это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3122774
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Немаловажным направлением в реализации образования является обеспечение условий для сохранения здоровья и физического развития старших школьников, что объясняется объективными потребностями общества в физически здоровых гражданах и реализуется федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования в портрете выпускника средней школы – в его личностных характеристиках.
Организм школьника - сложная, развивающаяся система, и для правильного ее развития необходима двигательная активность, игры, физическая культура и спорт. Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы и ее основного звена - головного мозга. При этом важно, чтобы мышечные нагрузки были систематическими, разнообразными, достаточно интенсивными и неутомительными для ребят. Физические упражнения благотворно влияют на развитие центральной нервной системы: силу, подвижность, уравновешенность нервных процессов. Даже умственная деятельность невозможна без движения. Вот почему школьники, постоянно занимающиеся физической культурой, лучше успевают по общеобразовательным предметам. Под влиянием мышечных нагрузок повышается частота сердечных сокращений (ЧСС), мышца сердца сокращается сильнее, повышается артериальное давление. Постоянная тренировка системы кровообращения ведет к ее функциональному совершенствованию.
Во время выполнения физических упражнений повышается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляция легких. Выполнение физических упражнений происходит при сложном регулирующем воздействии эндокринной системы. Еще перед работой организм «мобилизуется» на ее выполнении. Таким образом, любая работа мышц тренирует все основные системы организма учащихся старшего школьного возраста, что способствует гармоничному и полноценному развитию организма.
Все вышеуказанное актуализирует проблематику и является основанием для выбора темы исследования: «Развитие скоростно-силовых способностей учащихся старшего школьного возраста на уроках легкой атлетики».
В целях развития скоростно-силовых способностей старших школьников в настоящее время значительно возросло число авторов, занимающихся проблемой поиска новых средств и методов для занятий физической культурой в школе. Школьный возраст является самым благоприятным периодом для развития всех двигательных качеств, в этом возрасте происходит быстрый скачек роста. Именно поэтому особое место в развитии двигательных возможностей школьников занимают скоростно-силовые способности, высокий уровень развития которых играет большую роль при достижении высоких результатов во многих видах спорта.
Цель: теоретически обосновать особенности развития скоростно-силовых способностей учащихся старшего школьного возраста на уроках легкой атлетики.
Объект исследования: физическая подготовка учащихся старшего школьного возраста на уроках легкой атлетики.
Предмет исследования: процесс развития скоростно-силовых способностей учащихся старшего школьного возраста на уроках легкой атлетики.
Задачи:
1) Изучить возрастные особенности развития учащихся старшего школьного возраста.
2) Ознакомиться со структурой скоростно-силовых способностей и сенситивными периодами их развития.
3) Рассмотреть особенности развития скоростно-силовых способностей учащихся старшего школьного возраста на уроках легкой атлетики
4) Отобрать средства развития скоростно-силовых способностей учащихся старшего школьного возраста.
В данной работе использовался метод исследования - анализ литературных источников.
1.Возрастные особенности учащихся старшего школьного возраста
Воспитание физических качеств, является основной частью физической культуры, содействует решению социально обусловленных задач: всестороннему и гармоничному развитию личности, достижению высокой устойчивости организма к социальным и экологическим условиям, повышению его адаптивных свойств. Включаясь в комплекс педагогических воздействий, направленных на совершенствование физической природы подрастающего поколения, воспитание физических качеств способствуют развитию физической и умственной работоспособности, более полной реализации творческих сил человека в интересах общества.
Организующей основой воспитания физических качеств являются социальные требования, выраженные в нормативах физической подготовленности. Нормативы комплекса физической подготовленности (тесты) позволяют определить поэтапность воспитания физических качеств, задают уровни их необходимого проявления и формы реализации в различные возрастные периоды.
Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах. Одновременно завершается половое созревание. В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные различия как в строении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Юноши (в среднем) выше девушек на 10--12 см и тяжелее на 5-- 8 кг. Масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой ткани меньше на 10%, чем у девушек. Туловище юношей немного короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек.
У старших школьников почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи с чем увеличивается мышечная масса и растет сила. В этом возрасте отмечается асимметрия в увеличении силы мышц правой и левой половины тела. Это предполагает целенаправленное воздействие (с большим уклоном на левую сторону) с целью симметричного развития мышц правой и левой сторон туловища. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для воспитания силы и выносливости мышц.
