Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Развитие творческого воображения детей среднего школьного возраста

Тип Курсовая
Предмет Психология

ID (номер) заказа
3244847

500 руб.

Просмотров
1126
Размер файла
314.13 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВВЕДЕНИЕАктуальность работы. Вопрос развития творческого воображения детей в настоящее время особенно важен, поскольку в последние годы перед обществом встал вопрос защиты интеллектуального потенциала страны, а также вопрос развития и создания условий для одаренных людей, которые являются основными производительными силами и творчеством прогресса.
Одним из основных принципов модернизации содержания образования является его личностная направленность, которая предусматривает опору на субъективный опыт школьников и реальные потребности каждого ученика на уроках ансамбля. В связи с этим проблема организации позитивного познания и творческой деятельности школьников способствует накоплению творческого опыта как основы для самооценки личности на последующих этапах непрерывного образования без этих знаний.
Главная задача средней школы на уроках ансамбля - обеспечить развитие творческой личности ребенка. Источником полноценного развития детей являются два вида деятельности на творческом уроке. Прежде всего, любой ребенок развивается по мере того, как он учится на опыте прошлого человека, знакомясь с современной культурой. Этот процесс основан на образовательной деятельности, направленной на приобретение знаний и навыков, необходимых детям в социальной жизни. Во-вторых, в результате творческой деятельности по изучению основ ансамбля дети самостоятельно реализуют свои способности в процессе развития. В отличие от учебной деятельности, творческая деятельность ансамбля не направлена на овладение тем, что уже известно. Она, в первую очередь, способствует самостоятельной деятельности ребенка, реализации собственных идей. Педагоги, обеспечивая условия для развития творческого воображения учащихся на уроках ансамбля, с одной стороны, способствуют его формированию, с другой стороны, определяют большую возможность сохранения творческого воображения в будущей деятельности взрослых.
Объект работы - творческое воображение.
Предмет – развитие творческого воображения детей среднего школьного возраста на уроках ансамбля.
Цель работы – изучить, какую значимость несет в себе развитие творческого воображения детей среднего школьного возраста на уроках ансамбля в настоящее время. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. Определить понятие и сущность воображения;
2. Рассмотреть виды воображения;
3. Оценить современное состояние творческих способностей детей;
4. Проанализировать особенности среднего школьного возраста в творчестве;
5. Изучить роль и перспективы развития творческого воображения класса средней школы на уроках ансамбля.
При написании данной работы были использованы методы исследования:
1. Теоретические:
а) анализ для разделения темы на более мелкие части, чтобы лучше понять их (анализ научно-методической литературы и документальных и архивных материалов);
б) синтез для объединения ранее разрозненных понятий в одно целое.
2. Эмпирические:
а) наблюдение для описания поведения изучаемого объекта;
б) сравнение для выявления в объекте новых и важных свойств.
Теоретическая основа исходит из того, что в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику: Виноградская И. в своей работе «Творчество в школе» довольно подробно раскрывает все особенности творческого пути школьников на уроках музыки. Также стоит отметить таких ученых, как Воронов М.Г., Глотова В., Грибовская В. и т.д.
Нормативная база исследования включает себя ряд нормативно-правовых документов: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и т.д.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность темы исследования, ее цель, задачи, предмет и объект, теоретическая и методологическая база. В первой главе исследованы теоретические аспекты. Во второй главе проведен анализ исследуемой темы. В третьей главе проведен экспериментальный анализ темы. В заключении обобщены основные выводы и предложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ1.1 Понятия и особенности воображенияВоображение - это форма психологического отражения мира. Наиболее традиционным является определение воображения как творческого и интеллектуального процесса [12, с. 10-26].
Поэтому в психологии людей все больше интересует вопрос творчества, а через него и воображения, как важнейшей части любой формы творческой деятельности.
Воображение в психологии рассматривается как одна из форм сознательной рефлексивной деятельности. Поскольку все когнитивные процессы рефлексивны, в первую очередь необходимо определить качественную оригинальность и специфику, присущие воображению. По мнению российских психологов, реальность, отображаемая воображением, - это не существующая реальность, а возможность. С помощью воображения человек стремится выйти за рамки существующего опыта и заданных моментов, то есть он позиционирует себя в вероятностной среде. Это позволяет в любом случае найти не одно, а множество решений, которые становятся возможными благодаря многократной реорганизации существующего опыта [7, с. 72-98].
