Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


различные варианты детской агрессивности

Тип Курсовая
Предмет Психология

ID (номер) заказа
3141734

500 руб.

Просмотров
1244
Размер файла
196.38 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Оглавление
Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы исследования детской агрессивности.................5
1.1 Сущность понятия агрессии и агрессивности………………………................5
1.2 Виды и формы агрессивности.........................................................................9
1.3 Особенности развития агрессивности в дошкольном возрасте......................12
1.4. Различные варианты детской агрессивности................................................18
Резюме.................................................................................................................23
Глава 2. Эмпирическое исследование различных вариантов агрессивности и ее проявление у детей дошкольного возраста.........................................................24
2.1 Ход и организация исследования……………………………………………...24
2.2 Анализ результатов исследования................................................................25
Выводы по исследованию………………………………………………………….33
Заключение………………………………………………………………………….34
Литература…………………………………………………………………………..36
Приложения…………………………………………………………………………38
Введение
В современном мире крайне важен вопрос агрессивного поведения детей не только для медиков, педагогов и психологов, но и для людей, в общем и целом. Серьезные опасения у общества в последние годы вызывает стремительный рост детской преступности, асоциального поведения, агрессивности и жестокости детей и подростков. Количество детей с данным образом действий значительно увеличивается. Данный факт связан с различными негативными причинами:
- осложнение социальных ситуаций существования детей;
- отсутствие внимания образовательных учреждений к нервно-психическому положению детей;
- нарушение детско-родительский отношений.
Изучение проявления агрессивности имеет большое значение для создания психологических стратегий, нацеленных на регулирование и устранение её вида. В психологических обследованиях агрессии часто возникала проблема её появления, раскрылись причины и особенности её выявления в различных годах, зависимость агрессивного образа действий от индивидуальных особенностей и ситуативных факторов.
Проблема агрессии все время интересовала психологов. Этому вопросу посвящено значительное количество фундаментальных теоретических работ, как зарубежных, так отечественных исследователей о причинах возникновения агрессивного поведения К. Лоренц, Ю.С. Шевченко, А. Бандура, М. Алвор, П. Бейкер, Н.Л. Кряжева, З. Фрейд, К. Фопель, и другие.
Вопросами агрессии в отечественной педагогике и психологии занимались: М.М. Кольцова, С.Я. Рубинштейн, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, В.С. Мухина, Т.А. Комиссаренко, Н.Д. Левитон и др.
Освоению методов преодоления агрессии уделялся особый интерес. Данные методы рассматривали: М.М. Кольцова, М.И. Лисина Л.И. Божович, и др. В наибольшей степени полно методы преодоления агрессивного поведения у дошкольников развернуты в трудах Г.Б. Мониной, Е.К. Лютовой, Р.В. Овчаровой. Г.Э. Бреслав, Т.П. Смирнова.
Объект исследования – агрессивность детей.
Предмет исследования – варианты детской агрессивности.
Цель исследования – изучить психологические особенности агрессивности, выделить различные варианты детской агрессивности.
Задачи:
1. Изучить сущность понятия агрессии и агрессивности.
2. Рассмотреть виды и формы агрессивности.
3. Выявить особенности развития агрессивности в дошкольном возрасте.
4. Рассмотреть различные варианты детской агрессивности.
4. Провести эмпирическое исследование агрессивности и ее проявление у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования – мы предполагаем, что в детском возрасте преобладает вербальная и физическая агрессия, направленная на сверстников.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; тестирование, эксперимент.
Методики исследования:
1. Методика регистрации проявлений агрессии «Ребенок глазами взрослого» (А. А. Романов).
2. Проективная методика «Тест Руки» для детей (автор Э. Вагнер).
3. Анкета «Критерии агрессивности у ребенка» для родителей (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко).
4. Проективная методика «Дом – дерево – человек» (автор Дж. Бук).
Глава 1. Теоретические основы исследования детской агрессивности.
1.1. Сущность понятия агрессии и агрессивности
«Аggredi» происходит от латинского и означает «нападать». Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. Любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное до начала XIX века считалось агрессивным.
Значительное количество трактовок агрессии рассмотрено исследователями, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным.
Сильная активность, стремление к самоутверждению рассматривается под агрессией. Ф. Аллан объясняет ее как скрытую силу, позволяющую человеку сопротивляться внешним силам, а Л. Бендер говорил об агрессии как стремление близости к объекту или удаления от него.
