это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3119557
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Успешность дошкольников и ее формирование средствами шахматной игры ……………………………………………………… 7
1.1 Успешность как качество личности дошкольника, ее сущность и содержание…….................................................................................................. 7
1.2 Особенности проявления успешности у дошкольников и критерии ее оценки ………………………………………………………………………… 12
1.3 Методика организации шахматной игры, направленной на формирование успешности дошкольников………………………………… 15Глава 2. Экспериментальная проверка эффективности шахматной игры как средства формирования успешности дошкольников ……... 24
2.1 Описание эмпирического исследования……………………………… 2.2 Анализ результатов эмпирического исследования…………………... Заключение…………………………………………………………............. Список литературы………………………………………………………… Приложения ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Актуальность темы данной работы заключается в том, что проблема успешности в дошкольном возрасте и ее формирования посредством занятий шахматами недостаточно проработан в литературе.
На современном этапе развития шахматной педагогики сложилась ситуация стагнации. Каждая новая методика является переписанной классикой, регулярно обсуждаются одни и те же цели и плюсы занятий шахматами. Основной целью обучения дошкольников шахматам принято считать развитие логики, счетных способностей, умения обдумывать действия в уме на несколько шагов вперед. Однако, для достижения личностной гармонии человек должен быть не только развит интеллектуально, быть коммуникативным, но и обладать таким качеством, как успешность.
Если проанализировать историю шахмат, невольно бросается в глаза, что многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте: Х.Р. Капабланка, А.Е. Карпов, П.П. Керес, С. Решевский, Г.Т. Агзамов – в 4 года, В. Стейниц, М. Эйве, Н.Т. Гаприндашвили, М.Г. Чибурданидзе – в 5 лет, Г.К. Каспаров, Б.В. Спасский, Р.Д. Фишер, Ю.С. Балашов – в 6-летнем возрасте, А.А. Алехин, М.Н. Таль, В.В. Смыслов – к 7 годам.
Впрочем, не все дети, кого увлечет шахматная игра, станут чемпионами. Поэтому для большинства из нас важнее вторая причина раннего знакомства с шахматами - желание вырастить гармонично развитого человека. Не случайно охотно проводили досуг за шахматной доской А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой.
Последняя причина кроется в благотворном влиянии игры на подготовку к школе. Детсадовская пора когда-то закончится, а экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные довольно рано в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно в точных науках, и даже быстрее делают домашние задания.
Следует отметить, что шахматы, являясь средством обучения и развития личности, не дают человеку непосредственные знания о реальной действительности в отличие от других учебных дисциплин, что снижает ценностное отношение к ним. Кроме того, в общественном сознании сложилось отношение к шахматам как к очень трудной игре, а к шахматистам как к замкнутым и некоммуникативным личностям. Влияние занятий шахматами на личность разрабатывалась в исследованиях Л.В.Барского, А.Н.Костьева, И.Г.Сухина. Однако, в основном, они рассматривали различные технологии преподавания шахмат, реализации занятий шахматами в школе. Таким образом, возможность формирования успешности с помощью шахматной игры еще не получила достаточно конструктивной теоретико-педагогической разработки.
В то же время, дошкольный возраст уникален для формирования личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов, именно в этот период закладываются отношения ребенка к окружающему миру, происходит интенсивное физическое и психическое развитие. Очень важно не упустить времени, поддержать и всемерно развивать качества, специфические для дошкольного возраста, так как уникальные условия, созданные природой для их становления, больше не повторятся и в дальнейшем наверстать упущенное окажется трудным или даже невозможным.
Необходимость анализа шахматной игры как средства формирования успешности дошкольника и оценка ее эффективности определяет актуальность выбранной темы исследования.
Проблема исследования – как формировать успешность средствами шахматной игры у дошкольников.
Цель исследования – это решение поставленной проблемы.
Объектом исследования является процесс обучения дошкольников шахматной игре.
