это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3203577
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время именно на студенческую молодежь возлагаются достаточно большие надежды за будущее нашей страны. Окончание школы и поступлением в вуз, для молодежи является значимым жизненным периодом. Молодежь в этот период находится в промежуточном положении между пассивным объектом заботы государства и активным участником социального действия, и, освободившись от опеки и контроля родителей и школы, ощущая свободу, начинает с большим риском экспериментировать, часто не думая о последствиях для собственной личности. Молодые люди «вливаются» в ряды студенческие молодежи, вступают в различные отношения, вносят коррективы в свои жизненные цели, мировоззрение, находят новых друзей. В качестве фактора, значительно влияющего при этом на личность в студенческие годы, на качество следующей ступени социализации и поведение студенческой молодежи, выступает группа, которая может по-разному влиять на качество из социализации и профессионализации. В любой группе, как правило, существуют свои нормы и правила межличностных взаимодействий, который должен соблюдать каждый член группы. В случае несоблюдения норм и правил членом группы, появляются различные основания для проявления агрессии и межличностного конфликта.
Поскольку важная роль в зарождении и провоцировании конфликтной ситуации принадлежит личности, то следует учитывать психологические особенности участников конфликтного взаимодействия и личностные детерминанты, влияющие на динамику и результат конфликта. Значимость изучения склонности личности к конфликту и ее конфликтной готовности особенно важна в плане профессиональной подготовки будущих специалистов сферы оказания социально – психологической помощи, и, в частности, будущих психологов. Именно поэтому выявление склонности личности к агрессивным проявлениям и конфликтным взаимодействиям особенно важно при подготовке к профессиональной деятельности студентов будущих психологов.
Проблематика студенческой молодежи – будущих психологов уже достаточно изучена в некоторых аспектах. Так, например, В.В. Приписнова, Н.Ю. Максимова Н.Ю. изучили и описали «Профессиональные представления студентов психолого-педагогического направления» (2016), И.А. Панкратова изучила «Особенности взаимосвязи профессиональных представлений и самоэффективности у студентов-психологов» (2015), И.А. Егорова изучила и описала «Представления студентов о психологии как сфере будущей профессиональной деятельности» (2010), И.В. Арендачук изучил «Социально-психологические риски в жизнедеятельности современного студента» (2015), однако исследований, посвященных исследованию межличностных конфликтов, основанных на агрессивных проявлениях студентов - участников конфликтов и обусловленных в основном личностными характеристиками студентов пока еще не достаточно.
Проблема исследования заключается в том, что для оказания профессиональной и квалифицированной помощи другим, психолог в первую очередь сам должен обладать всеми положительными личностными характеристиками позитивного взаимодействия с другими адекватной самооценкой, эмоциональная устойчивостью и личностной зрелостью, умениями и навыками позитивного бесконфликтного социального взаимодействия.
Объект исследования – агрессивность.
Предмет исследования – взаимосвязь агрессивности и конфликтности у студентов-психологов.
Цель курсовой работы; изучение взаимосвязи агрессивности и конфликтности у студентов-психологов на примере студентов ВГУЭС.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ исследований по проблеме агрессивности и конфликтности в отечественной и зарубежной научной литературе.
Определить сущность понятий «агрессия», «конфликт» и «конфликтность».
Проанализировать психологические особенности студенчества, как особой категории молодежи.
Подобрать диагностические методики и провести эмпирическое исследование уровня агрессивности и конфликтности у студентов-психологов ВГУЭС.С применением статистического анализа выявить взаимосвязь уровней агрессивности и конфликтности студентов и сформулировать выводы.
Гипотеза: существует взаимосвязь между уровнем агрессивности и конфликтностью; чем выше уровень агрессивности у студентов, тем выше уровень их конфликтности.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) теоретический анализ научной и учебно-методической литературы,
2) эмпирические методы: наблюдение, тестирование с применением психодиагностические методик: методики «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев); методик «Изучение самооценки конфликтности» (С.М. Емельянов);
методики «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев).
3) математические методы: метод корреляционного анализа Спирмена.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложений.
Выборка исследования составила 25 студентов ВГУЭС.
Теоретические анализ подходов к изучению агрессивности и конфликтности в трудах отечественных и зарубежных ученых
Понятие агрессивности и ее сущностные характеристики
Изучение проблематики агрессии, причин и форм проявлений имеет давнюю историю. Многие ученые отечественные, такие как: Б. Г. Ананьев., Л. М. Семенюк., А. А. Реан., Т. Г. Румянцева и др., так и зарубежные: А. Адлер., А. Бандура., Д. Доллард., Э. Фромм и т. д., занимались проблемой агрессивного поведения, но к одному решению так и не подошли, так как многогранна и, вследствие этого, одного заключения быть не может. Особенно актуальной становится изучение данной проблематики в условиях современного мироустройства, в условиях усиления агрессивных тенденций современной молодежи в студенческой среде. Для выявления и описания особенностей агрессивного поведения молодежи, приводящих часто к конфликтным взаимодействиям, необходимо проанализировать суть таких понятий, как агрессия, агрессивность, агрессивное поведение. Существует множество определений агрессии, однако ни одно из них не является исчерпывающим.
Агрессия (от лат. aggredi – нападать) в словаре излагается как индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей» [28, с.43]. Трактуется данное понятие Н.Ф. Вишнякова как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)» [9, с.56]. В данном определении акцентируется внимание на нарушении «норм (правил) сосуществования людей в обществе», так как нормы отличаются в каждой стране, в каждом обществе.
Проблема агрессии нашла отражение в многоплановых исследованиях отечественных ученых - психологов Г.А. Андреевой, В.В. Знакова, Л.П. Колчиной, О. Ю. Михайловой, А.А. Реана, Т.Г. Румянцевой. В работах этих ученых по мнению А.В. Сушкова можно наблюдать устойчивую тенденцию к многофакторности исследования человеческой агрессии и агрессивности, в них всесторонне анализируются различные составляющие ее проявления, психологические, биологические и социальные факторы. Отечественные ученые рассматривают агрессию как реакцию на фрустрацию, при которой возникает торможение – желание ограничить или минимизировать воздействие, вызванное негативными последствиями, или же возникновение реакции замещения желание принять участие в агрессивных действиях (физических или словесных), которые направлены против любого другого человека, а не истинного источника фрустрации [43]. Д.М. Матвиевский агрессию рассматривает как сильную активность, стремление к самоутверждению; акт враждебности и стремления разрушения; попытку нанести вред личности или обществу; как злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим поведение; как реакцию, в результате которой другой организм получает болевые стимулы [44]. Н.А. Кетова рассматривая агрессию в широком смысле, определяет ее как индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей [24].
В зарубежной практике по изучению агрессии существуют три отличные друг от друга теории и теоретические основания по изучению агрессии: теории влечения (или инстинкта), фрустрационная теория агрессии и теории социального научения (в том числе попытки, относящиеся к психологии мотивации).
