это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3193150
Ознакомительный фрагмент работы:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАССМОТРЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ…………………5
1.1. Сущность проблемы защиты интересов детства……………………….5
1.2. Нормативно – правовое регулирование защиты интересов детей……11
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА……………………………………………………………16
2.1. Анализ опыта по защите прав детей…………………………………...16
2.2. Эмпирическое исследование…………………………………………...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………28
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….33
Приложение А (вопросы для беседы с экспертом)………………………..34
Приложение В (информационный буклет для ребенка)…………………..35
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, положение детей в обществе является одним из приоритетных направлений государственной социальной политики нашей страны. Даже в период сегодняшнего экономического и политического кризиса не происходит снижение затрат на социальные нужды, финансируются целевые адресные программы, реализуются национальные проекты в интересах детей. Подтверждением курса на защиту прав детей является введение с 1 сентября 2009 г. должности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и стимулирование появления детских омбудсменов во всех регионах. Но несмотря на существенные достижения по многим показателям, которые характеризуют качество детства, многие проблемы далеки от полного разрешения. Происходит постепенное сокращение численности детского населения (в среднем на 3% в год). При сохранении негативных тенденций численность детей может снизиться с 28 млн детей в 2007 г. до 22,5 млн в 2025 г. Наблюдается падение уровня жизни семей, имеющих более одного ребенка, что зачастую приводит их к социальному исключению в силу недоступности многих ресурсов, которые необходимы для полноценного развития. Сегодня, по мнению социологов, в России бедность имеет детское лицо. Разный уровень социально-экономического развития субъектов страны приводит к неравенству в отношении предоставления социальных услуг, осуществления и защиты прав детей [31].
В научной литературе по социальной работе, социологии и юриспруденции тема защиты прав детства отведено особое место. Так, вопросы социально - правовой защиты детства широко раскрыты в научных работах таких исследователей, как В.А. Варывдин, М.А. Галагузова, И.П. Клемантович, А.В. Мудрик и др. В.А. Варывдин, Л.Л. Мехришвили, Т.Н. Поддубная, О. В. Степанов занимались изучением вопросов государственного управления социальной защиты прав детства. Такие исследователи как Е.М. Рыбинский, Л.С. Алексеев, О.В. Заяц, П.Д. Павленок в своих трудах освещали вопросы деятельности служб, которые занимаются защитой прав детей и т.д.
Сегодняшняя жизнь создает новые вызовы, которые связаны с несоблюдением прав ребенка. Наряду с решением задач улучшения здоровья детей, снижения их смертности, обеспечения базовых социальных гарантий, необходима выработка и осуществление стратегии противодействия новым рискам для детей — беспризорности, социальному сиротству, распространению наркомании, токсикомании, алкоголизма, насилию по отношению к детям, росту социально обусловленных заболеваний. Наличие всех проблем и противоречий и определяет актуальность выбранной темы.
Объект исследования: защита интересов детства.
Предмет исследования: реализация мер социальной политики по защите интересов детей.
Цель исследования: изучить вопросы реализации мер социальной политики по защите интересов детей.
Задачи исследования:
Раскрыть сущность проблемы защиты интересов детства.
Изучить нормативно – правовое регулирование защиты интересов детей.
Проанализировать опыт по защите прав детей.
Провести эмпирическое исследование для выявления проблем в реализации мер социальной политики по защите интересов детей.
Методы исследования:
Теоретические методы: изучение и анализ научной и учебной литературы.
Эмпирические методы: экспертный опрос, анализ документов.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАССМОТРЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛТЕНИХ ДЕТЕЙ
Сущность проблемы защиты интересов детства
Для того, чтобы рассмотреть проблемы защиты интересов детства, сперва необходимо определить понятия детей и детства.
Так, под термином детство понимается период активного социального «развертывания» растущего человека, его личностного «вызревания», которое протекает при непосредственном участии взаимодействующего с ним взрослого [30]. При этом ученые отмечают, что понятие детства связывается не с биологическим состоянием зрелости ребенка, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности. В соответствии с Федеральным Законом от 24.07.1998 г. № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», понятие ребенок трактуется как «лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия)» [3]. То есть мы говорим о том, что дети и детство является крайне уязвимым периодом, когда ребенок полностью зависит от взрослых, которые к сожалению, в последние годы становятся слишком безответственными в отношении своих детей, что приводит к таким явлениям, как социальное сиротство, беспризорность, безнадзорность и все то, что ставит под угрозу будущее поколение нашей страны. Именно поэтому вопросы социальной защиты, защиты интересов детства являются приоритетными направлениями государства и социальной политики.
Социальная защита детства – это система осуществляемых обществом и его официальными структурами организационных, правовых, финансово - экономических, социально-психолого-педагогических мероприятий по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержания жизнеобеспечения и гармоничного развития ребенка с целью удовлетворения его потребностей и интересов. Защита прав детей представляет собой целостный комплекс социально - правовой, социально-медицинской, социально-психологической, социально - педагогической помощи ребенку, членам его семьи, которая нацелена на решение триединой задачи:
полидисциплинарную профилактическую поддержку и коррекционно - реабилитационную помощь;
контроль за соблюдением прав детей;
собственно защиту детей [29].
