это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3244839
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ. Актуальность работы. Каждый учитель мечтает, чтобы ученикам нравилось учиться в школе, чтобы они не теряли интереса к учебным предметам, новым знаниям. Все дошкольники любят слушать стихи, сказки, рассказы, прочитанные взрослыми. Но чтение не является любимым курсом для большинства студентов.
Сделать урок чтения более продуктивным и интересным для учащихся - задача, которая заставляет взяться за изучение определенной темы. Совершенные навыки чтения лежат в основе успешного школьного образования. Дети, которые не умеют правильно читать, испытывают трудности в изучении русского языка, изучении естественных наук, истории и даже математики.
Первым шагом в становлении личности читателя является овладение правильными навыками чтения (различать буквы, читать по слогам, произносить все слово плавно, читать все слово целиком). В процессе чтения в классе и в ходе самостоятельного внеклассного чтения у учащихся развиваются способности к чтению. В то же время учителя стремятся развивать способность к сознательному чтению и четкому восприятию содержания текста.
Но правильное чтение и понимание значения слов, используемых в тексте, не является конечной целью обучения чтению. Процесс обучения чтению и пониманию текста состоит из трех этапов:
1 Читать с буквальным пониманием хорошо известных значений используемых слов;
2. Интерпретация текста с развитием смыслового чтения, умения читать между строк, умения видеть стилистические средства, используемые автором;
3. Критическое чтение - оценка качества произведения и установление его художественной значимости и художественной ценности.
Программа обучения в начальной школе предусматривает первый этап формирования навыков. Дальнейшее закрепление этих навыков и начало второго и третьего этапов развития навыков и способностей происходит в высших и средних классах.
Урок «литературное чтение» изучает методологические методы аналитической работы. Областями, вызывающими озабоченность у начинающих читателей, должны быть образность художественного произведения, отношение автора к окружающей среде и ценностная ориентация.
Методические подходы к анализу художественного произведения, которые предусмотрены программами литературного чтения позволяют педагогу избежать односторонности в изучении художественного произведения, при которой в качестве предмета рассмотрения выступает только сюжетно-информационная составляющая текста. Внимание начинающего читателя должно акцентироваться также на образности художественного произведения, авторском отношении к окружающему, ценностных ориентациях и нравственных проблемах, волнующих писателя.
Программы обучения предполагают содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, строящиеся на двух основных принципах: художественно - эстетический и литературоведческий.
Параллельно с формированием беглого чтения осуществляется целенаправленная работа по выработке умения постигать смысл прочитанного, обобщать, выделять основное. Школьники овладевают приемами выразительного чтения, выполняют различные коммуникативные задачи, которые возникают в процессе чтения. Разбирая произведения, младшие школьники переносят приемы выразительного устно-речевого общения на чтение текстов. В начальной школе необходимо учить школьников полноценно воспринимать художественное произведение, понимать его идейное содержание, позицию автора, а также выражать свое отношение к этой позиции.
Объект работы - уроки чтения.
Предмет – основные подходы к методике интерпретации художественного произведения на уроках чтения.
Цель работы – изучить, какую значимость н.есут в себе основные подходы к методике интерпретации художественного произведения на уроках чтения в настоящее время. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. Определить понятие и функции художественного произведения;
2. Рассмотреть структуру художественного произведения;
3. Оценить основные подходы к методике интерпретации художественного произведения на уроках чтения;
4. Проанализировать художественное произведение на уроках чтения.
При написании данной работы были использованы методы исследования:
1. Теоретические:
а) анализ для разделения темы на более мелкие части, чтобы лучше понять их (анализ научно-методической литературы и документальных и архивных материалов);
б) синтез для объединения ранее разрозненных понятий в одно целое.
2. Эмпирические:
а) наблюдение для описания поведения изучаемого объекта;
б) сравнение для выявления в объекте новых и важных свойств.
Теоретическая основа исходит из того, что в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику: Баскова Т. Н., Бородина Е.В., Довжикова В. Н. и т.д.
Нормативная база исследования включает себя ряд нормативно-правовых документов: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и т.д.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность темы исследования, ее цель, задачи, предмет и объект, теоретическая и методологическая база. В первой главе исследованы теоретические аспекты. Во второй главе проведен анализ исследуемой темы. В заключении обобщены основные выводы и предложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ1.1 Понятие и функции художественных произведенийХудожественное произведение - это произведение искусства как форма общественного сознания. Как и все искусство в целом, произведение искусства представлено выражением определенного эмоционального и духовного содержания, определенного идейно-эмоционального комплекса в образной, эстетически значимой форме. Пользуясь термином М. М. Бахтина, отметим, что художественное произведение - это реакция художественно одаренного человека на окружающие его реалии [5, с. 124-180].
