это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3097768
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение…………………………………………………………………………… PAGEREF _Toc70581104 \h 3Глава 1. Теоретические аспекты дизентерии и сестринского ухода за пациентами с данным заболеванием…………………………………………….. PAGEREF _Toc70581105 \h 61.1 Понятие о дизентерии: этиология, патогенез, факторы риска……… PAGEREF _Toc70581106 \h 61.2 Классификация дизентерии, клиническая картина, диагностика, лечение, профилактика PAGEREF _Toc70581107 \h 81.3 Особенности ухода при дизентерии PAGEREF _Toc70581108 \h 14Глава 2. Выявление особенностей сестринского ухода за пациентами с дизентерией………………………………………………………………………. PAGEREF _Toc70581109 \h 192.1Сестринский процесс при дизентерии. Планирование сестринского ухода…….…………………………………………………………………..…... PAGEREF _Toc70581110 \h 192.2 Оформление рекомендаций для медицинских сестер и пациентов по особенностям ухода при дизентерии…………………………………………. PAGEREF _Toc70581111 \h 24Заключение…………………………………………………………………….…. PAGEREF _Toc70581112 \h 26Список используемой литературы……………………………………………… PAGEREF _Toc70581113 \h 28Приложения………………………………………………………………………. PAGEREF _Toc70581114 \h 31
ВведениеДизентерия (шигеллез) относится к группе антропонозных инфекций с широким распространением. Наиболее распространена она в развивающихся странах, где, по данным ВОЗ, до 80 миллионов случаев заболевания характеризуются кровавой диареей, из которых 700 тысяч ежегодно заканчиваются летальным исходом [1, с.4]. Свидетельством актуальности проблемы кишечных инфекций, среди которых шигеллез играет особенно важную роль, является принятие международной программы ВОЗ по борьбе с диарейными заболеваниями.
В России статистические данные более утешительны, так как за последние годы отмечается снижение заболеваемости благодаря эпидемии COVID-19, начавшейся в начале 2020 года. Самоизоляция, снижение числа контактов, гигиенические требования, выдвигаемые в рамках профилактических мероприятий, снизили частоту заболеваемости дизентерией.
Заболеваемость острыми кишечными инфекциями в РФ снизилась в три раза. Роспотребнадзор зафиксировал значительное снижение заболеваемости острыми кишечными инфекциями в России в 2020 году [17].
Но еще данные 2017-2018 годов говорят о незначительном росте заболеваемости дизентерией. Так, по данным таблицы 1 (см. Приложение 1), видим незначительный рост заболеваемости: всего - на 16,1 %, у детейдо 17 лет - на 5,3%, у детей до 14 лет – на 3,5%.
По данным Росстата видно, заболеваемость острыми кишечными инфекциями меняется в каждой группе, больше всего снижение замечено по заболеваемости дизентерией - на 67% (см. Приложение 2).
Но существует проблема эволюции инфекционных агентов. Появившись за миллионы лет до момента существования человека, они эволюционируют вместе с развитием всего человечества: возникают новые аспекты в проблеме инфекционных заболеваний, появляются новые тенденции в их диагностике, лечении и профилактик, расширяется спектр заболеваний и перечень возбудителей [4, с.119].
Борьба с инфекцией затруднена из-за полиморфизма клинических явлений, разнообразия факторов передачи патогена и общей восприимчивости с кратковременным видоспецифическим иммунитетом после заболевания, а также из-за высокой адаптационной способности шигелл, у которых быстро развивается полирезистентность к противомикробным агентам.
Распространению инфекции способствуют многие факторы, в частности, несоблюдение населением санитарных норм, активные миграционные процессы, особенно из районов различного рода конфликтных ситуаций и стихийных бедствий. Развитие эпидемического процесса при дизентерии определяется активностью инфекционных агентов, интенсивность которых напрямую зависит от социальных и природно - климатических условий. К ним относится уровень санитарно-коммунального благоустройства населенных пунктов и санитарной культуры населения.
По этим причинам к уровню квалификации медсестры предъявляются все более строгие требования, и проводится более углубленная их подготовка. Уход за инфекционными больными имеет ряд особенностей, связанных как с противоэпидемическим режимом, так и с проявлениями заболеваний. Это требует большого терпения, такта и сострадания и часто определяет успех лечения и прогноз заболевания. В рамках профилактики дизентерии огромное значение имеет обучение пациента и его семьи по организации ЗОЖ.
Уход за пациентом является одной из важнейших медицинских мер, направленных на его выздоровление, и главной обязанностью медсестры отделения. Основная цель ухода за пациентом - облегчить симптомы заболевания, максимально восстановить функции организма и оказать психологическую поддержку пациенту.
Цель работы: выявить особенности сестринского ухода за пациентом с дизентерией.
Для достижения цели определим следующие задачи:
Проанализировать учебную литературу по вопросам ухода за пациентами с дизентерией.
Рассмотреть этиологию, патогенез, классификацию и клинические проявления дизентерии как инфекционного заболевания.
Теоретически выявить основные методы диагностики, лечения и профилактики дизентерии.
Изучить особенности сестринского процесса при дизентерии.
Определить основные проблемы и нарушенные потребности пациента при дизентерии, а также обозначить основные этапы работы с пациентом, больным дизентерией.
Оформить материалы для пациентов и медсестер по особенностям ухода при дизентерии с целью профилактики осложнений заболевания.
Объект исследования – сестринский процесс при дизентерии.
Предмет исследования – элементы ухода за пациентом с дизентерией, особенности деятельности медицинской сестры.
Методы: изучение литературы, аналитический метод, теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, сравнение, статистический анализ, математическая обработка данных.Практическая значимость работы заключается в том, что оформленные материалы по уходу за пациентом с дизентерией могут быть полезны для самого пациента и его родственников, а также медицинской сестры, непосредственно оказывающей помощь и уход за ним.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка источников литературы, в количестве 18 источников. Работа дополнена 13 приложениями, которые наилучшим образом подкрепляют теоретические основы работы.
Глава 1. Теоретические аспекты дизентерии и сестринского ухода за пациентами с данным заболеваниемПонятие о дизентерии: этиология, патогенез, факторы рискаДизентерия - инфекционное заболевание, характеризующееся поражением желудочно-кишечного тракта, преимущественно толстой кишки.
Шигеллез (бактериальная дизентерия, «shigellosis», «dysenteria») - острое антропонозное инфекционное заболевание, вызываемое бактериями рода Shigella с фекально-оральным механизмом передачи, характеризующееся симптомами общей интоксикации и преимущественным поражением дистального отдела толстой кишки [2, с.16].
Впервые клинику заболевания описал сирийский врач Аретей Каппадокийский (I век до н.э.). Его труды были названы «кровавый, или натужный, понос», а в древнерусских рукописях («утроба кровавая», «мыт»).
В источниках XVII - XIX века отмечается способность болезни к широкому распространению, принимающую масштабы эпидемий и пандемий. Первые описания свойств возбудителей заболевания появились в конце XIX века (Раевский А.С, 1875; Шантемесс Д., Видаль Ф., 1888; Кубасов П.И., 1889; Григорьев А.В., 1891; Шига К., 1898).
Возбудителями заболевания является грамположительные неподвижные бактерии рода «Shigella» семейства «Enterobacteriaceae» (рисунок 2, Приложение 3). Все виды шигелл отличаются по антигенной структуре, морфологически имеют схожее строение, по форме - это палочка, хорошо растет на простых питательных средах.
Различают следующие виды шигелл:
шигелла дизентерии (Sh. Dysenteriae) с подвидами Григорьева - Шига, Штуцера - Шмитца и Ларджа - Сакса;шигелла Флекснера (Sh. Flexneri) с подвидом Ньюкастл;шигелла Бойда (Sh. Boydi);шигелла Зонне (Sh. Sonnei) [3, с.107].Источником и резервуаром инфекции является человек (больной любой формой или бактерионоситель). Дизентерия передается только от человека к человеку. Больные дизентерией опасны с начала заболевания, и продолжается опасность заражения от него около недели, иногда до 2-3 недель.
