это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3149739
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение………………………………………………………...…………..3
1. Теоретические основы кредитной системы и ее роль в экономике
страны
1.1 Сущность кредитной системы и ее элементы………………..……....5
1.2 Функции элементов кредитной системы РФ……………...……..…...7
1.3 Методы и инструменты государственного регулирования кредитной
системы…………………………………………………………………………....8
2. Анализ функционирования кредитной системы в российской
экономике
2.1 Анализ современной кредитной системы РФ……………………12
2.2 Оценка методов государственного регулирования и критерии
эффективности развития кредитной системы……………………………… 19
2.3 Анализ инструментов кредитной политики в экономике
России……………………………………………………………………….……24
3. Направление совершенствования государственного
регулирования кредитной системы в экономике России…..............................28
Заключение………………………………………………………...……...33
Список использованных источников и литературы………………...….34
Введение
Актуальность темы. В совершенствовании любого государства важное
место занимает кредитная система. Она способствует развитию экономики,
росту потенциальных возможностей государства и росту благосостояния его
населения. Во время процесса становления кредитной системы ,
обнаружились нарушения во всех звеньях: продолжают образовываться и
существовать мелкие учреждения (банки, страховые компании ,
инвестиционные фонды), которые из-за слабой финансовой базы не в
состоянии справляться с потребностями клиентов; коммерческие банки и
другие учреждения в основном проводят краткосрочные кредитные
операции, недостаточно инвестируя свои средства в промышленность и
другие отрасли.
По своей экономической сущности государственный кредит - это
форма перераспределения валового внутреннего продукта. Его источником
свободные средства населения, предприятий и организаций. Использование
государственного кредита является вполне оправданной формой
мобилизации средств в распоряжение государства. Их целесообразность при
покрытии дефицита бюджета обусловлена тем, что это имеет значительно
меньшие негативные последствия для финансового положения государства,
чем покрытие дефицита с помощью денежной эмиссии.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что кредитная
система является значимой частью экономики любой страны, так как от ее
функционирования зависит форма и динамика развития страны.
Предмет работы - анализ функционирования кредитной системы в
российской экономике.
Объектом является кредитная система страны.
Целью курсовой работы является изучение теоретических и
практических основ кредитной системы и ее роль в экономике страны.
Для достижения поставленной цели данной курсовой работы,
необходимо решить такие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы кредитной системы и ее роль в
экономике страны;
2) сделать анализ функционирования кредитной системы в российской
экономике;
3) выявить направление совершенствования государственного
регулирования кредитной системы в экономике России.
Исследование сущности кредитной системы проводили ученые-
экономисты такие как: Дж. Кейнс, Э. Дж. Долан, В. Гаець, А. Мороз, М.
Пуховкина, Г. Калетник, В. Стельмах, В. Мищенко, Г. Лысенко, С. Мисаки,
А. Щетинин и другие.
При написании курсовой работы в качестве теоретической базы
использовались различные нормативно-правовые материалы (Гражданский
кодекс, Федеральные законы, и т.д.), учебная литература, публикации в
журналах, средствах массовой информации.
1. Теоретические основы кредитной системы и ее роль в
экономике страны
1.1 Сущность кредитной системы и ее элементы
Кредитная система играет важную роль в экономике, среди которой
перераспределение финансовых ресурсов занимает центральное место.
Кредитная система позволяет капиталу перетекать из одного сектора в
другой и от одного владельца к другому.
Во взаимоотношениях кредитной системы важна его стабильность. Для
этого в стране проводится кредитная политика. В структуре кредитной
политики важную роль играют процентная политика банков и направление
выдаваемых кредитов, меры по обеспечению их погашения, повышению
эффективности банка [1].
Кредитная политика банков при работе с юрлицами направлена на
развитие долгосрочных отношений с заемщиками. При этом в основе лежат
определяемые критерии отбора клиентов для сотрудничества. Обычно
предъявляются следующие требования: прозрачность схем получения
доходов компании, устойчивость и доходность бизнеса, наличие
собственного капитала, возможность предоставления обеспечения.
Коммерческие банки страны также поддерживают малый и средний
бизнес, а также выделяют средства на строительство новых производств. К
ним относятся кредиты и микрокредиты, выделенные на льготных условиях.
Система кредитов: филиалы и представительства ЦБ, коммерческих
банков, кредитных союзов и иностранных банков. Центральный банк
занимает особое место в кредитной системе и имеет статус эмитента [2; с.
112].
Субъектами кредитных отношений являются различные предприятия
(фирмы), организации, государство и его учреждения, а также население.
Каждое из этих предприятий может одновременно выступать и как заемщик,
и как кредитор.
Объектом кредитных отношений являются деньги, временно
бездействующие в обществе. Круговой поток товаров, экономических
ресурсов и денег в процессе воспроизводства требует наличия кредитных
отношений. В то же время наличные деньги и другие денежные ресурсы,
которые неизбежно временно простаивают в процессе кругооборота,
являются источником кредита [3; с. 95].
Таким образом, кредит отвечает за создание денежных эквивалентов
(векселей, чеков, сертификатов и т. д.) и внедрение их в хозяйственную
практику. Также кредит служит для экономии на транзакционных издержках
за счет развития кредитных денег и ускорения денежного обращения вместо
наличных денег. Кредит служит для стимулирования экономического роста
за счет действия ссудного фонда (кредитование и взыскание долга) и служит
контролем над деятельностью хозяйствующих субъектов через их институты.
Структура кредитной системы РФ:
- Центральный банк (1-й уровень банковской системы);
- Второй уровень банковской системы: коммерческие банки,
сберегательные банки, ипотечные банки.
- Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты:
страховые компании, инвестиционные фонды, пенсионные фонды,
финансово-строительные компании, др. [4; с. 138].
Новая структура кредитной системы стала в большей степени отражать
потребности рыночного хозяйства и все больше приспосабливаться к
процессу новых экономических реформ.
Итак, кредитная система - это элемент денежной системы, представляет
собой совокупность кредитно-финансовых учреждений, создающих,
аккумулирующих и предоставляющих денежные средства. С помощью
механизмов регулирования кредитных ресурсов банками денежная масса
сужается или расширяется, а спрос на платежи увеличивается или
уменьшается, что, в свою очередь, стимулирует развитие производства.
