это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3131316
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня, в любой финансовой системе, главное место занимает Центральный Банк. Именно он является тем, органом, который связывает денежную и кредитную политику государства. А кредитная и денежная политики, являются важными звеньями в государственном регулировании экономики. Как следствие, возникает необходимость в эффективной деятельность ЦБ, которая, в свою очередь, влияет на всю экономику страны.Полномочия ЦБ достаточно широки во многих областях.
Говоря об актуальности темы исследования, стоит сказать, что она заключается в том, что роль Центрального Банка в экономике РФ достаточно весомая, особенно это ощущается в нынешние времена, когда экономика страны испытывает сильную нагрузку. Центральный Банк обеспечивает продуманность в кредитной и денежной политиках и т.д.
Цель данной работы заключается в исследовании задач, функций, роли ЦБ в экономике страны.
Исходя из цели, определим задачи:
- изучить сущность Центральных Банков;
- рассмотреть функции, цели и задачи Центральных Банков;
- изучить особенности деятельности системы Банка РФ;
- проанализировать проблемы Центрального Банка РФ;
- изучить предложения повышения эффективности деятельности Центрального Банка РФ;
- рассмотреть совершенствование государственное регулирование банковской деятельности.
Объект исследования - Центральный Банк РФ.
Предмет исследования - экономика РФ.
При написании работы использовались научные труды, как отечественных, так и зарубежных авторов. Достаточное множество трудов, посвящены данной теме.
1 НЕОБХОДИМОСТЬ, ФУНКЦИИ И СУЩНОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ1.1 Сущность Центральных БанковЦентральные банки стали появляться в связи с тем, что немногочисленное количество коммерческих банков, представляли собой надежные предприятия, которые вызывали у многих доверие, их деньги могли влиять и выполнять функции по кредитованию. Через некоторое время такие банки стали называть эмиссионными.
При формировании банковской отрасли, государство не вмешивалось в деятельность банков, тем самым не было четкого разграничения между коммерческими и эмиссионными банками.
Через некоторое время, банки стали использовать выпуск банкнот для роста собственных ресурсов и уже тогда государство стало разграничивать деятельность и функции эмиссионных и коммерческих банков.
Действия государства способствовали этому, через законодательную деятельность. Выпуская многочисленные мелкие банкноты для кредитования, являлись ничем, если эмитент банкротился.
Чтобы более жестко контролировать деятельность эмитентов, государство предприняло действия к регламентации, тем самым коммерческие банки получили запрет на использование эмиссии. Таким образом, получилось, что только эмиссионные банки смогли пользоваться данным правом.
Таким образом, государство пришло к тому, что появилась двухуровневая система. На одной ступени были многочисленные коммерческие банки, на другой Центральный банк.
В каждой стране Центральный банк имеет свое название и имеет свои особенности функционирования.
Перед тем, как определить сущность Центрального банка, необходимо проанализировать следующие факторы:
1) роль центральных банков, а именно их функциональная роль, меняется с изменениями в экономических отношения, при появлении новых параметров деятельности и факторов, которые влияют на нее;
2) учет интересов граждан, которые связаны с социальными и экономическими потребностями;
3) поддержка развития секторов экономики, т.е. на то ,что направлена денежно-кредитная политика государства, привлекая инвестиции в отрасли экономики;
4) надзор и контроль за коммерческими банками, для того, чтобы обеспечить защиту интересов различных слоев населения.
Таким образом, можно сказать, что экономическая сущность Центрального банка на данный момент, заключается в том, чтобы обеспечивать регулирование кредитной и денежной политик государства, отразить экономическую обстановку в обществе, защита интересов граждан в социально-экономических аспектах, обеспечение защиты интересов различных субъектов экономики, через получение и потребление банковских услуг, развитие экономики и обеспечение ее роста.Все это проявляется через набор функциональных и институциональных элементов.
Определяя институциональные элементы, стоит сказать, они заключаются внутри Центрального банка, через взаимодействие различных структур.
Определяя функциональные элементы, отметим, что к ним относятся инструменты, методы и другие структурные элементы, которые могут быть использованы Центральным банком при решении задач, поставленных перед ним.
Сущность Центрального банка является двойственной, если говорить об интересах, которые он обеспечивает и сохраняет.
Первая сущность говорит о том, что Центральный банк является регулятором в денежно-кредитной системе государства. Таким образом, Центральным банк является представителем банковской системы.
Другая сущность, говорит нам о том, что Центральный банк это представитель государства в банковских операциях. Это достигается путем, возможности влияния Центрального банка на работу кредитных организаций, что существенно оказывает влияние на экономику всей страны.
Центральный банк всегда может увеличить денежную массу в обращении, повысить требования к банкам страны, влияя на процентные ставки по кредитам и на объем выдаваемых кредитов.
Последний вариант влияет на денежную массу, уменьшая ее, за счет снижения безналичного обращения.
В наличие инструментов Центрального банка находятся такие инструменты, которые влияют на денежную массу в обращении, тем самым происходит влияние на цены, которые присутствуют на рынке товаров и услуг страны. Подобное влияние сказывается, на все виды собственности – заработная плата, недвижимость и т.д.
Когда влияние Центрального банка сказывается на сокращении денежной массы, то происходит рост покупательской способности денег. Так же наоборот, при повышении денежной массы в обращении, происходит увеличение и рост инфляции, а так же снижение покупательской способности денежных средств.
При этом, стоит отметить, что влияние Центрального банка остается незаметным.
Подобный фактор, со стороны Центрального банка, очень ценен для государства.
1.2 Функции, цели и задачи Центральных БанковЦентральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам, развитием и укреплением банковской системы страны, обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.
Традиционно перед центральным банком ставится пять основных задач. Центральный банк призван быть:
• эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;
• банком банков, т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;
• банкиром правительства, для этого он должен поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золото-валютные резервы;
• главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов);
• органом регулирования экономики денежно-кредитными методами. В ряде стран эти задачи центральных банков закреплены законодательством. Так, монополия на эмиссию национальной денежной единицы дает возможность центральному банку держать под контролем ликвидность кредитных институтов. В Германии же, например, несмотря на то, что в Законе о Немецком федеральном банке не приводится механизм установления верхней границы роста денежной массы, определяются инструменты регулирования уже обращающихся денег.