Процесс объединения элементов прошлого опыта учёных в принципиально новый соответствует вероятностной природе рефлексии и составляет качественную специфику рефлексивной деятельности.
По мнению М. В. Гамеза и И. А. Домашенко: «Воображение - это психологический процесс, который создает новые образы путем обработки материалов восприятия и представления, полученных из предыдущего опыта. Отечественные авторы, к примеру В.Т. Кудрявцев и Л.С. Выготский, также рассматривают это явление как способность и специфическую деятельность. Принимая во внимание сложную функциональную структуру, Л. С. Выготский считает, что воображение - это полное применение концепции психических систем. Также он опираться на тот подход, что традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Основная функция позволяет видеть то, что есть и что находится перед глазами, то есть основная функция воображения заключается в преобразовании оптического явления поверхности сетчатки [6, с. 112-132].
Таким образом, воображение - это процесс преобразования существующих образов в памяти с целью создания новых образов, которые никогда раньше не воспринимались (см. рис. 1.1).

Рисунок 1.1 - Физиологические основы воображения
Процесс воображения уникален только для одного человека и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение - это всегда определенный отход от реальности. Но в любом случае источником воображения является объективная реальность.
1.2 Виды воображенияСуществует два основных типа воображения: пассивное и активное. В случае пассивного воображения оно отделено от реальной деятельности. Здесь фантазия создает образы, которые не реализуются в жизни. В этом случае человек может сознательно, иногда даже бессознательно, временно войти в область идей, полностью далеких от реальности. Фантазии, которые вызываются сознательно, но не связаны с желанием воплотить их в жизнь, называются сном [8, с. 134-165].
Активное представление - это то, что связано с выполнением определенной практической деятельности. Так, например, приступая к изготовлению поделки, дети формируют ее образ, думают о том, из какого материала ее можно сделать, как ее собрать.
В зависимости от оригинальности образа, воображение может быть увлекательным и творческим. Воспроизводимое воображение - это представление новой вещи для человека, основанное на словесном или регулярном изображении (рисунке, схеме).
Чрезвычайно важно создать правильное представление о новом, образно описать его, рассказать о нем, вызвать образ жизни, который будет конкретно характеризовать эти новые абстрактные данные. Самым важным условием правильного представления того, что описывается словами, является наличие знаний, и, самое главное, образ, восстановленный из описания, который должен основываться на этих знаниях [19, с. 156-198].
Творческое воображение - это создание новых образов без опоры на готовые описания или обычные изображения. Творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов. Творческое воображение позволяет, минуя цепочку выводов, доказывать, как бы выглядело что-то совершенно новое [5, с. 7-14].
Часто, когда люди говорят о воображении, они чаще всего имеют в виду творческое воображение. Оно тесно связано с творческим мышлением, но отличается от него тем, что оперирует не с помощью понятий и рассуждений, а с помощью образов.
Многие исследователи отмечают, что в процессе школьного воспитания памяти, восприятия, мышления и других психологических процессов в основном уделяется внимание обучению, но не развитию воображения. В то же время, учитывая, что все познавательные процессы тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, как элементы единой системы, можно сказать, что активное развитие любой из этих функций в учебной деятельности - это развитие воображения.
Вопрос о связи между воображением и мышлением может лежать в основе всей психологии воображения. Существует несколько точек зрения на эту тему, в зависимости от того, делается ли акцент на сходстве этих процессов или на их различиях [10, с. 32-51].
Если акцент делается на различии между воображением и мышлением, это приводит к отрицанию взаимосвязанности этих процессов. Воображение в этой интерпретации не рассматривается как совершенно самостоятельный процесс, независимый от других психологических функций. Эту точку зрения высказывают известные педагоги В. В. Абрамов, С. Д. Владычко, Т. Рибо и А. И. Розов.
Механизм воображения включат в себя:
1. Диссоциация - расщепление сложного целого на части;
2. Ассоциация - объединение диссоциированных элементов.
Чтобы описать воображение как психологический процесс, необходимо выделить особенности его развития в средней школе.
Вывод по главе 1
Исходя из вышеизложенного, стоит отметить, что
Учащиеся, перерабатывая прошлый опыт, вспоминая свои жизненные впечатления, на его основе творчески строят свою новую ментальную реальность - воображаемый художественный образ города будущего. Воображение школьников позволяет пробудить чувствительность к данной фантастической реальности, дает возможность почувствовать нарушения общей гармонии.
