это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3153270
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время ведется огромный объем работ, посвященных проблеме исследования девиантных подростков. Проведено серьезное изучение специфики социально-экономической и социокультурной ситуации, индивидуальной и социальной психологии, этических норм, традиций социального и семейного воспитания, с учетом которых должна строиться национальная социальная политика и работа с девиантными детьми и подростками. необходимо.
Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, в последнее время приобрело массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков и сотрудников правоохранительных органов.
Одной из основных причин массового распространения курения, употребления алкоголя и наркотиков среди молодежи являются происходящие в стране изменения. Ввиду кризиса государство отвернулось от нужд подрастающего поколения. Об этом свидетельствует повсеместная доступность, дешевизна алкогольных напитков, снятие уголовной ответственности за употребление наркотиков, отсутствие системы мер по борьбе с вредными привычками как факторами риска.
Предотвратить намного проще, чем пытаться что-то изменить позже. Но, к сожалению, в нашем обществе до сих пор не принимается достаточно мер, чтобы предотвратить девиантное поведение молодежи.
Существующие социальные проблемы (наркомания, агрессивность, алкоголизм и др.) заставляют задуматься, почему это происходит. Почему ребенок изначально открыт и стремится к добру, взрослея, постепенно приобретает асоциальный тип поведения. Отсутствие в нашем обществе таких понятий, как милосердие, доброта, уважение друг к другу, все чаще приводит к безразличному отношению к судьбе ребенка.
Очень часто причины девиантного поведения несовершеннолетних кроются в семье. Семья - один из важнейших институтов ранней социализации. В семье ребенок усваивает самые фундаментальные, базовые ценности, нормы, стереотипы поведения, формируется эмоциональная сфера его психики. Недостатки раннего семейного воспитания исправить очень сложно.
В настоящее время в социологии девиантного поведения сложились определенные исследовательские направления: методологические проблемы эмпирического исследования девиантного поведения (О.М. Маслова, М.Е.Позднякова, Г.Г. Татарова); общая теория девиантности и социального контроля (Я.И. Гилинский, Т.В. Шипунова); криминологическое направление исследований отклоняющегося поведения (Д.М. Овсянников, A.M. Шари-пов); тендерные аспекты проблем девиации (JI. Альперн, И.И. Шурыгина); проблемы наркотизма в молодежной среде (Ю.Ю. Комлев, А.Л. Салагаев); девиантогенный потенциал ценностно-мировоззренческих установок различных социальных групп в современной России (A.B. Маркин, Т.А. Хагуров); гражданские и государственные подходы к легализации проституции (Б.Ф. Калачев); алкогольная ситуация в России: теоретико-методологические проблемы (Г.Г. Заиграев, Б.М. Левин); стигматизация и проблемы девиантности (Т.П. Липай); изучение ситуации потребления психоактивных веществ в современной России (A.A. Арефьева, С.А. Быков, К.В. Вышинский, Л.А. Журавлева, В.В. Киржанова, З.В. Коробкина, Б.М. и М.Б. Левины, М.Е. Позднякова, Г.И. Петракова, В.А. Попова, Ю.В. Окуньков, Ф.Э. Шереги).
Объект исследования – организация направлений воспитательной работы коррекции девиантного поведения подростков.
Предмет исследования – девиантное поведение подростка: причины, направления воспитательной работы.
Цель –изучение системы работы и анализ проблемы девиантного поведения подростка.
Задачи исследования:
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
1. Уточнить трактовку понятия «девиантное поведение» и предложить концептуальную модель изучения девиации подростков;
2. Определить специфику и тенденции изменения отклонений, обусловленных основными характеристиками подростков как представителей социально-демографической группы, а также условиями перехода российского общества к рыночным отношениям;
3. Определить факторы девиантного поведения подростков и эмпирически выявить механизмы их влияния;
4. Выявить специфику профилактической работы как технологического процесса.
Методы исследования:
В работе применялись общенаучные методы исследования: структурно-функциональный, системный, сравнительно-исторический, а также специальные социологические методы. Выбор конкретных методов исследования определялся требованиями целесообразности, полноты проводимого анализа, рассмотрения явлений и процессов девиации в динамике и в многообразии их проявлений.
