Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Уровень агрессивности и конфликтности у студентов-психологов (на примере студентов ВГУЭС)

Тип Курсовая
Предмет Психология

ID (номер) заказа
3244341

500 руб.

Просмотров
2247
Размер файла
166.12 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время на студенческую молодежь возлагаются достаточно большие надежды за будущее нашей страны. Окончание школы и поступлением в вуз для молодежи является значимым жизненным периодом. Молодежь в этот период находится в промежуточном положении между пассивным объектом заботы государства и активным участником социального действия, и, освободившись от опеки и контроля родителей и школы, ощущая свободу, начинает с большим риском экспериментировать, часто не думая о последствиях для собственной личности.
Молодые люди «вливаются» в ряды студенческие молодежи, вступают в различные отношения, вносят коррективы в свои жизненные цели, мировоззрение, находят новых друзей. В качестве фактора, значительно влияющего при этом на личность в студенческие годы, на качество следующей ступени социализации и поведение студенческой молодежи, выступает группа, которая может по-разному влиять на качество из социализации и профессионализации. В любой группе, как правило, существуют свои нормы и правила межличностных взаимодействий, который должен соблюдать каждый член группы. В случае несоблюдения норм и правил членом группы, появляются различные основания для проявления агрессивности и конфликтности.
Важная роль в провоцировании агрессивности конфликтной ситуации принадлежит личности, поэтому следует учитывать психологические особенности участников конфликтного взаимодействия и личностные детерминанты, влияющие на динамику конфликта. Значимость изучения склонности личности к проявлению агрессивности и конфликтности особенно важна в процессе подготовки будущих специалистов сферы оказания социально–психологической помощи. Именно поэтому выявление склонности личности к агрессивным действиям и конфликтному поведению особенно важно при подготовке будущих психологов.
В последние годы в научной литературе появляются результаты исследования психологических особенностей студентов-психологов. Так, В. В. Приписнова, Н. Ю. Максимова изучали профессиональные представления студентов психолого-педагогического направления (2016), И. А. Панкратова исследовала особенности взаимосвязи профессиональных представлений и самоэффективности у студентов-психологов (2015), И. А. Егорова изучила профессиональные представления студентов о психологии как сфере будущей профессиональной деятельности (2010), И. В. Арендачук иcследовала социально-психологические риски в жизнедеятельности современного студента» (2015). В. В. Гуляева - особенности агрессии современных студентов (2018).
Однако исследований, посвященных изучению агрессивности и конфликтности у студентов – будущих психологов пока еще недостаточно.
На наш взгляд, для оказания профессиональной, квалифицированной помощи другим людям, психолог, в первую очередь, сам должен обладать положительными личностными характеристиками: эмоциональной устойчивостью, личностной зрелостью, умениями и навыками позитивного бесконфликтного социального взаимодействия.
Объектом исследования является агрессивность.
Предмет исследования – уровень агрессивности на конфликтности у студентов-психологов.
Цель курсовой работы: исследование уровня агрессивности и конфликтности студентов-психологов (на примере студентов ВГУЭС).
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ исследований по проблеме агрессивности и конфликтности в отечественной и зарубежной научной литературе.
Определить сущность понятий «агрессивность» и «конфликтность».
Проанализировать психологические особенности студентов, как особой категории молодежи.
Подобрать психодиагностические методики и провести эмпирическое исследование уровня агрессивности и конфликтности у студентов-психологов ВГУЭС.Обработать полученные результаты, сформулировать выводы.
Гипотеза: чем выше уровень агрессивности у студентов-психологов, тем выше уровень их конфликтности. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
теоретический анализ научной и учебно-методической литературы,
эмпирические методы: наблюдение, тестирование; в работе использовались следующее психодиагностические методики:
методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев);
методика «Изучение самооценки конфликтности» (С. М. Емельянов);
методика «Агрессивное поведение» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев).
математические методы: метод корреляционного анализа Спирмена.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложений.
Теоретический анализ подходов к изучению агрессивности и конфликтности в трудах зарубежных и отечественных ученыхПонятие агрессивности в психологических исследованиях
Изучение проблемы агрессии и агрессивности, причин и форм проявлений агрессивного поведения имеет давнюю историю. Многие ученые отечественные, такие как: Б. Г. Ананьев., Л. М. Семенюк., А. А. Реан., Т. Г. Румянцева и др., так и зарубежные: А. Адлер., А. Бандура., Д. Доллард., Э. Фромм и т.д., исследовали проблему агрессивности и агрессивного поведения.
Особенно актуальной становится изучение данной проблематики в условиях современного мироустройства, в условиях усиления агрессивных тенденций современной молодежи в студенческой среде. Для выявления и описания особенностей агрессивного поведения молодежи, приводящих часто к конфликтным взаимодействиям, необходимо проанализировать суть таких понятий, как агрессия, агрессивность, агрессивное поведение. Существует множество определений агрессии, однако ни одно из них не является исчерпывающим.
Агрессия (от лат. aggredi – нападать) в словаре излагается как «индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей» [27, с.43]. Трактует данное понятие Н. Ф. Вишнякова как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)» [9, с. 56]. В данном определении акцентируется внимание на нарушении «норм (правил) сосуществования людей в обществе», так как нормы отличаются в каждой стране, в каждом обществе.
Проблема агрессии и агрессивности нашла отражение в многоплановых исследованиях отечественных ученых - психологов Г. А. Андреевой, В. В. Знакова, Л. П. Колчиной, О. Ю. Михайловой, А. А. Реана, Т. Г. Румянцевой. В работах этих ученых, по мнению А. В. Сушкова, можно наблюдать устойчивую тенденцию к многофакторности исследования человеческой агрессии и агрессивности, в них всесторонне анализируются различные составляющие ее проявления, психологические, биологические и социальные факторы. Отечественные ученые рассматривают агрессию как реакцию на фрустрацию, при которой возникает торможение – желание ограничить или минимизировать воздействие, вызванное негативными последствиями, или же возникновение реакции замещения желание принять участие в агрессивных действиях (физических или словесных), которые направлены против любого другого человека, а не истинного источника фрустрации [33].
Так, Д. М. Матвиевский агрессию рассматривает как сильную активность, стремление к самоутверждению; акт враждебности и стремления разрушения; попытку нанести вред личности или обществу; как злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим поведение; как реакцию, в результате которой другой организм получает болевые стимулы [27].
Н. А. Кетова понимая агрессию в широком смысле, определяет ее как индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей [23].
В зарубежной практике по изучению агрессии и агрессивности существуют три отличные друг от друга теории и теоретические основания по изучению агрессии: теории влечения (или инстинкта), фрустрационная теория агрессии и теории социального научения (в том числе попытки, относящиеся к психологии мотивации).
С точки зрения зарубежных ученых агрессия и агрессивное поведение являются негативными формами, препятствующие каким - либо позитивным, развивающим личность тенденциям.
Так, З. Фрейд, основатель психоанализа, полагал, что источник человеческой агрессивности – перенесение индивидом энергии примитивного влечения к смерти (которое он называл «инстинктом смерти») с самого себя на внешние объекты. Лоренц, изучавший поведение животных, рассматривал агрессию как адаптивное, а не как саморазрушительное поведение. Но оба ученых единодушны в том, что агрессивная энергия имеет инстинктивную природу. По их мнению, если она не находит разрядки, то накапливается до тех пор, пока не взрывается или пока подходящий стимул не выпустит ее наружу, как мышь из мышеловки. Представители биологической теории агрессии утверждали, что агрессия представляет собой сложный поведенческий комплекс, и поэтому невозможно говорить о существовании в человеческом мозгу четко локализуемого «центра агрессии» [7].
Фрустрационная теория имеет свои отличительные от других теорий особенности. В данной теории агрессивное поведение рассматривается как ситуативный процесс. Основоположником этого направления считается Дж. Доллард. По его мнению, агрессия – это не автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию: попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижения удовольствия. Ученый утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации, и во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Агрессия понимается как намерение навредить другому своим действием, как целенаправленный акт с намерением нанести вред организму. Фрустрация возникает, когда появляется помеха осуществлению условной реакции и величина фрустрации зависит от силы мотивации к выполнению желаемого действия, значимости препятствия к достижению цели и количества целенаправленных действий (попыток), после которых наступает фрустрация. Торможение является тенденцией ограничить или свернуть действия из-за ожидаемых отрицательных последствий.
