это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3210777
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
TOC \o "1-3" \h \z \u ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc73645292 \h 3Глава 1 Теоретический анализ темы исследования PAGEREF _Toc73645293 \h 51.1Обеспечение безопасности в современном обществе PAGEREF _Toc73645294 \h 51.2. Культура личной безопасности PAGEREF _Toc73645295 \h 8Глава 2 Основы безопасности жизнедеятельности PAGEREF _Toc73645296 \h 152.1. Возможности предмета ОБЖ в решении проблемы личной безопасности PAGEREF _Toc73645297 \h 152.1.Методические рекомендации по формированию основ безопасности PAGEREF _Toc73645298 \h 18ЗАКЛЮЧЕНИЕ PAGEREF _Toc73645299 \h 22СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ PAGEREF _Toc73645300 \h 24
ВВЕДЕНИЕАктуальность работы. В настоящее время перед человечеством стоят задачи повышения уровня безопасности своего существования в условиях увеличения количества различных угроз. Это обусловливает необходимость распознавать, оценивать и прогнозировать опасности, действующие на современного человека, независимо от того подросток это или взрослый, а также обеспечивать безопасные условия его жизни и деятельности. Важным этапом в обеспечении безопасности людей является анализ и структурное объединение опасностей, возникающих в среде обитания человека.
Наука о безопасности жизнедеятельности (далее - БЖД) человека усиленно продолжает развиваться сейчас, основная цель которой - защита человека в техносфере от неблагоприятных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.
Проблема исследования заключается в выборе целесообразных действий в экстремальных ситуациях в силу особенностей подросткового и юношеского периодов стоит перед школьниками. Они представляют собой наиболее уязвимую категорию людей, им должно быть обеспечено право на безопасную жизненную среду.
Это привело к появлению нового направления педагогических исследований - изучению проблемы формирования культуры безопасной жизни школьников. Особенности функционирования культуры безопасности субъекта неразрывно связаны с характером и направленностью происходящих в социуме изменений, формированием знаний в разных направлениях (экология, экономика и др.), влиянию информации; скоростью обратного взаимодействия; уровнем анализа состояния опасностей, их динамики и трансформации окружающей среды (как внутренней, так и внешней) [1].
Поскольку все виды человеческой деятельности могут считаться потенциально опасными, изучая культуру безопасности, в первую очередь, школьникам необходимо мотивировать себя на безопасность, развивать знания законов о безопасности и умение действовать в любых ситуациях, а также развивать навыки безопасного поведения.
Объект исследования: личная безопасность
Предмет исследования: возрастные особенности обеспечения безопасности.
Цель исследования: Изучить возрастные особенности обеспечения безопасности.
Задачи исследования:
- выполнить анализ научно-методической литературы по теме исследования;
- дать определение обеспечение безопасности;
- описать специфику предмета ОБЖ с целью обеспечения безопасности;
- сделать выводы по полученным данным.
Глава 1 Теоретический анализ темы исследованияОбеспечение безопасности в современном обществе
Вопрос безопасности подрастающего поколения - один из самых актуальных сегодня. В регионах, где существует повышенный риск возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на территории которых из-за промышленной деятельности, а также неблагоприятных климатических и геофизических характеристик региона возможно множество чрезвычайных ситуаций, таких как: наводнения, наводнения, лесные пожары, опасные погодные явления, промышленные аварии и т. д., особое внимание следует уделять подготовке учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ»: «Дополнительное образование - это вид образования, который направлен на полное удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальных, духовных, нравственных, физических качествах и профессиональном совершенствовании не сопровождающиеся повышением уровня образования».
Целью дополнительных образовательных программ видится обучение, воспитание, развитие совершенствования знаний, навыков и умений детей. При этом содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:
- достижения мировой культуры, русских традиций, культурных и национальных особенностей регионов;
- соответствующий уровень образования (школьное: общее начальное, основное общее, общее среднее образование (полное));
- управление дополнительными образовательными программами (научно-технические, спортивно-технические, художественные, физкультурно-спортивные, туристско-краеведческие, эколого-биологические, военно-патриотические, социально-экономические, естественные науки);
- современные образовательные технологии, отраженные в принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, эффективность);
- формы, методы обучения (активные методы дистанционного обучения, дифференцированное обучение, курсы, конкурсы, конкурсы, экскурсии, походы и др.);
- методы контроля и управления учебным процессом (анализ результатов деятельности детей);
- дидактический материал (перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых на одного ученика в образовательном учреждении) [3].