Под агрессией трактуются поступки неприязни, нападения, уничтожения, т. е. процессы, которые наносят вред другому лицу или объекту. Например, X. Дельгадо утверждает, что «человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности, или обществу».
Так, Х. Хекхаузен замечает, что «в обыденном языке слово «агрессия» означает множество разнообразных действий, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека (или группы людей), наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению» [23].
Агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» [6].
Э. Фромм характеризует агрессию как нанесение ущерба не только живому, но и любому неживому объекту. Агрессивный настрой человека считается ответом на психический и физический дискомфорт, стрессы, фрустрации (фрустрация - психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми или субъективно так воспринимаемыми препятствиями, возникающими на пути к достижению цели, проявляется в виде гаммы эмоций). Вместе с этим, агрессивное поведение может появляться в форме условия достижения той или иной задачи, в том числе продвижение своего положения за счет самоутверждения. Это единый подход к понятию агрессии, тем не менее, для действительного осмысления проблемы необходимо изучить подробнее.
В настоящий момент можно выдвинуть некоторое количество подходов к формулировке термина «агрессия», чаще всего встречающихся в психологической науке, в зависимости от того, на чем делают упор авторы, его дающие. Некоторые ученые воспринимают агрессию как всякий тип действия, причиняющий вред другому. А. Вuss понимает под агрессией «ответ, содержащий стимулы, способные причинить вред другому существу.
Следуя данному толкованию агрессии главным условием причисления процесса к агрессивному оказываются внешние рассматриваемые акты поведения и их последствие в виде убытка, порчи объекту агрессии. Вместе с тем данное трактование агрессии не дает понимание о причинах, вынудивших человека обратиться к агрессии. В итоге поведение, за которым стояло желание нанести ущерб, но не добившееся собственной установки, не способно рассматриваться агрессивным. В связи с этим большинство психологов вводят в термин агрессии такую категорию, как намерение, т.е. мотивационный фактор.
В словаре «Психология» рассматривается другое объяснение агрессии: «Агрессия (от лат. Aggredi – нападать) – индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо уничтожение другого человека или группы людей» [6].Реан А.А. говорит о невозможности отождествления понятия «агрессия» и «агрессивность». Давая объяснения данным терминам, он обращает внимание на то, что «агрессия – это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному [19].
Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Анализируя агрессивность свойство личности, американские психологи, выделили следующие диагностические критерии, позволяющие говорить о наличии данного свойства у ребенка в той или иной степени:
Часто теряют контроль над собой.
Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.
Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых.
Часто винят других в «неправильном» поведении и ошибках.
Завистливы и мнительны.
Часто сердятся и прибегают к дракам [21].
З. Фрейд связывает агрессивность с влечением к смерти. Агрессивность, по его мнению, представляет собой некий постоянно присутствующий в организме подвижный импульс, обусловленный самой природой человека. Это инстинкт либо саморазрушения, либо разрушения другого индивида.
К. Лоренц считает, что влечение к агрессии встроено в психику человека, и для своего проявления она не нуждается во внешней угрозе или внутренней фрустрации. Она возникает спонтанно и нуждается в разрядке. Биологическую природу агрессивности, по его мнению, подчеркивают успехи селекционеров, выводящих как агрессивные породы собак, петухов и прочее, так и неагрессивные (такие как сенбернар, ньюфаундленд).
Понятия «агрессия» и агрессивность» в литературе по психологии зачастую испольуются как синонимы. «Агрессия» относится к категории действия, а «агрессивность» рассматривается как устойчивое личностное образование – черта, свойство, качество. В объяснении термина «агрессивность» упор делается на нескольких сторонах: прежде всего, агрессивность – это индивидуальное основание, имеющее устойчивость, на втором месте, говорится о связи агрессивности с агрессивным поведением, не смотря на не имевшую прямую зависимость. Выделяется, что агрессивность - это тенденция. Намерение демонстрировать агрессию, т.е. агрессивность проявляется как потенция, которая возможно открыто и не покажется в агрессивном поведении. Данная формулировка агрессивности как потенции дает возможность считать, что агрессивность может иметь секретный характер, никоим образом внешне и не выражаясь, т.е. индивидуум, в глубине души агрессивный, может ни коем образом внешнее ее не показывать, но при этом оставаться агрессивным и готов ее показать при некоторых, возникнувших обстоятельствах.