Согласно теории отражения, человеческое мышление является отражением реальности и объективного мира, что, несомненно, относится и к художественному мышлению. Литературные произведения, как и искусство в целом, являются частным случаем субъективного отражения объективной реальности. Но отражение, особенно на высшей стадии своего развития (человеческое мышление), не следует определять как механическое в виде индивидуальной копии реальности.
Сложность и опосредованный характер рефлексии оказывают наибольшее влияние на художественное мышление. В этом влиянии важен субъективный момент, уникальная личность автора, его оригинальный взгляд на мир и способ мышления о мире. Произведение искусства - это своего рода позитивная личностная рефлексия. В нем происходит не только воспроизведение реальности жизни, но и творческое преобразование. Более того, автор никогда не воспроизводит реальность только с целью воспроизведения. Большое стремление к творческому воспроизведению реальности формируется из личной позиции автора по отношению к миру [14, с. 62-83].
Следует подчеркнуть, что произведения искусства - это неделимое единство объективности и субъективности, воспроизведение реальной действительности и позиции автора. В своей работе «Эстетические отношения между искусством и реальностью» Н.Г. Чернышевский подчеркнул важность определения искусства, которое включает в себя воспроизведение всего, что интересно человеку в жизни.
Чтобы понять единство объективного образа и субъективного выражения в произведениях искусства, необходимо также в методологическом плане выполнить практическую задачу аналитической работы с произведениями искусства. Как правило, в литературоведческих исследованиях больше внимания уделяется объективному аспекту, которым является идея художественного произведения. Кроме того, существует альтернатива для предмета исследования: вместо изучения произведения искусства с его эстетической характеристикой модели, также интересно и важно изучать реальность, отраженную в произведении.
Но при изучении литературы как искусства, направленном на изучение, как правило, методологического подхода к объективным аспектам произведения искусства, снижается роль искусства как самостоятельного существа. В этом случае произведение искусства в значительной степени лишено собственного эмоционального содержания, страсти, связанной с субъективностью автора [11, с. 10-33].
В истории литературоведческих исследований эта методологическая направленность в полной мере нашла отражение в теории и практике историко-культурной школы, особенно в изучении европейской литературы. Ее представители ищут в литературных произведениях признаки и особенности, отражающие действительность, рассматривая в литературных произведениях памятники культуры и истории, но художественные особенности и сложность литературных шедевров не интересуют исследователей. Некоторые представители школы русской культуры и истории указывали на опасность такого литературного подхода. Например, В. Сибовский считал, что литературу не следует определять только как отражение действительности [9, с. 14-50].
Конечно, разговор о литературе может превратиться в разговор о жизни, в котором нет ничего принципиально неустойчивого, потому что между литературой и жизнью нет «стены». Но в таких случаях важен методологический подход, он не позволяет забывать об эстетических особенностях литературы, сводя литературу и ее роль к иллюстративной ценности.
Если содержание художественного произведения представлено отражением единства жизни и статуса автора по отношению к ней, а следовательно, является выражением «слова о мире», то форма произведения образна. Литература обычно отражает жизнь в виде образов, использования предметов, явлений, событий определенных индивидов, которые обобщаются в определенной уникальности. Что касается единой концепции, то образ обладает большей наглядностью, для него характерны конкретные убеждения - чувственные и эмоциональные. Фигуративность является основой искусства, как в смысле принадлежности к области искусства, так и в смысле высокого мастерства. Ведь именно произведения искусства обладают эстетическим достоинством и эстетической ценностью благодаря своей собственной фигуративной природе.
Рассмотрим определение произведения искусства, согласно которому оно представлено определенным эмоциональным и духовным содержанием, выраженным в эстетической, образной форме.
Чернышевский определяет его как «учебник жизни», объясняющий то, что произведения искусства выполняют познавательные или эпистемологические функции. Возникает вопрос: если существует наука, непосредственной задачей которой является понимание окружающей действительности, то почему эта функция необходима литературе?
Разгадка состоит в том, что искусство признает жизнь с особой точки зрения, которую только оно может приобрести само, так что любое другое знание незаменимо. Если наука расчленяет мир, абстрагирует некоторые его аспекты и изучает каждый из его собственных предметов, то литература понимает мир с его полнотой, недифференцированностью и интеграцией. По этим причинам объект познания в литературе может совпадать с предметной частью определенных наук, особенно гуманитарных (история, философия, психология). Специфика литературы заключается в недифференцированном и едином рассмотрении всех аспектов человеческой жизни, а также в сцеплении различных явлений жизнедеятельности в единые рамки всего мира.