Социальная сфера в целом, и в частности социальная работа всегда строилась на двух главных принципах работы – это индивидуальный подход и комплексная система помощи. И в случае работы в сфере защиты детства работа также должна быть построена на межведомственном, комплексном подходе не только с самим ребенком, но и с его семьей, с социальным окружением.
Социальная защита детства и интересов детей строится на следующих принципах:
Всеобщность и доступность основных форм социальной защиты детства.
Многообразие форм и видов социальной защиты детства. Социальная защита детства осуществляется в денежной, натуральной и юридической формах.
Единство и дифференциация социальной защиты детства. Все дети имеют право на социальную защиту, но нуждаются в ней в разной степени, в разных формах и размерах.
Осуществление социального обеспечения нуждающихся детей в объеме не ниже признанного государством социального стандарта, то есть прожиточного минимума.
Охрана права каждого ребенка на социальную защиту. Осуществление и восстановление нарушенных социальных прав ребенка призваны защищать государство, общественные организации и родители или лица, их замещающие, руководители детских и других учреждений.
Если говорить о системе социальной защиты детей в нашей стране, то она состоит из следующих компонентов [29]:
Законодательного обеспечения и степени сформированности нормативно-правового поля.
Механизма управления и порядка взаимодействия.
Компетентных органов и учреждений, межведомственной взаимосвязи, организационных формы деятельности учреждений.
Порядка исполнения.
Финансово-экономического и материально-технического обеспечения.
Научно-методического и кадрового обеспечения.
Просвещения.
То есть речь идет не только о учреждениях, которые оказывают непосредственную помощь или социальные услуги данной категории населения, но и многих компонентов, которые напрямую влияют на качественность и эффективность работы данной сферы. Система социальной защиты детства разноуровневая, она пронизывает все институты процесса социализации личности ребенка и во многом определяет эффективность данного процесса.
В соответствии с Семейным Кодексом РФ, права ребенка делятся на две группы – личные и имущественные. К личным правам относятся [2]:
Право ребенка жить и воспитываться в семье. То есть каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, образование, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства (СК РФ ст. 54).
Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в медицинской организации и другое), имеет право на общение со своими родителями (лицами, их заменяющими) и другими родственниками в порядке, установленном законом (СК РФ ст. 55).
Право ребенка на защиту. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту. Помимо прочего, ребенок также имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд. В данном вопросе есть одна очень важная деталь, что должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка (СК РФ ст. 56).
Право ребенка выражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам (СК РФ ст. 57).
Право ребенка на имя, отчество и фамилию (СК РФ ст.58).
Право на изменение имени и фамилии ребенка (СК РФ ст. 59).
К имущественным правам ребенка относятся:
Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего Кодекса.
Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.
Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках.
Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.
Таким образом, под детством понимается период активного социального «развертывания» растущего человека, его личностного «вызревания», которое протекает при непосредственном участии взаимодействующего с ним взрослого. Понятие ребенок трактуется как «лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия)». Социальная защита детства – это система осуществляемых обществом и его официальными структурами организационных, правовых, финансово - экономических, социально-психолого-педагогических мероприятий по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержания жизнеобеспечения и гармоничного развития ребенка с целью удовлетворения его потребностей и интересов. Защита прав детей представляет собой целостный комплекс социально - правовой, социально-медицинской, социально-психологической, социально - педагогической помощи ребенку, членам его семьи. В вопросах прав ребенка выделяются две группы прав – это личные и имущественные, которые прописаны в Семейном Кодексе РФ.
1.2. Нормативно – правовое регулирование защиты интересов детей
В современном мире под социальной защитой ребенка понимается реализация гарантий его основных прав, что зафиксировано в «Конвенции ООН о правах ребенка», которая была ратифицирована Россией в июне 1991 г. Главная цель «Конвенции» состоит в максимальной защите прав ребенка. Ее положение сводится к четырем основным требованиям, которые должны обеспечивать права ребенка: выживание, развитие, защита и обеспечение, а также активное участие в жизни общества.
Право ребенка на жизнь включает в себя рождение, выживание ребенка, в том числе и в случае болезни, также ребенок имеет право на доступное медицинское обслуживание, которое устанавливается специальным стандартом жизни, также у ребенка реализуется право на имя и гражданство. Право на развитие включает сферы образования, отдыха, досуга и участия в культурной жизни. Право на защиту – это право на всевозможные ситуации, при которых ребенок в силу своей уязвимости и зависимости от мира взрослых нуждается во внимании. Конвенция также предусматривает заботу о детях-инвалидах, беженцах, детях, разлученных с родителями, детях, нарушивших закон, устанавливает специальные правовые нормы по защите детей в условиях вооруженных конфликтов, а также от употребления и приобретения наркотиков. Право на активное участие в жизни общества осуществляется мерами по обеспечению свободы слова, совести, религии, свободного выражения своего мнения. При этом для соблюдения вышеназванных прав, конвенция также закрепляет соответствующие обязанности родителей по отношению к своим детям.
