробленной Германии, при этом римское право подверглось переработке с целью приспособления для нужд зарождающегося капиталистического общества.
Тексты римских источников анализировались с формально-логических позиций. Из них были выведены общие принципы права, была построена упорядоченная система, впоследствии получившая название романо-германская правовая семья. Активная образовательная деятельность в итальянских, а затем и германских университетах позволила воспитать юристов, которые смогли обеспечить рецепцию римского цивильного права в национальные системы.
Конституция ФРГ, выработанная в 1948-1949 гг. только для Западной Германии, т.е. для государства на территории трех западных оккупационных зон (США, Великобритании и Франции), в 1990 г. стала Основным законом для всей Германии. Интеграция Германской Демократической Республики в состав ФРГ, осуществленная 3 октября 1990 г., была проведена путем присоединения; ГДР исчезла как юридический и как международно-правовой субъект. Произошло добровольное присоединение ГДР к ФРГ, увеличившее население и территорию последней (было включено шесть земель). Присоединение произошло на основе ст. 23 Основного закона ФРГ в действовавшей в то время редакции.
Эта статья, перечислявшая земли ФРГ, устанавливала, что «в остальных частях Германии он (Основной закон) должен вступить в силу по их присоединении». В то время существовала и другая юридическая возможность объединения ФРГ и ГДР. Имевшаяся в Основном законе ФРГ ст. 146 предусматривала возможность выработки новой Конституции, принятой «свободным решением немецкого народа». Как следствие объединения стали и довольно многочисленные поправки к Основному закону, которые, однако, в целом не поколебали его духа и принципов.
Список литературы
Основной закон Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 года // М.: Издательская группа ИНФРА-М—НОРМА, 1997.
Гражданское уложение Германии (ГГУ) от 18.08.1896 (ред. от 02.01.2002) (с изм. и доп. по 31.03.2013) // Гражданское уложение Германии: Вводный закон к Гражданскому уложению. - 4-е изд., перераб.- М.: Инфотропик Медиа, 2015. С. VIII - XIX,
Антропов Р.В., Ташлыкова С.А., Фирсов О.В. Особенности организации и обеспечения трудовой деятельности в пенитенциарных учреждениях (на примере России и Германии) // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. N 10. С. 4
Аскеров Э.М. Трудовой договор в Германии // Трудовое право в России и за рубежом. 2019. N 3. С. 6
Бимбинов А.А., Воронин В.Н. Уголовная ответственность за нарушение права на свободу совести и вероисповеданий по законодательству России и Германии // Lex russica. 2017. N 11. С. 11
Григорьев В.А. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.А. Григорьев. - М.: ИНФРА-М, 2015. С. 61
Егоров А. В. Теория сравнительного правоведения. - М.: Проспект. 2020. С. 41
Еременко В.И. О правовой охране промышленной собственности в Федеративной Республике Германия // ИС. Промышленная собственность. 2020. N 7. С. 17
Европейские сравнительно-исторические исследования. Выпуск 2. География и политика. - Москва: СПб. и др.: Питер, 2016. С. 36
Захарова М.В. Сравнительное правоведение: научно-учебное пособие для магистров. - «Проспект», 2016 г. С. 26
Карпов Е.А. Конвергенция романо-германской и англосаксонской моделей права собственности в гражданском праве России // Международное публичное и частное право. 2020. N 2. С. 2
Керимов, А. Д. Современное государство: вопросы теории / А. Д. Керимов. - М.: НОРМА, 2017. С. 46
Лысенко О.Л. Особенности правового регулирования трудовых отношений в Германии и Швейцарии: опыт для России? // Трудовое право в России и за рубежом. 2020. N 1. С. 5
Марченко М.Н. Сравнительное правоведение: учебник. 2-ое изд. - М.: Проспект, 2017. С. 38
Марченко, М. Н. Правоведение: учеб.для вузов/ М. Н. Марченко, Е. М. Дерябина.– М. : Проспект, 2015. С. 64
Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник для вузов. 17-е изд., испр. и доп. М.: Статут, 2013. С. 52
Основы наследственного права России, Германии, Франции / Ю.Б. Гонгало, К.А. Михалев, Е.Ю. Петров и др.; под общ. ред. Е.Ю. Петрова. М.: Статут, 2015. С. 93
Путинцева Е.П. Распоряжения на случай смерти по законодательству Российской Федерации и Федеративной Республики Германия. М.: Статут, 2016. С. 12
Селькова А.А. Основные подходы к рассмотрению правовых заключений судами стран общего и романо-германского права // Вестник гражданского процесса. 2020. N 3. С. 17
Серегин А. В. Сравнительное правоведение (мир правовых семей). Учебник для вузов. — М.: Юрайт. 2020. С. 81
Соболева Е.А. Уголовная ответственность за экоцид в законодательстве России и Германии // Международное уголовное право и международная юстиция. 2017. N 4. С. 1
Соменков А.Д. Бюджетный контроль в зарубежных странах. М., 2009. Кн. 1,2. С. 107
Суханов Е.А. О видах сделок в германском и российском гражданском праве // Вестник гражданского права. 2006. N 2. С. 11
Унификация международного частного права в современном мире / под ред. Хлестова И. О. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Инфра-М. 2015. С. 24
Юкша, Я. А. Правоведение : учебник / Юкша Я. А. – М.: ИЦ РИОР; ИНФРА-М, 2015. С. 84
Шукаева Е.С. Проблемные аспекты нормативного регулирования времени отдыха в трудовом праве Германии // Трудовое право в России и за рубежом. 2020. N 1. С. 6
Шевцова Л.В. К вопросу о соотношении уголовного преследования участников преступных организаций в России и странах романо-германской системы права // Современный юрист. 2018. N 1. С. 7
Шишмарева Т.П. Недействительность сделок и действий в процедурах несостоятельности в России и Германии. М.: Статут, 2018. С. 42
Шишмарева Т.П. Институт несостоятельности в России и Германии. М.: Статут, 2015. С. 86
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!