Литература находит жизнь в ее естественном процессе и интересуется конкретной повседневной жизнью существования, где смешиваются большая и малая природа. Наука не ставит своей целью понять многообразие жизни, она должна отделить себя от случайных мелочей, чтобы наблюдать общее [12, с. 60-88].
Повседневное сознание представляет собой недифференцированность, индивидуальность и естественное разнообразие жизни. Поэтому обыденному сознанию нужна только такая интерпретация жизни, которую дает литература. Н.Г. Чернышевский также отмечал, что содержание искусства представлено всем, что интересует человека в реальной жизни.
Второй по значимости функцией произведения искусства является оценка, которая включает в себя тот факт, что, по мнению Николая Чернышевского, произведения искусства могут иметь смысловое предложение для явлений жизни. Однако это не просто прямая фраза определенных явлений, отраженных в произведении искусства, а то, что любое произведение пытается установить какую-то систему ценностей в сознании воспринимающего. В аналогичном смысле такие работы имеют оценочную функцию, в которой суждение о тех или иных явлениях не замечается.
Воспитательная роль литературных произведений выполнялась в древности. Часто в образовательных функциях внимание акцентируется на том, что оно учит подражать позитивным ролям или побуждает человека к определенным действиям. Следует отметить, что воспитательная роль литературы этим не ограничивается. Литература выполняет эту функцию, формируя личность человека и влияя на его систему ценностей.
Эстетическая функция играет особую роль в функциональной системе произведения, которая характеризуется сильным эмоциональным воздействием на читателя, позволяя ему получать интеллектуальное, чувственное удовольствие. Особая значимость этой функции обусловлена тем, что без нее невозможно выполнение всех остальных функций (познание, оценка, образование). Если еще можно воспринимать научную истину с безразличием, то содержание произведения искусства должно быть пережито, чтобы понять, что возможно через эстетическое воздействие на читателя [15, с. 102-125].
Абсолютная методологическая ошибка, особенно в школьном обучении, опасна, включая общее мнение, которое иногда подсознательно считает, что эстетическая функция литературных произведений не так важна, как у всех других произведений. Таким образом, эстетическая функция произведения определяется почти как важнейшая, если можно говорить о сравнительной роли всех задач литературы, которые действительно существуют в неделимом единстве.
Смысл методологии заключается в том, что необходимо не хоронить изучение произведения в эстетическом плане, как это наблюдается чаще всего, а начинать именно с него. Существует реальная опасность того, что без этого художественные истины, нравственные уроки и системы ценностей произведения могут восприниматься только формально.
Однако если вспомнить, что некоторые произведения отражают не только внутренний мир личности, но и душу народа, психологию сообщества, то роль функции самовыражения становится еще более важной. Функция самовыражения относится к наиболее важной функции произведения искусства. Без нее трудно понять реальную жизнь произведения в сознании и душе читателя, оценить важную роль литературы в культурной системе.
1.2 Структура художественного произведенияРассмотрим целостный подход к изучению произведения искусства. Личность как сверхсложный целостный объект отражается только определенным моделированием, представленным многоуровневой моделью. Если основным содержанием произведения является личность, то произведение должно иметь многоуровневую структуру, чтобы воспроизвести личность. Это произведение не что иное, как комбинация нескольких личностных измерений и набора личностей [2, с. 98-122].
Рассмотрим возможные уровни [17, с. 6-43]:
1. Выбранный уровень должен помочь понять закономерности, отражающие реальность в реальности языка текста. Это отражение осуществляется с помощью специальной призменной системы: через призму сознания и разума (мировоззрения), а затем через призму стратегий художественного письма и стиля.
2. Уровень должен помочь понять произведение как искусство в целом, живущее только на пересечении нескольких аспектов.
Следует отметить, что все теории личности имеют уникальный бренд авторов. У каждого персонажа есть создатель, который понимает и оценивает его характер, раскрывая себя. Но содержание искусства не должно ограничиваться теорией личности автора, оно используется как средство выражения авторского мировоззрения. Поэтому эстетический анализ теории личности - это анализ явлений, которые приводят к мировоззрению автора.
В лирике симбиоз автора с героем определяется особым понятием «лирический герой». Что касается былин, то понятие образ автора часто выступает в качестве аналогичного понятия. Общим понятием всех видов литературы, выражающим единство авторов и героев, является понятие личности [8, с. 217-254].
