это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3180440
Ознакомительный фрагмент работы:
ВведениеГосударство, действуя от имени компетентных органов, имеет различные финансовые отношения с различными организациями, предприятиями, учреждениями и лицами. Бюджетная взаимосвязь между формированием и использованием фонда государственного бюджета является понятием государственного бюджета. В последние годы с точки зрения характера экономики проводится обзор государственного бюджета как самостоятельной экономической категории. Однако до настоящего времени не было достигнуто консенсуса в отношении толкования содержания бюджета. В то же время внутреннее содержание этой финансовой категории раскрывается через ее функцию: распределение и контроль.
Понимание важности бюджета, доходов и расходов очень важно для страны, потому что в любой стране бюджет является центральным звеном в фискальной политике. Бюджетная система - это достаточно сложный механизм, отражающий особенности страны, ее социально-экономическую систему и структуру страны.
В России недавно обсуждался вопрос сбалансированности бюджета. Значительно возрос интерес финансистов к дефициту федерального бюджета и выпуску государственного долга. За последние три года увеличение бюджетного дефицита и быстрый рост государственного долга привели к поиску коренных причин и решений этой неблагоприятной ситуации.
Центральное место в государственной финансовой системе занимает государственный бюджет. Он объединяет все основные финансовые институты - комиссии, различные виды доходов, государственные кредиты. Его основными функциями являются реализация налоговой политики и организация реализации государственных финансовых программ.
В современных условиях государство широко использует бюджет для воздействия на все аспекты экономического организма: увеличения темпов накопления, ускорения экономического роста, развития наиболее перспективных отраслей промышленности, регулирования обновления и расширения основного капитала и т.д.
Формы государственного вмешательства в экономику различны. Среди них: государственные инвестиции, развитие промышленной и социальной инфраструктуры, расширение национального потребления.
Актуальность. Представление о бюджете как регуляторе воспроизводственного процесса сформировалось не сразу. Развитие научных представлений о его роли происходит постепенно, и переход к рыночным отношениям в конечном итоге определяет значимость бюджета в условиях стихийного формирования рынка. Естественно, в это время бюджет является одним из главных рычагов в руках государства, через который концентрируются средства и используются для удовлетворения потребностей государства. Это позволяет манипулировать ресурсами, концентрировать их на ключевых направлениях экономического и социального развития и проводить единую экономическую и финансовую политику на территории страны.
Объект работы – бюджет Российской Федерации.
Предмет – государственный бюджет и его роль макроэкономическом равновесии.
Цель работы – изучить, какую значимость несет в себе государственный бюджет и его роль макроэкономическом равновесии в настоящее время. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. Определить экономическое содержание бюджета и его структуру;
2. Рассмотреть структуру расходов и доходов государственного бюджета;
3. Проанализировать государственный долг
4. Провести анализ проблем сбалансированности государственного бюджета;
5. Рассмотреть разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики;
6. Изучить избыток (профицит) бюджета;
7. Раскрыть российский бюджет, проблему его формирования и использования;
8. Изучить эффективное использование бюджетных средств для развития экономики страны;
9. Оценить мультипликатор сбалансированного бюджета.
При написании данной работы были использованы методы исследования:
1. Теоретические:
а) анализ для разделения темы на более мелкие части, чтобы лучше понять их (анализ научно-методической литературы и документальных и архивных материалов);
б) синтез для объединения ранее разрозненных понятий в одно целое.
2. Эмпирические:
а) наблюдение для описания поведения изучаемого объекта;
б) сравнение для выявления в объекте новых и важных свойств.
Степень научной разработанности. В отечественной и зарубежной литературе, посвященной роли государственного бюджета в макроэкономическом балансе, основное внимание уделяется функции и типу государственного бюджета, доходам и расходам государственного бюджета, теории бюджетной политики, а также ее вкладу в государственный бюджет различных ученых и специалистов, внесших большой вклад в рассмотрение государственного бюджета и его роли в макроэкономическом балансе.
Теоретическая основа исходит из того, что в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику: Быкова Н.Н., Волкова А.А., Давыдова Н.Ю., Ефимов Я.Г. и т.д.
Нормативная база исследования включает себя ряд нормативно-правовых документов: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и т.д.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность темы исследования, ее цель, задачи, предмет и объект, теоретическая и методологическая база. В первой главе исследованы теоретические аспекты. Во второй главе проведен анализ исследуемой темы. В третьей главе проанализированы пути решения проблем. В заключении обобщены основные выводы и предложения.
1. Экономическое содержание бюджета и его структура1.1 Экономическая природа бюджетаЦентральное место в любой финансовой системе занимает бюджет. Под определением бюджетного законодательства Российской Федерации в настоящее время под бюджетной концепцией понимается формирование средств фонда, а также форма расходов на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Государственный бюджет - это совокупность бюджетов центрального правительства всех уровней, включая государственные и административно-территориальные учреждения [1, c. 89-102].
Государственный бюджет и бюджетная система - это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта. Бюджет - это инструмент для мобилизации средств во всех секторах экономики для реализации государственной политики в стране и за рубежом. Бюджет используется для перераспределения ВВП между секторами, отраслями и предприятиям для регулирования и стимулирования экономики и финансирования социальной политики, учитывающей долгосрочные интересы страны.
Что касается государственных финансов (государственных и муниципальных финансов), то под центральным валютным фондом понимается Центральный валютный фонд, который традиционно формируется в бюджете для обеспечения функций соответствующих органов власти (государственных и местных).
Такое толкование раскрывает содержание бюджета как социально-экономического события, демонстрирует его роль в общественном воспроизводстве, указывает на то, что бюджет является источником финансирования государственных или местных органов самоуправления, необходимых для выполнения своих функций и осуществления экономической и финансовой политики.
Бюджет как финансовый план предназначен для покрытия государственных расходов и доходов. Бюджет выступает в качестве основного финансового плана государства, определяет правовые права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех участников экономических отношений. В некоторых странах бюджетный год совпадает с календарным годом.
Бюджетный год в России совпадает с календарным годом. В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации финансовый год заканчивается 31 декабря, а счет, используемый для пополнения годового бюджета, должен быть закрыт в 24 часа 31 декабря.
Как экономическая категория, бюджет является частью экономических (денежных) отношений между государством, хозяйствующими субъектами и населением, предусматривающих перераспределение расходов на часть общественных благ в процессе образования и использование централизованных средств для удовлетворения общественного спроса [7, c. 256-270].