В качестве банка банков центральный банк предоставляет кредитным институтам возможность рефинансирования. При этом центральный банк вправе по закону ограничить коммерческие банки страны в кредитных средствах. Наиболее распространены два вида операций центрального банка с кредитными институтами: покупка и продажа чеков и векселей (в том числе казначейских); залоговые операции с ценными бумагами, векселями и платежными требованиями.
Важную роль в функционировании банковской системы страны играет характер осуществления надзора центральным банком. Однако в Великобритании на протяжении десятилетий вплоть до 1979 г. контроль за деятельностью второго уровня банковской системы со стороны Банка Англии не был закреплен законодательно и являлся достаточно либеральным. Немецкий федеральный банк способствует проведению надзора специальным федеральным органом банковского контроля. Поскольку последний не располагает необходимой структурой агентств, то он опирается на филиальную сеть центрального банка. Английский национальный банк в отличие от Немецкого федерального банка данную функцию выполняет лишь в ограниченном объеме (банковский контроль передан министерству финансов).
При решении пяти задач центральный банк выполняет три основные функции: регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую.
К регулирующей функции относится регулирование денежной массы в обращении. Это достигается путем сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики.
С регулирующей функцией тесно связана контролирующая функция. Центральный банк получает обширную информацию о состоянии того или иного банка при проведении, например, политики минимальных резервов или редисконтирования. Контролирующая функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Кроме того, сюда относятся разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм и контроль за ними.
Всем центральным банкам присуща информационно-исследовательская функция, т.е. функция научно-исследовательского, информационно-статистического центра. При этом во многих странах эта функция отмечена в законодательном порядке. Так, Немецкий федеральный банк обязан давать при необходимости рекомендации федеральному правительству, а также снабжать его информацией о развитии кредитной системы.
В законе о национальном банке большое значение отводится информационно-исследовательской функции банка: предполагается, что банк обязан публиковать свои решения в специальном приложении к одной из центральных газет. Например, Австрийский национальный банк наделен значительными правами в плане доступа к информации. Он вправе требовать справки о деятельности отдельных кредитных институтов, предписывать сроки и форму отчетности коммерческих банков. На базе этих данных центральный банк проводит анонимный статистический анализ и при необходимости представляет информацию в высшие инстанции государственной власти и международные организации.
Центральный банк, имея, анализируя и публикуя объективную информацию о ситуации в денежно-кредитной сфере, может оперативно реагировать на глобальные и локальные экономические процессы. От верности оценки информации зависит выбор направлений денежно-кредитной политики в целом. Принятие решения о дополнительном выпуске денежных средств эмиссионным управлением центрального банка основывается на соответствующем экономическом анализе ситуации в стране, с тем чтобы при необходимости дать рекомендации и скоординировать действия государственных органов.
Информационно-исследовательская функция центрального банка предполагает также консультационную деятельность. В порядке информационного обмена, а также с целью консультаций центральными банками проводятся встречи, конференции, в том числе и на международном уровне. Функции центрального банка зачастую переплетаются, из одной вытекает другая, если этого требует достижение поставленной цели или решения какой-либо определенной задачи.
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ2.1 Особенности деятельности системы Банка РФРезкое и масштабное распространение новой инфекции в России и мире, повсеместное введение ограничений на передвижение людей, запреты на ведение целого ряда видов деятельности в сфере услуг привели к глубокому снижению спроса. Вследствие этого усилились среднесрочные риски отклонения инфляции вниз от цели 4%. Для поддержки экономики и возвращения инфляции к цели Банк России перешел к мягкой денежно-кредитной политике и в апреле-июле снизил ключевую ставку в общей сложности на 175 базисных пунктов, до 4,25% годовых.
Во второй половине года в связи с активным восстановлением потребительского спроса после периода самоизоляции, ростом волатильности на глобальных рынках и ослаблением рубля усилились краткосрочные проинфляционные риски. С учетом этого в сентябре-декабре Банк России не снижал ключевую ставку, сохраняя стимулирующий характер денежно-кредитной политики.
На фоне принятия антикризисных мер годовая инфляция постепенно возвращалась от уровня 2,3 – 2,4% к целевому значению 4%. В конце года темп прироста потребительских цен ускорился до 4,9%, при этом средний уровень инфляции в 2020 году составил 3,4%.
Несмотря на кризисную ситуацию, операционная процедура денежно-кредитной политики оставалась эффективной, и краткосрочные ставки денежного рынка формировались вблизи ключевой ставки, преимущественно в нижней половине процентного коридора.
Для предотвращения развития негативных последствий пандемии Банк России реализовал широкий спектр антикризисных мер. Они носили временный характер и предполагали постепенную отмену при стабилизации ситуации в экономике. Эти меры были направлены на защиту интересов граждан, поддержку корпоративных заемщиков, сохранение потенциала финансового сектора по кредитованию экономики и снижение регуляторной и надзорной нагрузки. Для стабилизации ситуации на валютном рынке в период повышенной волатильности в марте-апреле Банк России проводил упреждающие продажи валюты в рамках бюджетного правила.
Банк России оперативно информировал бизнес и граждан о принятых антикризисных мерах. В апреле-июне, в период наибольшего обострения ситуации с пандемией, проводились еженедельные брифинги Председателя Банка России, которые транслировались в сети Интернет.
Наиболее значимыми и эффективными решениями для смягчения последствий пандемии стали кредитные каникулы и реструктуризация кредитов. Банк России содействовал их реализации с помощью регуляторных послаблений: дал банкам возможность временно не увеличивать резервы, частично распустил накопленные макропруденциальные буферы и снизил надбавки по новым кредитам. Для поддержки кредитования малых и средних предприятий и сохранения занятости Банк России также использовал временные специализированные инструменты рефинансирования.
Принятые меры поддержали кредитную активность. Корпоративное кредитование выросло на 9,9%, это почти в два раза выше, чем в 2019 году (5,8%). Наиболее динамично развивающимся сегментом корпоративного кредитования было проектное финансирование строительства жилья. Быстрыми темпами увеличивался объем средств, размещенных участниками долевого строительства на счетах эскроу.