С точки зрения зарубежных ученых агрессия и агрессивное поведение являются негативными формами, препятствующие каким - либо позитивным, развивающим личность тенденциям. Так, З. Фрейд, основатель психоанализа, полагал, что источник человеческой агрессии – перенесение индивидом энергии примитивного влечения к смерти (которое он называл “инстинктом смерти”) с самого себя на внешние объекты. Лоренц, изучавший поведение животных, рассматривал агрессию как адаптивное, а не как саморазрушительное поведение. Но оба ученых единодушны в том, что агрессивная энергия имеет инстинктивную природу. По их мнению, если она не находит разрядки, то накапливается до тех пор, пока не взрывается или пока подходящий стимул не выпустит ее наружу, как мышь из мышеловки. Представители биологической теории агрессии утверждали, что агрессия представляет собой сложный поведенческий комплекс, и поэтому невозможно говорить о существовании в человеческом мозгу четко локализуемого “центра агрессии”[31].
Биохимическая теория агрессии утверждает, что химический состав крови – еще один фактор, влияющий на чувствительность нервной системы к стимуляции агрессии. Согласно данным лабораторных экспериментов и данных полиции, находящихся в состоянии алкогольного опьянения гораздо легче спровоцировать на агрессивные действия. Люди, виновные в совершении насилия, часто злоупотребляют алкоголем и становятся агрессивными на фоне интоксикации. Алкоголь усиливает агрессивность, снижая уровень вменяемости личности, а также ослабляя способность учитывать последствия совершаемых действий.
Фрустрационная теория имеет свои отличительные от других теорий особенности. В данной теории агрессивное поведение рассматривается как ситуативный процесс. Основоположником этого направления считается Дж. Доллард. По его мнению, агрессия – это не автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию: попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижения удовольствия. Ученый утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации, и во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Агрессия понимается как намерение навредить другому своим действием, как целенаправленный акт с намерением нанести вред организму. Фрустрация возникает, когда появляется помеха осуществлению условной реакции и величина фрустрации зависит от силы мотивации к выполнению желаемого действия, значимости препятствия к достижению цели и количества целенаправленных действий (попыток), после которых наступает фрустрация. Торможение является тенденцией ограничить или свернуть действия из-за ожидаемых отрицательных последствий.
Концепции агрессии, разработанные в русле теорий социального научения, ведут свое происхождение от теоретических представлений SR-типа (прежде всего от Халла). В них различным образом определяются и по-разному связываются между собой компоненты поведения, ответственные за его побуждение и направление. Теория социального научения была предложена А. Бандурой, в ней агрессия рассматривается как разновидность социального поведения, которое воспринимается и поддерживается в основном так же, как и многие другие формы социального поведения.
С точки зрения ученого, анализ агрессивного поведения требует рассмотрения трех моментов: а) способов овладения такими действиями; б) факторы, провоцирующие их появление; в) условия, на которых они установлены [5, с.].
Во второй половине 50-х гг. Р. Бэрон и Д. Ричардсон провели лабораторные экспериментальные исследования агрессии, большие усилия были приложены для измерения агрессивности методиками индивидуальных различий, главным образом выраженности ее позитивной и негативной тенденций [7].
К. Лоренц в своем определении ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений. Определение, предложенное несколькими исследователями, содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям [31].
Таким образом, данное определение дополняет поведенческий акт эмоциональной составляющей и утверждает, что агрессия включает в себя не только поведенческий уровень, но также и эмоциональный, носит целенаправленный характер, но отрицает акт агрессии, где отсутствует намерение.
В рамках исследуемых сущностных характеристик следует выделить и формы агрессивных реакций. А.А. Кантеева перечисляет следующие виды: физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица; косвенная агрессия – это действия, косвенно направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), или ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, хлопанье дверьми и др.); вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму крик, ссорe, к и через содержание словесных угрозы и ругани; склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости; негативизм – оппозиционной манеры поведения, обычно направленной против авторитета, и активной борьбы против установившихся законов и обычаев [21].
Выделено учеными несколько групп факторов агрессивного поведения человека, к которым они относят биолого-генетические; индивидуально-психологические особенности личности; специфику воспитания; влияние субкультуры и средств массовой коммуникации и т.д.
Форма агрессивного поведения индивидуальна для каждого человека, но, как отмечает Д.Р. Гилязова, существуют факторы, влияющие на характер и способы выражения агрессивности. В соответствии со способом выражения она выделяет произвольный и непроизвольный виды агрессии. Произвольная агрессия возникает из желания навредить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить, а непроизвольная агрессия представляет собой нецеленаправленный и быстро прекращающийся взрыв гнева или ярости, во время которого действие неподконтрольно субъекту и протекает по типу аффекта [11].
Об инструментальной агрессии как отмечает В.В. Гуляева, можно говорить в тех случаях, когда действия имеют позитивную ориентацию и направлены на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства (здесь рассматривают индивидуальную инструментальную-своекорыстную и бескорыстную, а также социально мотивированную инструментальную-асоциальную и просоциальную агрессию). В случаях враждебной (деструктивной) агрессии, как отмечает исследователь, в действиях прослеживается стремление к насилию, а их целью является нанесение вреда другому человеку. Большинство преступлений против жизни, чести, достоинства, прав и имущества других людей можно отнести к этой категории агрессии [13].
Отечественная психология утверждает, что личность все же должна обладать определенной степенью агрессивности, а сама по себе агрессивность не делает субъекта социально опасным. Анализ научно-психологической литературы по феномену агрессии позволяет констатировать, что на сегодняшний день не существует общепринятых определений таких понятий, как «агрессия», «агрессивность». Агрессия проявляется в действии, поведении, имеет намерение, мотив, носит целенаправленный характер. Различают в современной психологии также наряду с понятием агрессивность агрессивные действия, агрессивное поведение и агрессивность личности.
Агрессивность понимается учеными как черта характера, как одна из важнейших характеристик действий и поступков, которые определяют и устанавливают взаимоотношения между людьми; а также как действие индивидуума, личности. Это относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. Поскольку эта черта личности является устойчивой и входит в структуру личности, то она способна предопределять общую тенденцию поведения. Индивидуальные детерминанты агрессии имеют постоянный характер, они устойчивы.
Агрессия носит не только разрушительный характер, но и является источником действий и чувств. Деструктивная агрессия приносит вред, ущерб другому человеку. Ущерб может быть физическим, психологическим. У всех вышенаписанных определений объектом агрессии являются другие люди или предметы. Объектом агрессии может быть сам агрессор, то есть направлять агрессию на себя самого, например, самоубийство, членовредительство. Поскольку агрессия является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека, то А. Бандура считает, что в агрессивности есть определенные здоровые черты, которые просто необходимы для активной жизни. Такими здоровыми характеристиками являются - настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий [5].
А.А. Реан рассматривает некоторые ситуации агрессивного проявления как адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и тревоги [40]. Исходя из этого, агрессию можно рассматривать как биологически целесообразную форму поведения, которая способствует выживанию и адаптации. Однако, с другой стороны, агрессия расценивается как поведение, противоречащее конструктивной позитивной сущности субъекта. Можно констатировать, что агрессия и агрессивность не тождественные понятия; агрессия бывает конструктивной и деструктивной и что агрессия больше относится к поведенческому конструкту, а агрессивность – к личностному конструкту.
Таким образом, в современной психологии агрессия рассматривается как модель поведения и типичных враждебных проявлений личности.
Агрессивность понимается как индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей.
Выделяются учеными такие формы агрессивных реакций, как: физическая агрессия; косвенная агрессия; вербальная агрессия; склонность к раздражению; негативизм, формами враждебной реакции являются обида и подозрительность.
