это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3229366
Ознакомительный фрагмент работы:
Тенденции развития общества и государства определили защиту прав и
свобод детей как одно из приоритетных направлений деятельности, так как
эта категория граждан испытывает значительные затруднения в ситуациях
защиты своих прав в силу психологической, физической незрелости. Кроме
того, отдельной категорией несовершеннолетних являются дети-сироты и
дети, оставшиеся без попечения родителей.
Дети-сироты, а также дети, оставшиеся без попечения родителей,
являются одним из важнейших объектов социальной работы. Стоит
отметить, что проблемы развития детей, оставшихся без попечения
родителей, процесс их социализации и интеграции в обществе – предмет
активного обсуждения в научном мире. Сиротство в целом представляется
как сложное социальное явление, имеющее прямую связь с процессом
становления и формирования детства человека в нестандартных условиях,
когда развитие личности происходит в неблагополучной ситуации отрыва
ребенка от семейного воспитания, полноценной семьи. Несомненно,
сиротство как явление оказывает разрушительное влияние на эмоциональные
связи ребенка с окружающим миром, побуждает глубокие нарушения в
физическом, психологическом и социальном развитии.
Современное законодательство определило детей-сирот как лиц в
возрасте до 18 лет, у которых умерли оба либо единственный родитель. К
категории детей, оставшихся без попечения родителей относятся также лица
в возрасте до 18 лет, но оставшиеся без попечения одного или обоих
родителей по одной из представленных причин:
- отсутствие родителей либо потеря родителями их родительских прав;
- ограничение в родительских правах;
- признание родителей пропавшими без вести либо частично
дееспособными, пребывающими в медицинских учреждениях;
- отбытие родителями срока лишения свободы в учреждениях,
проводящих лишение свободы в тюрьмах;
- уклонение родителей от воспитания детей, а также защиты их прав и
интересов;
- отказ родителей забирать своих детей из различных учебных,
медицинских и социальных учреждений [Электронный научно-практический
журнал «Современные научные исследования и инновации»].
Среди социальных факторов, приводящих к ситуациям, когда дети
остаются без попечения родителей можно выделить: алкоголизм родителей;
социальная, а также семейная безответственность; развод родителей;
неблагополучие семьи; выявленные факты жестокого обращения с детьми.
Независимо от факторов, приводящих к данной социальной проблеме
абсолютно все дети-сироты и дети, оставшиеся без попечений родителей,
нуждаются в полноценной адаптации к самостоятельной взрослой жизни,
помощи специалистов по социальной работе, социальных педагогов, так как
социальная ситуация становления и развития данной категории детей может
быть охарактеризована ранней депривацией, невозможностью полноценных
отношений со значимыми взрослыми воспитанием в учреждениях, условия
которых не всегда близки к семейным.
Все обозначенные факторы в совокупности ведут за собой проблемы
внутренней нестабильности, трудностей общения, формирование
иждивенческой позиции, недостаточного развития индивидуальности. Эти
личностные особенности создают препятствия для социальной адаптации
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выступая в
качестве барьеров. Эти, а также многие другие барьеры социальной
адаптации для преодоления требуют немалых усилий, которые оказываются
не под силу одному человеку. Именно по этой причине так необходима
профессиональная деятельность специалистов по социальной работе,
социальных педагогов, психологов по организации, осуществлению процесса
адаптации детей сирот и детей-оставшихся без попечения родителей к
взрослой жизни и социальной адаптации в целом [Колоколова, 2016, с. 57].
Для планомерной и успешной реализации социальной работы по
адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к
самостоятельной взрослой жизни применяются различные технологии
социальной работы. Существует несколько базовых технологий социальной
работы, которые активно применяются к детям-сиротам и детям, оставшимся
без попечения родителей. К ним относят диагностику, социальную
адаптацию и коррекцию.
Любая работа с данной категорией детей должна начинаться с
диагностики. Данная технология социальной работы выступает в качестве
начального аналитического этапа базовой схемы социальной работы,
который включает индивидуализированное и точное определение проблем
ребенка, его трудностей в адаптации. С точки зрения психологии
социальным диагнозом является суждение о том, в каком эмоциональном и
психологическом состоянии находится ребенок.
Социальная диагностика предполагает включение в себя группу
эмпирических методов, среди которых такие методы, как: интервью,
анкетирование и многие другие методы. Стоит отметить, что данные методы
могут помочь глубже разобраться в ситуации, найти проблему дезадаптации
ребенка [Платонова, 2016, с. 400].