Предметом исследования формирование успешности посредством шахматной игры у дошкольников.
Задачи исследования:
Выявить сущность и содержание успешности и особенности ее проявления в дошкольном возрасте.
Раскрыть потенциал шахматной игры как средства формирования успешности дошкольников.
Уточнить и дополнить методику обучения шахматной игре с целью формирования успешности каждого дошкольника учебной группы.
Экспериментально проверить эффективность методики обучения шахматной игре как средства формирования успешности дошкольников.
Гипотеза исследования: Катя, пока подумай сама. Какое предположение лежит в основе твоего исследования, которое мы будем проверять?
Методы исследования:
- теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. УСПЕШНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДСТВАМИ ШАХМАТНОЙ ИГРЫ.
1.1. Успешность как качество личности дошкольника, ее сущность и содержание.
Основы педагогики успеха в отечественной педагогике заложены, на наш взгляд, В.А. Сухомлинским, который писал о том, что «умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, выражает личное отношение к тому, что ему удается и не удается». И далее – «только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться».
Педагогика успеха во многом связана с идеями гуманистической психологии. Так, У. Глассер убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку: если ребенку удастся добиться успеха в школе, что у него есть все шансы на успех в жизни.
А. Маслоу считает личность ребенка неповторимой уникальной ценностью с заложенным изначально потенциалом, в полной мере способствующим его саморазвитию. Важно создать условия для удовлетворения развивающихся потребностей подрастающего человека. Автором разработана концепция иерархии человеческих потребностей, в которой высшее место отводится стремлению к самоактуализации, успеху (раскрытию потенциальных возможностей личности).
В свою очередь, К. Роджерс утверждает, что личность – это уникальность и ценность, в ней заложен потенциал к саморазвитию. Главное – укрепление веры, доверия ребенка к себе, повышение самоуважения путем формирования адекватных представлений и отношений и к собственному «Я», и к окружающим. Для концептуальных идей педагогики успеха важен личностный подход как важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности в воспитании ребенка. Именно этот подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса, следовательно, обусловливает значимость субъект – субъектных отношений. Теоретиками личностного подхода являются известные психологи Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и другие. В психологической практике понятие успеха разрабатывается в рамках социальной психологии. Так, А.А. Андреева пишет о том, что успех – это один из факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми; это процесс, который помогает ребенку поверить в себя и свои способности; помогает ребенку избежать ошибок; поддерживает ребенка при неудачах. Автор утверждает, что для того, чтобы ребенок был успешен, педагогам и родителям придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Важно не просто обращать внимание на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает.
Изучая концептуальные основы педагогики успеха, в центре внимания оказались идеи гуманистической педагогики (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, В.А. Сухомлинский, М.И. Шилова, И.С. Якиманская и другие), признающей уникальность человеческой личности, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей. Школа в гуманистической педагогике призвана способствовать созданию условий, в которых достигаются осознание и реализация ребенком своих потребностей и интересов. При этом учащийся имеет право на ошибки, на свободный творческий поиск, который педагог стимулирует не оценкой и наказанием, а заинтересованной поддержкой. От учителя гуманистическая педагогика требует принимать ребенка таким, каков он есть, стараться поставить себя на его место, проникнуться его ощущениями и переживаниями, проявлять искренность и открытость. Педагогические поиски обеспечивают взаимосвязь обучения, воспитания и эмоциональной сферы личности, создание психологического климата в классе, в учебно-воспитательном процессе.
Личностно-ориентированное образование (Б.П. Битинас, Е.В. Бондаревская, В.Г. Бочарова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская), как одно из направлений гуманистической педагогики, направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей.
В условиях личностно-ориентированного образования реализуется «субъект-субъектное» взаимодействие, основанное на саморазвитии участников образовательной деятельности. «Личностный» компонент этого подхода означает, что образование школьника строится с учетом его прошлого опыта и индивидуальных особенностей.
