Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Отличительные особенности гендерных любовных переживаний у юношей и девушек.

Тип Курсовая
Предмет Психология

ID (номер) заказа
3233424

500 руб.

Просмотров
2024
Размер файла
4.61 Мб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc72194615 \h 3Глава 1. Теоретические особенности изучения любовных переживаний PAGEREF _Toc72194616 \h 61.1 Переживание как психологический феномен PAGEREF _Toc72194617 \h 61.2 Современные исследования особенностей любовных переживаний PAGEREF _Toc72194618 \h 81.3 Теория любви Джона Алана Ли PAGEREF _Toc72194619 \h 12Глава 2. Гендерные особенности юношей и девушек PAGEREF _Toc72194620 \h 162.1 Сущность гендерного подхода PAGEREF _Toc72194621 \h 162.2 Проблема взаимоотношений в контексте гендерного подхода PAGEREF _Toc72194622 \h 22Выводы по теоретической части исследования. PAGEREF _Toc72194623 \h 27Глава 3. Организация и анализ результатов эмпирического исследования особенностей любовных переживаний у юношей и девушек. PAGEREF _Toc72194624 \h 293.1. Организация и методы исследования. PAGEREF _Toc72194625 \h 293.2. Описание результатов диагностического исследования. PAGEREF _Toc72194626 \h 303.3. Интерпретация результатов математической обработки данных. PAGEREF _Toc72194627 \h 30Выводы по эмпирической части исследования PAGEREF _Toc72194628 \h 30Заключение. PAGEREF _Toc72194629 \h 31Список литературы PAGEREF _Toc72194630 \h 32Приложение PAGEREF _Toc72194631 \h 36

ВведениеОдин из самых главных феноменов в отношении между мужчиной и женщиной является любовь, которая основывается на глубоких и драматических переживаниях. Несмотря на то, что на тему любовных переживаний велись многозначительные дискуссии, научное изучение данного явления началось в ХХ веке на Западе, а потом и в России.
Понятия «переживания» широко представлено в исследованиях В.Б. Меласа, А. Маслоу, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Ф.Е. Василюка и др. Переживания в контексте любовных взаимоотношений рассматривают К. Хорни, А.В. Петровский, В.Н. Мясищев, Д.А. Журавлева, Е.А. Анпилогова, А.М. Смирнов и др.
Учитывая, что субъектами любовных переживаний являются как мужчины, так и женщины, изучение данного феномена целесообразно проводить в ключе гендерного подхода.
Гендерный подход является одним из ведущих в психологии. Традиционные взгляды на функции юношей и девушек в социуме изменились. Юноши и девушки осваивают новые виды деятельности и проявляют себя в разных социальных ролях, формируя определенное отношение к любовному взаимодействию с противоположным полом, ориентируясь на свои приоритеты и потребности. Интимно-личностная сфера является главным побудителем для самореализации и раскрытия личностных ресурсов, осознания своей общности с партнером. Взаимоотношения юношей и девушек являются основой стабилизации жизни социума, от данных отношений зависит успешность функционирования в обществе социальных институтов брака, семьи, социализация детей и, прежде всего счастье в браке.
Теоретические положения о гендерных особенностях и изменении гендерных стереотипов в социуме представлены в научных трудах таких авторов как Н.И. Абубикировой, Т.И. Пашуковой, А.А. Майоров, Ш. Берна, С.В. Молчанова и др.
Цель исследования – выявить отличительные особенности гендерных любовных переживаний у юношей и девушек.
Предмет исследования – гендерные различия любовных переживаний юношей и девушек.
Объект исследования – любовные переживания как психологический феномен.
Гипотеза исследования – существуют различия в любовных переживаниях у юношей и девушек, обусловленные их гендерными характеристиками.
В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
Рассмотреть психологические аспекты проблемы любовных переживаний.
Проанализировать современное состояние проблемы любовных переживаний.
Изучить понятие современного подхода.
Обосновать актуальность исследования особенностей любовных переживаний в ключе гендерного подхода.
Подобрать методический инструментарий для проведения исследования.
Анализ и интерпретация данных, получившихся в ходе исследования.
Организация и методы исследования:
Выборка. В исследовании приняли участие юноши и девушки в возрасте от 18 до 23 лет. Общая выборка составила – 74 человека, из них 37–юношей и 37 – девушек.
Для реализации поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовалась группа следующих методов:
Теоретические: анализ, обобщение и систематизация психологических данных по проблеме изучения гендерных различий любовных переживаний у юношей и девушек.
Диагностические методики:
методика УСЛ К. Хендрик, С. Хендрик для определения индивидуального стиля любви;
методика «Маскулинность-фемининность» С. Бем.
Методы качественной и количественной обработки данных, в том числе методы статистической обработки данных:
Методологическая основа исследования: работы И.С. Кон, С. Бэм, Р. Столлер, А.Дж. Ли, О.А. Екимчик, Т.Л. Крюковой.
Теоретическая значимость исследования определятся тем, что в рамках курсовой работы сделаны попытки определить обоснования проблемы любовных переживаний женщин и мужчин, в контексте гендерного подхода через определение гендерных типов.
Структура курсовой работы состоит из:
Практическая значимость заключается в том, что понимание личностных особенностей людей разных гендерных типов, их поведения поможет устранить недопонимание и проблемы в любовных отношениях, вызванных гендерными установками. Данные знания можно использовать в психотерапевтической практике, тренингах и при психологическом просвещении молодых людей.