Вместе с понятием «агрессивность» учеными применяется понятие «враждебность». Зачастую данные понятия используются как синонимы, отличие между ними заключается в том, что агрессивность раскрывает свое появление в действиях, поведенческих проявлениях агрессии, враждебность же выражается в позициях к окружающему [14].
Кэррол Эллис Изард изучает враждебность как направление личности, комплексную аффективно-когнитивную черту. В так называемое единство враждебности включаются эмоции гнева, отвращения и презрения. Вместе с тем враждебность включает в себя аффективно-когнитивные элементы, а также представления и фантазии, относящиеся к причинению вреда объекту враждебности. Эмоции, входящие в единство враждебности, оказывают воздействие на когнитивные процессы, этим определяя возникновение образов и мыслей, соответствующий аффекту, вследствие чего появляется враждебность [11].
Так же враждебность носит значительно ограниченный характер и всегда направлена на конкретный объект, в то время как агрессивность выражается против разных людей. Исходя из этого, агрессивность, наблюдаемая как готовность, склонность к агрессивному поведению, проявляется в агрессивных действиях, а враждебность в неблагоприятных, отрицательных целях, отношениях, позициях.
Еще одним понятием, которое употребляется как синоним агрессивности и часто его подменяет, является понятие «жестокости». Очень часто данное понятие применяется в отношении отклоняющегося, противоправного, преступного поведения или насилия. Но все же исследователи разделяют понятия «агрессивность» и «жестокость». Юрий Миранович Антонян и Виктор Викторович Гульдан утверждают, что жестокость придает особую окраску насилию и агрессии, связанную со способом их реализации, причинением жертве особых страданий.
Жестокость сосредотачивается в пренебрежении к мучениям других людей или желании к их причинению. Жестокость может сочетать агрессивность и насилие, являясь крайней формой их выражении в виде беспощадности, жестокости.
1.2. Виды и формы агрессивности
По характеризующимся деструктивным тенденциям, в основном в области субъектно-объектных отношений, враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, в результате проводимых исследований, А. Басс и А. Дарки выделили два вида враждебности (обида и подозрительность) и пять видов агрессии [4]:
Физическая агрессия – это использование физической силы против другого лица.
Косвенная агрессия – это агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
Раздражение – это готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
Негативизм – это оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
Вербальная агрессия – это выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
Ввиду того, что проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны, весьма полезным, оказывается ограничить изучение подобного поведения концептуальными рамками. Эрих Фромм, выдающийся мыслитель нашего столетия, выделил следующие типы агрессии:
Доброкачественная агрессия. По его мнению, это «биологически адаптивная агрессия - реакция на угрозу витальным интересам индивида; она заложена в филогенезе; она свойственна как животным, так и людям; она носит взрывной характер и возникает спонтанно как реакция на угрозу; а следствие её - устранение либо самой угрозы, либо её причин» [12].
В «доброкачественной агрессии» он выделил несколько видов:
1. Псевдоагрессия. Под этим понятием он понимает «действия, в результате которых может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения».
а) Непреднамеренная агрессия. Ярким примером непреднамеренной агрессии является случайное ранение человека. Классический пример - это проверка револьвера и непроизвольный выстрел, задевающий находящегося поблизости человека. В результате - несчастный случай.
б) Игровая агрессия. Игровая агрессия необходима в учебном тренинге на мастерство, ловкость и быстроту реакций. Она не имеет никакой разрушительной цели и никаких отрицательных мотиваций (гнев, ненависть). Так, например, игрок в своем сражении с противником просто точно выполняет свои достижения, а не желает нанести ему преднамеренный вред.
в) Агрессия как самоутверждение. Важнейший вид псевдоагрессии - самоутверждение. Само слово «агрессия» происходит от aggradi (gradus означает «шаг», а ad - «на»), т.е. получается что-то вроде «двигаться на», «наступать». Концепция агрессии как самоутверждения находит подтверждение в наблюдениях за связью между воздействием мужских гормонов и агрессивным поведением. Есть один очень важный факт: установлено, что тот, кто беспрепятственно может реализовывать свою агрессию самоутверждения, в целом ведет себя менее враждебно, чем тот, у кого отсутствует это качество целеустремленной наступательности. Агрессия самоутверждения повышает способность человека к достижению целей, и поэтому она значительно снижает потребность в подавлении другого человека (в жестоком, садистском поведении). Робкий, закомплексованный человек страдает от недостатка наступательной активности, поэтому ему гораздо сложнее достигнуть поставленной цели из-за определенных комплексов.