Несмотря на кризисные явления, происходило развитие финансового рынка. В банковском секторе продолжалось внедрение стандартов Базельского комитета по банковскому надзору. В целях выравнивания конкурентной среды применялось пропорциональное регулирование. Кроме того, Банк России внес в банковское регулирование изменения, направленные на расширение возможностей кредитования экономики. Эти меры призваны поддержать жилищное строительство, ипотечное кредитование и кредитование малого и среднего предпринимательства.
Успешному прохождению банками кризиса и поддержке кредитования способствовала проведенная ранее работа по оздоровлению банковского сектора. В 2020 году этот процесс уже находился в завершающей стадии. Лицензии на осуществление банковских операций были отозваны у 16 кредитных организаций, при этом их доля в общем объеме активов банковского сектора незначительна.
В условиях снижения депозитных процентных ставок наблюдался приток неквалифицированных инвесторов на фондовый рынок. В результате выросли риски злоупотребления доверием потребителей. Для ограничения этих рисков Банк России рекомендовал профессиональным участникам рынка ценных бумаг не продавать сложные инвестиционные продукты неквалифицированным инвесторам. Кроме того, Банк России проводил анализ, оценку рисков и мониторинг продаж сложных инвестиционных продуктов.
После вступления в силу новой редакции стандартов эмиссии процедура регистрации выпусков ценных бумаг стала для эмитентов более простой, появилась возможность выпуска новых видов облигаций. Впервые на ПАО Московская Биржа были успешно размещены «зеленые» облигации. Банк России активно поддерживал развитие ответственного инвестирования. Его принципы предполагают, что инвесторы учитывают в своей деятельности экологические и социальные факторы.
Площадка фондового рынка также стала более удобной для привлечения финансирования малыми и средними предприятиями. За 2020 год в Секторе Роста ПАО Московская Биржа состоялось 14 размещений облигаций 12 эмитентов – субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) на сумму 6425 млн рублей, что более чем вдвое превысило значение предыдущего года. С мая 2020 года Банк России стал администратором процентной ставки RUONIA. Эта ставка играет важную роль на финансовом рынке. Кроме того, она используется при мониторинге и анализе эффективности достижения операционной цели денежно-кредитной политики Банка России. Организационная структура администрирования была выстроена в соответствии со стандартами Международной организации комиссий по ценным бумагам
Благодаря оптимизации регуляторной нагрузки удалось сократить избыточные требования к организации деятельности участников финансового рынка и подготовке их отчетности. Снижению регуляторной и административной нагрузки на участников рынка также способствовало введение нового порядка осуществления контактного надзора. В соответствии с принципами консолидированного надзора были унифицированы подходы к проведению единой управленческой политики Банка России как мегарегулятора в отношении всех поднадзорных лиц.
При участии Банка России была разработана и утверждена новая редакция Стандарта Национальной ассоциации участников фондового рынка порядка определения стоимости чистых активов паевого инвестиционного фонда и стоимости инвестиционного пая. Внесенные изменения позволили участникам рынка оптимизировать свои затраты на определение стоимости дебиторской задолженности. Также была уточнена методика расчета кредитного риска.
В направлении развития корпоративных отношений Банк России провел работу по оптимизации требований к содержанию уставов акционерных обществ, раскрытию информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг.
В условиях распространения коронавирусной инфекции Банк России временно уменьшил надзорную нагрузку на банки. Была приостановлена инспекционная деятельность Банка России, максимально сокращалось количество регулярных запросов и были значительно увеличены сроки предоставления ответов по ним, продлены сроки составления и представления регулярной пруденциальной отчетности.
Система надзора за участниками финансового рынка выстраивалась на основе риск-ориентированных подходов. В страховое законодательство были внесены изменения, предусматривающие расширение полномочий Банка России. Впервые были подготовлены и исполнены индивидуальные надзорные планы в отношении крупнейших негосударственных пенсионных фондов. Для всех рейтинговых агентств назначены кураторы. Продолжена работа по введению пруденциальных нормативов для профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Многие вопросы развития финансового рынка решались на международном уровне в контексте создания общего финансового рынка ЕАЭС совместно с другими органами власти и регуляторами стран-партнеров. Банк России готовил соглашение, которое позволит упростить учреждение дочерних организаций банков и страховых организаций в рамках ЕАЭС. Также проводилась работа по развитию общего платежного пространства, обеспечению информационной безопасности и противодействию компьютерным атакам на финансовом рынке.
Банк России принимал участие в разработке инициатив, направленных на развитие внешнеэкономической деятельности: создание в этой сфере информационной системы «Одно окно» и упрощение процедур валютного контроля в соответствии с изменениями, внесенными в законодательство.
Повышение доступности финансовых продуктов и услуг для населения и бизнеса. Значимые результаты были достигнуты по многим направлениям повышения доступности финансовых услуг: зафиксирован рост предоставления финансовых услуг в отделениях почтовой связи и точках с сервисом cash-out, увеличилось количество кредитных организаций, выполняющих рекомендации Банка России по созданию безбарьерной среды для маломобильных групп населения. Благодаря мероприятиям по повышению финансовой доступности на отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территориях на Дальнем Востоке, в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах динамика по ряду показателей в этих регионах превысила среднероссийские значения.Одновременно с ростом разнообразия и доступности финансовых услуг увеличивается потребность граждан в информации для повышения уровня финансовой грамотности. В 2020 году количество подписчиков на официальные страницы Банка России в социальных сетях превысило 67,5 тысячи. Аудитория сайта Банка России «Финансовая культура» за год воз- росла в 1,7 раза и в декабре 2020 года приблизилась к 0,5 млн пользователей. Для субъектов малого и среднего бизнеса проводились вебинары и лекции.
Продолжилось введение курсов по финансовой грамотности в учебные программы на всех образовательных уровнях. Граждане имели возможность ознакомиться с образовательной информацией по вопросам финансов в просветительских видеороликах, транслируемых в Московском метрополитене, отделениях АО «Почта России», поездах дальнего следования и информационных системах РЖД, в аэропортах.