У девушек в отличии от юношей наблюдается значительно меньший прирост мышечной массы, заметно отстает в развитии плечевой пояс, но зато интенсивно развиваются тазовый пояс и мышцы тазового дна. Грудная клетка, сердце, легкие, жизненная емкость легких, сила дыхательных мышц, максимальная легочная вентиляция и объем потребления кислорода также менее развиты, чем у юношей. В силу этого функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у них оказываются гораздо ниже.
У девушек и юношей большая разница в развитии мускулатуры, у юношей она нарастает равномерно, у девушек центр тяжести несколько опущен за счет непропорционального развития мускулатуры, в меньшей степени развита масса мышц рук и плечевого пояса, в большей -- мышц таза. У девушек масса мышц на 13 % меньше, они уступают в силе юношам.
У юношей быстро увеличивается мышечная масса; эластичность мышц и их нервная регуляция находятся на оптимальном уровне; опорно-двигательный аппарат способен выдержать значительные нагрузки.
Продолжают увеличиваться масса сердца, скорость сокращений сердечной мышцы, минутный объем крови, улучшается нервная и гормональная регуляция сердечно-сосудистой системы.
Сердце юношей на 10--15% больше по объему и массе, чем у девушек; пульс реже на 6-8 уд. /мин, сердечные сокращения сильнее, что обусловливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и не так глубоко, как юноши; жизненная емкость их легких примерно на 100 см3 меньше.
В 15-17 лет у школьников заканчивается формирование познавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыслительной деятельности. У детей старшего школьного возраста повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и дифференцировать отдельные (силовые, временные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом.
Завершается развитие ЦНС. Процессы возбуждения и торможения уравновешиваются. Увеличивается способность мозга к аналитической и синтезирующей деятельности. Учащиеся способны выполнять упражнения на основе только словесных указаний учителя.
Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например, настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления. Однако у девушек снижается смелость, что создает определенные трудности в физическом воспитании. В старшем школьном возрасте по сравнению с предыдущими возрастными группами наблюдается снижение прироста в развитии кондиционных и координационных способностей.
Остановимся на физическом развитии в этом возрасте, что важно сделать по следующим соображениям. Особенности физического развития оказывают известное влияние, которое, однако, не следует преувеличивать, на развитие некоторых качеств личности старшего школьника и до некоторой степени определяют возможности его дальнейшей жизнедеятельности. Во-первых, здесь имеется в виду выбор профессии, зависящий в какой-то степени и от особенностей индивидуальной физической организации юношей и девушек. Во-вторых, сказывается взаимное влечение полов, при котором особенности физического развития играют далеко не последнюю роль. Осознание своей физической силы и привлекательности, здоровья и полноценности влияет на формирование у юношей и девушек таких качеств, как уверенность в себе, смелость, бодрость, оптимизм и жизнерадостность. Физическое здоровье, сила и ловкость движений, работоспособность (при прочих равных условиях) помогают сформировать ряд трудовых умений и навыков, расширяют возможности выбора профессии.
К концу старшего школьного возраста юноши и девушки обычно достигают физической зрелости и их физическое развитие мало чем отличается от физического развития взрослого человека. Завершается характерный для подросткового возраста период бурного и неравномерного роста и развития организма, наступает относительно спокойный период физического развития. В юношеском возрасте относительно стабильны физические качества (рост, вес). Темп роста в длину заметно замедляется. Так же заметно нарастает мышечная сила и работоспособность, увеличивается объем грудной клетки, заканчивается окостенение скелета, трубчатых костей, формирование и функциональное развитие тканей и органов. Как правило, в этом возрасте выравнивается характерное для подростков несоответствие в росте сердца и сосудов, уравновешивается кровяное давление, устанавливается ритмичная работа желез внутренней секреции. В старшем школьном возрасте определяются и изменения в развитии нервной системы и мозга, в частности. Причем изменения происходят не за счет увеличения массы мозга (это увеличение в данный возрастной период крайне незначительно), а, за счет усложнения внутриклеточного строения мозга, за счет его функционального развития. Постепенно строение клеток коры больших полушарий приобретает особенности, свойственные структуре клеток мозга взрослого человека. Увеличивается количество ассоциативных волокон, соединяющих участки коры между собой. В итоге создаются предпосылки для усложнения аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий в процессе учения и труда. Наблюдающаяся порой у старших школьников повышенная нервная возбудимость, нарушения нормальной деятельности нервной системы чаще всего являются следствием неправильного режима жизни: ночных занятий, недостаточного сна, переутомления, курения, нерационального питания, вредных привычек и некоторых других причин.