г) Оборонительная агрессия. Оборонительная агрессия является фактором биологической адаптации. Каждый человек нуждается в эмоциональном равновесии, поэтому любое покушение вызывает гнев; индивид пытается любой ценой избавиться от боли и страха. Результат всего этого - оборонительная агрессия.
Злокачественная агрессия: жестокость и деструктивность. По мнению Э. Фромма, «биологически неадаптивная, злокачественная агрессия вовсе не является защитной от нападения или угрозы; она не заложена в филогенезе; она является спецификой только для человека; она приносит биологический вред и социальное разрушение».
Главные проявления такой агрессии - убийство и жестокие истязания. Они не имеют никакой иной цели, кроме получения удовольствия. В основе «злокачественной агрессии» лежит не инстинкт, а некий человеческий потенциал. Такая агрессия встречается в двух различных формах: спонтанной и связанной со структурой личности [17].
Спонтанные формы. Спонтанные проявления агрессивности обусловлены не человеческой природой, а тем деструктивным потенциалом, который произрастает в определенных постоянно действующих условиях. Однако в результате внезапных травмирующих обстоятельств этот потенциал мобилизуется и дает резкую вспышку (войны, религиозные или политические конфликты, нужда, чувство обездоленности).
а) Деструктивность отмщения. Агрессивность из мести - это ответная реакция индивида на несправедливость, которая принесла страдания ему или кому-либо из членов его группы. Такая агрессия возникает уже после того, как причинен вред. Самое страшное, что она отличается значительно большей жестокостью. Неслучайно в языке бытует выражение «жажда мести».
б) Эстатическая деструктивность. Если человек страдает сознанием одиночества, беспомощности и тоски, он может попытаться преодолеть свою проблему путем перехода в состояние экстатического транса, где он (как бы «вне себя») приходит к единению с самим собой и с природой. Для этого есть много возможностей (употребление наркотиков, сексуальный акт, различные ритуалы). Человек, накладывающий на себя руки, тоже относится в какой-то степени к этой категории.
1.3 Особенности развития агрессивности в дошкольном возрасте
Агрессивные формы поведения в той или иной форме начинают проявляться уже с самого раннего периода детства - младенчества. В этом возрасте проявление агрессивных признаков считается нормальным и даже одним из важных условий адаптации в социуме для последующего благополучного развития в нём.
Дети, как и любой человек, не могут испытывать только позитивные чувства. Рождаясь на свет, малыш своим криком уже оповещает весь мир о полученном дискомфорте. Дальнейшее положительное взаимодействие с близкими людьми удовлетворяет врождённые потребности ребёнка и, тем самым, убирает причины, вызвавшие недовольство. Потребности растут и поводов для получения негативных эмоций становится больше [21].
Общеизвестно, что период дошкольного детства – это интенсивный рост физического и психического детского развития. Даже, если в семье всё благополучно и созданы оптимальные условия для бесконфликтной обстановки, на этот возраст приходится несколько критических периодов (1 год, 3 года, 6-7 лет), проживая кризисы, дети приобретают не только новые полезные преобразования, такие, как ходьба, речь, предметная деятельность и другие, меняется и психика. Ребёнок, пытаюсь установить новые более сложные формы общения со взрослыми, непроизвольно стремится проявить признаки непослушания, негативизма, упрямства, деспотизма и другого, и в то же время одновременно испытывает тревогу и страх остаться беззащитно одиноким в большом мире. Комплекс данных факторов, сопровождающих любой кризис, повышает уровень агрессивных действий, направленных на близких взрослых.
Особенности проявления агрессивного поведения у детей также характерны в отношениях со сверстниками. По мере физического роста круг общения расширяется, и помимо внутрисемейных отношений появляются и внешние - сверстники, сторонние взрослые (работники детского сада). Ребёнок приобретает новый социальный опыт и связи, на основе которых формируются существенные коммуникативные умения, уровень самооценки влияет на становление характера и личности [20].