База исследования
При разработке социальных технологий по профилактике девиации в работе в равной степени нашли отражение и концептуальные построения, рассматривающие сущность, структуру и этапы создания технологии, и анализ конкретных технологических моделей профилактики девиантного поведения. Теоретической базой исследования послужили наиболее значимые труды отечественных и зарубежных обществоведов, работы по философии, социологии, криминологии, педагогике, психологии личности в которых раскрываются основные подходы к изучению подростковой девиации и социальным технологиям ее профилактики.
ГЛАВА 1. Девиантное поведение переставить название из содержания
1.1 Понятие и виды девиантного поведения
Девиантное поведение — это поведение, не соответствующее правилам и нормам, установленным в официальном порядке или сложившимся традиционно в обществе (группе). Девиантное поведение проявляется в форме алкоголизма, беспризорности, пьянства, наркомании, преступности несовершеннолетних и т.п. («Педагогический энциклопедический словарь», 2002 г.). Текст курсовой работы отформатировать: во вкладке «Абзац» интервалы выставить не Авто, а 0.
Девиантное поведение — это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали (И.С. Кон, 1989).
Девиантное поведение — это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним (Ю.А. Клейберг, 2001).
Как видно, девиантным называют поведение, которое не соответствует общепринятым нормам и ролям. Также в психолого-педагогической литературе часто встречается термин «отклоняющееся поведение», который является синонимом понятия «девиантное поведение».
В социологии девиантность описывает действие или поведение, которое нарушает социальные нормы, включая официально установленное правило (например, преступление) [1], а также неформальные нарушения социальных норм (например, отрицание народных традиций и нравов). Хотя девиация может иметь негативный оттенок, нарушение социальных норм не всегда является негативным действием; положительное отклонение существует в некоторых ситуациях. Несмотря на нарушение нормы, поведение все же можно классифицировать как положительное или приемлемое [2].
Социальные нормы различаются в разных обществах и культурах. Определенное действие или поведение может рассматриваться как девиантное и подвергаться санкциям или наказанию в одном обществе и рассматриваться как нормальное поведение в другом обществе. Кроме того, по мере того как со временем меняется понимание обществом социальных норм, меняется и коллективное восприятие отклонений [3].
Отклонение относится к месту, где оно было совершено, или ко времени совершения действия. Например, убийство другого человека обычно считается неправильным, за исключением случаев, когда правительство разрешает это во время войны или в целях самообороны. Есть два типа основных девиантных действий: mala in se и mala prohibita.
Нарушение норм можно разделить на две формы: формальное отклонение и неформальное отклонение. Формальные отклонения можно охарактеризовать как преступление, нарушающее законы общества. Неформальные девиации — это мелкие нарушения, нарушающие неписаные правила общественной жизни. Нормы, имеющие большое моральное значение, — это нравы. Под неформальным девиансом более противостоит социальным табу.
Табу — это сильная социальная форма поведения, которую большинство считает девиантной. Говорить об этом публично осуждается и поэтому почти полностью избегается. Термин «табу» происходит от тонганского слова «тапу», означающего «под запретом», «не разрешено» или «запрещено». Некоторые формы табу запрещены законом, и нарушение может повлечь за собой суровое наказание. Другие формы табу приводят к стыду, неуважению и унижению. Табу не универсально, но встречается в большинстве обществ. Некоторые из примеров включают убийство, изнасилование, инцест или растление малолетних.
Ховард Беккер, теоретик маркировки, выделил четыре различных типа ярлыков девиантного поведения, которые даются как:
1. «Ложное обвинение» человека - другие считают, что человек проявляет послушное или девиантное поведение.
2. «Чистое отклонение», другие воспринимают человека как участника девиантного и нарушающего правила поведения.
3. «Приспосабливаясь», другие воспринимают человека как участвующего в социальных нормах, распространенных в обществе.
4. «Тайное отклонение», когда человек не воспринимается как отклоняющийся или участвующий в каком-либо нарушении правил поведения.
Девиантные действия могут быть утверждением индивидуальности и идентичности и, таким образом, восстанием против групповых норм доминирующей культуры и в пользу субкультуры. В обществе поведение человека или группы определяет, как девиант создает нормы [5].
Увеличить объем параграфа до 3 страниц
1.2 Особенности девиантного поведения
Существуют три широких социологических класса, описывающих девиантное поведение, а именно структурный функционализм, символическое взаимодействие и теория конфликтов.