Глава 1. Теоретические особенности изучения любовных переживанийПереживание как психологический феноменПонятие переживаний широко рассматривалось не только психологами, но и философами. Так, теоретические положения проблемы переживаний, которые стали фундаментальными выдвинул Ф. Ницше. По Ницше, переживанию подчинены чувства, поведение и эмоции человека и для того чтобы спастись от суровой реальности жизни человек воссоздаёт свой мир, который состоит из его веры и понятий, необходимых для познания и объяснения всего сущего. Созданный субъектом мир, его вымыслы не имеют действительного содержания, а только лишь – его переживания. Именно поэтому, оставаясь один на один со своими переживаниями, человеку необходимо им создать какой-либо смысл, интерпретацию, чтобы принять «бессмысленность» и преодолеть её. Ф. Ницше даёт определение личностному переживанию как органическому. По мнению Ницше, всё что пережито и органически усвоено, может считаться реальной жизнью, с одной стороны, а с другой – всё, что не взято в органические переживания, называется выдумкой [5].
В.Б. Мелас, определял переживание как «спонтанное представление предстоящего или состоявшегося испытания как некоторого целого, но развертываемого как актуальное происшествие» [19, с. 202].
Важно отметить, что понятие «переживания» рассматривалось и с разных точек зрения психологической науки. З. Фрейд указывал на то, что ранние детские переживания представляют собой фундамент для формирования более поздних, поэтому при работе с поздними переживаниями пациента можно напасть на следы пережитого ранее. Именно для блокирования травматичных переживаний детства индивид использует разнообразные механизмы психологической защиты. К.Г. Юнг видел в переживании источник духовного роста и творческого потенциала личности. Согласно К. Хорни, переживание связано с подчинением деятельности главному мотиву, упорядочением внутреннего мира [31].
В гештальттерапии (Ф. Перлз) переживание рассматривается как процесс, в ходе которого чувства, телесные ощущения, мысли, фантазии и пр. могут трансформироваться, в результате чего происходит ассимиляция важного для человека жизненного опыта. Необходимым условием естественного течения процесса переживания выступает наличие другого человека. Иначе говоря, переживание возможно лишь на границе контакта со средой, лишь в отношениях с другими людьми. Сложности возникают лишь в тот момент, когда естественное течение процесса переживания по каким-либо причинам прерывается [25].
В гуманистической психологии (А. Маслоу) переживание рассматривается как реализация мотива через совладающее поведение. Это дает возможность устранить или компенсировать помехи самоактуализации, т. е. удовлетворить ведущие потребности [31].
В российской психологии можно выделить несколько направлений анализа феномена переживания.
В рамках первого направления переживание рассматривается как базовая категория психологии, позволяющая рассматривать в единстве и постоянном взаимодействии средовые и личностные факторы. Так, Л.С. Выготский понимал переживание как особое отношение личности к своему миру, включающее в себя многообразные внутренние конфликты и кризисы, являющиеся факторами развития личности [7]. Этой же идеи придерживался С.Л. Рубинштейн, который отмечал, что переживание – это одна сторона предмета психологии, проявление индивидуальной жизни человека, субъектное начало сознания, дополняющее другую сторону – знание, объектное начало сознания [26].Еще один представитель данного направления в понимании переживания, Б.М. Теплов, преобразует переживание в культурно-исторический феномен, обладающий эмоциональной напряженностью, сопряженностью со смысловой сферой личности [28].
В рамках деятельностного подхода свою концепцию переживания разработал Ф.Е. Василюк. Так, автор в работе «Психология переживания» вводит понятие критической ситуации как исходной категории психологии переживаний. Критическая ситуация есть ситуация невозможности реализации субъектом своих насущных, неотложных внутренних необходимостей (мотивов, стремлений, ценностей и др.). Среди критических ситуаций, встречающихся в жизни человека, автор выделяет стрессы, фрустрации, конфликты и кризисы [8].
С.В. Дорохова объединяя различные подходы к изучению понятия «переживание» в зарубежных и отечественных исследованиях, выделяет следующие сущностные признаки переживания: индивидуальность, ситуативность, интенциональность, единство личностных и средовых моментов; отношение человека к элементам действительности. Для понимания человеческого поведения важна не сама ситуация, а характер переживания ее человеком [9]. Безусловно, в этой связи необходимо рассматривать более узкие категории, выделяя специфику переживания. Одной из таких категорий является любовное переживание.
1.2 Современные исследования особенностей любовных переживаний
О любви как о психологическом феномене первым задумался З. Фрейд. Данное понятие З. Фрейд рассматривал с точки зрения сексуального влечения, первым объектом которого является родитель. Он повествует, что во время полового созревания важно перебороть свою зависимость от родителя, примириться с родителем противоположного пола и направить свои сексуальные желания на поиск другого объекта любви. Таким образом, по мнению Фрейда, любовь близка к одержимости и описывается как переход с объектов любви, присутствовавших в детстве у человека [14].
К. Хорни рассуждая о любви, противопоставляет болезненному состоянию, неврозу. Различия между двумя этими понятиями в том, что в любви важно чувство привязанности, в то время как при неврозе чувство спокойствия и удовлетворённости. У невротика отсутствуют такие понятие как надёжность и преданность, он изменяет своё отношение к объекту любви, если видит, что его ожидания не оправдываются. К. Хорни акцентирует своё внимание на том, что в любви нельзя использовать другого человека для достижения каких-либо своих личных выгод, но и не следует совершать большое количество жертвенных поступков. Автор выделяет самый главный признак неспособности любить, это равнодушие человека к желаниям и идеям другого человека. Неспособность любить тождественно неспособности её получать, принимать [33].
А.В. Петровский рассматривал любовь как устойчивое состояние субъекта, сопровождающееся напряжением, тревогой, сексуальными потребностями и желанием быть в полной мере, представленным со своими личностными особенностями в жизни другого человека для того, чтобы вызвать в нем ответный интерес и влечение той же силы и характера [24].
По мнению В.Н. Мясищева любовь необходимо рассматривать в контексте отношений, так как она проявляется через взаимодействие с другим человеком. Посредством отношений человек накапливает знания о человеке и с помощью полученной информации реализует, трансформирует взаимоотношения, интегрируя свои эмоциональные реакции, которые подкрепляются положительными откликами со стороны другого человека, что способствует увеличению уровня познания и желания взаимодействовать [22].
Опираясь на все вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что любовь – это эмоционально позитивное стремление субъектов друг к другу, которое включает в себя заботу, уважение, доверие, интимность, а также определяющееся в потребности быть в полной мере представленным в жизни другого человека.
Непосредственно понятие «любовные переживания» в психологических исследованиях представлено не так широко.
Д.А. Журавлева рассматривает любовное переживание – как эмоциональное отражение своего отношения к другому субъекту, который рассматривается с точки зрения предоставления возможности единения с ним и удовлетворения обоюдных любовных потребностей и личностных желаний (забота, привязанность, интимность) [12].
В большей части исследований данная проблема рассматривается с той точки зрения, что любовные переживания являются условием возникновения аддикций личности.
Так, в исследовании Е.А. Анпилоговой большое внимание уделяется любовной зависимости как отражению любовного переживания. Автор отмечает, что любовная зависимость рассматривается как аддикция, т.е. субъективно ощущаемая человеком навязчивая потребность к определенному виду деятельности, в рамках которой возникает психический эффект, позволяющий человеку войти в расширенное состояние сознания, которое позволяет ему на время отстраниться от актуальной реальности, расслабить внутреннее психологическое напряжение и изменить внутреннее состояние психологического дискомфорта [3].
Автор констатирует, что любовное переживание, приводящее к зависимости отличается следующими признаками:
аддикт непропорционально много времени и внимания уделяет человеку, на которого направлена аддикция;
мысли о «любимом» доминируют в сознании, становясь сверхценной идеей;
процесс носит в себе черты навязчивости, сочетаясь с насильственностью, от чего страдающему чрезвычайно трудно освободиться;
аддикт находится во власти переживания нереальных ожиданий в отношении другого человека, находящегося в системе этих отношений, без критики к своему состоянию;
любовный аддикт забывает себя, перестает заботиться о себе и думать о своих потребностях вне аддиктивных отношений;
это распространяется и на отношение к родным и близким;
у аддикта имеются серьезные эмоциональные проблемы, в центре которых страх, который он старается подавить, в том числе страх быть покинутым;
страх часто находится на уровне подсознания.
А.М. Смирнов также отмечает, что любовное переживание, в отдельных жизненных ситуациях, становится источником неконтролируемой аффективной агрессии, катализатором биологических (животных) инстинктов или совершения необдуманных (безразличных по отношению к собственным правам и свободам) поступков, в итоге трансформируясь в причину преднамеренного лишения человеком себя жизни. Это чаще всего происходит в результате неразделенности (безответности) рассматриваемого чувства в сфере межличностных взаимоотношений [27].
По мнению Е.М. Милашевич, значимость проблематики любовных аддикций заключается в том, что они поражают преимущественно лиц молодого возраста, и приводят к быстрой десоциализации этих людей, что заканчивается значительным прямым и косвенным экономическим ущербом для каждого из них, их семей и общества в целом; повышают уровень аутодеструктивного и аутоагрессивного поведения у аддиктов и способствуют большому количеству коморбидных расстройств [20].
Таким образом, рассматривая такой неоднозначный феномен как любовь и структуру ее переживания, мы пришли к выводу, что в настоящее время нет общего взгляда на природу возникновения любовных переживаний. Многие авторы сходятся во мнении, что главным элементом в переживании любви является стремление быть рядом с любимым человеком, при наличии желания интимной близости с партнером. Большая часть исследований любовных переживаний посвящена возможным негативным последствиям, в которых любовное переживание рассматривается основной проявления различных аддикций.
1.3 Теория любви Джона Алана ЛиДж.А. Ли разработал свою теорию «любви», которая в основном фокусируется исключительно на сексе. Самая важная проблема для всех, по мнению автора, - это встреча с партнером, который разделяет наши взгляды, наши мнения, наши точки зрения на жизнь. Исследования показали, что большинство людей, находящихся в браке, испытывают трудности из-за того, что они выбрали не того человека, которого ожидали: «Часть партнеров мы вообще игнорируем и только потом понимаем, что отвергнутый был самым лучшим» (проблема выбора одного человека, предполагает отказ от других потенциальных партнеров). Чтобы не допускать ошибок при выборе, автор советует изучать любовные стили или цвета. Он выделил 6 типов, взяв за их основу греческие термины. Частично они зависят от темперамента человека, хотя уровень духовной зрелости и образования также имеет значение. Следует иметь в виду, что чистые типы любви (а также чистые типы темперамента) никогда не встречаются в жизни. Чаще всего любовные стили смешивается: к основе одного могут присоединяться черты других видов. Подобно тому, как нет одинаковых личностей, нет и одной любви у разных личностей. Стили любви (индивидуальные взгляды человека на любовь) не аналогичны знакам зодиака, они могут изменяться. Следует отметить, что все типы любви различны, хотя и имеют внешние сходства.
В литературе можно проследить борьбу идеологий - борьбу любовных стилей. Святой Августин стремился к триумфу эроса (сила, которая привлекает людей к Богу), а О. Рогемонд пытался избежать мании, приравнивая ее к «смерти любви». Подчеркнем особенности каждого стиля отдельно.
Эрос. Согласно древнегреческой мифологии, стрелы Эроса попадают в человека, поражая глаза. «Видеть ее — значит любить», - говорили они. Эротический стиль обычно начинается с сильного физического влечения. Любовник идеализирует партнера, не замечая его недостатки. Приверженцы данного стиля влюбляются с первого взгляда, любят пламенно и порой живут в полной гармонии в течение долгого времени, несмотря на скептиков, которые не верят в серьезность таких отношений. По мнению Дж.А. Ли, этот тип любви похож на искру: он как легко воспламеняется, так и гаснет, поэтому редко приводит к глубоким и длительным отношениям.
Сторге. Древнегреческое слово, означающее любовь притворства («любовь без жара и глупостей»). Этот стиль любви предпочитают люди, живущие по соседству, вскоре появляется взаимная симпатия, и они решают создать семью. Такие личности не тратят много времени, любуясь глазами друг друга, им ничего не стоит сказать без смущения: «Я люблю тебя». Сторге - любовь, напоминающая нежность родителей, это понимание, опекунство и покровительство. Она растет постепенно - не как «вспышка искры», а как медленное созревание бутонов, корни которых прорастают и уходят вглубь. Сторге - сильный и устойчивый тип любви, который выдерживает любые испытания.
Людус (от лат.ludus — игра). Сторонники этого стиля не посвящают свою жизнь единственному партнеру. Это бродяги, коллекционеры любовных побед. Людистический стиль - это любовь без обещаний. «Почему ты спрашиваешь меня, где я был в пятницу вечером? Сегодня воскресенье, и я люблю тебя сейчас! Разве тебе этого мало?». Это чувство, похожее на флирт. Люди, выбирающие данный стиль, легко участвуют в игре и, чаще всего, не требуют и не ждут друг друга серьезных обязательств.
Говоря о цветовой аналогии, автор сопоставляет 3 базовых стиля любви: эрос, сторге и лудус - три основных цвета, соответственно красный, желтый и синий (мы можем использовать цветовые аналогии в разговоре с партнером о предпочтении стиля любви, чтобы достигнуть взаимопонимания). В то же время, основные стили, объединенные друг с другом, дают вторичные цвета любви:
Мания. Это очень противоречивая любовь, которая возникает в результате сочетания эроса и людуса. Любитель этого стиля с большей вероятностью будет любим или требовать любви партнера, чем любить самостоятельно. Он часто зависит от объекта своей привязанности, испытывает недостаток уверенности в себе и поэтому имеет слабую позицию. Этот стиль часто называют «безумной любовью» и ассоциируют с американскими горками: крутые повороты могут привести к неожиданному и резкому окончанию.
Прагма. Это более «сознательная» любовь, которая формируется в сочетании людуса и сторге. Партнер этого стиля выбирает любимого человека из одной религии, социального происхождения, даже учитывая увлечения. Поиск такого партнера - это своеобразная сортировка: качества партнера формируются заранее, затем происходит отбор, согласно выбранным качествам и оценивается с невероятной осторожностью. Прагма - это сбалансированная и «практическая» любовь. Непрактично любить человека, который любви не достоин. Прагматик видит в мельчайших подробностях все достоинства и недостатки партнера, он бескорыстно помогает любимому развиваться. Прагма имеет преимущество перед другими стилями любви: со временем она становится более теплой, подвижной и чувственной.
Агапэ - это забота о благополучии партнера, альтруистическая любовь человека, готового пожертвовать собой. Этот стиль представляет собой комбинацию сторге и эроса. Такой любовник считает, что обязан позаботиться о своем возлюбленном, даже если он решит, что его партнеру будет лучше с другими, то откажется от отношений. Агапэ сосредоточена на возлюбленном, полна самоотверженности и обожания, она терпелива и пронизана глубокой привязанностью. Предпочитающий такой любовный стиль готов простить все. Таким любовникам нравится обычный ход домашних дел, быт игнорируется, привычка не гасит их чувства. Они доверяют друг другу и не боятся неверности.
Определив свой стиль, человек может выбрать подходящий стиль для своего партнера. Совпадение стилей приводит к процветанию любовных отношений между возлюбленными. Также подходящим для брака будет выбор партнеров с похожими стилями, они будут эффективно взаимодополнять друг друга. Но стоит учитывать, что стиль любви может меняться со временем и с полученным опытом.