Большое внимание уделялось работе по противодействию угрозе кибермошенничества. В 2020 году Банк России инициировал блокировку 7680 сайтов. Для пресечения телефонного мошенничества Банк России сообщил операторам связи для блокировки информацию о 26 397 номерах телефонов, с которых мошенниками осуществлялись звонки и передавались СМС-сообщения. Нестандартная ситуация с пандемией привела к росту жалоб клиентов финансовых организаций. Для оперативного консультирования потребителей финансовых услуг Банк России выпустил мобильное приложение «ЦБ онлайн». В приложении стал работать чат, в котором сотрудники Банка России отвечали на вопросы в режиме 24/7. В ноябре поток обращений, связанных с кризисными темами, практически прекратился.
Развитие национальной платежной системы. Новые возможности были реализованы в Системе быстрых платежей (СБП), позволяющей осуществлять онлайн-платежи в режиме 24/7. Теперь клиенты кредитных организаций – участников СБП могут осуществлять переводы денежных средств не только между физическими лицами (С2С) и в пользу юридических лиц за товары, работы и услуги (С2В), но и от юридических лиц физическим лицам (В2С), а также между счетами одного физического лица в разных банках по инициативе получателя (операции С2С-pull).Развитие технологий и поддержка инноваций на финансовом рынке. В ходе реализации проекта «Маркетплейс» на финансовом рынке появились операторы финансовых платформ (ОФП), благодаря которым потребители могут выбирать подходящих продавцов и приобретать их услуги дистанционно в круглосуточном режиме. ОФП предоставляют услуги по содействию в заключении договоров банковского вклада, оформлении полисов ОСАГО, заключении сделок по покупке облигаций и паев паевых инвестиционных фондов. Значимость ОФП возросла в связи с ограничениями, введенными для борьбы с пандемией. Банк России активно проводил работу по выстраиванию системы контроля за этими организациями и осуществлял мониторинг их развития.
Стремительный рост цифровизации в финансовом секторе, в том числе расширение перечня услуг, предоставляемых дистанционно, перевод многих бизнес-процессов на удаленный режим работы сделали чрезвычайно значимы- ми задачи по обеспечению информационной безопасности и повышению киберустойчивости. Для оперативного выявления недостатков в процессах обеспечения информационной безопасности поднадзорных организаций в рамках дистанционного надзора Банк России впервые в прошлом году провел киберучения с 22 крупнейшими финансовыми организациями.
Другие направления деятельности Банка России. Вследствие масштабного изменения экономической ситуации из-за распространения коронавирусной инфекции возникла потребность в развитии проводимых экономических исследований. Банк России сосредоточил усилия на оперативном мониторинге финансовых потоков, в том числе в отраслевом и региональном разрезе, анализе ситуации в банковском секторе и рисков финансовой стабильности, изучении отраслевой и региональной неоднородности и учете ее последствий в денежно-кредитной политике. Доклады сотрудников Банка России, посвященные актуальным темам, были опубликованы на официальном сайте Банка России в разделе «Исследования».
В целях повышения прозрачности и доступности статистической информации Банк России приступил к публикации новых информационных бюллетеней «Сведения о рынке ипотечного жилищного кредитования в России» и «Кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства», а также ежегодного сборника «Финансовые счета системы национальных счетов Российской Федерации».
В целях преодоления экономических последствий пандемии Банк России принял и реализовал комплекс мер для поддержки экономики и граждан по шести основным направлениям.
Защита интересов граждан. Банк России содействовал реструктуризации кредитов граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, и отсрочке платежей по ним, а также рекомендовал кредитным организациям не учитывать реструктуризацию в качестве фактора, негативно влияющего на кредитную историю граждан, и приостановить процедуры обращения взыскания на заложенное жилое помещение и принудительного выселения. Страховым организациям были даны рекомендации по продлению срока урегулирования страховых случаев, отсрочке платежа по договорам добровольного страхования и неначислению неустойки (штрафов, пени) в период временной нетрудоспособности страхователя.
Кроме того, для ограничения распространения пандемии и минимизации контактов между людьми Банк России рекомендовал перевести обслуживание клиентов в дистанционный формат, а также принял ряд мер для увеличения доступности платежей по банковским картам и онлайн. Страховщикам была предоставлена возможность заключения договора ОСАГО без представления страхователем диагностической карты либо свидетельства о прохождении технического осмотра. В 2020 году банки провели реструктуризацию 1,8 млн кредитных договоров с физическими лицами на общую сумму порядка 860 млрд рублей. Начиная с июня, после адаптации банков и граждан к новому механизму предоставления кредитных каникул, сформировалась устойчивая тенденция к снижению количества жалоб от потребителей финансовых услуг по проблемам, возникшим из-за пандемии.
Поддержка корпоративных заемщиков. Банк России содействовал реструктуризации кредитов компаний, в том числе отсрочке и пролонгации. Кредитным организациям были предоставлены регуляторные послабления для упрощения этого процесса. В частности, при классификации кредитов им было разрешено временно не ухудшать оценку финансового положения компаний из уязвимых отраслей, качества обслуживания долга или категории качества ссуд. Кроме того, Банк России запустил аукционы репо на длительные сроки как источник фондирования банков, предоставляющих своим клиентам возможности реструктуризации кредитов.
Общий объем реструктурированной ссудной задолженности юридических лиц в 2020 году превысил 5,4 трлн рублей, или 15,2% от совокупного портфеля обследуемых банков (кроме субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).
Поддержка кредитования субъектов МСП и содействие реализации государственных программ. Банк России расширил программу рефинансирования банков для поддержки и стимулирования кредитования ими субъектов МСП. В рамках действующего специализированного механизма рефинансирования была снижена процентная ставка и сняты отраслевые ограничения. Наряду с этим были дополнительно созданы временные льготные механизмы рефинансирования с общим лимитом 500 млрд рублей. В значительной части новые механизмы были ориентированы на поддержку кредитования субъектов МСП, но в то же время в их рамках было предусмотрено стимулирование кредитов на поддержку занятости (в том числе и для крупных предприятий) в увязке с правительственной программой по субсидированию банкам процентов по таким кредитам. Для поддержки кредитования субъектов МСП также были предоставлены регуляторные послабления банкам. Кроме того, Банк России рекомендовал кредитным организациям не учитывать реструктуризацию в качестве фактора, негативно влияющего на кредитную историю субъектов МСП. Было реструктурировано 94,8 тыс. кредитов, выданных субъектам МСП, на общую сумму 853,5 млрд рублей, что составляет 14,7% от их суммарного кредитного портфеля. Эта мера позволила поддержать платежеспособность субъектов МСП, в том числе из пострадавших отраслей экономики, и не допустить снижения качества кредитного портфеля МСП. Требования Банка России к кредитным организациям по дополнительным механизмам рефинансирования на 01.01.2021 составили 454,3 млрд рублей. Портфель кредитов, предоставленных субъектам МСП, на конец 2020 года составил 5,8 трлн рублей и за год увеличился на 22,6%3, что почти в два раза больше, чем в 2019 году (+12,4%).