Как и любые другие финансовые отношения, бюджетные отношения имеют следующие важные особенности:
1. Это экономические отношения;
2. Носят денежный характер;
3. Связаны с формированием и использованием денежных средств.
Поэтому необходимо смотреть на развитие и совершенствование бюджета и бюджетной системы, прежде всего, на развитие и совершенствование экономических отношений, которые принимают форму доходов и расходов с количественной и качественной точки зрения.
Государственный бюджет является основным бюджетным планом государства и создает реальные экономические возможности для осуществления властью своих полномочий. Бюджет учитывает конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики. Перераспределение национального дохода, обеспечение удовлетворения потребностей государства, защита непроизводственных отраслей и государственных предприятий осуществляется за счет бюджета. Бюджет является важным условием любой национальной деятельности, которая требует денежных ресурсов для выполнения своих функций.
Бюджет не сразу определяется как экономическая категория. Только в последние годы, с точки зрения государственного бюджета независимой экономической категории и с точки зрения законодательной базы государства, желательно рассматривать его как финансовый план [4, c. 56-95].
Основными функциями государственного бюджета являются:
1. Формирование доходного бюджета фонда;
2. Использование бюджетного фонда - это расходование бюджетных средств;
3. Проверка использования бюджетных средств.
Первую функцию выполняют доходы бюджета. Доходы бюджета - средства, полученные безвозмездно и безвозвратно по поручениям органов государственной власти Российской Федерации, органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. К ним относятся:
1. Налог на прибыль хозяйствующих субъектов (участников социального процесса-физических и юридических лиц);
2. Доходы от государственного имущества (предприятий);
3. Доходы от выпуска банкнот и т.д.
Структура доходов бюджета неустойчива в зависимости от конкретной ситуации экономического развития страны. Изменения в структуре доходов бюджета отражают изменения, связанные с экономическими процессами. Например, изменение налоговой и кредитной ставки на рост отражает значительное снижение производства, то есть изменение отчета о потреблении и сборе [14, c. 146-180].
Вторая бюджетная функция связана со специальными бюджетными расходами. Как экономическая единица в целом, государство учитывает экономические интересы всех остальных участников процесса тиражирования, поэтому бюджетные расходы несет экономика в целом. Поддержание макроэкономических показателей в национальной экономике требует бюджетных средств для отдельных отраслей экономики, контрпродуктивных территорий, экономических зон (региональных административных объединений), различных форм собственности и отдельных хозяйствующих субъектов.
Структура бюджетных расходов меняется чаще, чем структура бюджетных средств. Изменение соотношения военных расходов и социальных потребностей в пользу первых свидетельствует о тенденции сокращения экономического производства.
Функция контроля определяет способность государства эффективно влиять на все экономические процессы. В то же время, контроль и контрольные функции не являются устойчивыми (хотя и взаимосвязанными) понятиями: во-первых, они отражают один из важных аспектов деятельности финансовых органов, а во-вторых, отражают неделимые финансовые свойства, характеристики, создающие объективную основу для осуществления контроля.
1.2 Структура расходов и доходов государственного бюджетаДоходы бюджета предоставляются органам государственной власти Российской Федерации безвозмездно и необратимо в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 49 Закона Российской Федерации «О бюджете» федеральными бюджетными налогами являются:
1. Федеральные налоги и сборы. Перечень и ставки налогов определяются налоговым законодательством Российской Федерации и бюджетом регулирующего органа в целях обеспечения распределения между бюджетами финансовой системы всех уровней Российской Федерации, принимаемыми Федеральным законом «О федеральном бюджете на очередной финансовый год», при условии, что учетная ставка бюджета на очередной финансовый год может быть увеличена до более низкого уровня. Долгосрочный срок действия может быть сокращен только в случае изменения налогового законодательства Российской Федерации;
2. Таможенные пошлины и иные таможенные сборы;
3. Государственные платежи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основным видом дохода является:
1. Доходы от собственности или государственной деятельности муниципального образования;
2. Доходы от реализации государственного и муниципального имущества;
3. Доходы от продажи национальных ресурсов и т.д.
В соответствии со статьей 54 Закона Российской Федерации «О бюджете» к доходам федерального бюджета относят доходы из средств федерального бюджета. Они учитываются по ставкам, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, и распределяются между целевым фондом федерального бюджета и территориальным бюджетным фондом в соответствии с критериями, установленными законом «О федеральном бюджете» на очередной федеральный финансовый год.
Доходы бюджета классифицируются не только по способам и формам мобилизации, но и по таким характеристикам, как налоги и не налоги:
1. В зависимости от доходов, получаемых от бюджетного механизма, они подразделяются на бюджетные и регулирующие органы;
2. Доходы, полученные юридическими и физическими лицами, распределяются на социально-экономической основе;
3. В зависимости от конкретной инвестиции-объект недвижимости или дохода.
Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, связанные с выделением средств национального валютного фонда и использованием их в производственных, целевых и территориальных целях. Категории бюджетных расходов представлены конкретными категориями расходов, каждая из которых может быть охарактеризована как качественно, так и количественно. Функция качества позволяет определить количественные результаты экономического характера и социального назначения каждой бюджетной стоимости [7, c. 102-146].
Бюджетные расходы - это расходы, связанные с выполнением государственных функций. Эти затраты выражаются в экономических отношениях, в которых осуществляется процесс использования государственных средств по всем направлениям для концентрации средств Фонда. Потому что государство учитывает экономические интересы общества в целом. На размер и структуру расходов федерального бюджета влияет множество факторов, таких как:
1. Государственная структура;
2. Внешняя и внутренняя политика государства;
3. Общий уровень экономики и т.д.
Расходы бюджета являются получателями или распорядителями бюджетных средств для финансирования организации в производственном и непроизводственном секторах. Бюджет определяет объем бюджетных расходов только по статьям расходов, а прямые расходы выполняет бюджетник. Кроме того, перераспределение бюджетных средств на уровне бюджетной системы осуществляется за счет бюджета через дотации, гранты, субсидии и бюджетные кредиты. Большая часть бюджетных расходов не подлежит возврату. Только бюджетные кредиты могут быть выданы на условиях возврата.