В начале старшего школьного возраста обычно заканчивается половое созревание, развиваются вторичные половые признаки, что вызывает заметное изменение внешности юноши или девушки. В иных случаях процесс полового созревания затягивается (чаще у мальчиков, чем у девочек), и тогда у старших школьников еще сохраняются некоторые физические черты, свойственные подросткам.
Однако и здесь надо подчеркнуть, что завершение периода полового созревания (к 15—16 годам) не означает еще ни физической, ни тем более психической, духовной зрелости. Лишь к 18 годам, когда по российским законам разрешается вступление в брак, наступает минимально необходимая для этого степень физической, духовной, гражданской зрелости.
Умелое применение специально подобранных и дозированных физических упражнений в период интенсивного естественного морфофункционального развития способствует стимулированию, упорядочению и активизации соответствующих процессов, значительному улучшению функциональных возможностей всех систем организма. На более поздних возрастных этапах добиться подобных результатов трудно и даже невозможно.
2. Структура скоростно-силовых способностей и сенситивные периоды их развития
Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей предельной величины.
Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений. При этом, чем значительнее внешнее отягощение, тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении возникает значимость скоростного компонента.
При этом, чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое учащимся (например, при толкании ядра или выполнение рывка гири достаточно большого веса), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании малого мяча) возрастает значимость скоростного компонента.
К скоростно-силовым способностям относят:
- быструю силу;
- взрывную силу.
Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей предельной величины.
Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время. Например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях.
Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой.
Стартовая сила - это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения.
Ускоряющая сила - способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия, в условиях их начавшегося сокращения.
Скоростно-силовые качества зависят:
- от состояния нервно-мышечного аппарата,
- от абсолютной силы мышц,
- от способности мышц к быстрому нарастанию усилия в начале движения.
Скоростно-силовые проявляются при выполнении быстрых движений преодолевающего и уступающего характера (относятся к динамической работе мышц) или при быстром переключении от уступающей к преодолевающей работе.
Преодолевающий, т. е. миометрический режим - при уменьшении своей длины мышц, например, жим штанги, лёжа на горизонтальной скамье средним или широким хватом.
Уступающий, т. е. плиометрический режим - при её удлинении, например. Приседание со штангой на плечах или груди.
При проявлении скоростно-силовых качеств сила и быстрота не достигают своих абсолютных величин. Например, учащийся выполняет рывок или толчок штанги, при этом он проявляет 80% силовых качеств и 20% скоростных от абсолютных величин. При метании копья с разбега 20% силовых и 80% скоростных.
Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов:
1) состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека;
2) морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон);
3) силы мышц;
4) способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное;
5) энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота - АТФ и креатин фосфат - КТФ);
6) амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах;
7) способности к координации движений при скоростной работе;
8) биологического ритма жизнедеятельности организма;
9) возраста и пола;
10) скоростных природных способностей человека.
В ряде исследований выявлена возрастная динамика развития скоростно-силовых качеств у школьников, определены периоды наиболее интенсивного и замедленного роста скоростно-силовых показателей и проведен анализ взаимосвязи уровня развития скоростно-силовых качеств и показателей, оказывающих влияние на развитие этих качеств.
До настоящего времени еще недостаточно разработана методика изучения скоростно-силовых качеств у детей, подростков и юношей. Большинство авторов считает, что наиболее адекватным отражением уровня развития скоростно-силовых качеств является результат в прыжке в высоту с места с отталкиванием двумя ногами. Некоторые авторы, говоря о проявлении скоростно-силовых усилий, применяют термин «прыгучесть».
У школьников 3-4 классов улучшение прыгучести на 100 см (сумма результатов тройных прыжков на правой и левой ногах) сопровождается ростом результатов в беге на 60 м на 0,25 сек., в прыжке в высоту - на 15 см..
Сенситивные периоды прироста мышечной силы у мальчиков и девочек не совпадают, что следует учитывать в практике физического воспитания. Незначительно общее развитие силы мышц наблюдается до 9-летнего возраста у девочек и 10 - летнего возраста у мальчиков. Возрастной период от 9-10 до 16-17 лет характеризуется высокими темпами прироста абсолютной силы мышц.