Концепции агрессии и агрессивности, разработанные в русле теорий социального научения, ведут свое происхождение от теоретических представлений SR-типа (прежде всего от К. Халла). В них различным образом определяются и по-разному связываются между собой компоненты поведения, ответственные за его побуждение и направление.
Теория социального научения была предложена А. Бандурой, в ней агрессия рассматривается как разновидность социального поведения, которое воспринимается и поддерживается в основном так же, как и многие другие формы социального поведения.
С точки зрения ученого, анализ агрессивного поведения требует рассмотрения трех моментов: а) способов овладения такими действиями;
б) факторы, провоцирующие их появление; в) условия, на которых они установлены.
Во второй половине 50-х гг. Р. Бэрон и Д. Ричардсон провели лабораторные экспериментальные исследования агрессии, большие усилия были приложены для измерения агрессивности методиками индивидуальных различий, главным образом выраженности ее позитивной и негативной тенденций [7].
Конрад Лоренц в своем определении ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений. Определение, предложенное несколькими исследователями, содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям.
Таким образом, данное определение дополняет поведенческий акт эмоциональной составляющей и утверждает, что агрессия и агрессивность включает в себя не только поведенческий уровень, но также и эмоциональный, носит целенаправленный характер, но отрицает акт агрессии, где отсутствует намерение.
В рамках исследуемых характеристик агрессивности следует выделить и формы агрессивных реакций.
Форма агрессивного поведения индивидуальна для каждого человека, но, как отмечает Д. Р. Гилязова, существуют факторы, влияющие на характер и способы выражения агрессивности. В соответствии со способом выражения она выделяет произвольный и непроизвольный виды агрессии. Произвольная агрессия возникает из желания навредить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить, а непроизвольная агрессия представляет собой нецеленаправленный и быстро прекращающийся взрыв гнева или ярости, во время которого действие неподконтрольно субъекту и протекает по типу аффекта [11].
В. В. Гуляева дифференцирует агрессивность на инструментальную (позитивную) и враждебную (деструктивную). По мнению автора, когда действия имеют позитивную ориентацию и направлены на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства (здесь рассматривают индивидуальную инструментальную-своекорыстную и бескорыстную, а также социально мотивированную инструментальную-асоциальную и просоциальную агрессию). В случаях враждебной (деструктивной) агрессии, как отмечает исследователь, в действиях прослеживается стремление к насилию, а их целью является нанесение вреда другому человеку. Большинство преступлений против жизни, чести, достоинства, прав и имущества других людей можно отнести к этой категории агрессии [13].
Современные психологи утверждает, что личность все же должна обладать определенной степенью агрессивности, а сама по себе агрессивность не делает субъекта социально опасным. Анализ научно-психологической литературы по проблеме агрессивности позволяет констатировать, что на сегодняшний день не существует общепринятых определений таких понятий, как «агрессивность», «агрессия». Агрессия проявляется в действии, поведении, имеет намерение, мотив, носит целенаправленный характер. Различают в современной психологии также наряду с понятием «агрессивность» понятия: «агрессивные действия», «агрессивное поведение» и «агрессивность личности».
Агрессивность понимается учеными как черта характера, как одна из важнейших характеристик действий и поступков, которые определяют и устанавливают взаимоотношения между людьми; а также как действие индивидуума, личности. Агрессивность – это относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к проявлению агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. Поскольку эта черта личности является устойчивой и входит в структуру личности, то она способна предопределять общую тенденцию поведения. Индивидуальные детерминанты агрессивности имеют постоянный характер, они устойчивы.
1.2. Конфликтность в работах зарубежных и отечественных психологовВ последние годы в разных сферах жизни произошли серьезные трансформации. Изменения затронули семейные, трудовые, частные межличностные отношения, вероятно поэтому, в современной общественной среде конфликты и их изучение занимают лидирующие позиции в социальной психологии. Конфликт, в словаре трактуется как наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм [28].
По мнению отечественного– конфликтолога М. М. Кашапова, конфликт выявляется одним из видов социального взаимодействия, в ходе которого совершается отстаивание круга интересов, притязания на статус, власть, в процессе которой оппоненты нейтрализуют и наносят ущерб материальный и/или моральный, или ликвидируют своих конкурентов [22].
Н. И. Леонов, считал, что социальные конфликты представляют собой различные по интенсивности виды столкновений между конфликтующими группами, в которых классовая борьба является одним из видов противоборства. Социальный конфликт представляет собой открытое противоречие, столкновение двух и более сторон социального взаимодействия, причинами которого являются разные нужды, цели и интересы. По мнению исследователя, в основе социальных конфликтов находятся субъективно-объективные противоречия, однако не всякое расхождение приобретает конфигурации конфликта. По мнению ученого, конфликт возникает, когда противоречия «накалены», каждая из сторон осознает противоречия и каждая сторон пытается захватить лидирующую позицию, игнорируя намерения противоположной стороны. В связи с этим конфликтные противоречия имеют объективно-субъективный характер. Объективными являются противоречия, которые реально существуют в обществе автономно от воли субъектов. Примерами могут служить отношения отцов и детей, руководители и подчиненные, учитель-ученик [26].
Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности человека, всю область общественных взаимоотношений и причины могут быть самыми разнообразными. Конфликт, по сути, является одним из инструментов социальной коммуникации и сторонами являются отдельные индивидуумы, крупные и небольшие группы и организации. Так, А. А. Кантеева выделяет такие варианты конфликтных столкновений, как принудительная или добровольная. При принудительном конфликте совершается разрушение всех субъектов или отказ всех субъектов, кроме одного от участия в конфликте. В результате выигрывает тот субъект, который остался. Добровольные конфликты допускают несколько вариантов разрешения ситуации путем согласованного изменения целей, условий и много другого [20].
В качестве основных компонентов конфликта А. Н. Иванов выделяет: объект (конкретная причина столкновения двух и более субъектов), противоречия из-за объекта; предмет и повод для развития борьбы. Он отмечает, что в каждом конфликте центральную роль занимают люди - субъекты конфликта. Они могут выступать, как единолично, так и создавать группы. Степень участия в конфликте может быть разнообразной, как от опосредованного участия до прямого участия в развитии конфликта. В связи с этим А. Н. Иванов выделяет основных участников конфликта; группы поддержки и иных участников [17].
Д. П. Зеркин отмечает, что в любом конфликте за сторонами конфликта встают силы, которые могут быть, как индивидами, так и целыми группами, которые своими действиями, поддержкой, присутствием, определенными словами могут в корне изменить развитие конфликта и его исход. Группами поддержки являются, друзья, одногруппники, коллеги, родственники. Еже в одну группу – другую группу, исследователь включает субъектов, которые играют эпизодичную роль в конфликте. Они являются подстрекателями и организаторами [17].
Под предметом конфликта понимается противоречие. В нем отражается столкновение интересов и целей сторон. Борьба, которая возникает в конфликте, несtт в себе желание разрешить возникшее противоречие в свою пользу. В ходе конфликта противоречие может разжигаться или затухать, однако причина конфликта остаётся неизменной до тех пор, пока противоречие не разрешится. Таким образом, предмет конфликта является существующая или воображаемая проблема, являющаяся первой ступенью конфликта.
Одним из главных элементов конфликта является объект конфликта. Как полагает Н. В. Гришина, объект в конфликте выделить иногда совсем непросто, и гораздо легче обозначить предмет. Объект находится глубже, поэтому его всегда рассматривают, как повод, причину к конфликту. Как отмечает Н. В. Гришина, такая структура помогает рассматривать конфликт не как обособленную систему, а как социальную ситуацию. Но указывает исследователь на необходимость учитывать социальные условия, в которых возникает конфликт [12].