Однако, как показывает опыт, изучение этой дисциплины часто сводится к набору формальных знаний и разрозненных навыков, которые не были доведены до уровня ценностных отношений и жизненного опыта. Это не позволяет детям развивать внутреннюю потребность в обеспечении как собственной безопасности, так и безопасности других. В то же время именно ценностные отношения личности составляют основу культуры человеческой безопасности.
Таким образом, отсутствие практической подготовки стимулирует поиск новых путей формирования у школьников культуры безопасной жизни, которые могли бы помочь повысить эффективность решения задач для школы и системы образования в целом. Одним из таких способов может стать период летних каникул, так как это помогает обеспечить непрерывность формирования культуры безопасной жизни школьников и видится важным фактором. Поскольку в летний период образовательная функция в большей степени выполняется за счет дополнительного образования, необходимо обеспечить интеграцию возможностей общего и дополнительного образования.
Дополнительные программы обучения в области личной безопасности разрабатываются с учетом признаков человеческой и социальной защищенности [3].
В научной, учебной и научно-методической литературе называются:
- состояние среды обитания, при котором с определенной вероятностью исключен моральный, материальный, экономический или физический ущерб человеку;
- отсутствие вредных или опасных для жизни факторов;
- готовность человека предотвратить, преодолеть без вреда, минимизировать (с минимальными потерями, то есть допустимыми), устранить негативные последствия воздействия вредных и опасных факторов жизнь;
- средство защиты организаций от внутренних и внешних опасностей (средства оценки уровня риска, безопасности);
- система мер по защите человека и окружающей среды от опасностей (средства обеспечения безопасности, предотвращения рисков);
- состояние, при котором риск снижен до объективного минимума;
- степень защищенности человека, его способность обеспечить свою личную безопасность путем сознательного снижения степени риска, связанного с деятельностью.
Дополнительное образование по безопасности жизнедеятельности в школе, безусловно, должно соответствовать уровню подготовки, современным образовательным технологиям, то есть необходимо учитывать формы, принципы и методы обучения. Такое обучение предполагает воспитание у школьников мотивации к безопасному поведению, характера, выносливости, ответственности, чувства патриотизма, а также формирование системы безопасного поведения и коммуникативных навыков. Для этого следует употреблять дополнительные программы общего развития в направлении в ЧС и ЭС, пожарной безопасности и др.
Дополнительное образование не только дает школьникам знания и навыки в сфере безопасности жизнедеятельности, но и значительно повышает квалификацию руководителей и специалистов по данной специальности.
Потенциалы дополнительного образования в области личной безопасности, формирования культуры безопасности безграничны. Государство полностью поддерживает это образование и обязуется создавать все условия для развития способностей молодого поколения.
Таким образом, дополнительное образование способствует повышению культуры безопасности. Дети учатся преодолевать различные трудности, экстремальные и аварийные ситуации, взаимодействуют с коллективом и природой не только в теории, но и на практике. И для роста поколениям эти знания, навыки и умения станут багажом, который пригодится им в будущей жизни, и возможно даже в профессиональной деятельности.
1.2. Культура личной безопасностиОсновной причиной многих аварий и катастроф, как показывают результаты опросов, является человеческий фактор. Слабая культура безопасности населения, надежда русского «авось» приводит к тому, что люди на работе и в повседневной жизни не обращают внимания на вопросы безопасности.
Одним из реальных механизмов реализации задач в области безопасности видится высшее образование, возможности которого позволяют рассматривать его не только как социальный институт профессиональной подготовки, но и как инструмент обеспечения личной безопасности нации [1].
Культура личной безопасности - это совокупность норм, взглядов и правил, характеризующих отношение субъекта к природе, личной, общественной и национальной безопасности. Значение культуры в целом в постиндустриальном социуме исключительно велико. Культура способна обеспечить согласование интересов человека и техносферы; Инструмент такой координации - культура безопасности. Потребность в безопасности - одна из базовых потребностей личности. В настоящее время можно говорить о переходе от постиндустриального социума к обществу риска.