Глава 2. Гендерные особенности юношей и девушек2.1 Сущность гендерного подхода
Ученые различают такие понятия как пол и гендер. По мнению исследователей пол, характеризует биологические и физиологические характеристики личности, а гендер – общественно-социальные [1]. Именно социальные нормы диктуют правила поведения, модели поведения, ведущие личностные особенности человека. Мужчина и женщина в обществе играют предопределенную им роль, выполняют функции в соответствии с предписанными нормами в социуме.
Понятие «гендер» было выдвинуто в 1975 году из-за установления границ социальных, экономических и политических сфер в различии и отличительных особенностей мужского и женского.
Гендер имеет отношение к взаимодействию мужчины и женщины в социальной реальности, демонстрируется в деятельности, суждениях и нравах и является регулирующим механизмом порядка в обществе, которое укореняется в сознании и действиях людей. Данную точку зрения разделяли Е. Принц-Гибсон и С. Швартц, которые отмечали, что гендер способен конструироваться на социальном уровне посредством социальных институтов, семейных установок и воспитания, влияния политических и экономических сфер жизни, а также на личностном уровне, когда сам человек становится активным деятелем своей жизни [23].
Человек осознает, идентифицируется с определенной ролью, которая может быть принята в обществе в соответствии с его нормами или человек принимает собственную модель поведения, противоречащую этим нормам. Результатом на личностном уровне является формирование гендерной идентичности. Для объяснения понятия гендерной идентичности многие психологи рассматривают феномены половой и полоролевой идентичности.
Половая идентичность, по мнению Р. Столлера, имеет биологическую природу и формируется еще в эмбрионе. Анатомическое строение, физиологические особенности, стиль общения родителей сигнализируют плоду о «мужском» и «женском» и в чем это выражается. С рождения и по мере взросления половая идентичность усложняется и представляет собой сочетание мужских, женских качеств и компонентов на разных стадиях развитиях ребенка. Полоролевая идентичность обусловлена способом взаимодействия с другими людьми и осознанием принятой на себя социальной роли, диктующей образец поведения [23].
Обещая результаты теоретических исследований гендерных различий, необходимо отметить, что изучение гендера приобретает важную значимость в исследовании социально-психологических особенностей мужчин и женщин.
Анализ сущности гендерного подхода показал, что в настоящее время гендерные исследования обозначают свой интерес к разным уровням анализа:
на уровне индивида;
на уровне институционального взаимодействия, общества в целом;
на уровне глобальной картины социальной реальности.
Многих ученых привлекала тема индивидуальных различий между мужчинами и женщинами в эмоциональном, когнитивном и поведенческом аспектах, а также влияние общества и культуры на формирование личностных и гендерных отличий. Мужские качества называют маскулиинностью, женские качества – фемининностью. Под маскулинностью понимают следующие личностные характеристики: напористость, целеустремленность, сила, смелость в принятии решений, склонность к агрессивным проявлениям и независимость. Фемининность включает в себя мягкость, покорность, скромность, ранимость и эмпатию. Традиционно проявление маскулинных качеств было предназначено мужскому полу, а феминных – женскому в соответствии с социально принятыми нормами поведения [18].
Анализ современных исследований показал, что на сегодняшний день в связи с новым общественным строем и появлением новых возможностей происходит изменение в формировании гендерных характеристик человека. Воспитание в семье, правила референтной группы, и личностные особенности также способствуют осознанию человеком своей социальной роли, демонстрируя качества характерные для определенного стиля поведения. Феминнинность как женские черты и маскулинность как мужские качества на данном этапе рассматриваются как два независимых элемента, но не взаимоисключающих друг друга.
Типично мужские и женские личностные особенности могут наблюдаться как у мужчин, так и у женщин, а гармоничное сочетание одновременно мужских и женских качеств личности называют андрогинностью. С точки зрения С. Бем андрогинность помогает человеку адаптироваться к новым для него условиям и позволяет проявить свои возможности в разных сферах жизни [4].
Многие психологи придерживаются точки зрения, что андрогинный тип являет собой целостную структуру личности, интегрируя доминантные тенденции маскулинности и эмоциональных проявлений фемининности. Основоположником данной теории К. Юнг отмечал, что в структуре личности мужчины присутствует женское начало, называемое анима, а в структуре личности женщины – мужское начало, которое называется анимус. К. Юнг считал, что, осознав и приняв качества «женского» и «мужского» можно открыть в себе новые способности и возможности для самореализации и роста личности. Принятие своей сущности делает возможным человека любить и стремиться к гармонии с внешним миром, с другими личностями и самим собой [34].
Рассматривая юношеский возраст, следует подчеркнуть, что на данном возрастном этапе происходит бурный рост самосознания, что приводит к расширению познания своего «Я», окружающего мира и места в нем. Формируются требования не только к себе самому, но и к социуму, повышается уровень самокритичности, желание самосовершенствоваться. Для юношей и девушек первостепенна задача поиска смысла жизни, что способствует развитию системы убеждений, суждений, взглядов, а также ценностные ориентации. Самосознание позволяет обобщать молодым людям знания о себе, что способствует и осознанию своей гендерной идентичности через полную реализацию себя как личности [21].
В настоящее время психологи различают маскулинных, феминных и андрогинных как юношей, так и девушек, сравнивая и изучая их отличительные характеристики.
По результатам исследования В.Е. Кагана были выделены следующие сходные черты у феминных юношей и девушек: низкие показатели по таким характеристикам как самоуважение, уверенность, находчивость, низкая самооценка, конформное поведение, чувствительность к критике, стремление к семейному благополучию, склонность к зависимым любовным отношениям. В ценностно-потребностном аспекте для феминных юношей и девушек важны дружеские отношения, чуткость, забота, сопереживание и наличие значимых лиц. Низкое ценностное значение имеет уверенность в себе [13]. Однако были выделены и различия личностные особенности феминных юношей и девушек отличаются. Феминные девушки спокойны, оптимистичны, отзывчивы, коммуникабельны, а также наблюдаются высокий уровень самообвинения, который способен сопровождаться аутоагрессией.
Феминные юноши замкнуты, осторожны, чувствительны, стремятся к творческому виду деятельности и склонны к гетероагресии. Они в большей степени, чем феминные девушки готовы к семейной жизни и по сравнению с ними в меньшей степени ценят активность и независимость. По сравнению с феминным типом, маскулинный тип имеет в большей степени доминатно-инструментальное направление, чем экспрессивное.
Маскулинные юноши и девушки в меньшей степени стремятся к познанию любви, высоко ценят прагматичность, настойчивость, самостоятельность, целеустремленность, достижение успеха и низко семейную жизнь, что сказывается на построении оптимальных взаимоотношений. У маскулинного типа отмечается высокий уровень агрессии, низкий уровень эмпатии и рефлексии, что ведет к проблемам понимания в эмоционально-личностной сфере.
По мнению Е. Таслер маскулинные девушки и юноши отличаются по таким характеристикам как лидерские способности и склонность к риску. У маскулинных девушек в большей степени, чем у юношей выражены: высокий уровень склонности к риску, лидерских способностей, конкурентоспособности. В интимно-личностной сфере девушки рационально подходят к отношениям с противоположным полом, спокойно переносят расставание и не терпят помощи и поддержки от партнера. Юноши проявляют себя эмоциональнее, выражая собственнические чувства по отношению к партнеру. У них возрастает уровень агрессии, тревожности, снижается самооценка [13].
Андрогинный тип юношей и девушек по сравнению с маскулинным типом направлен на высокую степень открытости во взаимоотношениях и самопознание. Мотивация достижения успеха у андрогинного типа меньше, чем у маскулинного. Андрогинные девушки и юноши стремятся к оптимальному межличностному взаимодействию, при котором они могут чувствовать себя комфортно и общаться с человеком, удовлетворяя свои и принимая его потребности. В большей степени андрогинный тип, чем феминный демонстрируют независимость в суждениях и взглядах, разрушая социальные стереотипы и нормы принятого в обществе поведения.
Андрогины активны, уверенны в себе, ценят свою свободу, обладают высоким уровнем рефлексии и толерантности, не склонны к агрессивным проявлениям, что помогает им сочувствовать, проявлять заботу, внимание и уважение к другим личностям [8]. Умение приспосабливаться к новым жизненным ситуациям позволяет андрогинному типу успешно взаимодействовать с людьми и сотрудничать в группах, отстаивая свою точку зрения и принимая совместные решения.
Вышеописанные особенности каждого гендерного типа, как юношей, так и девушек влияют также на формирование представления о любовных отношениях и о любви в целом.
