Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Теоретические основы изучения гармонизации детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте

Тип Курсовая
Предмет Психология

ID (номер) заказа
3099049

500 руб.

Просмотров
1860
Размер файла
419.81 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГАРМОНИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСтЕ…………………………………………
1.1. Научные подходы к определению понятия «детско-родительские отношения»………………………………………………………………………
1.2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста ………………………………………………………………………………………
1.3. Возможности песочной терапии как средство гармонизации детско-родительских отношении в младшем школьном возрасте …………………………………………………………………………………….
Выводы по первой главе …………………………………………………………………………………….
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
2.1 Изучение особенностей детско-родительских отношений у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………………………..........
2.2 Программа песочной терапии по гармонизации детско-родительских отношений для детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………….2.3 Рекомендации для родителей по гармонизации детско-родительских отношений……
Выводы по второй главе………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ……………….
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В младшем школьном возрасте у детей интенсивно формируются психологические особенности, самооценка, отношения к окружающим, и происходит это через призму стиля детско-родительских отношений. Принципы и методы воспитания, несомненно, влияют на личность ребёнка. Нарушение процесса воспитания (гиперопека, чрезмерная строгость, пренебрежение потребностями подростка и т.д.) ведет к трудностям в формировании личности детей.
Важно учитывать особенности воспитания детей в семьях, это значимый фактор для совершенствования профилактической и коррекционной работы с детьми.
В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые Божович Л.И., Выготский Л.С.,Дубровина И.В., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., В.С.Мухина, Хоментаускас Г.Т., Эльконин Д.Б и многие другие.
Но проблема применения песочной терапии, как средство гармонизации детско-родительских отношений в младшем школьном возрастеизучена недостаточно. Кристина, добавляю актуальности!
Цель исследования: изучить особенности применения песочной терапии, как средства гармонизации детско-родительских отношении в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: гармонизация детско-родительских отношений в семьях младших школьников.
Предмет исследования: песочная терапия, как средство гармонизации детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте
С учетом выдвинутой цели курсовой работы , а также в соответствии с объектом и предметом исследования, были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить научные подходы к определению понятия «детско-родительские отношения», «песочная терапия», «дети младшего школьного возраста».
2. Рассмотреть психологические особенности детей младшего школьного возраста.
3 Разработать программу песочной терапии по гармонизации детско-родительских отношении в младшем школьном возрасте
Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные научно-теоретические принципы и подходы к изучению проблемы применения песочной терапии, как средства гармонизации детско-родительских отношении в младшем школьном возрасте:
-Особенности формирования личности ребенка в исследованиях российских ученых - Дубровиной И.В., Лисиной М.И., Леонтьева А.Н., В.С.Мухиной.
-Теоретический анализ детско-родительских отношений в работах зарубежных ученых – Ричардсон Р.У., Фрейд З., Эриксон Э., Фромм Э.
- необходимы концепции по песочной терапии.
Методы исследования: теоретические методы - анализ научных источников по проблеме исследования. Эмпирические методы: опрос, анкетирование, проективные методики.
База исследования: школа №39. Добавить по исследованию
Теоретическая значимость: заключается в том, что в ней была глубоко изучена проблема применения песочной терапии, как средства гармонизации детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте.
Практическая значимость исследования: состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов – психологов, социальных педагогов с целью гармонизации детско-родительских отношении в семьях младших школьников.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, включающий в себя 50 источников, приложения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Научные подходы к определению понятия «детско-родительские отношения»
Детско-родительские отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений. Многие исследователи считают, что детско-родительские отношения выраженной эмоциональной значимостью для ребенка и для родителя. Кроме того, имеет место амбивалентность, т.е. противоречивость, в отношениях родителя и ребенка. По-мнению О. В. Спиваковской, родитель должен уберечь ребенка от опасности, и в то же время, дать ребенку опыт самостоятельности во взаимодействии с внешним миром. С одной стороны, родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой - научить его заботиться о себе самому. Кроме того, особенность родительского отношения к ребенку заключается в том, что оно меняется в соответствии с возрастом ребенка. [8]
Под детско-родительскими отношениями понимают систему взаимосвязей между родителями и детьми, сложившихся под влиянием семейного опыта общения.