Структурные функционалисты озабочены тем, как различные факторы в обществе объединяются и взаимодействуют, образуя единое целое. Наиболее примечательно то, что работы Эмиля Дюркгейма и Роберта Мертона внесли свой вклад в функционалистские идеалы [6].
Эмиль Дюркгейм утверждал бы, что отклонения от нормы на самом деле являются нормальной и необходимой частью социальной организации [1]. Он назвал бы четыре важные функции девиантности:
1. «Девиантность утверждает культурные ценности и нормы. Любое определение добродетели основывается на противоположной идее порока: не может быть добра без зла и справедливости без преступления» [1].
2. Девиантность определяет моральные границы, люди учатся правильному, а не неправильному, определяя людей как отклоняющихся.
3. Серьезная форма девиации заставляет людей объединяться и одинаково противодействовать ей.
4. Девиантность раздвигает моральные границы общества, что, в свою очередь, ведет к социальным изменениям.
Когда совершается социальное отклонение, коллективное сознание оскорбляется. Дюркгейм (1897) описывает коллективное сознание как набор социальных норм, которым следуют члены общества. [6] Без коллективной совести не было бы абсолютной морали в учреждениях или группах.
Социальная интеграция — это привязанность к группам и институтам, а социальное регулирование - это приверженность нормам и ценностям общества. Теория Дюркгейма приписывает социальное отклонение крайностям социальной интеграции и социального регулирования. Он назвал четыре различных типа самоубийств, исходя из взаимосвязи между социальной интеграцией и социальным регулированием: [6]
1. Альтруистическое самоубийство происходит, когда человек слишком социально интегрирован.
2. Эгоистическое самоубийство происходит, когда человек не очень социально интегрирован.
3. Аномическое самоубийство происходит, когда из-за чувства бесцельности или отчаяния очень мало социального регулирования.
4. Фаталистическое самоубийство происходит, когда человек испытывает слишком сильное социальное регулирование.
Роберт К. Мертон обсуждал отклонение с точки зрения целей и средств как часть своей теории напряжения / аномии. Если Дюркгейм утверждает, что аномия — это смешение социальных норм, Мертон идет дальше и утверждает, что аномия — это состояние, в котором социальные цели и законные средства их достижения не совпадают. Он постулировал, что реакция человека на ожидания общества и средства, с помощью которых он добивался этих целей, были полезны для понимания отклонений. В частности, он рассматривал коллективные действия как мотивированные напряжением, стрессом или разочарованием в коллективе людей, возникающие из-за несоответствия между целями общества и широко используемыми средствами для достижения этих целей. Часто говорят, что нестандартное коллективное поведение (бунты, бунты и т. Д.) Накладывается на экономические объяснения и причины посредством напряжения. Эти два измерения определяют адаптацию к обществу в соответствии с культурными целями, которые представляют собой представления общества об идеальной жизни, и институциональными средствами, которые являются законными средствами, с помощью которых индивид может стремиться к культурным целям [7].
Мертон описал 5 типов девиации с точки зрения принятия или отклонения социальных целей и институциональных средств их достижения:
1. Инновации — это реакция на напряжение, вызванное акцентом нашей культуры на богатстве и отсутствием возможностей разбогатеть, что заставляет людей становиться «новаторами», занимаясь воровством и продажей наркотиков. Новаторы принимают цели общества, но отвергают социально приемлемые способы их достижения. (например: денежный успех достигается преступлением). Мертон утверждает, что новаторы - это в основном те, кто был социализирован с мировоззрением, схожим с конформистами, но которые были лишены возможностей, необходимых для законного достижения целей общества.
2. Конформисты принимают цели общества и социально приемлемые способы их достижения (например: денежный успех достигается упорным трудом). претензии Мертона, что конформисты являются в основном представителями среднего класса в рабочих местах среднего класса, которые смогли получить доступ к возможности в обществе, как лучшее образование для достижения денежного успеха за счетом тяжелой работы.
3. Ритуализм относится к неспособности достичь культурной цели, таким образом охватывая правила до такой степени, что соответствующие люди теряют из виду свои более крупные цели, чтобы чувствовать себя респектабельными. Ритуалисты отвергают цели общества, но принимают институционализированные средства общества. Ритуалисты чаще всего занимаются тупиковой, повторяющейся работой, где они не могут достичь целей общества, но все же придерживаются общественных средств достижения и социальных норм.