1.2. Понятие конфликта, виды конфликта, конфликтная компетентностьЗа последние годы в разных сферах жизни произошли крупные трансформации. Изменения затронули семейные, трудовые, частные межличностные отношения, вероятно поэтому, в современной общественной среде конфликты и их изучение занимают лидирующие позиции в социальной психологии. Конфликт, в словаре трактуется как наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм [28].
По убеждению Г.И. Козырева, конфликт выявляется одним из видов социального взаимодействия, в ходе которого совершается отстаивание круга интересов, притязания на статус, власть, в процессе которой оппоненты нейтрализуют и наносят ущерб материальный и/или моральный, или ликвидируют своих конкурентов [25]. По Н.И. Леонову, социальные конфликты представляют собой различные по интенсивности виды столкновений между конфликтующими группами, в которых классовая борьба является одним из видов противоборства. Социальный конфликт представляет собой открытое противоречие, столкновение двух и более сторон социального взаимодействия, причинами которого являются разные нужды, цели и интересы. По мнению исследователя, в основе социальных конфликтов находятся субъективно-объективные противоречия, однако не всякое расхождение приобретает конфигурации конфликта [30].
По мнению К. Левина, конфликт возникает, когда противоречия «накалены», каждая из сторон осознает противоречия и каждая сторон пытается захватить лидирующую позицию, игнорируя намерения противоположной стороны. В связи с этим конфликтные противоречия имеют объективно-субъективный характер. Объективными являются противоречия, которые реально существуют в обществе автономно от воли субъектов. Примерами могут служить отношения отцов и детей, руководители и подчиненные, учитель-ученик [29].
Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности человека, всю область общественных взаимоотношений и причины могут быть самыми разнообразными. Конфликт, по сути, является одним из инструментов социальной коммуникации и сторонами являются отдельные индивидуумы, крупные и небольшие группы и организации. Г.И. Козырев выделяет такие варианты конфликтных столкновений, как принудительная или добровольная. При принудительном конфликте совершается разрушение всех субъектов или отказ всех субъектов, кроме одного от участия в конфликте. В результате выигрывает тот субъект, который остался. Добровольные конфликты допускают несколько вариантов разрешения ситуации путем согласованного изменения целей, условий и много другого [25].
В качестве основных компонентов А.Н. Иванов выделяет:
- объект - конкретная причина столкновения двух и более субъектов, противоречия из-за объекта; предмет и повод для развития борьбы. Он отмечает, что в каждом конфликте центральную роль занимают люди - субъекты конфликта. Они могут выступать, как единолично, так и создавать группы. Степень участия в конфликте может быть разнообразной, как от опосредованного участия до прямого участия в развитии конфликта. В связи с этим А.Н. Иванов выделяет основных участников конфликта; группы поддержки и иных участников [19].
Основных участников называют сторонами. Они являются субъектами конфликта, которые совершают определенные действия друг против друга, чаще всего эти поступки активные. Нередко выделяют в конфликте сторону, которая инициировала столкновения. Ее именуют инициатором конфликта.
А.В. Дмитриев отмечает, что в любом конфликте за сторонами конфликта встают силы, которые могут быть, как индивидами, так и целыми группами, которые своими действиями, поддержкой, присутствием, определенными словами могут в корне изменить развитие конфликта и его исход. Группами поддержки являются, друзья, одногруппники, коллеги, родственники. Еже в одну группу – другую группу, исследователь включает субъектов, которые играют эпизодичную роль в конфликте. Они являются подстрекателями и организаторами [14].
Под предметом конфликта понимается противоречие. В нем отражается столкновение интересов и целей сторон. Борьба, которая возникает в конфликте, несtт в себе желание разрешить возникшее противоречие в свою пользу. В ходе конфликта противоречие может разжигаться или затухать, однако причина конфликта остаётся неизменной до тех пор, пока противоречие не разрешится. Таким образом, предмет конфликта является существующая или воображаемая проблема, являющаяся первой ступенью конфликта.
Еще одним из главных элементов конфликта является объект конфликта. Как полагает Н.В. Гришина, объект в конфликте выделить иногда совсем непросто, и гораздо легче обозначить предмет. Объект находится глубже, поэтому его всегда рассматривают, как повод, причину к конфликту. Как отмечает Н.В. Гришина, такая структура помогает рассматривать конфликт не как обособленную систему, а как социальную ситуацию. Но указывает исследователь на необходимость учитывать социальные условия, в которых возникает конфликт [12].
В настоящее время уже целая отрасль социологии занимается теорией и практикой регулирования социальных конфликтов. Эта отрасль называется конфликтологией. Наиболее известными исследователями в этой области являются Д.П. Зеркин, М.М. Кашапов, Н.И. Леонов и др.
В современном обществе возникновение конфликтов неизбежно, и чаще всего и как правило, инициируется конфликт личностью, имеющей внутриличностные конфликту. Внутриличностный конфликт представляет собой острое негативное переживание, обусловленное затянувшимся противостоянием различных структур внутреннего мира человека, отражающее его противоречивые связи с внешним миром и препятствующие принятию решений. Кроме того, внутриличностный конфликт присущ любому человеку и одолевает его систематически и именно наличие внутриличностного конфликта увеличивает возможность появления межличностного конфликта, когда провоцируется конфликт именно конфликтогенным носителем.
А.А. Кантеева отмечает, что внутриличностный конфликт бывает двух видов: конструктивным, является инструментом развития личности и деструктивным, является опасным для человека, т.к. является причиной стрессов, депрессий и суицидов. Она указывает на необходимость грамотного выявления основных особых признаков внутриличностного конфликта.
В качестве примера она приводит существующие в психологии 4 основных вида признаков, которые имеет внутриличностный конфликт: это эмоциональная сфера - в эмоциональном ключе внутриличностный конфликт проявляется через серьёзные отрицательные переживания и напряжения психики человека; это когнитивная сфера, где внутриличностный конфликт проявляется в нарушении восприятия личности, себя и это поведенческая сфера, в которой внутриличностный конфликт выражается в отрицательном поведении человека/ Такими примерами по мнению исследователя являются отрицательный фон общения, снижение продуктивности, неудовлетворённость деятельностью [21].
Признаками наличия внутриличностного конфликта являются интегральные показатели, комплексные нарушения в психике личности. Примерами являются: нарушения механизма адаптации, усиление эмоционального стресса.
Внутриличностный конфликт А.В. Дмитриева подразделяет на несколько видов: конфликт потребностей - его основание заключается в том, что наши потребности могут и являются побуждением к действиям и иногда мы хотим одновременно противоречивых вещей; и конфликт между потребностью и социальной нормой - достаточно сильная потребность может столкнуться внутри нас с принудительным поведением [14].
Н.В. Вишнякова называет такие виды внутриличностных конфликтов, как нравственный конфликт - конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями; конфликт комплекса неполноценности - между желаниями личности и действительностью, которая блокирует их удовлетворение; ролевой конфликт – который выражается в переживаниях, связанных с невозможностью, которая блокирует их удовлетворение, а также с различным пониманием требований, предъявляемой самой личностью к выполнению одной роли; адаптационный конфликт - проявляется в нарушении адаптации в социальной и профессиональной жизни; невротический конфликт - проявляется на протяжении длительного времени и характеризуется высшим напряжением и противоборством внутренних сил и мотивов личности и конфликт неадекватной самооценки возникает из-за расхождения между претензиями личности и оценкой своих возможностей [9].