1.2 Функции элементов кредитной системы РФ
Банк России — эмиссионный центр страны. Он имеет монопольное
право на выпуск банкнот — национальная денежная единица. Банк
организует денежное обращение, регулирует хранение денег, регулирует
производство, обеспечивает устойчивость национальной валюты. Уставный
капитал и другое имущество банка является федеральной собственностью.
Высший орган Банка РФ — Национальный банковский совет. В состав
Национального банковского совета Банка России входит председатель Банка
России, два представителя Совета Федерации Федерального собрания
России, три представителя от Государственной Думы, президента России,
правительства РФ [5; с. 111].
В Национальный банковский совет входит:
1) рассмотрение годового отчета Банка России;
2) утверждение годового бюджета Банка России;
3) разработка предложений по совершенствованию банковской
системы РФ;
4) решение вопросов об участии Банка РФ в капитальных кредитных
учреждений [6; с. 83].
Совет директоров состоит из председателя Банка России и 12 членов
Совета директоров. Члены совета директоров назначаются Государственной
Думой сроком на 4 года.
ЦБ РФ выполняет такие функции:
- во взаимодействии с правительством РФ разрабатывает и проводит
единую государственную денежно-кредитную политику;
- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует
наличное денежное обращение;
- утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;
- является кредитором последней инстанции для кредитных
организаций, организует систему их рефинансирования;
- устанавливает правила осуществления расчетов в РФ - устанавливает
правила проведения банковских операций;
- осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней
бюджетной системы РФ, если иное не установлено федеральными законами,
посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов
исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на
которые возлагается организация исполнения бюджетов;
- осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами;
- принимает решение о государственной регистрации кредитных
организаций;
- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и
банковских групп;
- регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в
соответствии с федеральными законами;
- организует и осуществляет валютное регулирование и валютный
контроль в соответствии с законодательством РФ;
- устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для
банковской системы РФ;
- устанавливает официальные курсы иностранных валют по
отношению к рублю;
- устанавливает порядок и условия осуществления валютными
биржами деятельности по организации [7; с. 1].
Для реализации возложенных на него функций центральный банк
России участвует в разработке экономической политики правительства.
1.3 Методы и инструменты государственного регулирования
кредитной системы
Денежно-кредитная политика Банка России ориентирована на
поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок,
обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Одна из
основных функций Банка России заключается в разработке и проведении во
взаимодействии с Правительством РФ единой государственной денежно-
кредитной политики.
Основные параметры кредитной системы России:
1. снижение уровня инфляции;
2. сохранение режима управляемого плавания валютного курса;
3. определение Банком России ориентиров по темпам роста
денежной массы;
4. контроль размеров денежной базы;
5. формирование денежного предложения, адекватного денежному
спросу;
6. повышение доли денежных расчетов в экономике;
7. расширение спектра инструментов кредитной системы;
8. создание условий для стабильной и сбалансированной работы
финансового рынка;
9. развитие системы финансового посредничества и повышение ее
эффективности;
10. оптимизация всех видов финансовых рисков [8; с. 48].
Банк России является кредитором последней инстанции. Банк России
может устанавливать одну или несколько процентных ставок по разным
видам операций или проводить процентную политику без фиксации
процентной ставки.
В случае повышенного спроса конъюнктуры на денежные ресурсах и
ускорения роста цен Центральный банк проводит политику дорогих
повышает ставку рефинансирования и тем самым сокращает кредиты со
стороны коммерческих банков, а, следовательно, и их клиентов, и уменьшает
количество денег в обращении рост цен, замедляет инвестиции и рост
производства, что может провоцировать рост безработицы.
Главным инструментом кредитной политики Центрального банка во
многих странах становятся операции на открытом рынке. Под операциями на
открытом рынке понимается купля-продажа Банком России коммерческих и
других векселей, государственных облигаций и прочих процентных ценных
бумаг. Суть этого инструмента состоит в покупке или продаже Центральным
банком ценных бумаг за свой счет. Покупая ценные бумаги, Центральный
банк увеличивает количество денег в обращении, продавая – изымает часть
из обращения [9; с. 126].
Операции с ценными бумагами позволяют: осуществить через ЦБ РФ
временное заимствование у коммерческих структур, коммерческих банков и
населения временно свободных денег для Правительства; сократить
инфляционное финансирование дефицита государственного бюджета;
использовать государственные ценные бумаги для проведения Центральным
банком России кредитной политики и на ее основе регулировать общую
массу денег в обращении, а также повысить надежность коммерческих
банков, формирующих свои активы путем приобретения ценных бумаг,
гарантированных государством.
Операции на открытом рынке имеют важное значение, поскольку это
более гибкий инструмент регулирования по сравнению с процентной
политикой и политикой обязательных резервов.
Под рефинансированием понимается кредитование Банком России
банков, в том числе учет и переучет векселей. Формы, порядок и условия
рефинансирования устанавливаются Банком России. Основной формой
кредитования коммерческих банков Центральным банком РФ сегодня
является ломбардный кредит под залог государственных ценных бумаг.
Инструментами валютной политики являются валютные интервенции
и, в той или иной степени, многие инструменты денежно-кредитного
регулирования (дисконтная политика, операции на открытом рынке,
установление резервных требований к банкам, валютные ограничения).
Валютные операции могут осуществляться с использованием любых видов
валютных сделок. Покупая за счет золотовалютных резервов национальную
валюту, Центральный банк увеличивает спрос на нее, а значит, и повышает
ее курс. И, наоборот, продавая национальную валюту, он увеличивает ее
предложение и снижает курс национальной валюты.
Нормативы обязательных резервов (или иные требования – резервная
политика) представляют собой нормы обязательных отчислений
коммерческих банков от привлеченных ресурсов на резервный счет в
Центральном банке.
Посредством изменения норматива резервных средств банк регулирует
объем выдаваемых коммерческими банками кредитов и возможности
осуществления ими депозитной эмиссии. Под прямым количественным
ограничением Банка России понимаются установление максимальных
уровней ставок по отдельным видам операций и сделок, прямое ограничение
кредитования, замораживание процентных ставок, прямое регулирование
конкретных видов кредита для банков и кредитных учреждений.