Вопрос семьи подробно освещается не только в науке, психологии, но и в искусстве, мировом культурном наследии. Основные проблемы семьи всегда на слуху в русской литературе: «Отцы и дети» (о том, что родители и дети не понимают друг друга), «Я купил папу» (в принципе, семья может существовать и без отца). Оказывается, что любые взаимодействия в семье могут стать конфликтными (Грецов, А.Г. Практическая психология для подростков и родителей. СПб.: Питер, 2017. 144 с.).
Главный закон нашего государства - Конституция - гарантирует всем своим членам равные права. И именно поэтому есть уполномоченный по правам человека. Однако, несмотря на это, в обществе существует ещё дополнительная должность - уполномоченный по правам ребёнка. Это свидетельство того, что просто права человека не обеспечивают права ребёнка.
Стили детско-родительских отношений - существенная и уникальная часть воспитания. Уникальность заключается в том, что это важный вклад в формирование личности, поскольку осуществляется непрерывно на протяжении длительного времени и охватывает все стороны личности (Избранные труды по психологии / Б. Г. Ананьев. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2017. – 126 с.).
Очевидно, что семья успешна, если каждому её члену предоставлены права для развития. И легко предположить, что что-то не так с семьёй, если в обществе, где есть конституция, обещающая всем гражданам соблюдение их прав, создаётся дополнительный институт по сохранению прав ребёнка.
Трудно переоценить роль семьи в развитии личности ребёнка. «Дефекты» семейного воспитания проявляются не только в общении с родителями, но и в более поздние возрастные периоды. Так, в частности, нарушения общения с близкими взрослыми могут приводить в дальнейшем к непониманию партнера по общению, деформировать образ другого человека, тормозить развитие личности как субъекта общения в познании других людей (Сатир, В. Вы и ваша семья. М.: Институт общегуманистических исследований, 2016. - 288 с.).
Система семейных отношений отражается на детях и определяет характер развития их личностных качеств. Одно из исследований на эту тему проводилось в городе Ростов-на-Дону (Ребёнок свой и чужой / Николаева, Е.И., Япарова, О.Г. - Москва: Элпис, 2018 - 286 с.). Результаты исследования показали, что более половины семей уделяют детям очень много сил, времени и внимания; воспитание детей в этих семьях является главным делом и смыслом жизни.
В тех семьях, где родители удовлетворены своим браком, дети отличаются эмоциональной отзывчивостью в общении с родителями, оптимизмом, веселым нравом, благоразумием и рассудительностью; там же, где удовлетворенность супружеством низкая, дети агрессивны в общении со своими родителями, неуступчивы, конфликтны, либо зависимы, остро реагируют на неудачи, считают себя неспособными, часто проявляют импульсивность.
В целом, удовлетворенность браком сопряжена с большой заинтересованностью родителей в делах, с большим доверием, сочувствием, содействием со стороны родителей, с доброжелательным отношением детей к семье и окружающим, в целом.
Огромное значение детско-родительским отношениям уделяют специалисты различных направлений.
Особенности общения детей с родителями зависят от стиля семейного воспитания. Так, при высоком уровне благополучия семейных отношений агрессия и негативизм по отношению к родителям у детей проявляются крайне редко. При среднем уровне семейного благополучия показатели агрессии и негативизма у детей повышаются и имеют более устойчивый характер. При низком уровне благополучия семейных отношений проявления агрессии и негативизма у детей сильно выражены и имеют устойчивый характер (Спиваловская, А.С. Как быть родителями: о психологии родительской любви. М.: Педагогика, 2016. 162 с.).
Анализируя разные стили воспитания, следует обозначить важность роли отца. Самая значимая фраза, переходящая из одной книги по психологии в другую: «Лучшее что может сделать отец для своего ребёнка, - это любить его мать». Эта фраза принадлежит католическому священнику, президенту университета Нотр – Дам (США) Теодору Хесбергу, прожившему большую жизнь и умудрённому значительным опытом. Проблема этого невероятно красивого высказывания заключается только в одном: что значит любить мать? Каждый человек понимает под этим словом не совсем одно и то же, и проблема многих семей в том и заключается, что муж и жена ожидают разных способов проявления любви.