Механизм передачи – фекально-оральный. Пути передачи инфекции:
контактно-бытовой;
водный;
пищевой [2, с.17].
Механизм передачи возбудителя дизентерии представлен на рис.1.
Рис.1 – Механизм передачи возбудителя дизентерии
Шигеллы могут находиться в желудке от нескольких часов до нескольких суток (в редких случаях). В тонкой кишке они прикрепляются к клеткам кишечника и выделяют токсин, который вызывает повышенную секрецию жидкости и солей в просвет кишки. Шигеллы активно перемещаются, вызывая воспалительный процесс в тонкой кишке. Токсин шигелл, попадает в кровь и обусловливает развитие интоксикации.
Основными факторами риска развития заболеваемости являются:
природный, температурный фактор (теплое время года, влажность);
возрастной (чаще болеют дети и пожилые люди);
социальный (условия быта, санитарная культура населения, санитарно-коммунальное благоустройство населенных пунктов);
плохая организация питания;
лекарственные средства, ослабляющие иммунитет;
географическое положение пункта с высокой распространенностью инфекции;
пребывание в организованном коллективе в условиях скученности.
Заболевание является сезонным, чаще развивается в осенне-летний период. Шигеллы характеризуются высокой выживаемостью во внешней среде. При влиянии определенных температурно-влажностных условий, они могут сохраняться от 3-4 суток до 1-2 месяцев, а иногда даже до 3-4 месяцев. Также шигеллы могут при определенных условиях размножаться в пищевых продуктах, таких как салаты, вареное мясо и рыба, фарш, молочные продукты.
Для заражения человека достаточно менее 200 бактерий, это достаточно небольшое число по сравнению с другими инфекционными заболеваниями.
Патогенез. Шигеллы вырабатывают энтеротоксин, который вызывают водянистый понос. Также, они прикрепляются к слизистой оболочке кишечника и внедряются в клетки эпителия, вызывая колиты разнообразных видов [11, с.35]. Рассмотрим различные формы дизентерии и их клинические проявления в следующей подглаве.
Классификация дизентерии, клиническая картина, диагностика, лечение, профилактикаДизентерия проявляется в различных формах и проявлениях. Когда микробы разрушаются, выделяется токсин, он как раз и играет ведущую роль в развитии болезни и способствует появлению симптомов заболевания. В первую очередь поражается следующие системы организма: нервная, сердечно-сосудистая система, надпочечники и органы пищеварения.
Так как при дизентерии поражается толстый кишечник, то принято выделять 4 стадии поражения его дистального отдела:
1) острое катаральное воспаление;
2) фибринозно-некротическое воспаление;
3) образование язв;
4) заживление язв [3, с.109].
В связи с этим классификация дизентерии может выглядеть следующим образом, как показано на схеме 1.
Классификация дизентерии
Атипичные формы
Типичные формы
Стертая
Легкая
Среднетяжелая
Диспепсическая
Тяжелая
С преобладанием токсическихявлений
С преобладанием токсическихявлений
Среднетяжелая
С преобладанием местного процесса
Гипертоксическая
С преобладанием местного процесса
Смешанные формы
Смешанные формы
Рис.2 – Схема «Классификация шигеллеза по А.А. Колтыпину»
При классификации шигеллезов согласно схеме на рисунке 2 различают типичные и атипичные формы, также важно учитывать, что течение различных форм дизентерии отмечают следующее:
Абортивное течение – срок до з-х дней;
Острое течение – срок до 1,5 месяцев;
Затяжное течение – срок от 1,5 до 3 месяцев;
Хроническое – сроки течения более 3-х месяцев:
непрерывное
рецидивирующее
длительное выделение бактерий при нормальном стуле.
По течению выделяют дизентерию:
Острая (длительность до 1 месяца):
колитическая;
гастроэнтероколитическая;
гастроэнтеритический;
Затяжная (от 1 до 3 месяцев);
Хроническая (свыше 3 месяцев):
непрерывная;
рецидивирующая;
бактерионосительство;
По тяжести выделяют:
Легкая форма;
Среднетяжелая;
Тяжелая форма [3, с.109].
Длительность инкубационного периода при дизентерии колеблется от 1 до 7 дней (в среднем 2-3 дня). Заболевание начинается с боли внизу живота и поноса. Температура поднимается менее чем у половины больных. Дизентерия часто протекает в два этапа: сначала повышается температура, развиваются боль в животе и водянистый понос, а спустя 3—5 суток появляются жжение в заднем проходе, тенезмы и скудный частый стул с примесью крови, как при тяжелом колите [11, с.35].
Развитию острых симптомов заболевания часто предшествует продромальный период, который сопровождается общей слабостью, недомоганием, потерей аппетита. Затем повышается температура тела, возникают боли в животе, локализующиеся в левой подвздошной области. Характеризуется головной болью, усталостью, апатией, подавленным настроением. В разгар интоксикации возможна рвота. Температура тела может достигать высоких цифр (38,5-40,5 °С), лихорадка длится 2-4 дня.
При среднетяжелой форме (наиболее частой) в первые два дня заболевания стул у большинства больных увеличивается до 10-12 раз, а в последующий период может составлять 20-25 и более раз в сутки. Спазм нижней части толстой кишки провоцирует болезненные ложные позывы к низу, при которых больной испытывает позыв опорожнить кишечник, но выделения кала или хотя бы комка слизи не происходит. Ложные позывы могут сопровождаться тенезмами - мучительной болью, вызванной тоническими сокращениями гладких мышц прямой кишки. Кал быстро теряет свой фекальный характер, становится не обильным и состоит в основном из слизи, часто с примесью крови (часто это всего лишь небольшой комок слизи с прожилками крови). При пальпации живота в левой подвздошной области можно обнаружить болезненность сигмовидной кишки, ее спазм, он ощущается в виде плотной струны. Часто пальпация живота провоцирует позывы к дефекации. При ректороманоскопии чаще всего выявляется катаральный эрозивный проктосигмоидит. Период пика заболевания длится от 1-2 до 8-9 дней [15].
По мере выздоровления больного снижается степень интоксикации, нормализуется температура тела, а затем из кала исчезают патологические примеси. В дальнейшем клинические симптомы устраняются анатомическими изменениями слизистой оболочки толстой кишки. По данным ректороманоскопии, восстановление слизистой оболочки происходит не ранее 15-20 дней заболевания и позже.
При легкой форме дизентерии интоксикация выражена слабо и кратковременна. Частота стула составляет от 3-5 до 10 раз в день, редко встречаются полосы крови в стуле. Пациенты не всегда обращаются к врачу и часто занимаются самолечением.
Тяжелая форма инфекции - резко выраженный интоксикационный синдром. Наряду с высокой температурой тела (39°С и выше) могут наблюдаться обмороки, бред, рвота. Частота стула достигает 50 и более раз в сутки («без счета»), он становится скудным, слизисто-кровянистым («кровавая ректальная слюна»). Тенезмы мучительны. Выявляются нарушения гемодинамики, бледность кожи. Тенезмы и спазм кишечника могут смениться его парезом - вздутием живота. При ректороманоскопии выявляются фибринозно-некротические, фибринозно-язвенные или флегмонозно-некротические поражения слизистой оболочки толстой кишки.
Хроническая дизентерия чаще характеризуется чередованием рецидивов и ремиссий. Клиническая картина рецидива аналогична проявлениям легкой формы острой дизентерии. Дисфункция кишечника характеризуется стойкостью и длительностью [15].