Сознание автора имеет точно такую же структуру, как и сознание героя. Ценности более высокого порядка упорядочивают все другие ценности в определенной иерархии, которая является структурой сознания. Это особенно очевидно в случае противоречивых фигур, которые одержимы поиском истины. Философский слой героического сознания создает его политическое, нравственное и эстетическое сознание. Каким бы сложным ни было мировоззрение героя, его мысли всегда превращаются в идеи, а затем в действия.
Структурированная внутренняя социальность не является необязательной, а является внутренним атрибутом индивида. Внутренняя социальная природа автора всегда более универсальна, чем внутренняя социальная природа его персонажей. Таким образом, сознание автора может сдерживать сознание персонажа.
Система ценностей читателя должна быть равна системе ценностей автора, чтобы адекватно воспринимать художественное содержание. Иногда внутренняя социальная природа читателя даже более универсальна, чем у автора.
Другая задача - показать специфику каждого уровня и его интеграцию в единое художественное целое, несмотря на его автономность, его детерминизм. Основное выражение мировоззрения и его создателей (понятие личности) определяется как нехудожественный фактор творчества. Здесь формируются все нехудожественные стратегии: социально-политические, экономические, моральные религии, этнические и другие идеологии. Концепция личности в какой-то степени концентрирует эти идеологии как форму их одновременного существования.
То есть мировоззрение в его соответствующих аспектах определяется как решающее условие художественного творчества. Понятие индивидуальности считается как началом любого творчества, так и его результатом.
Таким образом, в завершении следует отметить, что произведение искусства представлено определенным эмоциональным и духовным содержанием, «словом о мире», выраженным в эстетической, образной форме. Произведение искусства обладает полнотой, полнотой и независимостью.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ2.1 Подходы к анализу художественного произведения на уроках чтенияЧтение в начальном классе сочетает в себе цели, требования, содержание и методы обучения чтению и литературному общению.
Конечной целью урока чтения является литературное развитие учащегося, которое включает в себя выполнение двух основных задач по совершенствованию всех качеств навыков чтения и формированию всесторонней читательской деятельности, что означает совершенствование навыков чтения, привитие интереса и любви к чтению, а также подготовку к литературоведению в средней школе [16, с. 52-77].
Двусторонний характер предмета предполагает обучение не только чтению, но и анализу произведения искусства. Именно аналитическое чтение позволяет достичь конечного результата, который указан в программе, то есть литературного развития младших школьников.
Основные цели предмета очерчивают работу в двух направлениях: совершенствование навыков чтения и развитие аналитических навыков, что приводит к тому, что учителя жалуются на недостаточное время для практики навыков чтения и тратят время на овладение литературными понятиями и инструментами.
Следует отметить, что анализ произведений искусства занимает центральное место и служит основной деятельностью ученика на уроке чтения. В 1-2 классе занятия чтением - это обычно чтение, а в 3-4 классе - анализ прочитанного. Нет никаких сомнений в том, что анализ наблюдается ранее, но не в такой подробной и углубленной форме, как в следующем классе [10, с. 23-67].
Анализ художественного произведения включает в себя определение предмета чтения, выделение основных идей, понимание авторской позиции и понимание идеи художественного произведения.
Условия для анализа [3, с. 120-163]:
1. Учителя осознают необходимость совершенствования аналитических навыков учащихся начальной школы и выделяют такую работу в качестве отдельной задачи в учебном плане;
2. Способность преподавателей организовывать учебную деятельность, анализировать прочитанное;
3. Умение строить учебный план не в форме вопроса и ответа, а в режиме диалога между учащимися и преподавателями.
Вдумчивое чтение является разговорным в том смысле, что оно представлено в форме диалога между автором и читателем. Необходимо научить современных школьников видеть диалог в произведении искусства и вести диалог с автором. Это зависит от навыков, которым учитель обучает студентов этому разговору.
Наиболее эффективный метод анализа произведений искусства в интерактивном режиме [7, с. 10-44]:
1. Определить предмет чтения по фамилии автора или названию текста;
2. Прочитать часть текста, чтобы предсказать последующее развитие сюжета;
3. Делать предположения и находить ответ на проблемный вопрос в тексте;
4. Обсудить некоторые утверждения в группе;
5. Задавать вопросы читающим преподавателям, авторам работ.
Данный вид работы предполагает совместную деятельность учителей и детей по анализу прочитанного. Очевидно, что с учетом жанра и содержания произведения необходимо избирательно применять определенные методы анализа художественных текстов.
Перечень навыков понимания прочитанного позволяет говорить о наиболее важных требованиях к анализу произведений искусства на уроках чтения в начальной школе, а именно: анализ чтения - это работа, выполняемая до, во время и после чтения [6, с. 310-343]:
Анализируемые образы должны установить связь между сюжетом и системой образов произведения: «Как события, описанные в рассказе, влияют на роль главного героя?»