Исследование особенностей личностного развития детей с разными типами семейного воспитания показало, что в семьях со средним и высоким уровнем благополучия семейных отношений с однотипным воспитанием (и матери, и отцы придерживались доминирующей гиперпротекции) у детей наблюдаются тревожность, фрустрация, трудности в общении, но по данным исследования, эти проявления не носят устойчивого характера (Немов, Р.С. Психология. Книга 2. М.: Образование, 2015. 840 с.).
В свою очередь, в неполных по составу родителей семьях (главным образом ребенка воспитывает мать) наблюдались устойчивые проявления тревожности, фрустрации, трудности в общении. В зависимости от типа воспитания названные особенности сочетаются с другими качествами. Так, у детей в семьях с доминирующей гиперпротекцией у ребенка встречаются чувства неполноценности и враждебность. Характерно, что мера выраженности этих состояний у испытуемых зависит от уровня благополучия семейных отношений: чем ниже показатели благополучия, тем выше показатель чувства неполноценности и враждебности у ребенка.
Что касается полных семей, в которых мать и отец придерживаются разного типа воспитания, то особенности личностного развития ребенка зависят от уровня благополучия отношений в этих семьях. Так, при высоком уровне благополучия семейных отношений тревожность, фрустрация, трудности в общении средне или слабо выражены и проявляются у ребенка неустойчиво. При среднем уровне семейного благополучия показатели тревожности, фрустрации у ребенка повышаются и имеют более устойчивый характер. При низком уровне благополучия семейных отношений проявления тревожности, фрустрации, трудностей в общении у детей сильно выражены и имеют устойчивый характер. Кроме того, названные качества могут сочетаться у ребенка еще и с проявлениями агрессивности, депрессии, чувства неполноценности в зависимости от типа воспитания у матери (Немов, Р.С. Психология. Книга 2. М.: Образование, 2015. 840 с.).
Кристина нужен научный стиль! И часто возникает множество вопросов. У кого возникают вопросы? Можно ли любить ребёнка, но перестать находить общий язык со вторым родителем? Что делать, если все утверждают, что для ребёнка лучше не видеть плохой пример, чем жить в полной семье и каждый день наблюдать негативные проявления родителей? Эти ответы часто не простые. Более того, возможны множественные ответы на один и тот же вопрос.
Даже отсутствующий отец участвует в формировании личности ребёнка. В этом случае он становится символом, позволяющим ребёнку сохранить целостность своей личности. Символ же этот создаёт мать и от неё зависит, каким он станет для ребёнка.
В работах А. Фрейд, З. Холла, К. Хорни, Дж. Боулби, Э. Эриксона, В. Шутца и др. активно рассматривается влияние на ребёнка раннего опыта взаимосвязи родителей и детей. З. Фрейд выделяет первые три стадии становления личности, которые, несомненно, важны и могут привести к проблемам у взрослого человека.
З.Фрейд, Д.Винникот, М. Кляйн, А.Фреид,К.Хорни, Э.Фромм изучали ранний опыт взаимодействия родителей с детьми и анализировали разные виды психических травм в детском возрасте. Где пробелы?
Д.Внникот акцентировал внимание на отношениях ребёнка с ближайшим окружением, в первую очередь - с матерью. Он считал, что влияние окружения на психоэмоциональное развитие ребенка колоссально, также как и материнский уход.
Согласно К.Хорни, в детстве основными являются потребности в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности ребенка в безопасности, это приводит к базальной враждебности, а та, в свою очередь, ведет к базальной тревоге.
Э. Эриксон, в своей эпигенетической концепции высказывает, что в «отношениях между родителем и ребенком существует двойственность, которая совмещает в себе чувственную заботу о нуждах ребенка с чувством полного личного доверия к нему. С одной стороны, следует оберегать ребенка от окружающих опасностей, с другой – предоставлять ему определенную степень свободы. Ребенок при этом устанавливает необходимый баланс между требованиями родителей и своей инициативой» [4].
Э.Фромм, считал детско-родительские отношения фундаментом развития ребенка, он провел качественное различие между особенностями материнского и отцовского отношения к ребёнку. Материнская любовь безусловна, она не поддается контролю со стороны ребенка, ее нельзя заслужить: либо она есть, либо ее нет. Отцовская любовь обусловлена – отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляема, ее можно заслужить, но ее можно и лишиться.