Поддержка ипотечного кредитования. Банк России принял ряд регуляторных мер для поддержки ипотеки и компенсации банкам снижения нормативов достаточности капитала, связанного с признанием убытков по ипотечным кредитам. Для развития ипотечного кредитования Банк России принял решение об ускоренном внедрении новой методики оценки кредитного риска по ипотеке. Макропруденциальные требования к капиталу по ипотечным кредитам, предоставленным до 01.04.2020, были отменены, а по предоставляемым после указанной даты – снижены.
Роспуск макропруденциальных буферов капитала по ипотечным кредитам позволил высвободить накопленный банками запас капитала на 126 млрд рублей.
Благодаря принятым решениям, наряду с мерами Правительства Российской Федерации, удалось поддержать развитие кредитной активности в этом сегменте рынка: за 2020 год ипотечный портфель4 вырос на 21% (за 2019 год – приблизительно на 20%) и на 01.01.2021 составил 9,5 трлн рублей5. За 2020 год было предоставлено 1713 тыс. ипотечных кредитов на общую сумму 4,3 трлн рублей, что больше, чем в 2019 году, как в количественном (+35%), так и в денежном (+51%) выражении.
Поддержка потенциала финансового сектора по предоставлению ресурсов экономике. Банк России реализовал ряд решений по регулированию, преимущественно связанных со смягчением требований по достаточности капитала банков, которые были направлены на создание дополнительных возможностей по кредитованию экономики. Так, банкам была предоставлена возможность использовать надзорные буферы достаточности капитала, а также были смягчены отдельные макропруденциальные требования к достаточности капитала. В частности, Банк России распустил макропруденциальные буферы капитала по необеспеченным потребительским кредитам, выданным не позднее 31.08.2019, а также снизил макропруденциальные надбавки к коэффициентам риска в нормативах достаточности капитала кредитных организаций по необеспеченным потребительским кредитам, выданным после 01.09.2020. Роспуск макропруденциальных буферов капитала по необеспеченным потребительским кредитам позволил высвободить запас капитала на 168 млрд рублей.
Отдельные макропруденциальные меры были приняты для поддержки кредитования в иностранной валюте производителей лекарственных препаратов и медицинской техники.
Системно значимым кредитным организациям были предоставлены регуляторные послабления по соблюдению норматива краткосрочной ликвидности, а также смягчены условия предоставления безотзывных кредитных линий.
Для поддержки кредитной активности банков были приняты временные решения в части порядка оценки активов, на состояние которых особенно существенно повлияла пандемия, включая реструктурированные кредиты и ценные бумаги. Дополнительно Банк России отложил введение ряда регулятивных требований.
Принятые Банком России меры позволили сохранить потенциал банковского сектора по кредитованию экономики. В частности, задолженность по корпоративным кредитам за 2020 год выросла на 9,9%, что почти в два раза больше, чем в 2019 году (+5,8%), а их объем достиг 44,8 трлн рублей.
Снижение регуляторной и административной нагрузки на финансовый сектор. В целях адаптации финансового сектора к действию ограничительных мер по борьбе с пандемией и обеспечения непрерывности деятельности финансовых организаций Банк России приостановил свою инспекционную деятельность, увеличил сроки представления отдельных форм отчетности и раскрытия информации, установил отложенные сроки вступления в силу нормативных актов Банка России, предусматривающих введение новых регуляторных требований, влияющих на операционную деятельность поднадзорных Банку России субъектов, в том числе требующих от них доработки информационных систем, а также влияющих на реализацию их бизнес-процессов. Банк России также не применял в 2020 году меры к финансовым организациям за нарушения требований федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, в случае если нарушения были вызваны влиянием пандемии. Все эти меры позволили финансовым организациям продолжить работу в условиях сокращения численности персонала в офисах и перевода части сотрудников на дистанционную работу.
Комплекс мер, реализованный Банком России, в сочетании с мерами, принятыми Правительством Российской Федерации, оказали разностороннюю и оперативную поддержку населению и бизнесу в наиболее сложный период кризиса и позволили ограничить его влияние на финансовый сектор и экономику в целом. Большая часть мер Банка России в связи с пандемией принималась на период с 1 марта до 30 сентября 2020 года. Отдельные регуляторные послабления были продлены до 31 марта 2021 года.
2.2 Проблемы Центрального Банка РФДеятельность Центрального банка Российской Федерации включает проведение денежно-кредитной политики на уровне государства и регулирование банковских учреждений в Российской Федерации. Недостаточность гибкости инструментов денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации, а также несвоевременность и недостаточная эффективность используемых инструментов заставляет Центральный банк Российской Федерации тратить излишние финансовые ресурсы и уменьшать средства золотовалютных резервов государства.