Структурные компоненты культуры безопасности не могут быть элементами деятельности и ценностей, потому что культура статична и в процессе создания может существовать без обязательного участия субъекта. В целом решение вопроса о структуре культуры безопасности на базе разных теории культуры неверно, так как каждое из них, с одной стороны, не исключает применения другая теория, и, с иной стороны, они не сводятся к элементам согласно их названию.
Основными задачами изучения дисциплины (навыков) «Безопасность жизнедеятельности» видятся [2]:
- получить понимание проблем устойчивого развития деятельности и рисков, связанных с деятельностью личности;
- овладеть методами рационализации жизни, направленными на уменьшение антропогенного воздействия на природную среду и гарантию безопасности человека и общества;
- выявление рисков; алгоритм действий людей в аварийных и экстремальных ситуациях; подготовка:
- теоретические знания и практические навыки, целесообразные для создания комфортных условий в сфере труда и отдыха субъекта; обеспечивать стабильность деятельности технических объектов и систем в штатных и аварийных ситуациях; принимать решения по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принимать меры по ликвидации их последствий; прогнозировать развитие негативных воздействий и оценивать последствия их действия;
- культура безопасности человека, тип безопасного поведения, риск-ориентированное мышление, в котором вопросы безопасности, сохранения жизни, здоровья и окружающей среды считаются важнейшими приоритетами в жизни субъекта;
- культура профессиональной безопасности, умение выявлять опасности и оценивать риски в сфере собственной профессиональной деятельности;
- готовность употреблять профессиональные знания для минимизации негативных последствий для окружающей среды, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере профессиональной деятельности; реализация мер по защите людей и окружающей среды от негативных воздействий;
- мотивация и возможность автономно повышать уровень культуры личной безопасности;
- умение оценить вклад своей сфере в решение проблем экологии и безопасности;
- умение разумно обосновывать собственные решения с точки зрения безопасности.
Таким образом, важнейшими задачами школы видится реформа образования, создание моделей, которые, опираясь на традиции и опыт отечественных и мировых школ, способны востребовать и передавать более эффективно возможен духовный и человеческий потенциал, высокий уровень профессионализма в сфере повышения безопасности. Создание культуры личной безопасности и обучение навыкам безопасности - важный способ повышения безопасности.
Несмотря на небольшое число уроков по ОБЖ в 5–8 классах (1 час в неделю), значительное время учебного процесса уходит на изучение учащимися основ медицинских знаний и оказания первой помощи.
Изучение раздела «Основы медицинских знаний и первой помощи» предполагает широкое употребление активных методов обучения. Активизации учебного процесса способствуют разные способы организации познавательной деятельности школьников на занятиях. Успех освоения программы значительно увеличивается при применении в процессе обучения семинаров, тестов, ситуационных задач, конкурсов.
Практико-предметная деятельность в учебном процессе помогает понять практический смысл полученных знаний, развивает кругозор, помогает овладеть практическими навыками, развивает сенсомоторную сферу школьников. Для повышения уровня подготовки детей необходимо отойти от формализма в образовательном процессе, создать для школьников ситуацию, близкую к реальности.
Школьное обучение на уроках ОБЖ должно быть построено в форме проблемно-игровых занятий с имитацией различных видов аварий. Основная цель этих занятий - выработка тактики и навыков правильного поведения, способов быстрого сбора данных о пострадавшем. Для проведения уроков необязательно употреблять традиционные классы - такие уроки можно проводить на школьном дворе, в спортзале, на отдыхе.
Достаточно условно смоделировать место аварии, выбрать наиболее типичную аварийную ситуацию, чтобы включить в обсуждение весь класс, создать условия для принятия каждым учеником определенных решений в выборе тактики поведения и действия. Обучение детей практическим навыкам оказания первой помощи пострадавшим требует соответствующей материальной оснащенности учебного процесса.
Помещения школ гигиены и безопасности, аптечки и медицинские центры должны быть оснащены ремнями безопасности, шинами, запасными средствами иммобилизации и транспорта, симуляторами реанимации и т. д. Определяющими факторами в составе аптечки должны быть средства оказания помощи при травмах (повязки, шины для иммобилизации конечностей, кровоостанавливающие жгуты и т. д.).
Навыки школьников по оказанию первой помощи пострадавшим отрабатываются и совершенствуются на практических занятиях, тренингах, в процессе изучения возможных несчастных случаев в повседневной жизни, в условиях туристических поездок, в процессе обучающих игр и соревнованиях («Школа безопасности», «Зарница» и др.) ...