В юношеском возрасте потребность в любви играет ключевую роль. Главной трудностью на данном возрастном периоде является кризис «близость-изоляция», который проявляется в желании эмоционального контакта, интимности, понимания, но также выражается с помощью амбивалентных, отрицательных эмоций к коммуникативному и интимному взаимодействию [32]. Наряду с радостью, восхищением, преданностью и заботой юноши и девушки испытывают смущение, страхи, тревогу, застенчивость, что способствует развитию чувства беззащитности и вины. Стремление раскрыться любимому человеку и страх осуждения способны подвергнуть индивида сомнениям и разного рода переживаниям, которые могут сформировать внутриличностный конфликт [18].
Анализ современных исследований также показал, что на сегодняшний день, в связи с изменением образа жизни социума размываются гендерные границы между юношами и девушками, происходит снятие жестких гендерных ограничений, изменяются гендерные установки, что способствует равенству юношей и девушек и приводит их к соперничеству между собой. Девушки стремятся опередить юношей в профессиональной карьере, а юноши утрачивают свои лидерские позиции. Сегодняшний общественный уклад жизни диктует новые социальные правила и нормы, которые являются источниками многочисленных проблем, связанных с гендерной социализацией, а также юноши и девушки испытывают напряжение, связанное с изменением гендерных стереотипов и развитием качеств, которые традиционно присуще другому полу.
Девушки формируют в себе такие качества как настойчивость, напористость, стремление к достижению успеха, а юноши на данный момент не могут полностью рассчитывать на свою силу и решительность, развивая при этом – терпимость, чуткость и сопереживание.
Быстрое изменение девушек и демонстрация мужских качеств обескураживает и ставит в смятение юношей. В отношениях с противоположным полом они чувствуют свою уязвимость и слабость, потерю «мужественности», которую присваивают девушки. Несмотря на гендерные метаморфозы девушек среди юношей переход к фемининости происходит редко. Однако андрогинный тип юношей встречается часто, но способность выражать, понимать свои эмоции, открыто говорить и показывать свои женственные стороны для молодых людей является трудной задачей. Данные особенности приводят к недопониманию и дисгармонизации любовных отношений между юношами и девушками. Таким образом, изучая проблему любовных переживаний юношей и девушек, необходимо ориентироваться не только на теоретические аспекты данной проблемы (анализируя фундаментальные исследования), но и результаты эмпирических исследований, которые соответствуют реальной картине социального мира, который отличается динамичностью.
2.2 Проблема взаимоотношений в контексте гендерного подходаЕ.Ю. Автононова отмечает, что тема отношений между мужским и женским полом издавна является предметом многочисленных дискуссий. Актуальность данной проблемы, по словам автора определена следующими аспектами [2]:
Во-первых, человеческий социум прошел в своем развитии этап матриархата и, по мнению ряда исследователей, завершается этап патриархата, уступая место отношениям равноправия во всех смыслах. Мало родиться мужчиной или женщиной, требуется воспитать ребенка как представителя мужского пола с соответствующими полоролевыми установками и поведением. Мужественность в общепринятом понимании означает силу, смелость, решительность, в какой-то мере грубость и напористость, в то время как женственность олицетворяла диаметрально противоположные черты: мягкость, уступчивость, умение эмоционально поддержать.
Наблюдая за поведением старших членов общества, молодые поколения перенимают их стиль поведения, общения и мышления. Однако в последние годы социально-экономическая ситуация складывается таким образом, что мужчины становятся более уязвимыми: им сложнее найти работу, соответствующую как собственным представлениям о достойном денежном вознаграждении за свои труды, так и ожиданиям партнерши, которая полагает, что мужчина должен решать все ее проблемы, особенно финансового характера.
Женщина, не получив желаемого, начинает обвинять партнера в том, что он не мужественен. После череды конфликтов мужчина начинает задумываться о смысле его отношений с конкретной женщиной в частности и всеми остальными женщинами в целом. Нередко встречаются мужчины, которые предлагают женщине совместное проживание на условиях равной сооплаты за съемное жилье. Пока партнерша выполняет свои обязательства по финансам, отношения носят достаточно гармоничный характер.
Рождение ребенка и связанная с этим вынужденная безработица женщины негативно воспринимается мужчиной, который считает, что он не обязан нести ответственность уже не за одного, а троих, ведь на содержание малыша тоже нужно тратиться. В этой ситуации возможны упреки уже со стороны мужчины, обвиняющего женщину в безответственном отношении к их совместному будущему, т.е. ребенок воспринимается как ненужное бремя. Перед матерью встает выбор: либо мужчина, либо ребенок. Как показывает практика, женщины со сложившейся материнской установкой и независимым характером делают выбор в пользу ребенка, в то время как женщины инфантильного типа, привыкшие полагаться на мнение значимых других, с легкостью отказываются от него.
Е.Н. Коломасова отмечает, что, считая партнера главным достижением своей жизни, многие мужчины и женщины перестают воспринимать себя как ценность, как представляющую интерес для другого человека личность. Они видят себя лишь как инструмент для удовлетворения потребностей другого, маскируя собственную низкую самооценку социально одобряемыми мотивами поведения. Полное растворение в ожиданиях партнера губительно для обоих полов, потому что не дает развиваться, раскрывать грани своей личности перед самими собой и стать привлекательным для другого человека именно как индивидуальность [16].
Во-вторых, набравшее в последние годы направление конструктивизма дало совершенно неожиданные плоды там, где, казалось бы, сложно что-то изменить. Речь идет о формировании мужского и женского полоролевого поведения в традиционной форме их воплощения. Однако сейчас наблюдается такая картина, что люди с легкостью меняют не только вероисповедание, музыкальные вкусы и другие предпочтения [29].
Случаи перемены пола встречаются все чаще и чаще, доводя порой дело до полного абсурда. В настоящее время в некоторых европейских странах традиционное обращение с указанием на половую принадлежность стало восприниматься как оскорбление, чреватое гражданским иском за нанесение морального ущерба. Более того, в ряде учебных заведений Великобритании введены запреты на ношение юбок для девочек, и вместо юбок представительницы прекрасного пола должны носить брюки как гендерно-нейтральную одежду.
Можно оставаться биологическим мужчиной или женщиной, но вести себя как представитель противоположного пола, одеваться соответствующе и демонстрировать поведение в соответствии с желаемым полом. Запрет на выражение сочувствия, признания собственной беспомощности, понимания, принятия среди мужчин в патриархальном обществе приводит к тому, что и сами мужчины, и женщины устают от преувеличенной мужественности, стараясь найти «отдушину» в другой сфере отношений. Например, ярко выраженный «мачо» в личных отношениях может быть очень ранимым, даже жестоким в ответ на намек о недостаточной мужественности.
По отношению к женщине это проявляется в том, что такой тип мужчины будет всячески подчеркивать свою силу и напористость, игнорировать ее потребности и вместо понимания устраивать скандал, обвиняя в сложившейся ситуации. С другой стороны, оставшись наедине с собой, брутальный мужчина может обнаружить, что ему доставляет удовольствие чувствовать себя слабой женщиной и вести себя соответствующим образом.
В-третьих, отказ от следования издревле сложившимся паттернам поведения мужчины и женщины приводит к тому, что в головах у представителей обоих полов начинается самая настоящая неразбериха. Женщины перестают ухаживать за собой, подчеркивать свою привлекательность и женственность, отказываются от материнства в пользу карьеры, в то время как многие мужчины берут декретный отпуск и выглядят куда более ухоженными, чем отдельные женщины.
С другой стороны, понятия исконно мужских и женских профессий никто не отменял: большинство армий мира состоит из мужчин, в то время как воспитателями в детских садах чаще всего работают женщины. В ситуации, когда от них женщина ждет настоящего мужского поступка в виде решительного действия, мужчина может повести себя абсолютно противоположным образом, начав искать помощи и утешения у женщины.
Чтобы сохранить видимость мужского достоинства, он может сбежать без всяких объяснений или вывалить на партнершу кучу обвинений в ее неспособности вдохновлять его на подвиги как мужчину. Независимо от того, кто каким родился и какое воспитание получил, общество все равно настроено на то, что мужчины и женщины будут вести себя соответственно своему полу. Отклонение от исторически заложенных форм поведения и мышления ведет к стигматизации «отступников», метя их как несоответствующих социальным нормам. В психологическом плане отклонение опасно тем, что человек не может построить доверительные отношения с другими, потому что сам себя воспринимает как «ненормального», и его сигналы четко считываются ближайшим окружением.
Таким образом, можно констатировать, что на современном этапе, одним из направлений гендерный психологии является изучение особенностей любовных отношений между мужчиной и женщиной (осознание выполняемой роли, соответствие роли установкам и т.д.). Между тем, учитывая особенности изменяющегося общества, данная проблема расширяет эти границы. В связи с этим, изучая особенности взаимоотношений мужчин и женщин (в том числе и любовных), необходимо учитывать гендерный тип личности.