К основным проблемам Центрального банка Российской Федерации при проведении государственной денежно-кредитной политики и изменении ситуации на денежном, кредитном, финансовом и валютном рынках Российской Федерации являются:1) проблемы, обусловленные снижением показателей платежного баланса Российской Федерации, что заставляет Центральный банк Российской Федерации использовать средства золотовалютных резервов с целью регулирования ситуации в валютной сфере государства;
2) проблемы, обусловленные оттоком валютного капитала из Российской Федерации через банковские учреждения государства, что заставляет Центральный банк Российской Федерации наказывать банковские учреждения путем отзыва у них лицензий, что негативно влияет на банковскую сферу Российской Федерации;
3) проблемы, обусловленные ростов бюджетных расходов Российской Федерации и уменьшением бюджетных доходов государства, что заставляет Центральный банк Российской Федерации использовать свои финансовые ресурсы с целью покрытия дефицита бюджета Российской Федерации;4) проблемы, обусловленные уменьшением эффективности функционирования банковских учреждений в Российской Федерации и их банкротством, что требует от Центрального банка Российской Федерации предоставление банковским учреждениям государства кредитов рефинансирования для поддержания их ликвидности, платежеспособности и эффективности;
5) проблемы, обусловленные снижением курса национальной валюты в Российской Федерации и увеличением колебаний курса национальной валюты, что заставляет Центральный банк Российской Федерации проводить валютные интервенции на внутреннем валютном рынке Российской Федерации и осуществлять текущие валютные операции с банковскими учреждениями в государстве;6) проблемы, обусловленные банкротством банковских учреждений в Российской Федерации, что заставляет Центральный банк Российской Федерации предоставлять дополнительные финансовые ресурсы с целью поддержания их деятельности и работоспособности в банковской сфере Российской Федерации;
7) проблемы, обусловленные снижением эффективности деятельности субъектов предпринимательства в Российской Федерации, что заставляет Центральный банк Российской Федерации через банковские учреждения государства предоставлять дополнительные финансовые ресурсы с целью их поддержания и недопущения банкротства.
Снижение ключевой процентной ставки Центральным банком Российской Федерации стимулирует снижение процентных ставок в банковских учреждениях в Российской Федерации. Однако, с одной стороны, это стимулирует развитие реального сектора экономики российской Федерации, а, с другой стороны, снижает прибыльность банковских учреждений в государстве.
Инфляционные процессы в Российской Федерации.
Нестабильность в экономике российской Федерации оказывает негативное влияние и на деятельность банковских учреждений в государстве, что требует от Центрального банка Российской Федерации проведения валютных интервенций и предоставления кредитов рефинансирования банковским учреждениям в государстве.
Недостаток ликвидных средств в банковских учреждениях в Российской Федерации.
Изъятие депозитных ресурсов из банковских учреждений в Российской Федерации, снижение межбанковского кредитования, а также санкционная политика, закрывшая доступ к европейским межбанковским кредитам для банковских учреждений государства, негативно сказываются на уровне ликвидности в банковских учреждениях Российской Федерации. Это требует от Центрального банка Российской Федерации проведения валютных интервенций и предоставления кредитов рефинансирования банковским учреждениям в государстве.
Высокий курс иностранной валюты и колебания на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.
Изменение мировых цен на нефтепродукты приводят к снижению курса национальной валюты Российской Федерации и усилению ее колебаний, что негативно сказывается на деятельности банковских учреждений в государстве, а также активизирует деятельность спекулянтов на внутреннем валютном рынке Российской Федерации. Это требует от Центрального банка Российской Федерации проведения валютных интервенций и предоставления кредитов рефинансирования банковским учреждениям в государстве.
Отток валютного капитала из Российской Федерации.
Отток валютного капитала из российской Федерации происходит в основном в форме инвестиций или через счета в банковских учреждениях, что требует от Центрального банка Российской Федерации ужесточения требований к банковским учреждениям и усиления контроля за ними.
Краткосрочность операций, проводимых Центральным банком Российской Федерации на межбанковском рынке кредитных ресурсов.
Краткосрочность операций рефинансирования, проводимых Центральным банком Российской Федерации, негативно влияет и на срок операций кредитования банковских учреждений в Российской Федерации. Это требует от Центрального банка Российской Федерации пересмотра сроков предоставления кредитных ресурсов банковским учреждениям в государстве, а также разработка новых направлений проводимой денежно-кредитной политики.
Недостаточность инвестирования в экономике Российской Федерации.
Высокие риски осуществления инвестиционных операций снижают их объем и эффективность. Это требует от Центрального банка Российской Федерации проведения валютных интервенций и предоставления кредитов рефинансирования банковским учреждениям в государстве.
Снижение средств золотовалютных резервов Центрального банка Российской Федерации.
Снижение средств золотовалютных резервов Центрального банка Российской Федерации происходит вследствие проведения Центральным банком Российской Федерации валютных интервенций и предоставления кредитов рефинансирования банковским учреждениям в государстве.
3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ3.1 Повышение эффективности деятельности Центрального Банка РФДля обеспечения выполнения задач и функций Банка России в условиях ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции, критически важной была согласованная работа в области организационного развития и управления ресурсами. Организационные условия деятельности Банка России в 2020 году существенно изменились. В пиковый период до 80% работников структурных подразделений центрального аппарата Банка России и 60 – 65% работников территориальных учреждений Банка России были переведены на дистанционную работу. Это потребовало оперативной перестройки бизнес-процессов и их перевода на дистанционный режим. С этой целью были перестроены обучение и повышение квалификации персонала, проектное и процессное управление, активизированы внедрение и распространение современных информационных технологий.
С учетом изменившихся условий Банк России продолжил организацию и проведение обучения персонала и внешней аудитории, формирование кадрового резерва, в том числе для руководства и менеджмента территориальных учреждений Банка России. Повышение квалификации сотрудников Банка России, в том числе с участием зарубежных партнеров, развитие компетенций и оценка персонала были переведены на онлайн-платформы. Для того чтобы не прерывать обучение и развитие, была создана цифровая образовательная экосистема Банка России. В области обучения и развития внешней аудитории Банк России в 2020 году уделял значительное внимание повышению квалификации сотрудников правоохранительных органов, обучению представителей центральных (национальных) банков, участников финансового рынка, кассовых работников розничных сетей, студенческой аудитории, а также повышению финансовой грамотности населения и субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Банк России оказывал поддержку АНО ВО «Университет «Сириус» в содействии профессиональному самоопределению и развитию одаренных детей. Кроме того, в университете была создана образовательная площадка для подготовки специалистов по финансовым технологиям, кибербезопасности и платежным инструментам.
В области процессного управления для решения ключевой задачи по обеспечению непрерывности деятельности Банка России была создана система (матрица мер) реагирования на угрозы с учетом необходимых изменений в ИТ-инфраструктуре и нормативно-правовой базе. Был разработан план мер по бесперебойному выполнению критичных бизнес-процессов Банка России (их эффективному восстановлению) в кризисный период, предусматривающий создание резервных офисов и команд персонала.