Во время практических занятий следует обеспечивать постоянную обратную связь учеников с учителем, который контролирует их учебную деятельность и помогает сосредоточиться на отработке действий. Предупреждение неправильных действий достигается за счет наглядного показа и объяснения техники выполнения этого действия с помощью подготовительных упражнений с учетом индивидуальных возможностей обучаемых.
Известно, что одним из методов тренировки навыков и умений школьников является метод упражнений - намеренное повторение действия с целью усвоения и совершенствования способа его выполнения. В учебных целях упражнения могут быть вводными, базовыми и обучающими. Вводные упражнения выполняются после практической демонстрации, чтобы учащиеся медленно и правильно выполняли выученные действия; основные направлены на обучение навыкам, отвечающим требованиям; тренировочные упражнения - это осознанное и многократное повторение усвоенного действия с целью его закрепления.
При выполнении практических упражнений желательно употреблять групповые методы (работа в паре, работа в группе). Такая организация учебного процесса позволит рационально применять время урока (одновременно включить в процесс всех учеников) и поможет повысить познавательный интерес детей. Конечно, любому заданию для обучающей практической работы должна предшествовать демонстрация разного способа действия.
При демонстрации рекомендуется не только использовать наглядные пособия или слайды, но и выполнять демонстрационную реализацию практического действия с употреблением дополнительных материалов для учащихся. Овладение учебным материалом в этом разделе предполагает также организация внеклассных занятий. «Внеклассная работа по личной безопасности способствует реализации деятельностной составляющей обучения школьников в области личной безопасности.
Такая форма организации учебного процесса предлагает множество возможностей для интеграции личной безопасности. [2, с.39]. Внеклассная деятельность должна быть направлена на расширение и углубление знаний школьников, обучение и развитие их практических навыков по оказанию первой помощи пострадавшим. Формы организации внеклассной работы есть разные: кружки, факультативы, викторины, помощь учителям в работе с младшими школьниками и т. д. Важно, чтобы внешкольная работа со школьниками была ориентирована на практику и была направлена на достижение желаемых образовательных результатов.
Методические идеи построения внеаудиторной деятельности со школьниками по отработке их практических навыков также реализованы в содержании профессиональной подготовки учителей в направлении безопасности жизнедеятельности, что отражено в трудах В. Ю. Абрамова, Г. А. Костецкая, Р. И. Попова и другие [1, 3, 4].
Следует отметить, что успешное практическое обучение возможно при соблюдении следующих дидактических условий: качественная разработка плана, четкая формулировка учебных целей и задач, тщательная подготовка мест учебы и учебно-материальное обеспечение; подробный инструктаж обучаемых перед началом занятия по порядку работы и технике безопасности; оценка действий каждого ученика при обобщении итогов урока.
Во время практических занятий должна быть обеспечена постоянная обратная связь учеников с учителем, который следит за их учебной деятельностью. Предупреждение неправильных действий достигается путем наглядной демонстрации и объяснения техники выполнения того или иного действия с помощью подготовительных упражнений с учетом индивидуальных возможностей обучаемых [1, 4].
Практические навыки можно проверить индивидуально и в группах. Во время оценивания учащиеся должны продемонстрировать, что они выполнили задание от начала до конца. При этом необходимо следить за тем, чтобы ученик правильно выполнял каждый элемент действия, а в случае серьезной ошибки ученик должен остановиться и указать на недостаток. Если ошибка свидетельствует о полном непонимании того или иного действия, необходимо показать, как его правильно выполнять, и предоставить обучающемуся дальнейшие попытки освоить правильный способ выполнения.
Результаты проверки усвоения учащимися практических действий позволяют корректировать обучение, перераспределяя время на решение конкретных задач, используя дополнительные средства и более эффективные приемы и методы. Содержание раздела «Основы медицинских знаний и первой помощи» включает большое количество учебных упражнений. Учитывая объем практических навыков, которые предстоит приобрести школьникам, и ограниченное время, проводимое в классе, целесообразно проводить значительную часть обучения учителей вне класса. Учебные занятия предпочтительно проводить с помощью школьного медицинского работника. Это не только поможет улучшить организацию занятий, но и повысит учебную мотивацию детей.
Таким образом обучение и развитие практических навыков и умений - важнейшее условие подготовки учащихся к жизни, способ связать теорию и практику в процессе обучения. Использование школьниками практических навыков и умений стимулирует учебную деятельность, вселяет уверенность детей в свои способности.