2. Анализ функционирования кредитной системы в российской
экономике
2.1 Анализ современной кредитной системы РФ
Кредитная система в экономической литературе рассматривается, как
«узкая», обеспечивающая стабильность национальной валюты путем
проведения валютных интервенций, изменения размера ставки
рефинансирования, и «широкая», которая оказывает воздействие на объем
денежной массы, находящейся в обращении.
Высшая цель кредитной системы – обеспечение стабильности цен,
снижение инфляции, рост реального объема валового национального
продукта и эффективная занятость. Достижение этой цели возможно
посредством мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые
осуществляются довольно медленно, распределены во времени и не являются
быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры.
Если экономика страны находится в фазе рецессии, спада или
оживления, то центральный банк должен проводить политику денежно-
кредитной экспансии, – увеличивать предложение денег через снижение
нормы резервирования, ключевой ставки (ставки рефинансирования),
покупки государственных ценных бумаг (в ряде стран и корпоративных
ценных бумаг) и т. д. Такая политика ведёт к росту денежной массы,
совокупного спроса, инвестиций и национального производства, но может
привести к оттоку капитала и ускорению инфляции.
Государство, как субъект рыночной экономики, владеет частью
денежных средств общества в виде бюджетных ресурсов и механизм их
использования в значительной мере определяет эффективность проведения
денежно-кредитной политики. Поэтому требуется сочетать меры монетарной
и фискальной политики. При стимулирующей налогово-бюджетной политике
происходит рост дефицита государственного бюджета и эффект вытеснения
частных инвестиций. В этом случае, для снижения указанных эффектов,
одним из возможных вариантов действия центрального банка может быть
снижение ставки процента через проведение операций на открытом рынке.
Банк России будет продолжать совершенствование российской
национальной платежной системы, от эффективности работы которой
зависит действенность мер денежно-кредитного регулирования и развитие
внутреннего финансового рынка. Для успешной реализации единой
государственной денежно-кредитной политики, Банк России и
Правительство Российской Федерации усилят совместную деятельность.
Банк России продолжит проводить операции на внутреннем валютном
рынке, связанные с пополнением или расходованием средств суверенных
фондов и позволяющие транслировать спрос или предложение иностранной
валюты со стороны Федерального казначейства на внутренний валютный
рынок. Также Банк России сохранит за собой право проводить валютные
интервенции в рамках решения задач по регулированию уровня ликвидности
банковского сектора. Подобная практика не противоречит концепции режима
плавающего валютного курса и успешно применяется развитыми странами,
имеющими суверенные фонды. Кроме того, данный режим не исключает
возможности проведения точечных операций на валютном рынке в целях
поддержания финансовой стабильности в случае шоковых событий. В
качестве основного индикатора направленности денежно - кредитной
политики Банк России будет использовать ключевую ставку [10; с. 120].
Проводя операции по регулированию ликвидности банковского
сектора, Банк России будет стремиться к поддержанию однодневных ставок
денежного рынка вблизи ключевой ставки. При этом основную роль в
перераспределении ликвидности между участниками рынка должно играть
межбанковское кредитование. Основными инструментами регулирования
ликвидности банковского сектора будут оставаться операции Банка России
на аукционной основе на срок 1 неделя, ставка по которым является
ключевой ставкой Банка России.
По оценкам Банка России, в предстоящий трехлетний период
сохранится высокая потребность кредитных организаций в получении
ликвидности в Банке России, и основным инструментом регулирования
банковской ликвидности продолжат выступать операции рефинансирования,
а именно аукционы РЕПО на срок 1 неделя. В случае возникновения избытка
ликвидности (в том числе временного) роль основного инструмента будут
выполнять депозитные аукционы на аналогичный срок. Нахождение ставок
денежного рынка внутри процентного коридора Банка России будет
обеспечиваться с помощью инструментов постоянного действия на срок 1
день: операций рефинансирования под разные виды обеспечения (ценные
бумаги, права требования по кредитным договорам, векселя, поручительства,
золото, иностранная валюта) и депозитных операций. Процентные ставки по
данным операциям будут задавать соответственно верхнюю и нижнюю
границы процентного коридора.
В качестве дополнительного инструмента регулирования ликвидности
банковского сектора Банк России может использовать покупки или продажи
активов - ценных бумаг, золота, иностранной валюты. Одним из
приоритетных направлений развития системы инструментов Банка России
является повышение степени взаимной согласованности параметров
проведения отдельных операций денежно кредитной политики, работы
платежной системы и финансовых рынков. Банк России рассмотрит
возможность перехода к проведению единого аукциона по операциям
рефинансирования на аналогичные сроки с использованием различных видов
активов. Продолжится работа над созданием единого пула обеспечения, в
который будут входить такие активы, как ценные бумаги из Ломбардного
списка Банка России, векселя, права требования по кредитным договорам, а
также драгоценные металлы и иные виды активов.
Банк России и в дальнейшем будет использовать нормативы
обязательных резервов как инструмент денежно-кредитной политики,
изменяя их в зависимости от макроэкономической ситуации и состояния
ликвидности банковского сектора. Для банка России большое значение имеет
сотрудничество с государственными органами по вопросам реализации
денежно-кредитной политики и развития финансовых рынков. Банк России
продолжит взаимодействие с Минфином России и Федеральным
казначейством для решения вопроса по развитию механизма размещения
временно свободных средств бюджета в банковском секторе, в задачу
которого входит минимизация сезонного воздействия бюджетных потоков на
объем ликвидности банковского сектора. Финансовая система должна
обеспечивать сохранность сбережений и их трансформацию в инвестиции,
оптимальное распределение рисков, а также стабильное функционирование
платежно-расчетных систем. Невыполнение этих требований может
препятствовать реализации мер кредитной политики и искажать их
воздействие на экономику [11; с. 148].