В современном обществе возникновение конфликтов неизбежно, и чаще всего и как правило, инициируется конфликт личностью, имеющей внутриличностные конфликты. Внутриличностный конфликт П. Р. Анисимов определяет как острое негативное переживание, вызванное борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решений. По мнению ученого, внутриличностный конфликт — это острое негативное переживание, вызванное борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решений [1]. И. В. Калинин внутриличностный конфликт описывает как глубокие эмоциональные переживания личностью своих неудач; как состояние тревоги, вызываемое предстоящей сложной ситуацией; а также как острое негативное переживание, вызванное борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решений [20б c. 34-36]. Внутриличностный конфликт бывает двух видов: конструктивным, является инструментом развития личности и деструктивным, является опасным для человека, т.к. является причиной стрессов, депрессий и суицидов.
Межличностные конфликты ученые (Н.В. Гришина, Д. П. Зеркин, Н.И. Леонов) рассматривают как столкновение личностей в процессе их взаимоотношений. М. М. Кашапов под межличностным конфликтом понимает «Открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации» [23, с.86]. Он выделяет три периода протекания межличностного конфликта: - предконфликт: появление объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной ситуации, попытки её решения неконфликтными приёмами, конфликт: сбалансированное противодействие и завершение конфликта, послеконфликтная ситуация: частичная или полное налаживание отношений [22].
В любом случае для возникновения межличностного конфликта необходимо наличие противоречий (объективных или мнимых). Конфликтная ситуация характеризуется наличием у сторон противоположных интересов и стремлений овладеть одним объектом.
Н. И. Леонов выделяет следующую классификацию межличностных конфликтов: подлинный конфликт: реально существующий и адекватно воспринимающийся; случайный или условный: зависит от изменения обстоятельств, что не всегда адекватно воспринимается сторонами; смещённый конфликт: скрывает за собой неявный, но сам по себе глубокий конфликт; латентный конфликт: который пока существует в открытом виде; ложный конфликт: существует в силу нарушения восприятия или неправильной интерпретации, не имеющих объективных оснований [26].
Кроме того, существует деление межличностных конфликтов по причинам их появления:
- глубинные конфликты - включают в себя важные для личности цели, интересы, ценности, связанные с образом «Я»; они могут появляться явно, причинами их появления являются глубинные потребности и ценности личности;
- ситуативные конфликты имеют внешнюю, чаще всего стихийную причину своего появления и не затрагивают важные жизненные ценности, носят эмоционально - взрывной характер и начинаются сразу с инцидента; можно утверждать, что наша повседневная жизнь устроена таким образом, что существует большая вероятность возникновения обстоятельств, связанных с разрушением гармонии и воздействием отрицательных факторов на внутренний мир, и именно поэтому необходимо прилагать массу усилий для избегания внутриличностных конфликтов, а если такие конфликты возникают, необходимо немедленно их решать.
Среди направлений зарубежных психологических исследований конфликта в первой половине XX в. выделился целый ряд направлений: психоаналитическое (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм); социотропное (У. Мак-Дугалл, С. Сигеле и др.); этологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген); теория групповой динамики (К. Левин, Д. Креч, Л. Линдсей); фрустрационно-агрессивное (Д. Доллара, Л. Берковитц, Н. Миллер); поведенческое (А. Басе, А. Бандура, Р. Сире); социометрическое (Д. Морено, Э. Дженигс, С. Додд, Г. Гурвич); интеракционистское (Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель).
Психоаналитический подход связан, прежде всего с именем австрийского психолога 3. Фрейда (1856-1939), создавшего одну из первых концепций человеческой конфликтности. Несмотря на то, что 3. Фрейд занимался преимущественно внутриличностными конфликтами, его заслугой является указание на необходимость поиска причин межличностных конфликтов в сфере бессознательного.
Американские психологи К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен расширили понимание природы конфликта, попытались внести в нее социальный контекст. Так, К. Хорни (1885-1952) основной причиной конфликтов между индивидом и его окружением считала недостаток доброжелательности со стороны близких людей, в первую очередь родителей. По мнению Э. Фромма, конфликты возникают из-за невозможности реализовать в обществе личностные стремления и потребности.
К. Лоренц (1903-1989) впервые высказал гипотезу о том, что главной причиной социальных конфликтов является агрессивность индивида и толпы. Исследуя проблемы групповой динамики, германо-американский психолог К. Левин (1890-1947) разработал концепцию динамической системы поведения, которая находится под напряжением, когда нарушается равновесие между индивидом и средой. Это напряжение проявляется в виде конфликтов. Источником конфликта может быть неблагоприятный стиль деятельности лидера группы. Я. Морено (1892-1974), межличностные конфликты определял состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу. Т. Шибутани причины конфликтов усматривал в процессе социального взаимодействия. При возникновении возмущений в отношениях «индивид - среда» субъект начинает ощущать внутреннюю дисгармонию и дискомфорт. Стремясь устранить их, индивид совершает активные действия для того, чтобы приспособиться к среде. В ходе приспособления к внешним обстоятельствам и возникают внутриличностные конфликты [37].
Как черта личности, внутриличностный конфликт проявляется в виде конфронтации, возникающей внутри личности между двумя равнозначными и противоположными по направленности мотивами; это также и конфликт внутреннего мира психологии человека в форме столкновения противоположно нацеленных потребностей, ценностей и мотивов. Поэтому внутриличностный конфликт можно определить как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.
Таким образом, конфликт, в психологии понимается как наиболее острый способ разрешения противоречий, заключается в противодействии участников взаимодействия, сопровождается негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Основными компонентами конфликта являются – объект, предмет и повод для развития борьбы.
Возникновение конфликтов чаще всего инициируется конфликтной личностью, имеющей внутриличностные конфликты. Внутриличностный конфликт представляет собой острое негативное переживание, обусловленное затянувшимся противостоянием различных структур внутреннего мира человека, отражающее его противоречивые связи с внешним миром и препятствующие принятию решений, он присущ любому человеку и одолевает его систематически. Именно наличие внутриличностного конфликта увеличивает возможность появления межличностного конфликта, когда провоцируется конфликт именно конфликтогенным носителем.
Исследованием конфликта занимались и продолжают исследовать как отечественные, так и зарубежные психологи.
Агрессивность и конфликтность у студентов
Изучение особенностей профессионального становления студента - будущего психолога, во многом связана со спецификой профессионального взаимодействия психолога с клиентом и ответственности, которую возлагает он на себя. Большинство исследователей рассматривает вопрос профессиональной специфики психологов посредством выявления в наличии у психолога профессионально значимых черт, факторов успешности специалиста, а также особенностей мотивации и ценностей психолога. Профессионально непригодными к этой деятельности являются студенты с наличием внутриличностных проблем и внутриличностных конфликтов. По определению И. А. Егоровой работа психолога состоит в непосредственной работе с людьми, направлена на решение различных психологических проблем, которые связаны с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является беседа, построенная по специальным правилам [15].
Основными функциями психологов являются: проведение диагностики; помощь в определении и выборе профессии; помощь в адаптации к новой жизненной ситуации: при поступлении в учебное заведение, на новую работу, при получении новой должности, в ситуациях, когда в семье рождается ребенок; психологическое консультирование людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: потеря работы, развод, смерть близкого человека; сообщение новых знаний клиентам, которые можно использовать на практике для того, чтобы научиться разрешать конфликты, контролировать свои эмоции; проведение тренингов.
Схема деятельности психолога любого теоретического направления в общем виде выглядит следующим образом: выявление проблемы-переформулировка проблемы-анализ фактов-план вмешательство-вмешательство в виде консультирования-оценка результатов совместной деятельности консультанта и клиента. Помимо умения психологического консультирования, психологу-консультанту необходимо обладать целым рядом специальных личностных качеств, проявляя их в общении со своими клиентами.
Т. А. Карпина, давая определение деятельности психолога, говорит о том, что оно «представляет собой профессиональную помощь человеку в поиске разрешения жизненных трудностей, оказываемое квалифицированными специалистами, прошедшими специальную подготовку». По мнению исследователя, важными качествами психолога являются способность к эмпатии, открытость, доброжелательность, безоценочное отношение к клиенту, способность отказаться от нравоучений и навязывания клиенту советов, бесконфликтность, а также доверие клиенту, вера в его способность самостоятельно справиться со своими проблемами. Достичь этих целей может только профессионально подготовленный специалист, который занимается также и своим профессиональным саморазвитием психологическим консультированием [21, с. 45-46].