Как отмечалось выше, в психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы. У детей вербальная агрессия осуществляется в форме демонстративного крика, дразнилок, оскорбление, жалоб. Физическая агрессия направлена либо на причинение телесной боли - укусы, щипания, драка, хватание за волосы, либо на порчу чужих игрушек, вещей, продуктов творческой деятельности, но, в связи с плохо сформированными возрастными речевыми особенностями, преобладают физические реакции.
Доказано, что чаще всего причинами проявления агрессивности у детей является недостаточное развитие игровых и коммуникативных навыков, неумение видеть и понимать состояние других людей, контролировать уровень своего эмоционального напряжения, особенности семейного воспитания: семья может одновременно показывать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление.
В процессе нормального развития ребёнок учится контролировать приступы агрессивности или уменьшать её интенсивность, направляя в конструктивные цели различные виды деятельности (игра), наполняя жизнь положительными эмоциями. В этом случае проявления агрессивности не считаются нарушением: она вызвана врождёнными защитными механизмами, которые служат для адаптации к окружающей среде и направлены на достижении цели и обучение.
Известно, что человек еще в младенчестве с появлением зубов, проходя оральную стадию, удовлетворяя физиологическую потребность в еде, начинает проявлять агрессивные признаки. Уже тогда энергия начинает вступать в конфликт с реальностью.
На следующей стадии – анальной, инстанция «Я» полностью сформирована и начинает образовываться «Сверх-Я». Закрепления социальных норм, строгость родителей, страх потерять их любовь, заставляют ребенка мысленно анализировать и осознавать некоторые запреты. Зигмунд Фрейд говорит о том, что именно на этой стадии помимо аккуратности, пунктуальности и других черт характера, закладываются основы агрессивности. Если агрессивные импульсы будут подавлены и вытеснены, враждебность накапливается, стабилизируется и определяется чертой характера, находя себе иной невротические выход [22].
Развивается деструктивная агрессия, которая усложняет ребёнку прохождение жизненных кризисов, тормозит развитие его как личности, ведет к неуверенности, к формированию комплекса неполноценности и является показателем нарушения психического здоровья.
O.В. Хухлаева, рассматривая конструктивное и деструктивное направление в развитие ребёнка через стиль поведения в психологическом конфликте, выделяет следующие виды агрессивности у детей дошкольного возраста:
1. Защитная агрессивность приобретается в младенчестве. По Э. Эриксону в этом возрасте формируется базовое доверие-недоверие к окружающему миру. Если у ребёнка с активной линии поведения складываются негативные впечатления от первой стадии общения, то он испытывает тревогу, закрепляется чувство опасности и незащищенности. Основная функция агрессии в этом случае защита от внешнего мира.
2. Деструктивная агрессивность формируется в раннем возрасте. В этом возрасте ребёнок стремится к самостоятельным движениям, свободе выбора. Подавление самостоятельности ограничивает возможности, приводит к неуверенности в себе. Дети с активным стилем поведения находят выход, чтобы заявить о себе как об индивидуальности, в разрушительных действиях.
3. Демонстративная агрессивность характерна в дошкольном возрасте. В этом возрасте взаимоотношения в семье и со сверстниками продолжают играть серьезную роль для психического развития ребенка. Дети стремятся к активному взаимодействию, вниманию и одобрению среди окружающих. Холодная родительская эмоциональность и непонимание со стороны сверстников ведет к чувству одиночества, фиксированности ребёнка на себе, его внутренней изоляции от других. И тогда для привлечения к себе внимания дети проявляют такие яркие формы агрессивности, как выкрики, кривляние, захватывание предметов, кидание вещей.
Ряд психологов-исследователей, ставивших своей целью изучение специфических факторов для формирования и развития агрессивного поведения, указывают на существование группы детей, уровень агрессии которых всегда высок с раннего возраста, а также указывают на влияние гендерных различий [22].
Причины возникновения и развития агрессивного поведения заключаются в ряде отдельных предпосылок и их сочетаниях. Рассмотрим более подробно предпосылки, связанные с появлением компонентов агрессии в дошкольном детстве.
1. Биологические предикторы.
Влияние генетики. Наследуемость агрессивного поведения составляет около 50%.
Вегетативное возбуждение. Слабая возбудимость вегетативной нервной системы связана с устойчивостью агрессивного поведения.
Регулирование. Отрицательное подкрепление также составляет основу выразительных вспышек ярости, которые служат средством аффективной регуляции после переживаний разочарования, обиды или унижения.