В настоящее время, правовая база социальной защиты детства строится на трех уровнях: международном, общефедеральном и региональном. На международном уровне, помимо «Конвенции ООН о правах ребенка», также входят документы других международных организаций, таких как ЮНИСЕФ и ВОЗ, а также межгосударственные соглашения и программы по охране материнства и детства. Общефедеральный уровень правовой защиты детства опирается на Конституцию РФ, Закон о защите прав ребенка, Семейный кодекс РФ и законодательство о семье, Закон «Об образовании в РФ», о социальной защите населения России в целом и др. Региональный уровень опирается на общефедеральную правовую базу, но конкретизирует условия, цели и задачи выполнения законов и указов Президента РФ.
Рассмотрим более подробно общефедеральный уровень, который определяет основные направления в работе по защите прав и интересов детей
Основным документом для нашей страны, который имеет высшую юридическую силу является Конституция РФ, которая в сфере защиты прав детей закрепила, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (ст.2) [1]. В соответствии с данным документом, правовой статус ребенка – это его права, обязанности и ответственность от рождения до достижения совершеннолетия. Правовой статус ребенка меняется в процессе взросления. Набор прав и обязанностей, характер ответственности определяется, прежде всего, возрастом ребенка.
Федеральный закон № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» отмечает, что целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие [3]. То есть мы можем увидеть, что цель государственной политики в отношении прав детей охватывает все аспекты, необходимые для полноценного развития личности ребенка. Также, закон определяет основные направления обеспечения прав ребенка в нашей стране, определяет организационные основы гарантий прав ребенка и регулирует все отношения, возникающие в данной сфере.
Важным документов, показывающим приоритетность защиты прав ребенка в социальной политике является Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», в соответствии с которым было разработано Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2021 г. № 122 – р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 г.». В соответствии с данным документом, можно выделить семь основных направлений мероприятий [5]:
Здоровье сбережение с детства, целью которого является укрепление и охрана здоровья детей; повышение качества и доступности медицинской помощи детям, а также создание благоприятных условий для гармоничного развития детей.
Благополучие семей с детьми. Цель - обеспечение материального и семейного благополучия и снижение негативного влияния бедности на качество жизни детей.
Всестороннее развитие, обучение, воспитание детей. Цель данного направления - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Инфраструктура детства, целью которого является формирование и развитие благоприятной среды для полноценного образования, воспитания, развития различных категорий детей.
Защита детей, оставшихся без попечения родителей. Цель - обеспечение полноценного развития и социализации детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях институционализации, замещающего родительства и в самостоятельной жизни.
Качество жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов. Целью данного направления мероприятий является консолидация ресурсов для социализации, включения в активную жизнь общества детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Безопасность детей. В рамках данного направления целью является обеспечение комплексной безопасности детей, соблюдение прав и законных интересов детей.
Данный документ захватывает самые уязвимые и социально незащищенные категории детей, что безусловно является большим плюсом. Но реалии сегодняшней ситуации показывают, что реализация мероприятий данного плана не дает никакого эффекта, а имеющиеся проблемы в сфере защиты прав и интересов детей остаются неразрешенными и как никогда острыми и актуальными.
Таким образом, нормативно – правовую основу в сфере защиты прав и интересов детей в нашей стране составляют три уровня документов – международный, общефедеральный и региональный уровни. К документам международного уровня относятся «Конвенции ООН о правах ребенка», документы других международных организаций, таких как ЮНИСЕФ и ВОЗ, а также межгосударственные соглашения и программы по охране материнства и детства. К документам общефедерального уровня относятся Конституция РФ, Семейный Кодекс РФ, Федеральный Закон № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», которые определяют основные права детей и регулируют все взаимоотношения, возникающие в данной области. Также важными документами являются Указ Президента РФ № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» и Распоряжение Правительства РФ № 122 – р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 г.», которые выделяют семь направления работы, охватывающие самые незащищенные категории детей.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА
Анализ опыта по защите прав детей
В современных условиях развития государства и в целях социальной сплоченности российского общества при создании региональных моделей социальной защиты детства необходимо ориентироваться на решение реально существующих социальных проблем детства и реализацию новых стандартов жизни. Поэтому создание модели социальной защиты детства, гармонично соединяющей федеральный и региональные компоненты, должно осуществляться на основе комплексного подхода и принципов межведомственного взаимодействия. Создание региональной модели социальной защиты детства подразумевает реализацию новых задач социальной политики и использование уже созданных механизмов социальной защиты детства на уровне конкретного региона.