В ходе профессиональной деятельности у психолога устанавливаются определенные типы взаимосвязей с клиентами.
По мнению П. Р. Анисимова процесс работы психолога с клиентом двусторонен, то есть «итоги взаимодействия психолога и клиента во многом зависят от обоих участников психологического процесса. Диалог между ними раскрывает сущность психологических характеристик и индивидуальные психологические особенности каждого. Профессиональное развитие специалиста – психолога определяются степенью совершенствования профессионально важных качеств, среди которых коммуникативные, интеллектуальные, мотивационно-потребностные, эмоционально-волевые, эмоционально-чувственные, нравственно-ценностные. То есть качества, собирающие целый ряд навыков, которые обеспечивают профессиональное развитие на основе сопереживания, взаимодоверия и осознания ответственности. Говоря о значимых для психолога профессиональных навыках, указывает на рефлексию, определяя ее как качество, которое позволяет творчески самореализоваться психологу в соответствие с его Я-концепцией. Автор, считает наиболее значимым качеством психолога умение не оказывать на клиента лишнего давления, и не подпадая под его влияние [1].
П. Р. Анисимов, что что существует несколько видов требований к психологу в контексте осуществляемой им деятельности. Среди них: безоценочность суждений, эмпатичность, динамичность и гибкость в поведенческих и эмоциональных реакциях, терпимость, способность поддержать любую культуру взаимодействия, а также умение придерживаться
Н. Н. Савина отмечает необходимость наличия эмпатии, полагая, что данное качество помогают психологу проявлять сопереживание трудностям клиента и его внутреннему миру. Автор также указывает, что ученые всех подходов едины во мнении, что эмпатия наиболее значима в практике консультирования [32].
Исследователи считают, что в «процессе оказания психологической помощи предполагается возможность использования энергетического потенциала личности помогающего субъекта для актуализации способности каждого человека решать возникающие в процессе его жизни проблемы. Помогающему специалисту необходимо развивать деятельностное сознание, которое является центральным механизмом всех технологий помощи» [32, с 34-36].
А. Р. Юсупова говорит о том, что эмпатия – определяя ее как профессиональную ментальность – тесно связана с показателями деформации личности психолога, а также профессионального выгорания, так снижение эмпатии влечет за собой выгорание. Отмечает он необходимость рассмотрения таких показателей как целостность и духовность психолога, которые будучи связаны во многом определяют профессиональный облик специалиста [36].
Н. Н. Леонов особо обращает внимание на духовность как специфическое качество психолога. А также на то, что многие исследователи обратились к этому свойству личности. В данном контексте автор определяет духовность как отхождение от иерархизированной структуры мотивов и целей, а также как направленность на общечеловеческие, гуманные цели, которые не выстраиваются в иерархию, а представляют собой сочетающиеся потребности. Леонтьев называет духовность качеством зрелой личности и полагает, что именно она определяет стиль и качество работы психолога. Определяя сущность специфики специальности психолога, указывает на необходимость специалистов опираться в работе на правовые, и этические нормы и правила [26].
Н. Н. Савина указывает, что специфика работы психолога во многом связана со стрессом, своим или клиента, и с тем, и с другим необходимо уметь справляться и направлять его в созидательное русло. Помимо этого, непредсказуемость работы и ситуаций клиентов, вынуждает психолога делать упор на психологическую выносливость. По результатам проведенного исследования она говорит о том, что опытные психологи обладают более гибким поведением, чем их начинающие коллеги, увеличивается степень принятия себя вне зависимости от оценки своих достоинств или недостатков извне, вследствие чего легче проявляются естественность, простота и непосредственность в общении с клиентами» [32].
Г. Д. Пермякова выявила, что наиболее частыми причинами быстрого выгорания в психолога в данной специальности являются: повышенная ответственность за клиентов, недостаток сведений о клиенте, а также ввиду специфики работы консультант не может подготовиться к звонку, скорректировать продолжительность сеанса, а также крайне интенсивное сопереживание негативных эмоций с клиентом. Автор указывает, что наиболее значимым считает также зрительную депривацию в процессе телефонного консультирования.
В центре внимания у начинающих психологов – проблемы другого человека, его поведение, эмоции и мысли; «специалист чувствует свою способность быть в эмоциональном резонансе с окружающими: сопереживать, соучаствовать, строить контакт». А опытный же психолог не будет проявляет спонтанный интерес к людям, активно направляя свое внимание на их состояние и проблемы. Это ставит вопрос о стратегиях деятельности, которые вырабатываются у психолога-консультанта по мере приобретения профессионального опыта. С точки зрения практики актуальными являются вопросы о возможном профессиональном выгорании [29].
Таким образом, для успешного психолога эмпатия важна не столько как личностное качество, а скорее, как процесс эмпатического отражения чувств клиента в ходе терапевтической работы, то есть как техника или инструмент работы с клиентом. Психологи, для которых проявление эмпатии – необходимый профессиональный навык, с приобретением профессионального опыта стараются как можно реже проявлять это качество в своей повседневной жизни, чтобы сохранить энергию и избежать перегрузки. А. Л. Зарубин, говоря о наиболее значимых инструментах работы психолога, упоминает, что не столь конкретные методы значимы в общей картине профессионала, сколько его личность. Соответственно, личностные особенности являются также профессиональной зоной развития психолога. Это особенно значимо помнить и применять при подготовке будущих специалистов, в виду того, что многие студенты, выбравшие специальность психологии, имеют ряд адаптационных проблем, и стремятся посредством обучения на психолога справиться со своими проблемами [16].
Однако нередки варианты, когда идут учиться на психолога в стремлении получить любовь и признание или потребность заместить собственные негативные эмоции. Дезадаптивные варианты прихода в профессию, разумеется, не осознаются, в большинстве случаях, студентами, что делает потребность в личной терапии у будущих психологов невероятно значимым моментом. Без проработки собственных проблем, психолог может проявлять скрытую агрессию к клиентом и тем самым лишать себя главного инструмента – здоровой гармоничной личности – что ставит под вопрос не то, что эффективность, а возможность нанесения вреда клиенту. С другой стороны, ученые составили ряд личностных особенностей, которые способствуют выбору профессии и несут позитивный эффект для профессионального становления специалиста. Наиболее значимыми в деятельности психолога профессионально необходимыми качествами будут такие черты как любознательность, умение выслушать клиента, способность поддержать разговор, эмпатийность, бесконфликтность, живая эмоциональность, интроспекция и способность устанавливать близкие отношения, а также толерантность и чувство юмора.
Таким образом, в качестве нежелательных и препятствующих профессиональному становлению будущих психологов исследователи называют такие личностные характеристики, как агрессивность и конфликтность. Отмечается, что противопоказаниями к выбору профессии психолога является и наличие внутриличностных проблем.
Выводы по 1 главеАгрессия трактуется в психологии как индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей. Проявляется она в действии, поведении, имеет намерение, мотив, носит целенаправленный характер, агрессивность понимается как индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей.
Конфликт, в психологии понимается как наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключается в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождается негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Возникновение конфликтов чаще всего инициируется конфликтной личностью, имеющей внутриличностные конфликты, которые представляют собой острое негативное переживание, обусловленное затянувшимся противостоянием различных структур внутреннего мира человека, отражающее его противоречивые связи с внешним миром и препятствующие принятию решений, он присущ любому человеку и одолевает его систематически.
Возникновение агрессивности и конфликтности в студенческой среде вполне обоснованно можно объяснить влиянием затянувшегося кризиса во всех сферах общественной жизни, психолого-возрастными особенностями студентов, социальным окружением, отрицательным воздействием средств массовой информации, приверженностью студентов к определенной досуговой деятельности и т.д.
2. Эмпирическое исследование уровня агрессивности и конфликтности у студентов психологов
2.1 Описание хода эмпирического исследования и методик исследования
Эмпирическое исследование агрессивности и конфликтности студентов-психологов проводилось на базе ФГБОУ ВПО «Владивостокского государственного института и сервиса».
В исследовании приняли участие студенты второго курса, обучающиеся по направлению подготовки «Психология», в количестве 25 человек. В том числе 5 юношей и 20 девушек в возрасте от 18 до 24 лет.