В рамках психоаналитического направления, основными понятиями Адлеровского воспитания родителей являются «равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». С ними связаны два центральных принципа воспитания: отказ от борьбы за власть и учет потребностей ребенка. А.Адлер подчеркивал равенство между родителями и детьми как в области ответственности, - равенство, но не тождественность. Необходимость научить родителей уважать уникальность, индивидуальность и неприкосновенность детей с самого раннего возраста, считал А. Адлер. Основным принципом семейного воспитания, по А.Адлеру, является взаимоуважение членов семьи. Самосознание он ставит в прямую зависимость от того, насколько его любят и уважат в семье. Это направление работы с родителями основывается на сознательном поведении родителей. А.Адлер рассматривает обучение родителей не только с точки зрения общества - как деятельность, результат которой оказывает влияние на его состояние.
В отечественной психологии проблема детско-родительских отношений рассматривается в рамках функционального и структурного подходов. В рамках функционального подхода детско-родительские отношения рассматриваются с точки зрения их воспитательной функции.
В семье во взаимоотношениях со взрослыми происходит становление личности ребенка (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий).
Согласно позиции, Л. С. Выготского, ребенок должен воспитываться на своем собственном опыте. Выготский говорит о том, что данный процесс возможен при правильной организации самого процесса воспитания. Только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания, а воспитатель должен быть лишь наблюдателем, который корректно направляет и регулирует самостоятельную деятельность ребенка в нужные моменты (Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / под ред. А.В.Запорожца. М.: Педагогика, 2016. Т. 1. 325 с.).
Спиваковская А. С. говорит о том, что часто родители не осознают истинные побуждения, которые определяют их взаимодействие с детьми, поскольку слишком прилежно придерживаются определенных идей воспитания, которые диктует общество, забывая об индивидуальности психики ребенка (Спиваловская, А.С. Как быть родителями: о психологии родительской любви. М.: Педагогика, 2016. 162 с.).
Исследователи, работающие в рамках структурного подхода, рассматривают детско-родительские отношения как совокупность устойчивых связей, которые обеспечивают целостность семьи при разных внешних и внутренних изменениях (В. Д. Шадриков, В. И. Степанский, А. К. Осницкий).
С точки зрения данного подхода качество воспитания и семейного взаимодействия напрямую зависит от психологической осознанности родителей (В. Н. Дружинин, А. И. Антонов, Р. В. Овчарова).
Овчарова Р. В. утверждает, что основным фактором эффективного взаимодействия между родителями и детьми является психологическая зрелость родителей. Также она говорит о необходимости работы над воспитанием родителей, поскольку это ведет к благополучию семьи в целом.
В отечественной психологии в формировании детско-родительских отношении ведущая роль принадлежит взрослому при изначальной активности самого ребенка ( Л.И. Божовия, Л.С. Выготский, И.В Дубровина, А.Н. Запорожец, М.И. Лисина, Д.Б.Эльконин и др)
В основу модели развития детско-родительских отношении многие отечественные ученые все чаще ставят основные положения теории (К.Роджерса, Т.Гордон и др)
- любовь родителей имеет разные уровни (забота о физическом здоровье ребенка и его психическом и психологическом благополучии)
- родители, оказывая влияние на ценности и убеждения ребенка, должны оставлять ему свободу выбора конкретных действий;
- семейный стиль взаимодействия должен основываться на взаимном уважении;
- родители должны учить ребенка самостоятельно справляться с проблемами, искать пути их решения;
- родители должны слышать ребенка, выражать свои мысли и чувства доступно для его понимания, в конфликтных ситуациях с ребенком находить выход, удовлетворяющий обе стороны.
Одна из наиболее изученных проблем семейного воспитания – это родительские установки или позиции, под которыми понимается совокупность родительского отношения к ребенку, восприятие ребенка родителями и способов поведения с ним ( А.Я. Варга, О.А.Карабанова, Э.Г, Эйдемиллер и др). В исследованиях часто понятие «родительская позиция» употребляется как синоним понятия «стиль воспитания», при этом второй термин обозначает установки и соответствующее поведение, которые характеризуют отношение взрослого к детям вообще и не связаны с конкретным ребенком.
Можно выделить четыре наиболее общих тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношении, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, невмешательство и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семьи (взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов (детей).
Опека в семье – это система отношении, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности ребенка отходит на второй план
Тактика невмешательства порождает систему межличностных отношении в семье, строящуюся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых о детей.
Сотрудничество как тактика воспитания предполагает опосредованность межличностных отношении в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями.