Глава 2 Основы безопасности жизнедеятельности2.1. Возможности предмета ОБЖ в решении проблемы личной безопасностиШкола играет ведущую роль в процессе подготовки к безопасной жизни. Процесс обучения основам безопасности школьников имеет свою внутреннюю логику. Определение содержания и распределение предмета личной безопасности по уровням и годам в образовании соответствуют возрастным характеристикам и способностям учащихся овладеть предметом с учетом всех особенностей.
Именно в школе ребенок проводит важный период своей жизни. Школьное время для всех - время взросления, а иногда и единственный период включения в систему обязательного образования. Поэтому школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» приобретает центральную роль в формировании культуры безопасности детей как базы личного и социального благополучия, устойчивого развития и совершенствования.
В старших классах происходит окончательное осознание учащимися специальных прикладных знаний, навыков и умений, необходимых субъекту, с целью обеспечения безопасности. [5]
Анализ существующих программ по ОБЖ показал, что в них пристальное внимание уделяется изучению истории вопроса различной чрезвычайной ситуации, ее физическим свойствам и причинам возникновения. Безусловно, эти вопросы интересны и полезны, но есть целый ряд учебных дисциплин, в которых изучаются и должны рассматриваться эти вопросы (история, химия, физика, география и др.), а там, где надо действовать, надо учить тому, что надо делать и, самое главное, как реализовывать действия, чтобы обеспечить собственную безопасность и безопасность окружающих людей [6].
Концепция преподавания курса ОБЖ должна быть направлена на понимание обучающимися общей логики безопасности, которую очень точно сформулировал известный путешественник и специалист по выживанию человека Яцек Палкевич: «Предвидеть опасность. По возможности избегать ее. При необходимости - действовать».
Важно, чтобы дети осознали основную установку при изучении предмета, а именно предмет ОБЖ сможет подготовить к самостоятельной жизни, более правильно взглянуть на мир, смочь оценивать различную обстановку и жизненные ситуации, собственные возможности и делать правильный выбор. [9]
Основные методы, которые сейчас широко применяются в преподавании курса ОБЖ – наглядные и практические. Считается, что меньше в изучение этого курса следует уделять словесным методам. Большую часть учебного времени надо стараться отводить на показ и отработку практических действий [6].
Предполагается, что начинать уроки именно так (меняя примеры), наиболее эффективно и вряд ли кто-то из школьников продолжит после таких вопросов играть в планшете или телефоне или списывать домашнее задание по математике. Необходимо больше времени и внимания преподавателя отводить мотивации, пусть даже они уже старшеклассники, увлеченность необходима [13].
Доминирующая и составляющая предмета ОБЖ: Например, основным лейтмотивом раздела «Первая медицинская помощь» должны звучать заповеди: «Не пройди мимо пострадавшего!», «Прими на себя чужую боль и страдание!», темы «Терроризм – угроза обществу» - «Умей преодолеть стрессовое состояние сам и помочь другим!». [8]
В процессе совершенствования педагогической деятельности надо постоянно уделять внимание уважительному отношению к историческому прошлому, традициям нашей страны в системе защиты национальной безопасности.
Проводя уроки по основам военной службы, использовать большое разнообразие наглядных пособий, видеофильмов о Вооруженных Силах РФ, о лучшем в мире оружии – Российском. Можно даже зачитывать строки из писем выпускников-школьников, проходящих службу в рядах Вооруженных Сил, ведь многие ребята продолжают и в наше время писать письма своим любимым учителям-наставникам, которые готовили их не только к экзаменам по ЭГЕ.