Цель данной курсовой работы состоит в исследовании уровня агрессивности и конфликтности у студентов-психологов на примере студентов ВГУЭС.
В соответствии с целью эмпирического исследования определены следующие задачи:
подобрать методы и методики, соответствующие цели исследования;
определить выборку испытуемых;
провести эмпирическое исследование;
обработать полученные результаты, сформулировать выводы.
Согласно гипотезе исследования предполагается, что чем выше уровень агрессивности у студентов-психологов, тем выше уровень их конфликтности.
Эмпирическое исследование проходило в три этапа:
На первом этапе (март 2021 г.) была сформирована выборка, подобраны методики исследования.
На втором этапе (апрель 2021 г.) было проведено исследование агрессивности и конфликтности у студентов-психологов.
На третьем этапе (май 2021 г.) были обработаны полученные результаты, сформулированы выводы.
В эмпирическом исследовании использовались следующие психодиагностические методики:1. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев).
Методика предназначена для выявления в качестве личностной характеристики склонности субъекта к конфликтности и агрессивности [31, с.124-126].
Испытуемому предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением он должен в карте опроса поставить в соответствующем квадрате поставить знак «плюс» («да»), при несогласии — знак «минус» («нет»).
Методика позволяет получить результаты по восьми шкалам:
- вспыльчивость,
- наступательность,
- обидчивость,
- неуступчивость,
- компромиссность,
- мстительность,
- нетерпимость,
- подозрительность.
По каждой шкале испытуемые могут набрать от 0 до 10 баллов. Методика позволяет также выявить показатель позитивной агрессивности, показатель негативной агрессивности и обобщенный показатель конфликтности.
2. Методика «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев) [31б c.130-134]. Данная методика предназначена для выявления склонности к вербальной и физической агрессии. Рассчитана методика на возрастной диапазон – начиная с младшего подросткового возраста до юношеского. Испытуемым предлагается несколько вопросов об особенностях поведения и чувств. На каждое утверждение опросника нужно дать ответ «да» или «нет». Испытуемым необходимо работать быстро, не тратя слишком много времени на обдумывание вопросов.
За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл. Чем больше сумма набранных баллов, тем выше склонность испытуемого к данному виду агрессивного поведения.
Сумма баллов по шкалам прямой и косвенной физической агрессии дает возможность судить о несдержанности или о сдержанности данного человека.
Количество баллов по косвенной вербальной агрессии говорит только о степени склонности к данному виду агрессии.
3. Методика «Изучение самооценки конфликтности» (С.М. Емельянов) [31, с.180-182].
Методика позволяет выявить склонность к конфликтности или избеганию конфликтности во взаимодействиях с окружающими людьми.
Методика основана на ранжировании.
Тест содержит шкалу, которая будет использована вами для оценки 10 пар утверждений. Вы оцениваете каждое утверждение левой и правой колонки, отмечая кружочком, на сколько баллов в вас проявляется свойство, представленное в левой колонке.
Оценка производится по 7-балльной шкале. 7 баллов означает, что оцениваемое качество проявляется всегда, 1 балл указывает на то, что это свойство не проявляется вовсе.
Сумма, равная 70 баллам, указывает на очень высокую степень конфликтности, 60 баллов – на высокую, 50 баллов — на выраженную конфликтность.
Сумма баллов 11-15 указывает на склонность к избеганию конфликтных ситуаций.
2.2. Результаты эмпирического исследования агрессивности и конфликтности у студентов-психологов
2.2.1 Результаты исследования с помощью методики «Личностной агрессивности и конфликтности» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев)
С помощью методики «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина и П. А. Ковалева у студентов-психологов были выявлены личностные особенности агрессивности и конфликтности. Также были определены показатели позитивной агрессивности, негативной агрессивности и обобщенный показатель конфликтности.Средние значения результатов оценки личностной агрессивности и конфликтности представлены в таблице 1. и на рисунке 1.
Таблица 1 Средние значения оценки личностной агрессивности и конфликтности
Уровни ВспыльчивьНасту
-ость Обид чив НеуступчКомпромиМсти
тельнНетер пим Подо зрит Позит агресНегатагресКонфстьКол-во студ% кол % кол % кол % кол % кол % кол % кол % кол % кол % кол %
высокий 3 12 8 32 3 12 14 56 4 16 7 28 8 32 12 48 8 32 4 16 5 20
средний 5 20 10 40 4 16 6 24 8 32 8 32 7 28 8 32 8 32 8 32 8 32
низкий 17 68 7 28 18 72 5 20 13 52 10 40 10 40 5 20 9 36 3 12 7 28
Средние значения результатов оценки личностной агрессивности и конфликтности с помощью методики Е. П. Ильина и П. А. Ковалева представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 Показатели уровней личностной агрессивности и конфликтности
Представленные в таблице 1 и на рисунке 1 результаты показывают, что из всех исследуемых показателей агрессивности и конфликтности высокие уровни выявлены в основном по шкалам: неуступчивость (56%) – в этом случае, если установленное правило идет вразрез с собственными представлениями, то респонденты, склонные к проявлению такой агрессивности нарушают правила; они не выносят тех, кто представляет себя важной персоной; часто проявляют недовольство в случаях, когда вместе со всеми они внесли лепту в общее дело – но в случае успешности общего дела именно его вклад не отмечают, именно поэтому защищая свои права они могут открыто проявлять недовольство и критику в косвенной форме. У студентов – будущих психологов также выявлен довольно высокий уровень мстительности (48%) – в поведенческом плане они характеризуются применением таких невербальных действий как применение оговора, чтобы отомстить. Результаты исследования показали, что студентам-психологам свойственен высокий уровень подозрительности (48%). Эти студенты сдержанны, доверяют только своему мнению, не выносят чужих советов и не переживают за свое жесткое и критичное отношения к другим. Позитивная агрессивность высокого уровня выявлена у 32% и у 32% она среднего уровня, что возможно свидетельствует о наличие здорового соперничества и конкуренции в этой среде студентов. Негативной агрессии высокого уровня не выявлено. Обобщенный показатель конфликтности выявлен среднего и низкого уровня, что может свидетельствовать об отсутствии открытого противостояния в этой студенческой среде.
2.2.2 Результаты исследования агрессивного поведенияС помощью методики «Агрессивное поведение» Е. П. Ильина и П. А. Ковалева у студентов-психологов была выявлена склонность к проявлению агрессивного поведения. Средние значения результатов самооценки склонности к агрессивному поведению представлены в таблице 2 и на рисунке 2.
Таблица 2 Средние значения показателей склонности к агрессивному поведению
Уровни агрессивности Количество студентов %
очень высокий 0 0
высокий 7 28
выраженная агрессивность 15 60
избегание 3 12
Средние значения показателей склонности к агрессивному поведению

Рисунок 2 Значения показателей оценки агрессивного поведения
Представленные в таблице и на рисунке данные показывают, что у 60% данной выборки студентов преобладает выраженная склонность к агрессивному поведению, что может свидетельствовать пока о несформированности этой возможно диффузной группы как коллектива.
Высокий уровень проявления агрессивного поведения выявлена у 28% студентов, что может являться свидетельством наличия у них, возможно, внутриличностных конфликтов. Это те студенты, которые в основном доверяют только своему мнению и критически относятся ко всему, что им предлагают другие.
И склонность к избеганию конфликтов выявлена только у 12% студентов данной выборки.
2.2.3 Результаты исследования с помощью методики «Изучение самооценки конфликтности» (С.М. Емельянов)С помощью методики «Изучение самооценки конфликтности» С.М. Емельянов у студентов-психологов была выявлена предрасположенность личности к агрессивности и конфликтности.
Средние значения по выборке результатов самооценки склонности к видам агрессии представлены в таблице 3 на рисунке 3.
Таблица 3 Средние значения по выборке результатов оценки склонности к видам агрессии
Уровни Прямая вербальная Косвенная
вербальная Прямая
физическая Косвенная
физическая
Количество
студентов % Количество
студентов % Количество
студентов % Количество
студентов %
высокий 4 16 10 40 4 16 12 45
средний 8 32 12 48 6 24 10 40
низкий 13 52 3 12 15 60 3 12
Показатели самооценки склонности к видам агрессии

Рисунок 3 Показатели самооценки склонности к видам агрессии
Из представленных в таблице 2 и на рисунке данных видно, что, в основном, у студентов выявлены высокого уровня склонность к косвенной вербальной агрессии (40%).