Исследователи утверждают, что образовательный процесс должен строиться таким образом, чтобы каждый ребенок получил шанс всесторонне развиваться, становиться личностью, проявлять свою индивидуальность. Так, Э.В. Ильенков подчеркивает мысль о том, что индивидуальность, лишенная возможности проявлять себя в действительно важных, значимых не только для нее одной, но и для других, действиях поневоле начинает искать. В работах Л.С. Славиной, Т.Л. Мусеридзе «успешность» связывалась с терминами «неуспеваемость», «отставание». Стремление найти способы и методы преодоления явления неуспеваемости приводило ученых к попытке объяснить причины возникновения неуспеваемости, выдвигались гипотезы о влиянии интеллекта на учебную деятельность (R. Steinberg), проводился активный поиск эффективных методов обучения, оптимизации образовательного процесса (Ю.К. Бабанский), при которых особое внимание уделялось мастерству преподавателя (В.Ф. Шаталов). Уральская и московская научные школы успешность обучения рассматривали в качестве компонента «успеха жизнедеятельности» (А.С. Белкин, Л.Б. Соколова); умений выдвигать цели обучения и простраивать пути их достижения (И.А. Зимняя, А.В. Хуторской).
Понятие «успешность» является производным термина «успех». С общепедагогической точки зрения, успех – это высокая результативность в достижении намеченного (Ш.А. Амонашвили, В.Ю. Питюков, В.А. Сухомлинский); с психологической – переживание состояния удовлетворенности, радости от достижения высокого результата в деятельности (В.К. Вилюнас, Н.Л. Белопольская, Е.В. Коротаева, Е.А. Никитина); с социально-психологической – оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами деятельности (С.Л. Рубинштейн). Доказано, что успех любой деятельности, в том числе учебной, обеспечивается за счет активности личности и ее оптимального психического состояния.
Поскольку деятельность определяется как «целенаправленная активность, дающая лично и общественно значимый результат, осознаваемый как личностное достижение» (А.Н. Леонтьев), последнее соотносится с учебной, игровой и социальной успешностью (характеристика успеха, принятая и признанная как самим человеком, так и значимыми для него субъектами).
Необходимо уточнить, что дошкольный возраст – это переходный период, так как в данный момент ведущим видом деятельности ребенка является игра, но при формировании успешности необходимо учитывать, что в скором времени дошкольник сменит статус на статус младшего школьника и его ведущий вид деятельности соответственно поменяется на учебный. Ввиду того, что школа является одним из важнейших институтов, сформированность учебной успешности является одной из основных задач при формировании успешности дошкольника.
Таким образом, успешность дошкольника - это качество личности, способствующее достижению жизненного успеха и являющееся симбиозом следующих качеств:
Упорное утверждение своей личности. Эта психологическая особенность обычно проявляется очень рано, но совсем не обязательно в высоких оценках за учебу. Скорее, она выражается в стремлении не подлаживаться под окружающих, а идти к собственной цели, не пасуя перед преградами.
Способность контактировать с окружающими. Основа этой способности — умение понять психологические особенности сотрудников и соперников и правильно использовать эту козырную карту в жизни.
Физическая выносливость. Психическая гармония обеспечивает завидное здоровье, которое тоже относится к важному элементу успеха.
Удивительная способность точно предвидеть, как будут развиваться события.
Особая гибкость. Человек, рожденный для удачи, точно понимает, когда надо признать свое поражение, или пойти на разумный компромисс. Он умеет при необходимости быть и очень упорным, но не делает личной трагедии и из отступления, поскольку уверен в успехе.
Незаурядная способность убеждать других.
Творческая активность — это одно из самых важных качеств людей, демонстрирующих высокую успешность, которое проявляется в самых широких областях.
1.2. Особенности проявления успешности у дошкольников и критерии ее оценки.
Уточним критерии и выявим социально-педагогические факторы сформированности успешности дошкольника:
Когнитивный критерий включает систему знаний о целеполагании, самоактуализации, о том, что учить, как работать с тем или иным материалом, как контролировать динамику собственного успеха на уровне овладения содержательной и процессуальной сторонами познания.