Таким образом, творческое воображение является необходимым условием развития практически-познавательной деятельности школьника. Особенное значение этот психический процесс приобретает при обучении языку и речи, которое обусловливает важность развития творческого воображения на уроках русского языка. Формированию творческого воображения на уроках способствует: использование наглядно-образных средств урока, а также включение в процесс заданий, стимулирующих деятельность воображения.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ2.1 Творческие способности и характеристика возрастаВоображение ребенка формируется в игре и изначально неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игрового действия [14, с. 198-213].
Постепенно в возрасте с 12 и до 15 лет потребность во внешней поддержке (даже в символических фигурах) исчезает, и происходит интернализация - переход к взаимодействию с людьми, приданию ему нового смысла - это рождение воображения как особого психологического процесса.
У детей среднего школьного возраста воображение имеет свои особенности. Средний школьный возраст характеризуется активизацией сначала реинжинирингового воображения, а затем творческих способностей. Основная линия его развития заключается в том, что воображение подчиняется сознательному намерению, то есть становится произвольным.
Здесь стоит отметить, что долгое время в психологии существовало предположение, что воображение присуще изначально детям и более продуктивно в детстве, а с возрастом оно подчиняется интеллекту и исчезает. Однако Л. С. Выготский показывает несостоятельность этой позиции. Все образные объекты, какими бы странными они ни казались, основаны на впечатлениях от реальной жизни. Поэтому опыт ребенка хуже, чем опыт взрослого. И трудно сказать, что воображение ребенка богаче [4, с. 52-76].
Просто иногда, не имея достаточного опыта, ученик по-своему объясняет, с чем он сталкивается в жизни, и эти объяснения часто кажутся неожиданными и оригинальными [7, с. 98-114].
Средний школьный возраст квалифицирован для наиболее благоприятного, чуткого творческого воображения, развития фантазии. В рассказах и диалогах школьников реальность и фантазия часто смешиваются, и воображаемые образы могут восприниматься как вполне реальные из-за законов кажущейся эмоциональной реальности.
Особенность воображения средних школьников, проявляющаяся в учебной деятельности, изначально основана на восприятии (первичный образ), а не на представлении (вторичный образ). Например, учитель предлагает ученику задание на уроке, прося его представить ситуацию. Это могут быть различные задачи, интерактивы и тесты. Конечно, эти задания запускают процесс воображения, но они требуют специальных инструментов (реальных объектов, графических изображений, макетов, диаграмм), иначе ученику трудно продвигаться вперед в произвольных действиях воображения. По мнению Л. Ф. Бертсфея, продуктивное представление должно иметь следующие характеристики, чтобы ученик мог без боли войти в школьную учебную среду [9, с. 10-26]:
1. С помощью воображения он должен уметь воспроизводить принципы строения и развития вещей;
2. Способность видеть целое перед его частью, т. е. способность создавать целостный образ любого объекта;
3. Плодотворная идея ребенка характеризуется «гиперпрагматизмом», у которой постоянно есть тенденция выходить за рамки этих условий, ставить новые цели (это основа будущих учебных способностей и желаний, это основа учебной мотивации);
4. Умение проводить психологические эксперименты над вещами, включать объекты в новую среду и, следовательно, уметь находить методы или принципы действия.
Творчество ученика определяется двумя факторами:
1. Субъективные (развитие анатомо-физиологических особенностей);
2. Объективность (влияние явлений окружающей жизни).
В интерактива наиболее яркое и свободное проявление фантазии средних учеников можно наблюдать в написании сочинений и создании каких-либо текстов. В творчестве учеников проявления воображения разнообразны: одни восстанавливают реальную действительность, другие создают новые фантастические образы и ситуации. При написании сочинений ученики могут заимствовать известные истории, поэтические отрывки и графические изображения, иногда даже не замечая этого [7, с. 17-54].
Однако они, как правило, специально объединяют известные истории, создавая новые образы, гиперболически отображая отдельные стороны и качества своих персонажей.
Неустанное усилие воображения - это эффективный способ для учеников исследовать и усваивать окружающий мир, возможность выйти за рамки личного практического опыта и важная психологическая предпосылка для развития творческих методов познания мира.
