это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3145644
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение. Актуальность исследования. При всё больше увеличивающемся количестве исследований, посвященных социализации детей с ограниченными возможностями, до сих пор отсутствует система методик социальной интеграции детей с ограниченными возможностями. С целью решения важных социально-педагогических задач на новом этапе ее развития общеобразовательные учреждения стоят перед проблемой поиска новых методов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. На данный момент эта проблема приобретает не только научную, но и социальную значимость.
В условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большую остроту приобретает вопрос о роли социализации детей с ограниченными возможностями. В связи с этим переосмысливаются цели, задачи, содержание и технологии обучения и воспитания детей.
С позиций деятельностного подхода к социализации детей с ограниченными возможностями необходимо создать условия для постепенного усвоения детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры. Проблемы социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями решаются в условиях целенаправленного социально-педагогического воздействия через их включение в доступные области бытовой, индивидуальной и общественно значимой деятельности с учетом личных интересов и возможностей детей. Преобразования, происходящие в общественной жизни нашей страны, существенно меняют объективные условия социализации детей с ограниченными возможностями. До последнего времени работа по социализации детей с ограниченными возможностями осуществлялась главным образом через систему общепринятых средств общения.
В последние годы, благодаря реализации идей гуманизации, демократизации в системе образования детей с ограниченными возможностями появляются новые формы получения образования, инновационные подходы к обучению (Г.Л. Зайцева, Э.И. Леонгард, Н.Д. Шматко). Труды таких авторов, как Т.А. Басилова, Е.Л. Гончарова, А.Г. Зикеев, Т.С. Зыкова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина и др. посвящены исследованию социально-эмоционального развития детей.
Современные специализированные образовательные учреждения стоят перед проблемой поиска путей совершенствования обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями с целью решения важных социально-педагогических задач на новом этапе ее развития. Внимание общеобразовательных организаций направлено на обновление содержания и технологии образования и воспитания, меняющего акцент на развитие жизненной компетенции и творческих способностей, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. В связи с этим возрастает значимость изучения проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации».
Цель исследования: изучить особенности социализации детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях.
Объект исследования: процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: современные технологии социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях.
Гипотеза исследования: дети с ОВЗ в общеобразовательных организациях ощущают себя отверженными, им тяжело присутствовать в коллективе.
В соответствии с целью, предметом, объектом и гипотезой были определены задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме социализации детей с ограниченными возможностями;
2) рассмотреть современные технологии социализации детей с ограниченными возможностями;
провести эмпирическое исследование по выявлению уровня социализированности детей с ОВЗ на базе школы;
разработать методические рекомендации по применению современных технологий социализации детей с ОВЗ в общеобразовательной организации.
Теоретическую основу исследования составляют: фундаментальные положения отечественной педагогики и психологии по вопросам социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, Д.Н. Исаев, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, А.В. Петровский и др.)
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, диагностические методы исследования, наблюдение, социологические методы исследования, количественный метод и метод качественного анализа результатов, структурный анализ, сравнительный анализ.
База исследования: в исследовании принимали участие дети начальных классов школы. Выборка проводилась по личным делам детей. В эмпирическом исследовании приняли участие 30 детей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны и обоснованы рекомендации социализации детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях. Материалы данного исследования могут применяться при разработке методик по социализации детей с ограниченными возможностями в специальных образовательных учреждениях, а так же при подготовке и переподготовке специалистов по коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих обоснованные выводы, заключения и списка использованной литературы. Список литературы включает 29 источника. Работа сопровождается приложениями.
Глава 1. Теоретические особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровьяПонятие социализации детей с ОВЗВ психологическом словаре социализация рассматривается как процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте. Социализация ребенка – процесс длительный и очень сложный. С одной стороны, любое общество, прежде всего само заинтересовано в том, чтобы каждый ребенок, приняв и усвоив систему социальных и нравственных ценностей, идеалы, нормы и правила поведения, смог жить в этом обществе, стать его полноправным членом [9]. С другой стороны, на формирование личности ребенка большое влияние оказывают и разнообразные стихийные, спонтанные процессы, происходящие в окружающей жизни. Рассматривая проблему социализации и ее соотношение с обучением и воспитанием, можно определить ее как развитие и самореализацию человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества [4].
