это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3109950
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение………………………………………………………………………..
Глава 1. Понятия: мотивация, развитие, подходы к развитию………………
1.1. Основные подходы, определение основных понятий, определение (выбор) своего подхода…………………………………………………………………
1.2. Особенности мотивации профессионального развития студентов помогающих профессий………………………………………………………..
Выводы по первой главе………………………………………………………..
Глава 2. Мотивационные стратегии студентов помогающих профессий…...
2.1. Анализ взаимоотношений мотивационных стратегий студентов помогающих профессий………………………………………………………….
2.2. Методические рекомендации по повышению профессиональной мотивации студентов помогающих профессий…………………………………
Выводы по второй главе………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………..
Библиографический список……………………………………………………..
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что в современном мире проблема профессиональной мотивации студентов приобретает особое значение. Особенно остро стоит проблема среди специальностей, оказывающих помощь другим. Именно здесь специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное направление.
К числу помогающих специальностей можно отнести студентов, обучающихся на педагогических, психологических, медицинских и социальных факультетах. Их деятельность направлена не только на предоставление каких-либо услуг, но и на оказание помощи, поддержки людям. Для них важны такие качества личности, как сочувствие, сострадание, переживания и т.д. Все это требует особой эмоциональной выдержки и и профессионализма.
Поэтому для студентов помогающих специальностей особенно важно уже на этапе обучения в образовательных профессиональных учреждениях формировать и мотивировать к собственному профессиональному развитию.
Студенческий возраст представляет собой особый период становления и взросления в жизни человека. Одним из главных компонентов в процессе учебы, который влияет на дальнейшее профессиональное становление, является развитие мотивационного комплекса личности, в содержание которого входят: мотивация профессиональной и учебной деятельности, мотивация успеха и преодоления страхов неудачи, факторы привлекательности выбранной специальности.
Правильное выявление профессиональных мотивов, склонностей и интересов студентов является одним из важных прогностическим фактором удовлетворенности в будущей профессии. Такое отношение к собственной профессии во многом обуславливают успешность профессионального развития на этапе обучения.
Развитие профессиональной мотивации у студентов помогающих специальностей строится на определении ее оптимума, который необходим при освоении и реализации будущей профессиональной деятельности. В качестве критериев содержания оптимальных условий для развития профессиональной мотивации выступают степень удовлетворенности своей будущей профессиональной деятельностью, уровень успеваемости обучающихся, адекватность в развитии уровня притязаний и самооценки личности студента, выраженность в желании развития субъективного контроля и самоконтроля, а также степень выраженности мотивов при достижении успеха, результатов и избегания неудач.
Однако возникает проблема, связанная с современными условиями построения образовательного процесса для студентов, характеризующаяся подбором наиболее эффективных и оптимальных педагогических технологий, содержание которых определяется следующими качествами: обучение на основе интеграции с наукой и педагогической практикой, профессионально-творческая направленность обучения, ориентация обучения на личность, на развитие опыта самообразовательной деятельности, инновационность.
Изучение структуры профессионально-ориентированной мотивации студентов помогающих специальностей были освещены в трудах Н.В. Мормужевой, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейн, В.Э. Чудновского, П.Я. Гальперина, Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, К. Левина, В.Г. Асеева и др. Объект исследования: студенты помогающих специальностей.
Предмет исследования: развитие профессиональной мотивации студентов на этапе обучения.
Цель исследования – изучение особенностей развития мотивов профессионального становления студентов помогающих специальностей.
Исходя из цели были разработаны следующие задачи:
1. Изучить теоретические подходы и особенности мотивации профессионального развития студентов.
2. Рассмотреть особенности построения мотивационных стратегий и их взаимоотношений для студентов помогающих специальностей.
3. Разработать рекомендации по повышению профессиональной мотивации студентов помогающих специальностей.
Методы исследования:
Анализ научно-теоретической литературы по вопросам исследования;
Разработка рекомендаций.
Практическая значимость: заключается в том, что она раскрывает содержание особенностей учебной мотивации студентов помогающих специальностей и выявляет ее значимые составляющие. Проведенное исследование будет способствовать саморазвитию студентов, стремлению к учебной деятельности, эффективному развитию учебно-познавательных мотивов.
Глава 1. Понятия: мотивация, развитие, подходы к развитию
1.1. Основные подходы, определение основных понятий, определение (выбор) своего подхода
Мотивация является одной из фундаментальных проблем, которая связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности и поведенческих реакций. Человека к деятельности всегда побуждает мотив, ради которого он ее и осуществляет.
Н.В. Мормужева определяет мотивацию, как общее название для процессов, методов, средств побуждения у студентов к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Мотивация основана на различных мотивах, которые заставляют личность внутри себя принимать решения к каким-либо действиям.