Необходимым условием конструирования региональной модели социальной защиты детства является создание в регионах России служб уполномоченного по правам ребенка, деятельность которого дополняет существующие средства защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, не отменяет и не влечет ни в какой мере пересмотра компетенции органов государственной власти, должностных лиц и общественных объединений субъекта Федерации, участвующих в обеспечении защиты и восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка. На сегодняшний день в нашей стране в 82 - х регионах есть Уполномоченный по правам ребенка.
Помимо деятельности Уполномоченного, в регионах реализуется много других способов и технологий защиты прав детей. Так, в Ямало-Ненецком автономном округе в целях улучшения положения детей в обществе, их надлежащей защиты, создания благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучения, воспитания и развития была принята Региональная стратегии действий в интересах детей, главной целью которой является создание наилучших условий для рождения, развития и воспитания детей, обеспечение прав, интересов и потребностей каждого ребенка, проживающего в автономном округе, создание благоприятной среды для успешной социализации детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, соблюдение приоритетности сохранности для ребенка родной семьи.
В этой связи следует особо отметить деятельность окружной Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в ЯНАО, члены которой совместно с другими субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, прилагают совместные усилия по улучшению положения детей в обществе. Во время проведения различных мероприятий, заседаний, деятельности рабочих групп, поднимаются актуальные вопросы и проблемы в сфере реализации прав детей непосредственно перед структурами, в ведении которых находится решение тех или иных вопросов. Принимаемые решения направлены на улучшение положения детей в регионе, совершенствование механизмов обеспечения и защиты прав детей и усиление профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, а также на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних [32].
В Москве, в вопросах улучшения ситуации в сфере защиты важнейшего права ребенка – права на семью способствовали не только меры экономической поддержки, но и организационные изменения в системе семейного устройства такой категории детей, как детей - сирот. В прошедшем году прошли подготовку в 57 школах приемных родителей более 4 тыс. человек. Начиная с 2014 года, в столице реализуется пилотный проект по предоставлению жилого помещения приемным семьям, в соответствии с которым в течение года планируется обеспечить жильем приемных семей, принявших на воспитание 5 и более детей - сирот, из которых не менее трех детей в возрасте старше 10 лет и/или дети – инвалиды [34].
В рамках работы с категорией детей – инвалидов, в вопросах преодоления жизненных ограничений в Ленинградской области была реализована программа – Предоставление услуг с использованием технологии социального обслуживания «Ранняя помощь детям в возрасте от 0 до 3 лет и их семьям на территории Ленинградской области». Данная практика связана с предоставлением услуг ранней помощи детям в возрасте от 0 до 3 лет и их семьям. Комплекс мероприятий направлен на улучшение функционирования ребенка в естественных жизненных ситуациях, повышение качества взаимодействия и улучшение отношений ребенка с родителями, другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами в семье, повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лицами в вопросах развития и воспитания ребенка, включение ребенка в среду сверстников, расширение социальных контактов ребенка и семьи. Эта практика предполагает не конкретный метод решения задачи обеспечения поддержки семей с детьми до 3 лет, имеющих ограниченные возможности здоровья, а направлена на обеспечение возможности доступа указанных категорий семей к получению квалифицированных услуг различного профиля на территории конкретного региона. То есть таким образом реализуется право ребенка на медицинское обслуживание и получение необходимых услуг [35, С. 67 – 69].
Практика «Социальное сопровождение семей с детьми, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в помощи» (Орловская область) основана на технологии социального патронажа семей, в основе которой лежит контроль за образом жизни семьи и проведение профилактической работы с ее членами. Эта работа организована как в рамках патронирующего учреждения, так и за его пределами, что обеспечивает разнообразие мест событий и проводимой деятельности. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей производится за счет зарекомендовавшего себя как эффективный формат детско-родительского клуба «В кругу друзей» и «Школы для ответственных мам и пап», а также через организацию наставничества. В этих клубах работа ведется на установление и развитие доверительно-партнерских отношений между родителем и ребенком, семьей и специалистами; удовлетворение потребности семей в совместном проведении свободного времени, досуга. Указанные практики могут быть отнесены к виду «модель работы организации», так как предполагают вариативность программ и технологий, при решении задач в рамках направления поддержки [35, С. 13 – 14].