Проявляемая этими студентами косвенная вербальная агрессия проявляется в основном сплетнях, оговорах, они склонны посылать проклятия своим обидчикам и к тем людям, которые им неприятны.
Они не стесняются высказывать неприятные слова в глаза своему воображаемому обидчику, придумывают неприятные клички своим недругам и получают удовольствие от этого. После пережитых неприятностей в социуме (вузе) они могут грубить своим близким дома.
Склонность к проявлению невербальной физической агрессии (45%) студентов реализуется в таких физических действиях, как ломание предметов, в хлопанье дверью, по столу или по двери, в соответствующих агрессивных жестах и мимике.
Склонности к прямым контактным способам проявления агрессии у студентов не выявлено.
2.2.4 Статистический анализ взаимосвязи агрессивности и конфликтности студентов-психологов ВГУЭС
Далее, для установления взаимосвязи агрессивности и конфликтности у студентов-психологов использовался метод корреляционного анализа.
Обработка проводилась с применением программы «Stаtisticа-12».
Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Значимые корреляционные связи, выявленные с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена, между параметрами уровнем агрессивности и факторами конфликтности Показатели Самооценка конфликтности
Значение
коэффициента ранговой
корреляции
Спирмена (rs) Уровень значимости Наличие статистически значимой связи
Склонность к прямой вербальной агрессии: 0,352 0,084 Нет
Склонность к косвенной вербальной агрессии: 0,539 0,005 есть
Склонность к прямой физической агрессии: 0,352 0,084 нет
Склонность к косвенной физической агрессии 0,308 0,133 нет
Вспыльчивость 0,352 0,084 нет
Наступательность 0,352 0,084 нет
Обидчивость 0,491 0,012 есть, 5 %
Неуступчивость 0,643 0,000 есть
Компромиссность 0,352 0,084 нет
Мстительность 0,779 0,00 есть
Нетерпимость к мнению других 0,356 0,080 нет
Подозрительность 0,352 0,084 нет
Представленные в таблице в результаты данные, полученные в результате математической обработки исследования, свидетельствуют:
- о наличии значимой прямой корреляционной связи между самооценкой студентами своей конфликтности и вербальной агрессией, что говорит о том, что чем выше склонность к к конфликтности, тем больше склонны прибегать испытуемые к вербальной агрессии;
- о наличии значимой прямой корреляционной между самооценкой студентами своей конфликтности и неуступчивостью; что говорит о том, что чем выше склонность к конфликтности, тем выше неуступчивость студентов;
- о наличии значимой прямой корреляционной между самооценкой студентами своей конфликтности и мстительностью, что говорит о том, что чем выше их конфликтность, тем в большей степени проявляется ими мстительность;
- о наличии прямой 5% уровня значимости корреляционной связи между самооценкой студентами своей конфликтности и обидчивостью, при 5% уровне это может проявляться ситуативно.
Выводы по 2 главе
В результате проведенного эмпирического было выявлено, что у студентов-психологов изучение уровней личностной агрессивности и конфликтности показали склонность к применению стратегии мстительности у 48% – в поведенческом плане они характеризуются применением таких невербальных действий как применение оговора, чтобы отомстить. Склонность к применению стратегии подозрительности выявилась у 48%.
Позитивная агрессивность высокого уровня выявилась у 32% и у 32% она среднего уровня, что возможно свидетельствует о наличие здорового соперничества и конкуренции в этой среде студентов. Негативной агрессии высокого уровня не выявлено. Обобщенный показатель конфликтности выявлен среднего и низкого уровня, что может свидетельствовать об отсутствии открытого противостояния в этой студенческой среде
Результаты самооценки склонности к агрессивному поведению показали преобладание этой склонности у 60% студентов-психологов, что может свидетельствовать пока о несформированности этой возможно диффузной группы как коллектива; высокий уровень проявления агрессивного поведения выявлена у 28%, что может являться свидетельством наличия у них, возможно, внутриличностных конфликтов.
Результаты изучения самооценки конфликтности показали, что в основном у студентов-психологов присутствует высокий уровень склонности к косвенной вербальной агрессии у 40%. Склонность к проявлению невербальной физической агрессии выявилась у 45% студентов-психологов. Склонности к прямым контактным способам проявления агрессии у студентов не выявлено.
Статистический анализ эмпирических данных показал статистически значимые прямые корреляционные связи конфликтности студентов с таким показателями, как склонность к косвенной вербальной агрессии, корреляционную связь с неуступчивостью, с мстительностью, и 5% уровня значимости корреляционную связь с обидчивостью.
Учитывая полученные результаты, можно рекомендовать им пройти курс тренингов личностного роста.
ЗаключениеВ ходе изучения психолого-педагогических исследований по теме курсовой работы были определены актуальность темы и проблемы данной курсовой работы, позволяющие сделать следующие выводы.
Агрессивность понимается учеными как черта характера, как одна из важнейших характеристик действий и поступков, которые определяют и устанавливают взаимоотношения между людьми; а также как действие индивидуума, личности; это относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. Поскольку эта черта личности является устойчивой и входит в структуру личности, то она способна предопределять общую тенденцию поведения. Индивидуальные детерминанты агрессии имеют постоянный характер, они устойчивы. Агрессия проявляется в действии, поведении, имеет намерение, мотив, носит целенаправленный характер. Различают в современной психологии также наряду с понятием агрессивность агрессивные действия, агрессивное поведение и агрессивность личности. В современной психологии агрессия рассматривается как модель поведения и типичных враждебных проявлений личности, а агрессивность понимается как индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей.
Были установлены выделяемые учеными такие формы агрессивных реакций, как физическая агрессия; косвенная агрессия; вербальная агрессия; склонность к раздражению; негативизм, формами враждебной реакции являются обида и подозрительность. Разного рода проявления агрессии приводят к конфликтным взаимодействиям.
Особенно актуальной проблемой в рамках изучаемой темы и проблемы изучение склонности студентов будущих психологов к агрессивным и конфликтным взаимодействиям.
Конфликт в психологии понимается как наиболее острый способ разрешения противоречий, заключается в противодействии участников взаимодействия, сопровождается негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Основными компонентами конфликта являются – объект, предмет и повод для развития борьбы. Возникновение конфликтов чаще всего инициируется конфликтной личностью, имеющей внутриличностные конфликты.
Исследованием конфликтности занимались и продолжают исследовать как отечественные, так и зарубежные психологи. Чтобы предупредить возникновение внутриличностного конфликта рекомендуется научиться воспринимать жизненные трудности, как неотъемлемую часть жизни для сохранения своего внутреннего мира.
Студенты имеют специфически особенности как особая социально-демографическая группа и возникновение агрессивности в этой среде можно вполне обоснованно объяснить влиянием затянувшегося кризиса во всех сферах общественной жизни, психолого-возрастными особенностями студентов, социальным окружением, отрицательным воздействием средств массовой информации, приверженностью студентов к определенной досуговой деятельности и т.д.
Согласно теме, цель данного исследования состояла в изучении агрессивности и конфликтности студентов будущих психологов на примере студентов ВГУЭС.
В плане нежелательных и препятствующих профессиональному становлению студентов в качестве будущих психологов исследователи называют такие личностные характеристики, как агрессивность и конфликтность, отмечаемые исследователями как противопоказания к выбору профессии психолога является и наличие внутриличностных проблем.
Для достижения цели исследования и решения практической задачи, мы провели эмпирическое исследование получили данные об уровне конфликтности студентов – будущих психологов, а также данные о способах реагирования в конфликте.
Были получены эмпирические данные, свидетельствующие о том, что студенты склонны к проявлению к косвенной вербальной агрессии и склонны к проявлению к косвенной физической агрессии. Было выявлено, что в данной выборке студентов-психологов преобладает высокая склонность к конфликтности; однако очень высокого уровня – не выявлено.