Анализ, как связующее звено между работой и жизнью, является выходом композиционных идей: «Что А.П. Чехов хотел сказать читателю своим рассказом «Ванька?»»
Если анализ чтения является основной деятельностью ученика в курсе чтения, то структура анализа будет соответствовать структуре деятельности и иметь стимулирующую, деятельностную и контрольно-оценочную фазы.
Метод мотивации чтения представлен вступительной речью преподавателя, биографией автора, названием работы, иллюстрациями к тексту и вопросами перед чтением.
Оперативная фаза состоит из начального, подробного, вводного чтения, обучающего или аналитического чтения, быстрого чтения, просмотра, цитирования, составления плана и разработки вопросов для текста.
Этап контроля и оценки выражается поиском прочитанного, ответами на вопросы, различными пересказами прочитанного, творческими работами над прочитанным и определениями личного отношения к прочитанному.
Чрезвычайно важно, чтобы при анализе работы ученики всегда использовали слова для подтверждения своей точки зрения. Использование обязательных цитат для анализа может улучшить способность размышлять о том, что читается, и навыки чтения [15,с. 10-54]:
В первой форме необходимо рассмотреть сюжетные и образные аспекты произведения. Сюжет - это структура произведения, порядок событий.
Далее определяются элементы сюжета: введение, начало, развитие действия, кульминация, концовка, финал. Введение и окончание состоят из 2-3 предложений и не содержат никаких событий. Их роль заключается в том, чтобы мотивировать читателя читать и фокусировать его внимание. В процессе повторного чтения лучше дать ученику задание определить границы элементов сюжета и зачитать их.
Используя систему образов, необходимо учитывать мысли и чувства, всю мотивацию и действия, характер и функции героя, а также отношения с другими персонажами произведения.
Анализ проблемы действует как дискуссия, чтобы найти ответ на вопрос о проблеме. Учителям необходимо сформулировать проблему или подвести ее к ней, чтобы обеспечить наличие различных точек зрения. Постепенно студенты могут быть вовлечены в постановку проблемных вопросов [18, с. 124-157].
Сравнительный анализ является эффективным средством повышения аналитических способностей школьников. Для сравнения можно взять работы одного или разных авторов. Непременным условием отбора текста для такого курса является то, что, помимо противоположностей, существуют характеристики сходства, эмоциональности и смысла предмета.
Целью стилистического или лингвистического анализа является определение личного стиля автора, который выступает как совокупность средств и приемов художественного выражения, специфичных для конкретного автора. В программе обозначается перечень художественных выразительных средств, которые должны быть представлены учащимся. Поиск визуальных средств в читаемом тексте - сложная, но увлекательная работа, раскрывающая секреты мастерства автора. Например, динамизм рассказа Л.Н. Толстого проистекает из его обилия глаголов. Особый интерес представляет стилистический эксперимент, который намеренно искажает текст, чтобы выявить визуальные средства, используемые автором для формирования таких ярких образов. Когда дети знакомы с текстом, лучше поэкспериментировать на 2-3 курсах исследовательской работы.
2.2 Анализ художественного произведения на уроках чтенияДля учеников каждый новый урок чтения - это встреча с новым произведением, новый способ познания реальности, новый автор. Для того, чтобы ребенок запомнил эту встречу, необходимо сформировать такие условия, чтобы в учебной программе ребенок стремился изучить художественный текст, стать собеседником, творцом, почувствовать смысл сделанных им открытий.
Сегодняшняя школьная программа - это не готовый план. Современные школьники уже давно могут свободно выражать свои идеи на первом занятии, пытаясь по-настоящему изучить текст. В начальной школе желание сформировать понимание всего окружающего, желание спорить, вызывает много вопросов.
Освоение художественных произведений на уроках чтения младших школьников начинается с их первичного восприятия текста, начиная с начального самоопределения, фазы самосознания читателя. Она сопровождается первыми эмоциями, переживаниями и проблемами молодых учеников. Ценность этих вопросов заключается в том, что они служат отправной точкой для диалога между автором и читателем, ориентиром для понимания авторской позиции произведения и его основного смысла.
Анализ включает в себя изучение компонентов произведения и их связей, определенных приемов и художественных принципов.
Существует множество методов анализа литературных произведений: стилистический анализ, проблемный анализ, анализ развития действия, анализ художественного образа. Стилистический анализ показывает, как автор выражает свое отношение к изображаемому объекту в подборе слов и образов. Анализ развития действия включает в себя работы над сюжетом произведения искусства и его элементами. Анализ художественных образов связан не столько с работой слов, сколько с образами, в которых они взаимодействуют.