Деятельностный – дошкольник умеет вступать в диалог, дискуссию, решать проблемные задачи, выдвигать гипотезы и простраивать путь их достижения.
Мотивационно-ценностный - определяется системой мотивов, желанием быть успешным, успешность осознается как личностное достижение, ценность.
Снижение влияния социально-педагогических факторов на успешность обусловливает необходимость создания педагогических условий ее эффективного функционированию, что, в свою очередь, требует от учителя культуры педагогической деятельности.
Для достижения успешности необходимо на каждом этапе организации формирования успешности определять свои задачи, и производить своевременную корректировку содержания и результатов педагогической деятельности.
На подготовительном этапе выявляется наличный уровень сформированности успешности дошкольника как личностного достижения.
На содержательно-операциональном этапе – осуществляется собственно реализация методики преподавания шахмат с целью формирования успешности дошкольника. Интеграция результатов повторной диагностики составляет содержание результативно-оценочного этапа.
В чем особенности проявления успешности дошкольника:
Способность мыслить позитивно. В игровой деятельности всегда присутствует элемент соревнования, и успешный дошкольник должен ставить перед собой цель победы в нем, при этом верить в ее возможность.
Наличие высокой мотивации. Дошкольник с радостью включается в предложенное занятие либо организует его сам, без принуждения. К поступлению в школу относится с радостью, оценивая ее как положительный этап в личностном становлении.
Успех в определенной ситуации расценивает как результат занятий, а не сиюминутную удачу. При этом отсутствует завышенная самооценка.
Коммуникабельность. Дошкольник, даже добивающийся успеха в непосредственно игре, не может быть успешен, если он избегает общения с другими детьми. Общение - один из важнейших процессов жизнедеятельности и, если дошкольник не успешен в нем - он не будет успешен априори.
Широкий кругозор. Знания дошкольника не должны зацикливаться на близком окружении, должно присутствовать стремление к получению новых знаний как этап формирования собственной успешности и подготовка к учебной деятельности в школе.
Понимание особенностей проявления успешности дошкольника позволяет выделить четыре уровня сформированности ее:
- высокий – наличие высокой мотивации деятельности; реальные результаты совпадают с запланированными; знания успешности системные, глубокие, ценностно соотнесенные с собственными потребностями; дошкольник умеет действовать культуросообразно; эмоциональные реакции на игровую и учебную деятельность устойчивые, положительные;
- средний – мотивы деятельности не всегда оформляются в самостоятельные цели; знания успешности глубокие, но не системные, недостаточно соотнесенные с собственными потребностями; умения носят продуктивный характер; ситуативные положительные реакции.
- достаточный – мотивы достижения практически отсутствуют; отрывочные, бессистемные знания успешности, не соотнесенные с собственными потребностями; не стабилен, не реализует свои потенциальные возможности; умения проявляются на репродуктивном уровне; отдельные положительные реакции;
- низкий – мотивы достижения отсутствуют; отрывочные суждения об успешности, к знаниям отсутствует ценностное отношение; в деятельности крайне нестабилен, следует заданным целям неохотно, по принуждению. Не проявляет интереса ни к одному виду деятельности, к требованиям относится негативно.
Ситуации успеха должна сопровождаться определенными приемами во взаимодействии дошкольника и наставника (будь то родитель, преподаватель или воспитатель): установление личных контактов; подбадривающее, одобрительное отношение во время работы; этическое благородное поведение, заключающееся в помощи, открытости; предупреждение возможных неудач в процессе занятий. При разработке ситуаций успеха, нацеленных на формирование учебной успешности, необходимо включать знания о характере протекания успешности.
1.3. Методика организации шахматной игры, направленной на формирование успешности дошкольников.