Повышение уровня понимания и доверия к проводимой политике, а
также снижение неопределенности относительно действий Центрального
Банка будет способствовать формированию стабильных ожиданий
относительно процентных ставок межбанковского рынка, уменьшению их
волатильности, а также улучшению переноса изменений в уровне ставок по
операциям Банка России на другие процентные ставки в экономике, что
является важнейшим элементом трансмиссионного механизма денежно -
кредитной политики. В зависимости от того, как будет развиваться ситуация
на внешних рынках, какие решения будет принимать Банк России по
валютной и процентной политике, какое соотношение будет складываться
между уровнями процентных ставок на внутреннем и внешнем рынках и
реализацией бюджетной стратегии Российской Федерации будут
определяться основные решения по денежной программе.
Стагнация бюджетов домашних хозяйств после их многолетнего
сокращения во многом предопределила продолжение усиления
закредитованности населения: в 2019 г. реальные располагаемые денежные
доходы населения увеличились только на 0,8%. В сложившихся условиях
потребительское кредитование способствовало поддержанию объема
расходов домашних хозяйств на конечное потребление и стабильности их
сбережений. Анализ совокупного розничного кредитного портфеля в 2019 г.
показывает, что ежемесячные темпы прироста кредитов, предоставляемых
банками гражданам России, варьировались в интервале от 1 до 2%, общая
задолженность физических лиц по кредитам с начала 2019 г. выросла на
18,4% и на 1 января 2020 г. составила 17,6 трлн. руб. (В 2018 г. годовой
прирост задолженности физлиц соответствовал уровню 22,4% и на 1 января
2019 г. составил 14,9 трлн. руб.) Рублевый портфель кредитов вырос на
18,8% (в 2018 г. – прирост на 22,6%), валютный портфель в рублевом
эквиваленте сократился на 26,6% (в 2018 г. – прирост на 2,7%). В 2019 г.
объем рублевых жилищных кредитов, предоставленных физическим лицам–
резидентам, вырос на 17,0% – до уровня 7,5 трлн. руб. (в 2018 г. – прирост на
23,6%). Это стало результатом регулярного снижения ключевой ставки,
которое Банк России осуществил 5 раз в течение 2019 г.
Увеличение спроса на ипотечные кредиты в условиях невысоких
процентных ставок по ипотеке было обусловлено потребностью населения в
решении жилищной проблемы. Вместе с тем определенную роль в росте
спроса на ипотеку в рассматриваемый период сыграл также переход к новой
схеме покупки жилья с применением проектного финансирования и с
использованием счетов эскроу, согласно которой застройщики должны брать
кредиты на строительство в банках. Это привело к удорожанию квартир в
новостройках, и в преддверии повышения цен поведение населения на рынке
жилья оказалось более активным.
Так, согласно позиции экс-министра экономического развития М.
Орешкина отсутствие должного контроля за ростом потребительского
кредитования со стороны ЦБ РФ могло привести к нарушению структуры
кредитного предложения. Однако другие эксперты, в частности аналитики
международного рейтингового агентства S&P, не видели больших рисков
образования кредитного пузыря в России. По мнению специалистов
Сбербанка, аргументом в пользу отсутствия каких-либо предпосылок для
возникновения кредитного пузыря является высокий уровень досрочных
погашений, свидетельствующий о хорошей платежеспособности банковских
клиентов – физических лиц. О некотором улучшении кредитного климата в
стране свидетельствует и то обстоятельство, что компания FICO по итогам
второго квартала 2019 г. зафиксировала повышение индекса кредитного
здоровья, рассчитываемого на основе данных Национального бюро
кредитных историй (НБКИ). Расчет индекса предполагает определение доли
«плохих» долгов, в качестве которых рассматриваются займы, просроченные
более чем на 60 дней в течение последних шести месяцев. В четвертом
квартале прошлого года индекс вырос сразу на 4 пункта и достиг значения 96
пунктов.
Таким образом, показатель вернулся к отметкам, наблюдавшимся до
декабрьского кризиса 2014 г. Несколько преувеличенное представление о
закредитованности населения подтверждается также и тем, что соотношение
объема потребительских кредитов и объема вкладов по итогам 2019 г.
составило 58% при допустимом соотношении 80-90% (как в странах
Евросоюза), что свидетельствует о сохраняющемся потенциале роста
кредитования физических лиц. Банки заинтересованы в наращивании
объемов потребительского кредитования для увеличения собственных
доходов в условиях уменьшения процентной маржи. К этому располагает
уровень доходности данных операций, обусловленный высокими по
сравнению с корпоративным кредитованием процентными ставками. С
третьего квартала 2019 г. суммарные процентные доходы по кредитам
гражданам превышают суммарные доходы от кредитования юридических
лиц (рис. 1)
Рис. 1. Процентные доходы банков по кредитам физическим и
юридическим лицам, млрд. руб.
Источник: составлено автором
Процентные ставки до середины 2019 г. испытывали влияние
повышенных инфляционных ожиданий и в отдельные периоды
демонстрировали небольшой рост, но во второй половине года они уверенно
снижались. В этих условиях резко выросли комиссионные доходы банков по
кредитам, предоставляемым физическим лицам (прирост за год на 227%).
В 2019 г. Центральный банк, Минэкономразвития и Минфин России,
неоднократно выражавшие обеспокоенность относительно расширения
потребительского кредитования, предприняли конкретные действия по его
ограничению.
Одной из таких мер, призванных оказать влияние на политику банков,
стало введение Банком России с 1 октября 2019 г. в регулирование
показателя долговой нагрузки (ПДН), подразумевающего установление
надбавок к коэффициентам риска в зависимости от состояния кредитного
портфеля. ПДН рассчитывается как отношение суммы среднемесячных
платежей по всем кредитам заемщика к величине его среднемесячного
дохода и учитывается при выдаче кредита на сумму свыше 10 тыс. руб. при
решении об увеличении кредитного лимита по кредитной карте, при
продлении срока действия договора кредита или при реструктуризации
задолженности. (Ранее кредитные организации использовали этот показатель
в аналитических целях.) Данная мера призвана стать сдерживающим
фактором для экспансии банков на рынке потребительского кредитования –
большинство кредитных организаций отныне будут вынуждены
скорректировать свои методики с учетом новых требований ЦБ РФ и более
избирательно подходить к кредитованию в высокорисковых сегментах.