Выделяют следующие этапы развития творческого воображения детей: [9, с. 20-46].
1. Подготовка (мотивация к творчеству, знакомство с нужными людьми и т.д.);
2. Воплощать идеи (в художественной деятельности ученик создает эскизы, подбирает материалы и т. д.);
3. Плановое выполнение (создание конкретной работы, завершение работы);
4. Представление результатов аудитории (выставка работ). Последний этап особенно важен [13, с. 142-156].
Условия развития творческого воображения у учащихся средней школы в процессе учебно-познавательной деятельности, в соответствии с аспектами активизации познавательной деятельности (содержание, организация, предмет), можно классифицировать следующим образом (см. табл. 2.1).
Таблица 2.1 - Условия развития творческого воображения учащихся средней школы в процессе учебно-познавательной деятельности
Содержание  Организационные аспекты Субъективная сторона
Знакомство учеников с задачами и системами задач, предназначенными для развития творческого воображения. Учебные материалы используются разные для учеников с разной успеваемостью. Ученики могут выбрать степень сложности формы задания.
Создать объем знаний, рассчитанный для каждого ученика с учетом его когнитивных способностей, и выбрать необходимые источники и учебники. В ходе обучения подбираются и внедряются методы, способствующие реализации личностного опыта ученика и активизации его творческой деятельности. Сложность учебных материалов выбирается учениками и варьируется от преподавателя к преподавателю.
Вовлекать учеников в лучшие формы индивидуальной и групповой работы. Демократический стиль руководства в организационном обучении. Работа с каждым учеником для выявления и учета тенденций и предпочтений в процессе обучения.
Рассмотрим общие положения индивидуальных методов обучения. Первый - это понимание субъектности ученика в процессе обучения. Во-вторых, обучение - это обучение (особая личная деятельность ученика, а не прямая проекция обучения). В-третьих, отправной точкой обучения является не достижение конечной цели, а определение индивидуальных познавательных способностей каждого учащегося и условий обучения, необходимых для их развития. В-четвертых, общение между объектами обучения обычно понимается как личное общение [1, с. 10-26].
Поэтому формирование творческой личности является одной из важных задач преподавания теории и практики на данном этапе.
2.2 Особенности развития творческих способностей у детей среднего школьного возрастаСовременная педагогика уже не сомневается в том, что творчеству можно научить. Этот вопрос, по мнению И. Я. Лернера, заключается как раз в том, чтобы найти наилучшие условия для такого рода тренировок. Под творческими способностями учеников понимается всесторонняя способность учеников осуществлять деятельность и действия, направленные на создание новых образовательных продуктов [11, с. 5-36].
Благодаря творчеству у ученика развивается мышление. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная деятельность, включающая фантазии в конкретные практические задания. Творческое образование - это разностороннее и всестороннее воздействие. Творческая деятельность включает в себя ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувства (любовь к красоте, страсть к образу, мысли). Необходимо развивать эти аспекты личности, чтобы более успешно развивать его творческие способности. Для того, чтобы обогатить ум ученика всевозможными идеями, какими-то знаниями - это значит «дать богатую пищу творчеству». Научить внимательно наблюдать, строго наблюдать - значит сделать мысли более ясными и полными.
И. Я. Лернер выделил следующие характеристики творческой деятельности: [13, с. 5-42].
1. Самостоятельно переносить знания и навыки в новые ситуации, а также смотреть на новые проблемы в привычных стандартных условиях;
2. Увидеть новую особенность знакомого объекта;
3. Возможность видеть альтернативные решения;
4. Способность решать проблемы новыми способами в сочетании с ранее известными методами;
5. Возможность создавать оригинальные решения в известных случаях.
Поскольку творческая деятельность предполагает продвижение различных методов, решений, умение рассматривать предмет с разных сторон, оригинальный необычный способ предложения решений, то она неразрывно связана с воображением. Конечно, ученик субъективно создает что-то новое, но это имеет большое социальное значение, потому что в процессе формируются индивидуальные способности.
Очень важно в процессе обучения восстановить воображение, потому что без него невозможно воспринимать и понимать учебные материалы. Обучение способствует развитию этого воображения. Кроме того, воображение ученика среднего возраста все больше ассоциируется с его жизненным опытом, которая постепенно становится стимулом для активности. Ученик стремится превратить идеи и образы, которые появляются, в реальные объекты [12, с. 142-165].