К 10-11- летнему возрасту величины годового прироста абсолютной силы у девочек и мальчиков почти не отличаются. Начиная с 12 лет, мышечная сила у девушек растет медленнее, чем у юношей. При этом достоверных различий в показателях силы мышц ног у девочек и мальчиков одного возраста нет, а сила мышц рук и туловища во всех возрастных периодах (после 6 лет) у мальчиков больше.
Возрастная динамика относительной силы имеет несколько иной характер. В 10-11 летнем возрасте относительная сила достигает высоких показателей, которые, особенно у девушек, близки к показателям взрослых женщин. В 12-13 лет она стабилизируется или даже снижается вследствие бурного развития тотальных размеров и массы тела. Повторный рост темпов развития относительной силы приходится на период от 15 до 17 лет. Высокие темпы прироста скоростно-силовых возможностей наблюдаются у девочек от 10 до 11 лет, а у мальчиков от 10 до 11 лет и от 13 до 15 лет.
Оптимальные возрастные периоды развития различных проявлений быстроты. Так, от 7-8 лет до 11-12 лет лучше развиваются двигательные реакции и частота движений, и в 13-14 лет эти показатели приближаются к величинам, характерным для взрослых.
В возрасте от 11-12 лет до 14-15 лет у девушек и до 15-16 лет у юношей наблюдаются высокие темпы прироста скорости целостных двигательных действий (одиночных и циклических).
Таким образом, исходя из биологических закономерностей развития быстроты и скоростно-силовых возможностей подростков, именно в возрастной период от 7 до 14 лет целесообразно комплексно развивать собственные скоростные и скоростно-силовые возможности. На основе взаимосвязи развития быстроты и силы, а также других физических качеств можно сделать заключение о том, что соотношение физических упражнений в процессе подготовки детей должно определенным образом изменяться на различных ее этапах. Учитывая особенности развития скоростно-силовых способностей, можно более эффективно управлять различными сторонами двигательной деятельности, достигать оптимального их соотношения.
3.Особенности развития скоростно-силовых способностей учащихся старшего школьного возраста на уроках легкой атлетики
В старшем школьном возрасте уроки физической культуры с юношами и девушками проводятся раздельно. Анатомо-физиологические и психические особенности юношей и девушек требуют различного подхода к организации занятий, подбору средств и методов обучения двигательным действиям и развития двигательных способностей, к дозировке физической нагрузки.
Функциональные возможности для осуществления интенсивной и длительной работы у юношей выше, чем у девушек. Физические нагрузки они переносят лучше при относительно меньшей частоте пульса и большем повышении кровяного давления. Период восстановления этих показателей до исходного уровня у юношей короче, чем у девушек.
При организации занятий легкой атлетикой с юношами надо помнить, что им предстоит служба в армии. Поэтому с ними следует предусмотреть занятия на местности, в нестандартных условиях, с различными помехами, в условиях дефицита времени, при максимальных физических и волевых нагрузках.
В старшем школьном возрасте в первую очередь следует уделить внимание развитию силовых и скоростных способностей, различным видам выносливости (силовой, аэробной, статической и др.). Среди координационных способностей особое внимание необходимо обратить на развитие быстроты перестроения и согласование двигательных действий, способности произвольно расслаблять мышцы и вестибулярной устойчивости.
На занятиях легкой атлетикой со старшеклассниками увеличивается доля упражнений сопряженного воздействия на кондиционные и координационные способности, а также упражнений, при которых одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные навыки (техника) и двигательные способности.
Интенсификация обучения в этом возрасте идет по пути усиления тренировочной направленности уроков. Доля игрового метода сокращается, а соревновательного – увеличивается.
В работе со старшеклассниками рекомендуется шире, чем в предыдущих возрастах, применять метод индивидуальных заданий, дополнительных упражнений, заданий по овладению двигательными действиями, развитию физических способностей с учетом типа телосложения, наклонностей, физической и технико-тактической подготовленности.