Выводы по теоретической части исследования.В рамках исследования, целью которого являлось провести теоретический анализ и обосновать актуальность проблемы особенностей любовных переживаний в ключе гендерного подхода. была рассмотрена проблема любовных переживаний как психологического феномена и изучены гендерные особенности юношей и девушек. Было установлено, что любовное переживание – как эмоциональное отражение своего отношения к другому субъекту, который рассматривается с точки зрения предоставления возможности единения с ним и удовлетворения обоюдных любовных потребностей и личностных желаний (забота, привязанность, интимность).
Учитывая вывод, сделанный в ходе теоретического обзора о том, что на сегодняшний день в связи с новым общественным строем и появлением новых возможностей происходит изменение в формировании гендерных характеристик человека была определена необходимость обоснования проблемы изучения особенностей любовных переживаний у юношей и девушек.
В ходе теоретического обзора были сделаны следующие выводы:
Любовь – это устойчивое состояние субъекта, сопровождающееся напряжением, тревогой, сексуальными потребностями и желанием быть в полной мере, представленным со своими личностными особенностями в жизни другого человека для того, чтобы вызвать в нем ответный интерес и влечение той же силы и характера. Любовь необходимо рассматривать в контексте отношений, так как она проявляется через взаимодействие с другим человеком.
Чувство любви может вызывать переживания. В большей части исследований проблема любовных переживаний рассматривается с той точки зрения, что любовные переживания являются условием возникновения аддикций личности (любовной зависимость, агрессия, суицидальное поведение и т.д.).
Джон Алан Ли разработал свою теорию «любви», посвященную по большому счету лишь сексуальным отношениям, автор советует изучать «любовь», ее стили-цвета: эрос, агапэ, сторге, прагма, людус и мания.
В современной психологии взаимоотношений принято рассматривать любовные переживания в контексте гендерного подхода, который строится не на половых и общепринятых нормах взаимоотношений, но и учитывают гендерный тип личности, который может быть отличим от пола.
В настоящее время психологи различают маскулинных, феминных и андрогинных как юношей, так и девушек, сравнивая и изучая их отличительные характеристики.
Между разными полами с одинаковым гендерным типом наблюдаются схожие характеристики. Исходя из этого, можно предположить, что и мужчины, и женщины, обладающие схожим гендерным типом, могут показывать одинаковы характер любовных переживаний.
Таким образом, определяется необходимость изучения проблемы особенностей гендерных различий любовных переживаний юношей и девушек.
Глава 3. Организация и анализ результатов эмпирического исследования особенностей любовных переживаний у юношей и девушек.3.1. Организация и методы исследования.Для выявления гендерных особенностей любовных переживаний и достижения цели исследования, было проведено исследование, в котором приняли участие юноши и девушки от 18 до 23 лет. Общая выборка составила – 74 человека, из них 37 юношей и 37 девушек.
Исследование проводилось в режиме онлайн, c помощью платформы Google Forms.
В соответствии с целью исследования нами была разработана процедура, которая предполагала следующий алгоритм:
1 этап исследования – выдавались варианты методики УЛС (установки на любовь и секс) К. Хендрик, С. Хендрик для мужчин и для женщин.
2 этап исследования – давалась методика «Маскулинность-фемининность» С. Бем.
3 этап исследования – обработка эмпирических данных с помощью статистических процедур и методов, а также интерпретация полученных связей, различий.
Методы исследования
Методика установки на любовь и секс (AALS - К. Хендрик, С. Хендрик).
Данная классификация основана на когнитивных представлениях, оценках, установках на отношения с партнером и поведенческих проявлениях любви. К. Хендрик, С Хендрик (1986) в своем исследовании продолжили работу Дж.А. Ли и сконструировали шкалы для оценки этих стилей любви. Методика адаптирована Екимчик О.А. и Крюковой Т.Л для русскоязычного населения и состоит из 42 прямых утверждений, которые образуют 6 шкал или стилей любви и охватывают различные когнитивно-поведенческие проявления любви к партнеру. Испытуемым приводились некоторые утверждения, относящиеся к особым любовным отношениям, а также отражающие общепринятые взгляды на любовь и романтические отношения. Отвечать следовало, думая о настоящем любимом человеке (сексуальном партнере), если отношений не было на данный момент – о последнем партнере. После прочтения инструкции респонденты отмечают свою степень согласия или несогласия с утверждениями по пятибалльной шкале Лайкерта (от 1 – совершенно не согласен до 5 – совершенно согласен). Затем подсчитывается среднее арифметическое по каждой шкале, и шкала с максимальным значением определяется как доминирующий стиль любви у респондента. Представленные в методике шкалы образуют 6 стилей любви: эрос, людус, сторге, прагма, мания, агапэ [10,11].
Методика «Маскулинность-фемининность» С. Бем.
Методика предназначена для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств. Данная методика адаптирована И. С. Клециной. Проведенные эмпирические исследования по описанной методике подтвердили её конструктивную валидность и надежность.
Методы статистической обработки результатов.
В исследуемой группе распределение показателя типа любви «Людус», показателей маскулинности и феминности достоверно отличается от нормального (приложение). Таким образом, для проведения статистического анализа данных необходимо использовать непараметрические критерии.
Для проведения сравнительного анализа выраженности любовных переживаний в группах с разным гендером был использован непараметрический критерий Манна-Уитни.
Для проведения корреляционного анализа выраженности любовных переживаний и гендерных особенностей был использовать ранговый критерий корреляции Спирмена.
3.2. Описание результатов диагностического исследованияВ таблице 1 представлено процентное соотношение гендерных показателей в исследуемой группе.
МаскулинностьАндрогинностьФеминностьКол-во % Кол-во % Кол-во %
4 5 64 87 6 8
В исследуемой группе преобладают респонденты, с преобладанием андрогинности (87%), что характеризует их с точки зрения отсутствия четко выраженных проявлений маскулинности и феминности в сочетании с их гармоничной представленностью и взаимодополняемостью.
Значительно меньшая часть группы представлена респондентами с преобладанием феминности (8%), что свидетельствует о преобладании у данной части группы традиционно женских черт, в том числе уступчивости, мягкости, нежности и сердечности.
Несколько меньше, чем феминных респондентов, в группе присутствует респондентов, с преобладанием маскулинности (8%), что отличает их наличием традиционно мужских черт, в том числе независимостью, доминантностью, агрессивностью, уверенностью в себе.
На рисунке 1 представлены средние значения показателей маскулинности-фемининности в общей выборке.