Художественное целое формируется из множества взаимосвязанных компонентов. В процессе анализа текста не следует постоянно анализировать все элементы художественного произведения. Рассмотрим только те элементы, которые лучше всего раскрывают смысл чтения и содержание мышления. Выбор отправной точки анализа, решение задач, которые ориентированы на ход изучения конкретного произведения, зависит от конкретной, общей и литературной ситуации работы, уровня подготовки младших школьников, литературного интереса преподавателя.
Основная цель этого анализа - понять идею главного автора и увидеть, как она представлена в произведении того или иного жанра. Юные читатели знакомятся с различными произведениями, расширяют свой кругозор чтения, овладевают художественным языком различных писателей и формализуют направление дальнейшей работы над текстом [3, c. 56-72].
Траектория анализа художественного текста разрабатывается учителем так, чтобы ребенок мог что-то найти. В противном случае диалог о смысле произведения не заинтересует читателя, а анализ будет скучным. Учителя должны попытаться проанализировать работу, чтобы она позволила ученикам сделать самостоятельное открытие смысла работы.
Самый распространенный способ анализа - задавать вопросы о том, что читает ученик. Вопросы позволяют ребенку понять факты произведения, понять их с позиции своей идейной ориентации, то есть понять причинно-следственную связь, позицию автора, сформировать собственное отношение к читаемому. В процессе поиска ответов на вопросы у каждого ученика складывается личное представление о смысле работы.
Следующий этап работы над художественными текстами, который предполагает объединение первых мыслей ученика об авторских идеях с результатами анализа, представлен этапом интерпретации. Абсолютной доминантой интерпретации текста является интерпретация художественного смысла произведения. В ходе анализа понимание движется от целого к части; в интерпретации - от части к целому. Интерпретация - это творческое и сознательное усилие читателя определить смысл каждой части произведения.
На школьных занятиях аналитические движения, которые, как правило, в той или иной степени отражают реальный процесс восприятия произведения, подготавливают интерпретацию, чтобы сделать ее возможной только на заключительном этапе изучения произведений искусства.
Рассмотрим сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница» для учащихся начальной школы в порядке вопросов и заданий.
1. Прочитайте первую и вторую части сказки. Ответьте на вопрос: где живут лягушки? Почему она решила лететь на юг? Найдите описание болота, где живут лягушки. Прочитайте моменты, которые раскрывают характер лягушки [11, c. 56-72].
2. Прочитайте часть 3. Расскажите, какое упражнение лягушка сделала для себя. Ответьте точным абзацем текста: что заставляет утку согласиться с советом нового знакомого? Какие проблемы с полетом возникли во время поездки?
3. Прочитайте часть 4. Скажите, почему отважный путешественник не смог добраться до жаркой земли. Какие черты характера ей мешают? Что она сказала своей новой подруге?
4. Найдите в тексте абзацы о том, как у лягушек появляется и растет желание прославиться. Прочитайте отрывок о катастрофе с путешественником. Это объясняет, почему невероятная история с лягушкой заканчивается так печально.
5. Выберите отрывки из сказок, которые подходят для чтения по характеру. Приготовьтесь к подобному чтению.
6. Как бы вы ответили на эти вопросы: нравится ли вам поведение и характер Лягушки? Какие из отзывов Лягушки не получили вашего одобрения? Что думает автор героини? Можно ли сказать, что у людей также есть некоторые преимущества и недостатки, которые являются характеристиками главных героев сказки? Каковы недостатки осужденного в сказке?
Сначала ученикам была предложена система аналитических заданий и вопросов, включающих представление о происходящих событиях, о том, кто работает на героя и как он действовал. Воспроизводя поведение персонажей, школьники задумывались о мотивации их поведения и формировали основные характеристики главного героя. Такие задания учат детей выражать свое эмоциональное отношение к герою, что формирует условия для чтения персонажа.
Кроме того, анализ сказок развивается в их интерпретации: дети не только выражают собственное отношение к прочитанному, но и учатся видеть со стороны, глазами автора, что меняет весь материал рассказа.
Интерпретация текста, в котором ученики сами ищут смысл, - это возможность для позитивной творческой работы, в которой они делают неожиданные предположения и формулируют свое видение изучаемой работы. Однако до сих пор на уроках чтения некоторые учителя излишне схематично подходят ко всем произведениям. Старая привычка строить все по плану работает. Следует помнить, что преподавателям и ученикам не обязательно заранее иметь готовые решения и ответы на вопросы. Они должны сформулировать свои собственные идеи и понять новый смысл художественных текстов.