Направление «Подготовка детей к самостоятельной жизни, включая детей, проживающих в интернатных учреждениях и замещающих семьях» в нашей стране представлено двумя наиболее эффективными практиками: «Организация постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Курская область) и «Эстафета наставников ― Держим курс под флагом Добра» (г. Москва). Постинтернатное сопровождение предполагает наличие индивидуального наставника и интерактивное включение выпускников в клубную деятельность, в отдельных случаях применяется инновационная технология сопровождаемого самостоятельного проживания. Примечательно, что наличие наставника, заинтересованного взрослого и значимого Другого, который сознательно берет на себя ответственность за оказание поддержки и помощи выпускнику, может продуцировать отказ от ответственности, однако в конечном счете именно данная технология способствует постепенной автономизации выпускника. В свою очередь, организация децентрализованных клубов позволяет молодым людям присоединиться к сообществу по интересам. Практика является устоявшейся: с 2012 года была произведена работа более чем с 10000 участников. Практика тиражируется как модель работы организации, а также осуществляет стажировку специалистов по данному направлению работы. Практика «Эстафета наставников ― Держим курс под флагом Добра» (г. Москва, г. Архангельск, г. Смоленск) представляет собой цикл встреч с представителями творческих профессий («Творческие кураторы проекта»), в которых участников проекта сопровождают волонтеры-наставники. Волонтеры-наставники подбираются индивидуально и сопровождают своих подопечных на протяжении всей реализации практики. Цель цикла встреч формулируется, как «системная помощь детям, нуждающимся в поддержке и развитии имеющегося у них творческого потенциала, со стороны специально обученных, значимых для них взрослых, путем формирования пары «ребенок-наставник», совместно участвующих в мероприятиях проекта, направленных на стабилизацию эмоционально-психологического состояния ребенка, его адаптацию в обществе и реализацию личностного и творческого потенциала» [35, С. 17 – 19].
Таким образом, региональный опыт нашей страны показывает большое многообразие программ в рамках работы Десятилетия детства. В вопросах защиты прав детей уделяется особое внимание таким наименее защищенным категориям детей, как дети – сироты, дети – инвалиды. В рамках разных направлений происходит создание специальных программ и проектов, направленных на защиту прав детства и детей. Помимо реализации программ и проектов, важной составляющей частью по защите прав детей является структурное изменение в каждом регионе – это появление Уполномоченного по правам ребенка, который призван отслеживать законность всех действий в отношении ребенка и отслеживать соблюдение их прав. В настоящее время в 82 – х регионах нашей страны такой представитель есть.
Эмпирическое исследование
С целью изучения реализации социальной политики по защите прав детей г. Кострома в рамках Десятилетия детства нами было проведено эмпирическое исследование.
Задачи эмпирического исследования:
Изучить практику социальной политики по защите прав детей в г. Кострома;
Выявить механизмы (пути) реализации социальной политики по защите прав детей г. Кострома в рамках Десятилетия детства;
Выявить проблемы, препятствия на этапах подготовки и реализации социальной политики по защите прав детей в рамках Десятилетия детства;
Методы эмпирического исследования:
Экспертный опрос.
Анализ документов.
База исследования: Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области.
Респонденты: специалисты из Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области.
По результатам анализа документов можно сделать следующие выводы:
Основным документом, определяющим направления социальной политики в сфере защиты прав и интересов детей области, является Распоряжение Губернатора Костромской области от 07.06.2018 г. № 381 – р «Об утверждении региональных планов основных мероприятий Костромской области и публичных мероприятий Костромской области до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства». Данный документ является актуальным по сей день. Нами были выделены основные направления в рамках защиты детства, а именно [6]:
Повышение благосостояния семей с детьми.
Современная инфраструктура детства.
Обеспечение безопасности детей.
Здоровый ребенок.
Всестороннее образование – детям.
Культурное развитие детей.
Развитие физкультуры и спорта для детей.
Безопасный детский отдых.
Доступный детский туризм.
Безопасное информационное пространство.
Ребенок и его право на семью.
Социальная защита детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их интеграция в современное общество.
Обеспечение и защита прав и интересов детей.
Качественные детские товары и продукты питания.
Каждое из направлений включает в себя комплекс мероприятий разного содержания, для охвата и освещения актуальных проблем и их решений. Так например, направление здоровый ребенок содержит в себе мероприятия по формированию ЗОЖ; реализация системы мер по профилактике отказов от новорожденных детей и совершения абортов; внедрение методик комплексной реабилитации детей – инвалидов и детей с ОВЗ; реализации технологий раннего выявления заболеваний и проведение диспансеризации; обеспечение лекарственными средствам детей до трех лет жизни и т.д. В направлении ребенок и его право на семью включает в себя психологическую помощь обучающимся; внедрение и реализация служб школьной медиации; профилактические мероприятия по антисоциальному поведению; устройство детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др. Стоит заметить, что в плане мероприятий охвачены все социально незащищенные категории детей и семей, а это имеет большое социальное значение для общества в целом, и отдельных граждан в частности, поскольку позволит найти решения для большинства актуальных проблем данных категорий детей.
По результатам экспертного опроса можно сделать следующие выводы:
Процедура согласования учреждений, руководителей и специалистов при реализации плана в рамках Десятилетия детства зависит от учреждения, его направленности и включенности в межведомственное взаимодействие. То есть роль учреждения в плане мероприятий зависит от вида его деятельности. Например, Департамент труда и социальной защиты реализует мероприятия по различным выплатам, пособиям разных категорий семей и детей, по вопросам социального сопровождения и патронажа замещающих семей и т.д.