В современной жизни межличностный конфликт довольно частое явление, он проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу. Это один из распространенных типов конфликтов. Они могут возникать, как в производственной сфере деятельности, так и между близкими людьми.
М.М. Кашапов выделяет три периода протекания межличностного конфликта: - предконфликт: появление объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной ситуации, попытки её решения неконфликтными приёмами, конфликт: сбалансированное противодействие и завершение конфликта, послеконфликтная ситуация: частичная или полное налаживание отношений [23].
В любом случае для возникновения межличностного конфликта необходимо наличие противоречий (объективных или мнимых). Конфликтная ситуация характеризуется наличием у сторон противоположных интересов и стремлений овладеть одним объектом.
И.В. Калинин выделяет следующую классификацию межличностных конфликтов:
- подлинный конфликт: реально существующий и адекватно воспринимающийся;
- случайный или условный: зависит от изменения обстоятельств, что не всегда адекватно воспринимается сторонами;
- смещённый конфликт: скрывает за собой неявный, но сам по себе глубокий конфликт;
- латентный конфликт: который пока существует в открытом виде;
- ложный конфликт: существует в силу нарушения восприятия или неправильной интерпретации, не имеющих объективных оснований [20].
Кроме того, существует деление межличностных конфликтов по причинам их появления:
- глубинные конфликты - включают в себя важные для личности цели, интересы, ценности, связанные с образом «Я». Они могут появляться явно. Причинами их появления являются глубинные потребности и ценности личности;
- ситуативные конфликты имеют внешнюю, чаще всего стихийную причину своего появления и не затрагивают важные жизненные ценности, носят эмоционально - взрывной характер и начинаются сразу с инцидента. Можно утверждать, что наша повседневная жизнь устроена таким образом, что существует большая вероятность возникновения обстоятельств, связанных с разрушением гармонии и воздействием отрицательных факторов на внутренний мир, и именно поэтому необходимо прилагать массу усилий для избегания внутриличностных конфликтов, а если такие конфликты возникают, необходимо немедленно их решать.
Для того чтобы предупредить возникновение внутриличностного конфликта необходимо П.Р. Анисимов рекомендует научиться воспринимать жизненные трудности, как неотъемлемую часть жизни, это необходимо для сохранения своего внутреннего мира; формирование личностью своих жизненных принципов, которые в дальнейшем могут оградить человека от внутриличностных конфликтов; надеяться на положительный исход событий, оптимизм - это залог психического здоровья; не потакать своим слабостям и адекватно оценивать свой потенциал для исполнения своих потребностей и желаний; развитие волевых качеств и навыков; иметь адекватную самооценку [1]. И.В. Калинин перечисляет следующие способы разрешения внутриличностного конфликта: компромисс (очень важно принять решение и начать реализацию действий); уход (в некоторых случаях важно «отпустить ситуацию» и «плыть» по течению); переориентация (изменение отношения к объекту, который привёл к конфликту внутри личности, имеет высокий показатель при выходе из конфликта); сублимация (смена вида деятельности, которая отвлекает и приносит положительный эмоции); идеализация (фантазии, мечты); вытеснение (влияние на свои чувства, желания и стремления с целью их подавления); коррекция (реальное, объективное отношение к своему «Я») [20]. Для предотвращения появления конфликтов между субъектами взаимодействия, Т.А. Карпина считает необходимым иметь знания о характере взаимоотношений в группе или коллективе, иметь информацию о тенденциях в их развитии, уметь отличать субъектов взаимодействия, имеющих трудности в общении с другими, осуществлять налаживание отношений [22].
Таким образом, конфликт, в психологии понимается как наиболее острый способ разрешения противоречий, заключается в противодействии участников взаимодействия, сопровождается негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Основными компонентами конфликта являются – объект, предмет и повод для развития борьбы. Возникновение конфликтов чаще всего инициируется конфликтной личностью, имеющей внутриличностные конфликты.
Чтобы предупредить возникновение внутриличностного конфликта рекомендуется научиться воспринимать жизненные трудности, как неотъемлемую часть жизни для сохранения своего внутреннего мира.
1.3. Студенчество как особая категория молодежиЧтобы определить психологические особенности проявления агрессивного и конфликтного поведения у студентов как особой категории молодежи, следует вероятно рассмотреть – что же это за категория молодежи? Еще задолго до окончания школьного обучения психологи фиксируют наличие в жизненных планах старшеклассников широко развитое стремление стать студентом. Однако, после окончания школьного обучения, в студенческую среду молодежь вливается с определенным жизненным багажом и опытом предыдущих этапов развития. И это в какой-то мере влияет на сложившуюся социальную структуру студенчества и формирования тех или иных традиций.
В.В. Приписнова отмечает, что в социальной структуре студенчества в настоящее время, несомненно, происходят определенные изменения и для этого есть определенные основания.
Во-первых, как отмечает исследователь, среди родителей студентов сравнительно немного незанятых (безработных, неработающих пенсионеров, инвалидов и т.д.)., т.е. социальная структура студенчества, по сравнению с социальной структурой общества выглядит как более благополучного типа.
Во-вторых, социальный состав студенчества согласно духу времени является достаточно пестрым, так как в нем широко присутствуют и традиционные, и новые страты.
В-третьих, в тех или иных вузах определенной специализации доминирующей группой являются студенты - выходцы из семей специалистов с высшим образованием.
И в-четвертых, студенчество быстро пополняется представителями нового для нас слоя - молодыми людьми из семей, где один из родителей, а то и оба родителя являются владельцами частных фирм в различных слоях бизнеса [39].
Можно отметить конечно и пятую особенность. Ряды студенчества пополняются молодежью из достаточно демократичных семей по причине «отсрочки от армии» и эта молодежь в силу своих ограниченных образовательных возможностей и познавательных ресурсов начинает обучение по «хозрасчету» ради получения диплома о высшем образовании.
В настоящее время пополнение рядов студенческой молодежи происходит уже практически из различных социальных слоев, и приходят в эту среду часто со своими социальными нормами отдельными видами сформировавшегося не всегда нормативного поведения, проявляющегося в виде курения, употребления спиртных напитков и с арсеналом нецензурной лексики. В молодежной среде все виды этих девиаций приобретают статус нормы превращаются в традиционный элемент досуговой деятельности.
К числу специфических особенностей студенчества В.В. Гуляева относит несколько типичных черт, которыми являются общность целей в получении высшего образования, единый характер ценностей труда - учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах высшего образовательного заведения способствует формированию у студенчества сплоченности, и она проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов [13].
Специфика обучения в высшем учебном заведении заключается еще и в том, что студенту предоставляется возможность активного взаимодействия с различными социальными образованиями общества, а также возможность широкого общения. И таким образом, высокая интенсивность социальной коммуникации в различных соцсетях и в реальном общения является также специфической чертой студенчества. Характерное для молодежи социальное экспериментирование, поиск себя и возможностей приложения своих сил и энергии, вполне может способствовать появлению различных форм в поведении молодых людей негативного свойства.
К негативным свойствам в полной мере И.В. Арендачук относит факторы, провоцирующие немедицинское употребление наркотиков. Как отмечает исследователь, во все времена доминировали разного рода социальные катаклизмы (порождающие социальную дифференциацию и маргинализацию населения социальные кризисы) и другие потрясения. Факторы молодежной наркомании и увеличение ее динамики распространения многообразны и их можно разделить на макросоциальные (собственно факторы) и микросоциальные (причины) [4].