Чтобы понять роль и значение различных бюджетных расходов, их обычно классифицируют по определенным признакам:
1. По роли в общественном производстве:
а) затраты на хранение и развитие материалов (расширенные затраты на воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т. д.);
б) расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственных отраслей (текущие государственные расходы-административные, военные расходы, пенсионные и социальные расходы и т. д.);
в) расходы на создание государственного резерва (расходы на формирование и содержание страхового и резервного фонда).
2. Общее использование:
а) расходы на поддержку национальной экономики;
б) расходы на социальные и культурные нужды;
в) военные расходы.
3. Промышленность:
а) в промышленном секторе они делятся по отраслям народного хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь и т. д.;
б) в непромышленном секторе они разделены на сферы и виды общественной деятельности: образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т. д. [1, c. 96-116].
Перечисленные группы расходов определяются субъектами. Однако, как уже отмечалось, государственные расходы можно классифицировать и по другим критериям (роли в процессе тиражирования, по назначению и т.д.).
Бюджетные средства предоставляются следующим образом:
1. Отчисления на содержание бюджетных органов;
2. Оплата денежных средств за товары, работы и услуги, выполняемые физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным договорам;
3. Пенсии, стипендии, компенсации и другие социальные выплаты в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и законом «О местном самоуправлении: бюджетные средства на выплату обязательных платежей населению».
1.3 Государственный долгГосударственный долг является результатом использования государством финансовых заимствований для покрытия дефицита бюджета. С учетом вычета профицита бюджета государственный долг равен сумме дефицитов предыдущих лет.
При рассмотрении государственного долга встречные иски государства к другим государствам обычно не принимаются во внимание, т.е. долги других государств или физических и юридических лиц перед этим государством. Кроме того, не учитываются обязательства государства по предоставлению социальных и пенсионных пособий.
Сумма государственного долга выражается в эквивалентной сумме в национальной валюте или в любой другой валюте. Для более объективного сравнения государственный долг выражается в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП).
Юридическое определение этого понятия в Законе о бюджете - это сумма долгов перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права.
Основной причиной формирования государственного долга является дефицит государственного бюджета и наличие свободных средств для физических и юридических лиц.
Государственный долг может быть внутренним и внешним, в национальной и иностранной валюте. Многие исследования показали, что масштабы и характер воздействия государственного долга на экономику неоднозначны для различных групп стран, в то время как для развивающихся стран существует ключевой порог внешней задолженности, который часто отсутствует для развитых стран, после чего влияние на экономический рост становится отрицательным.
Основываясь на линейной модели роста, ученый Шиманович раскрывает отрицательную взаимосвязь между внешним долгом и экономическим ростом в постсоциалистических странах в период с 1995 по 2017 год: отношение внешнего долга к ВВП увеличилось на 1%, а темпы роста ВВП на душу населения снизились на 0,06%. %
Используя выборку из 20 развитых и 24 развивающихся стран, Рогофф провел сравнительный анализ влияния внутреннего государственного долга и общего внешнего долга страны на динамику экономического роста. Для развивающихся стран автор отмечает, что порог государственного долга выше по сравнению с общим внешним долгом, причем превышение оказывает негативное влияние на изменения ВВП на душу населения. Так, когда уровень внешнего долга достигает 60% ВВП, среднегодовые темпы роста ВВП падают на 2%, а когда он превышает 90% ВВП, темпы роста падают вдвое.
Исследовательская модель Т. Эфтимиадиса и п. Тенсоса, основанная на эндогенном росте, приходит к выводу, что снижение доли внешних заимствований в структуре государственного долга оказывает положительное влияние на долгосрочный экономический рост, главным образом за счет оттока внутреннего капитала.
С. Шаббир, используя данные внешнеторговой нагрузки по 24 развивающимся странам в период с 1976 по 2017 год, обнаружил отрицательную корреляцию между динамикой внешнего долга и инвестициями, что в свою очередь привело к снижению темпов экономического роста
А. Шкларек и Ф. Баллестер, основываясь на анализе выборки из 20 латиноамериканских стран за период 1970-2016 годов, пришли к выводу, что общий и государственный внешний долг отрицательно коррелируют с динамикой ВВП на душу населения и что внешний долг оказывает негативное влияние на динамику роста.
Другие эффекты:
1. Динамика государственного долга в процентах к ВВП;
2. Передача налогового бремени будущим поколениям (в тех случаях, когда рост ВВП ниже, чем стоимость обслуживания долга);
3. Перераспределение доходов среди населения. Те, кто вкладывает свои сбережения в государственные облигации, получают проценты, в то время как те, у кого нет такой возможности, могут быть вынуждены платить только налог на содержание.
В результате выпуска государственных ценных бумаг произошло вытеснение частных инвестиций (сокращение).
Снизить устойчивость экономики страны к негативным рискам (например, из-за низких процентных ставок сейчас очень дешево погашать долг США, но в условиях финансового кризиса процентные ставки могут вырасти, что увеличится из-за снижения деловой активности).
2. Проблема сбалансированности государственного бюджета2.1 Дефицит бюджета и способы его финансированияДефицит бюджета - превышение расходов бюджета над их доходами. Причинами дефицита бюджета могут быть:
1. Увеличение государственных расходов обусловлено структурными изменениями в экономике и необходимостью развития промышленности;
2. Увеличение неоплаченного государственного долга;
3. Сокращение поступлений в государственный бюджет в период экономического кризиса;
4. Чрезвычайные ситуации (войны, беспорядки, крупные стихийные бедствия);
5. Неэффективность государственной финансовой системы;
6. Политический популизм выражается в увеличении социальных программ, не гарантированных финансовыми ресурсами;
7. Неэффективность налоговой политики, приводящая к росту параллельного сектора экономики.
Проблема сокращения дефицита бюджета очень серьезна по нескольким причинам. Во-первых, объем необходимых государственных расходов велик. Эти обязательства накапливались десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, сокращение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы различных групп населения. Во-вторых, довольно сложно найти новые источники пополнения бюджета. Повышение налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, приводит к криминализации экономики (уклонение от уплаты налогов, рост теневой экономики).
Дефицит бюджета можно классифицировать по нескольким критериям.
По характеру возникновения дефицит бюджета может быть случайным или реальным. Случайный дефицит бюджета часто приводит к временным пробелам в поступлении и расходовании средств. Периодические дефициты в основном характерны для местных бюджетов, поскольку они в большей степени зависят от одного источника финансирования.