Помимо этого, с 31 января 2019 г. вступили в силу поправки в
Федеральный закон «О кредитных историях», в соответствии с которыми
россиянам присваивается персональный кредитный рейтинг,
представляющий собой балл, рассчитываемый автоматически на основе
кредитной истории. На величину рейтинга влияют наличие просрочек по
кредиту, уровень долговой нагрузки, количество запросов на проверку
кредитной истории и другие показатели. Введение персонального кредитного
рейтинга должно помочь банкам более оперативно принимать решение о
выдаче кредита, сокращать операционные издержки. В случае нарастания
кризисных явлений в экономике под воздействием эпидемиологического
фактора, снижения цен на нефть и падения деловой активности возможны
резкое повышение спроса на кредиты со стороны населения в краткосрочном
периоде и рост процентных ставок. При продолжительном кризисе вероятны
сокращение спроса на кредиты, снижение объемов кредитования и падение
доходов банков [12; с. 2].
2.2 Оценка методов государственного регулирования и критерии
эффективности развития кредитной системы
Государство может пытаться контролировать непосредственно, а
может это сделать косвенным путем используя регулятивные меры и / или
налоговую политику или субсидирования, чтобы побудить фирмы
действовать в интересах общества.
Относительно способов государственного регулирования
экономического развития выделяют 3 основных направления:
автоматические регуляторы;
антициклическое регулирование;
государственное программирование.
Автоматические регуляторы - это совокупность рычагов, связанные с
экономической деятельностью государства и действуют автономно
независимо от актов государственной политики.
К наиболее распространенным автоматическим регуляторам относятся
различные формы налогообложения и помощи безработным. Автоматическое
действие налогов заключается в том, что в случае уменьшения доходов,
сумма сборов автоматически сокращается, если цены за этого не
повышаются. Автоматические регуляторы могут смягчить кризис, но не
способны ее предотвратить.
Антициклические регуляторы - это совокупность рычагов фискальной
и кредитной политики.
Антициклические меры фискальной политики сводятся к применению
таких бюджетных рычагов, как государственные закупки, государственные
капиталовложения, регулирования налоговых ставок, правил и норм
амортизации основного капитала, используемого при расчетов
налогообложения.
Антициклические меры кредитной политики:
- изменение учетной ставки,
- изменение норм обязательных резервов коммерческих банков,
- выпуск (выкуп) ценных бумаг.
- изменение условий потребительского, ипотечного кредита.
Государственное программирование действует в следующих
направлениях:
- координация деятельности государственных предприятий и
учреждений
- долгосрочное планирование государственных кап италовкладень
- субсидирование и поддержка определенных отраслей
- координация производственных планов монополий по
общеэкономическим долгосрочным прогнозом [13; с. 5].
Эффективность кредитной политики - одно из самых сложных
исследовательских и практических вопросов центральных банков. С одной
стороны, это связано с отсутствием единства в теории финансов
относительно критериев и показателей оценки эффективности денежно-
кредитной политики. С другой стороны, имеет место сложность обеспечения
ее на практике в силу последних мировых тенденций по расширению
ключевых функций центральных банков и смещение приоритетов с ценовой
стабильности в сторону содействия экономическому росту и обеспечения
финансовой стабильности. По факту во многих центральных банках имеет
место несоответствие провозглашенных официальных приоритетов (по
обеспечению ценовой стабильности) с фактическими (количественным
смягчением с целью обеспечения финансовой стабильности и
стимулирования экономического роста).
Критерии эффективности кредитной системы (количественные
показатели монетарной сферы), определялись в основных принципах
кредитной политики в динамике за 2010-2020 гг., претерпели значительные
изменения. Показатели-критерии оценки эффективности кредитной системы
являются часто меняющимися, не дает устойчивых оценочных ориентиров
субъектам рынка по ее оценки. Провозглашенные промежуточные /
операционные ориентиры кредитной системы - монетарные критерии
эффективности и индикативные цели программы «Стенд-бай» (монетарная
база, чистые внутренние активы и чистые международные резервы) не могут
быть критериями эффективности кредитной системы из-за недостаточной их
публичности в динамике, ограничения операционной независимости Банка
России, противоречие целям стабилизации валютного рынка и обеспечение
ценовой стабильности, несоответствие принципам будущего режима
таргетирования инфляции.
В главном документе кредитной политики - «Основных принципах
кредитной политики» - ежегодно определяются (исключая 2011 года)
количественные показатели монетарной сферы, которые могут быть
критериями оценки ее эффективности. В 2012-2016 г.г. было 6 таких
показателей, в 2017 г. - 3, 2018-2020 г.г. - 2, 2010 - 1, в 2011 г. - они не
определялись, в 2012-2015 гг. - 2 показатели.
В 2012-2016 г.г. обеспечение их выполнения было невозможным из-за
несовместимости показателей: достижения одного целевого показателя
требовало изменения других, игравших роль инструмента достижения цели.
Это так называемая «дилемма целей кредитной системы», по которой
центральный банк в условиях открытой экономики может контролировать
только два аспекта из трех: курсовую стабильность, свободное движение
капитала и независимую кредитную политику и связанную с ней ценовую
стабильность.
В 2018-2020 г.г. Национальный банк в основных принципах не
определял и не брал на себя ответственность по обеспечению конкретного
уровня курса рубля по отношению к доллару США из-за того, что в
кризисный период в значительной волатильности динамики обменного курса
доминирующую роль играли внешние факторы, которые находятся вне
влияния Национального банка. В 2019-2020 гг. в основных принципах
кредитной политики не определялся также прогнозируемый показатель
индекса потребительских цен за недостаточную реалистичность прогнозов
правительства по этому показателю. То есть в указанный период ни
приводились количественные ориентиры (показатели) по оценке
эффективности обеспечения выполнения основной функции - обеспечение
стабильности национальной денежной единицы.