4. Ретреатизм — это отказ от культурных целей и средств, позволяющий человеку «уйти». Ретреатисты отвергают цели общества и законные средства их достижения. Мертон считает их истинными извращенцами, поскольку они совершают девиантные поступки для достижения того, что не всегда соответствует ценностям общества.
5. Бунт в чем-то похож на отступничество, потому что рассматриваемые люди также отвергают как культурные цели, так и средства, но они делают еще один шаг к «контркультуре», которая поддерживает другие общественные порядки, которые уже существуют (нарушение правил). Повстанцы отвергают цели общества и законные средства их достижения, а вместо этого создают новые цели и средства, чтобы заменить цели общества, создавая не только новые цели для достижения, но и новые способы достижения этих целей, которые другие повстанцы сочтут приемлемыми.
Символическое взаимодействие относится к моделям общения, интерпретации и адаптации между людьми. Как вербальные, так и невербальные ответы, которые затем дает слушатель, одинаково строятся в ожидании реакции исходного говорящего. Происходящий процесс похож на игру в шарады, только это полноценный разговор.
Термин «символический интеракционизм» стал использоваться в качестве обозначения относительно особого подхода к изучению человеческой жизни и человеческого поведения. При символическом интеракционизме реальность рассматривается как социальное, развитое взаимодействие с другими. Большинство сторонников символического взаимодействия считают, что физическая реальность действительно существует в соответствии с социальными определениями индивида, и что социальные определения действительно развиваются частично или в связи с чем-то «реальным». Таким образом, люди реагируют не на эту реальность напрямую, а на социальное понимание реальности. Следовательно, люди существуют в трех реальностях: физической объективной реальности, социальной реальности и уникальной. Уникальное описывается как третья реальность, созданная из социальной реальности, частная интерпретация реальности, которую показывают человеку другие. [1] И индивидов, и общество нельзя разделять далеко друг от друга по двум причинам. Один состоит в том, что оба они созданы в результате социального взаимодействия, а во-вторых, одно невозможно понять в терминах другого. Поведение определяется не силами окружающей среды, такими как побуждения или инстинкты, а скорее рефлексивным, социально понятым значением как внутренних, так и внешних стимулов, которые представлены в настоящее время [1].
Герберт Блюмер (1969) сформулировал три основных предпосылки перспективы:
1. «Люди действуют по отношению к вещам на основе значений, которые они приписывают этим вещам»;
2. «Смысл таких вещей проистекает из социального взаимодействия человека с другими и обществом»; а также
3. «Эти значения обрабатываются и видоизменяются в процессе интерпретации, используемом человеком при взаимодействии с вещами, с которыми он / она сталкивается»;
В своей теории дифференциальной ассоциации Эдвин Сазерленд утверждал, что преступники учатся криминальному и девиантному поведению и что девиантность не является неотъемлемой частью природы конкретного человека. Когда значимые другие лица проявляют девиантное и / или преступное поведение, в результате такого воздействия можно будет научиться преступному поведению [2]. Он утверждает, что преступное поведение изучается таким же образом, как и все другие виды поведения, а это означает, что приобретение криминальных знаний не уникально по сравнению с изучением других форм поведения.
Сазерленд обозначил некоторые очень основные моменты своей теории, включая идею о том, что обучение происходит в результате взаимодействия между людьми и группами с использованием передачи символов и идей. Когда символы и идеи об отклонении гораздо более благоприятны, чем неблагоприятны, человек склонен благосклонно относиться к отклонению и будет прибегать к большему количеству таких форм поведения.
Преступному поведению (мотивации и техническим знаниям), как и любому другому поведению, можно научиться. Одним из примеров этого может быть деятельность банд в городских районах. Сазерленд мог бы подумать, что, поскольку основные влиятельные сверстники определенного человека находятся в среде банды, именно через взаимодействие с ними человек может оказаться вовлеченным в преступление.
Принципы теории Сазерленда включают:
• О преступном поведении узнают от других людей;
• Криминальное поведение изучается во взаимодействии с другими людьми в процессе общения;
• Основная часть обучения преступному поведению происходит в личных группах;
• Когда вы изучаете преступное поведение, обучение включает в себя: (а) методы совершения преступления, которые иногда очень сложны, иногда просты; и (б) конкретное направление мотивов, побуждений, рационализаций и установок;
• Конкретная направленность мотивов и побуждений определяется определениями правовых кодексов как благоприятными или неблагоприятными;
• Лицо становится правонарушителем из-за превышения определений, благоприятствующих нарушению закона, над определениями, неблагоприятными для нарушения закона;
• Дифференциальные ассоциации могут различаться по частоте, продолжительности, приоритету и интенсивности;
• Процесс обучения преступному поведению путем ассоциации с криминальными и антикриминальными моделями включает все механизмы, которые задействованы в любом другом обучении; а также
• Хотя преступное поведение является выражением общих потребностей и ценностей, оно не объясняется этими потребностями и ценностями, поскольку некриминальное поведение является выражением тех же потребностей и ценностей.