Не выявлено также склонности к прямым контактным способам проявления агрессии. Применяют в основном студенты в ситуациях напряженности и конфликтов неуступчивость, не стремятся уйти от конфликта и защищают свои интересы в ущерб интересам другого, применяют стратегию мстительности, чтобы воспользоваться ситуаций в свою пользу.
Статистический анализ эмпирических данных показал значимые прямые корреляционные связи конфликтности студентов с таким показателями, как склонность к косвенной вербальной агрессии, корреляционную связь с неуступчивостью, с мстительностью, и 5% уровня значимости корреляционную связь с обидчивостью.
Таким образом, гипотеза исследования: «чем выше уровень агрессивности у студентов-психологов, тем выше уровень их конфликтности», подтвердилась.
Список использованных источниковАнисимов, П.Р. Внутриличностный и межличностный конфликты: анатомия и пути разрешения / П. Р. Анисимов. Ярославль: МАПН, 2000. - 260 с.
Анцупов, А. Я. Словарь конфликтолога / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. СПб.: Питер, 2006. - 528 с.
Арабзода, С.Н. Распространенность форм агрессии среди студентов / С.Н. Арабзода, Н.М. Асимова // Эколого-физиологические проблемы адаптации. – 2017. – С. 270-271.
Арендачук, И.В. Социально-психологические риски в жизнедеятельности современного студента// Психология и педагогика на современном этапе. 2015. № 6. С. 13-18.
Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия/ А. Бандура, Р. Уолтерс М, 2000. 320 с.
Безрукова, М. О. Устойчивость к неопределенности и особенности поведения в конфликте / М. О. Безрукова // Научный поиск: Сб. научных работ студентов, аспирантов и преподавателей / Под ред. проф.
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия/ Р. Бэрон, Д. Ричардсон. — СПб: Питер, 2001. — 352 с:
Васильев, Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н. Н. Васильев. СПб.: Речь, 2003. - 170 с.
Вишнякова, Н.Ф. Конфликтология / Н. Ф. Вишнякова. - Минск: Университетское, 2002. - 318 с.
Водяха, С.А. Особенности самоотношения высокоагрессивных студентов / Водяха С.А. // Педагогическое образование в России. – 2018. – № 11. – С. 152-156.
Гилязова, Д.Р. Феномен вербальной агрессии как провоцирующий фактор конфликтов в обществе / Д.Р. Гилязова // Межкультурная интракультурная коммуникация: прецедентный текст в коммуникации. – 2017. – С. 66-69.
Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. СПб.: Питер, 2000. - 464 с.
Гуляева, В.В. Особенности агрессии современных студентов / В.В. Гуляева // Личность в природе и обществе. Научные труды молодых ученых (материалы межвузовских психолого-педагогических чтений). – 2018. – С. 105-108.
Донцов А.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов-психологов // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 42–49.
Егорова, И.А. Представления студентов о психологии как сфере будущей профессиональной деятельности // Вестник ТИУиЭ. 2010. №2.
Зарубин, А. Л. Образ психолога в сознании студентов // Символ науки. 2016. № 4.
Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии / Д. П. Зеркин. Ростов на Дону: Феникс, 2016. - 480 с.
Иванов, А.Н. Понятие и признаки конфликта / А.Н. Иванов // Крымский Академический вестник. – 2017. – № 2. – С. 186-189.
Калинин, И.В. Психология внутреннего конфликта человека: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.А. Клейберга. Ульяновск: УИПКПРО, 2003. - 164 с.
Кантеева, А.А. Агрессивность как психологическая основа конфликта / А.А. Кантеева, А.А. // Современное научное знание: теория, методология, практика. – 2019. – С. 24-27.
Карпина, Т.А. Теоретический анализ взглядов на природу конфликта / Т.А. Карпина // Психология педагогика семьи. – 2019. – С. 108-111.
Кашапов, М.М. Основы конфликтологии: учебное пособие / Ярославль: ЯрГУ, 2016. - 116 с.
Кетова, Н.А. Теоретические подходы к понятию агрессия / Н.А. Кетова, Н.А. Васильев, Е.И. Кочугова // Агрессия и насилие как явления современного общества. – 2018. – С. 45-49.
Крапивко, Е.Н. Особенности возникновения социокультурных девиаций в студенческой среде // Перспектива-2006: Материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Нальчик: Изд-во КБУ, 2006. C.163–165.
Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. В. Ярошевского. М.: Просвещение. - 2016. - 164 с.
Леонов, Н.И. Конфликты и конфликтное поведение: методы изучения / Н. И. Леонов. СПб.: Питер, 2005. - 240 с.
Матвиевский, Д.М. Агрессия как психологический феномен / Д.М. Матвиевский // Информация как двигатель научного прогресса. – 2019. – С. 67-71.
Мерлин, В. С. Психология индивидуальности / В. С. Мерлин. М.: Моск. психол.-социал. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2005. - 542 с.
Пермякова, Г.Д. Виды агрессии у студентов первого курса / Г.Д. Пермякова, А.И. Александрова // Агрессия: индивидуальная, групповая, межличностная. Патология, диагностика, терапия. – 2017. – С. 220-221.
Приписнова, В.В., Максимова, Н.Ю. Профессиональные представления студентов психолого-педагогического направления // Таврический научный обозреватель. 2016. №10.
Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: БАХРАХ-М, 2015. 672 с.
Савина, Н.Н. Агрессия в студенческой среде / Н.Н. Савина, О.И. Петров // Профессиональное образование в современном мире. – 2018. – № 2. – С. 112-118.
Сушков, А.В. Понятие агрессии в исследованиях российских и зарубежных ученых / А.В. Сушков, А.Д. Гузенко // Развитие науки и техники: механизм выбора и реализации приоритетов. – 2017. – С. 204-206.
Харрис, Р. Психология массовых коммуникаций: [Перевод] / Р. Харрис. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 448 с.
Шайхалиева, А.М. Речевая агрессия как коммуникативная стратегия в ситуации конфликта / А.М. Шайхалиева // EurasiaScience. Сборник статей XIV международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 57-61.
Юсупова, А.Р. Изучение уровня тревожности, агрессии и депрессии у студентов / А.Р. Юсупова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Естественные науки. – 2018. – С. 13-17.
Хаббард Л.Р. Как разрешить конфликты: Из работ Л. Рона Хаббарда: [Перевод]. – М.: Изд. группа «Нью Эра», 1997. – 23 с.
Хасан Б.И. Психотехника конфликта: Учеб. пособие. – Красноярск: КГУ, 2012. 168 с.
Приложение 1Методика "Личностная агрессивность и конфликтность"
(Е.П. Ильин и П.А. Ковалев)
Инструкция. Испытуемому предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением он должен в карте опроса. (см. табл. 43) в соответствующем квадрате поставить знак "плюс" ("да"), при несогласии — знак "минус" ("нет").
Текст
Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
В спорах я всегда стараюсь перехватить инициативу.
Мне чаще всего не воздают должное за мои дела.
Если меня не попросят по-хорошему, я не уступлю.
Я стараюсь делать все, чтобы избежать напряженности в отношениях.
Если по отношению ко мне поступают несправедливо, то я про себя накликаю обидчику всякие несчастья.
Я часто злюсь, когда мне возражают.
Я думаю, что за моей спиной обо мне говорят плохо.
Я гораздо более раздражителен, чем кажется.
Мнение, что "нападение — лучшая защита", правильное.
Обстоятельства почти всегда благоприятнее складываются для других, чем для меня.
Если мне не нравится установленное правило, я стараюсь его не выполнять.
Я стараюсь найти такое решение спорного вопроса, которое удовлетворило бы всех.
Я считаю, что добро эффективнее мести.
Каждый человек имеет право на свое мнение.
Я верю в честность намерений большинства людей.
Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
В споре я часто перебиваю собеседника, навязывая ему свою точку зрения.
Я часто обижаюсь на замечания других, даже если понимаю, что они справедливы.
Если кто-то изображает из себя важную персону, я всегда поступаю ему наперекор.
Я предлагаю, как правило, среднюю позицию.
Я считаю, что утверждение (из мультфильма) "Зуб за зуб, хвост за хвост" справедливо.
Если я все обдумал, то не нуждаюсь в советах других.