На основе анализа психолого-педагогических источников, мы пришли к выводу, что изучением проблемы взаимоотношений между родителями и детьми занимались многие ученые в рамках определенных теоретических направлений.
Таким образом, детско-родительские отношения рассматриваются в рамках различных теоретических подходов. Бихевиористы основное внимание уделяли технике поведения и дисциплине ребенка. Представители психоаналитического подхода, подчеркивая их значимость в формировании психического здоровья, считали, что негативный опыт взаимодействия с родителями в детстве влечет за собой невротическое расстройство личности в зрелом возрасте. Гуманисты отдают основную роль взрослому, который в процессе воспитания обязан быть гибким, признавать свои ошибки и уважать уникальность и индивидуальность детей. Отечественные исследователи придают особое значение активности самого ребенка, осознанности родителей и целостности семьи при разных внешних и внутренних переменах, что является особенно актуальным в современных условиях изменяющихся семейных ценностей.
Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст включает промежуток жизни детей от 7 до 10-11 лет, по Д.Б. Эльконину (Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2016. – 564 с.).
Особенность этого периода состоит в том, что в этом возрасте дошкольник становится школьником. Это переломный промежуток времени, когда ребенок совмещает в себе отличительные черты дошкольного и школьного возраста, считается одним из важнейших факторов в психическом формировании человека.
Развитие особенностей нервной системы детей младшего школьного возраста происходит в единстве с овладением ими разными видами познавательной деятельности. В процессе обучения дети учатся целенаправленному восприятию объектов, у них создается новый вид запоминания, когда сначала происходит исследование этого предмета, выделение сути, объединение материала и т.д., и приемы свободного, осознанного запоминания. Градационное развитие внутреннего проекта действий приводит к значительным переменам во всех умственных процессах.
Вначале обучающиеся могут выполнять обобщения согласно внешним, как правило, незначительным свойствам. Однако в ходе обучения они переходят на более высокую степень обобщений, становятся способными осваивать научные понятия, не основываясь на наглядный материал, что является условием развития абстрактного мышления.
В начальной школе совершается формирование абсолютно всех познавательных процессов. По мнению Д.Б. Эльконина, дети при начальном образовании усваивают специальные психофизические и психические воздействия, которые должны обслуживать письмо, арифметику, чтение, физкультуру, рисование, рукодельный труд и другие разновидности учебной деятельности. На основе учебной деятельности при подходящих условиях обучения и достаточном уровне интеллектуального развития детей появляются предпосылки к теоретическому сознанию.
Учебная деятельность подразумевает осуществление контроля. Ребенок должен сопоставить свои учебные действия и их итоги с установленными образцами, объединить качество этих итогов с уровнем и полнотой сделанных учебных действий. Благодаря контролю младший школьник может осознанно определить взаимосвязь между слабым или абсолютно неподходящим воспроизведением стандарта и минусами своих учебных действий. Умение реализовывать контроль и оценку собственной работы является основой формирования адекватной самооценки (Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Юрайт, 2017. - 811 с).
Учебная деятельность младших школьников основывается на новообразованиях данного возраста. Как отмечает А.Л. Венгер, требования учебной деятельности обеспечивают развитие произвольности и осознанности познавательных процессов и поведения. Развитие произвольности у обучающихся протекает в направлении от достижения целей, которые устанавливают взрослые, к целям, которые определяет непосредственно сам ребенок, контролирующий самостоятельно их осуществление. Формирование произвольности тесно связано с развитием ответственности у младших школьников за овладения знаний. Дети с ответственным отношением к учению способны принудить себя тщательно выполнять каждое задание, как увлекательное, так и простое (Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. – М.: Владос-Пресс, 2016. - 159 с.).
В.В. Давыдов в качестве значимого новообразования младшего школьного возраста устанавливает рефлексию. Педагог требует от детей не только решения задачи, но и объяснения своих действий. Это со временем формирует умение понимать, осознавать то, что он делает, что сделал, давать оценку своим действиям. Таким образом, учащийся постепенно обучается тому, как смотреть на себя, будто со стороны, и оценивать свои поступки. Рефлексия определяется как самоанализ, способность человека осознанно что-то делать и при этом обосновывать свои действия (Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов – М.: Просвещение, 2016. - 544 с.).