Оценка эффективности кредитной системы «широким целевым
подходом» позволила констатировать недостаточный ее уровень, как за
достижением всей иерархии целей кредитной политики центрального банка,
определенных действующим законодательством, так и за соблюдением
провозглашенных целевых приоритетов. По указанному подходу кредитную
политику Банка России нельзя признать эффективной спустя, во-первых,
несоблюдение целевых количественных ориентиров по ценовой
стабильности (целевой приоритет 1) в годовом и среднесрочной перспективе,
значительную волатильность индекса потребительских цен и несоблюдение
на практике приоритетности ценовой стабильности. Во-вторых,
недостаточным остается уровень стабильности банковской системы (целевой
приоритет 2) по многим показателям ее оценки (отток депозитов в
национальной валюте и долларизация депозитного портфеля банков, рост
доли проблемных кредитов и долларизации кредитов, уменьшение
кредитования в национальной валюте, рост количества проблемных банков и
недостаточная капитализация банковской системы; разбалансированность
валютного рынка и девальвационное давление на национальную валюту;
спекулятивные настроения, активное развитие "серого / теневого" сегмента
валютного рынка, множественность и высокая волатильность обменных
курсов обменных валютных курсов и т.д.). В-третьих, незначительной
остается роль банка России в соблюдении устойчивых темпов
экономического роста (целевой приоритет 3) путем реализации намерения по
содействию активизации кредитной поддержки банками реального сектора
экономики и снижение процентных ставок: темпы роста кредитования
характеризуются нестабильностью и высокой волатильностью, процентные
ставки по банковским кредитам остаются высокими и неприемлемыми для
предприятий реального сектора. Имеющаяся рецессия в экономическом
развитии страны свидетельствует о неэффективности всей государственной
экономической политики, составной частью которой является кредитная
политика Банка России.
Перспективой дальнейших исследований является определение
факторов, которые снижают эффективность кредитной системы Банка
России, разработка предложений, которые направленные на нивелирование
их негативного воздействия и обеспечение соблюдения законодательно
определенных целевых приоритетов.
2.3 Анализ инструментов кредитной политики в экономике России
Современный этап развития экономики России выдвигает новые
требования к экономической политике государства. Центральный банк, как
главный орган государственного регулирования в рамках своих полномочий
осуществляет комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые направлены
на достижение целей монетарной политики, чтобы обеспечить
соответствующую ценовую стабильность и приостановить рост инфляции на
долгосрочный период.
Стабильное экономическое роста на основе расширенного
воспроизводства требует активизации кредитной деятельности банков,
наращивание ресурсов, улучшения их структуры и привлечения различных
видов депозитов.
В настоящее время актуальной остается необходимость разработки
новых эффективных инструментов для управления ликвидностью
банковской системы, повышение ее деловой активности на депозитном и
кредитном рынках.
Различные финансовые аналитики могут прийти неодинаковых
выводов по использованию тех или иных индикаторов, так как их влияние
по-разному отражается на экономических процессах и на финансовой
системе.
Важную роль в реализации кредитной политики играет
систематический контроль за выполнением определенных показателей и
индикаторов. Число таких индикаторов может быть расширен мерами по
развитию инвестиционного кредитования, рынка ипотечных ценных бумаг,
системы обязательных и добровольных пенсионных накоплений, расширения
операций по рефинансированию банков и операций на открытом рынке
ценных бумаг.
Поскольку центральный банк не обслуживает непосредственно
хозяйствующих субъектов, возможности его влияния на экономические
процессы и денежное обращение в значительной мере обусловлено
взаимодействием с коммерческими банками, где депозитные и кредитные
операции является главным источником эмиссии и определяют объем и
структуру денежной массы. Поэтому механизм реализации денежно-
кредитной политики центрального банка предполагает влияние на кредитную
деятельность коммерческих банков.
В основном, все регулирующие инструменты Банка России направлены
на стабилизацию банковских учреждений, поэтому приоритетными
инструментами его денежно-кредитной политики можно определить:
1) процентную политику;
2) политику обязательных резервов;
3) операции на открытом рынке;
4) политику рефинансирования;
5) курсовую политику, которые непосредственно влияют на денежную
массу, имеют свою цель и регулирующие функции (таблица 1 ).
Таблица 1
Основные инструменты кредитной политики
Инструменты Цель Регулирующие функции
Процентная
политика
- способствовать росту
экономики путем низких ставок
на кредиты,
- сдерживать рост инфляции,
- обеспечить стабильность рубля
на валютном рынке путем
умеренного повышения
процентных ставок
- регулирование уровня
сбережений и инвестиций,
- регулирования уровня
деловой активности банков,
- влияние на уровень
инфляции,
- влияние на рынок
капиталов.
Политика
обязательных
резервов
- увеличить контроль за
ликвидностью учреждений
банков для обеспечения
осуществления текущих
- регулирование денежной
массы,
- влияние на уровень
мультипликации депозитов,
платежем,
- усилить зависимость банков от
рефинансирования со стороны
НБУ
- влияние на динамику
денежного предложения,
- влияние на финансовый
результат банка.
Операции на
открытом
рынке
- изменение величины и
структуры банковских ликвидных
средств
- регулирование
ликвидности банка,
- увеличение объемов
рефинансирования и
межбанковского
кредитования.
Политика
рефинансиро
вания
- поддержание ликвидности
банков
- участие в процессе
воспроизведения
- регулирование денежного
предложения,
- увеличение масштабов
кредитования.
Курсовая
политика
- обеспечение стабильности
национальной валюты
- регулирование динамики
валютного курса,
- регулирование импорта и
экспорта капитала.
Источник: составлено автором
Депозитные и кредитные операции - важный инструмент денежно-
кредитной политики центральных банков. Они являются монетарными
операциями и применяются для регулирования ликвидности банковской
системы с целью поддержания равновесия на денежно-кредитном рынке.
Современные кредитный и депозитный рынки находятся под влиянием
различных факторов, которые определяют не только деятельность банков на
внутреннем рынке, но и нахождения источников для покрытия внешнего
долга, возможность получения и использования финансовой помощи
международных финансово-кредитных структур, определяющих
возможности правительства и банка России в кратчайшие сроки преодолеть
последствия финансового кризиса [14; с. 105].
Исследовав кредитную политику, можно определить, что как на макро-
так и на микроуровне основными задачами индикаторов кредитного и
депозитного рынка являются:
- защита интересов вкладчиков и других кредиторов банка;
- увеличение эффективности осуществляемой политики банка по
аккумулированию денежных средств и их размещения в кредиты и
инвестиции;
- повышение конкурентоспособности банка;
- повышение доверия к банкам со стороны инвесторов, кредиторов и
вкладчиков.