Факторами макросреды является объективная ситуация в обществе, отсутствие идеалов, отсутствие критериев нормативности поведения, низкий уровень правовой грамотности и организации профилактической работы в образовательных учреждениях, отсутствие скоординированной государственной политики и подготовленных квалифицированных кадров для работы со студенческой молодежью, несформированность общественного мнения по поводу нормативного поведения и т.д.
На выборке студентов различных вузов (319 человек) было проведено анкетирование с целью выявления определяющих факторов проявления различных форм агрессивного поведения. В качестве основного фиксируемого параметра выступили особенности проведения молодежью свободного времени, и особенно отслеживалось качество общения с друзьями. В процессе исследования выявилось что общению с друзьями молодежь уделяет 89% свободного времени и 58% виртуального общения. Свободное время 59% проводят в основном на улице, в парках и на природе. Более половины наблюдаемых 53%, проводят дома, 40 % студентов проводят свободное время у друзей и 12% студентов проводят свободное время в фитнес-центрах. К сожалению, как выяснилось, только от 8% до 2% проводят свободное время в творческих студиях и библиотеке.
Было установлено, что становятся уже нормой такие формы асоциального поведения студентов, как эгоцентризм, аморальность, бескультурье и цинизм. Выявилось, что достаточно распространенным в молодежной среде становится общение, сопровождаемое обязательным употреблением пива (30%), курением (21%), распитием спиртных напитков (18%) и использованием нецензурной лексики (18%) [48]. А как нами было уже отмечено, именно такие формы проведения досуга приводят к проявлениям агрессивной конфликтности в студенческой среде по причине снижения уровня самоконтроля и нормативности поведения. Исследователь резюмирует, что, к сожалению, ненормальность перечисленных выше четырех моделей поведения все чаще ставится молодежью под сомнение и трансформируется из отклонения в общепринятую норму поведения. Выявилось в ходе исследования также и наиболее распространенное и даже одобряемое в студенческой среде применение нецензурной лексики в процессе систематического употребления спиртных напитков в ходе проведения досуга. И, как отмечает исследователь, нецензурная лексика становится обыденной практикой студенческих тусовок и такую лексику можно услышать практически в любом университете вне зависимости от специализации [10].
Как правило, на досуговых тусовках присутствуют и практически управляют групповым взаимодействием лидеры референтной группы, а она, группа, и является основным социальным агентом, стимулирующим процесс виктимизации студенчества. По мнению А.Р. Юсупова именно такая досуговая деятельность студенчества и именно такое времяпровождение часто сопровождается проявлениями насилия, немотивированной агрессии и преступлениями, однако процесс виктимизации студенческой молодежи в мегаполисе может носить латентный характер и иметь тенденцию к росту по причине увеличения уровня социальной напряженности в обществе [47].
Система мировоззрения студенчества в этот переходный период находится еще в процессе становления, трансформируется система ценностей, а общество пока не может предоставить необходимые социально и общественно одобряемые формы и ориентиры поведения студенческой молодежи. И, как полагает Н.Н. Савина, вероятно, именно поэтому, наряду с нормативным поведением в студенческой среде возможно наблюдать и девиантное поведение. В числе факторов, формирующих паттерны девиантного поведения, сопровождающегося проявлениями немотивированной агрессии в студенческой среде, исследователь называет обще-социальные проблемы современного российского общества, искаженные ценностные ориентации студентов, и, в частности, высокую субъективную ориентированность на ценность денег и низкую ориентированность на оценки со стороны окружающих [43].
Таким образом, если анализировать особенности поведения и обозначить значимые факторы виктимизации студенческой молодежи, можно описать их следующим образом.
Во-первых, это возраст интенсивных поисков призвания, вступления в брак, начала трудовой деятельности. И в этот период жизнедеятельности велико влияние на студенчество ее собственной сформировавшейся субкультуры, которой свойственны с психологической точки зрения максимализм суждений, нетерпимость к мнению других, стремление к радикальным действиям, повышенная и насыщенная негативными эмоциями восприятие всего окружающего. Именно эта культура и определяет во многом стиль жизни, мышление молодых людей, она формирует нормы, ценности, образцы поведения. И к тому же, в этот период развития (от 18 до 23 лет) снижается эффективность воспитательного влияния основных институтов социализации (государства, семьи, образования), но усиливается негативное влияния СМИ.
Во-вторых, как фактор воздействия присутствует транзитивность. Она выражается в промежуточном положении студенчества как представителя части молодежи между пассивным объектом заботы государства и активным участником социального действия. Именно «промежуточность» положения студенческой молодежи и ослабление влияния институтов социализации создает предпосылки для виктимизации в ее среде в связи с тем, что, выступая в качестве объекта опеки государства, студенты вместе с тем уже ощущают некую независимость и пытаются ее реализовать в различных поступках, совершенно не руководствуясь чувством ответственности за них. А сочетание независимости и безответственности неизбежно порождает отклоняющееся поведение и создает предпосылки виктимизации.
В-третьих, фактором является социокультурная среда существования студенчества. Она во многом определяется особенностями взаимодействия студентов с другими группами не только в системе образования. На агрессивное поведение студенчества могут влиять особенности его структуры. Следует также отметить и еще такой важный социокультурный фактор, детерминирующий то или иное поведение студентов. Таким фактором является место их проживания. В данном контексте поведение городской молодежи будет конечно существенно отличаться от поведения молодых людей, приехавших из сельской местности. Эти негативные явления, характерные для социума в целом, наиболее опасны, когда речь идет о студенческой молодежи. Связано это также с особым социальным статусом студенчества, которое является интеллектуальной основой общества и во многом определяет его будущее, и во-вторых, тесное взаимодействие студентов друг с другом способствует быстрому распространению различных отклонений среди данной социальной группы.
Таким образом, специфические особенности студенчества как особой социально-демографической группы актуализирует проблему изучения склонности к агрессивному поведению на двух уровнях: общества в целом и на уровне образовательного заведения.
Возникновение агрессивности в студенческой среде можно вполне обоснованно объяснить влиянием затянувшегося кризиса во всех сферах общественной жизни, психолого-возрастными особенностями студентов, социальным окружением, отрицательным воздействием средств массовой информации, приверженностью студентов к определенной досуговой деятельности и т.д.
Выводы по 1 главе
Агрессия трактуется в психологии как индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей. Отечественные ученые рассматривают агрессию как реакцию на фрустрацию, при которой возникает торможение – желание ограничить или минимизировать воздействие, вызванное негативными последствиями, или же возникновение реакции замещения желание принять участие в агрессивных действиях, зарубежные ученые полагают, что агрессия и агрессивное поведение являются негативными формами, препятствующие каким - либо позитивным, развивающим личность тенденциям.
На сегодняшний день пока не существует общепринятых определений таких понятий, как «агрессия», «агрессивность». Агрессия проявляется в действии, поведении, имеет намерение, мотив, носит целенаправленный характер, агрессивность понимается как индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей.
Конфликт, в психологии понимается как наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключается в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождается негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Основными компонентами конфликта являются – объект, предмет и повод для развития борьбы. Возникновение конфликтов чаще всего инициируется конфликтной личностью, имеющей внутриличностные конфликты.
Чтобы предупредить возникновение внутриличностного конфликта рекомендуется научиться воспринимать жизненные трудности, как неотъемлемую часть жизни для сохранения своего внутреннего мира; формирование личностью своих жизненных принципов, которые в дальнейшем могут оградить человека от внутриличностных конфликтов.