Формирование успешности в дошкольном возрасте посредством шахматной игры будет более эффективным при соблюдении нескольких условий. Во-первых, необходимо определить психологическую предрасположенность ребёнка к обучению шахматам. Во-вторых, оценить эмоциональное состояние ребёнка на момент обучения. Создать по возможности ситуации успеха и возможности творческой самореализации.
Обучение шахматам детей дошкольного возраста имеет ряд особенностей, обусловленных возрастными особенностями детей. Более того, во многом успех обучения шахматам обусловлен индивидуальными способностями и возможностями конкретного ребенка.
Цель обучения шахматам дошкольника не сводится собственно к формированию навыка игры. Данная цель гораздо шире и предполагает формирование разнообразных умственных умений и навыков, развитие умственных способностей.
Для достижения столь многогранной цели необходимо решить ряд задач:
знакомство с элементарной шахматной игрой;
привитие любви и интереса к шахматам и учению в целом;
побуждение мысли, познавательной активности, развитие абстрактного и конкретного мышления;
обеспечение креативной функции занятий;
формирование способности действовать в нестандартных ситуациях;
формирование понимания логической красоты;
развитие самостоятельности в суждениях, самоактуализации;
индивидуальный подход к ребенку;
формирование способности выстраивания внутреннего плана действий.
При формировании успешности у дошкольника посредством шахматной игры необходимо придерживаться ряда принципов:
четкость и ясность, как всей программы обучения, так и каждого отдельного занятия – важно, чтобы структура занятий была грамотно и целесообразно выстроена, не включала случайных элементов, соответствовала индивидуальным образовательным потребностям ребенка;
выбор средств и методов обучения должен основываться как на общедидактических принципах, так и с учетом возрастных и индивидуальных особенностях ребенка;
создание ситуации развития для дошкольника посредством использования творческих заданий, содержащих элемент неопределенности, что позволит ребенку проявить самостоятельность.
Помимо того, целым рядом учителей-практиков были выделены положения относительно обучения дошкольников шахматной игре:
широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
применение нестандартных дидактических заданий и игр;
детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры;
разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;
неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат".
К настоящему времени проведено значительное число исследований, посвященных психолого-педагогическим проблемам обучения младших школьников шахматной игре.
В процессе формирования конструктивной самооценки необходимо использовать принципы индивидуально-ориентированного обучения игре.
Однако вопрос индивидуально-ориентированного обучения юных шахматистов остается недостаточно разработанным. При этом именно индивидуально-ориентированное обучение шахматам позволяет оптимально выстроить процесс обучения, т.к. позволит учитывать особенности психического развития ребенка, скорость и характер его мышления, скорость реакций, аналитические и синтетические умения.
В настоящее время разработка программ и методик по шахматам осуществляется в соответствии с известными педагогическими принципами, учитываются требования к контингенту учащихся (возраст, степень подготовки и др.), определяется продолжительность и периодичность обучения.
Н.В. Крогиус в своей работе дает рекомендации по организации занятий с дошкольниками. Он считает, что нельзя ставить вопрос о непосильности глубин теории шахмат для 6-летних, а «речь должна идти о выборе эффективной для этого возраста методики преподавания, учитывающей характерные особенности развития мышления ребенка». Он рекомендует при организации занятий преимущественное внимание уделять игровым моментам, при чем играть нужно даже тогда, когда еще не известны все правила шахмат. При изложении материала следует пользоваться индуктивным методом, то есть идти от частного к общему. Ограничивать сообщение обобщенных понятий. После постепенного ознакомления со сведениями о правилах и целях игры следует изучать комбинации и простейшие эндшпили, а уже затем дебюты. Н.В. Крогиус считает, что дети в дошкольном возрасте не способны понять сущности ряда дебютных схем, так как не готовы к изучению абстрактного материала. «Но вполне возможно преподать дошкольникам такой материал, который был бы приемлемым для их конкретного склада ума».