Истинное понимание текста выходит за рамки того, что в нем говорится. Результатом работы «идеального читателя» является нечто новое для личности: богатый опыт, рождение нового взгляда на мир и на себя.
Этот результат достигается тем, что учитель проводит ученика через этап понимания текста. Интерпретация вводит тему разговора в точку зрения автора, но никогда не исчерпывает семантический потенциал чтения. Интересно наблюдать, как мысли учащихся разных классов развиваются на фоне одного и того же предмета.
Интерпретация означает истолкование смысла произведения. Если говорить о творческом уровне, то она на уроках чтения была представлена такими воплощениями:
1. Интонированием произведения (отрывка) вслух (выразительное чтение текста, которое позволяет представить личную позицию исполнителя);
2. Устным выступлением перед слушателями по поводу прочитанного произведения [6, c. 56-72].
3. Созданием текста (высказывания) «по следам» прочитанного;
4. «Раскадровкой» текста для создания виртуального диафильма по сюжету художественного произведения;
5. Чтением произведения по ролям;
6. Словесным рисованием;
7. Драматизацией произведения;
8. Иллюстрированием произведений, которые были прочитаны на уроке и самостоятельно.
Свойством интерпретации художественного произведения является открытость. Указанное свойство – это отражение и бесконечной множественности смыслов текста, и того, что всякое художественное произведения нуждается в творческом прочтении и дополнении со стороны читателя. Однако не все интерпретации являются равноценными. Корректной будет та, которая основывается на грамотно осуществленном анализе художественного текста, когда все предлагаемые в ее рамках объяснения обладают причинно-следственной связью.
Важно, чтобы учащиеся не только освоили художественную идею изучаемого произведения, но и осознали путь, по которому они пришли к цели. Постоянное внимание педагога к тщательно продуманному анализу и наиболее полной и верной интерпретации способствует формированию языковой личности, имеющей индивидуально-авторский стиль, личности, которая способна выразить свои мысли, чувства в слове, отражая неповторимость собственного внутреннего мира.
Выводы по главе 2
Условия эффективности анализа:
1. Осознание педагогом необходимости совершенствования аналитических умений учащихся;
2. Умение педагога организовать деятельность школьников по анализу прочитанного;
3. Умение выстраивать урок в режиме диалога ученика с учителем, ученика с учеником, ученика с автором художественного текста.
Таким образом, в современных условиях школа является частью жизни, где школьник готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью, он учится разрешать любые проблемы, превращать информацию в знания, а знания применять на практике. Школа помогает ребенку войти в мир реальных человеческих отношений и научить их жить в современных условиях. Перед педагогом стоит огромная задача - пройти долгий и сложный путь в «завтра». Уроки чтения требуют от педагога не только знания технологии продуктивного чтения, но и большой любви собственно педагога к чтению.
Главной задачей учителя на уроках чтения является формирование читателя, приобщение младших школьников к литературе.
Важнейшую роль играет методика работы с текстом, поэтому в курсовой работе я рассмотрела современные подходы к анализу художественного произведения на уроках чтения. Это средство, которое помогает ребенку более глубоко и адекватно понять содержание художественного произведения. Анализ направлен на извлечение объективного смысла, который заложен в текст автором художественного произведения.
Следует отметить, что интерпретация представлена присвоением смысла произведения себе. Анализ не включает множественность позиций, а интерпретация содержит ее. Интерпретация является возможной лишь на основе предварительного анализа. Следовательно, задачей педагога является подготовка базы для личностной интерпретации художественного произведения каждым школьников через его анализ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕВ современных условиях школа - это часть жизни, в которой ученик не только готовится к будущему, но и учится решать любую проблему, превращать информацию в знания и применять ее на практике. Школа помогает детям войти в мир реальных отношений и учит их жить в современных условиях. Учебная программа по чтению требует не только понимания учителем методов продуктивного чтения от учеников, но и любви детей к нему.
Главная задача учителя на уроке чтения - сформировать читателей и познакомить с литературой юных учеников.
В процессе развития семантического анализа у детей следует начинать с анализа названия: предполагая, о чем будет идти речь в тексте, какова природа работы, затем учитель и ученики должны высказать свое мнение о работе. В реальном процессе восприятия все конкретные навыки взаимосвязаны и взаимообогащают друг друга. Поэтому они должны формироваться одновременно.
Наиболее важную роль в чтении играет использование метода текста. Это инструмент, который помогает детям глубже и наиболее понятно изучить содержание произведения искусства. Цель анализа - извлечь объективный смысл, заложенный в тексте автором художественного произведения.