Особенно актуальной проблемой в рамках изучаемой темы и проблемы изучение склонности студентов будущих психологов к агрессивным и конфликтным взаимодействиям.
Студенчество имеет специфически особенности как особая социально-демографическая группа и возникновение агрессивности в студенческой среде можно вполне обоснованно объясняться влиянием затянувшегося кризиса во всех сферах общественной жизни, психолого-возрастными особенностями студентов, социальным окружением, отрицательным воздействием средств массовой информации, приверженностью студентов к определенной досуговой деятельности и т.д.
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня агрессивности и конфликтности у студентов-психологов
2.1 Организация эмпирического исследованияОбъектом исследования данной курсовой работы явилась агрессивность.
Предмет исследования – взаимосвязь конфликтности и агрессивности у студентов-психологов.
Цель данной курсовой работы состоит в исследовании взаимосвязи уровня агрессивности и конфликтности у студентов-психологов на примере студентов ВГУЭС.
Согласно гипотезе исследования: предполагается, что существует взаимосвязь агрессивности и конфликтности; предполагается, что чем выше уровень агрессивности у студентов, тем выше уровень их конфликтности.
Методики исследования:
1. Для выявления агрессивности применялась методика «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев). Применяется данная методика для выявления склонности к вербальной и физической агрессии. Рассчитана методика на возрастной диапазон – начиная с младшего подросткового возраста до юношеского.
2. Методика «Изучение самооценки конфликтности» (С.М. Емельянов). Методика позволяет выявить склонность к конфликтности или избеганию конфликтности во взаимодействиях с окружающими людьми.
3. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев) использовалась для выявления предрасположенности личности к агрессивности и конфликтности.
4. Для статистической обработки эмпирических данных применялся метод ранговой корреляции Спирмена.
2.2. Результаты эмпирического исследованияИндивидуальные показатели оценки агрессивного поведения респондентов представлены в приложении А. Средние значения по выборке результатов самооценки склонности к агрессии представлены в таблице 1 и на рисунке 1.
Таблица 1 Средние значения показателей оценки агрессивного поведения
Уровни Кол %
очень высокая 0 0
высокая 7 28%
выраженная конфликтность 15 60%
избегание 3 12%
Рисунок 1 Значения показателей оценки агрессивного поведения
Представленные в таблице и на рисунке данные показывают, что преобладает у (60%) данной выборки студентов высокого уровня выраженность конфликтности.
Индивидуальные показатели «Изучение самооценки конфликтности» (С.М. Емельянов) представлены в приложении А. Средние значения по выборке результатов самооценки склонности к видам агрессии представлены в таблице 2 и на рисунке 2.
Таблица 2 Средние значения по выборке результатов оценки склонности к видам агрессии
Уровни Прямая вербальная Косвенная
вербальная Прямая
физическая Ковсенная
физическая
кол % кол % кол % кол %
высокий 4 16% 10 40% 4 16% 12 45%
средний 8 32% 12 48% 6 24% 10 40%
низкий 13 52% 3 12% 15 60% 3 12%
Рисунок 2 Показатели самооценки склонности к агрессии
Из представленных в таблице 2 и на рисунке данных видно, что в основном у студентов выявлены высокого уровня склонность к косвенной вербальной агрессии и высокого уровня склонность к косвенной физической агрессии.
Склонности к прямым контактным способам проявления агрессии у студентов не выявлено.
Индивидуальные показатели «Личностной агрессивности и конфликтности» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев) представлены в приложении А.
Средние значения по выборке результатов оценки личностной агрессивности и конфликтности представлены в таблице 3 и на рисунке 3.
Таблица 3 Средние значения оценки личностной агрессивности и конфликтности
Уровни Вспыль
чивость Наступа
тельность Обидчи
чивость Неуступ
чивость Компром
проссн Мстите
льность Нетер
пимость Подозри
тельность
кол % кол % кол % кол % кол % кол % кол % кол %
высокий 3 12 8 32 3 12 14 56 4 16 12 48 7 28 12 48
средний 5 20 10 40 4 16 6 24 8 32 8 32 8 32 8 32
низкий 17 68 7 28 18 68 5 20 13 52 5 20 10 40 5 20
Рисунок 3 Показатели уровней личностной агрессивности и конфликтности
Представленные в таблице 3 и на рисунке 3 данные показывают, что из всех исследуемых показателей агрессивности и конфликтности высокие уровни выявлены в основном по шкалам: неуступчивость (56%), мстительность (48%) склонны к применению такой стратегии и подозрительность свойственна (48%) студентам данной выборки.
Далее, для установления взаимосвязи агрессивности с проявлениями конфликтности использовался метод корреляционного анализа. Обработка проводилась с применением программы «Stаtisticа-12».
2.3. Статистический анализ взаимосвязи агрессивности и конфликтности студентов-психологов ВГУЭСТаблица 4 - Значимые корреляционные связи, выявленные с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена, между параметрами уровнем агрессивности и факторами конфликтности
Показатели Самооценка
Значение
коэффициента ранговой
корреляции
Спирмена (rs) Уровень значимости Наличие статистически значимой связи
Склонность к прямой вербальной агрессии: 0,352 0,084 Нет
Склонность к косвенной вербальной агрессии: 0,539 0,005 есть
Склонность к прямой физической агрессии: 0,352 0,084 нет
Склонность к косвенной физической агрессии 0,308 0,133 нет
Вспыльчивость 0,352 0,084 нет
Наступательность 0,352 0,084 нет
Обидчивость 0,491 0,012 есть, 5 %
Неуступчивость 0,643 0,000 есть
Компромиссность 0,352 0,084 нет
Мстительность 0,779 0,00 есть
Нетерпимость к мнению других 0,356 0,080 нет
Подозрительность 0,352 0,084 нет
Представленные в таблице полученные в результате расчетов данные свидетельствуют о наличии значимой прямой корреляционной связи между проявляемой студентами агрессией и склонностью к вербальной агрессии;
о наличии значимой прямой корреляционной между проявляемой агрессией и неуступчивостью;
о наличии значимой прямой корреляционной между проявляемой агрессией и мстительностью;
о наличии прямой 5% уровня значимости корреляционной связи между агрессией и обидчивостью.
Выводы по 2 главе
В результате проведенного эмпирического исследования было выявлено, что что у (60%) данной выборки студентов преобладает высокого уровня склонность к конфликтности; очень высокого уровня – не выявлено и избегание от конфликты проявили только 12% студентов данной выборки;
Результаты исследования самооценки склонности к проявлению агрессии показали приверженность студентов к проявлению таких видов агрессии, как склонность к косвенной вербальной агрессии и склонность к косвенной физической агрессии.
Склонности к прямым контактным способам проявления агрессии у студентов не выявлено. Применяют в основном студенты в ситуациях напряженности и конфликтов неуступчивость (56%), т.е. они не стремятся уйти от конфликта и защищают свои интересы в ущерб интересам другого. Применяют стратегию мстительности (48%), такая стратегия также направлена на удовлетворение своих амбиций во что бы то ни стало и при удобном случае эта часть выборки может воспользоваться ситуаций в свою пользу.
Склонны к применению такой стратегии как подозрительность (48%) студентов данной выборки, т.е. они относятся к другим с недоверием, могут необоснованно подозревать их в злых умыслах, но не проговаривать своих подозрений и при предпочитают при удобном случае отомстить обидчику применяя косвенные методы в виде оговора, «подставы» и т.д.