Рефлексия – самое важное условие формирования адекватной и стабильной самооценки. Под ее воздействием совершается становление произвольности психических процессов, действия контроля, умения анализировать свои поступки и мысли. Эта способность лежит в основе рефлексии, как свойства личности, позволяющая осуществлять контроль и производить оценку методов выполнения учебных заданий и их результаты.
Формирование умения к рефлексии обеспечивает в младшем школьном возрасте переход от конкретно-ситуативной самооценки (оценки собственных действий) к обобщенной. Такая самооценка подразумевает способность давать оценку себе, свои качества и поступки и сопоставлять их с идеалом поведения.
Исследования Т.Ю. Андрущенко выявили, что младшим школьникам еще недоступна оценка своей личности в целом, тогда как учащиеся третьего класса уже проявляют эту способность. К тому же они достаточно строго относятся к оценке своей личности, могут в какой-то степени оценить наличие у себя какого-либо качества (Андрущенко Т.Ю. Психолог в начальной школе / Т.Ю. Андрущенко. – Волгоград: Перемена, 2019. – 152 с.).
Увеличивается и самостоятельность самооценки. Самооценка первоклассника практически полностью обусловлена мнением старших, в то время как ученики второго и третьего классов дают оценку своим достижениям почти без учета мнения взрослых, подвергая сомнению и оценочную деятельность педагога. Становясь прочнее, самооценка начинает осуществлять функцию мотива работы младшего школьника.
В качестве новообразования данного возраста обозначается внутренний проект действия. Если в первичный промежуток времени обучения учащимся первого класса необходимо основываться на внешние объекты, модели, изображения, то со временем они учатся замещать предметы речью (устный счет, например), сохранять в уме образы предметов, и к завершению начальной школы способны осуществлять действия про себя – в интеллектуальном плане.
Таким образом, непринужденность, самоанализ и внутренний проект как новообразования, появляются к окончанию младшего школьного возраста, т.е. считаются итогом, результатом формирования личности ребенка в этом возрасте.
В ряде трудов, приуроченных к началу школьного обучения, выделены новообразования, которые говорят о состоявшемся переходе детей от дошкольного в младший школьный возраст, т.е. рассматриваются новообразования, образующиеся сразу после проживания кризиса семи лет.
Так, Л.И. Божович объединяет начало школьного обучения с возникновением нового, главного для личности ребенка системного новообразования – внутренней позиции, выражающей новый уровень самосознания и рефлексии детей, приводит к осознанию собственного общественного «Я». Под внутренним убеждением Божович Л.И. предполагает общую систему действительно функционирующих мотивов по отношению к обществу, осознание ребенком себя, а, кроме того, подход к себе в контексте находящейся вокруг реальности. Представление внутренней позиции предполагает понимание собственной неудовлетворенности, т.е. считается итогом рефлексии детей (Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2018. - 364 с.).
Основанием, на котором создается внутренняя точка зрения ребенка, считается самомнением. В своих исследованиях Л.И. Божович выявила, что непосредственно на «внутренней позиции» ребенка, на его самооценке формируется мотивация к обучению школьника, его благополучность, ответственность, желание занять новое, «более взрослое» положение в жизни и осуществлять новую, значимую не только для него самого, но и для находящихся вокруг, деятельность. Автор связывает это с возникновением потребности в новой жизненной позиции и в деятельности, обеспечивающей эту позицию.
Точка зрения младшего школьника предполагает систему нужд, связанных с учебой как новой, значительной деятельностью. Начало обучения содействует реализации данного стремления к общественному положению ученика и к учению как общественно важной и социально оцениваемой деятельности. Представление внутренней позиции личности обладает еще одной значимой семантической стороной. Это не принужденный обществом, а утвержденный человеком выбор собственного места в жизни, аргументированный внутренними побуждениями.
По мнению О.А. Лебеденко, подобное представление внутренней позиции дает возможность найти подходящий подход к образованию адекватной самооценки (Лебеденко О.А. Особенности межличностных отношений младших школьников со сверстниками своего и противоположного пола / О.А. Лебеденко // Человек в современном мире: тенденции и потенциальные возможности развития. – М., 2016. - С. 133-135.).
Поступление в школу расширяет общественные связи, способствует повышению уровня самодостаточности детей, его эмансипации от родителей, изменяются роль и значимость ребенка в концепции взаимоотношений. Вступление в коллектив подразумевает изменение характера его общения с людьми. В сфере контактов со старшими формируется внеситуативное, «внеконтекстное общение», основной особенностью которого считается непринужденность, подчиненность закону.