Развивая проектное управление, Банк России продолжил реализацию критически значимых проектов. В целях борьбы с распространением коронавирусной инфекции Банк России разработал матрицу управления портфелем проектов, предполагающую приостановку или возобновление реализации ряда проектов в соответствии с уровнем угрозы.
В 2020 году Банк России завершил ряд стратегически значимых проектов, направленных на повышение эффективности реализации функций Банка Рос- сии: введены в эксплуатацию приложения для автоматизации процедур до- пуска и регистрации выпусков ценных бумаг участников финансового рынка через личный кабинет; обновлен и адаптирован к использованию на мобильных устройствах официальный сайт Банка России; создана и пилотирована платформа роботизации бизнес-процессов.
В отчетном году Банк России завершил реализацию Стратегии ИТ Банка России на 2016 – 2020 годы и выполнил основные задачи по созданию и внедрению системы управления данными и целевой ИТ-инфраструктуры, по внедрению целевого ИТ-ландшафта, новой операционной модели ИТ, системы управления качеством, инструментов киберустойчивости, по построению риск- ориентированной модели управления ИТ.
Банк России продолжил работу по совершенствованию организационной структуры и оптимизации численности персонала. В центральном аппарате проведена реорганизация блока некредитных финансовых организаций, в рамках которой на базе упраздненных структурных подразделений созданы два департамента. При реинжиниринге бизнес-процессов применялся межрегиональный принцип создания новых подразделений. Часть запланированных мероприятий по оптимизации численности была отложена из-за пандемии.
В условиях действия ограничительных мер Банк России продолжил проведение закупочных процедур на основе нормативного регулирования системы закупок. Состав портфеля закупок существенно не изменился относительно прошлых лет. Вместе с тем были проведены закупки для обеспечения в Банке России мероприятий по противодействию распространению коронавирусной инфекции. По итогам проведенных конкурентных закупочных процедур и закупок у единственного поставщика общее количество и сумма заключенных договоров снизились. При этом Банк России обеспечивал приоритет конкурентной формы закупок. Введение ограничительных мер послужило драйвером развития автоматизации и перевода некоторых этапов процесса в дистанционный формат.
Основные направления деятельности и бизнес-процессы Банка России были подвергнуты внутреннему аудиту; при этом обеспечено ускоренное внедрение методов дистанционного аудита. По некоторым направлениям деятельности мониторинг проводился на постоянной основе. В случаях передачи функционала или при возникновении новых, ранее не оцениваемых рисков (в том числе связанных с дистанционной работой) проводились специальные аналитические мероприятия и процедуры. Результаты аудита подтверждали выполнение объектами аудита возложенных на них функций и соблюдение законодательства Российской Федерации, нормативных и иных актов Банка России. О результатах внутреннего аудита и функционировании системы управления рисками в Банке России информировались руководство Банка России и Национальный финансовый совет.
3.2 Совершенствование государственное регулирование банковской деятельностиОсновной задачей внутреннего аудита в Банке России является предоставление Национальному финансовому совету, руководству Банка России независимой и объективной информации о соблюдении структурными подразделениями Банка России, организациями – юридическими лицами, учрежденными Банком России, входящими в структуру Банка России, законодательства Российской Федерации, нормативных и иных актов Банка России, о выполнении возложенных на них функций, об эффективности управления рисками и внутреннего контроля, управления процессами деятельности и подразделениями Банка России.
В связи с неблагоприятной эпидемической обстановкой, переводом подразделений Банка России на дистанционную работу, запретом служебных командировок ускорено внедрение методов дистанционного аудита в деятельность Банка России.
3а 2020 год в Банке России проведено 47 процедур внутреннего аудита, в том числе 24 аудиторские проверки, девять мониторингов и 14 аналитических мероприятий. Аудиту были подвергнуты основные направления деятельности и бизнес-процессы. При организации внутреннего аудита была учтена критичность бизнес-процессов для выполнения задач и функций Банка России.
В целях аналитической поддержки на постоянной основе осуществлялся мониторинг работы по развитию прогнозирования макроэкономических условий проведения денежно-кредитной политики.
С учетом сохранения высокой неопределенности в отношении действия внешних факторов на финансовые рынки продолжен ежедневный мониторинг операций по управлению активами Банка России в иностранных валютах и драгоценных металлах, своевременности проведения расчетов по заключенным сделкам, включающий также оценку применяемых мер реагирования на возникающие риски.
В соответствии с требованиями статьи 76.12 Федерального закона №86-ФЗ1 продолжено проведение ежегодного аналитического мероприятия по оценке эффективности использования денежных средств, составляющих Фонд консолидации банковского сектора.
В связи с передачей функций по администрированию ставки RUONIA от Саморегулируемой организации «Национальная финансовая ассоциация» Банку России был проведен мониторинг процесса организации администрирования ставки RUONIA в Банке России.
При проведении аудита состояния контроля за деятельностью конкурсных управляющих кредитных организаций была рассмотрена эффективность реализации Банком России механизмов контроля за управлением процедурами банкротства в банках с отозванной лицензией в целях соблюдения прав и законных интересов их вкладчиков и кредиторов.
При проведении аудита работы с некредитными финансовыми организациями (НФО) были рассмотрены вопросы надзора, взаимодействия структурных подразделений Банка России при организации и проведении проверок, а также допуска НФО на финансовый рынок.
В рамках аудита развития национальной платежной системы (НПС) дана оценка выполнения ключевых мероприятий Стратегии развития национальной платежной системы от 2013 года, а также дополнительно реализуемых проектов по созданию и совершенствованию национальной платежной инфраструктуры, обеспечивающей устойчивость, суверенитет и конкурентоспособность российского платежного пространства. Акцентировано внимание на разработке стратегических целей развития НПС на период 2021 – 2023 годов.
Для оценки соответствия деятельности Банка России по надзору и наблюдению в НПС целям обеспечения стабильности и развития НПС проведено аналитическое мероприятие по широкому спектру вопросов, включая организацию бизнес-процесса по итогам проведенного реинжиниринга, выполнение функций в рамках целевого бизнес-процесса.