Статистический анализ эмпирических данных показал статистически значимые прямые корреляционные связи агрессивности студентов с таким показателями, как склонность к косвенной вербальной агрессии, что свидетельствует о том, что прямую корреляционную связь с неуступчивостью, с мстительностью, и 5% уровня значимости корреляционную связь с обидчивостью, что свидетельствует о том, что у студентов данной выборки пока еще не сформированы социально приемлемые и цивилизованные способы разрешения ситуаций межличностного конфликта, возможно по причине пока еще личностной незрелости, что является неблагоприятным прогнозом для успешной профессиональной деятельности в будущем студентов – будущих психологов. Учитывая полученные результаты, можно рекомендовать им пройти курс тренингов личностного роста.
ЗаключениеВ ходе изучения психолого- педагогических исследований по теме курсовой работы была определена актуальность темы исследования. Проведенный теоретический анализ проблемы данной курсовой работы позволят сделать следующие выводы.
Агрессия трактуется в психологии как индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей. Отечественные ученые рассматривают агрессию как реакцию на фрустрацию, при которой возникает торможение – желание ограничить или минимизировать воздействие, вызванное негативными последствиями, или же возникновение реакции замещения желание принять участие в агрессивных действиях. С точки зрения зарубежных ученых агрессия и агрессивное поведение являются негативными формами, препятствующие каким - либо позитивным, развивающим личность тенденциям.
Анализ научно-психологической литературы по феномену агрессии позволяет констатировать, что на сегодняшний день не существует общепринятых определений таких понятий, как «агрессия», «агрессивность». Агрессия проявляется в действии, поведении, имеет намерение, мотив, носит целенаправленный характер. Различают в современной психологии также наряду с понятием агрессивность агрессивные действия, агрессивное поведение и агрессивность личности. В современной психологии агрессия рассматривается как модель поведения и типичных враждебных проявлений личности.Агрессивность понимается как индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей.
Выделяются учеными такие формы агрессивных реакций, как физическая агрессия; косвенная агрессия; вербальная агрессия; склонность к раздражению; негативизм, формами враждебной реакции являются обида и подозрительность. Разного рода проявления агрессии приводят к конфликтным взаимодействиям.
Конфликт, в психологии понимается как наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключается в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождается негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Основными компонентами конфликта являются – объект, предмет и повод для развития борьбы. Возникновение конфликтов чаще всего инициируется конфликтной личностью, имеющей внутриличностные конфликты.
Анализ показал, что внутриличностный конфликт представляет собой острое негативное переживание, обусловленное затянувшимся противостоянием различных структур внутреннего мира человека, отражающее его противоречивые связи с внешним миром и препятствующие принятию решений.
Чтобы предупредить возникновение внутриличностного конфликта необходимо научиться воспринимать жизненные трудности, как неотъемлемую часть жизни, это необходимо для сохранения своего внутреннего мира; формирование личностью своих жизненных принципов, которые в дальнейшем могут оградить человека от внутриличностных конфликтов.
Особенно актуальной проблемой в рамках изучаемой темы и проблемы изучение склонности студентов будущих психологов к агрессивным и конфликтным взаимодействиям. Студенчество имеет специфически особенности как особая социально-демографическая группа и возникновение агрессивности в студенческой среде можно вполне обоснованно объяснить влиянием затянувшегося кризиса во всех сферах общественной жизни, психолого-возрастными особенностями студентов, социальным окружением, отрицательным воздействием средств массовой информации, приверженностью студентов к определенной досуговой деятельности и т.д.
Для достижения цели исследования и практической задачи, мы провели эмпирическое исследование получили данные об уровне конфликтности студентов – будущих психологов, а также данные о способах реагирования в конфликте. Для проверки гипотезы выявленные показатели были скоррелированы и получены данные о взаимосвязи конфликтности с особенностями проявляемых стратегий в конфликте.
Полученные данные свидетельствуют о том, что проявляемая личностью конфликтность имеет взаимосвязь с такими видами проявляемой агрессии, как склонность к вербальной агрессии, склонность к косвенной физической агрессии, имеет взаимосвязь с вспыльчивость, обидчивостью и мстительностью.
.Таким образом гипотеза исследования о том, что существует взаимосвязь между уровнем агрессивности и конфликтностью нашла подтверждение.
Список использованных источниковАнисимов, П.Р. Внутриличностный и межличностный конфликты: анатомия и пути разрешения / П. Р. Анисимов. Ярославль: МАПН, 2000. - 260 с.
Анцупов, А. Я. Словарь конфликтолога / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. СПб.: Питер, 2006. - 528 с.
Арабзода, С.Н. Распространенность форм агрессии среди студентов / С.Н. Арабзода, Н.М. Асимова // Эколого-физиологические проблемы адаптации. – 2017. – С. 270-271.
Арендачук, И.В. Социально-психологические риски в жизнедеятельности современного студента// Психология и педагогика на современном этапе. 2015. № 6. С. 13-18.
Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия/ А. Бандура, Р. Уолтерс М, 2000. 320 с.
Безрукова, М. О. Устойчивость к неопределенности и особенности поведения в конфликте / М. О. Безрукова // Научный поиск: Сб. научных работ студентов, аспирантов и преподавателей / Под ред. проф.
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия/ Р. Бэрон, Д. Ричардсон. — СПб: Питер, 2001. — 352 с:
Васильев, Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н. Н. Васильев. СПб.: Речь, 2003. - 170 с.
Вишнякова, Н.Ф. Конфликтология / Н. Ф. Вишнякова. - Минск: Университетское, 2002. - 318 с.
Водяха, С.А. Особенности самоотношения высокоагрессивных студентов / Водяха С.А. // Педагогическое образование в России. – 2018. – № 11. – С. 152-156.
Гилязова, Д.Р. Феномен вербальной агрессии как провоцирующий фактор конфликтов в обществе / Д.Р. Гилязова // Межкультурная интракультурная коммуникация: прецедентный текст в коммуникации. – 2017. – С. 66-69.
Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. СПб.: Питер, 2000. - 464 с.
Гуляева, В.В. Особенности агрессии современных студентов / В.В. Гуляева // Личность в природе и обществе. Научные труды молодых ученых (материалы межвузовских психолого-педагогических чтений). – 2018. – С. 105-108.
Дмитриев, А. В. Конфликтология / А.В. Дмитриев. М.: Гардарики, 2003. - 320 с.
Донцов А.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов-психологов // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 42–49.
Егорова, И.А. Представления студентов о психологии как сфере будущей профессиональной деятельности // Вестник ТИУиЭ. 2010. №2.
Зарубин, А. Л. Образ психолога в сознании студентов // Символ науки. 2016. № 4.
Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии / Д. П. Зеркин. Ростов на Дону: Феникс, 2016. - 480 с.
Иванов, А.Н. Понятие и признаки конфликта / А.Н. Иванов // Крымский Академический вестник. – 2017. – № 2. – С. 186-189.
Калинин, И.В. Психология внутреннего конфликта человека: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.А. Клейберга. Ульяновск: УИПКПРО, 2003. - 164 с.
Кантеева, А.А. Агрессивность как психологическая основа конфликта / А.А. Кантеева, А.А. // Современное научное знание: теория, методология, практика. – 2019. – С. 24-27.