Мотивы могут выступать в связке со стремлениями и эмоциями, потребностями и интересами, установками и идеалами. Поэтому мотивы рассматриваются, как сложные динамические системы, которые осуществляют выбор и принятие решений индивидом, а также оценка и анализ выбора. Мотивация для студентов является наиболее эффективным способом улучшить процесс обучения, так как мотивы становятся движущими силами в процессе обучения и усвоения материала. Мотивация к профессиональному развитию студентов полностью затрагивает мотивацию к обучению, которая по своему содержанию является достаточно непростым и неоднозначным процессом, затрагивающий изменения отношений личности, как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу.
В отечественной психологии основной подход при развитии профессиональной мотивации базируется на методологическом принципе, который определяется положением о единстве динамической и содержательно-смысловой сторон мотивации. Активная разработка данного принципа помогла в исследованиях отечественных ученных выявить следующие проблемы:
— построение системы отношений (В.Н. Мясищев);
— соотношение смысла и значения мотивации (А.Н. Леонтьев);
— интеграция побуждений человека совместно со смысловым контекстом (С.Л. Рубинштейн);
— направленность личности и динамика поведения (Л.И. Божович и В.Э. Чудновский);
— ориентировка в деятельности (П.Я. Гальперин) и др.
Здесь рассматривается мотивация как многоуровневый регулятор поведения человека, высшим уровнем которого является сознательно-волевой. Изучая мотивацию, как источник активности и одновременно систему побудителей в любой деятельности, ее можно рассматривать, как конкретный единый мотив, как единую систему мотивов и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии.
В таком случае, мотив можно соотнести с понятием потребности, либо с переживанием этой потребности и стремлением к ее удовлетворению, либо с предметом потребности. Наиболее полное определение мотива предложено отечественным ученным Л.И. Божовичем, который предполагал, что в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, идеи, представления, чувства, переживания – все то, что воплощает потребность.
Рассматривая понятие «мотивационной сферы», важно включать сюда аффективную и волевую сферу личности, а также переживания в удовлетворении потребности. Мотивационная сфера – это «стержень» личности, который строится на таких свойствах, как ценные ориентации и установки, эмоции, переживания, направленность, притязания, социальные ожидания, волевые качества и другие социально-психологические характеристики.
Особенно сложным явлением являются мотивы к учебной деятельности студентов. Сама мотивация подразумевает активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.
Для того, чтобы развивать мотивацию к профессиональной деятельности студентов, важно развивать учебные мотивы в первую очередь. Учебные мотивы управляются сознательной целью для освоения определенных профессиональных знаний, умений и навыков, формы поведения и профессиональной деятельности. Мотивация к учебной деятельности студентов во многом определяет их профессиональное развитие на этапе обучения.
Мотивация профессионального развития студентов в первую очередь направлена на удовлетворение потребностей через осознанное отношение к профессии, что должно затрагивать и уровень получаемых знаний и умений. Вторым моментом здесь является развитие познавательной активности студентов во время обучения. Известны большое количество случаев в практике, когда студенты не способны получить хорошие теоретические знания, добиваются успехов в своей профессиональной сфере из-за сильного стремления и желания.
Профессиональная мотивация студентов влияет на эффективную реализацию приоритетной задачи при получении высшего образования, заключающаяся в постепенной интеграции студентов учебной деятельности к профессиональной, придерживаясь общепринятых норм и правил при ее достижении.
При целенаправленном формировании устойчивой профессиональной и учебной мотивации студентов, осуществляется помощь будущему специалисту в его профессиональной адаптации и становлении, даже в тех случаях, если выбор профессии был сделан неосознанно и не самостоятельно. При изучении мотивации в выборе будущей профессии предоставляется возможность корректировать мотивы учения и оказывать влияние на профессиональное становление студентов с учетом специфики профессии.
Существует классификация учебной мотивации студентов:
— познавательные мотивы (приобретение новых знаний и стать более эрудированным);
— широкие социальные мотивы (подразумевает долг, ответственность, понимание социальной значимости учения, принести пользу обществу);
— прагматические мотивы (иметь более высокий заработок, получать достойное вознаграждение за свой труд);
— профессионально-ценностные мотивы (расширение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу);
— эстетические мотивы (получение удовольствия от обучения, раскрытие своих скрытых способностей и талантов);
— статусно-позиционные мотивы (стремление утвердиться в обществе через учение или общественную деятельность, получить признание окружающих, занять определенную должность);
— коммуникативные мотивы (расширение круга общения посредством повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств);
— традиционно-исторические мотивы (установленные стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени);
— утилитарно-практические мотивы (меркантильные, научиться самообразованию, стремление усвоить отдельный интересующий предмет);
— учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов);
— мотивы социального и личностного престижа (утвердить себя и занять в будущем определенное положение в обществе и в определенном ближайшем социальном окружении);
— неосознанные мотивы (получение образования не по собственному желанию, а по влиянию кого-либо, основано на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу).