Наиболее эффективным средством этого является зрительная деятельность учащихся средней школы. Но самое главное, создавая образы, ученик приобретает всевозможные знания, его представления об окружающей среде уточняются и углубляются. В процессе работы он начинает понимать качества предметов, запоминать их характеристики и детали, овладевает визуальными навыками и умениями, учится использовать их сознательно.
Еще Аристотель отмечал: «живопись способствует всестороннему развитию ребенка». Об этом писали и известные учителя в прошлом Е. А. Каменский и И. Г. Песталоцци, работа которых показывает, что уроки рисования и другие виды художественной деятельности создают основу для всестороннего и содержательного общения между детьми и взрослыми. Они выполняют терапевтические функции, отвлекают детей от грусти, печальных событий, снимают нервное напряжение, страх, вызывают радостные, приподнятые эмоции и обеспечивают положительные эмоциональные состояния [11, с. 23-49].
Визуальная деятельность является неотъемлемой частью человеческой культуры. Зрительная деятельность развивает способность к наблюдению, анализу. Творчество, художественный вкус, воображение, эстетические чувства (способность видеть красоту форм, движений, пропорций, цветов, цветовых сочетаний) способствуют познанию окружающего мира, формированию гармоничного развития личности, развитию органов чувств, особенно зрительного восприятия, основанного на развитии мышления. Поэтому занятия искусством необходимы и очень важны в системе общего образования.
В художественных классах результатом работы является живопись. Это только внешний результат ученика, но он кодирует весь путь развития тех идеологических образов, которые задает субъект. Живопись - это материальная форма мысли, которая изливается наружу. Результат зависит от того, насколько они разнообразны и активны. Здесь понимается важность развития воображения в процессе изобразительного искусства как важного фактора в решении определенных художественных задач.
Любому произведению искусства присуще понятие творчества, поскольку в изобразительном искусстве оно связано с необходимостью создать что-то новое, свое, ранее не существовавшее [19, с. 76-96].
Когда дети в классе начинают экспериментировать с формами и цветами, они сталкиваются с необходимостью найти способ изображения, в котором объекты их жизненного опыта могут быть воспроизведены определенными средствами. Большое количество оригинальных решений, которые они создают, всегда поражает, тем более что ученики обычно обращаются к самым основным темам. Например, при изображении портрета человека ученики не стремятся быть оригинальными, а стараются воспроизвести все, что видят, на бумаге, чтобы каждый из них открыл новую визуальную формулу для уже известного объекта. В каждой картине можно увидеть уважение к основной визуальной концепции человека. Об этом свидетельствует тот факт, что любой зритель понимает, что перед ним изображение человека, а не какого-либо другого объекта.
В то же время каждое изображение существенно отличается от других. Объект представляет собой лишь малую часть характерных структурных особенностей, а потому привлекает воображение в буквальном смысле. Рисунки школьников предоставляют множество решений для изображения различных частей лица. Меняется не только рисунок части лица, но и контуры самого лица. Некоторые изображения имеют много деталей и различий, в то время как другие имеют только несколько. Круглые и прямоугольные формы, тонкие штрихи и огромная масса, сопоставления и частичные совпадения - все это используется для воспроизведения одного и того же объекта [13, с. 267-281].
Но простое перечисление геометрических различий не говорит об идентичности этих рисунков, что может быть очевидно из внешнего вида всего рисунка. Эти различия отчасти обусловлены стадией развития ученика, отчасти его личным характером, а отчасти целью рисования. Короче говоря, эти рисунки показывают богатство художественного воображения. Поэтому роль творческого воображения в курсе изобразительного искусства огромна. И развитие творческого воображения является одной из их главных задач в системе эстетического воспитания, ведь живопись - это источник творческой активности.
В средних школах учебная программа по изобразительному искусству включает следующие виды курсов: тематическая живопись; рисование с натуры; декоративная живопись. Развитию воображения учащегося чаще всего способствует тематическая и декоративная живопись.
Декоративная живопись в основном развивает репродуктивное воображение, потому что ученики обычно изучают различные виды народной живописи (хохломская, гжельская, польхово-майданская живопись и др.) и восстанавливают их. Но есть еще задания, требующие творческого воображения (например, аппликации, рисование декораций и т. д.) [5, с. 72-81].