Теория нейтрализации Грешема Сайкса и Дэвида Маца объясняет, как извращенцы оправдывают свое девиантное поведение, предлагая альтернативные определения своих действий и объясняя себе и другим отсутствие вины за действия в определенных ситуациях.
Существует пять типов нейтрализации:
1. Отказ от ответственности: девиант полагает, что его / ее беспомощно толкнули на отклонение, и что при тех же обстоятельствах любой другой человек прибегнет к аналогичным действиям;
2. Отрицание причинения вреда: девиант считает, что действие не причинило вреда другим людям или обществу, и, таким образом, отклонение не является морально неправильным;
3. Отрицание жертвы: девиант считает, что люди, получившие отклонение, заслуживали результатов из-за отсутствия у жертвы добродетели или морали;
4. Осуждение осуждающих: девиант полагает, что лица, ответственные за правоохранительные органы, или жертвы имеют тенденцию быть столь же девиантными или коррумпированными иным образом, и, как результат, являются лицемерами, которым нужно противостоять; а также
5. Апелляция к более высокой лояльности: девиант считает, что есть верность и ценности, выходящие за рамки закона; мораль, дружба, доход или традиции могут быть важнее для отклоняющихся от нормы.
Фрэнк Танненбаум и Говард С. Беккер создали и развили теорию навешивания ярлыков, которая является основным аспектом символического интеракционизма и часто упоминается как «драматизация зла» Танненбаума. Беккер считал, что «социальные группы создают отклонения, устанавливая правила, нарушение которых составляет отклонение».
Маркировка — это процесс социальной реакции «социальной аудитории», при которой люди стереотипируют других, оценивая и соответственно определяя (маркируя) чье-то поведение как девиантное или иное. Это было охарактеризовано как «изобретение, отбор, манипулирование убеждениями, которые определяют поведение негативным образом, и отбор людей в эти категории» [1].
Таким образом, теория навешивания ярлыков предполагает, что девиантность вызвана маркировкой девианта как морально неполноценного, девиантным усвоением ярлыка и, наконец, поведением девианта в соответствии с этим конкретным ярлыком (то есть, индивидуум, помеченный как «девиант», будет действовать соответственно). Со временем «девиант» приобретает черты, составляющие отклонение, совершая такие отклонения, которые соответствуют ярлыку (так что аудитория имеет право не навешивать ярлыки на них и иметь право остановить отклонение до того, как оно когда-либо произойдет, не навешивая ярлык. их). Другими словами, индивидуальная и общественная озабоченность ярлыком заставляет девиантного человека следовать самоисполняющемуся пророчеству о соблюдении приписанного ярлыка.
Выводы по первой главе
???
Внимательно читайте, на стр. 7 требований указано: Глава 2 представляет собой самостоятельно проведенное автором практическое исследование. Варианты ее написания различны, но должны строго соответствовать теме исследования и материалу, изложенному в главе 1. В зависимости от темы это могут быть:
исследование современных педагогических процессов, объектов, явлений;
проект одной из формы работы (урока, классного часа и др.), плана работы;
анализ опыта педагога-практика (в аспекте исследуемой проблемы)
Все исправить
убратьГЛАВА 2. Направления социальной работы с семьей, имеющей подростка с девиантным поведениемДля предотвращения преступности среди несовершеннолетних чрезвычайно важно использовать возможности семьи, образования и общества. Рекомендуются программы самопомощи молодежи и жертвам компенсации и помощи. Анализ международных документов по проблеме профилактики и преодоления девиантного поведения несовершеннолетних. Позволяет определить направление, содержание, методы и формы такой работы с несовершеннолетними с девиантным поведением. Согласно Конвенции о правах ребенка, несовершеннолетние должны подлежать таким мерам, как: присмотр, опека.