Интересным является подход к обучению шахматам созданный Б. Фишером в соавторстве с Д. Мозенфельдером и С. Маргулисом. Авторы назвали разработанный метод, методом программированного обучения, суть которого заключается в активном участии ученика в процессе обучения. Программа состоит из уроков. Каждый урок дает некоторую информацию и, как правило, требует ответа обучающегося. Учебник располагает большим количеством диаграмм с методически подобранными позициями. К недостаткам учебника можно отнести отсутствие шахматной нотации в обучающем процессе. Учебник ориентирован на читателей, умеющих играть в шахматы и желающих совершенствовать технику игры.
Необходимо отметить, что в некоторых шахматных учебниках разделы ходов фигур и правил игры носят описательный характер, что предполагает заучивание. Задания для решения начинаются с того момента, когда обучающийся уже, предположительно, освоил азы шахматной игры, знает основные правила. Существующие программы, методики, учебники широко используются тренерами в своей работе. Но, как правило, ими применяются только детально разработанные отдельные темы, при этом методика в ее целостном варианте за основу не принимается.
Оригинальную методику обучения шахматам детей 5-8 лет разработал И.Г.Сухин. Автор является сторонником развивающего направления в обучении шахматам. Он предлагает использовать в учебном процессе задания на фрагментах шахматной доски, нестандартные дидактические игры, инсценировку авторских дидактических сказок («котята-хвастунишки», «шахматная беседка» и т.д.), детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры (по два занятия для каждой фигуры), преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур, неспешный подвод к шахматному термину мат и др. На первом году обучения при объяснении шахматного материала не используется шахматная нотация. Обучение, особенно на начальных этапах, ведется в развлекательной форме и насыщено сказочными не шахматными персонажами. И.Г. Сухиным рекомендуется последовательность уроков, в которой игра с полным комплектом фигур предусмотрена лишь с 29-го занятия. Таким образом, методика является интересной, включает в себя развивающие задания, а познавательные возможности детей дошкольного возраста в ней верно указаны, и обучение ведется на оптимальном для этого возраста уровне сложности.
Таким образом, в данный момент учебная шахматная литература представлена в широком спектре: от отдельных рекомендаций по проведению занятий с детьми разного возраста до различных методик преподавания шахмат с учетом уровня спортивной подготовленности занимающихся.
Рассмотренные учебники шахматной игры, программы, методики или ориентированы на спортивное совершенствование шахматистов разной квалификации, при этом задача целенаправленного интеллектуального развития не ставится и решается лишь в той мере, в какой тренировочные задания и сама игра обеспечивают это развитие; или не учитывают в полной мере познавательные возможности детей дошкольного возраста, снижая потенциал обучения шахматам как средства интеллектуального развития младших школьников.
Успех же шахмат зависит от разработки эффективных методик начального обучения шахматам, ориентированных на интеллектуальное развитие учащихся и учитывающих уровень их когнитивного развития.
Тем не менее, на основании анализа литературы можно выделить, что в основу индивидуально-ориентированного обучения шахматам легли пять методов:
Монологический – рассказ, объяснение. Используется при изложении нового материала. Необходимо отметить, что данный метод в начальной школе должен сочетаться с использованием наглядных средств обучения и применяться крайне осторожно, учитывая неспособность младшего школьника долгое время удерживать внимание на одном объекте;
Рассуждающий метод распространен в большей степени, т.к. предполагает активное включение ребенка во взаимодействие с учителем, позволяет поддерживать внимание дошкольника, поддерживать обратную связь, оперативно корректировать процесс изучения нового материала, а также демонстрировать логику рассуждений, формируя внутренний план действий младшего школьника;
Диалогический – предполагает сотрудничество дошкольника с преподавателем в процессе обучения. Наиболее эффективный метод обучения, т.к. в диалоге ребенок постигает логику шахматной игры, дает объяснение своим действиям, рассуждает о ходе игры;
Эвристический метод позволяет организовать процесс обучения как открытие. Он требует от учителя больше усилий, чем описанные выше методы, однако это в значительной степени оправдано результатами использования данного метода. Урок строится таким образом, что с помощью специально организованного процесса познания ребенок сам приходит к правильным выводам, тем самым интериоризируя знание, как бы выращивая его в своем сознании.