Необходимо понимать, что урок музыки - это урок творчества и проходить такой урок у детей именно младшего школьного возраста должен в ярком помещении, в технически укомплектованном классе (компьютер, аудиосистема, микшерный пульт, микрофоны и т.д.). Так должен выглядеть класс современного урока музыки - урока музыки 21 века.
К следующему компоненту организации учебного процесса сложно применить инновационный подход, однако он также может быть пересмотрен в свете инновационного подхода к описанному ранее этапу. Речь идёт о форме, в которой организовывается весь учебный процесс с младшими школьниками - форма игры. Урок, подаваемый в форме игры, требует пространства, таким образом, дети имеют возможность свободно перемещаться по классу без парт и столов и заниматься творчеством на уроке музыки. Помимо этого, один из видов музыкальной деятельности - пластическое движение, которое по инновационному подходу к организации учебного процесса должен интегрировать со всеми остальными видами музыкальной деятельности также предполагает наличие большого пространства для его осуществления.
Таким образом, сегодня стоит говорить о том, что предъявляемые настоящим временем требования к уроку музыки изменились. Теперь урок организовывается по принципу поиска новых форм с целью воспитания комплексного отношения к музыке в эмоциональном, художественном и сознательном аспектах. Одно из немаловажных мест в данном процессе имеет педагог, который должен обладать стремлением к поиску наиболее
Вывод по главе 2
Воображение очень важно для человека. Воображаемые образы могут обрести мотивационную силу и стать мотивацией для действий. Поэтому развитие воображения также является основой для формирования мотивации человека и необходимых областей. С помощью творческого воображения на уроках ансамбля создаются новые вещи. Средний возраст квалифицируется как наиболее благоприятный для развития творческого воображения и фантазии. Без полностью развитого понимания воспитательная работа учеников не может протекать гладко. Для того чтобы эффективно развивать творческое воображение в средней школе, необходимо выполнить множество условий обучения [18, с. 192-198].
3. ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ НА УРОКАХ АНСАМБЛЯНа уроке по изучению ансамбля одним из важнейших педагогических условий эффективного развития творческого воображения является взаимодействие учащихся и педагогов в процессе выполнения творческих заданий. Учитель музыки должен быть настоящим творцом.
Проведем экспериментальную работу по развитию творческого воображения у учащихся среднего возраста.
Цель: определить уровень развития творческого воображения ансамбля у средних школьников в музыкальной учебной программе.
Для достижения этой цели необходимы следующие задачи:
1. Оценить уровень творческого воображения ансамбля ученика;
2. Провести целенаправленный отбор упражнений, обеспечивающих развитие творческого воображения ансамбля;
3. Разработать и экспериментально продемонстрировать методы ускорения развития творческого воображения;
4. Определить влияние развивающих упражнений ансамбля на развитие творческого воображения.
Исследование проводилось на базе 3 общеобразовательной школы города Вологда в 7 классе (10 человек).
Для проверки предложенной гипотезы были проведены психолого-педагогические эксперименты. Она состоит из трех этапов: определение, формирование и контроль [20, с. 16-87].
Определяющие и контрольные эксперименты проводились в экспериментальной группе и контрольной группе, формирующие эксперименты-только в экспериментальной группе.
Основными критериями выбора метода диагностики являются соответствие возрастным особенностям детей и наличие диагностической ценности при определении характеристик творческого воображения ансамбля.
Воображение ребенка оценивается по степени развития его воображения, которое, в свою очередь, может проявляться в произведениях рассказов, рисунках, изделиях и других видах творческой деятельности.
Для диагностики творческого воображения традиционно используются следующие методические методы:
1. Оценить оригинальность традиционных видов и форм деятельности ансамбля;
2. Тесты, связанные с оценкой эффективности процесса воображения;
3. Тесты, связанные с задачей обнаружения несуществующих или непонятных объектов;
4. Самооценка параметров образа воображения.
Все эти методы изучения воображения дают лишь приблизительную оценку этой способности, так как для того, чтобы полностью развить процесс, требуются особые условия (отношение, мотивация, вдохновение, конкретный опыт и т. д.).
Критерии уровней развития творческих знаний ансамбля [6, с. 72-81].
Низкий уровень: даже с помощью взрослого ученик не может создать образ, основанный на словесных описаниях и графических изображениях.