С точки зрения продолжительности дефицит бюджета может быть хроническим или временным. Хронический дефицит бюджета повторяется из года в год. Временный дефицит может сохраняться в течение короткого периода времени.
Дефицит бюджета с учетом расходов на обслуживание государственного долга может быть первичным или вторичным. Первичный дефицит - это превышение бюджетных расходов над доходами. Второй дефицит бюджета не предполагает превышения доходов над расходами из-за наличия дополнительных расходов на обслуживание процентов по существующему бюджетному долгу.
Дефицит государственного бюджета может финансироваться тремя способами:
1. За счет денежной эмиссии;
2. За счет кредитов населения вашей страны (внутренний долг);
3. За счет кредитов в других странах или международных финансовых организациях (внешний долг).
Первый метод называется эмиссионным или денежным, а второй и третий - заемным методом финансирования дефицита государственного бюджета.
Метод эмиссии для финансирования дефицита государственного бюджета. Этот метод заключается в том, что государство (Центральный банк) увеличивает денежную массу, то есть выпускает в обращение дополнительные деньги, что влечет за собой его расходы в дополнение к доходам. Преимущества метода эмиссии финансирования:
1. Рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса, а следовательно, и объема производства. Увеличение денежной массы приводит к снижению процентной ставки на денежном рынке (более низкой цене кредита), что стимулирует инвестиции и обеспечивает увеличение общих затрат и общего объема производства.
2. Увеличение предложения денег. Когда Центральный банк осуществляет операции на свободном рынке и выпускает в обращение больше денег.
Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга. Этот метод заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские облигации), продает их населению (домохозяйствам и предприятиям) и использует полученные средства для финансирования в дополнение к государственным доходам и расходам.
2.2 Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политикиЭкономическая теория проводит различие между различными концептуальными подходами к бюджетному дефициту и вопросам бюджетной политики.
Первая концепция основана на том, что бюджет должен быть сбалансирован каждый год. До недавнего времени сбалансированный годовой бюджет считался целью бюджетной политики. Однако после тщательного изучения этого вопроса становится ясно, что такое состояние бюджета существенно исключает или снижает эффективность государственной фискальной политики, то есть антициклическое и стабильное направление.
Рассматривая следующую логическую цепочку, предположим, что экономика сталкивается с долгосрочной безработицей, а доходы населения снижаются. В этом случае налоговые поступления автоматически уменьшаются. Чтобы сбалансировать бюджет, правительство должно повысить налоговые ставки, сократить государственные расходы или использовать комбинацию этих двух мер. Однако все эти меры приведут к дальнейшему сокращению совокупного спроса.
Вторая концепция основана на том, что бюджет должен быть сбалансирован в экономическом цикле, а не на ежегодной основе. Концепция предполагает, что правительство оказывает антициклическое влияние и в то же время стремится сбалансировать бюджет. Чтобы противостоять стаду, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, то есть намеренно создает дефицит бюджета. Во время последующего роста инфляции правительство увеличивает налоги и сокращает государственные расходы. Полученный в результате профицит бюджета может быть использован для покрытия дефицита, возникшего во время рецессии. В результате правительство проводит активную антициклическую политику, балансируя бюджет, но не обязательно раз в год, а в течение нескольких лет.
Особая проблема, возникающая в этой концепции, заключается в том, что спады и подъемы в экономических циклах могут варьироваться по глубине и продолжительности. Например, длительная и глубокая рецессия может смениться коротким восстановлением. В этом случае более высокий дефицит во время рецессии не будет покрыт небольшим профицитом бюджета в период расширения, поэтому возникнет циклический дефицит бюджета.
Третья концепция связана с идеей так называемого функционального финансирования. Согласно этой концепции, целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета. При этом обеспечение макроэкономической стабильности экономики может сопровождаться стабильным балансом дефицита бюджета. Соответственно, согласно этой концепции, баланс бюджета является второстепенным вопросом, поскольку:
1. Налоговая система такова, что фискальные доходы бюджета автоматически увеличиваются с экономическим ростом и процветанием, макроэкономический баланс стимулирует этот рост, и поэтому дефицит бюджета автоматически самоликвидируется;
2. Поскольку правительство имеет определенное право устанавливать налоги и создавать фонды, его возможности по финансированию дефицита бюджета практически неограниченны;
3. Считается, что проблемы, вызванные значительным государственным долгом, не так обременительны для нормальной экономики. Можно с уверенностью сказать, что развитые страны обладают большей способностью поддерживать относительно безболезненный бюджетный дефицит значительного размера, чем бедные страны.
2.3 Избыток (профицит) бюджетаПрофицит бюджета - это профицит, когда доходная часть превышает расходную часть.
Некоторые экономисты определяют профицит бюджета как положительное сальдо, то есть доходы бюджета превышают его расходы. Экономисты делят профициты бюджета на первичные, которые не учитывают в своих расчетах стоимость обслуживания долга, и вторичные, которые учитывают оплату внутренних и внешних заимствований.
Некоторые экономисты оценивают профицит бюджета отрицательно. На этапе составления бюджета излишки бюджета устраняются путем увеличения расходов или сокращения доходов. На этапе исполнения бюджета принимаются меры по удержанию средств, которые не предназначены для использования на расходы в рамках утвержденного бюджета, а излишки бюджета направляются в дополнительные резервы или на дополнительные обязательства по обслуживанию долга для удовлетворения потребностей, предусмотренных в бюджете на следующий период.
Профицит бюджета позволяет увеличить золотовалютные резервы страны, сократить государственный долг и выделить больше денег на непредвиденные расходы. Профицитные бюджеты способствуют повышению макроэкономической стабильности, в том числе в контексте геополитики и долгового риска.
Однако профицит бюджета не всегда является благом для страны. Профицит бюджета может быть результатом жесткой экономической политики, результатом которой может стать нехватка свободной ликвидности в экономике, особенно снижение ликвидности кредитных организаций.
По мнению экономиста Джона Мейнарда Кейнса, государственные закупки могут повлиять на безработицу и помочь стране оправиться от кризиса. Поэтому бюджет должен иметь некоторый контроль над дефицитом.
Ключевой вопрос - это общее расходование бюджетных средств. Это приведет к дополнительному доходу в будущем. Поэтому профицит бюджета не может быть главной целью. Как и в случае с дефицитом бюджета, наиболее очевидным показателем уровня профицита является его отношение к ВВП.