Диагностика начинается с выяснения жалоб и сбора анамнеза заболевания. Обнаружимые признаки, которые важно установить - наличие слабости, лихорадки, рвоты, жидкого стула, боли в животе, сухости во рту, жажды [8, с.72]. Кроме клинической симптоматики, большое значение имеет бактериологическое исследование кала и ректороманоскопия. Наилучшие результаты достигаются при посеве кала, взятого непосредственно у постели больного перед началом лечения антибиотиками. Для посева используются комки слизи, но не кровь. При отсутствии стула из прямой кишки забирают кал. Материал высевается на селективные среды Плоскирева, Левина и Эндо. Серологические методы применяются в случае отрицательных результатов бактериологического исследования. Основным методом является ГСЧ с использованием эритроцитарного диагностикума, диагностический титр составляет 1:100 и выше. В качестве экспресс-метода используется метод иммунофлуоресценции. Копрологическое обследование используется при диагностике стертых форм заболевания (наличие слизи, лейкоцитов, эритроцитов), при которых визуально в кале не выявляются патологические примеси. Метод ректороманоскопии позволяет судить о характере морфологических изменений слизистой оболочки дистального отдела толстой кишки [3, с.111].
Легкие формы дизентерии лечатся амбулаторно, стационарное лечение показано людям с тяжелой инфекцией, осложненными формами. Также пациенты госпитализируются по эпидемиологическим показаниям, в пожилом возрасте, с сопутствующими хроническими заболеваниями, а также дети первого года жизни. Больным назначается постельный режим при лихорадке и интоксикации, диетическое питание (в остром периоде – диета №4, при стихании диареи - стол №13).
Этиотропная терапия острой дизентерии заключается в назначении 5-7-дневного курса антибактериальных средств (антибиотики фторхинолонового, тетрациклинового ряда, ампициллин, котримоксазол, цефалоспорины). Антибиотики назначают при тяжелых и среднетяжелых формах. Учитывая способность антибактериальных препаратов усугублять дисбактериоз, эубиотики применяют комплексным курсом в течение 3-4 недель.
При необходимости проводится дезинтоксикационная терапия (в зависимости от тяжести дезинтоксикации препараты назначают перорально или парентерально). Коррекция нарушений всасывающей функции проводится с помощью ферментных препаратов (панкреатин, липаза, амилаза, протеаза). По показаниям назначают иммуномодуляторы, спазмолитики, вяжущие средства, энтеросорбенты. Для ускорения регенеративных процессов и улучшения состояния слизистой оболочки в период выздоровления рекомендуются микроклизмы с настоем эвкалипта и ромашки, маслом шиповника и облепихи.
Постинфекционный иммунитет нестойкий, видоспецифичный и типоспецифичный, возможны повторные заболевания, особенно при дизентерии Зонне [5, с.116].
В профилактике этих инфекций наиболее важными являются мероприятия общего санитарно-гигиенического плана, различные методы дезинфекции. Общие санитарные мероприятия включают в себя коммунальные и санитарные мероприятия, санитарный надзор за питанием, школой и производством, а также повышение уровня общей и санитарно-гигиенической культуры населения. Профилактические мероприятия, влияющие на передачу инфекционных заболеваний, также включают дезинфекцию, которая проводится в очагах инфекционных заболеваний, а также в общественных местах (вокзалы, транспорт, общежития, общественные туалеты), независимо от наличия вспышки или эпидемии инфекционного заболевания [10, с.296].
Особенности ухода при дизентерииВ медицинской практике понятие сестринского процесса, под которым понимается основанная на фактических данных и руководимая медсестрой ответственность за уход за пациентами. Сестринский процесс-это системный подход к организации и практическому осуществлению медицинской сестрой ухода за пациентом, а также к решению проблем, возникающих в процессе взаимодействия медицинской сестры с пациентом, его родственниками, коллегами.
Медсестра должна знать все особенности ухода за больным дизентерией, чтобы не совершать ошибок и не подвергать риску себя, пациента и всех окружающих. Больного следует максимально изолировать.
Суть ухода за инфекционными больными заключается в широком спектре санитарно-гигиенических мероприятий, диагностических и лечебных процедур, а также воспитательной работе с больным, направленной на его быстрое выздоровление и предотвращение распространения инфекции. Чтобы обеспечить надлежащий уход, необходимо знать основные особенности инфекционного больного.
Основная особенность заключается в том, что большинство пациентов выделяют патогенные микроорганизмы во внешнюю среду, т. е. они являются источником инфекционного происхождения. Следовательно, важно знать, где находятся возбудители в организме, как они выделяются во внешнюю среду, как они заражают здоровых людей, пути и методы заражения, необходимые меры по предотвращению распространения инфекции [11, с.112].
Большое значение в уходе за больными имеет соблюдение лечебно-охранительного режима (ЛОР): создание благоприятных условий для полного физического и психического покоя пациента, максимально возможных условий комфорта. Необходимо установить рациональный режим дня, устранить наиболее неблагоприятные факторы внешней среды (громкие разговоры, шум, хлопанье дверью и др.).
При тяжелой дизентерии необходимо соблюдать постельный режим в течение 1-2 дней. Процесс выхаживания в период острых проявлений заболевания направлен на обследование пациента, выявление его потребностей и проблем [3, с.111].
Осмотрев пациента, выяснив его потребности и проблемы, медсестра начинает ставить сестринский диагноз. Одним из его вариантов является наличие примеси слизи и крови в кале, что создает дискомфорт, вызывает беспокойство по поводу дальнейшего развития заболевания (страх перед раком кишечника). Примесь слизи и крови в кале является следствием воспаления слизистой оболочки толстой кишки (колит) и повышения проницаемости сосудистой стенки кишечника. Наличие этой проблемы подтверждается жалобами пациента на боли в животе, частый жидкий стул с примесью слизи и крови, с тенезмами и ложными позывами.
Диагноз медицинской сестры может иметь следующую формулировку:
«Примесь слизи и крови в кале, вызванная колитом и дополненная жалобами пациента на диарею с выраженным болевым синдромом в животе».
Медсестра обращает внимание пациента на соблюдение санитарно-гигиенических правил, а также обучает родственников пациента, если необходимо ухаживать за ним в случае лечения на дому.
Особое внимание следует уделять чистоте тела и постели инфекционного больного. Постель должна быть удобной. Постельное и нательное белье следует менять не реже 1 раза в неделю, в случае загрязнения - немедленно. Когда пациент находится на постельном режиме, необходимо обеспечить ему судно. Медсестра должна следить за чистотой ягодиц и области заднего прохода пациента; после каждой дефекации необходимо мыть их теплой водой с мылом, затем вытирать насухо, а при появлении мацерации кожи смазывать их соответствующим кремом.
Необходимо следить за тем, чтобы у тяжелобольных не было складок на простыне и наволочке, так как это способствует образованию пролежней. Нательное и постельное белье тяжелобольному меняют, не поднимая его. Белье должно быть сухим, нехолодным (при необходимости его следует прогладить горячим утюгом). Лихорадящего больного перед сменой белья в связи с повышенной потливостью надо насухо обтереть, осуществлять уход на разных этапах [16].
Длительное нахождение в постели, особенно больных в тяжелом состоянии, может приводить к развитию застойной пневмонии, поэтому необходимо проводить профилактические мероприятия.
Важно обеспечить больного личной посудой, которую необходимо тщательно вымыть и обеззаразить. Кормить его нужно в удобном положении, медленно, осторожно, если она сам не в состоянии это делать. При необходимости в ходе лечения (особенно при заболеваниях кишечника) делают очистительные и питательные клизмы.
Инфекционные заболевания сопровождаются лихорадкой, интоксикацией и токсическим поражением центральной нервной системы, поэтому у пациентов часто развиваются нервно-психические расстройства. Необходимо знать природу этих расстройств, чтобы правильно подойти к пациентам, установить с ними необходимый контакт. Хорошее душевное состояние пациента является одним из важных факторов быстрого выздоровления.
Результат независимых сестринских вмешательств зависит от установления контакта между медсестрой и пациентом, наличия доверительных отношений между ними и взаимной помощи [16].
Зависимые вмешательства:
обеспечение своевременной раздачи и введения лекарственных средств;
выполнение парентеральных инъекций;
подготовка пациента к обследованию инструментальными методами (гастрофиброскопия, ректороманоскопия и др.);
забор крови для серологических реакций;
забор кала для бактериологического исследования;
выполнение всех назначений врача.