Надзор, консультационные услуги, условное воспитание детей, программы обучения и профессиональной подготовки и другие формы надзора, заменяющие надзор в учреждениях, чтобы гарантировать, что обращение с ребенком соответствует его благополучию, а также его ситуации и характеру преступления. Минимальные стандартные правила ООН по отправлению правосудия в отношении несовершеннолетних, принятые 29 декабря 1985 г., дополняют этот список постоянным надзором, активной воспитательной работой или помещением в семью, приемную семью или детский дом.
Таким образом, на Западе распространены опека и опека как особый вид опеки и передачи ребенка в семью для воспитания. «Приемная семья» - пребывание в нормальных условиях в чужой семье (так называемой приемной семье) длительное время, до совершеннолетия, при сохранении контакта с настоящей семьей. Как только условия для воспитания ребенка в реальной семье становятся нормальными, ребенок возвращается в нее. «Mainstay» - применяется для детей от 11 до 17 лет в течение нескольких месяцев. Если обстоятельства и жилищные условия в семье улучшаются, ребенок возвращается туда, если нет, выдается приемная семья. Сегодня социальная работа с семьей осуществляется в условиях, когда семья является структурой, закрытой от внешнего вмешательства, и имеет право отказаться от этого.
Учитывая это, сотрудники служб социальной защиты, по сравнению с представителями других ведомств, оказываются в более благоприятных условиях. Социальная защита, в отличие от других, не должна иметь административных или юридических последствий, но ожидается, что она получит помощь. Поэтому специалистам по социальной работе Центра всегда удается наладить контакт с членами даже самых неблагополучных семей. В своей работе они берут за основу следующие принципы:
1. Невинность - вместо разоблачений, упреков, осуждений, даже заслуженных - социальная защита, создающая платформу для выхода из своего кризиса.
2. Индивидуальный подход - решение конкретных проблем конкретной семьи, конкретного подростка в реальных условиях жизни и в местах его проживания.
3. Тесный и постоянный контакт с семьей на протяжении длительного времени.
4. Доверительные отношения между профессионалами социальной работы и членами семьи.
5. Семейные отношения строятся на деловой основе, как и сотрудничество.
6. Уважение норм и ценностей покровительствуемых.
Сотрудники подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, зарегистрировавшие несовершеннолетних, как правило, обладают следующими качествами:
• Отказ от ответственности - подросток видит себя скорее объектом чьего-то влияния, жертвой обстоятельств, и это подготавливает почву для отклонения от нормы, которую он не отвергает. 38,5% подростков не думают об ответственности, 19,6% не подозревают, что их преследуют за такие действия;
• Отрицание причинения вреда или ущерба. Например, хулиганство трактуется как шалость, угон машины как временное заимствование, драка как разборки и т. д.;
• Отрицание присутствия жертвы - подросток ставит себя в положение мстителя, а жертва превращается в злодея.
Специалисты выделяют три блока влияния на девиантное поведение подростка:
1. Дисфункциональные отношения между родителями
2. Разбитые семьи
3. Психологические проблемы, влияющие на детей и приводящие к полному отсутствию контроля.
По данным исследования, плохие родительские отношения в семьях с подростками, ставшими преступниками, встречаются в 7–8 раз чаще, чем среди подростков, не совершавших преступлений. Накопленный опыт психологической и педагогической помощи семьям и детям, работа с подростками данной категории позволяет выделить несколько основных направлений:
• выявление семей социального риска и организация социальной поддержки;
• психологическое консультирование детей и родителей
• оказание психологической и педагогической помощи в профилактике кризисов развития подростков;
• подбор и адаптация индивидуальных программ психологической коррекции;
• психологическая реабилитация детей и подростков
• динамическая диагностика при реабилитационных мероприятиях;
• работа с родителями (тренинг «Как быть хорошими родителями»)
• решение социальных проблем семьи и подростков;
• организация совместно с комиссией по делам несовершеннолетних, инспекцией по делам несовершеннолетних экскурсий в следственный изолятор для несовершеннолетних правонарушителей.
Незнание психологии подростков, отрицание их важности приводит к самым неожиданным проявлениям в поведении, а иногда и к противоправным действиям: выходу из дома, воровству, в том числе у родителей. Бродяжничество, отказ от посещения школы, принадлежность к негативно охарактеризованным подростковым группам и др. (Курсонова Л.И.).