В реализации плана мероприятий Десятилетия детства участвуют специалисты всех субъектов социальной политики и социальной работы области, а именно:
Департамент культуры.
Департамент образования и науки.
Департамент труда и социальной защиты.
Департамент экономического развития.
Департамент здравоохранения.
Департамент имущества.
Информационное управление.
По мнению респондентов, на этапе подготовки мероприятий с участием более двух субъектов социальной политики возникают такие проблемы, как:
Различное видение решения проблемы;
Различные установки на сроки получения результата;
Субъективизм;
Занятость специалистов по основному месту работы;
Договоренность с руководством привлеченных специалистов;
Место проведения и его согласование.
На этапе реализации мероприятий с участием более двух субъектов профилактики возникают проблемы:
Не систематичность и не отлаженность межведомственного взаимодействия;
Проблемы в действующем законодательстве. Отсутствие четкого правового регулирования.
Также возникают определенные трудности при обмене информации, которые тормозят работу субъектов социальной политики.
Мнения специалистов в оценке согласованности работы субъектов социальной политики разошлись.
Рисунок 1 – Распределение ответов на вопрос, «Как бы Вы оценили в целом согласованность работы субъектов социальной политики при реализации плана мероприятий в рамках Десятилетия детства?».
Большинство специалистов оценили согласованность работы субъектов профилактики на оценку «4», то есть работа согласована; обмен информацией происходит своевременно; существуют небольшие проблемы при подготовке и реализации межведомственных мероприятий; работа происходит по отлаженной схеме, показывая хорошие показатели эффективности работы субъектов социальной политики при реализации плана мероприятий в рамках Десятилетия детства.
Таким образом, с целью изучения реализации социальной политики по защите прав детей г. Кострома в рамках Десятилетия детства нами было проведено эмпирическое исследование, где базой исследования выступило Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области.
В ходе анализа документов были выявлены основные направления работы социальной политики области с охватом всех слабо защищенных категорий детей и семей. В ходе экспертного опроса мы выявили процедуру согласования учреждений при реализации мероприятий в рамках Десятилетия детства с участием более двух субъектов социальной политики, проблемы на этапе подготовки мероприятий: различное видение решения проблемы, субъективизм, отсутствие четкого разграничения полномочий, занятость специалистов по основному месту работы; проблемы на этапе реализации межведомственных мероприятий: трудности при обмене информации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе анализа научных и литературных источников по теме «Реализация социальной политики по защите интересов детей», можно сделать следующие выводы.
Под детством понимается период активного социального «развертывания» растущего человека, его личностного «вызревания», которое протекает при непосредственном участии взаимодействующего с ним взрослого. Понятие ребенок трактуется как «лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия)». Социальная защита детства – это система осуществляемых обществом и его официальными структурами организационных, правовых, финансово - экономических, социально-психолого-педагогических мероприятий по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержания жизнеобеспечения и гармоничного развития ребенка с целью удовлетворения его потребностей и интересов. Защита прав детей представляет собой целостный комплекс социально - правовой, социально-медицинской, социально-психологической, социально - педагогической помощи ребенку, членам его семьи. В вопросах прав ребенка выделяются две группы прав – это личные и имущественные, которые прописаны в Семейном Кодексе РФ.
Нормативно – правовую основу в сфере защиты прав и интересов детей в нашей стране составляют три уровня документов – международный, общефедеральный и региональный уровни. К документам международного уровня относятся «Конвенции ООН о правах ребенка», документы других международных организаций, таких как ЮНИСЕФ и ВОЗ, а также межгосударственные соглашения и программы по охране материнства и детства. К документам общефедерального уровня относятся Конституция РФ, Семейный Кодекс РФ, Федеральный Закон № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», которые определяют основные права детей и регулируют все взаимоотношения, возникающие в данной области. Также важными документами являются Указ Президента РФ № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» и Распоряжение Правительства РФ № 122 – р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 г.», которые выделяют семь направления работы, охватывающие самые незащищенные категории детей.
Региональный опыт нашей страны показывает большое многообразие программ в рамках работы Десятилетия детства. В вопросах защиты прав детей уделяется особое внимание таким наименее защищенным категориям детей, как дети – сироты, дети – инвалиды. В рамках разных направлений происходит создание специальных программ и проектов, направленных на защиту прав детства и детей. Помимо реализации программ и проектов, важной составляющей частью по защите прав детей является структурное изменение в каждом регионе – это появление Уполномоченного по правам ребенка, который призван отслеживать законность всех действий в отношении ребенка и отслеживать соблюдение их прав. В настоящее время в 82 – х регионах нашей страны такой представитель есть.