2. Социальные предикторы.
Ситуация развития. Агрессивность чаще проявляется в семьях социальным и экономическим статусом ниже среднего. Недостаточное образование родителей и низкие доходы способствуют развитию агрессивного поведения.
Особенности обработки социальной информации. Выявлено, что обработка социальной информации у детей с агрессивным поведением происходит по-другому, нежели для типично развивающихся детей. Такие дети склонны давать некорректную оценку враждебности и иных намерений.
Особенности семейного воспитания. Недостаточная привязанность связана с повышенным риском агрессивного поведения. Кроме того, отторжение, физическое насилие и пренебрежение со стороны родителей являются предвестниками агрессивности, а позднее и преступлений среди несовершеннолетних.
Реакция сверстников. Дети с агрессивным поведением часто показывают негативные социальные навыки и поэтому часто отвергаются сверстниками, что в конечном итоге приводит к социальной изоляции и новой агрессивной реакции [22].
Имитация поведения. В группе сверстников дети склонны к копированию поведения, эмоционального заражения.
3. Психологические предикторы.
Исполнительная функция охватывает некоторые психологические концепции, например, контроль, ингибирование, рабочая память, переход на другие задачи, многофункциональную речь. Нарушение исполнительного функционирования часто встречается у детей дошкольного возраста с агрессивностью, особенно при наличии синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Уровень познавательных способностей. Низкий IQ, особенно низкий словесный IQ, согласно исследованиям, напрямую связано с агрессивным поведением.
Способ психологического расслабления. Такие физиологические причины, как голод и усталость, могут вызвать гнев или агрессивные действия.
Сенсорная психологическая перегрузка также может привести к агрессивной реакции.
Реакция на фрустрацию, включая адаптивный стресс. Гнев является главной эмоцией в ответ на чувства, подобные страху, негодованию, разочарованию или ревности. Ребёнок может реагировать агрессивно в ситуациях, когда он чувствует беспокойство из-за отсутствия контроля.
Стремление действовать слишком энергично и беспощадно для достижения поставленной цели.
Положительное подкрепление. Агрессивность может быть зафиксирована, если она вызывает удовольствие, является средством достижения своих целей или привлекает внимание, встречает сочувствие или социальное признание от других.
Отрицательное подкрепление. Агрессивность может способствовать прекращению субъективно неприятного состояния. Это относится к агрессивным реакциям на страхи, когда агрессивный шаг устраняет минимум угрозы или является защитной реакцией [22].
Альтруистическая агрессия. Агрессивное поведение обеспечивает задачу защиты других.
Удовлетворение некоторых потребностей. Модели поведения с проявлением элементов агрессии также могут удовлетворять потребности изменить мир.
По мере того, как проходит процесс социализации, ребёнок учится заменять физические формы агрессии более приемлемыми - словесными. Вербальные формы агрессивного поведения также вызывают неодобрение общества, и ребёнок в конечном итоге усваивает более мягкие формы проявления агрессии, без прямого нападения на объект, который вызвал акт агрессии [7].
Приступы ярости - это реакция на переживание на каждом этапе развития характерна своя форма её выражении соответственно возрасту ребёнка. Установлено, что возникновение, сохранение и эскалации агрессивного поведения основаны на многих отдельных факторах и их сочетаниях.
Таким образом, зарождение агрессивного поведения начинается с младенчества, когда первое и единственное общение с матерью дает бесценный опыт и неправильное формирование этой связи может быть даже роковым для последующего физического и психического развития ребёнка.
1.4. Различные варианты детской агрессивности
Классифицировать проявления детской агрессивности можно по-разному - можно применить общие схемы, но удобнее использовать специальные классификации, отражающие возрастные особенности проявлений агрессии.
Рассмотрим различные варианты детской агрессивности.
И. А. Фурманов, основываясь на проявлениях агрессии, выделяет четыре категории детей:
1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии. Это активные, деятельные и целеустремленные ребята, отличающиеся решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью и авантюризмом. Их экстравертированность (общительность, раскованность, уверенность в себе) сочетается с честолюбием и стремлением к общественному признанию. Обычно это подкрепляется хорошими лидерскими качествами, умением сплотить сверстников, правильно распределить между ними групповые роли, увлечь за собой. В то же время они любят демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими людьми и проявлять садистские тенденции.