В некоторых случаях возникают острые состояния, требующие быстрых действий медицинской сестры в срочном информировании о них врача и решении вопросов об оказании неотложной помощи пациенту и об изменении характера ухода за ним [11, с.56].
В период восстановления (выздоровление) больные длительное время физически ослаблены, у них нарушена психика, имеются нарушения со стороны сердечно - сосудистой системы и других органов и систем, но, несмотря на это, их самочувствие часто бывает вполне удовлетворительным и полностью не соответствует глубоким изменениям, которые сохраняются в организме.
Выводы по главе.
Таким образом, теоретически мы выявили, что проблема заболеваемости дизентерией не теряет своей актуальности. Несмотря на то, что дизентерия встречается все реже, случаи заболеваемости есть, важно говорить о сестринском уходе и профилактике осложнений при данном заболевании. Было выявлено, что при дизентерии поражается слизистая оболочка толстого кишечника, вызывается заболевание различного рода шигеллами, которые имеют высокую устойчивость при благоприятных условиях. Дизентерия передается фекально-оральным путем (пищевым или водным). Клинически у больного дизентерией наблюдается диарея, боли в животе, тенезмы, гипертермия, интоксикационный синдром (слабость, разбитость, тошнота). Основными элементами сестринского ухода является изоляция больного для профилактики распространения инфекции, соблюдение ЛОР, организация режима дня, питания, сна и отдыха, обеспечение ухода при тошноте и рвоте, при лихорадке, подача судна, контроль смены нательного и постельного белья, соблюдение гигиенических мероприятий. Важна процедура подготовки пациента к диагностическим лабораторным и инструментальным обследованиям, разъяснения ему особенностей проведения данных мероприятий. Медицинская сестра также осуществляет выполнение назначений врача.
Глава 2. Выявление особенностей сестринского ухода за пациентами с дизентерией Сестринский процесс при дизентерии. Планирование сестринского уходаСестринский процесс - это определенный метод организации и практического осуществления медицинской сестрой своих обязанностей по оказанию пациенту ухода и лечебных мероприятий.
Сестринский процесс представлен следующими этапами:
1) сестринское обследование пациента;
2) определение проблем пациента;
3) планирование сестринской помощи;
4) реализация составленного плана;
5) оценка эффективности проделанной работы.
Сестринский процесс обычно протекает в динамике, так как могут изменяться потребности пациента и появляться новые проблемы. Поэтому медицинской сестре важно при наблюдении своевременно их выявлять и реагировать на все изменения.
1. Осмотр пациента.
Выяснение паспортных данных и жалоб пациента в подробностях. История болезни выявляет динамику заболевания от появления первых симптомов до их исчезновения. Особое внимание уделяется эпидемиологическому анамнезу, направленному на выяснение источника инфекции и путей заражения больного.
Определение роста и веса тела, частоты пульса и дыхания, измерение температуры тела и кровяного давления, состояния кожи и сознания, положения кровати, естественных функций, суточного диуреза, стул, его количество и качество и т.д.
Важно наблюдать за поведением, выявить факторы риска и влияние окружающей среды на здоровье.
Анализируются результаты лабораторных исследований.
Обследование больного проводится в динамике заболевания с обязательной записью данных в медицинских документах - медицинской карте стационарного больного (история болезни), индивидуальной карте амбулаторного больного и особенно в истории болезни медсестер (карта наблюдения и ухода).
2. Выявление проблем пациента, которые делятся на настоящие и потенциальные. При дизентерии настоящими проблемами при различных стадиях заболевания являются сильная интоксикация (гипертермия, общая слабость); тошнота, рвота; сухость слизистых оболочек полости рта; боли в животе с тенезмами и ложными позывами; диарея; примесь слизи и крови в кале; раздражение кожи в области заднего прохода; страх за исход заболевания и развитие осложнений (особенно при наличии примеси крови в кале); страх заразиться другими инфекционными заболеваниями; беспокойство за здоровье родственников; разлука с родственниками и сослуживцами.
К потенциальным проблемам, которые могут возникнуть в динамике заболевания, отнесем значительное снижение остроты зрения, пролежни, пневмония, перфорация кишечных язв и кишечные кровотечения. На втором этапе процесса ухода медсестра должна выявить существующие и потенциальные отклонения от комфортного состояния пациента, определить, что является наиболее обременительным для пациента, и, в меру своей компетенции, устранить или уменьшить эти отклонения.
3. Оценка потребностей пациента основана на целостном подходе к его личности с учетом физических, интеллектуальных, психологических, социальных и других факторов. Выявленное несоответствие между потребностями пациента формируется как проблема (сестринский диагноз). Диагноз медсестры является самостоятельным и не заменяет врачебный медицинский диагноз. Диагноз медсестры устанавливается только после обследования пациента и выявления всех его проблем. В форме диагноза медсестры медсестра описывает реакции организма на фактические и потенциальные проблемы, возникающие у пациента в ответ на развитие инфекционного заболевания, и устанавливает вероятные причины этих проблем. Пример сестринского диагнозы был приведен ранее в подглаве 1.3.
Рассмотрев нарушенные потребности пациента с дизентерией по А. Маслоу, можем отметить следующие [8, с.111]:
Физиологические – есть, пить (тошнота, рвота), сон и отдых (боль, частый стул), выделять (частый стул).Биосоциальные – быть в безопасности, двигаться, одеваться, раздеваться, быть здоровым.
Социальные – быть рядом с близкими, работать в трудовом коллективе, дефицит общения (разлука с семьей при госпитализации, временная нетрудоспособность, отход от профессии).Потребность в уважении, признании – в данном случае больной переживает за свой статус «инфекционный больной», наличие риска заразить окружающих, снижение самооценки - «я заразен», изоляция, дефицит контактов с людьми в обществе по причине заболевания.
Потребность в самоактуализации – при дизентерии нет возможности стремиться к достижению высших целей, совершенствоваться, самовыражаться, стремиться к эстетике, чистоте (проблема осуществление процессов выделения в палате, совершения гигиены возможно при помощи медицинской сестры, рвота – все это создает стеснение, неудобство перед медицинскими работниками, отсутствие личного комфорта).
4. Третьим этапом процесса ухода за больными является планирование ухода за больными. Она включает в себя:
- постановка целей (краткосрочных и долгосрочных);
- определить вместе с пациентом желаемые результаты лечения;
- определить типы сестринских вмешательств, необходимых пациенту (зависимые, взаимозависимые и независимые);
- планирование сестринских вмешательств;
- обсуждение плана лечения с пациентом;
- ознакомление с планом ухода за теми, кто оказывает сестринскую помощь.
Постановка цели сестринского ухода дает эффект при индивидуальной работе с пациентом. Разработка плана ухода определяется наличием стандартов сестринской практики. План должен иметь конкретный период реализации: короткий (не более 1 недели) и длительный (недели, месяцы).
Примером может стать следующий вариант постановки и реализации цели. Сестринский диагноз: Диарея. Краткосрочная цель: к концу недели частота стула составит 5-6 раз в сутки. Долгосрочная цель: прекращение диареи к моменту выписки.
Планирование:
Медсестра обеспечит прием легкоусвояемой пищи в небольшом количестве через два часа.
Медсестра обеспечит пациенту прием жидкости в большом количестве.
Медсестра обеспечит прием антидиарейных средств в соответствии с назначениями врача.
Медсестра обеспечит обмывание теплой водой с мылом кожи в перианальной области после каждого акта дефекации.
Медсестра обеспечит смену постельного и нательного белья по мере загрязнения.
Медсестра будет контролировать водный баланс. Одни раз в неделю взвешивать пациента.
Медсестра проведет беседу с родственниками об особенностях лечебного стола ее пациента и характере передач.