После проведения социальной диагностики, выявления конкретных
проблем адаптации ребенка можно применить следующую технологию
социальной работы – социальная адаптация. Л.В. Мардахаев считает, что
социальная адаптация характеризуется активным приспособлением человека
к условиям социальной среды, которое создает наиболее благоприятные
условия для социализации, проявления себя, принятия ценностей, а также
норм общества [Мардахаев, 2015, с. 817].
Выделяют несколько стадий процесса адаптации:
- активное влияние, оказываемое на внешнюю среду, её освоение и
приспособление к себе;
- процесс изменения своей личности, коррекции личных социальных
установок, а также стереотипов поведения;
- комбинированный адаптационный процесс, включающий в себя обе
вышеуказанные стадии.
По мнению, Р.В. Овчаровой, социальная адаптация детей в условиях
пребывания в детском доме включает в себя:
- контроль своего поведения, а также работу по противостоянию
влияниям, имеющим негативный характер;
- адекватное отношение к педагогическому воздействию;
- гармонизацию взаимных отношений взрослых и сверстников;
- принятие активного участия в жизни коллектива [Овчарова, 2014, с.
147].
Одной из ступенек к социальной адаптации детей-сирот, а также детей,
оставшихся без попечения родителей является их адаптация к жизни в
детском доме. В рассматриваемом процессе большое внимание уделяется
созданию позитивной среды, возможности для полноценного развития и
общения. В этот период уделяется внимание требованиям дисциплины,
устанавливается режим дня, а также доверительные контакты со
специалистами учреждения. В данный период крайне важным является
соблюдение последовательности в накоплении информации, которая
характеризовала бы воспитанника, для того, чтобы процесс адаптации
прошел наиболее гладко и продуктивно. Стоит отметить, что социальная
адаптация должна обязательно включать направленность на преодоление
психологических проблем ребенка, развитие его здоровой самооценки.
Важное значение на данном этапе придаётся беседам, тренингам,
обучающим занятиям. Если ребенок благоприятно адаптировался к условиям
детского дома, то скорее всего он сможет благоприятно адаптироваться ко
взрослой жизни в социальной среде, так как адаптация детей к условиям
интернатных учреждений способствует получению положительного опыта
общения, становлению представлений о групповых нормах взаимодействия,
развитию навыков конструктивного общения с людьми. Отдельно стоит
подчеркнуть эффективность рисования, чтения сказок по ролям, совместных
игр.
Этап адаптации к жизни в социуме очень важен. На этом этапе работа
направлена на усвоение воспитанниками социально полезных ролей
посредством участия в социальной деятельности, приобретения нового
социального опыта, знаний, умений, навыков. Некоторыми авторами
выделяются такие направлений социальной адаптации детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей:
- социально-трудовая адаптация;
- индивидуально-личностная адаптация;
- социально-бытовая адаптация;
- семейная адаптация.
В рамках социально-трудовой адаптации рассматриваемой категории
населения выделяют:
- обеспечение условий для профессионального самоопределения;
- формирование необходимых навыков для обучения;
- профессиональная ориентация;
- приобретение опыта производственных отношений [Овдина, 2017,
c.97].
Индивидуально – личностная адаптация предполагает:
- формирование собственного сознания;
- формирование навыков коммуникации (общения, умения слушать,
стратегий совладания в ситуациях конфликта);
- развитие эмоциональной сферы (поиск путей выражения эмоций в
социально приемлемых формах).
Социально – бытовая адаптация воспитанников интернатных
учреждений предполагает формирование у них определенных навыков,
умений и знаний для самостоятельной жизни (навыки ухода за собой,
ведения хозяйства в доме).
Семейная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей выступает одной из важнейших направлений их социальной
адаптации. Семейная адаптация нацелена на подготовку детей к
самостоятельной семейной жизни, к созданию собственной семьи. В
содержание семейной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей принято относить:
- осознание, а также принятие своего собственного семейного опыта;
- формирование полоролевой идентификации;
- умение выстраивать грамотные отношения с противоположным
полом;
- формирование представлений об отношениях между членами семьи, о
правильном воспитании детей;
- подготовка к готовности к созданию семьи [Гусарова, 2018, с. 278].