С целью изучения реализации социальной политики по защите прав детей г. Кострома в рамках Десятилетия детства нами было проведено эмпирическое исследование, где базой исследования выступило Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области. В ходе анализа документов были выявлены основные направления работы социальной политики области с охватом всех слабо защищенных категорий детей и семей. В ходе экспертного опроса мы выявили процедуру согласования учреждений при реализации мероприятий в рамках Десятилетия детства с участием более двух субъектов социальной политики, проблемы на этапе подготовки мероприятий: различное видение решения проблемы, субъективизм, отсутствие четкого разграничения полномочий, занятость специалистов по основному месту работы; проблемы на этапе реализации межведомственных мероприятий: трудности при обмене информации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Законы и иные нормативные акты
Конституция Российской Федерации (ред. с изм. 01.07.2020). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 20.05.2021).
Семейный Кодекс РФ от 29.12.1995 г. № 223 – ФЗ (с изм. от 02.03.2021). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/d97e3158b12d1907c420a43e1ce229d24956b2b9/ (дата обращения: 20.05.2021).
Федеральный Закон от 24.07.1998 г. № 124 – ФЗ (ред. от 05.04.2021) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/8ecbe3314ad9e500bfb90273b6c736f7e0e78429/ (дата обращения: 20.05.2021).
Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства». [Электронный ресурс]. – Режим доступаhttp://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_288278/ (дата обращения: 21.05.2021).
Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2021 г. № 122 – р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400150053/ (дата обращения: 21.05.2021).
Распоряжение Губернатора Костромской области от 07.06.2018 г. № 381 – р «Об утверждении региональных планов основных мероприятий Костромской области и публичных мероприятий Костромской области до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/561699953 (дата обращения: 21.05.2021).
Учебная литература
Агапов Е. П. Методика исследований в социальной работе [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Е. П. Агапов. – М.; Берлин: Директ Медиа, 2016. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book _id=443430.
Албегова И. Ф. Методология исследований в социальной работе [Электронный ресурс] : учеб. пособие для вузов / И. Ф. Албегова, И. В. Попова. – Ярославль, 2007. – Режим доступа : http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/ 20070605.pdf.
Бахарев В. В. Магистерская диссертация по социальной работе : учеб.- метод. пособие / В. В. Бахрев, А. Е. Таранова, И. Н. Кищенко. – Белгород : ИП «Остащенко А. А.», 2010. – 166 с.
Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя / В. С. Безрукова. – Екатеринбург : Дом учителя, 2001. – 236 с.
Бережнова Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов : учебник для студентов сред. пед. учеб. заведений / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2006. – 128 с.
Бизюк А. П. Дипломная работа – содержание и оформление [Электронный ресурс] : пособие для студентов / А. П. Бизюк. – 2-е изд., дораб. – СПб. : ИСПиП, 2009. – Режим доступа : https://studfiles.net/preview/1668330/
Васильева Е. Г. Методика и техника конкретного социологического исследования [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / Е. Г. Васильева. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2000. – Режим доступа : https://studfiles.net/preview/ 1096637/
Волков Б. С. Методология и методы психологического исследования [Электронный ресурс] : учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова, А. В. Губанов ; науч. ред. Б. С. Волков. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Академический Проект; Фонд «Мир». 2005. – Режим доступа : https://studfiles.net/ preview/3494887/
Гарашкина Н. В. Технологии подготовки специалистов социальной работы в вузе: компетентностный подход : монография / Н. В. Гарашкина. – Тамбов : ТГУ, 2004. – 186 с.
Глоссарий социальной работы / Е. И. Холостова. – М. : Дашков и К о , 2007. – 220с.
Горбатов Д. С. Практикум по психологическому исследованию : учеб. пособие / Д. С. Горбатов. – Самара : Издательский дом «БАХРАХ-М», 2003. – 272 с.
Граничина О. А. Методы статистики в социальных исследованиях : учебное пособие / О. А. Граничина . – СПб. : Изд-во СПбГИПиСР, 2003. – 96 с. 39 14. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования / И. Ф. Девятко. – 4-е изд. – М., 2009. – 296 с.
Евсеев В. О. Методы исследовательской работы в молодежной среде : учеб. пособие / В. О. Евсеев. – М. : ИНФРА-М, 2012. – 237 с.
Маликова Н. Н. Дизайн и методы социологического исследования: учеб. пособие / Н. Н. Маликова, О. В. Рыбакова. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 270 с.
Методология и методы социологического исследования [Электронный ресурс] : учебник / под ред. В. И. Дудиной, Е. Э. Смирновой – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2014. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_ view_red&book_id=458073
Основные понятия социальной работы : глоссарий / сост. И. В. Астер, В. М. Латушкина, С. С. Лебедева [и др.] ; науч. ред. Г. Ф. Нестерова. – СПб., 2007. – 188 с.
Раскин В. Н. Обработка данных психологических и социальных исследований на компьютере (с использованием программы SPSS) : учеб. пособие / В. Н. Раскин. – СПб., 2008. – 56 с.
Романов П. В. Исследования в социальной работе : оценка, анализ, экспертиза: учеб. пособие / П. В. Романов, Е. Р. Ярская-Смирнова. – 2-е изд., доп. – М. : ООО «Вариант», ЦСПГИ, при участии ООО «Норт Медиа», 2008. – 215 с.