Изучая тему «Военная форма одежды, звания», можно на уроках употреблять технологию проектной деятельности. Девочки готовят проекты по форме одежды, а мальчики – по воинским чинам. Затем выслушайте задания урока и обсудите их. Информационно-коммуникационные технологий в данном случае бесценны. Оборудование кабинета ОБЖ позволяет учителям ОБЖ также на уроках «Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи» реализовывать упражнения по искусственной вентиляции легких и непрямому массажу сердца с помощью тренажеров «Максим», «Гоша», останавливать кровотечение, оказывать первичную медицинскую помощь при различных травмах. [8]
Темы уроков ОБЖ структурируют у детей средней школы широкое понимание чрезвычайных ситуаций местного характера, их последствий и правил безопасного поведения; чрезвычайных ситуаций естественного и искусственного характера, их последствий и мероприятий по защите населения; знакомство с единой государственной системой профилактики. [4]
Уроки по темам ГО и ЧС могут быть разработаны как ориентированные на практику с употреблением технологии критического мышления и не только теоретические. Опять же, кабинет ОБЖ позволяет закрепить теоретические навыки на практике: с помощью дозиметра измерить уровень радиации в разных точках территории школы; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты органов дыхания и кожи. Обучающие действия и закрепляемые практические навыки могут позволить школьникам в нестандартной ситуации сохранить собственную жизнь и помочь другим. [8]
В любой деятельности важное место занимают самоконтроль (мышление) и контроль. Например, тестовые задания в разделах курса «Основы безопасности жизни» для 10 - 11 классов. Время, затраченное учащимися на выполнение тестовых заданий, составляет от 7 до 10 минут, но это позволяет оценить всех учеников за короткий промежуток времени и перейти к изучению следующего предмета (что очень важно при небольшом количестве часов по предмету ОБЖ). [9]
Тестовые задачи включают в себя определенные вопросы, интегрированные с другими предметами (история, физика, химия, биология), чтобы расширить кругозор учащихся, или носить образовательные очки, которые непосредственно связаны с изучаемым материалом. В качестве этапа программы учащиеся заканчивают 10-й класс.
В то время как юноши в период каникул участвуют в военных митингах, девочки 10 класса проходят социальную практику в школе, в области «первой помощи» [8].
Таким образом, технологическая составляющая процесса обеспечения безопасности базируется на широком спектре форм и методов работы, которые должны использоваться учителями ОБЖ при организации образовательной деятельности [15].
2.1.Методические рекомендации по формированию основ безопасности Решение этих и многих других задач, в основном прикладных, призван решать модуль военной подготовки в рамках курса ОБЖ для старшеклассников, выполняемого как на теоретическом, так и на практическом уровне. Для решения этих проблем предлагаются некоторые методические приемы, которые различаются по следующим направлениям: [11]
Методически для этого можно использовать (а лучше комбинировать) различные формы работы:
- занятия в классе по установленной программе ОБЖ; [10]
- осуществление индивидуальных или коллективных независимых проектов.
Психологическая подготовка. Его основные цели могут быть сформулированы следующим образом:
а) на коллективном уровне-формирование товарищества, навыков слаженной совместной деятельности, взаимопомощи, личной ответственности и исполнения совместно с инициативой. Эти задачи можно решать в ходе обучения различным спортивным и военным играм, походам, другим мероприятиям, а их решение органично продолжается во время военных митингов. К чему в этом случае будут мотивированы и студенты, лучше узнавшие друг друга заранее.
б) на личностном уровне - целенаправленная подготовка психологической устойчивости и готовности к деятельности в учебно-боевых условиях.
Учащимся с учетом их знаний общеобразовательных предметов предлагается решить ряд примеров на основе «теории решения изобретательских задач» (ТРИЗ). Плюс те, которые действительно решены или решены в опасной ситуации. Опыт их решения содержится в ответах, но не исключено, что студенты смогут найти новые решения. [10]
Исходя из этого, можно организовать различные виды совместной деятельности в классе (например, принципиальный анализ примера) или во время внеклассных мероприятий: совместные или одиночные проекты, «мозговой штурм» и т. д.
Физическая подготовка. Это направление подробно рассматривает в своей статье спортивный методист А. Г. Шлычков, выделяя его главную особенность: оно обычно делается на занятиях по физкультуре, следовательно, должно согласовываться с содержанием модулей ОБЖ и включать соответствующие направления:
а) Информация по следующим темам::
- требования к физической подготовке, как важный параметр личной безопасности. [17]
б) Физическое и практическое воспитание, составными частями которого являются:
- общая физическая подготовка: упражнения для развития скоростных и скоростных качеств, координации, ловкости и т. д.; [16]
- специальные упражнения на выносливость в различных видах (бег, спортивные игры и т. д.);
- методы безопасности при выполнении упражнений, а также методы взаимного страхования (которые, кроме самой безопасности, формируют еще и доверие к партнеру).