В.С. Мухина отмечает, что в области «ребенок – взрослый» и «ребенок – родители» появляются новые взаимоотношения «школьник – педагог», возводящие детей на ступень социальных требований к его поведению. Педагог с большей определенностью, нежели в семье, предъявляет детям нормативные требования. В семье ребенку сложно выделить себя и довольно четко давать оценку характеру собственного поведения, тогда как педагог, предъявляя требования к ребенку и оценивая его поведение, формирует условия с целью социализации поведения детей, приведения его к типизации в системе обязательств и прав. Педагог является для детей личностью, характеризующей его психическое состояние не только в классе, на занятиях и в общении с одноклассниками, его воздействие распространяется и на взаимоотношения в семье (Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2017. - 608 с.).
На начальной стадии школьного обучения подход родителей к своим детям, как к ученикам, станет определять отношение ребенка к себе, как к ученику, и его отношение к педагогу. Таким образом, главной целью родителей, по мнению Т.Ю. Андрущенко, должно быть формирование и укрепление у ребенка чувства самоценности и самопринятия. Педагог, являясь важным взрослым для ребенка, может не только сформировывать личностно-развивающую сферу, обеспечивающую индивидуальное формирование и благополучие каждого учащегося, но и предстать в роли сторонника и помощника родителям в ходе создания самооценки личности ребенка (Андрущенко Т.Ю. Психолог в начальной школе / Т.Ю. Андрущенко. – Волгоград: Перемена, 2018. – 152 с.).
К завершению младшего школьного возраста у детей формируется сравнительно стабильная структура знаний о собственных способностях, умениях и возможностях, проявляющихся в учебе. Обучающиеся имеют все шансы многосторонне и обоснованно дать оценку субъекту учебной деятельности по своему мнению и с точки зрения другого человека (ровесника, старшего), т.е. занять при самооценке относительную позицию и «увидеть» себя чужими глазами. Кроме того, в исследованиях Т.Д. Марцинковской отмечается, что их самооценка обосновывается комплексом доводов, напрямую связанных с главными аспектами их жизни – с учением и общением. Источниками появления самооценки считаются практика работы детей, уровень его успеваемости и опыт общения и взаимодействия с другими (Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник для вузов / Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2018. – 252 с.).
1.3. Возможности песочной терапии как средство гармонизации детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте
Роль родителей имеет большое значение для личностного развития младшего школьника. Родитель в семье дает определенный образец поведения, является источником уверенности и авторитета.
Ребенок приобретает в семье способности к сотрудничеству, уверенности в том, что он окружен любовью, заботой и вниманием. Все это создает прочную основу для успешной учёбы и жизни, в целом.
Выстраивая алгоритм применения песочной терапии для коррекции детско-родительских отношений, следует учитывать следующие факторы:
а) состав семьи;
б) особенности родства членов семьи;
в) жизненные и материальные условия;
г) морально-психологическая атмосфера семьи. Кристина, кто из авторов выделяет этот алгоритм?
Также в песочной терапии важно опираться на базовый фундамент семейного воспитания.
Первый элемент этого фундамента - психологический резонанс между матерью и ребенком. Негативные эмоциональные состояния, пережитые ребёнком, могут, так или иначе, проявиться в подростковом, юношеском и даже взрослом периоде жизни человека, в его отношениях с окружающими, и прежде всего с родителями и своими детьми (Немов, Р. С. Общие основы психологии / Р. С. Немов. Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016. – 688 с.).
Второй элемент фундамента взаимопонимания - отказ от того, чтобы «ломать» ребенка, подгоняя под свой стиль жизнедеятельности. Воспитание личности - это не «ломка», а разумное, осторожное приспособление индивидуальных особенностей человека к требованиям общества.
Третий


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
НОУ ВО МосТех
По моей просьбе, работа была выполнена раньше назначенного срока. Сдал на отлично, были не...
star star star star star
Московский технологический институт
Работа сдана на отлично, автор все замечания выполнил без проблем!!! Спасибо 5+
star star star star star
ЮУрГУ
Благодарю за выполненную работу! Всё сделано на высшем уровне. Рекомендую всем данного исп...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.