С людьми, которые со мной любезнее, чем я мог бы ожидать, я держусь настороженно.
Если кто-то выводит меня из себя, то я не обращаю на это внимания.
Я считаю бестактным не давать высказаться в споре другой стороне.
При установлении контакта с человеком — умение понять, как надо вести себя, что и как говорить данному человеку, уметь раскрепостить его, создать у него положительный, конструктивный настрой на предстоящий разговор.
Меня обижает отсутствие внимания со стороны окружающих.
Я не люблю поддаваться в игре, даже с детьми.
В споре я стараюсь найти то, что устроит обе стороны.
Я уважаю людей, которые не помнят зла.
Утверждение "Ум — хорошо, а два — лучше" справедливо.
Утверждение "Не обманешь — не проживешь" справедливо.
У меня никогда не бывает вспышек гнева.
Я могу внимательно и до конца выслушать аргументы спорящего со мной.
Я всегда обижаюсь, если среди награжденных за дело, в котором я участвовал, меня нет.
Если в очереди кто-то пытается доказать, что он стоит впереди меня, я ему не уступаю.
Я стараюсь избегать обострения отношений.
Часто я воображаю те наказания, которые могли бы обрушиться на моих обидчиков.
Я не считаю, что я глупее других, поэтому их мнение мне не указ.
Я осуждаю недоверчивых людей.
Я всегда спокойно реагирую на критику, даже если она кажется мне несправедливой.
Я всегда убежденно отстаиваю свою правоту.
Я не обижаюсь на шутки друзей, даже если эти шутки злые.
Иногда я предоставляю возможность другим взять на себе ответственность за решение важного для всех вопроса.
Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
Я верю, что на зло можно ответить добром, и действую в соответствии с этим.
Я часто обращаюсь к коллегам, чтобы узнать их мнение.
Если меня хвалят, значит, этим людям от меня что-то нужно.
В конфликтной ситуации я хорошо владею собой.
Мои близкие часто обижаются на меня за то, что в разговоре с ними я им "рта не даю открыть".
Меня не трогает, если при похвале за общую работу не упоминается мое имя.
Ведя переговоры со старшим по должности, я стараюсь ему не возражать.
В решении любой проблемы я предпочитаю "золотую середину".
У меня отрицательное отношение к мстительным людям.
Я не думаю, что руководитель должен считаться с мнением подчиненных, потому что отвечать за все ему.
Я часто боюсь подвохов со стороны других людей.
Меня не возмущает, когда люди толкают меня на улице или в транспорте.
Когда я разговариваю с кем-то, меня так и подмывает скорее изложить свое мнение.
Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
Я всегда стараюсь выйти из вагона раньше других.
Вряд ли можно найти такое решение, которое бы всех удовлетворило.
Ни одно оскорбление не должно оставаться безнаказанным.
Я не люблю, когда другие лезут ко мне с советами.
Я подозреваю, что многие поддерживают знакомство со мной из корысти.
Я не умею сдерживаться, когда меня несправедливо упрекают.
При игре в шахматы или в настольный теннис я больше люблю атаковать, чем защищаться.
У меня вызывают сожаление чрезмерно обидчивые люди.
Для меня не имеет большого значения, чья точка зрения в споре кажется правильной — моя или чужая.
Компромисс не всегда является лучшим разрешением спора.
Я не успокаиваюсь до тех пор, пока не отомщу обидчику.
Я считаю, что лучше посоветоваться с другими, чем принимать решение одному.
Я сомневаюсь в искренности слов большинства людей.
Обычно меня трудно вывести из себя.
Если я вижу недостатки у других, я не стесняюсь их критиковать.
Я не вижу ничего обидного в том, что мне говорят о моих недостатках.
Будь я продавцом на базаре, я не стал бы уступать в цене за свой товар.
Пойти на компромисс — значит показать свою слабость.
Мнение, что если тебя ударили по одной щеке, то надо подставить другую, справедливо.
Я не чувствую себя ущемленным, если мнение другого оказывается более правильным.
Я никогда не подозреваю людей в нечестности.
Приложение 2
Методика «Агрессивное поведение»
Е.П. Ильин, П.А. Ковалев
Инструкция. Перед вами ряд утверждений. Определите, насколько вы согласны с каждым из них. Если вы согласны с утверждением, выберите ответ: «Да», если не согласны – «Нет».
Текст
Я не могу удержаться от грубых слов, если кто-то не согласен со мной.
Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
Я редко даю сдачи, если меня ударят.
Подчас я требую в резкой форме, чтобы уважали мои права.
От злости я часто про себя посылаю проклятия моему обидчику.
Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
Если я разозлюсь, я могу ударить человека.
Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю.
При возникновении конфликта на работе я чаще всего «разряжаюсь» в разговорах с друзьями и близкими.
Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком.
Если я должен для защиты своих прав применить физическую силу, то я так и делаю.
Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
Я часто рассказываю дома о недостатках сослуживцев, которые критикуют меня.
С досады я могу пнуть ногой все, что подвернется.
В детстве мне нравилось драться.
Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозу в исполнение.
Я часто про себя обдумываю, что мне надо высказать начальнику, но так и не делаю этого.
Я считаю неприличным стучать по столу, даже если человек очень сердит.
Если тот, кто взял мою вещь, не отдает ее, я могу применить силу.
В споре я часто начинаю сердиться и кричать.
Я считаю, что осуждать человека «за глаза» не очень этично.
Не было случая, чтобы я со злости что-нибудь сломал.
Я никогда не применяю физическую силу для решения спорных вопросов.
Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям.
Я не сплетничаю о людях, даже если они мне очень не нравятся.
Я могу так рассвирепеть, что буду крушить все подряд.
Я не способен ударить человека.
Я не умею «поставить человека на место», даже если он этого заслуживает.
Иногда я про себя обзываю начальника, если остаюсь недоволен его решением.
Мне не нравятся люди, которые вымещают зло на своих детях, раздавая им подзатыльники.
Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их ударили.
Как бы я ни был зол, я стараюсь не оскорблять других.
После неприятностей на работе я часто скандалю дома.
Когда я раздражаюсь, то, уходя, хлопаю дверьми.
Я никогда не любил драться.
Я бываю, грубоват с людьми, которые мне не нравятся.
Если в транспорте мне отдавили ногу, я про себя ругаюсь всякими словами.
Я всегда осуждаю родителей, бьющих своих детей только потому, что у них плохое настроение.
Лучше убедить человека, чем принуждать его физически.
Приложение 3Методика «Изучение самооценки конфликтности»
(С.М. Емельянов)
Инструкция. Тест содержит шкалу, которая будет использована вами для оценки 10 пар утверждений. Вы оцениваете каждое утверждение левой и правой колонки, отмечая кружочком, на сколько баллов в вас проявляется свойство, представленное в левой колонке. Оценка производится по 7-балльной шкале. 7 баллов означает, что оцениваемое качество проявляется всегда, 1 балл указывает на то, что это свойство не проявляется вовсе.
1. Рветесь в спор Уклоняетесь от спора
2. Свои выводы сопровождаете тоном, не терпящим возражений Свои выводы сопровождаете извиняющимся тоном
3. Считаете, что добьетесь своего, если будете рьяно возражать Считаете, что если будете возражать, то не добьетесь своего
4. Не обращаете внимания на то, что другие не принимают доводов Сожалеете, если видите, что другие не принимают доводов
5. Спорные вопросы обсуждаете в присутствии оппонента Рассуждаете о спорных проблемах в отсутствие оппонента
6. Не смущаетесь, если попадаете в напряженную обстановку В напряженной обстановке чувствуете себя неловко
7. Считаете, что в споре надо проявлять свой характер Считаете, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции
8. Не уступаете в спорах Уступаете в спорах
9. Считаете, что люди легко выходят из конфликта Считаете, что люди с трудом выходят из конфликта
10. Если взрываетесь, то считаете, что без этого нельзя Если взрываетесь, то вскоре ощущаете чувство вины


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ТюмГУ
Спасибо большое за курсовую работу!! Оригинальность 75%, оценка отлично
star star star star star
СПбГУ
Очень грамотное написание курсовой, видно, что исполнитель разбирается в теме работы и пиш...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.