в) Эмоционально-волевое, представленное упражнениями с элементами риска, боевыми искусствами, дополненное овладением методами саморегуляции (расслабление, нормализация дыхания, контроль напряжения различных групп мышц и т.д.);
г) Самообразование, как формирование мотивации для достижения определенных целей. Основными методическими методами в этом смысле являются: полная активизация работы в классе (например, методы круговой тренировки и т. Также важно ввести элементы самоконтроля - в частности, ведение дневника фитнеса, подсчет пульса и частоты дыхания до и после занятий и т. Очень важны также методично организованные игровые и соревновательные мероприятия, мотивирующие достижение высоких показателей, выполнение норм физической подготовки [16].
4. Военное образование начальное. Этот модуль непосредственно включен в программу курса ОБЖ, и его различные тематические области требуют конкретных методологических решений. Так, на курсах по изучению оружия массового уничтожения (ОМУ) и средств защиты от них необходимо и возможно укрепление уверенности в победе. Сочетание голосовых, визуальных и активных приемов ознакомления с материалом позволяет создать правильное представление о ОМП, методах защиты от него, а также позволяет избежать крайностей в оценке опасности.
Хотя элементы боевых искусств, как было сказано выше, целесообразно включать в содержание полных курсов физкультуры. При обучении приемам самозащиты хорошо зарекомендовала себя техника Н. Н. Ознобишина, согласно которой наиболее методично целесообразно изучать приемы в такой последовательности: приемы в стойке, броски, болевые приемы в стойке, защиту от ударов руками и ногами, освобождение захватов.
К приемам боя с оружием относятся изготовление в бою, движения, действия с оружием, а их изучение рекомендуется вместе с военным инструктором во время митингов. В целом, исходя из всего вышесказанного, следует отметить, что наиболее целесообразно, как с практической, так и с методической точки зрения, формировать прикладные военные навыки у старшеклассников в три этапа:
- обучение определенным приемам и действиям в стандартных условиях – то есть; в условиях уроков ОБЖ и физкультуры, а также иных внеклассных занятий; [16]
- формирование методики различной компетентности построено на развитии физической и интеллектуальной самостоятельности, с сочетанием занятий в классе, внеклассной и самостоятельной;
- совершенствование ряда навыков и формирование новых в условиях обучения и практики-то есть в условиях учебных сборов.
В целом, реализация описанных выше методологических решений для детей, посещающей школу, должна способствовать:
1) Оптимальная психологическая подготовка, предполагающая сочетание индивидуальной психологической устойчивости с навыками слаженной совместной работы;
2) Физическая подготовка в пределах требуемых норм;
3) Овладение теоретическими и философскими базой на уроках ОБЖ; [6]
4) Успешное обучение и совершенствование воинских навыков, применяемых в условиях сборов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕИзучив тему: «Возрастные особенности обеспечения безопасности», можно сделать вывод, что дополнительное образование - это вид образования, который направлен на полное удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальных, духовных, нравственных, физических качествах и профессиональном совершенствовании не сопровождающиеся повышением уровня образования.
Школа играет ведущую роль в процессе подготовки к безопасной жизни. Процесс обучения основам безопасности школьников имеет свою внутреннюю логику. Определение содержания и распределение предмета личной безопасности по уровням и годам в образовании соответствуют возрастным характеристикам и способностям учащихся овладеть предметом с учетом всех особенностей. [2]
Культура личной безопасности - это совокупность норм, взглядов и правил, характеризующих отношение субъекта к природе, личной, общественной и национальной безопасности. Значение культуры в целом в постиндустриальном социуме исключительно велико. Культура способна обеспечить согласование интересов человека и техносферы; Инструмент такой координации - культура безопасности. Потребность в безопасности - одна из базовых потребностей личности. В настоящее время можно говорить о переходе от постиндустриального социума к обществу риска.
Структурные компоненты культуры безопасности не могут быть элементами деятельности и ценностей, потому что культура статична и в процессе создания может существовать без обязательного участия субъекта. В целом решение вопроса о структуре культуры безопасности на базе разных теории культуры неверно, так как каждое из них, с одной стороны, не исключает применения другая теория, и, с иной стороны, они не сводятся к элементам согласно их названию.
Дополнительное образование по безопасности жизнедеятельности в школе, безусловно, должно соответствовать уровню подготовки, современным образовательным технологиям, то есть необходимо учитывать формы, принципы и методы обучения. Такое обучение предполагает воспитание у школьников мотивации к безопасному поведению, характера, выносливости, ответственности, чувства патриотизма, а также формирование системы безопасного поведения и коммуникативных навыков. Для этого следует употреблять дополнительные программы общего развития в направлении в ЧС и ЭС, пожарной безопасности и др.