На самом деле профицит бюджета наиболее распространен в странах-экспортерах сырьевых товаров. Так, по итогам 2018 года наибольший профицит 39,8% ВВП в Брунее; 22,7% в Кувейте; 15,4% в Макао. Как правило, развитые страны имеют дефицит бюджета, в то время как развивающиеся страны находятся в середине с самыми быстрыми темпами. В 2017 году профицит бюджета был зафиксирован в странах ЕС, Мальте, Кипре, Чешской Республике, Люксембурге, Германии, Швеции, Нидерландах, Дании, Болгарии, Греции, Хорватии и Литве.
Когда речь заходит о явлении профицита, расходы являются меньшей статьей по сравнению с доходами, то есть здесь преобладает доходная составляющая. При этом формируется так называемый положительный баланс. Профицитный бюджет может быть как первичным (обязательство по погашению долга, т. е. государственного долга, не учитывается при его расчете), так и вторичным - в этом случае учитываются все сборы, уплаченные по внешним и внутренним государственным кредитам. Наиболее очевидным показателем уровня профицита государственного бюджета по основным доходам над расходами можно назвать его отношение к валовому внутреннему продукту.
В бухгалтерии предприятия избыточный доход - это явление, которое может возникнуть в следующих случаях:
1. Поступление средств на счет в последние дни календарного года;
2. На счетах организации имеются несекретные и неопубликованные денежные поступления;
3. Наличие неоплаченных остатков наличных и безналичных средств.
В макроэкономике профицит платежного баланса - это ситуация, при которой общий чистый приток иностранной валюты в страну превышает ее отток. В результате увеличились доходы и расходы государственного бюджета, повысились показатели денежной массы, повысился уровень жизни граждан, развилась инфраструктура. Происходит переоценка (удорожание национальной валюты) и дефляция. В том же случае, если увеличение денежной массы связано с притоком национальной валюты, произойдет девальвация, а следовательно, и рост цен на инфляцию.
3. Российский бюджет, проблема его формирования и использования3.1 Формирование бюджета России на 2015 г.В проекте закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2017 и 2018 гг.» 2015 год охарактеризован как период адаптации к внешнеэкономическим вызовам. Планируется, что на смену ему придет этап выхода на параметры сбалансированного развития экономики. Что, впрочем, потребует среди прочего определенных изменений в объеме и структуре расходов бюджета для проведения бюджетной консолидации и достижения целевых ориентиров по размеру дефицита бюджета.
13 октября 2015 г. на заседании Правительства Российской Федерации был рассмотрен проект закона «О федеральном бюджете на 2015 год». В законопроекте изложены предварительные оценки исполнения федерального бюджета за 2015 г., а также основные параметры и концептуальные изменения бюджетной системы, запланированные на ближайшую трехлетку.
Минфин и правительство возвращаются к трехлетнему бюджетному планированию: проект включает в себя параметры не только на 2015 г., но и на плановый период 2017-2018 гг. Однако остается важный вопрос: насколько удастся следовать заложенным параметрам в течение всего трехлетнего периода, сможет ли это стать не номинальным, а реальным сигналом как для населения, так и для бизнеса с точки зрения стабильности бюджетно-налоговой политики государства?
С точки зрения внешних условий развития отечественной экономики, проектировки подразумевают продолжающееся замедление темпов мирового экономического роста, в результате чего не ожидалось улучшение конъюнктуры цен и спроса на товары российского экспорта. По предварительной оценке, в 2015 г. средняя цена на нефть марки Urals составила 41 долл./барр., в 2017–2018 гг. она прогнозировалась на стабильном уровне в 40 долл./барр.
Таблица 3.1 - Основные параметры базового варианта прогноза социально-экономического развития РФ на 2015-2018 гг.
2015 2016 2017 2018
ВВП, млрд руб80804,0 82815,0 86806,0 92296,0
Темп прироста ВВП, % к пред. году -3,7 -0,6 0,6 1,7
Средняя цена нефти марки Urals, долл./барр. 51,2 41,0 40,0 40,0
Среднегодовой курс рубля к доллару США, руб. за долл. 60,7 67,5 67,5 68,7
Индекс потребительский цен в годовом исчислении, % 12,9 5,8 4,0 4,0
Что касается внутренних факторов, то ожидалось возобновление роста российской экономики после двухлетнего спада: темп роста ВВП в 2017–2018 гг. (0,6 и 1,7 %). При умеренном номинальном росте внутреннего спроса и относительно стабильной курсовой динамике замедление инфляции до 4% в год должно было благоприятно отразиться на экономическом развитии.
В целом 2015 год в законопроекте о бюджете охарактеризован как период адаптации к внешнеэкономическим вызовам 2013–2014 гг. Планировалось, что на смену ему должен был прийти период выхода на параметры сбалансированного развития экономики.
Основные характеристики федерального бюджета сформированы в соответствии с базовым вариантом прогноза социально-экономического развития (см. табл. 3.2).
Таблица 3.2 - Основные характеристики федерального бюджета
млрд, руб. % ВВП
2015 2016 2017
(план) 2018
(план) 2015 2016 2017
(план) 2018
(план)
Доходы 13659 13369 13437 13989 16,9 16,1 15,5 15,2
В том числе
нефтегазовые 5863 4778 5029 5133 7,3 5,8 5,8 5,5
Не нефтегазовые 7797 8591 8408 8856 9,6 10,4 9,6 9,6
Расходы 15620 16403 16181 15978 19,3 19,8 18,6 17,3
Дефицит (-/)
профицит (+) -1961 -3034 -2744 -1989 -2,4 -3,7 -3,02 -2,2
Не нефтегазовый
дефицит -7823 -7812 -7773 -7122 -9,7 -9,4 -9,0 -7,7
Заметный рост не нефтегазовых доходов в 2015 г. (до уровня 10,4% ВВП) является следствием ожидаемого поступления дополнительных доходов от частичной приватизации ПАО «Роснефть».
Объем поступлений по всем статьям не нефтегазовых доходов (кроме ввозных пошлин, снижение которых предполагается на уровне 0,1 % ВВП), в 2017–2018 гг. прогнозируются на уровне или выше их оценки 2015 г. (примерно 0,1 % ВВП).