Все мотивы между собой могут сливаться и образовывать общую мотивацию к процессу обучения.
Важным критерием, который влияет на результативность профессионального развития студентов, является четкая установка на работу по выбранной специальности. Этот критерий заставляет в образовательных учреждениях строить учебный процесс таким образом, чтобы обеспечивался переход от учебно-познавательной деятельности к профессиональной с соответствующей сменой мотивов, потребностей, средств, целей и результатов. Студент должен являться не только объектом образовательной системы, но и субъектом деятельности, к анализу учебной деятельности которого в ВУЗе нельзя подходить односторонне, обращая внимания лишь на «технологию» учебного процесса, не принимая в расчет мотивацию.
Мотивация учебной деятельности тесно связана с построением цели и потребности личности студента, которые взаимосвязаны в деятельности человека и входят в содержание мотивационной сферы.
В содержание модели развития профессиональной мотивации студентов входят следующие подходы:
— когнитивный подход: определяется когнитивным критерием развития мотивации студентов, достижения показателей развития, формирование системы представлений о достижении успеха и об успешности в будущей профессиональной деятельности;
— эмоционально-оценочный подход: определяется уровнем развития притязаний и самооценки личности;
— поведенческий подход: определяется уровнем успеваемости студентов, активной жизненной позицией и предпочитаемыми стратегиями поведения;
— подход к мотивационной тенденции личности: определяется мотивами достижения успеха и избегания неудач, а также актуализацией ценностей профессиональной деятельности студентов помогающих профессий.
Для того, чтобы профессиональная мотивация развивалась, необходимо стремиться к конкретным ее результатам, которые определяют сумму различных факторов. К ним могут относиться следующие:
— желание работать, которое представлено в виде внутреннего побуждения и иметь свою степень выражения (сильное или слабое) в зависимости от многих внешних и внутренних факторов личности;
— собственная эффективность, предполагающая развитие убеждений в том, что достичь каких-либо высот или построить жизнь так, как хочется, можно лишь полагаясь на собственные усилия и себя самого;
— психологическая временная перспектива, предполагающая определение целей на конкретном жизненном этапе;
— эмоциональное состояние во время принятия решений, которые служат внутренним голосом, дающий советы самому себе.
У каждого человека в зависимости от рода профессии формируются свои специфические мотивы. Для студентов помогающих специальностей, чтобы в дальнейшем они могли себя профессионально реализовать, должны быть развиты мотивы альтруистической деятельности. К ним относятся мотивы оказания реальной помощи людям, стремление к общению с людьми, желание выполнять работу повышенной ответственности, интерес к профессии и др. Такое положение вещей требует от студентов развитие конкретных личностных качеств: доброта, честность, отзывчивость, харизматичность, терпение и т.д. Все это позволяет формировать устойчивую позицию профессиональной мотивации студентов.
Связь устойчивости мотивационной структуры (ориентаций на процесс – результат – вознаграждение – давление) с ее динамичностью состоит в дифференциации компонентов в структуре, их упорядочивании с тенденцией к устойчивости структуры. При этом такие характеристики мотивационных структур, как ускоренная динамика внутриструктурных изменений, движение компонентов внутренней мотивации (процесс – результат) к упорядочиванию, четко выраженная тенденция к дифференцированности, являются показателями устойчивости структур с мотивационной ориентацией на процесс.
Наиболее сильными являются внутренние факторы: доминирование мотивационной ориентации, особенности внутриструктурной динамики и психологическое содержание мотивационной структуры.
Е.И. Савонько и Н.М. Симоновой было установлено, что:
— доминирующая мотивационная ориентация выявляется в продукте деятельности;
— фактором, опосредующим влияние мотива на особенности продукта, является его личностная значимость;
— психологическое содержание личностной значимости зависит от типа мотивационной структуры.
Воздействие на внутриструктурную динамику мотивационных структур происходит за счет факторов, к которым относятся: снятие оценки и временных ограничений, демократический стиль общения, ситуация выбора, личностная значимость, вид работы (продуктивный, творческий). Творческий характер проблемный ситуации стимулирует тенденцию к дифференцированию и упорядочению компонентов структуры, то есть тенденцию к устойчивости. Все рассмотренное выше свидетельствует о сложности учебной мотивации как психологического феномена, управление которой в учебном процессе требует учета ее структурной организации, динамичности, возрастной обусловленности.
Таким образом, профессиональная мотивация – это особый вид мотивации, который характеризуется сложной структурой в виде внутренней (на процесс и результат) и внешний (награда, избегание) мотивации. Существенны такие характеристики учебной мотивации, как ее устойчивость, связь с уровнем интеллектуального развития характером учебной и профессиональной деятельности студентов.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!