Скоростно-силовые способности развиваются у подростков также в заданиях и играх с предметами (передачи, перекладывание, броски, ловля) и без предметов. Примерный комплекс упражнений без предметов для рук (сгибание и разгибание, вращение, махи, рывки в разные стороны), для туловища (вращение, сгибание, разгибание, наклоны), для ног (махи, приседания, выпады, выпрыгивание). Выполняют эти упражнения с предельной и около предельной скоростью с акцентом на точность и сохранение заданной амплитуды. Не обязательно включать все упражнения комплекса в урок и тем более все общеразвивающие упражнения проводить с акцентом на быстроту. Скоростные упражнения, например, с предметами (мячами, палками, набивными мячами и т.п.) и без предметов, должны быть хорошо освоены, чтобы их можно было выполнять на максимальной скорости.
В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и физическими действиями.
В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К ним относятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее.
Средствами развития быстроты являются упражнения, выполняемые с предельной или около предельной скоростью, то есть скоростные упражнения. Их можно разделить на три основные группы:
1) Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей:
а) быстроту реакции;
б) скорость выполнения отдельных движений;
в) улучшение частоты движений;
г) улучшение стартовой скорости;
д) скоростную выносливость;
е) быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом, например, беге.
2) Упражнения комплексного воздействия на все основные компоненты скоростных способностей, например, эстафетный бег.
3) Упражнения сопряженного воздействия:
а) на скоростные и все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость);
б) скоростные способности и совершенствование двигательных действий в беге.
Для развития частоты движений применяются:
1) циклические упражнения в условиях, способствующих повышению темпа движений: бег под уклон;
2) быстрые движения ногами и руками, выполняемые в высоком темпе за счет сокращения размаха, а затем постепенного его увеличения;
3) упражнения на повышение скорости расслабления мышечных групп после их сокращения.
Для развития скоростных возможностей в их комплексном выражении применяются три группы упражнений:
1) упражнения, которые используются для развития быстроты реакции;
2) упражнения, которые используются для развития скорости отдельных движений, в том числе для передвижения на различных коротких отрезках (от 10 до 100 метров);
3) упражнения, характеризующиеся взрывным характером.
Также необходимо учитывать, что на прирост силы и скорости учащегося влияют и педагогические факторы:
объем нагрузки;
быстрота выполнения силовых упражнений;
величина и характер отдыха;
количество упражнений в подходе;
количество подходов;
организованность и трудолюбие учащегося;
волевая подготовка учащегося;
мотивация;
количество силовых упражнений, выполняемых в различных мышечных режимах (преодолевающем, уступающем, изометрическом, смешанном);
систематическое, планомерное и обоснованное использование скоростно-силовых упражнений; разнообразие комплексов скоростно-силовых упражнений (так как в противном случае наступает стабилизация темпов развития скорости и силы).
Для развития скоростно-силовых способностей используется методы:
Метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. Упражнения выполняют в определенной последовательности, как бы по кругу, со строгим соблюдением величины нагрузки и продолжительности отдыха; их подбирают таким образом, чтобы каждое последующее силовое упражнение включало в работу новую группу мышц.
Число упражнений, воздействующих на разные группы мышц, продолжительность их выполнения зависят от задач, решаемых в тренировочном процессе, а также от пола, возраста и подготовленности учащихся. Комплекс упражнений с использованием непредельных отягощений занимающихся повторяют 1-3 раза по кругу. По окончании каждого круга у занимающихся следует проверять пульс. Отдых между каждым повторением комплекса должен составлять не менее 2-3 минут, в это время выполняют упражнения на расслабление мышц, принимавших участие в силовых упражнениях.
Непрерывно-поточный метод заключается в выполнении упражнений слитно, одно за другим, с небольшим интервалом отдыха. Особенности этого метода – постепенное повышение индивидуальной нагрузки за счет повышения мощности работы (до 60% максимума) и увеличения числа упражнений в одном или нескольких кругах. Одновременно сокращается продолжительность выполнения упражнений (до30-40 сек.). Этот метод способствует комплексному развитию физических качеств.
Поточно-интервальный метод базируется на 20-40 секундном выполнении простых по технике упражнений (50% от максимальной мощности) на каждой станции с минимальным отдыхом. Цель его – сокращение контрольного времени до одного – двух кругов. Такой режим развивает общую и силовую выносливость, совершенствует дыхательную и сердечно-сосудистую системы.