Рисунок 1 – Средние значения маскулинности-фемининностиБыли получены крайне близкие повышенные значения по показателям маскулинности и феминности в исследуемой группе.
На рисунке 2 представлено среднее значение показателя психологического пола.

Рисунок 2 – Средние значения психологического пола
По результатам исследования психологического пола в общей выборке было выявлено, что выборка в среднем является андрогинной.
Таким образом, можно говорить о том, что респонденты в общей выборке демонстрируют обладание как чертами, традиционно считающимися маскулинными (независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе), так и чертами, традиционно относящимися к фемининным (уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию).
Выборка, в целом, обнаруживает повышенный уровень обладания маскулинными и фемининными чертами, сбалансированно объединенными и комплементарными. Выборка, в среднем, является андрогинной.
На рисунке 3 представлены средние значения выраженности типов любви в исследуемой группе.

Рисунок 3 – Средние значения выраженности типов любви
В исследуемой группе доминирующим типом любви является эрос, отражающий пылкое, страстное и длительное чувство с выраженным сексуальным началом и сниженной ориентацией на духовность. Несколько менее выраженным является тип любви агапэ, представляющий собой самоотверженную любовь, полную альтруизма, привязанности и душевности.
Несколько менее выраженными являются любовь по типу сторге и любовь по типу прагма, отражающие соответственно дружеский тип любви с преобладанием доверия, глубокой душевной близости, прочности отношений и любви с преобладанием рациональности в проявлении собственных чувств, прочности и длительности отношений.
В наименьшей степени в исследуемой группе выражены любовь-мания, являющаяся бурным и амбивалентным чувством, отражающей противоречивость и нестабильность отношений, а также любовь по типу людус, характеризующуюся поверхностью, эгоцентричностью чувств, направленностью на удовлетворение гедонистических потребностей.
3.3. Интерпретация результатов математической обработки данных.В таблице 2 представлены результаты сравнительного анализа выраженности типов любви между группами маскулинности и феминности.
Таблица 2 – Сравнительный анализ выраженности типов любви между группами маскулинности и феминностиМаскулинностьФеминностьU p
М М Эрос 2,61 3,72 4 0,114
Людус3,14 2,19 3 0,067
Сторге2,82 3,22 8,5 0,476
Прагма3,43 2,45 3,5 0,067
Мания 2,71 3,48 2,5 0,038
Агапэ2,75 4,14 0 0,010
Были выявлены статистически значимые различия выраженности типа любви мания (U=2,5 p≤0,05), типа любви агапэ (U=0 p≤0,01).
На рисунке 4 представлены средние значения типов любви в группах с преобладанием феминности, маскулинности и андрогинности5149215787404396740307340
Рисунок 4 – Средние значения выраженности типов любви в разных гендерных группах
Для лиц, с преобладанием фемининных черт, таких как уступчивость, мягкость, чувствительность, по сравнению с лицами, с преобладанием маскулинных черт, таких как независимость, склонность к доминированию, в большей степени является характерным тип любви агапэ, представляющий собой самоотверженную любовь, полную альтруизма, привязанности и душевности; а также тип любви мания, представляющий собой бурное и амбивалентное чувство, отражающее противоречивость и нестабильность отношений. Данные различия между феминностью и маскулинностью отражают более выраженные потребности в эмоциональных компонентах любовных переживаний, вне зависимости от полюса доминирующих эмоций для феминных респондентов, что вероятно может быть связано с их мягкостью, чувствительностью, ориентацией на духовные переживания. Более выраженный поведенческий компонент любовных переживаний в виде склонности к самоотверженности в любви отражает патриархальный тип семьи, в котором женщина (обладатель феминного гендера) ставит своей жизненной целью обеспечение домашнего уюта и комфорта, воспитание детей и удовлетворение потребностей партнера, собственные же потребности актуализируются в значительно меньшей степени.
В целом, для респондентов, отличающихся маскулинными чертами характерно доминирование рационального, рассудительного и спокойного типа любви, а также поверхностного, эгоцентрированного типа любви. Несколько менее выраженными являются дружеский тип любви, отличающийся глубокой душевной близостью и доверием; любовью с сильной привязанностью, самоотверженностью и страстью; а также любовь с сильно выраженной ревностью, противоречивостью и неустойчивостью. В наименьшей степени в группе маскулинных респондентов доминирует эротическая любовь, отличающаяся выраженным сексуальным началом, страстностью и длительностью чувства.
Доминирование прагматичного стиля любви для маскулинных респондентов может быть объяснено стремлением к спокойствию, умиротворению семейной жизни, равенству партнерских отношений, в противовес необходимости демонстрировать доминантность в своей профессиональной и повседневной жизни. Любовь по типу людус для маскулинных респондентов отражает возможность удовлетворения собственных потребностей в семейной жизни, реализации патриархального стиля семейных отношений.
Для респондентов, отличающихся феминными чертами, характерно доминирование любви с сильной привязанностью, самоотверженностью и страстью; а также эротической любви, отличающейся выраженным сексуальным началом, страстностью и длительностью чувства. Несколько менее выраженными являются любовь с сильно выраженной ревностью, противоречивостью и неустойчивостью, а также дружеский тип любви, отличающийся глубокой душевной близостью и доверием. В наименьшей степени для феминных респондентов характерны рациональный, рассудительный и спокойный тип любви, а также поверхностный, эгоцентрированный тип, являющиеся, в тоже время, доминирующими для маскулинных респондентов.
Для респондентов, отличающихся андрогинными чертами, характерно доминирование эротической любви, отличающейся выраженным сексуальным началом, страстностью и длительностью чувства, а также любви с сильной привязанностью, самоотверженностью и страстью. Несколько менее выраженными являются рациональный, рассудительный и спокойный тип любви, а также дружеский тип любви, отличающийся глубокой душевной близостью и доверием. В наименьшей степени для андрогинных респондентов характерны, а также поверхностный, эгоцентрированный тип, а также любовь с сильно выраженной ревностью, противоречивостью и неустойчивостью.
Таким образом, для лиц, в чертах которых гармонично представлены как типично маскулинные, так и типично феминные черты, характерна склонность к эмоционально насыщенным типам любви, в которых существует возможность реализации себя, актуализации собственных мотивов аффилиации. В тоже время стремление к спокойствию и равенству межличностных отношений, отмечается и в наименьшей выраженности игрового и маниакального типов любовных переживаний, представляющих наименьшую ценность для андрогинных респондентов.В таблице 3 представлены результаты сравнительного анализа выраженности типов любви между группами юношей и девушек.
Таблица 3 – Сравнительный анализ выраженности типов любви между группами юношей и девушек
Юноши Девушки U p
М М Эрос 3,72 3,49 586,5 0,287
Людус2,34 2,58 558 0,17
Сторге3,06 2,78 535,5 0,106
Прагма2,88 2,92 678,5 0,948
Мания 2,69 2,37 527,5 0,089
Агапэ3,27 3,37 628,5 0,544
Статистически значимых различий выраженности типа любви в группах юношей и девушек выявлено не было.
На рисунке 4 представлены средние значения типов любви в группах юношей и девушек.