Под «социализацией» понимают процесс усвоения индивидом определенной системы знаний и норм, позволяющих осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для общества способом (Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, А.В. Мудрик и др.); процесс развития личности в системе общественных отношений (В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.); процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивида за счет его активной деятельности и активного включения в социальную среду (Г.М. Андреева, И.С. Кон и др.); процесс развития человека во взаимодействии с окружающей средой (А.В. Мудрик и др.).
Исследование разных подходов к определению понятия «социализация» позволяет сделать вывод о том, что исходной точкой понимания данного процесса является развитие взаимоотношения общества и личности. В теории интеракционализма социализация является результатом социального взаимодействия людей. В структурно-функциональном подходе сложилось понятие о социализации как о процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление (Р. Мертон, Т. Парсонс). В критической концепции процесс социализации личности рассматривается как формирование гибкости в оценке самого себя и умения переоценивать систему ценностей (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс); концепция «баланса идентичности» определяет социальную среду не как систему внешних воздействий, а как совокупность возможностей, стимулирующих личность к принятию определенных ролей (Л. Кольберг); культурологический подход ставит в центр внимания проблему взаимосвязи социализации и культуры; в антропософской концепции акцент делается на готовности педагога к приятию уникальности духовного внутреннего мира отдельной индивидуальности (Л. Уайт, М. Харрис).
Процесс социализации зависит от понимания природы человека и создания его целостного образа. Это положение приобретает особое значение для людей, окружающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. При всем многообразии подходов к пониманию феномена человека в сфере естественных, физико-математических и гуманитарных наук исследователи едины в понимании двойственной природы человека, с одной стороны, человек – природное существо, с другой стороны, человек – общественное существо [12]. Установлено, что только в социальной среде, в общении, в различных видах деятельности, в том числе образовательной, через усвоение различных форм и способов жизнедеятельности происходит становление личности и выработка ее собственных ориентаций (Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, Д.Н. Исаев, А.М. Леонтьев, А.В. Петровский и др.).
Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение социально-педагогических условий ее реализации - это сложный процесс, поэтому и его осмысление должно осуществляться с разных точек зрения. В результате многоаспектного анализа литературы выделены системообразующие факторы применительно к образованию: с одной стороны – это социум во всех его проявлениях, с другой стороны - личность каждого субъекта образовательного процесса, которая активно влияет на механизмы возникновения и взаимодействия различных структурных элементов. Причем характер этого влияния обусловлен как особенностями индивидуальной картины мира, так и функциональной компетентностью каждого субъекта образовательного процесса. Пребывание и обучение таких учащихся в специальных (коррекционных) учреждениях и группах обеспечивает ряд положительных условий и возможностей для коррекции нарушений развития и компенсации дефекта. Вместе с тем, нахождение школьников с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) учреждениях, ограничение их жизнедеятельности рамками гомогенных трупп сужает возможности установления контактов с нормально развивающимися сверстниками, затрудняет формирование позитивного опыта взаимодействия с разными людьми и готовности к преодолению жизненных трудностей. Понятие «социализация» связано с такими понятиями как «обучение», «воспитание», «развитие». Характерными особенностями процесса социализации являются: относительная стихийность; непреднамеренное, непроизвольное усвоение социальных норм и ценностей; возрастающая самостоятельность в отношении выбора социальных ценностей и среды общения [6].
1.2 Психолого-педагогические основы социализации детей с ОВЗИсследованием структуры личности детей с ограниченными возможностями здоровья занимался целый ряд ученых: Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Р. Левина, М.С. Певзнер, Р.М. Боскис и др. В своих работах процесс развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривался ими как обусловленный последствиями дефекта, который не только вызывает изменение личности субъекта, но и характеризуется нарушением его социальных связей как с обществом в целом, так и с определенными группами людей. Одновременно они указывают на динамичность и изменчивость данного процесса, протекающего под влиянием совокупности многих условий, как социально-контролируемых и направленно организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно.
Л.С. Выготский основной причиной изменения личности детей с ограниченными возможностями здоровья называл их «асо- циализированность», «невключенность» в жизнь общества и, как следствие, отсутствие социального воспитания. С этой позиции изменения личности, есть отсутствие какого-либо органа или нарушение его функции, а есть нарушение «социальной функции» человека. Л.С. Выготский полагал, что «социальное воспитание победит дефективность» [10, с.?].