Интенсивно-интервальный метод используют с ростом уровня физической подготовленности занимающихся. Мощность его задания составляет 75% от максимальной и достигается за счет увеличения интенсивности и сокращения продолжительности работы (до 10-20 сек.). Цель его - сокращение продолжительности работы при ее стандартном объеме и сохранении временных параметров отдыха (до 40-90 сек.). Подобный режим развивает максимальную и взрывную силу. Интервалы отдыха 30-40 секунд обеспечивают прирост результатов в упражнениях скоростной и силовой выносливости.
Основными средствами воспитания быстроты движений служат упражнения, выполняемые с предельной либо около предельной скоростью:
1) собственно скоростные упражнения;
2) обще подготовительные упражнения;
3) специально подготовительные упражнения.
Собственно, скоростные упражнения характеризуются небольшой продолжительностью (до 15-20 сек.) и элактатным энергосбережением. Они выполняются с небольшой величиной внешних отягощений или при отсутствии их (так как внешние проявления максимумов силы и скорости связаны обратно пропорционально).
В качестве обще подготовительных упражнений на уроках легкой атлетики в старших классах используются спринтерские упражнения, прыжковые упражнения, игры, с выраженными моментами ускорений (например, баскетбол по обычным и упрощенным правилам, мини-футбол и т.п.).
При выборе специально подготовительных упражнений с особой тщательностью следует соблюдать правила структурного подобия. В большинстве случаев они представляют собой «части» или целостные формы соревновательных упражнений, преобразованных таким образом, чтобы можно было превысить скорость по отношению к достигнутой соревновательной.
При использовании в целях воспитания быстроты движений специально подготовительных упражнений с отягощениями все отягощения должны быть в пределах до 15-20% от максимума. Целостные формы соревновательных упражнений используются в качестве средств воспитания быстроты.
После достижения определенных успехов в развитии скоростных способностей дальнейшее улучшение результатов может и не проявиться, несмотря на интенсивность занятий. Такая задержка в росте результатов определяется как «скоростной барьер». Причина этого явления кроется в образовании достаточно устойчивых условно-рефлекторных связей между техникой упражнения и проявляющимися при этом усилиями.
Чтобы этого не случилось, необходимо включить в урок упражнения, в которых быстрота проявляется в вариативных условиях, и использовать следующие методические приемы и подходы:
1. Облегчение внешних условий и использование дополнительных сил, ускоряющих движение.
Самый распространенный способ облегчения условий проявления быстроты в упражнениях, отягощенных весом спортивного снаряда или снаряжения, - уменьшение величины отягощения, что позволяет выполнять движения с повышенной скоростью и в обычных условиях.
Сложнее осуществить аналогичный подход в упражнениях, отягощенных собственным весом занимающегося. Стремясь обеспечить достижение повышенной скорости в таких упражнениях, используют следующие приемы, выполняемые в условиях, облегчающих увеличение темпа и частоты движений:
а) «уменьшают» вес тела занимающегося за счет приложения внешних сил (например, непосредственная помощь учителя или партнера); б) ограничивают сопротивление естественной среды (например, бег по ветру,);
в) используют внешние условия, помогающие занимающимся произвести ускорение за счет инерции движения своего тела (например, бег под гору, бег по наклонной дорожке);
г) применяют дозировано внешние силы, действующие в направлении перемещения (например, механическую тягу в беге).
2. Использование эффекта «ускоряющего последствия» и варьирования отягощений.
Скорость движений может временно увеличиваться под влиянием предшествующего выполнения движений с отягощениями (например, выпрыгивание с грузом перед прыжком в высоту, толчок утяжеленного ядра перед толчком обычного). Механизм этого эффекта заключен в остаточном возбуждении нервных центров, сохранении двигательной установки и других следовых процессах, интенсифицирующих последующие двигательные действия. При этом может значительно сокращаться время движений, возрастать степень ускорений и мощность производимой работы.
Однако подобный эффект наблюдается не всегда. Он во многом зависит от веса отягощения и последующего его облегчения, числа повторений и порядка чередований обычного, утяжеленного и облегченного вариантов упражнения.
3. Лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений.
Понятие «лидирование» охватывает известные приемы (бег за лидером-партнером). Объем скоростных упражнений в рамках отдельного занятия, как правило, относительно невелик, даже у специализирующихся в видах деятельности скоростного характера. Это обусловлено, во-первых, предельной интенсивностью и психической напряженностью упражнений; во-вторых, тем, что их целесообразно выполнять в состоянии утомления, связанном с падением скорости движений. Интервалы отдыха в серии скоростных упражнений должны быть такими, чтобы можно было выполнить очередное упражнение со скоростью не менее высокой, чем предыдущее.