Применение кредитных индикаторов к депозитному и кредитному
рынков дает возможность сохранить рыночные механизмы и мотивацию
экономических агентов, а именно: позволяет своевременно и оперативно
отреагировать на изменения в процессе банковской деятельности, выявляет
недостатки управления кредитным и депозитным рынком; способствует
обоснованному планированию и прогнозированию ликвидности банка;
предоставляет комплексную информацию об объемах активов и
обязательств.
Поэтому, учитывая трудности экономической ситуации, НБУ проводит
кредитную политику, основной задачей которой является:
— стабилизация денежного и кредитного рынков,
— повышение конкурентоспособности банков и использования их
стабилизирующего влияния на реальный сектор экономики.
3. Направление совершенствования государственного
регулирования кредитной системы в экономике России
Кредитную систему можно определить, как деятельность
уполномоченного государственной структуры по обеспечению реализации
функций денег.
Функции денег не являются абстрактными понятиями, как это обычно
предполагается, а могут иметь статистическую интерпретацию. Так, в
функции меры стоимости деньги взаимодействуют с динамикой цен.
Превышение денежной массы над товарной приводит к инфляции, а обратная
ситуация - к дефляции. Согласно инфляция и дефляция выступают двумя
последствиями процесса взаимоувязки денежной и товарной масс.
Для целей нашего анализа мы объединяем функции денег, как средства
обращения и средства платежа, поскольку эти функции тесно взаимосвязаны.
Первая обеспечивает реализацию на рынке товаров и услуг, вторая -
получение и погашение кредитов. В результате кредитных операций
формируются денежные агрегаты, которые используются для обеспечения
операций купли-продажи товаров и услуг. Во внешнеэкономической
функцией денег мы понимаем их способность обеспечивать проведение
международных экономических операций.
Суть сопоставления функций денег и объектов кредитной системы, на
наш взгляд, заключается в возможности выявить противоречивость, как
первых, так и второе. В частности, влияние кредитной системы на
устойчивость денег, как меры стоимости путем повышения процентной
ставки фактически означает удорожание обесцениваются денежных средств.
Впрочем, рост процентной ставки действительно может привести к
увеличению банковских депозитов домашних хозяйств и тем самым снизить
давление спроса на потребительском рынке.
В связи с этим следует отметить важную проблему инфляционного
таргетирования: манипулирование краткосрочной процентной ставкой для
стабилизации денег, как меры стоимости, нарушает механизм накопления
денег и их преобразования в капитал.
Определенный парадокс заключается в том, что динамика стоимости
(«цены») денег по отношению к товарам определяется инфляцией, а «ценой»
денег по отношению к денежного капитала является ставка процента.
Нарушение соответствия между экономическими показателями
происходит под влиянием определенной информации. Она влияет на
интенсивность процессов, формирующих экономические изменения. Итак,
информационные процессы влияют на поведение хозяйствующих субъектов.
Поэтому разность потенциалов, «стоящих» по каждому из показателей,
может становиться критической и приводить к турбулентности.
Основные денежные показатели, соответствующие объектам кредитной
системы, связанные между собой нелинейно. Это означает, что невозможно с
достаточной степенью прогнозируемости влиять на все показатели,
воздействуя только на один из них. В общем случае выбор для проведения
кредитной политики одного из показателей закономерно приводит к
фрагментарности политики в целом.
На наш взгляд, в настоящее время важно преодолеть ситуацию
ориентации кредитной системы на финансовый рынок и обеспечить ее связь
с состоянием реального сектора экономики. Поэтому в качестве
инвариантной основы переменных, определяющих объект кредитной
системы, следует выбрать те, которые влияют на динамику рентабельности
компаний реального сектора. При этом необходимо учитывать, что его
рентабельность связана с банковской процентной ставкой за показатель
чистой прибыльности предпринимательской деятельности (ЧДПД). Данный
показатель определяется разницей между рентабельностью в секторе и
ставками по привлеченным кредитам. Если предпринимательская
деятельность ведется без привлечения банковских кредитов, ЧДПД совпадает
с рентабельностью.
ЧДПД обусловливает предложение предпринимательской
деятельности. Соотношение ЧДПД и банковской ставки по депозитам
связывает реальный и денежный сектора экономики. Рост разницы между
рентабельностью и ставкой процента повышает использование кредитов и
приводит к увеличению денежного мультипликатора. И наоборот, падение
ЧДПД вызывает свертывание деловой активности.
При разработке и реализации кредитной системы следует принимать во
внимание трактовка эффективности рынков и рационального поведения
хозяйствующих субъектов. В традиционном понимании эффективными
считаются рынки, обеспечивающие учет в ценах всей информации. По
нашему мнению, при таком подходе игнорируется тот факт, что осложнения
информационных процессов постоянно создают новые риски.
Соответственно, финансовые рынки функционируют в условиях
перманентной угрозы возникновения и реализации новых рисков. Поэтому
эти рынки характеризуются высокой вероятностью сильных и
непредвиденных колебаний конъюнктуры, а риски не могут измеряться
дисперсией распределения вероятностей, поскольку отсутствует статистика
их проявления. В частности, такого рода риски создали секьюритизации
банковских активов и залоговых операций со структурированными
финансовыми инструментами.
Хозяйствующие субъекты склонны учитывать в своей деятельности
только те риски, с которыми они сталкивались ранее. Поэтому они не ведут
себя рационально относительно новых рисков. При этом риск не
уничтожается, а перемещается между участниками рынка по траектории
бумеранга. Преодоление глобального финансового кризиса требует от
монетарных властей реализации новых методологических подходов,
совершенствования инструментов, методов и механизмов. Причем важно
сделать четкие выводы из допущенных в докризисный период теоретических
и практических ошибок. Нельзя допускать чрезмерного переплетения
банковского сектора и фондового рынка, широкого использования
финансовых инструментов в качестве банковского залога, а также уменьшать
возможности центральных банков контролировать формирование
ликвидности.