Общая черта личности детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в том, что дефект создает отличающееся от нормы, измененное положение. Форма проявления дефекта приводит к тому, что всегда возникают какие-то новые своеобразные изменения личности, а также каждый раз иные проблемы. Однако у всех детей с ограниченными возможностями здоровья независимо от вида и степени дефекта можно наблюдать одну общую черту: они «другие», чем остальные люди, и именно эта разница в определенной мере устанавливает их дальнейший жизненный путь, отличающийся от обычного. У таких детей часто проявляется тенденция к изоляции от общества. Раньше этому содействовало раздельное от здоровых детей воспитание в специальных школах и заведениях. Хотя в настоящее время ситуация частично изменилась, у детей с ограниченными возможностями здоровья по-прежнему проявляется нарушение способности включаться в нормальный процесс жизнедеятельности. Отклонения в развитии личности детей с ограниченными возможностями здоровья вызывают нарушения в области познания и коммуникации, эмоционально-волевой сферы, становятся причиной патологических форм поведения. У детей с ограниченными возможностями здоровья часто наблюдается проявление таких эмоциональных состояний, как чувство страха, обиды, боязни, стыда, которые зачастую имеют крайнюю степень выраженности: от экзальтации до полного притупления. Затронутой оказывается и самооценка у данной категории детей. Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья имеют заниженную самооценку, значительно меньшая часть – адекватную, но также встречается самооценка завышенная. Переоценка и недооценка собственных сил, способностей, положения в обществе встречается у таких детей чаще, чем у здоровых [7]. Следующее нежелательное новообразование в личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это чувство неполноценности, которое может перейти в комплекс неполноценности, обычно формирующийся у детей в период осознания ими своих ограничений и усугубляющийся, если со стороны окружающих будет проявляться к ним негативное отношение [8].
Особенности развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья и различные ограничения, которые вносит в его жизнь дефект, приводят к тому, что его самостоятельное обучение в условиях массовой общеобразовательной школы затруднительно [9].
В традиционной отечественной и зарубежной психологии успешность социализации личности напрямую зависит от саморазвития личности в процессе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями, в результате которых вырабатывается активная жизненная позиция личности. При этом важно иметь в виду, что процесс саморазвития личности продолжается в течение всей жизни человека (В.А. Аверин, Р.В. Овчарова и др.).
На социализацию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья влияет и процесс коммуникации, прежде всего такие его виды, как межличностное общение в социуме и общение в диалоге. В современных условиях роль межличностного общения в процессе становления личности школьника возрастает в связи с рядом объективных и субъективных обстоятельств, которые выявлены в исследованиях философов (Л.П. Буева, М.С. Каган и др.), психологов (Л.И. Божович, А.Л. Венгер, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисицына, Д.Б. Эльконин и др.), педагогов (А.В. Мудрик и др.), дефектологов (С.В. Комарова, М.И. Шишкова и др.).
Общение, являясь компонентом всех видов деятельности, которые предполагают взаимодействие людей, оказывается условием, без которого невозможно познание действительности и формирование эмоционального отклика на эту действительность. Общение является средством формирования отношения к другим и к себе. Как уже отмечалось выше, любая деятельность, в которую включаются дети, может рассматриваться в двух аспектах: собственно, субъект-объектные отношения, возникающие в процессе деятельности, и субъект-субъектные отношения, возникающих между детьми в процессе деятельности. Сама по себе деятельность еще не гарантирует формирования общественно ценных качеств личности. Последние зависят и от тех отношений, которые складываются между детьми в процессе общения в процессе деятельности [11].
Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. На современном этапе специальные школы и интернаты признаются сегрегационными, что носит дискриминационный характер и выражает навешивание «социального ярлыка». В этой связи развивается система образования для детей с особыми потребностями по типу интеграции. Очень часто в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, можно наблюдать формы поведения родителей в семье, которые нарушают адекватный ход социализации детей. Примером подобного является подсознательное «отвержение» ребёнка. «Отвержение» выражается отсутствием интереса к ребёнку, недостаточности взаимодействия с ним, грубом обращении, физическом наказании [23]. Особое внимание нужно уделить психологическому отвержению, которое заставляет ребёнка думать, что «он плохой», «недостоин родительской любви и внимания». В результате, у детей формируется пониженная самооценка, неуверенность в себе, пассивность [24].