Таким образом, в зависимости от имеющихся проблем пациента, медицинская сестра может поставить несколько частных целей, достижение которых отразит в общем плане ухода за пациентом для достижения общей цели – полного выздоровления пациента.
5. Четвертым этапом процесса ухода за больными является выполнение плана. Главное на этом этапе - выполнить необходимые для пациента виды сестринских вмешательств (независимые, зависимые и взаимозависимые).
Чтобы обеспечить уход за пациентом, медсестра выполняет независимые и зависимые вмешательства. При дизентерии целесообразны следующие виды вмешательства медицинской сестры.
Действия медсестры по собственной инициативе без прямых указаний врача – это независимые вмешательства:
1)определение температуры тела, артериального давления, частоты пульса и его характера;
2)исследование кала и выявление патологических примесей (слизи и крови);
3)организация режима питья и питания;
4)обучение пациента правилам самоухода;
5)динамический мониторинг состояния пациента;
6)периодическое обследование заднего прохода с целью выявления раздражения кожи и возможного выпадения слизистой оболочки прямой кишки;
7)контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима больным, особенно после акта дефекации;
8)организация текущей дезинфекции [3, с.112].
При выполнении независимых вмешательств между медсестрой и пациентом должно быть взаимопонимание и доверие, что повышает уверенность пациента в выздоровлении.
Зависимое сестринское вмешательство состоит в выполнении предписаний врача под его наблюдением:
обеспечение своевременной раздачи и приема лекарств;
выполнение парентеральных инъекций;
подготовка пациента к обследованию инструментальными методами (гастрофиброскопия, ректороманоскопия и др.);
забор крови для серологических реакций;
забор кала для бактериологического исследования.
Взаимозависимое сестринское вмешательство состоит из медсестры, работающей вместе с врачом и другими специалистами.
Выполнение плана сестринского вмешательства должно быть задокументировано в карте сестринского ухода.
6. На 5 этапе процесса сестринского ухода медицинская сестра оценивает эффективность проделанной работы, которая включает в себя сравнение достигнутого результата с запланированным, оценку эффективности проведенных вмешательств и критический анализ всех этапов процесса сестринского ухода.
Отражение выполнения всех 5 этапов сестринского процесса осуществляется в сестринской истории болезни (карте наблюдения и ухода за пациентом). Практические рекомендации для медицинских сестер, примерный план ухода при дизентерии, рекомендации для пациентов, больных дизентерией представим в следующей подглаве.
2.2 Оформление рекомендаций для медицинских сестер и пациентов по особенностям ухода при дизентерии
От грамотно спланированной работы врача и медицинской сестры, начиная со сбора информации о пациенте при дизентерии, включая определение его нарушенных потребностей, выявления проблем, планирования и заканчивая осуществлением данного плана, зависит здоровье и жизнь человека. При дизентерии высок риск развития осложнений, часто медицинская сестра оказывается в ситуации, когда возникают у пациента неотложные состояния, и она должна уметь самостоятельно оказать первую помощь до прихода врача. Поэтому важна высококвалифицированная подготовка среднего медицинского персонала по специальности «Сестринский уход в инфекции».
Практическая часть работы нам представилась следующим образом. Так как в период пандемии затруднен вход в ЛПУ с целью очной работы с больными, и также учитывая их инфекционную этиологию заболевания, была запланирована следующая практическая деятельность с целью отработки практических умений и навыков по данной теме. Составлен план сестринского ухода за пациентом с дизентерией, сестринская карта, материалы по уходу при дизентерии для медицинских сестер и пациентов.
Исходя из рассмотренных ранее особенностей сестринского ухода за пациентом с дизентерией, учитывая основные проблемы пациентов при дизентерии, были разработаны следующие материалы по уходу для медицинских сестер, пациентов и их родственников:
- составлен план ухода за пациентом с дизентерией (приложение 6). Где отражаются основные проблемы пациента с дизентерией и их решение;
- составлена памятка медсестре «Особенности проведения и подготовки пациента к ректороманоскопии» (см. приложение 7);
- памятка для медицинской сестры «Алгоритм взятия кала для бактериологического исследования» (приложение 8);
- рекомендации для пациента «Как определить и контролировать суточный диурез и водный баланс» (приложение 9);
- памятка для медицинской сестры Алгоритм «Помощь пациенту в использовании судна или мочеприемника» (приложение 10);
- памятка для медицинской сестры Алгоритм «Взятие кала для бактериологического исследования» с обоснованием и учетом проблем пациента (приложение 11);
- памятка для медицинской сестры «Уход за пациентом при различных стадиях лихорадки» (приложение 12);
- памятка медицинской сестре Алгоритм «Помощь при рвоте пациенту в сознании» (см. приложение 13).
ЗаключениеПо результатам курсовой работы можно сделать следующие выводы.
Анализ статистических данных по рассматриваемой проблеме показал особую актуальность ее изучения, так как от решения данных вопросов зависит жизнь и здоровье населения, несмотря на снижение заболеваемости.
Наибольшая роль в этом принадлежит медицинской сестре. От ее умений грамотно и убедительно донести информацию до пациентов и их родственников зависит результат и эффективность проводимых мероприятий.
Было достаточно широко рассмотрено заболевание дизентерия, его этиология, классификация, механизмы развития. Основная проблема при данном заболевании – устойчивость возбудителя в определенных условиях, быстрая его передача при несоблюдении противоэпидемических мероприятий и гигиенических норм. Путь передачи водный, контактно-бытовой, пищевой. Механизм передачи - фекально-оральный.
Возбудителями являются шигеллы, которые преимущественно поражают слизистую оболочку толстого кишечника. Также было выявлено, что шигеллы в организме человека выделяют токсин, который вызывает тяжелую интоксикацию, что и делает заболевание опасным, тяжело протекающим при несвоевременном обращении за медицинской помощью.
Форм дизентерии множество, что затрудняет, как мы можем отметить, изучив различные источники, диагностику. Клиника часто схожа с колитами, энтероколитами, до выявления возбудителя с помощью бактериологических обследований. Было теоретически выявлено, что основными симптомами при дизентерии являются боль в животе, гипертермия, головная боль, частый водянистый стул, иногда с кровью и слизью, тенезмы, слабость, тошнота, рвота.
Из этого следует, что высок риск обезвоживания, интоксикации организма, поэтому срочно необходимо обращаться за медицинской помощью. Дизентерия может приобретать и хроническую форму заболевания, в тяжелых случаях развиваются такие осложнения как, инфекционно-токсический и смешанный шоки, острая сердечная недостаточность, периколит, перфорация кишки и перитонит.
Основными элементами сестринского ухода является при госпитализации изоляция больного, соблюдение режима питания (диеты №4 и №13). Важно обеспечить пациенту уход при тошноте и рвоте, при лихорадке, подать судно, контролировать диурез, проводить профилактику обезвоживания, помогать осуществлять смену нательного и постельного белья, соблюдение гигиенических мероприятий.
Для диагностики чаще всего применяют бактериологическое исследование кала и ректороманоскопию. Важна процедура подготовки пациента к диагностическим лабораторным и инструментальным обследованиям, медицинская сестра разъясняет пациенту особенности их проведения, выполняет все назначения врача.
Ученые выяснили, что у переболевшего человека иммунитет не стойкий, риск заболеть повторно остается. После выздоровления за пациентом устанавливается диспансерное наблюдение, если это работники питания и лица, к ним приравненные, а также больные хронической дизентерией. Срок диспансерного наблюдения 3- 6 месяцев.
При оставлении больного дома в квартире проводят текущую дезинфекцию. За лицами, находившимися в контакте с больными, устанавливают медицинское наблюдение в течение 7 дней.
В рамках работы над курсовой работой, были отобраны и оформлены материалы по особенностям ухода за пациентами с дизентерией, которые необходимы медицинским сестрам, а также могут стать полезны пациентам, и родственникам пациентов.
Таким образом, подробно рассмотрев особенности ухода медицинской сестры при дизентерии, мы цели работы достигли, решив все поставленные задачи.