Таким образом обучение и развитие практических навыков и умений - важнейшее условие подготовки учащихся к жизни, способ связать теорию и практику в процессе обучения. Использование школьниками практических навыков и умений стимулирует учебную деятельность, вселяет уверенность детей в свои способности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. От 04.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации»
2. Ачкасов, Е.Е., Машковский, Е.В., Добровольский, О.Б. Сборник нормативно-правовых документов по реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» ГЭОТАР-Медиа. - М. : 2016. - 208 с
3. Березина В.А. Воспитание и дополнительное образование обучающихся в контексте нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» / Внешкольник. – 2015. – №1.
4. Богданов, И. В. Совместная деятельность государственных, общественных организаций и командования войсковых частей в физической подготовке молодежи к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации / И. В. Богданов. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9961/ (дата обращения: 02.02.2021).
5. Березина В.А. Воспитание и дополнительное образование обучающихся в контексте нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» / Внешкольник. – 2015. – №1.
6. Гараева, М. В. Обучение школьников основам безопасности жизнедеятельности: формирование умений оказания первой помощи пострадавшим / М. В. Гараева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (63). — С. 932-934.
7. Есипова, А. А. Интеграция общего и дополнительного образования как возможный путь повышения эффективности формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников / А. А. Есипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5.1 (64.1). — С. 21-22.
8. Гараева, М. В. Обучение школьников основам безопасности жизнедеятельности: формирование умений оказания первой помощи пострадавшим / М. В. Гараева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (63). — С. 932-934.
9. Есипова, А. А. Интеграция общего и дополнительного образования как возможный путь повышения эффективности формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников / А. А. Есипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5.1 (64.1). — С. 21-22.
10. Ефремов В.И. Боевая смекалка: задачи для старшеклассников с элементами ТРИЗ./ В.И. Ефремов // Новосибирск, 2019. – 120 с.
11.Изотов, В. В. Уроки физической культуры (на основе элементов рукопашного боя) как форма подготовки старшеклассников к службе в Вооруженных силах России / В. В. Изотов, Л. В. Руднева, В. А. Романов // Вестник магистратуры 4(67). – Йошкар-Ола, 2017. С. 10–13.
12. Капитонова Т.А., Стручкова Г.П. Природные и техногенные опасности на территории Республики Саха (Якутия) / Т.А. Капитонова // Безопасность жизнедеятельности. – 2016. – №7. – С. 58-62.
13. Манухин, В.П., Богданов, И.В., Условия взаимодействий организаций физической культуры в освоении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) на примере Мурманской области / В.П. Манухин // Общероссийский педагогический журнал «Учитель 21 век». — Москва, 2016. — № 1. — 16 с;
14. Нелюбов В.Н., Погодаева М.В., Божидомова Е.А. Дополнительное образование в области безопасности жизнедеятельности в регионах с высоким природным и техногенным риском / В.Н. Нелюбов // Безопасность жизнедеятельности. – 2015. – №1. – С. 67-71.
15. Тараканов А.Ю., Норсеева М.Е. О подходах к формированию культуры безопасности жизнедеятельности / А.Ю. Тараканов // Безопасность жизнедеятельности. – 2017. – №5. – С.52-55.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Расписать суть муниципальных услуги из списка
Поиск информации, Муниципальное управление
Срок сдачи к 23 мая
Особенности эмпатии у осужденных за насильственные преступления
Курсовая, Юридическая психология
Срок сдачи к 26 мая
Проблемы в организации работы учителя-логопеда
Доклад, "Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления"
Срок сдачи к 26 мая
: Разработка концепции проекта и оценка его эффективности
Решение задач, Технологии и сервисы управления проектами
Срок сдачи к 20 мая
Нужно сделать теплотехнический расчет для наружных ограждающих...
Другое, Строительные конструкции
Срок сдачи к 20 мая
Необходимо придумать спорный тезис в области муниципального права и...
Другое, Муницип
Срок сдачи к 19 мая
Разработка проекта участка полной окраски подвижного состава...
Решение задач, Разработка проекта участка полной окраски подвижного состава автобусного парка
Срок сдачи к 26 мая
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!