Следует обеспечить контроль за формированием международной
ликвидности в результате мультипликування резервных валют. Это, скорее
всего, приведет к необходимости ликвидировать банковские оффшорные
зоны (с такими предложениями уже выступил ряд развитых стран, в
частности Германия и Франция). Их деятельность не только ослабляет
контроль за международной ликвидностью, но и является, по сути,
недобросовестной конкуренцией в сфере налогообложения.
Нужно также унифицировать требования к качеству банковского залога
и предотвращать использование ценных бумаг, эмитированных при
секьюритизации. В последние два десятилетия разработка и реализация
кредитной системы в развитых странах в значительной степени
определяются процессами интеграции внутри рынка. Широкое
распространение производных финансовых инструментов, одновременно
обращающихся на двух и более сегментах финансового рынка, обусловило
реформирования институтов рыночного регулирования и создание в ряде
стран) мегарегуляторов, функционирующих параллельно с центральными
банками. Одновременно в банковской сфере проходила интенсивная
секьюритизация активов. Сложилась парадоксальная ситуация: новые
кредиты обеспечивались ценным бумагам, эмитированным под ранее
выданные кредиты, что создавало риск обесценения залога. В случае отказа
заемщика увеличить залог, коммерческий банк мог прибегнуть к продаже
ценных бумаг, тем самым повысив их предложение на рынке.
Государственные долговые заимствования, как внутренние, так и
внешние, способные положительно повлиять на всю экономику страны,
только если они будут направлены на решение стратегических задач
радикального повышения эффективности использования интеллектуальног
и кадрового потенциала России на пути перехода от сырьевого к наукоемкого
развития, а именно:
1) Создание условий для расширенного воспроизводства природных
ресурсов. Это означает реализацию комплекса экономических, правовых и
организационных мер, которые будут стимулировать природопользователей
вести деятельность по восстановлению (разведки и освоения) запасов
полезных ископаемых в объемах, превышающих объемы их добычи и
эксплуатации.
2) Развитие энергетического потенциала и перевода страны на
энергосберегающий путь развития.
3) Развитие системы технического регулирования адекватным
особенностям национальной экономики, и обеспечение соответствия
продукции производства мировым стандартам безопасности и качества.
4) Повышение конкурентоспособности транспортной системы России и
реализация ее транспортного потенциала. Интеграция России в мировой
транспортной системе способна за счет реализации ее транзитного
потенциала существенно увеличить экспорт транспортных услуг. Создание и
развитие на территории РФ международных транспортных коридоров
обуславливает необходимость модернизации и строительства новых морских
терминалов, совершенствование системы управления движением, обработки
и распределения грузов, осуществление комплексной модернизации
автодорожной и железнодорожной сети, традиционно является сферой для
осуществления государственных инвестиций.
5) Создание условий для формирования на территории России единого
информационного пространства, что является ключевым условием
реализации потенциальных конкурентных преимуществ страны. В этом
контексте необходимо сосредоточить усилия на построении экспортно-
ориентированной модели российского рынка информационных технологий,
интеграции в мировой рынок информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ).
Заключение
Кредитная система России в современных условиях не совсем
соответствует потребностям экономики, и необходимо вмешательство в
отдельные области кредитования. Для этого требуется государственное
вмешательство с использованием стимулирующих методов.
Кредитная система в России в последние 2-3 года развивалась очень
активно. Однако лишь немногие россияне имеют опыт получения
потребительского кредита в государственном или частном банке.
Банки являются центральной фигурой кредитной системы. Именно
через них осуществляются основные посреднические функции между
кредиторами и заемщиками. Существует много различных видов банков,
однако по своему функциональному назначению и принадлежности они
могут быть сведены в две большие группы: центральные (федеральные)
банки и коммерческие банки. В совокупности и взаимодействия все банки
составляют национальную банковскую систему. Кредитная система в
зависимости от направления кредитной деятельности, включает многие
структурные разделы, но главной ключевой фигурой является центральный
банк.
Список использованных источников и литературы
1. Федеральный закон о кредитной кооперации (с изменениями на
13 июля 2020 года, редакция, действующая с 11 января 2021 года)
2. Аносова А. В., Ким И. А., Касаткина А. А. Макроэкономика.
Учебник. — М.: Юрайт. 2019. — 528 с.
3. Булатов А.С. Макроэкономика. Учебник для академического
бакалавриата / под ред. Булатов А. С. — М.: Юрайт. 2019. — 334 с.
4. Величко Е.А., Трифонов Д.А. О некоторых проблемах и
направлениях совершенствования банковского кредитования реального
сектора экономики // Вектор экономики. 2018. – 340 с.
5. Григорян Ф.Р. Совершенствование финансового взаимодействия
банковского и реального секторов экономики России: автореф. дис. канд.
экон. наук. М., 2020. – 318 с.
6. Гродских В.С. Экономическая теория. — СПб.: Питер, 2015. —
208 с.
7. Егоров В. Г. Становление российской сельскохозяйственной
кооперации: проблемы и перспективы. Электронный журнал «Вестник
МГОУ». 2013. — №1. С. 1.
8. Краева А.И. Финансы и кредит / А.И. Краева. - М.: КноРус, 2019.
- 64 c.
9. Ковбас А.П. Развитие сельскохозяйственной кооперации: теория
и механизмы реализации / А.П. Ковбас. – Астрахань: Новая линия, 2015. –
180 с.
10. Кривонос Ю.Е. Экономическая теория. Конспект лекций.
Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2019. – 315 с.
11. Ковалёва, Т.М. Финансы и кредит (для бакалавров) / Т.М.
Ковалёва. - М.: КноРус, 2019. - 528 c
12. Кооперация с точки зрения охранки 1917. (Извлечено И. П.
Ткачуком из архивов Самарского жандармского управления). Саратов:
Типография «ПОРЯДОК» Г. И. Бурштейна и Ш. Д. Левинзона, 1917. - С. 4.
13. Лубков А. В. Солидарная экономика. Кооперативная
модернизация России (1907–1914 гг.): монография. Москва: МПГУ, 2019. – 9
с.
14. Меркулов А.В. Вопросы кооперативного движения в России.
Петроград: Мысль, 2018. – 306 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!