Список используемой литературыДизентерия : учеб .- метод. пособие / С.П. Лукашик [и др.]. – Минск : БГМУ, 2015 – 35 с.
Дизентерия – шигеллез : методическая разработка для Специальностей 34.02.01 Сестринское дело / авт.-сост.: Гузаева, Н.М.– Белебей, 2017.- 35 c.
Комар, В.И. Инфекционные болезни и сестринское дело. Учебное пособие. - СПб.: Издательство «Вышэйшая школа», Минск. 2008. – 400 с. (Для учащихся специальности «Сестринское дело» учреждений СПО).
Лобзин, Ю.В., Рычкова С.В., Усков А.Н., Скрипченко Н.В., Федоров В.В. Современные тенденции инфекционной заболеваемости у детей в Российской Федерации. Кубанский научный медицинский вестник. 2020; 27(4): 119-133.
Малов, В.А. Сестринское дело при инфекционных заболеваниях : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В. А. Малов. — 8-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2013 — 352 с.
Манипуляции в сестринском деле: учеб. пособие / Андрушко [и др.] ; под ред. А.Г. Чижа. — Ростов н/Д : Феникс, 2018. — 351 с.
Мухина, С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела». Учебное пособие. - М.: Родник , 2012 – 352 с.
Обуховец, Т.П. Сестринское дело и сестринский уход : учебное пособие / Т.П. Обуховец. — М.: КНОРУС, 2016. — 680 с. — (Среднее профессиональное образование).
Основы сестринского дела: Алгоритмы манипуляций: учебное пособие / Н.В. Широкова и др. -M.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.-160 с.
Профилактика заболеваний: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: 060101 – «Лечебное дело»; 060103 – «Педиатрия»; 060105 – «Медико-профилактическое дело» / С.Н. Алексеенко, Е.В. Дробот; Российская акад. естествознания, Изд. дом Акад. естествознания. - Москва: Изд. дом Акад. естествознания, 2015. - 449 с.
Сестринский уход при инфекционных заболеваниях с курсом ВИЧ: сборник лекций по учебной дисциплине МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях для специальностей 34.02.01 «Сестринское дело», / авт.-сост.: Д. В. Миргасимов. – Курган, 2019.- 155 c.
Смолева, Э.В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи / Э.В. Смолева; Под ред. к.м.н. Б.В. Кабарухина. — Изд. 13-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 47З с.
Щукин, Ю.В., Дьячков В.А., Рябов А.Е. Пропедевтика внутренних болезней: методы исследования пациента: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям: 060101 65 − Лечебное дело, 060103 65 − Педиатрия. Самара: ООО «Издательство Ас Гард», 2012. - 280 с.
Источники Интернет
Панина, Т. В России стали меньше болеть краснухой, ВИЧ и гепатитом. Российская газета // статья от 06.08.2020 / https://rg.ru/2020/08/06/v-rossii-stali-menshe-bolet-krasnuhoj-vich-i-gepatitom.html https://www.rbc.ru/rbcfreenews/ 5f1257129a7947189d15f10a
Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологиии эпидемиологии [Электронный ресурс] / Антонова Т.В., Антонов М.М., Барановская В.Б. и др. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011- http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970419809.html Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях : учебное пособие [Электронный ресурс] / Д.А. Лиознов, Т.В. Антонова, М.М. Антонов [и др.]. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 464 с. - DOI: 10.33029/9704-5789-4-SPI-2020-1-464. - ISBN 978-5-9704-5789-4.
https://www.interfax.ru/russia/717953
https://sobesednik.ru/obshchestvo/20190426-rospotrebnadzor-vspyshki-dizenterii-sushestvenno-ugasli-za-poslednie-gody
Приложения
Приложение 1
Таблица 1. Статистические данные по заболеваемости дизентерией
за 2017-2018 г.г. [18]
Период Зарегистрировано заболеваний
всего показатель на 100 тыс. населения в том числе
у детейдо 17 лет включительно показатель на 100 тыс. населения у детейдо 14 лет включительно показатель на 100 тыс. населения
Январь-декабрь
2017 6651 4,54 3859 13,45 3619 14,66
Январь-декабрь
2018 7739 5,28 4149 14,16 3832 15,17
Приложение 2
Статистические данные по заболеваемости ОКИ в России по данным Росстата
за 2018 год (% уменьшения заболеваемости по группам ОКИ) [14]
Рис.1 – Статистические данные по группам ОКИ
Приложение 3
Рис.2 – Возбудители дизентерии (шигеллы)
Приложение 4
Рис.3 – Схема «Патогенез дизентерии»
Приложение 5
Таблица 2 - Критерии тяжести дизентерии
Приложение 6
План ухода за пациентом с дизентерией
1. Контроль соблюдения постельного режима в течение всего периода клинических проявлений, который продолжается обычно не более 3 дней.
2. Обеспечение в период диареи и рвоты максимального комфорта с ведением учёта выделяемой жидкости. (следует контролировать каждые 2-4 ч).
3. Обеспечение соблюдения пациентом диеты в острый период заболевания соответствует столу №4 по Певзнеру, с улучшением состояния, уменьшением дисфункции кишечника и появлением аппетита больных переводят на стол №2, а за 2—3 дня перед выпиской из стационара — на общий стол №15.
4. Обеспечение контроля приёма пациентом (в присутствии медицинской сестры) препаратов: нитрофураны (фуразолидон, фурадонин по 0,1 г 4 раза в день, эрсефурил (нифуроксазид) 0,2 г 4 раза в сутки), котримоксазол по 2 таблетки 2 раза в день, оксихинолины (нитроксолин по 0,1 г 4 раза в день, ин-тетрикс по 1-2 таблетки 3 раза в день).5. Обеспечение контроля приёма пациентом (в присутствии медицинской сестры) энтеросорбентов — полифепан по 1 столовой ложке 3 раза в день, активированный уголь по 15-20 г 3 раза в день, энтеродез по 5 г 3 раза в день, полисорб МП по 3 г 3 раза в день, смекта по 1 пакетику 3 раза в день или др.6. Обеспечение контроля приёма пациентом (в присутствии медицинской сестры) дротаверина гидрохлорида (но-шпа) по 0,04 г 3 раза в сутки, препаратов красавки (белластезин, бесалол, беллалгин) 3 раза в день, папаверина гидрохлорида по 0,02 г 3 раза в день.( для купирования спазма толстой кишки)
7. Профилактика обезвоживания введение жидкости, лучше всего в виде питья. При отказе ребёнка от питья или рвоте у детей жидкость вводится в клизмах.
8. При частом стуле и тенезмах у детей до 3-х лет ни в коем случае не сажать ребенка на горшок, так как при этом происходит выпадение прямой кишки. Для уменьшения тенезмов нужно делать теплые ванны или применять лекарственные свечи.
9. Контроль за состоянием кожи и предупреждение развития опрелостей.
10. Ежедневное сестринское обследование, выявление проблем пациента и решение их путём выполнения независимых сестринских вмешательств.
Приложение 7
Памятка медсестре
«Особенности проведения и подготовки пациента к ректороманоскопии»
Ректороманоскопия - эндоскопическое исследование прямой и сигмовидной кишки. Применяя этот метод , можно обнаружить воспалительные процессы, изъязвления, геморрой, злокачественные и доброкачественные новообразования; получить мазки и соскобы со слизистой оболочки для микробиологического (при дезинтерии) и цитологического (при новообразованиях) исследований, а также произвести биопсию (взятие кусочка ткани для исследования).
Цель: визуальное исследование прямой и сигмовидной кишки.
Оснащение: гибкий стерильный ректоскоп (возможно применение жесткого эндоскопа).
Подготовка к процедуре:
1. Обучить пациента подготовке к исследованию и провести беседу о цели, ходе и безвредности процедуры, объяснить, что исследование проводит врач.
2. Поставить очистительную клизму вечером и утром за 1,5-2 часа до исследования.
3. Опорожнить мочевой пузырь непосредственно перед исследованием.