Таким образом, необходимо подчеркнуть, что развитие личностных качеств и определенных особенностей поведения индивида обусловлено врожденными предпосылками; социальные условия (особенности взаимоотношений с родителями, окружающими взрослыми и сверстниками, содержание деятельности); внутреннее положение самого человека. Исходя из этих положений, развитие девиантного поведения определяется такими разнообразными, но взаимосвязанными факторами, как: личность, действующая на уровне психобиологических предпосылок, социальная, определяемая социально-экономическими условиями существования общества, психолого-педагогическая, проявляющаяся в дефекты школьного и семейного воспитания, социально-психологического, раскрывающие неблагоприятные особенности взаимодействия личности с ближайшим окружением в семье, на улице, в воспитательном коллективе, т. е. нарушения социализации.
Статья 7 Конституции Российской Федерации гласит, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное человеческое развитие». Он фундаментален и определяет отношение государства и семьи, которая находится под его защитой, как материнство, отцовство и детство.
Еще одним значимым нормативным актом, регулирующим правоотношения в работе с семьей и детьми, является Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Он устанавливает правовое регулирование в сфере социальных услуг для населения, в частности семьи и детей. В законе определены основные понятия социальной работы, указаны принципы оказания социальной помощи, в законе также определены основные права членов семьи на получение социальных услуг, уточнен перечень организаций, работающих с семьей.
Также большое значение в социальной поддержке семьи имеют указы Президента, в которых рассматриваются конкретные вопросы социальной помощи ей. Например, Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации о выживании, защите и развитии детей в 90-е годы». Он признает вопросы выживания, защиты и развития детей приоритетными.
Еще один такой акт - Указ Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». Установлено, что профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, для защиты их прав должна осуществляться комиссиями по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства, специальными службами органов социальной защиты. Он сформировал социальную политику по предотвращению безнадзорности и социального сиротства.
Также существует федеральная целевая программа «Социальные услуги семье и детям» целью которой «было создание оптимальной системы учреждений социального обслуживания семьи и детей, необходимых условий для ее эффективного функционирования».
В настоящее время идет формирование нормативной базы социальных услуг для семьи и детей. «Анализ состояния социальной службы помощи семье и детям показывает, что в последние годы появилось понимание важности их роли в жизни семьи. Его основными задачами были содействие повышению морально-воспитательного потенциала, формированию здорового образа жизни в семье, решению проблем семейной самодостаточности и ее планированию. "
Одна из приоритетных задач - создание и укрепление специализированных учреждений, оказывающих помощь семьям, детям и подросткам.
Педагоги совместно с социологами, психологами, врачами разработали теоретические основы (концепции девиантного поведения подростка, модели реабилитационной и коррекционной работы с несовершеннолетними правонарушителями), создали специальные системы мер по работе с подростками и детьми, совершившими правонарушения и находящимися в склонны к ним. Вместе с тем, как отмечается во многих научных работах, школа до сих пор остается самым слабым звеном в этой системе в связи с приоритетностью образовательных задач при работе с детьми и подростками в образовательных учреждениях, с низкой доступностью специфических технологий профилактики и исправление девиантного поведения практических работников при отсутствии продуманной системы работы в большинстве учебных заведений. Помощь «трудным» детям осуществляется в основном по личной инициативе учителей. В большинстве случаев отсутствует системность и последовательность в реализации мероприятий по профилактике и реабилитации детей и подростков (Шульга Т.И.).
Непринятие корректирующих мер по отношению к подросткам приводит к развитию взрослой девиации. Как правило, отклонения в поведении взрослых вызваны нарушениями их развития как личности именно в период детства.
Основное содержание социальной работы с подростками девиантного поведения должно включать несколько направлений. Итак, в интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину, эффективность знаний о моральных ценностях: нравственных идеалах, принципах, нормах поведения. Для этого можно использовать метод убеждения, реализованный в таких формах, как исторические аналогии, библейские притчи, басни, пословицы, газетные и журнальные статьи, а также уверенность в себе, которая предполагает, что дети сознательно, самостоятельно, в поисках решение любой социальной проблемы, формируют в себе комплекс взглядов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕВ начале XXI века необходимость контроля и коррекции всех этапов и форм профилактической деятельности стала особенно острой. Исследования современных ученых позволили зафиксировать основные составляющие «стандартизированного содержания профилактической работы: внимание к проблеме безнадзорности и девиантного поведения подростков со стороны воспитания взрослых и необходимость оказания психолого-педагогических и медико-социальных услуг»; достаточно высокий уровень развития средств педагогического (гуманного) воздействия на детей и подростков с девиантным поведением и отсутствие обоснованной и апробированной педагогической системы профилактики девиантного поведения средствами гуманной педагогики, социокультурной деятельности на организационно-правовой уровень; разработку узкопрофессиональных утилитарных подходов, разработка профилактических основ преодоления девиантного поведения на уровне решения методологических задач и ограниченные попытки их рассмотрения на уровне психолого-педагогических закономерностей и принципов ». Сюда же можно отнести перенос акцента на анализ конкретных реабилитационных, психолого-педагогических методов пресечения девиантного поведения несовершеннолетних.