Негативное влияние на развитие психики больного ребёнка оказывает и чрезмерная опека его родителей. Большинство родителей испытывают неосознанное чувство вины перед ребёнком, жалеют его, стараются всё сделать за него, выполняют каждое желание. В этих случаях дети растут пассивными, несамостоятельными, неуверенными в себе, эгоцентричными. Для них характерна психическая и социальная незрелость, которая препятствует социальной адаптации [22].
Ребенка с ОВЗ часто характеризует слабость и неустойчивость намерений, которые проявляются в том, что ребенок не испытывает желания активно действовать, а склонен к короткой и близкой мотивации. Ослабление силы волевых действий, связанное с недостатком стойких побуждений, обусловлено снижением функциональной активности мозга и ослаблением тонуса эмоциональной сферы. Отсюда значительное понижение того оптимального уровня импульсивности, без которого волевой акт состоятся не может. Ребенок с ОВЗ зачастую не доводит до конца задуманное и начатое дело, забывает о нем. Известно, что эмоциональное самочувствие учеников в коллективе в значительной мере зависит от его взаимоотношений с одноклассниками. В исследованиях отечественных психологов проанализированы особенности личных взаимоотношений между детьми с ОВЗ: недостаточная и часто ошибочная мотивация выбора товарища, индифферентное отношение к своему положению в коллективе, лабильность в отношениях. Причину этих особенностей автор объясняет низким уровнем самосознания ученика, недоразвитием его общественной направленности, ограниченностью мотивационной основы его деятельности и сложностью формирования характера [19].
Особенности психики и слабость развития высших психических процессов и свойств личности ребенка с ОВЗ сужают круг его отношений и связей, сферы и масштаб их действия более ограниченны, более элементарны и просты, менее интимны и разнообразны, отличаются прямым, непосредственным характером. Образующиеся внутриколлективные отношения и связи носят индивидуальный, неосознанный и малообобщенный характер, часто эти связи находятся на уровне переживаний. Эти отношения менее гибки, менее устойчивы, часто обусловлены чисто ситуационно. Наличие интеллектуального дефекта затрудняет решение задачи обеспечения социально-нормативного поведения, повышает вероятность социальных отклонений в индивидуальном поведении личности; нарушения познавательного развития затрудняют формирование убеждений, регулирующих поведение. Неумение разобраться в ситуации, осознать причинно-следственные связи между поступком и его результатом является истинной причиной нарушения поведения умственно отсталых детей. Незрелость эмоций, личностная направленность детей на удовлетворение примитивных потребностей, снижение критичности и самокритичности, наличие повышенной внушаемости, нарушения в развитии воли [12].
Современные технологии социализации детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях Ограниченная жизненная компетенция затрудняет успешную интеграцию в жизнь общества. Задачи адаптации детей с ОВЗ к окружающей действительности, необходимость компенсации недостаточного социального развития, побуждающие искать иные пути обучения и воспитания, привели к переосмыслению имеющегося опыта и развитию новых педагогических идей и подходов [3].
Исходя из этого, можно выделить следующие современные технологии воспитания и социализации детей с ОВЗ:
1.коррекционно - развивающие технологии
3.технология проблемного обучения
4.метод проектов
5.игровые технологии
6.информационно-коммуникационные технологии
7.нравственная технология
8.здоровьесберегающие технологии [8].
Рассмотрим каждую технологию в частности. В настоящее время технология разноуровневого обучения – технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже минимального (согласно ФГОС), в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели минимальным уровнем базовых учебных действий (БУД) и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Такого рода технологию можно применять при изучении новой темы. Объяснять материал от сложного к простому, в конце можно определить уровень усвоения материала на уроке [1].
Проблемное обучение позволяет решить следующие задачи:
- формировать теоретические знания учащихся;
-развивать словесно-логическое мышление учащихся, речь обучающихся, познавательный интерес и волю обучаемых [2].
В проблемном плане можно изучать почти все темы и разделы любых предметов. Дело лишь в степени проблемности каждого конкретного урока. Не на каждом уроке удается выдерживать все элементы проблемного урока. Проблемное обучение начинается с организации проблемной ситуации. На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока [2].
Практика показывает, что занятия с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным процесс обучения и воспитания, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого [15]. Достаточно часто это требует от воспитанника преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого занятия, например, игра – путешествие в Африку. Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала, пройденного на уроках. Кроссворды, головоломки, ребусы и т. д. [6].