4. Утром прийти в манипуляционный кабинет натощак (в зависимости от степени тяжести и самочувствия пациента), или проводите (доставьте) пациента в эндоскопический кабинет.
Последовательность действий, выполнение процедуры:
Проинформируйте пациента, что интимные участки вовремя исследования будут прикрыты;
Вводится гибкий ректоскоп в прямую кишку на 25-30 см в положении пациента на спине с приподнятыми и раздвинутыми нижними конечностями.
После осмотра ректоскоп извлекается.
Проводится дезинфекция ректоскопа, инструментов, перчаток.
Запомните! Между подготовкой кишечника и исследованием должен быть перерыв не менее 2 ч, так как очистительная клизма изменяет на некоторое время естественный вид слизистой оболочки [7, с.309].
Приложение 8
Памятка для медицинской сестры
Алгоритм взятия кала для бактериологического исследования
Цель работы: осуществить сбор кала для бактериологического исследования.
Оборудование: стерильная пробирка с консервантом и ректальной петлей, шпатель, перчатки, стеклограф.
Ход работы.
I. Подготовка к процедуре
1. Уточнить у пациента понимание цели и хода предстоящей процедуры и его согласие (информированное согласие на процедуру получает врач).
II. Выполнение процедуры
2. Надеть перчатки.
3. А. В амбулаторных условиях:
Помочь пациенту лечь на правый бок спиной к вам, попросить его прижать колени к животу.
Извлечь ректальную петлю из пробирки, удерживая ее только за пробку (пробирка остается в штативе).
Другой рукой раздвинуть ягодицы и бережно ввести петлю в анальное отверстие.
Взять материал со стенок прямой кишки легкими круговыми движениями.
Извлечь петлю из анального отверстия и, не касаясь наружной поверхности пробирки, опустить петлю в пробирку.
3. Б. Способ, допустимый в условиях стационара.
Обеспечить пациента продезинфицированным и промытым после дезинфицирующего раствора судном.
После дефекации извлечь ректальную петлю из пробирки, удерживая ее только за пробку.
Петлей взять из судна 3-5 г фекалий и, не касаясь наружной поверхности пробирки, опустить петлю в пробирку или
Деревянным шпателем взять 3-5 г фекалий и поместить их в стерильную стеклянную емкость.
III. Завершение процедуры
4. Снять перчатки, вымыть руки.
5. Заполнить бланк для направления пробы в лабораторию. Написать на пробирке номер, соответствующий номеру, указанному в направлении.
6. Доставить пробу и направление в лабораторию (пробирка с петлей в штативе, штатив - в контейнере) [6, с.138].
Приложение 9
Рекомендации для пациента
«Как определить и контролировать суточный диурез и водный баланс»
Уважаемый пациент, очень важным мероприятием является определение функционального состояния мочевыделительной системы. Так как при заболевании дизентерия при выделениях теряется большое количество жидкости, с целью профилактики обезвоживания используется данный метод.
Основной целью является определение суточного объема мочи и соотношения количества выделенной за сутки жидкости к количеству введенной в организм жидкости.
Для того, чтобы Вы могли осуществить контроль водного баланса, Вам необходимо иметь следующее оборудование: мерная колба, сухая чистая посуда емкостью не менее 3 л или мочеприемник с делениями.
Техника выполнения:
1. Опорожните мочевой пузырь в 8 часов утра, а всю выделенную в течение суток (до 8 часов утра следующего дня) мочу собирайте в одну емкость вместимостью не менее 3 литров.
2. Измерьте общее количество мочи, выделенной за сутки.
3. Подсчитайте общее количество жидкости, выпитой Вами за сутки.
4. Важно учесть характер потоотделения (300-500 мл летом, 150 мл –зимой), выделение жидкости с каловыми массами - в среднем 200 мл, выделение жидкости при дыхании –250-300 мл.
5. Сложите показатели выведенной из организма жидкости и введенной жидкости.
6. Сравните две цифры (разница в норме составляет около 250 мл) [9, с.375].
Приложение 10
Памятка для медицинской сестры
Алгоритм «Помощь пациенту в использовании судна или мочеприемника»
Цель: поддержание личной гигиены пациента (процедура выполняется медсестрой и помощником).
Показания: дефицит самоухода.
Оснащение: 2 пары чистых перчаток, судно, мочеприемник, клеенка, туалетная бумага, ширма, лоток, салфетки, вода, корнцанг.Этапы Обоснование
I. Подготовка к процедуре
1. Доброжелательно и уважительно представиться пациенту. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. При незнании пациентом последовательности проведения предстоящей процедуры объяснить его ему Установление контакта с пациентом. Психологическая и эмоциональная подготовка
2. Получить согласие на проведение процедуры Соблюдения прав пациента
3. Оценить возможности пациента оказать помощь при перемещении Обеспечение психологического комфорта больного (активное участие пациента в процедуре способствует сохранению его чувства собственного достоинства)
4. Вымыть руки. Надеть перчатки Обеспечение инфекционной безопасности
5. Подготовить необходимое оснащение. Ополоснуть судно теплой водой и оставить в нем немного воды. Убедиться, что поверхность судна сухая.
Примечание: если у пациента не нарушена целостность кожных покровов и отсутствуют пролежни в области крестца, можно посыпать тальк на ту часть судна, которая соприкасается с кожей Обеспечение физического комфорта больного (согревание судна водой предупреждает охлаждение пациента, снижает чувство дискомфорта; вода способствует лучшему удалению каловых масс со дна судна; судно, посыпанное тальком, легче извлекается после использования)
II. Выполнение процедуры
1. Отгородить пациента ширмой (при необходимости)
Обеспечение психологического комфорта
2. Опустить изголовье. Встать по обе стороны кровати. Медсестре помочь пациенту слегка повернуться на бок. Придерживать его в этом положении, фиксируя за плечи и таз. Помощнику подложить и расправить клеенку под ягодицами пациента Обеспечение качественного выполнения процедуры
3. Поставить судно на клеенку в непосредственной близости от ягодиц больного, помочь пациенту повернуться на спину (при этом его промежность должна оказаться на судне).
Примечание: мужчине при отсутствии самостоятельных действий можно поставить между ногами мочеприемник и бережно опустить в него половой член (при необходимости одновременной подачи судна и мочеприемника или независимо от подачи судна) Снижение физической нагрузки на медсестру и пациента, связанной с подведением судна под ягодицы
4. Снять перчатки, положить их в лоток для использованного материала Обеспечение инфекционной безопасности
5. Поправить подушки, приподнять изголовье кровати, укрыть пациента одеялом Обеспечение комфортного состояния пациента
6. Периодически подходить к пациенту Обеспечение своевременной реакции медсестры на завершение физиологических отправлений
7. После получения сигнала от пациента о завершении опорожнения медсестре опустить изголовье кровати. Повернуть пациента на бок, придерживать его за плечи и таз; помощнику надеть перчатки, убрать судно и накрыть его (судно можно убрать в целлофановый пакет) Обеспечение правильной биомеханики тела пациента при перемещении на бок. Обеспечение психологической и инфекционной безопасности
8. Медсестре придерживать некоторое время пациента в положении на боку; помощнику вытереть область анального отверстия пациента туалетной бумагой, если больной не может сделать это самостоятельно Обеспечение безопасности пациента. Снижение чувства зависимости
9. Переместить пациента на спину, подмыть, при необходимости - обеспечить возможность вымыть руки Обеспечение инфекционной безопасности и гигиенического комфорта
10. Убрать клеенку из-под пациента. Укрыть пациента одеялом, помочь ему занять удобное положение. Убрать ширму (если процедура выполнялась в палате). Убедиться, что пациент чувствует себя комфортно Обеспечение физического и психологического комфорта
III. Окончание процедуры
1. Провести дезинфекцию использованных предметов ухода. Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности
2. Сделать запись об опорожнении кишечника или мочевого пузыря в листе наблюдения и о реакции пациента - в документах Обеспечение преемственности сестринского ухода
[9, с.28].