Устойчивость не нефтегазовых налоговых поступлений, а также частичная компенсация падения нефтегазовых доходов в среднесрочной перспективе будут поддерживаться мерами по мобилизации дополнительных доходов в бюджет. К наиболее значимым мерам можно отнести:
1. Запланированное на 2015 гг. завершение налогового маневра, которое повлечет за собой рост ставок по НДПИ на нефть и нефтепродукты с одновременной отменой экспортных пошлин на них и изменениями системы взимания акцизов на нефтепродукты. Также в пилотном режиме предполагается начать внедрение налога на добавленный доход (НДД). В целом в сфере налогообложения добычи нефти и газа в среднесрочной перспективе планируется сбалансировать уровень налоговой нагрузки на нефтяную и газовую отрасли;
2. Увеличение минимального норматива дивидендов по государственным акциям и госкомпаниям – с 25 до 50%;
3. Создание единой системы администрирования доходов бюджетной системы путем внедрения унифицированной методологической базы. Ожидается, что эта инициатива приведет к росту собираемости доходов и будет способствовать снижению административной нагрузки.
Однако, ожидаемые эффекты от реализации последней меры явно переоценены. Во-первых, ожидаемое улучшение качества администрирования импорта за счет интеграции информационных систем ФТС и ФНС может повысить налоговую базу НДС по импорту, однако с учетом того, что большая часть удержанного при таможенном декларировании налога впоследствии принимается к вычету по внутреннему НДС, общий эффект для поступлений этого налога может оказаться гораздо скромнее.
Во-вторых, при прочих равных условиях увеличение таможенной стоимости приведет к росту таможенных пошлин, что в свою очередь увеличит издержки поставщиков и вызовет либо рост цен (инфляцию), либо снижение прибыли (выпадающие доходы от налога на прибыль).
В-третьих, что касается АСК НДС-2 (информационная система ФНС), введенной в действие в 2015 г. то она выявляет те компании, которые не показывают реализацию, хотя осуществляют закупочные операции, тем самым сужая выборку контрольно-ревизионной деятельности ФНС. Фискальный эффект в 2015 г. оценивался на уровне 150 млрд. руб., но с учетом усложнения обналичивания средств в целом и факта действия АСК НДС-2 с 2015 г. фискальный эффект преимущественно был реализован в год ввода в эксплуатацию данной системы и едва ли может проявляться впоследствии в виде существенных дополнительных ежегодных доходов.
Расходы федерального бюджета на 2017–2018 гг. сформированы в рамках бюджетных правил. В среднесрочном периоде предполагается возобновить реализацию механизма бюджетных правил с целью ослабить чувствительность бюджетной системы к волатильности мировых цен на нефть.
Важно также учитывать не только общие объемы, но и структуру расходов федерального бюджета, которая ухудшалась в последние годы. Как результат, росли расходы только по трем направлениям, причем все они не относятся к производительным – национальная оборона, социальная политика, обслуживание долга. Среди стран, не находящихся в состоянии войны, Россия – один из рекордсменов по величине расходов на оборону. Расходы на пенсии устойчиво растут, и без пенсионной реформы этот тренд в ближайшие годы едва ли изменится.
Проблема госдолга обострилась на региональном уровне – за 2015 год наблюдался неуправляемый прирост объема государственного долга субъектов Федерации. Регионы, повышая заработные платы работникам бюджетной сети, не только отказываются от бюджетных инвестиций, но и наращивают долги вследствие растущих дефицитов консолидированных бюджетов. Так, если до 2012 г. многие субъекты РФ имели незначительный государственный долг, то уже к началу 2015 г. у 14 регионов объем государственного долга превысил 100% налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов.
Более того, в кризисной ситуации последних лет адаптация федерального и региональных бюджетов к новой реальности происходила в основном за счет сокращения расходов по статьям, определяющим будущее страны и регионов, – расходов инвестиционного характера.
3.2 Эффективное использование бюджетных средств для развития экономики страныВ последнее время достаточно полно освещается проблема расходования средств Федерального бюджета, проблемы оптимизации и направлений расходования средств. Однако для того, чтобы осуществлять расходы, необходимо аккумулировать средства, образовывать доходную часть Федерального бюджета.
Задача обеспечения социально-экономического роста, и переход к инновационной экономике, поставленная Президентом в долгосрочном периоде, требует финансирования, в связи с чем с каждым годом расходная часть Федерального бюджета увеличивается. Такой рост расходов требует соответствующего роста доходной части Федерального бюджета. Обеспечение роста доходов бюджета является актуальной проблемой, которая становится особо острой в условиях мирового экономического кризиса.
Тенденция к уменьшению доли нефтегазовых доходов в структуре доходов Федерального бюджета в 2019 году станет особо явной из-за сильного падения цен на нефть. Таким образом, необходимо искать резервы роста доходов Федерального бюджета, к которым можно отнести:
Важнейшим из этих путей является совершенствование финансового планирования и эффективный финансовый менеджмент ресурсов государства. Достаточно крупные нефтегазовые доходы, полученные за последние несколько лет, собирались в Стабилизационный, а затем в Резервный фонд, но, возможно, более эффективным было бы сразу потратить эти доходы в первую очередь на проведение социальной политики, а также на инвестирование в сектора экономики, стратегически важные для государства. В одном из последних выступлений глава Администрации Президента РФ В.Ю. Сурков высказался против политики стерилизации денежной массы, проводимой в последние годы. Ведь гораздо более эффективно было бы вложить средства в те же инновации для обеспечения перехода экономики на инновационный путь развития. Сейчас же за счет этих средств оказывается поддержка частных предприятий, что в принципе не является основной задачей государства. В условиях кризиса по самым оптимистичным прогнозам средств Резервного Фонда для поддержания устойчивого состояния экономики хватит на год. При этом никакого будущего возвращения этих вложений не предвидится. Таким образом и проявляется система неэффективного использования финансовых ресурсов.
Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчислениях которых реализуются определенные принципы, образует налоговую систему страны.
Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и одновременно служить барьером на пути социального обнищания низкооплачиваемых слоев населения. К числу наиболее важных принципов, которые должны быть реализованы в налоговой системе, относятся:
1. Разумное сочетание прямых и косвенных налогов, использование разнообразных их видов, позволяющее учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. В период обострения кризисной ситуации в экономике лучше иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками и широкой налогооблагаемой базой, чем один-два вида поступлений с высокими ставками изъятия;
2. Универсализация налогообложения, обеспечивающая, во-первых, одинаковые для всех плательщиков требования к эффективности хозяйствования, не зависящие от видов собственности, организационно-правовых форм хозяйствования и т.д., а, во-вторых, одинаковый подход к исчислению величины налога вне зависимости от источника полученного дохода, сферы хозяйствования, отрасли экономики;
3. Однократность обложения, состоящая в том, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период;
4. Научный подход к определению конкретной величины ставки налога, состоящий в обосновании той доли изъятия, которая позволит субъекту налога иметь доход, обеспечивающий ему нормальное развитие. Научный подход исключает как механический перенос на нашу страну ставок налогообложения, используемых в других странах, так и сугубо фискальный подход к их установлению;
5. Дифференциация ставок налогообложения в зависимости от уровня доходов, которая, тем не менее, не должна превращаться ни в запретительную прогрессию, ни в индивидуализацию ставок, противоречащую основам рыночного хозяйствования;
6. Стабильность (устойчивость) ставок налогообложения, действующих в течение довольно длительного периода и простота исчисления платежа;
7. Использование системы налоговых льгот, реально стимулирующих процессы инвестирования средств в предпринимательскую деятельность и одновременно реализующих принцип социальной оправданности, в том числе гарантирующих гражданам прожиточный минимум. Льготы не должны устанавливаться для конкретных плательщиков, они едины для всех;
8. Четкое разделение налогов по уровням государственного управления: федеральные, республиканские и местные.
В результате реформы налоговая система России строится на сочетании прямых и косвенных налогов. Первые устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, вторые – включаются в виде надбавки в цену товара или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем. При прямом налогообложении денежные отношения возникают между государством и самим плательщиком, вносящим налог непосредственно в казну; при косвенном – субъектом налога становится продавец товара (услуги), выступающий посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги).
3.3 Мультипликатор сбалансированного бюджетаГосударственный бюджет является основным компонентом бюджетной системы государства и является основным финансовым планом государства на финансовый год и плановый период.
Значение государственного бюджета неоценимо: он занимается перераспределением совокупного общественного продукта и национального дохода, концентрацией средств для финансирования развития всех сфер общественной, социально-экономической и политической жизни. Государства часто используют бюджеты для влияния на темпы развития отдельных видов деятельности, продуктивных и непроизводительных сфер, национальных территорий. Показатели бюджета и отчеты об их исполнении позволяют оценить текущую экономическую ситуацию в стране, установить перечень приоритетов и оценить качество ее решений [9, c. 159-182].
Доходы Федерального бюджета определяются как средства, безвозмездно предоставляемые федеральным органам государственной власти Российской Федерации в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.
Доходная часть федерального бюджета Российской Федерации состоит в основном из налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, акцизов и таможенных пошлин на предприятия и организации различных форм собственности.
Расходная часть федерального бюджета Российской Федерации состоит прежде всего из социальной политики, обеспечения национальной обороны и национальной безопасности, решения государственных задач (см. табл. 3.3).
Таблица 3.3 – Исполнение государственного бюджета РФ в 2017 году
Критерий Млрд. руб. %
Доля расходов на социальную политику 4,992 млрд. руб. 30,4%
Объем расходов на оборону 2,852 млрд. руб. 17,4%
Национальная безопасность 1,918 млрд. руб. 11,7%
Решение национальных проблем 1,162,5 млрд. руб. 7,1%
В ходе подготовки, утверждения и исполнения бюджета сравниваются доходная и расходная части бюджета и определяются дефицит (доходы от расходов) или профицит (расходы от доходов). Сбалансированный бюджет является основным показателем экономического и социального благополучия страны, включая равные доходы и расходы.
Данные таблицы 3.3 показывают, что дефицит государственного бюджета в Российской Федерации уже несколько лет является проблемой, которая негативно сказывается на социально-экономическом положении страны. Среди причин сложившейся дефицитной ситуации можно выделить следующие элементы:
1. Нестабильная мировая экономическая ситуация;
2. Высокая волатильность цен на основные ресурсы [8, c. 124-172];
3. В результате введения экономических санкций иностранные инвестиции в основные отрасли Российской Федерации сократились.
Кроме того, на обеспечение сбалансированности федерального бюджета влияют макроэкономические показатели, представленные в таблице 3.4.
Таблица 3.4 - Основные показатели, влияющие на сбалансированность федерального бюджета на 2015-2017 годы
Показатель Год
2015 2016 2017
ВВП в млрд. руб. 387,2 917,8 281,9
Курс доллара, в среднем за год, долл. 60,7 66,9 68,7
Инфляция, % 12,9 5,4 2,5
Эти макроэкономические показатели используются для расчета большинства доходов и могут дать качественную оценку не только механизма обеспечения сбалансированности, но и подготовки и исполнения федерального бюджета в целом.
Очень трудно сбалансировать государственный бюджет. Ни одна страна в мире не имеет полностью сбалансированного бюджета, но некоторые страны имеют очень небольшие различия между доходами и расходами. Первыми в списке этих стран стоят скандинавские страны: Швеция, Финляндия и Дания, мы рассмотрим исполнение бюджета.
Некоторые теоретики считают, что одним из способов решения проблемы сбалансированности государственного бюджета России является сокращение расходных статей. Однако этот вариант не очень популярен и не является достаточно эффективным методом борьбы с дефицитом бюджета. Возможно, поначалу такое решение проблемы принесет свои плоды, но в дальнейшем сокращение расходов на здравоохранение, науку и образование может привести к серьезной социальной напряженности в обществе.
Приведенное выше сравнение показывает только те различия, которые существуют между развитыми странами мира. Конечно, Россия не сможет в полной мере пойти по пути развития скандинавской экономики, потому что есть много факторов, которые мешают этому произойти. Швеция, Финляндия и Дания заняли меньшие территории, что напрямую привело к сокращению расходов на оборону. Они не сильно зависят от курса доллара и цен на нефть, что также является важным фактором обеспечения сбалансированности национального бюджета скандинавских стран. Однако, с другой стороны, они очень зависимы от сырья своих соседей, а экономика характеризуется высокими налогами. Однако им удалось найти баланс, компенсируя высокие налоги и расходы на обеспечение максимально комфортной жизни общества, не провоцируя роста социальной напряженности и обеспечивая относительную сбалансированность государственного бюджета [5, c. 149-192].