Учебная программа начальной школы знакомит учащихся с основными формами визуальных средств массовой информации и языком произведений искусства. Благодаря частому общению с печатными текстами у первоклассников появляется новое отношение к знакомым предметам. Художественные тексты стимулируют социализацию школьника, формируют его личность.
Художественная литература играет огромную роль в формировании духовного мира ученика. Она открывает юному читателю мир прекрасного, развивает его эстетические чувства. Поэтому она органично вписывается в рамки задачи, стоящей перед обучением чтению, - эстетического развития школьников. Ребенок живет жизнью героев: делится с ними своими мечтами, печалью, радостью. Но влияние литературы на учащихся определяется их способностью полноценно воспринимать произведение искусства.
Известный педагог К. Д. Ушинский считал, что главный принцип чтения - это понимание: «Чтение ничего не значит, важно то, как вы понимаете прочитанное».
В первой главе курсовой работы рассмотрены свойства и функции художественного произведения, а также изучена структура художественного произведения. Дано рабочее определение художественного произведения, согласно которому оно представлено определенным эмоционально-мыслительным содержанием, «словом о мире», выраженным в эстетической, образной форме; художественное произведение имеет цельность, завершенность и самостоятельность.
В рамках рассмотрения структуры художественного произведения определено, что личность как сверхсложный целостный объект отражается лишь посредством определенного аналога, представленного многоуровневой структурой, многоплоскостной моделью. Если основной содержательный момент в произведении - это личность, то произведение в целях воспроизведения личности, должно иметь многоуровневость. Произведение является не что иным, как совмещением разнообразных измерений личности и ансамбля личностей.
Во второй главе курсовой работы рассмотрены современные подходы к анализу художественного произведения, также описан опыт анализа художественного произведения на уроках чтения. Рассмотрены требования к анализу (образность, идейность, завершенность), а также дана их краткая характеристика. Отмечено, что важным является то, чтобы учащиеся не только освоили художественную идею изучаемого произведения, но и осознали путь, по которому они пришли к цели.
Таким образом, цель курсовой работы, изучить особенности анализа художественного произведения на уроках чтения, достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).
3. «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новая редакция)» (утв. Правительством РФ 14.05.2015).
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).
Библиографический список
5. Баскова, Т. Н. Уроки чтения в начальной школе / Т.Н. Баскова. - М.: Паритет, 2017. - 192 c.
6. Бородина, Е.В. Мастер-класс учителя начальной школы / Е.В. Бородина. - М.: Планета, 2013. - 681 c.
7. Довжикова, В. Н. Уроки внеклассного чтения в начальной школе / В.Н. Довжикова. - Москва: Наука, 2018. - 232 c.
8. Кульневич, С.В. Анализ урока в начальной школе: Практическое пособие для учителей начальных классов / С.В. Кульневич. - М.: Учитель, 2016. - 256 c.
9. Кульневич, С.В. Литературное чтение / С.В. Кульневич. - Москва: Наука, 2013. - 308 c.
10. Кульневич, С.В. Уроки в современной начальной школе / С.В. Кульневич. - Москва: Высшая школа, 2012. - 216 c.
11. Матвеева, Е.И. Литературное чтение. Уроки в современной начальной школе / Е.И. Матвеева. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 240 c.
12. Матвеева, Е.И. Материалы для воспитательной работы / Е.И. Матвеева. - М.: Планета, 2011. - 352 c.
13. Матвеева, Е.И. Мастер-класс учителя начальной школы / Е.И. Матвеева. - Москва: Огни, 2011. - 464 c.
14. Матвеева, Е. И. Деятельностный подход к обучению в начальной школе. Урок литературного чтения / Е.И. Матвеева. - М.: Вита-Пресс, 2012. - 176 c.
15. Машинистов, В.Г. Дидактический материал обучения: Пособие для учащихся 2 класса начальной школы / В.Г. Машинистов. - М.: Просвещение, 2017. - 655 c.
16. Надолинская, Т.В. Игры-драматизации на уроках в начальной школе / Т.В. Надолинская. - М.: Владос, 2017. - 823 c.
17. Плешаков, А.А. Уроки чтения / А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2019. - 160 c.
18. Плешаков, А.А. Учебник чтения для 1 класса начальной школы / А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2014. - 157 c.
19. Сычева, Г.Н. Лучшие нестандартные уроки в начальной школе / Г.Н. Сычева. - М.: Феникс, 2014. - 661 c.
20. Яцкова, С.С. Играем на уроках чтения в начальной школе / С.С. Яцкова. - М.: Белый ветер, 2015. - 883 c.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!