Исследовательский – наиболее сложен в плане организации. При обучении дошкольников может применяться достаточно редко, т.к. требует самостоятельности ребенка, способности выстраивать свою деятельность, отслеживать и оценивать результаты в процессе поиска решения проблемной задачи. Тем не менее, метод позволяет развить целый ряд познавательных способностей и умений.
Оценка результатов обучения дошкольника в контексте индивидуально-ориентированного обучения также требует индивидуального подхода. Что необходимо для формирования действительно конструктивной самооценки. С одной стороны, существуют объективные показатели – умение вести и выигрывать партию. С другой стороны, необходимо отслеживать качество игры, особенности построения игры младшим школьником, его логические умения, способность принимать решения, скорость принятия решения и т.д.
Таким образом, сегодня наработано большое количество подходов к методам обучения дошкольников шахматной игре. Каждый из подходов имеет как достоинства, так и недостатки.
Для описания технологии обучения шахматам было взято за основу пособие И.Г. Сухина «Шахматы, первый год, или учусь и учу: пособие для учителя». Данная программа составлена с учетом возрастных особенностей учащихся начальной школы, однако может быть использована и при организации индивидуально-ориентированного обучения дошкольников.
Программа состоит из 3 блоков.
В данной программе представлено основное содержание, а также упражнения, которые можно использовать в ходе организации занятий с ребенком.
Время, отводимое на изучение той или иной темы, а также выбор упражнений определяется индивидуальными способностями каждого ребенка.
Так, очевидно, что дети с высоким темпом мыслительной деятельности будут проходить программу быстрее, чем дети с более низкими темповыми характеристиками. В то же время последние могут более качественно осваивать материал, поэтому для них при составлении индивидуальной программы не потребуется уделять внимания повторению пройденного в той степени, как в этом будут нуждаться дети с высоким темпом деятельности.
В данной программе большую роль играют игровые методы обучения, что обусловлено возрастными особенностями детей. В то же время, учитывая возможности и интерес конкретного ребенка, использовать более сложные или мене сложные задания.
В ходе обучения, помимо игры, целесообразно использовать методы рассказа, объяснения и беседы, а также наглядные методы обучения – иллюстрацию и демонстрацию.
Помимо того, желательно включать родителей в процесс обучения. Так, для поддержания мотивации дошкольника желательно организовывать представления кукольного или теневого театра, самодеятельные концерты шахматной тематики, демонстрацию шахматных диафильмов, а также просмотр диафильмов, мультфильмов и кинофильмов с шахматными фрагментами, прослушивание шахматных сказок, стихотворений, рассказов. Далеко не всегда у учителя есть возможность, время организовывать данные мероприятия. Поэтому ценной окажется помощь родителей.
С помощью шахматной игры возможно формирование успешности дошкольника, потому что именно в этом возрасте важно заложить устойчивые основы социальной личности.
Выводы по первой главе
Детство особый период становления личности. Ведущий вид деятельности дошкольника – игровой. В шахматной игре воспитывается личность, которая может самостоятельно мыслить. Занятия шахматами укрепляют память, развивают воображение, формируют успешность. Они необычно эмоциональны, они дарят сильные переживания и яркие образы, которые помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность.
Поэтому с ранних лет важна постановка в центр внимания воспитания общечеловеческих ценностей, формирующих состояние личности, делающих ее духовно и интеллектуально богатой, социально зрелой и творчески саморазвивающейся.
Таким образом, обучение дошкольников шахматам возможно через решение ряда задач, в частности, необходимо учитывать индивидуальные способности и мотивы ребенка, его темповые характеристики, уровень умственного развития. Кроме того, следует учитывать принципы обучения шахматам.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!