В качестве базовых методов, форм социальной работы по социальной
адаптации детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей ко
взрослой самостоятельной жизни можно выделить следующие:
- специальные занятия, тренинги и лекции, а также деловые игры для
получения детьми разнообразного социального опыта;
- работа различных секций, кружков и мастерских, которые
обеспечивают развитие необходимых компетенций для адаптации;
- поездки, путешествия, экскурсии, которые способствуют расширению
кругозора, знакомят с разными культурными традициями и нормами;
- организация комнат социально-бытовой адаптации;
- мероприятия по профессиональной ориентации, которые могли бы
помочь ребенку определиться с выбором профессии;
- трудотерапия;
- арт-терапия [Жуков, 2017, с.162].
Особая технология социальной работы – это коррекция. Коррекция
помогает детям, испытывающим проблемы в социальной адаптации ко
взрослой самостоятельной жизни, она помогает решить проблемы
социального функционирования. Коррекция имеет направленность на
исправление отклонений от общепринятых норм и моделей поведения в
социальном мире, восприятия актуальной действительности. Работа по
коррекции затрагивает следующие сферы жизнедеятельности детей-сирот и
детей оставшихся без попечения родителей:
- психологическую сферу;
- педагогическую сферу;
- социально-средовую сферу;
- этническую сферу.
А также затрагивает и другие сферы жизнедеятельности ребенка
[Гринёв, 2015, с. 185].
П.Я. Циткилов считает, что социальной коррекцией является
профессиональное воздействие на социальный объект с целью изменения к
лучшему его психологического состояния, мотивационно – поведенческой
модели, а также превенции негативных отклонений в социальном
функционировании. Уровень действенности проведенной коррекции может
во многом определяться подготовкой специалистов, ей использующих
[Циткилов, 2016, с. 448].
Социальная коррекция как технология социальной работы с детьми-
сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей по адаптации их
ко взрослой самостоятельной жизни может позволить преодолеть негативные
отклонения в социальном функционировании таких детей. Такое воздействие
может включать в себя различные средства социально-коррекционной
работы, такие как – индивидуальные средства, групповые средства.
Коррекция позволяет изменить отношений детей на окружающий мир,
помочь выработать терпение и навык понимания, способности видеть
положительное вокруг себя.
Таким образом, в настоящий момент проблема исследований,
касающихся адаптации воспитанников интернатных учреждений к
современному миру является достаточно актуальной. Технологии
социальной работы с данной категорией позволяют эффективно решать
возникающие проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей при их интеграции в общество и вступлении во взрослую,
самостоятельную жизнь. Несомненно, именно семейное воспитание
выступает приоритетной формой воспитания ребенка, но в случае, когда это
невозможно, правильное и грамотное применение технологий социальной
работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей,
поможет избежать многих проблем в адаптации ребенка ко взрослой жизни, а
также значительно облегчить его будущую взрослую жизнь.
Список использованных источников и литературы:
1. Гринёв, Е.А. Технологии социальной работы с девиантной
молодежью / Е.А. Гринёв // Социокультурный менеджмент: содержание,
проблемы, перспектив: материалы III международной научно-практической
конференции. – Ульяновск: УлГПУ, 2015. – с. 183 – 188.
2. Гусарова, А.Е. Социальная адаптация детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, - воспитанников интернатных
учреждений / А.Е. Гусарова // Молодой ученый. – 2018. - № 22. – С. 276 –
278.
3. Колоколова, К.А. Особенности социализации детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, в детском доме / К.А.
Колоколова // Международный студенческий научный вестник. – 2016. - №
5(1). – С. 57-58.
4. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев. – М.:
Юрайт, 2015. – 817 с.
5. Овдина, А.Г. Социально-профессиональная адаптация детей-
сирот: проблемы и пути решения / А.Г. Овдина, Т. В. Гольцвард, Н. А.
Серова // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2017. - №
3 (27). – С. 96 – 103.
6. Овчарова, Р.В. Истоки трудного детства: учебное пособие / Р.В.
Овчарова. – М.: Издательство МПСУ, 2014. – 256 с.
7. Платонова, Н.М. Теория и методика социальной работы / Н.М.
Платонова. – М.: Академия, 2016. – 400с.
8. Технологии социальной работы: учебник для вузов / под. ред.
В.И. Жукова. – М.: Litres, 2017. – 472 с.
9. Циткилов, П.Я. Технология социальной работы: учебное пособие
/ П.Я. Циткилов. – М.: «Дашков и К», 2016. – 448с.
10. Электронный научно-практический журнал «Современные
научные исследования и инновации» [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://web.snauka.ru/issues/2019/05/89097, свободный. – (Дата
обращения: 23.05.2021).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!