Содержание психолого-педагогической коррекционно-реабилитационной деятельности объективно включает:
- определение уровня подготовки образовательных и образовательных учреждений (в лице администрации и педагогического коллектива) к организации указанного вида работы;
- качественная диагностика всех промежуточных этапов и конечного результата, оценка качества и эффективности коррекционной работы;
- использование различных средств социально-культурной деятельности: спортивные секции, музыкальные школы, художественные и театральные студии и др.;
- выявление взаимовлияния и взаимозависимости результатов проводимой деятельности с изменением поведения несовершеннолетних.
В заключении можно сказать о том, что содержание, система и структура психолого-педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних должны включать все этапы обучения и воспитания несовершеннолетних (от дошкольного до начального школьного и полного среднего образования), определять цели, задачи, методы, средства, технологии социокультурного взаимодействия, критерии оценки результативности проводимой коррекционной работы.
ЛИТЕРАТУРАКоличество источников должно быть не менее 20!
Простяков В. В. Психолого-педагогические причины и условия, влияющие на формирование девиантного поведения несовершеннолетних // Юридическая психология. – 2011. – №1. – С.24-26
Пыльцина И.Ю. Основные аспекты профилактики девиантного поведения подростков на этапе возрастного кризиса в рамках социальнопедагогической деятельности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2009. - №4. - С. 1-8.
Социальная работа с девиантными подростками // SCI-ARTICLE. URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1426849792 (дата обращения: 08.5.2021).
Шипунова Т.В. Технология социальной работы. Социальная работа с лицами девиантного поведения. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 240 с.
Жукова Т. В. Педагогическое обеспечение работы с молодежью: учебное пособие / Т. В. Жукова, Д. А. Астафьев. — Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2014. — 268 с.
Голуб Е. В. Социально-педагогическая работа с асоциальными подростками и детьми группы риска: учеб. метод. пособие / Е. В. Голуб — Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2009. — 60 с.
Холостова Е. И. Зарубежный опыт социальной работы: учебное пособие / Е. И. Холостова, А. Н. Дашкина, И. В. Малофеев. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. — 368 с.
Дрозд К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 266 с.
Есаулов И. Г. Педагогика и репетиторство в классической хореографии. Учебник. М.: Планета музыки, 2020. 256 с.
Есекешова М., Сагалиева Ж. Педагогика высшей школы. Учебное пособие. М.: Фолиант, 2018. 256 с.
Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 178 с.
Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 178 с.
Каптерев П. Ф. История русской педагогики. Учебное пособие для вузов. В 2-х частях. Часть 2. Общественная педагогия. М.: Юрайт, 2019. 272 с.
Коджаспирова Г. М. Педагогика. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 720 с.
Смирнова Е. О., Рябкова И. А. Психология и педагогика игры. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. 224 с.
Социальная педагогика. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Учебное пособие для академического бакалавриата / ред. Воробьева С. В., Мазниченко М. А. М.: Юрайт, 2019. 262 с.
Столяренко Л. Д., Столяренко В. Е. Психология и педагогика. Учебник для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2017. 510 с.
Суртаева Н. Н. Педагогика. педагогические технологии. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. 250 с.
Тарасова С. И. Основы народной педагогики. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2020. 158 с.
Фалетрова О. М. Социальная педагогика. Музыка как средство психолого-педагогической коррекции. М.: Юрайт, 2019. 162 с.
Корнюшина Р. В. Зарубежный опыт социальной работы: учебное пособие / Р. В. Корнюшина. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. — 84 с.
Тиссен Е. В. Помочь подростку сделать правильный выбор // Социальная работа. — 2016. — № 5. — С. 65–67.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!