Рисунок 5 – Средние значения выраженности типов любви в группах юношей и девушек
Для юношей и девушек характерна схожая склонность к определенным типам любви. Наиболее выраженной, в обеих группах является страстная любовь по типу эроса и самоотверженная, альтруистическая любовь по типу агапе.
В группе юношей несколько менее выраженной является дружеская любовь и рациональная любовь. Девушки имеют несколько большую склонность к рациональному типу любви, чем к любви дружеского типа.
Наконец, наименее выраженным для юношей является любовь, с преобладанием одержимости и поверхностная любовь-игра. Девушки имеют несколько большую склонность к неразборчивому, поверхностному типу любви, чем к любви с преобладанием одержимости, зацикленности на объекте.
В данном случае, мы видим отсутствие значимых различий в группах по половому признаку. В тоже время, гендерное разделение групп позволяет определить значимые различия в выраженности определенных типов любви. Таким образом, можно предположить, что выявленные различия обусловлены именно гендерными (в противоположность половым, биологическим) различиям. Можно говорить о том, что именно социальный пол, в противоположность биологическому полу, обуславливает различия в стремлении, значимости эмоционального компонента любовного переживания, проявляющегося в одержимости отношениями, выраженной амбивалентностью чувств, а также поведенческом компоненте, проявляющимся в виде самоотверженности по отношению к партнеру, готовности в любой момент прийти на помощь, проявить заботу.
В таблице 4 представлены результаты корреляционного анализа выраженности гендерных показателей и выраженности типов любви.
Таблица 4 – Корреляционный анализ выраженности гендерных показателей и выраженности типов любви
МаскулинностьФемининностьОсновной индекс IS
Эрос 0 0,287* 0,136
Людус0,204 -0,133 -0,268*
Сторге0,005 0,146 0,059
Прагма0,297* -0,038 -0,291*
Мания -0,233* 0,278* 0,345**
Агапэ0,004 0,386** 0,218
Условные обозначения: «*» – p≤0,05; «**» – p≤0,01
Были выявлены статистически значимые обратные взаимосвязи выраженности маскулинности и выраженности типа любви мания (r=-0,233 p≤0,05); прямая взаимосвязь с выраженностью типа любви прагма (r=0,297 p≤0,05).
Были выявлены статистически значимые прямые взаимосвязи выраженности феминности и выраженности типа любви эрос (r=0,287 p≤0,05); типа любви мания (r=0,278 p≤0,05), типа любви агапе (r=0,386 p≤0,01).
Были выявлены статистически значимые обратные взаимосвязи выраженности феминного психологического пола и выраженности типа любви людус (r=-0,268 p≤0,05), типа любви прагма (r=0,291 p≤0,05); прямая взаимосвязь с выраженностью типа любви мания (r=0,345 p≤0,01).
На рисунке 6 представлены значимые взаимосвязи выраженности гендерных особенностей и выраженности типов любви.

Рисунок 6 – Значимые взаимосвязи выраженности гендерных особенностей и выраженности типов любви
Условные обозначения: «*» – p≤0,05; «**» – p≤0,01; «____» – прямая взаимосвязь; «- - -» – обратная взаимосвязь
С увеличением выраженности традиционно маскулинных черт, в том числе независимости, напористости, доминантности, агрессивности, склонности к риску, повышается склонность к прагматичному типу любви, приобретает большую актуальность рациональный подход к выбору партнера, повышается стремление к стабильности и прочности взаимоотношений при невыраженной эмоциональной окраске. С повышением маскулинности снижается склонность к маниакальному типу любви, снижается выраженность одержимости отношениями с партнером в целом, ревность и противоречивость чувств становятся менее выраженными.
Таким образом, вероятно в силу проявления собственной маскулинности (силы, независимости, доминантности) в повседневной, в том числе и профессиональной жизни, в межличностных взаимоотношениях маскулинный тип стремится, напротив, к эмоциональной стабильности, обеспечиваемой рациональным, прагматичным выбором партнера, стремится к стабильности и определенности собственных чувств и статуса отношений.
С увеличением выраженности традиционно фемининных черт, в том числе уступчивости, мягкости, чувствительности, застенчивости, нежности, сердечности, повышается склонность к маниакальному типу любви, нарастает одержимость отношениями с партнером в целом, ревность и противоречивость чувств становятся более выраженными. С повышением феминности повышается склонность к эротическому стилю любви, повышается стремление к страстности, интенсивности чувств, актуализируется сексуализированный компонент любви. Помимо этого, повышается стремление к самоотверженности, центрация на партнере в сочетании с повышением духовности и упрочением привязанности.
Таким образом, традиционно феминный тип, отличающийся мягкостью и уступчивостью, проявляет черты зависимого поведения по отношению к партнеру, что проявляется в выраженной заботе о нем, иногда в ущерб заботе о себе; стремлению удержать его рядом с собой даже тогда, когда начальные чувства постепенно сменяются нарастающей раздражительностью и неприязнью, а также выраженной эротизацией взаимоотношений, служащей, на наш взгляд, как средством удержания партнера, так и попыткой подтверждения и проверки существующих чувств.
В целом, чем в большей степени гендер отличается феминными чертами, тем менее выраженными склонность к прагматичному типу любви, менее значимым является рациональный подход к выбору партнера, снижается стремление к стабильности и прочности взаимоотношений при невыраженной эмоциональной окраске. Помимо этого, с повышением феминности гендера снижается склонность к установлению поверхностных отношений, менее выраженной становится неразборчивость при выборе партнера, снижается стремление к избеганию интимности. В тоже время, более выраженной становится склонность к маниакальному типу любви, одержимость отношениями с партнером в целом, более ярко проявляют себя ревность и противоречивость чувств.
Таким образом, выраженному феминному полоролевому поведению соответствует выраженная значимость эмоционального компонента любовных переживаний, имеющая такое большое значение, что ради него существует готовность в некоторой степени пожертвовать стабильностью взаимоотношений; готовность выбрать «нестабильного», «неподходящего» партнера в случае обеспечения с его стороны интенсивности чувств. Значимость эмоционального компонента любви проявляется в склонности к центрации на отношениях в целом, стремлении удержать партнера, даже в случае противоречивости чувство по отношению к нему.
Выводы по эмпирической части исследованияИсследуемая группа характеризуется повышенным уровнем обладания маскулинными и фемининными чертами, сбалансированно объединенными и комплементарными. Исследуемая группа, в среднем, является андрогинной.
В исследуемой группе доминирующими типами любви являются эротическая и самоотверженная любовь. Менее выражены дружеская и прагматичная любовь. Наименее выраженными являются маниакальный и поверхностный, игровой тип любви.
Для лиц, с преобладанием фемининных черт, по сравнению с лицами, с преобладанием маскулинных черт, более выраженным является самоотверженный и маниакальный тип любви. Наиболее выраженным для них является самоотверженный и эротический типы любви. Менее выражены маниакальная и дружеская любви. Наименее выраженными являются прагматический и поверхностный типы любви.
Для лиц, с преобладанием маскулинных черт, по сравнению с лицами, с преобладанием феминных черт, менее выраженным является самоотверженный и маниакальный тип любви. Наиболее выраженным для них является прагматический и поверхностный типы любви. Менее выражены дружеский, самоотверженный и маниакальный типы любви. Наименее выражен эротический тип любви.
Для юношей наиболее выраженным является эротический, самоотверженный тип любви. Несколько менее выражены дружеская и рациональная любовь. Наименее выражены маниакальная и поверхностная любовь. Для девушек наиболее выраженным является эротический, самоотверженный тип любви. Несколько менее выражены рациональная и дружеская любовь. Наименее выражены поверхностная и маниакальная любовь. При этом, достоверные различия в выраженности любовных переживаний по половому признаку отсутствуют.
С повышением маскулинности снижается выраженность маниакального типа любви в сочетании с повышением выраженности прагматического типа любви. С повышением феминности повышается выраженности эротического, маниакального и самоотверженного стиля любви. С повышение выраженности феминного психологического пола снижается выраженность игрового и прагматического типа любви в сочетании с повышением выраженности маниакальной любви.