Средний уровень: создание изображений на основе словесных описаний и графических изображений, но с помощью взрослых.
Высший уровень: создание изображений на основе словесных описаний и графических структур. Ученик способен создавать образные представления при распознавании новых слов: при распознавании объектов, если их поле восприятия ограничено.
Для этого исследования были выбраны 3 метода диагностики.
1. Тест «Креативность» Элис Пол Торранс.
Цель: выявить способность создавать различные образы на основе одного и того же графического контура и оценить продуктивность невербального воображения ансамбля.
Для выполнения этого теста необходимо подготовить таблицу на количество испытуемых с изображениями 10 сегментов или готовых фигур, и у каждого испытуемого должен быть простой карандаш.
Эта задача оценивает разнообразие созданных образов, широту воображения и эмоциональную природу образов ансамбля. В течение ограниченного периода времени испытуемому предлагается придумать и нарисовать максимальное количество объектов, включающих готовое изображение, или определенное их количество. Время работы-15-20 минут [3, с. 10-26].
Критерии: 1-3 балла - низкий балл; 4-6 баллов-средний балл; 7-9 баллов-высокий балл.
2. Тест «Последствия дедукции» М. В. Ильина.
Цель: изучить способность к воображению и словесно-логическому мышлению у средних школьников.
Умение правильно и адекватно отвечать на вопросы, видеть причину и следствие - важнейшее условие творческого воображения ансамбля. Детям предлагается помечтать на тему: «А что, если это случится ...?» Задача ребенка - дать наиболее полные и оригинальные ответы на заданные вопросы:
1. Что произойдет, если ансамбль распадётся?
2. Что произойдет, если не будет нужных средств ансамбля?
Чем детальнее ответ, тем ярче будет воображение. Ответ дается в письменном виде.
Чем меньше баллов получает ученик, тем больше специальных уроков ему нужно для развития воображения и творческого мышления.
9-10 баллов - высокий уровень творческого воображения; 6-8 баллов - средний; 1-5 баллов - низкий уровень.
3. Метод «Скульптора» М. В. Ильина.
Методика оценки развития творческого воображения детей среднего школьного возраста выбрана не случайно. Воображение ученика наиболее полно отражается в соответствующих видах творческой деятельности на уроках ансамбля. Вышеописанный метод позволяет отследить наличие формирования простейших психологических операций (анализ, синтез, обобщение), которыми должен обладать семиклассник.
При определении экспериментального этапа изучаются основные характеристики воображения испытуемого: продуктивность языкового и невербального воображения, оригинальность образов и богатство воображения [16, с. 157-81].
Таблица 2.2 - Уровень воображения детей среднего школьного возраста в ходе эксперимента 
Испытуемый Баллы
Попов 19
Захарова 17
Жаншеев  13
Петров 16
Краснова 14
Малев 12
Васина 18
Трунова  12
Сидоров 17
Самойлов  13
Анализ результатов показал, что после эксперимента и урока ансамбля уровень развития воображения у учеников стал выше.
Таблица 2.3 - Процентное соотношение уровня творческого воображения в ходе опытно-экспериментальной работы
Уровень Процент
Низкий 20%
Средний 55%
Высокий 30%
С целью отслеживания эффективности коррекционно-развивающей работы были также изучены особенности воображения 7-го класса.
Результаты, полученные после проведения диагностики, показали, что благодаря использованию творческих заданий на уроках ансамбля, количество учеников с низким уровнем развития творческих способностей уменьшилось, а количество детей с высоким уровнем увеличилось.
Сравнивая результаты, можно сделать вывод о положительной динамике роста уровня творческих способностей.
Гипотеза исследования, полагающая, что процесс развития творческого воображения среднего школьника, будет более эффективным, если созданы условия, способствующие развитию творческого воображения, как в учебной, так и во внеурочной деятельности школьника.
Вывод по главе 3
Уровень развития воображения увеличился за год. Поэтому можно говорить об эффективности творческих заданий, игр и упражнений, которые были использованы на уроках. Позитивные сдвиги в деятельности воображения, выявленные при сравнении показателей двух лет обучения, свидетельствуют о возможности в процессе целенаправленного обучения повышать уровень развития данного психического процесса.