Карпина, Т.А. Теоретический анализ взглядов на природу конфликта / Т.А. Карпина // Психология педагогика семьи. – 2019. – С. 108-111.
Кашапов, М.М. Основы конфликтологии: учебное пособие / Ярославль: ЯрГУ, 2016. - 116 с.
Кетова, Н.А. Теоретические подходы к понятию агрессия / Н.А. Кетова, Н.А. Васильев, Е.И. Кочугова // Агрессия и насилие как явления современного общества. – 2018. – С. 45-49.
Козырев, Г.И. Введение в конфликтологию / Г. И. Козырев. М.: ВЛАДОС, 2001. - 176 с.
Конфликтология: Хрестоматия / Сост. Н. И. Леонов. 3-е изд., испр. и доп. / Н.И. Леонов. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО МОДЭК, 2005. - 368 с.
Крапивко, Е.Н. Особенности возникновения социокультурных девиаций в студенческой среде // Перспектива-2006: Материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Нальчик: Изд-во КБУ, 2006. C.163–165.
Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. В. Ярошевского. М.: Просвещение. - 1986. - 164 с.
Левин, К. Типы конфликтов / К. Левин //Психология конфликта: хрестоматия /сост. Н.В. Гришина. СПб.: Питер, 2001. - С.113 -118.
Леонов, Н.И. Конфликты и конфликтное поведение: методы изучения / Н. И. Леонов. СПб.: Питер, 2005. - 240 с.
Лоренц, К. Агрессия (так называемое зло)/ К. Лоренц. М., 1999. -240 с.
Лурия, А.Р. Природа человеческих конфликтов: Объективное изучение дезорганизации поведения человека/ А. Р. Лурия / Под общей ред. В. И. Белопольского. М.: Когито-Центр, 2002. - 527 с.
Мак-Кей М., Роджерс П., Мак-Ксй Ю. Укрощение гнева. СПб, 2007. 224 с.
Матвиевский, Д.М. Агрессия как психологический феномен / Д.М. Матвиевский // Информация как двигатель научного прогресса. – 2019. – С. 67-71.
Мерлин, В. С. Психология индивидуальности / В. С. Мерлин. М.: Моск. психол.-социал. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2005. - 542 с.
Пермякова, Г.Д. Виды агрессии у студентов первого курса / Г.Д. Пермякова, А.И. Александрова // Агрессия: индивидуальная, групповая, межличностная. Патология, диагностика, терапия. – 2017. – С. 220-221.
Петровская, JI.А. К вопросу о природе конфликтной компетентности [Текст] / JLА. Петровская // Вестник московского университета. Серия 14. Психология. 2010.
Приписнова, В.В., Максимова, Н.Ю. Профессиональные представления студентов психолого-педагогического направления // Таврический научный обозреватель. 2016. №10.
Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: БАХРАХ-М, 2015. 672 с.
Реан, А. Агрессия и агрессивность личности/ А. Реан. СПб,1996. 232 с.
Румянцева, Т.Г. Понятие агрессивности в современной психологии // Вопросы психологии. - №1/ 1991. – с.81-88.
Савина, Н.Н. Агрессия в студенческой среде / Н.Н. Савина, О.И. Петров // Профессиональное образование в современном мире. – 2018. – № 2. – С. 112-118.
Сушков, А.В. Понятие агрессии в исследованиях российских и зарубежных ученых / А.В. Сушков, А.Д. Гузенко // Развитие науки и техники: механизм выбора и реализации приоритетов. – 2017. – С. 204-206.
Харрис, Р. Психология массовых коммуникаций: [Перевод] / Р. Харрис. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 448 с.
Шайхалиева, А.М. Речевая агрессия как коммуникативная стратегия в ситуации конфликта / А.М. Шайхалиева // EurasiaScience. Сборник статей XIV международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 57-61.
Юсупова, А.Р. Изучение уровня тревожности, агрессии и депрессии у студентов / А.Р. Юсупова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Естественные науки. – 2018. – С. 13-17.
Приложение А
Таблица 1 Индивидуальные показатели самооценки агрессивности и видов агресии
№ Ф.И. Само
оценка *Виды агрессии
1 2 3 4
1 А.А 62 8 8 8 8
2 Н.А 64 7 10 7 8
3 И.Б. 58 7 9 7 9
4 А.Р. 60 6 9 6 9
5 Д.Е. 52 6 8 6 8
6 А. Н. 56 5 10 5 9
7 И.С. 50 5 8 5 8
8 И.П. 62 7 8 7 8
9 М.Р. 54 4 9 4 9
10 М.М. 52 5 9 5 8
11 Т.А. 48 4 8 4 8
12 К.А. 46 7 9 7 5
13 К.М. 40 7 9 7 9
14 А.Р. 42 6 8 6 9
15 Д.Е. 36 6 10 6 8
16 Ж. Н. 34 5 8 5 10
17 И.С. 48 5 8 5 8
18 Х.П. 46 7 9 7 8
19 М.Р. 40 6 9 6 9
20 М.В. 42 5 8 5 9
21 Т.А. 36 5 7 5 8
22 У.А. 34 7 7 7 7
23 Я.М. 15 6 3 6 7
24 Е.Я. 14 3 3 2 3
25 Е.Г. 14 2 3 2 2
Обозначения:
Виды проявляемой агрессии:
1 Склонность к прямой вербальной агрессии:
2. Склонность к косвенной вербальной агрессии:
3. Склонность к прямой физической агрессии:
4. Склонность к косвенной физической агрессии
Приложение Б
Таблица 2 Индивидуальные показатели по методике личностной агрессивности и конфликтности
№ Ф.И. *Личностная агрессивность и конфликтность
1 2 3 4 5 6 7 8
1 А.А 8 8 8 8 8 8 8 8
2 Н.А 7 7 10 10 7 9 8 7
3 И.Б. 7 7 9 9 7 9 9 7
4 А.Р. 6 6 9 8 6 9 8 6
5 Д.Е. 6 6 8 8 6 8 8 6
6 А. Н. 5 5 8 9 5 10 10 5
7 И.С. 5 5 8 8 5 8 8 5
8 И.П. 7 7 8 8 7 8 8 7
9 М.Р. 4 4 9 9 4 9 9 4
10 М.М. 5 5 9 9 5 8 9 5
11 Т.А. 4 4 8 8 4 8 8 4
12 К.А. 7 7 9 5 7 5 5 7
13 К.М. 7 7 9 8 7 4 4 7
14 А.Р. 6 6 8 8 6 7 9 6
15 Д.Е. 6 6 10 9 6 7 9 6
16 Ж. Н. 5 5 8 7 5 6 8 5
17 И.С. 5 5 8 7 5 6 10 5
18 Х.П. 7 7 9 8 7 5 8 7
19 М.Р. 6 6 9 9 6 5 8 6
20 М.В. 5 5 8 7 5 7 9 5
21 Т.А. 5 5 7 6 5 6 9 5
22 У.А. 7 7 7 5 7 5 8 7
23 Я.М. 6 6 6 7 6 8 7 6
24 Е.Я. 3 2 3 3 2 3 3 2
25 Е.Г. 3 2 2 3 2 2 3 2
Личностная агрессивность и конфликтность
1 вспыльчивость 2 наступательность, 3 обидчивость,
4 неуступчивость, 5 компромиссность, 6 мстительность,
7.нетерпимость к мнению других, 8. подозрительность
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!