2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии. Этих ребят отличают психическая неуравновешенность, постоянные тревожность, сомнения и неуверенность в себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к сниженному фону настроения. Внешне часто производят впечатление угрюмых, недоступных и высокомерных, однако при более близком знакомстве перестают быть скованными и отгороженными и становятся очень общительными и разговорчивыми. Для них характерен постоянный внутриличностный конфликт, который влечет за собой состояния напряжения и возбуждения.
3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии. Таких детей отличает чрезмерная импульсивность, слабый самоконтроль, недостаточная социализация влечений и низкая осознанность своих действий. Они редко задумываются о причинах своих поступков, не предвидят их последствий и не переносят оттяжек и колебаний. У детей с низкими духовными интересами отмечается усиление примитивных влечений. Они с удовольствием отдаются чувственным наслаждениям, стремятся к немедленному и безотлагательному удовлетворению потребностей, не считаясь с обстоятельствами, моральными нормами, этическими стандартами и желаниями окружающих.
4. Дети, склонные к проявлению негативизма. Ребят этой группы отличают повышенная ранимость и впечатлительность. Основные черты характера - эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение. Все, что задевает их личность, вызывает чувство протеста.
Если брать за основу движущие силы, мотивацию агрессии, то в одном случае таковой будет демонстрация себя, в другом - достижение своих практических целей, в третьем - подавление и унижение другого.
Классификация, строящаяся на этом основании, выглядит следующим образом:
1. Импульсивно-демонстративный тип. Здесь у ребенка главная цель - продемонстрировать себя, обратить на себя внимание. Такие дети чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции - кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи. Их поведение направлено на получение эмоционального отклика от других: они активно стремятся к контактам со сверстниками, а, добившись внимания партнеров, успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия.
Дети, относящиеся к этой группе, игнорируют нормы и правила поведения, как в игре, так и вне игры, ведут себя очень шумно, демонстративно обижаются, кричат. Однако их эмоции носят поверхностный характер и быстро переходят в более спокойные состояния. Агрессивные акты у таких детей мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью, даже физическая агрессия (прямая или косвенная) используется только для привлечения внимания.
Их агрессия носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников - готовностью сотрудничать с ними. Их действия отличаются ситуативностью, а наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Такие дети имеют весьма невысокий статус в группе сверстников.
Вполне вероятно, дети этой группы отстают от сверстников в общем психическом развитии. Их обостренная потребность во внимании и в признании не может реализоваться через традиционные формы детской деятельности, и поэтому в качестве средства самоутверждения и самовыражения они использует агрессивные действия.
Данные психологических обследований показывают, что дети, относящиеся к импульсивно-демонстративному типу, отличаются от других (как обычных, так и агрессивных) следующим показателями: низкий уровень интеллекта - и общего, и социального; неразвитая произвольность; низкий уровень игровой деятельности.
2. Нормативно-инструментальный тип. В эту группу входят дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. Здесь агрессивные действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели - получения нужного предмета, ведущей роли в игре или выигрыша у своих партнеров. Об этом свидетельствует и тот факт, что положительные эмоции они испытывают после достижения результата, а не в момент агрессивных действий. Деятельность этих детей отличается целенаправленностью и самостоятельностью. При этом они всегда стремятся к лидирующим позициям, подчиняя и подавляя других.
В отличие от представителей предыдущей подгруппы, у них нет специальной цели привлечь внимание сверстников. Как правило, эти дети и так занимают положение предпочитаемых, а некоторые выходят на уровень «звезд». Среди всех форм агрессивного поведения чаще всего у них встречается прямая физическая агрессия, которая, впрочем, не отличается особой жестокостью. В конфликтных ситуациях они игнорируют переживания и обиды сверстников, ориентируясь исключительно на собственные желания.
Дети, относящиеся к этой категории, хорошо знают и на словах принимают нормы и правила поведения, но постоянно нарушают их. Нарушая правила, они оправдывают себя и обвиняют своих товарищей, стремясь избежать негативной оценки взрослого: «Он первый начал», «Он сам лезет, я не виноват». Положительная о


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ТюмГУ
Спасибо большое за курсовую работу!! Оригинальность 75%, оценка отлично
star star star star star
СПбГУ
Очень грамотное написание курсовой, видно, что исполнитель разбирается в теме работы и пиш...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.