Таким образом, дидактическая игра на занятиях пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь коллектива воспитанников интересным содержанием, способствует самоутверждению ребёнка. При подборе игры или задания для коррекционных занятий необходимо учитывать интересы и склонности ребенка. Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличивать уровень сложности игры или задания, которые определяются строго индивидуально для каждого ребёнка с учетом его психофизического развития [15].
Внедрение ИКТ в школах даёт возможность улучшить качество обучения и воспитания, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья. При использовании ИКТ, знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), а значит, лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок. Информационные технологии на занятиях можно использовать в следующих вариантах. Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. Занятия становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют воспитанникам в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. Воспитанники с интеллектуальной недостаточностью в большинстве случаев пользуются непроизвольным запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание и кажется интересным. Электронные кроссворды позволяют осуществить контроль и самопроверку знаний. Большой интерес вызывают кроссворды, позволяющие проверить правильность ответов. В случае правильно названных ответов, в поле кроссворда появляется слово и иллюстрация, в противном случае звучит музыка, или появляется слово «подумай» [16].
Технология нравственного воспитания способствует становлению, развитию и воспитанию в ребенке личностных качеств, свойственных воспитанному. Развитие и становление у воспитанников гуманной позиции по отношению к окружающим его людям. Развивает самовоспитание. На занятиях необходимо воспитывать правильное отношение учащихся к сверстникам, обучение «мастерству общения». На занятиях применяются презентации на нравственные темы для иллюстрации рассказа учителя, так как они помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение для нравственного развития учащихся [14].
Немаловажную роль на занятиях отводится здоровье-сберегающей технологии, цель которой - обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровье-сберегающей работы учителя – это рациональная организация занятия. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, рекомендуется проводить физкульт-паузы, эмоциональную разрядку, зарядку для глаз, минутки для шутки, рефлексию. Использование здоровье-сберегающих технологий обучения и воспитания в школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебно-воспитательного процесса [18].
Выводы по главе
Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от действия универсальных психологических и социально-психологических механизмов, от особенностей восприятия обществом человека с ограниченными возможностями здоровья и характера взаимодействия человека с ограниченными возможностями здоровья и других людей.
У детей с ограниченными возможностями здоровья часто наблюдается проявление таких эмоциональных состояний, как чувство страха, обиды, боязни, стыда, которые зачастую имеют крайнюю степень выраженности: от экзальтации до полного притупления. Затронутой оказывается и самооценка у данной категории детей.
Особенности развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья и различные ограничения, которые вносит в его жизнь дефект, приводят к тому, что его самостоятельное обучение в условиях массовой общеобразовательной школы затруднительно.
Образовательные технологии позволяют повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривают разные формы подачи и усвоения программного материала, заключают в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан.
Благодаря новым образовательным технологиям ученики овладевают приемами и умениями самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в современном информационном пространстве. Именно это и формирует «компетенцию» воспитанника нового поколения. Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику обучения и воспитания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебно-воспитательной деятельности, основывающейся на теории обучения и воспитания, что способствует воспитанию полноценной личности современного социума.
Глава 2. Исследование социализации детей с ОВЗ в общеобразовательной организации2.1. Исследование уровня социализации детей с ОВЗНа основании проведенного теоретического исследования и сформулированных выводов, а также с учетом выдвинутой гипотезы исследования нами была разработана структура экспериментального исследования.
Первый этап – констатирующий, предполагал изучение уровня социализации детей с ОВЗ в общеобразовательной организации.
Второй этап – формирующий, в ходе которого были разработаны рекомендации по применению современных технологий социализации детей с ОВЗ в общеобразовательной организации.
Рассмотрим ход констатирующего этапа эксперимента.
Экспериментальное исследование проводилось на базе школы.
Для выявления уровня социализированности детей с ОВЗ в общеобразовательной школе была проведена диагностика по четырем методикам.
Выборка представлена младшими школьниками численностью 30 человек, среди которых 11 человек с ограниченными возможностями здоровья. Перед проведением диагностики были выявлены критерии и уровни эффективности процесса социализации: самоидентификация, самоидентификация места в коллективе, самоидентификация своего места в мире.
На основе выделенных критериев были определены следующие уровни социализированности детей с ОВЗ. Низкий уровень – дети с заниженной самооценкой, испытывают трудности в учебе, плохие межличностные отношения, не проявляют желание общения с окружающими, с негативным эмоциональным настроем, требование школы и просьбы учителя воспринимаются «в штыки», не воспринимаются коллективом, нет желания посещать школу, являются изгоем в коллективе, имеют высокий уровень дискомфорта, неуверенность и повышенную самокритичность.