Таким образом, полученные результаты дают основание сделать вывод о том, что поставленная цель - разработка, обоснование и реализация системы творческих заданий и выявление комплекса педагогических условий ее эффективного функционирования на уроках ансамбля достигнута, выдвинутая гипотеза об эффективности развития креативного воображения средних школьников с помощью системы творческих заданий доказана, поставленные задачи решены.
ЗАКЛЮЧЕНИЕАктуальность развития творческих способностей средних школьников обусловлена необходимостью научно решать практические задачи образования и находить пути совершенствования организации творческой деятельности учащихся.
Воображение - это процесс преобразования существующих образов в памяти для создания новых образов, которые никогда раньше не воспринимались.
Тип воображения отличается тем, как сознательно, осознанно человек создает новые образы. Согласно этим критериям, существует разница между добровольным или активным воображением - процессом сознательного построения образов в соответствии с сознательными планами, целями, намерениями - этот тип воображения должен быть особенно развит.
Творческое воображение - создание новых образов самостоятельно. Увлекательное и творческое воображение очень важно для человека, его нужно развивать.
Воображение учеников развивается постепенно, по мере приобретения ими реального жизненного опыта. Чем богаче опыт, чем больше человек видит, слышит, переживает, учится, тем больше он накапливает опыта из реальности, тем богаче материал и простор его воображения.
Средний возраст - это период интенсивной и качественной трансформации когнитивных процессов (восприятия, памяти, воображения и т.д.). Они начинают приобретать опосредованный характер и становятся сознательными и добровольными.
Без полностью развитой идеи воспитательная работа учащихся не может быть успешно проведена. Поэтому создание благоприятных условий для развития воображения способствует расширению воспитательной работы.
Основным компонентом воображения школьников является прошлый опыт, предметная среда, в зависимости от внутренней позиции.
Развитию творческого воображения способствуют следующие условия:
1. Вовлекать учеников в различные виды деятельности;
2. Использовать нетрадиционные формы обучения;
3. Создавать проблемные ситуации;
4. Делать работу самим.
Результаты работы показывают, что использование развивающих программ в сотрудничестве с учениками дает положительный импульс развитию воображения средних школьников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).
3. «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новая редакция)» (утв. Правительством РФ 14.05.2015).
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).
5. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 30.04.2021).
Библиографический список
6. Виноградская, И. Творчество в школе / И. Виноградская. - М.: ВТО, 2016. - 122 c.
7. Воронов, М.Г. Педагогика / М.Г. Воронов. - М., 2014. - 116 c.
8. Глотова, В. Первая школа музыки / В. Глотова. - М.: Оникс-ЛИТ, 2015. - 693 c.
9. Грибовская, В. Коллективное творчество по музыке / В. Грибовская. - М.: Сфера, 2014. - 443 c.
10. Денисенко, И. Изобразительное искусство и художественное творчество / И. Денисенко. - М., 2016. - 127 c.
11. Комарова, Т.С. Коллективное творчество на уроках музыки / Т.С. Комарова. - М.: Юрайт, 2015. - 634 c.
12. Комарова, Т.С. Коллективное творчество школьников / Т.С. Комарова. - М.: Педагогическое общество России, 2016. - 928 c.
13. Куцакова, Л. В. Художественный труд / Л.В. Куцакова. - М.: Сфера, 2016. - 240 c.
14. Кушнир, Г.В. Занятия по творческой деятельности на музыке / Г.В. Кушнир. - М.: Сфера, 2018. - 593 c.
15. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность / И.А. Лыкова. - М.: Цветной мир, 2017. - 208 c.
16. Лыкова, И. А. Программа художественного воспитания на уроках ансамбля / И.А. Лыкова. - М.: Цветной мир, 2014. - 144 c.
17. Мансуров, Д. Коллективное творчество / Д. Мансуров. - М.: АВТОР, 2016. - 261 c.
18. Саллинен, Е. В. Занятия по творчеству / Е.В. Саллинен. - М.: Каро, 2017. - 200 c.
19. Устин, В. Методические основы композиционно-художественного формообразования в творчестве на уроках музыки / В. Устин. - М.: АСТ, 2016. - 240 c.
20. Швайко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности / Г.С. Швайко. - М.:, 2013. - 176 c.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ТюмГУ
Спасибо большое за курсовую работу!! Оригинальность 75%, оценка отлично
star star star star star
СПбГУ
Очень грамотное написание курсовой, видно, что исполнитель разбирается в теме работы и пиш...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.