Приложение 11
Памятка для медицинской сестры
Алгоритм «Взятие кала для бактериологического исследования»
с обоснованием и учетом проблем пациента
Цель: диагностическая. Показания: кишечные инфекции; обследование.
Оснащение: стерильная пробирка с консервантом и стерильной металлической петлей (одноразовая стерильная трубка Циммана), перчатки, стерильный шпатель, пеленка (если процедура выполняется в постели); ширма (если процедура выполняется в многоместной палате), клеенка, направление.
Этапы Обоснование
I. Подготовка к процедуре
1. Собрать информацию о пациенте до встречи с ним. Доброжелательно и уважительно представиться. Уточнить, как к нему обращаться. Выяснить, знаком ли он с данной манипуляцией, когда, по какому поводу, как ее перенес. Объяснить пациенту цель и процесс проведения предстоящей процедуры. Получить его согласие на нее Установление контакта с пациентом. Психологическая подготовка к манипуляции. Соблюдение прав пациента
2. Вымыть и осушить руки. Надеть перчатки Обеспечение инфекционной безопасности
3. Подготовить необходимое оснащение. Поставить ширму (при необходимости) Обеспечение эффективного проведения процедуры. Обеспечение психологического комфорта
II. Выполнение процедуры
1. Помочь пациенту лечь на левый бок с согнутыми и притянутыми к животу ногами.
Примечание: если пациенту противопоказано положение на левом боку, то манипуляцию следует осуществлять в положении пациента лежа на спине с согнутыми в коленях и разведенными ногами Учет анатомо-физиологических особенностей прямой и сигмовидной кишки. Облегчение введения металлической петли
2. Положить под ягодицы пациента клеенку, а на нее - впитывающую пеленку Исключение загрязнения постели, обеспечение инфекционной безопасности
3. Раздвинуть ягодицы I и 11 пальцами левой руки. Правой рукой взять из пробирки металлическую петлю и ввести вращательными движениями в прямую кишку на глубину 8—10 см, собирая содержимое со стенок Технология взятия материала
4. Извлечь петлю из прямой кишки и поместить в пробирку с консервантом, не касаясь наружной стороны пробирки и других предметов.
Примечание: в условиях стационара кал можно взять непосредственно из судна стерильным шпателем сразу после акта дефекации Обеспечение инфекционной безопасности. Обеспечение достоверности результата
5. Убрать пеленку и клеенку и поместить их в мешок для использованного материала. Снять перчатки и поместить их в контейнер с дезинфектантом. Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности
Помочь пациенту занять удобное положение. Накрыть его. Удостовериться, что он чувствует себя нормально. Убрать ширму. Обеспечение психического комфорта
Обеспечить доставку емкости с направлением в бакте-риологическую лабораторию. Примечание: в некоторых случаях допускается хранение пробирки с консервантом в холодильнике при температуре 3—4 ° С не более 12 ч Обеспечение условий для проведения исследования
Окончание процедуры
Провести дезинфекцию использованного инструментария с последующей утилизацией одноразового Обеспечение инфекционной безопасности
Сделать запись о выполнении процедуры и реакции пациента. Подклеить полученные результаты исследования в документацию Обеспечение преемственности сестринского ухода
[9, с.123].
Приложение 12
Памятка для медицинской сестры
«Уход за пациентом при различных стадиях лихорадки»
Определяется стадиями лихорадочного периода. В течении лихорадок различают 3 стадии, от чего зависит помощь пациенту.
Уход за пациентами в 1-й стадии лихорадки заключается в следующем:
создать покой, уложить в постель, хорошо укрыть, к ногам положить грелку;
напоить теплым сладким чаем;
следить за физиологическими показателями организма (частота сердечных сокращений и дыхания, артериальное давление).
Уход за пациентами во 2-й стадии лихорадки заключается в следующем:
обеспечить покой (строгий постельный режим);
часто менять постельное и нательное белье, тепло не укрывать пациента;
часто давать обильное питье (компот, сок, морс, негорячий чай, минеральная вода);
кормить пациента 6–7 раз в сутки небольшими порциями жидкой или полужидкой легкоусвояемой пищи;
при сухой слизистой оболочке полости рта и трещинах на губах полость рта протирать или орошать водой, трещины смазывать вазелиновым маслом или глицерином;
проводить туалет кожи пациента (обтирание, обмывание);
при сильной головной боли на лоб пациента положить холодный компресс или пузырь со льдом;
постоянно следить за пульсом, артериальным давлением, частотой дыхания;
при высокой температуре тела (41 °С и выше) постоянно находиться около пациента, т. к. у него могут возникнуть галлюцинации и бред, вследствие чего он может травмировать себя и окружающих;
при длительном пребывании пациента в постели проводить профилактику пролежней.
При кормлении лихорадящих пациентов приходится учитывать нередкое отсутствие у них аппетита, поэтому целесообразно назначать частое дробное питание, стараясь кормить пациентов в периоды более низкой температуры. Учитывая наличие при лихорадке явлений общей интоксикации, пациентам (при отсутствии противопоказаний) рекомендуют обильное питье, частое, но небольшими глотками. В тех случаях, когда у пациентов возникают запоры вследствие вынужденного пребывания в постели и питания легкоусвояемой пищей, следует своевременно назначить слабительные или очистительную клизму (при отсутствии противопоказаний). Поскольку пациенты часто находятся на строгом постельном режиме, им подают судно и мочеприемник.
Уход за пациентами в 3-й стадии лихорадки заключается в следующем:
при резком снижении артериального давления в момент критического падения температуры срочно вызвать врача;
приподнять ножной конец кровати на 30–40 см, убрать подушку из-под головы; обложить пациента грелками, укрыть его, дать крепкого сладкого чая;
сменить нательное и постельное белье, провести туалет кожи.
Если лихорадочный приступ заканчивается через несколько часов, то указанные стадии проявляются четко. При более длительных заболеваниях лихорадочные колебания температуры подчиняются суточному ритму. Суточный ритм колебаний температуры тела у здорового человека двухфазный: максимум приходится на 17–20 часов, минимум - на 4-6 часов. Соблюдение всех требований по уходу за лихорадящими пациентами, постоянное наблюдение за их состоянием, прежде всего за функциями органов дыхания и кровообращения, позволяет вовремя предотвратить развитие тяжелых осложнений и способствует скорейшему выздоровлению пациентов [4, с.119].
Приложение 13
Памятка медицинской сестре
Алгоритм «Помощь при рвоте пациенту в сознании»
Рвота - vomitus, emesis - непроизвольное выбрасывание содержимого пищеварительного тракта, главным образом желудка, через рот (иногда нос).
Цель: профилактика аспирации рвотных масс.
Оснащение: стерильные перчатки, клеенчатый фартук, таз или ведро, клеенка, пеленка, полотенце, чистая сухая банка с крышкой, вода или 2% раствор натрия гидрокарбоната, почкообразный лоток, электроотсос или грушевидный баллон.
Последовательность действий
Успокоить пациента.
Надеть перчатки.
Усадить пациента (если состояние позволяет), надеть на него клеенчатый фартук.
Вызвать врача через кого-либо.
Поставить к ногам тазик или ведро.
Поддерживать голову пациента, положив ладонь на лоб.
После окончания рвоты дать пациенту воды или 2% раствор натрия гидрокарбоната и попросить его прополоскать ротовую полость.
Предложить пациенту полотенце для просушивания лица.
Оставить рвотные массы в тазике до прихода врача.
Примечание:
- если диагноз неизвестен, необходимо обязательно собрать в чистую сухую банку рвотные массы, плотно ее закрыть крышкой и отправить в лабораторию для исследования, заполнив направление;
- при известном диагнозе рвотные массы собираются с целью их оценки в динамике. Обеспечить пациенту покой!
Оказывая помощь при рвоте, медсестра ни в коем случае не должна оставлять пациента без присмотра! [6, с.59].
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!