Таким образом, проблема физического воспитания в школе заключается в том, что низкий уровень здоровья, снижение их интересов и мотивов к занятиям физической культурой, заставляют искать новые нетрадиционные средства и подходы.
4. Средства развития скоростно-силовых способностей учащихся старшего школьного возраста
Для развитие скоростно-силовых способностей учащихся старшего школьного возраста на уроках физической культуры, нами были составлены комплексы специальных физических упражнений и круговая тренировка.
Комплекс упражнений №1
1. И.п.: партнеры стоят друг к другу на расстоянии 3м. Выполнение: быстрая передача и ловля мяча на месте 4-6р.
2. И.п.: наклон вперед, руки в стороны, стойка ноги врозь. Выполнение: вращение прямых рук в вертикальной плоскости с фиксацией прямой головы 4-6р.
3. И.п: высокий старт. Выполнение: челночный бег с ускорением 10м (2 повтора).
4. И.п.: лежа на животе ползание по-пластунски под препятствием (высота ворот 30 – 40см) с максимальной скоростью (2 повтора).
5. И.п.: упор присев. Выполнение: в быстром темпе выпрыгивание вверх со взмахом рук 4-6р.
6. И.п.: высокий старт. Выполнение: бег с максимальной скоростью по кругу на расстояние от 10 до 12м (1 попытка).
Комплекс упражнений № 2
1. И.П. стойка ноги врозь. Выполнение: Оттолкнувшись двумя ногами, подпрыгните на максимальную высоту и подтяните колени как можно ближе к груди;
2 И.П. стойка ноги врозь. Выполнение: Наклонится вперед, сделать прыжок вперед и приземлиться на правую ногу, согнутую в коленном суставе. Левая нога находится в воздухе, баланс осуществляется только на правой ноге. Левая рука касается земли для равновесия;
3 И.П. о.с. правая нога на скамью. Выполнение: Толчком правой ноги выполнить резкую смену ног, помогая при этом руками толкнуться вверх как можно выше;
4 И.П. лицом к скамье. Выполнение: Толчком двух ног выполнить быстрый прыжок на скамейку и тут принять И.П.
5 Прыжки через барьеры двумя ногами. Выполнение: Оттолкнувшись двумя ногами, перепрыгнуть через середину барьера, подтянув колени к груди Прыжки должны быть непрерывными.
6 Упражнение «лягушка. Выполнение: Выполнить максимальное отталкивание вперед двумя ногами, сгибая и разгибая тазобедренные и коленные суставы, поставив ноги на всю стопу. Повторить 5-10 прыжков с продвижением вперед.
Комплекс упражнений №3 в парах
И. п. — стойка ноги врозь, вплотную спиной друг к другу, взявшись под локти. Первый делает наклон вперед, приподнимая партнера на спине вверх, который свободно прогибается, затем, выпрямляясь, опускает его в и. п. Наклон делать не ниже горизонтального положения. Лежащему на спине партнеру не следует поднимать ноги, чтобы не перевернуться через голову.
И. п. — стойка ноги врозь, вплотную спиной друг к другу, взявшись под локти. Поочередно наклоны влево и вправо (одиночные и пружинящие), взаимно помогая друг другу.
И. п.— узкая стойка ноги врозь, вплотную носками лицом друг к другу, взявшись за руки и отклонившись всем телом назад. Приседание на всей ступне и вставание одновременно вдвоем, поддерживая друг друга и сохраняя равновесие. Вначале можно проделать это упражнение, стоя на расстоянии шага друг от друга, а потом постепенно сближая ступни.
И. л. — стойка ноги врозь, вплотную спиной друг к другу, руки на поясе. Приседание на носках, колени врозь, и вставание, опираясь спинами и сохраняя равновесие; то же, взявшись под локти. Для сохранения равновесия приседать и вставать, держа туловище строго вертикально с прямой спиной и не наклоняя голову вперед.
И. п. — стойка ноги врозь, вплотную спиной друг к другу, ступни на расстоянии шага, взявшись под локти. Глубокое приседание на всей ступне, опираясь спинами, и вставание, сохраняя равновесие. Усложненный вариант: приседая на всей ступне, сесть на пол и выпрямить ноги вперед, затем согнуть ноги и, опираясь ступнями о пол, а спинами друг о друга, встать.