Социальная работа и педагогика : словарь-справочник / сост. Н. Ф. Басов, Е. Е. Смирнова, А. И. Тимонин ; под ред. Н. Ф. Басова. – Кострома, 2009. – 222 с.
Социальная работа / под ред. Н. Ф. Басова. – 4-е изд. – М. : Дашков и К о , 2015. – 352 с.
Социальная работа с различными группами населения : учеб. пособие / под ред. Н.Ф. Басова. – М. : Кнорус, 2017. – 528 с.
Социальная работа с семьей : учеб. пособие / под ред. Н. Ф. Басова. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2015. – 432 с.
Социальная защита детства: учеб.пособие /С.В. Митросенко, О.Б.Лобанова, З.У. Колокольникова, Т.В. Газизова, С.А.Коваль. –Красноярск: Сиб. федерал.ун-т, 2019. - 98 с.
Статьи
Демакова И.Д. Понятие «детства» в психологии и педагогике // Ценности и смыслы. – 2012. – № 5. – С. 14 – 23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-detstvo-v-psihologii-i-pedagogike (дата обращения 20.05.2021).
Зайцева Н.Г. Основные направления государственной социальной политики в интересах детей // Власть. – 2011. – № 4. – С. 30 – 34. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-gosudarstvennoy-sotsialnoy-politiki-v-interesah-detey/viewer (дата обращения 20.05.2021).
Зайнакаева Ю.О. Совершенствование системы защиты прав и интересов несовершеннолетних в субъектах РФ (на примере ЯНАО) // Научный аспект. – 2020. – № 4. URL: https://na-journal.ru/4-2014-gumanitarnye-nauki/469-sovershenstvovanie-sistemy-zashhity-prav-i-interesov-nesovershennoletnih-v-subektah-rf (дата обращения 21.05.2021).
Коршунова К.Н. Региональная модель системы социальной защиты детства // Инженерные технологии и системы. – 2012. – № 1. – С. 82 – 86. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnaya-model-sistemy-sotsialnoy-zaschity-detstva/viewer (дата обращения 21.05.2021).
Прочие источники
Глухова М.Ф. Региональные практики социальной поддержки семей с детьми: организационный аспект. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/46670/1/klo_2017_148.pdf (дата обращения 21.05.2021).
Cборник лучших практик поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации «Практики, меняющие мир детства!». — М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, — М. Издательство «Перо», 2020. — 96 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://detstvo-life.kaluga.socinfo.ru/media/2021/01/11/1243723674/Sbornik.pdf (дата обращения 21.05.2021).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение А
Вопросы для беседы с экспертом
Какова процедура согласования учреждений, руководителей, специалистов при реализации плана мероприятий в рамках Десятилетия детства?
Какие специалисты участвуют в реализации мероприятий в рамках Десятилетия детства?
Какие трудности возникают на этапе подготовки мероприятий на межведомственной основе?
Какие трудности возникают на этапе реализации мероприятий на межведомственной основе?
Как бы вы оценили в целом согласованность работы субъектов профилактики в сфере социальной реабилитации детей, находящихся в конфликте с законом?
5 – работа согласована; обмен информацией между субъектами происходит быстро и своевременно; отсутствуют какие – либо проблемы при подготовке и реализации межведомственных мероприятий; каждый субъект эффективно, четко и в полном объеме выполняет свои обязанности в рамках межведомственных мероприятий; работа происходит по четко отлаженной схеме, показывая высокие показатели эффективности работы субъектов социальной политики при реализации плана мероприятий в рамках Десятилетия детства.
4 – работа согласована; обмен информацией происходит своевременно; существуют небольшие проблемы при подготовке и реализации межведомственных мероприятий; работа происходит по отлаженной схеме, показывая хорошие показатели эффективности работы субъектов социальной политики при реализации плана мероприятий в рамках Десятилетия детства.
3 – работа не до конца согласована; обмен информацией происходит с небольшой задержкой; субъекты социальной политики не до конца выполняют свои обязанности в рамках межведомственных мероприятий; каждый работает в своей режиме; нет четко отлаженной схемы взаимодействия; средние показатели работы субъектов социальной политики при реализации плана мероприятий в рамках Десятилетия детства.
2 – работа не согласована; обмен информацией происходит с задержкой; субъекты социальной политики выполняют минимум своих обязанностей в рамках межведомственных мероприятий; каждый работает отдельно; показатели работы ниже средних.
1 – работа не согласована; обмен информацией либо отсутствует, либо происходит с большой задержкой; субъекты социальной политики не выполняют своих обязанностей в рамках межведомственных мероприятий; отсутствует схема взаимодействия; низкие показатели работы субъектов социальной политики при реализации плана мероприятий в рамках Десятилетия детства.
Благодарим за участие!
Приложение В
Информационный буклет для ребенка
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!