При проведении аудита организации и обеспечения наличного денежного обращения уделено внимание оценке достижения целей, предусмотренных Стратегией развития наличного денежного обращения в России на период 2016 – 2020 годов, оказывалась консультационная поддержка при разработке стратегических и методологических документов, регламентирующих процедуры организации выпуска в обращение и распространения памятных и инвестиционных монет Банка России из драгоценных металлов, а также памятных монет Банка России из недрагоценных металлов.
В отчетном периоде значительное внимание при проверке вопросов эффективности расходования средств Банка России и управления имуществом уделялось аудиту достижения стратегических целей и целей реинжиниринга бизнес-процессов, связанных с функционированием оздоровительных подразделений, строительством и эксплуатацией объектов недвижимости, закупочной деятельностью. В целях минимизации операционных и репутационных рисков осуществлялось консультирование подразделений Банка России по вопросам закупочной и договорной деятельности.
Перевод большей части работников Банка России на дистанционную работу повлек за собой возникновение новых, ранее не оцениваемых рисков, а также рост операционных рисков в сфере коммуникаций, информатизации деятельности и информационной безопасности Банка России. С целью их оценки и контроля был проведен анализ готовности Банка России к организации дистанционной работы, а также анализ текущего состояния управления учетными записями и правами доступа в Единой службе каталогов Банка России и Централизованной системе управления доступом Банка России. Проведен аудит обеспечения внутренней безопасности объектов Банка России.
В целях реализации бюджетных полномочий Банка России по осуществлению внутреннего финансового аудита проводилась оценка надежности внутреннего финансового контроля и достоверности бюджетной отчетности Банка России.
Результаты внутреннего аудита в целом подтверждают выполнение объектами внутреннего аудита возложенных на них функций и соблюдение требований законодательства Российской Федерации, нормативных и иных актов Банка России, соответствие системы управления рисками в Банке России состоянию внутренней и внешней среды. О результатах внутреннего аудита информировались руководство Банка России и Национальный финансовый совет. По выявленным недостаткам и проблемным вопросам принимались соответствующие управленческие решения, обеспечивался контроль их выполнения.
В отчетном периоде Банк России осуществлял взаимодействие со Счетной палатой Российской Федерации при проведении ею контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также обеспечивал реализацию результатов указанных мероприятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итог проведенной работе необходимо еще раз отметить, что Центральный Банк Российской Федерации является мощнейшим центром кредитной системы нашей страны. Его роль очень велика и в условиях нынешней экономики она продолжает возрастать. В настоящее время деятельность Центрального банка России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.
По результатам проведенной работы были сделаны следующие выводы:
- Цели, задачи, функции и операции Центрального банка России отвечают его сущности. Все те цели и задачи, которые стоят перед ним, предоставленные ему полномочия, в конечном счете, определяются тем, что Центральный банк выступает общенациональным центром, призванным регулировать денежное обращение в стране.
- Роль Центрального банка, как субъекта денежно-кредитной политики, в денежно-кредитном регулировании экономики заключается в том, что Банк России в соответствии с присущими ему функциями осуществляет проведение денежно-кредитной политики для непосредственного регулирования экономического роста страны, повышения эффективности производства, обеспечения занятости населения и др.
Основные направления совершенствования деятельности Центрального банка России:
- Продолжить совершенствование системы страхования вкладов.
- Укрепление национальной банковской системы, опорой которой должно стать региональное развитие крупных федеральных банков;
- Принятие законодательных и нормативно-правовых актов, обеспечивающих существенное ускорение и удешевление процедуры реорганизации кредитных организаций путем слияния и присоединения.
- Снизить проценты по кредитам, предоставляемым Центральным банком кредитным организациям.
- Разработка и внедрение рейтинговой системы раннего оповещения (CAMEL) для оценки стабильности банков в целях регулирования, в первую очередь для крупнейших, в том числе региональных, банков.
- Применение стандартов Базель II (их введение в полном объеме).
В заключение хочется отметить, что роль Центрального банка в нынешних условиях развития и стабилизации экономики возрастает день ото дня. Следует и дальше продолжать осуществление мероприятий, направленных на повышение устойчивости и конкурентоспособности банковского сектора Российской Федерации. Кроме того, необходимо совершенствование системы банковского надзора.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. CD-ROM. Организация деятельности центрального банка. - Москва: Огни, 2019. - 260 c.
2. Акопов, В.С. Организация деятельности центрального банка / В.С. Акопов. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 939 c.
3. Внешнеэкономическая деятельность в Центральном регионе России. Справочник 2001. Выпуск 1. Полные карты Москвы с таможенными объектами. - М.: Воскресенье, 2018. - 398 c.
4. Голубев, С. А. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" / С.А. Голубев, А.Г. Гузнов, М.В. Комиссарова. - М.: Инфотропик Медиа, 2019. - 488 c.
5. Малахов, Антон Влияние монетарной политики Банка России на национальную экономику / Антон Малахов. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. - 144 c.
6. Мамонова, Ината Организация деятельности центрального банка / Ината Мамонова. - М.: КноРус, 2018. - 753 c.
7. Медведев, Н Н Организация Деятельности Банка России: Учебное Пособие / Медведев Н Н. - Москва: Огни, 2019. - 823 c.
8. Моисеев, С. Р. Возникновение и становление центральных банков / С.Р. Моисеев. - М.: КноРус, 2016. - 312 c.
9. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России). О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года. - М.: Ось-89, 2016. - 233 c.
10. О центральном банке Российской Федерации (Банке России). Федеральный закон № 86-ФЗ. - М.: Проспект, 2016. - 451 c.
11. Рассел, Джесси 150-летие Банка России / Джесси Рассел. - М.: VSD, 2016. - 644 c.
12. Рассел, Джесси Билет Банка России / Джесси Рассел. - М.: VSD, 2016. - 151 c.
13. Рассел, Джесси Группа по защите от подделок при Европейском центральном банке / Джесси Рассел. - М.: VSD, 2017. - 832 c.
14. Сапожникова, Ю. В. Комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (постатейный) / Ю.В. Сапожникова. - М.: Юстицинформ, 2016. - 800 c.
15. Солдатова, В. И. Комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" / В.И. Солдатова, Ю.В. Сапожникова. - М.: Юстицинформ, 2016. - 528 c.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!