Средний уровень – самооценка занижена, нейтральное отношение в коллективе, посещают школу, но не имеют большого желания это делать, в большей степени для общения с друзьями, учеба для них не интересна. Предметы и занятия выбирает по принципу «нравится-не нравится». Достаточно активно участвуют в жизни школы, но нет стремления к самостоятельности.
Высокий уровень – дети с адекватной самооценкой, в хороших отношениях с классом, с желанием посещает занятия, положительно относятся к школе и своему коллективу. Их характеризует самостоятельность и тяга к самообразованию. Проявляют желание исполнять школьные требования, просьбы учителя. Ученик общительный, с положительным эмоциональным настроем. Проявляет доверительные отношения в классе.
В результате исследования по указанным выше методикам были получены количественные и качественные экспериментальные данные.
Рассмотрим содержание основных методик и результаты диагностики.
Методика «Лесенка» (автор – В.Г. Щур). Цель: исследование самооценки детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, и объясняют задание. Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить. В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.
Результаты исследования учеников с ОВЗ по методике «Лесенка» отображены в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Результаты исследования самооценки младших школьников с ОВЗ по методике «Лесенка»
Имя Ф. Нарушение в
развитии Самооценка
Игорь М. ЗПР Заниженная
Валентина С. ЗПР Заниженная
Дмитрий П. ЗПР Заниженная
Артем Ч. Легкая умственная отсталость Заниженная
Дмитрий С. ЗПР Адекватная
Алена У. ЗПР Адекватная
Валентин М. Легкая умственная отсталость Адекватная
Андрей Ю. ЗПР Адекватная
Игорь Б. ЗПР Адекватная
Юля М. ЗПР Заниженная
Борис С. ЗПР Адекватная
Анализируя результаты исследования, мы отмечаем, что у 5 школьников (45,5%) – заниженная самооценка, у 6 школьников (54,5%) – адекватная самооценка.
Таким образом, почти у половины (45,5%) выявлена заниженная самооценка, что свидетельствует о том, что эти учащиеся не верят в себя и в свои возможности. Они не пытаются выделиться из толпы, не ставят перед собой больших целей, считают себя незаметными, ни на что не претендуют. Активно не участвуют ни в какой деятельности, не пытаются показать себя. У 54,5 % школьников – адекватная самооценка. Такие учащиеся ставят перед собой вполне реальные цели.
Следующая методика проводилась с полной выборкой в количестве 30 человек, включая детей с ОВЗ. Результаты по третьей методике – «Мое состояние» представлены в приложении.
По результатам диагностики можно сделать вывод, что дети находятся на низком уровне, которому соответствует характеристика «Поведение зависит от окружающих. Ученик легко падает духом, с трудом занимается тем, что ему не нравится. На ученика оказывает влияние окружающая обстановка. Он не всегда является хозяином своих решений, зависит от настроения своего и чужого, бывает слишком эмоционален». Таких детей оказалось много, при этом дети с ОВЗ получили наименьшее количество баллов (5-9).
Для развития у детей адекватной самооценки и коммуникабельности необходимо создание атмосферы психологического комфорта и поддержки, не только в школе, но и в семье – первостепенно. По результатам второй методики, которая проводилась при полной выборке, – социометрии, был выявлен неблагоприятный фон взаимоотношений между учащимися (в классе происходит жесткое, авторитарное формирование поведения детей, любые отклонения от принятых норм подавляются, дети находятся в узких границах и вынуждены сдерживать собственные поведенческие и эмоциональные реакции; внешне они послушны и молчаливы, но возможны агрессивные реакции на переменах и за пределами школы.
В ходе диагностики по классу детям предлагалось ответить на вопросы по двум ситуациям «Уроки» и «День рождения».
Ситуация «Уроки»: К кому из одноклассников ты обратился за помощью, когда у тебя не получаются уроки?
Ситуация «День рождения»: Кого из одноклассников ты пригласил бы к себе на день рождения?
При ответе на каждый вопрос можно было выбрать до 3 человек. Допустимо, если ребенок сделает менее 3 выборов, или не сделает ни одного.
В ходе диагностики были выявлены следующие положительные моменты:
количество детей «звезд»
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!