И. п. — сед лицом друг к другу, опираясь руками сзади о пол, согнув ноги вперед и соединив ступни. Попеременное разгибание и сгибание правой и левой ноги, оказывая взаимное сопротивление; то же, но один выпрямляет сразу обе ноги, второй, сгибая свои ноги, оказывает сопротивление, и наоборот.
Комплекс круговой тренировки
1станция: Поднимание и опускание туловища из положения лёжа на спине;
2 станция: Прыжки через гимнастическую скакалку;
3станция: Сгибание и разгибание рук из положения упор лёжа;
4 станция: Приседания с набивным мячом.
Каждое упражнение выполняется 1 минуту, отдых после круга 2-3 минуты. Выполняется 3 круга с субмаксимальной интенсивностью.
Заключение
Таким образом, в результате исследуемой работы можно сделать следующие выводы:
Анализ научной и учебно – методической литературы показал, что за последнее время наблюдаются стойкие ухудшения показателей здоровья детей всех возрастов. Огромную роль, среди общеизвестных факторов, занимает снижение двигательной активности, физической нагрузки, и ее нерациональное распределение из-за чего страдает уровень физической и технической подготовленности учащихся. В разрешении сложившейся ситуации главная роль принадлежит урокам физической культуры и современной школе в целом. Были рассмотрены возрастные особенности развития учащихся старшего школьного возраста. В 15 – 17 лет у школьников заканчивается формирование познавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыслительной деятельности. У учащихся старшего школьного возраста повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и дифференцировать отдельные (силовые, скоростные, временные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом.
Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например, настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления.
Рассмотрены структура и сенситивные периоды развития скоростно-силовых способностей, а также средства легкой атлетики, способствующие развитию скоростно-силовых способностей учащихся старшего школьного возраста на уроках физической культуры. Основное средство развития скоростно-силовых способностей - специальные физические упражнения методом круговой тренировки. Основные методы - повторный, интервальный. Повторный метод позволяет разучить и совершенствовать новые физические упражнения, интервальный метод - совершенствовать более сложные двигательные действия.
Список литературы
1. Барчуков, И.С. Физическая культура учебники физическая подготовка учебник под ред. / В.Я. Кикотя, И.С.Барчукова, 2012-431с.
2. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов// Ю.В. Верхошанский - М.:Наука 2005.С.952.
3.Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека / И.В. Гайворовский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский. 2013-495с.
4.Годик, М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. /М Физкультура и спорт, 2012.
5.Гришина Ю.И. Общая физическая подготовка. Знать и уметь/ учебное пособие. М.,2014-249.
6. Дегтярев В.П. Нормальная Физиология. //М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС 2006.С.960.
7. Железняк Ю.Д., Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование // Ю.Д. Железняк, В.А. Кашкаров, И.П. Кравцевич и др.; Под ред. Ю.Д.Железняка. - М.: Академия, 2005. С. 219-221.
8. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания //В.М, Зациорский. - М.: Советский спорт, 2008. С.850.
10. Курамшина, Ю.Ф «Теория и Методика Физической Культуры»: учеб. Пособие под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2007. - 463с.10. 7.Любецкий Н. П. Здоровье российской молодежи и физическая культура // Научный культурологический журнал Естествознание. − №14 (159). − 2007.
12. Лях В.И., Зданевич А.А., Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов. 2004 г.// В.И. Лях, А.А. Зданевич.
13.Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников/ В.И.Лях, пособие для учителя. М., АСТ, 2010.
14.Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры/ Л.П. Матвеев, М., Физкультура и спорт, 2010.
15.Назаркина, Н.И. Преподавание физической культуры в общеобразовательных учреждениях в условиях введения ФГОС второго поколения и 3 часа физической культуры/ Н.И. Назаркина, И.М. Николаевича-2011.
16. Нестеров, Б.А. Двигательная деятельность и физическое состояние детей и подростков // Б.А. Нестеров. - Хабаровск: [б.и.], 2001 г. - 244 с.
17.Никитушкин, В.Г. Основы научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта/ В.Г. Никитушкин, учебник для вузов/ Никитушкин, В.Г. Советский спорт. 2013.
18. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения/ М “Просвещение” 2010.
19. Прищепа И.М., Возрастная анатомия и физиология, М., 2006.
20. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. //- М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с. С. 193-195.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!