Заключение.
Список литературыАбубикирова Н.И. Что такое «гендер»? // Общественные науки и современность. - 1996. - № 6. - С. 11-17.
Автононова Е.Ю. Особенности взаимоотношения мужчины и женщины в современном мире // В сборнике: Управление социально-экономическими системами: теория, методология, практика: сборник статей VI Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. - 2019. - С. 137-139
Анпилогова Е.А., Горбачёва Е.И. Переживание любовной зависимости у юношей и девушек: опыт диагностического изучения // Вестник Калужского университета. - 2019. - № 1. - С. 122-126.
Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 122 с.
Бугера В.Е. Социальная сущность и роль философии Ницше. - М.: Ком-Книга, 2010. - 122 с.
Василюк Ф.В. Психология переживания. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 111 с.
Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО-пресс, 2000. - 1008 с.
Денисова Е.А. Самореализация личности и гендерные стереотипы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/samorealizatsiya-lichnosti-i-tendernye-stereotipy
Дорохова С.В. Переживание как психологический феномен // Вестник КРСУ. - 2016. - № 4. - C. 80-83
Екимчик О.А. Психология любви в отношениях мужчины и женщины: методы психологической диагностики: Методическое руководство / Кострома, 2017.- 72с.
Екимчик О.А., Крюкова Т.Л. Кросскультурное сравнение установок на любовь и секс у русскоязычных и американских респондентов (результаты адаптации методики для измерения стилей любви) // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2009. Т. 15. № 5. С. 111-116.
Елагина Д.В. Гендерные различия отношения студентов к вопросам половой жизни, брака и контрацепции // Молодая наука. - 2019. - № 3. - С. 73-74.
Елимова М.В., Гунбина С.Г. Гендерные различия профессиональных предпочтений // Интеграция науки и практики как условие экономического роста Х Международная научно-практическая конференция: сборник научных трудов. - 2015. - № 1. С. 21-23.
Журавлева Д.А., Соловьева Е.М. Особенности любовных переживаний у юношей и девушек // Психология в современном мире сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 312-315.
Ильин Е.П. Пол и гендер. - СПб.: Питер, 2010. - 688 с.
Кинодо Ж.-М. Читая Фрейда: изучение трудов Фрейда в хронологической перспективе / Пер. с фр. О. Я. Журавлева: Когито-Центр. - М.: 2012. - 416 с.
Коковкина М.В., Худяева В.В. Учет гендерных различий в воспитательной работе в условиях студенческого общежития // Классное руководство в 21 веке Педагогические встречи. Научно-методический альманах. - 2018. - № 1. - С. 25-29.
Коломасова Е.Н. Сущность и специфика социальных проблем мужчин в современном обществе // Вестник МГУ. - 2010. - №2. - С. 172-176.
Майоров А.А., Духарева А.В. О гендерном аспекте любви и влюбленности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/o-gendernom-aspekte-lyubvi-i-vlyublennostiМайоров А.А., Духарева А.В. О гендерном аспекте любви и влюбленности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/o-gendernom-aspekte-lyubvi-i-vlyublennost.
Мелас В.Б. Переживание и событие. Философские очерки / В.Б. Мелас. - СПб.: Изд-во ВВМ, 2009. - 237 с
Милашевич Е.П. Любовная зависимость как психологический феномен // Психологический VADEMECUM: психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в учреждениях различного типа сборник научных статей. - 2015. - С. 94-100.
Молчанов С.В. Психология подросткового и юношеского возраста: учебник для академического бакалавриата / С. В. Молчанов. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 351 с.
Мясищев В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды / В. Н. Мясищев; под ред. А. А. Бодалева. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та., 2011.
Пашукова Т.И, Тер-Акопова А.С. Теоретический анализ становления понятия гендера и гендерной идентичности в психологии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskiy-analiz-stanovleniya-ponyatiygendera-i-gendernoy-identichnosti-v-psihologii.
Петровский А.В. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. - М., 1976. - 479 с.
Погодин И. Переживание в этиологии психической травмы / И. Погодин // Психическая травма и переживание: гештальт-терапия кризиса. - 2008. - C. 6-16.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
Смирнов А.М. Суицид из-за неразделенной любви как социально-психологическая проблема // Прикладная юридическая психология. - 2018. - № 3. - С. 116-122.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей : сб. «Проблемы индивидуальных различий». - М.: АПН РСФСР, 1961. - 202 с.
Федосеева И.А. Опыт гендерного подхода в системе социального воспитания // Медицина и образование в Сибири. - 2012. - №5. - С. 6.
Филатова А.Ф. Психология половых различий и гендерная психология // Вестник Омского университета. - 2017. - № 1 (43). - С. 125-130.
Фрейджер Р. Личность: теории, упражнения, эксперименты / Р. Фрейджер, Д. Фейдимен. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - 176 с.
Фромм Э. Человек для себя / Эрих Фромм ; пер. с англ. А.В. Александровой. - М.: Астрель, 2012. - 314 с
Хорни К. Невротическая личность нашего времени / пер. с англ. и примечания А. И. Фета. - Philosophical arkiv, Nyköping (Sweden), 2016. - 186 с.
Юнг К.Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. - М., 1995. - 306 с.  
ПриложениеТаблица 1 – Расчет критерия Колмогорова-Смирнова
Статистика критерия Асимптотическая значимость (2-сторонняя)
Эрос 0,081 0,200
Людус0,139 0,001
Сторге0,103 0,051
Прагма0,075 0,200
Мания 0,085 0,200
Агапэ0,08 0,200
Маскулинность0,151 0,000
Фемининность0,117 0,014
Основной индекс IS 0,078 0,200

 


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ТюмГУ
Спасибо большое за курсовую работу!! Оригинальность 75%, оценка отлично
star star star star star
СПбГУ
Очень грамотное написание курсовой, видно, что исполнитель разбирается в теме работы и пиш...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.