Вместо того, чтобы искать точки роста в сложившейся экономической ситуации, лучше перейти к созданию новой социально ориентированной экономической модели. Экономический рост может быть обеспечен за счет сокращения государственного долга с помощью инструментов денежно-кредитной политики, реализации системной инвестиционной политики в импортозамещающих отраслях, оптимизации бюджетных расходов и снижения сырьевой зависимости страны при сохранении экономического роста.
Проблема сбалансированности государственного бюджета не имеет единственно верного и правильного решения. Это сложный вопрос, требующий серьезного системного подхода и глубокого понимания того, как осуществляется прогнозное развитие. Вместе с тем выдвигаются предложения по совершенствованию механизма балансировки и разрабатываются перспективные целевые планы. Очень трудно обеспечить равенство между доходной и расходной составляющими бюджета, но при серьезном системном подходе и грамотном понимании и разработке подхода к развитию разрывы могут быть сведены к минимуму, а бюджеты приблизятся к сбалансированности, что обеспечит экономическое и социальное благополучие страны [15, c. 143-182].
ЗаключениеБюджет, как финансовая категория, предназначен для выполнения определенных функций. Прежде всего, это распределительная, то есть распределение и перераспределение денежных доходов между различными сферами деятельности, социальными классами. Во-вторых, система контроля с ее помощью выявляет финансовое положение отдельных хозяйствующих субъектов, отраслей народного хозяйства, административно-территориальных образований.
Роль бюджета заключается в том, что он является важнейшим инструментом влияния на экономическое развитие. С его помощью на основе бюджетного механизма государство изменяет структуру общественного производства, влияет на результаты управления экономикой и осуществляет социальные преобразования. В то же время государство осуществляет все формы прямого и косвенного влияния на экономику. Важность бюджета варьируется на разных этапах национального развития. Однако в период перехода к рыночной экономике это стало особенно важным.
Роль бюджета возрастает, о чем свидетельствует увеличение расходов. Планируется сокращение бюджетных ассигнований в секторе экономики. Вряд ли это будет реализовано немедленно, но социальные расходы постепенно становятся доминирующими, а финансирование реального сектора экономики сокращается. Растут общие расходы на научную деятельность и национальную экономику. Нельзя не отметить огромное влияние мирового финансового кризиса, который значительно сократил объем доходов и расходов бюджета. В перспективе ожидается снижение налогового давления в стране, переход к прямому налогообложению (реформа налоговой политики), сокращение количества целевых бюджетных средств и формирование непроизводственных сфер частного сектора, что обусловлено возможностями государства.
В экономической теории существует несколько концептуальных подходов к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики. Первая концепция основана на том, что бюджет должен быть сбалансирован каждый год. Вторая концепция основана на том, что бюджет должен быть сбалансирован в экономическом цикле, а не на ежегодной основе.
Дефицит бюджета сокращается в 20 раз по сравнению с 2016 годом, налоговые доходы продолжают значительно расти. Это означает, что фискальная политика страны улучшается и что последствия кризиса уменьшаются. Россия находится на пути к экономическому росту и восстановлению. Сейчас важно создать совершенно новую налоговую систему, учитывающую все необходимые направления финансирования, чтобы в бюджете страны наблюдались только профициты.
Поэтому для снижения влияния дефицита бюджета на экономику страны могут быть приняты различные меры по управлению дефицитом бюджета:
1. Выделение средств на покрытие дефицита бюджета;
2. Разделение бюджета.
Таким образом, бюджет - это централизованный денежный фонд, который накапливается в основном с помощью налогов и используется государством для решения своих задач. В настоящее время государственный бюджет перераспределяется до 40%, а в некоторых странах даже больше. Значительные финансовые ресурсы, сосредоточенные в руках государства, составляют материальную основу его деятельности и создают широкий спектр возможностей для активного вмешательства в экономическую жизнь.
Список использованных источниковНормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).
3. «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новая редакция)» (утв. Правительством РФ 14.05.2015).
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 22.12.2020).
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 17.02.2021).
Библиографический список
6. Быкова, Н.Н. Содержание и принципы формирования доходов бюджетов разных уровней / Н.Н. Быкова. – М., 2019. - 146 с.
7. Волкова, А.А. Проблемы формирования бюджетов на муниципальном уровне / А.А. Волкова. – М., 2017. – 66 с.
8. Давыдова, Н.Ю. Право муниципального образования на местный бюджет: содержание и формы реализации / Н.Ю. Давыдова. – М., 2019. – 26 с.
9. Ефимов, Я.Г. Роль местного бюджета в социально-экономическом развитии территории / Я.Г. Ефимов. – М., 2017. – 121 с.
10. Караваева, Ю.С. Финансовая самостоятельность региональных и местных бюджетов / Ю.С. Караваева. - СПб.: Реноме, 2018. – 76 с.
11. Кожемяченко, А.В. Решение проблем самостоятельности бюджетов муниципальных образований / А.В. Кожемяченко. – М., 2019. – 575 с.
12. Лытнева, Н.А. Методика анализа направлений оптимизации расходов муниципального бюджета / Н.А. Лытнева. – М., 2017. – 166 с.
13. Милюкин, А.Н. Понятие и структура муниципального бюджета / А.Н. Милюкин. – М., 2017. – 188 с.
14. Молвинских, Н.А. Особенности бюджета муниципального образования / Н.А. Молвинских. – М., 2019. – 122 с.
15. Никитская, Е.Ф. Межбюджетные отношения в системе формирования инвестиционных источников финансирования инновационной деятельности / Е.Ф. Никитская. – М., 2018. – 112 с.
16. Николаева, Т.П. Бюджетная система РФ: учебно-практическое пособие / Т.П. Николаева. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2019. - 380 с.
17. Ракитина, И.С. Государственные и муниципальные финансы: учебник и практикум для академического бакалавриата / И.С. Ракитина. – М., 2019. – 333 с.
18. Салынцев, Ю.А. Оценка эффективности исполнения бюджета муниципального образования / Ю.А. Салынцев. – СПб., 2018. – 703 с.
19. Фомина, Е.А. Риск-анализ доходов и расходов территориальных бюджетов / Е.А. Фомина. – М., 2018. – 59 с.
20. Фомина, Е.А. Риск-анализ территориальных бюджетов: монография / Е.А. Фомина. Уфа: БАГСУ, 2019. - 231 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!