это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3246084
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕАктуальность темы исследования. Цели современного правового государства требуют больших изменений во всех сферах жизни самого государства и общества, что определенным образом сказывается и на уровне жизни всех граждан, особенно в образовательной сфере, где появляется острая необходимость в выработке и построении определенных моделей, которые позволили бы улучшить и структурировать образовательный процесс.
Ведь в становлении правового государства воспитание и образование подрастающего поколения является одним из важнейших его факторов. Через призму правового воспитания учащихся, путем стимулирования самого правосознания, рассматриваемой категории лиц, должны прививаться необходимые личностные качества для полного и здорового функционирования в социуме.
Однако, на данный момент, в российских образовательных учреждениях процент приобщения к правовым нормам с подкреплением правовых традиций остается также на низком уровне. Создаются все больше неформальных сообществ, чья деятельность направлена на совершение антиобщественных действий, слабая работа профориентационных секторов, отсутствие должного контроля в рамках взаимодействия с органами профилактики и надзора, криминализация молодого населения, все перечисленное и обуславливает актуальность рассматриваемой темы, а проблема правового воспитания учащихся остается до сих пор нерешенной.
Пристальное внимание уделено всеми общественными институтами вопросу правового воспитания и формирования правовой культуры среди молодежи. Данное связано с тем, что статистические документы свидетельствуют о низком уровне правовой культуры среди молодежи. Связывается это с тем, что в условиях современной рыночной экономики и цифровых технологий происходит невольное перенятые моральных и культурных ценностей с других стран.
Цель исследования: Изучить особенность формирования правовой культуры учащихся (теоретические и методические аспекты).
Объект исследования: правовая культура учащихся.
Предмет исследования: формирование правовой культуры учащихся (теоретические и методические аспекты).
Задачи исследования:
- выполнить теоретический анализ научно-методической литературы по теме исследования;
- описание принципы правовой культуры учащихся;
- рассмотреть фактор формирования правовой культуры учащихся в учебной деятельности;
- охарактеризовать специфику формирования правовой культуры у несовершеннолетних в контексте профилактики правонарушений;
- реализовать методическую разработку конспекта на тему: «Формирование правовой культуры учащихся»;
- сделать выводы по полученным результатам.
Гипотеза исследования: исследования заключается в следующем: если изучить проблемы и особенности формирования правовой культуры в современном обществе, то это будет способствовать:
- воспитанию патриотов России, граждан правового, демократического,
- повышения интереса студентов к правовому аспекту нашего государства;
- более результативному решению задач образования, развития и воспитания личности учащегося.
Теоретическая основа исследования: Проблемой формирования правовой культуры в России занимались многие педагоги и юристы: А.В. Малько, Н.И. Матузовой, К.В. Науменковой, А.П. Семитко, В.А. Сластёнин, В.В. Стреляевой. Подходы и содержание этих работ должны быть охарактеризованы. Необходимо сделать сноски на них.
Методологическая основа исследования: анализ, синтез, системный подход. Кроме этого, в работе применялись специальные методы: сущностный, структурный.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯПонятие правовой культуры учащихсяНеобходимость формирования правовой культуры подрастающего поколения обусловлена негативными особенностями, обостряющими криминогенную ситуацию в молодежной среде. К ним относятся: низкий уровень правосознания подростков, процессы маргинализации и криминализации всего социума в целом. Общеобразовательная организация, как социальный институт образования, формирует социально-ответственного гражданина, который знает свои права и свою ответственность перед законом, тем самым создавая безопасность в молодежной среде.
Правовая культура - это особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различным основаниям.
Правовая культура предполагает привычку соблюдать закон. «Наша задача, – отмечал А.С. Макаренко, – не только воспитывать в себе правильное, разумное отношение к вопросам поведения, но еще и воспитывать правильные привычки, т. е. такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому, что так привыкли». В случае цитирования нужно указывать страницы цитируемой работы
В основе привычки лежит неоднократное повторение определенных действий, развитие и совершенствование навыков и умений. «Ребенок под руководством взрослого должен овладеть внешним способом организации своего поведения, которое требует вначале постоянного контроля со стороны других людей, коллектива. Затем контроль переходит к самому ребенку и осуществляется внутренними средствами. Наконец, требуемое поведение становится привычным и может постепенно перейти в черты характера».
Задачей педагогов является формирование позитивных правовых привычек учащихся – потребность следовать и поступать в любой ситуации только правозаконно, активно выражать собственную правовую позицию и т. д
Для того чтобы выделить четкие направления правовой культуры учащихся, необходимо обратиться к структуре правовой культуры личности.
Структуру правовой культуры составляют следующие компоненты:
- правовая идеология - отношение к праву в целом, основанное на полученной в процессе жизнедеятельности правовой информации.
Правовая идеология выступает средой, где формируется правосознание; - правовая психология - эмоциональная оценка права в целом и правовых явлений с точки зрения убеждений, личного опыта. Является более непосредственным отражением правовой действительности; - правомерное поведение - личное поведение человека в соответствии с требованиями правовых норм, с которыми человек внутренне согласен и солидарен.
Следовательно, формирование правовой культуры учащихся следует реализовывать по трем направлениям, которые соответствуют основным компонентам правовой культуры:
1. Интеллектуальное направление, что входит в сферу правовой идеологии: деятельность педагога по получению и усвоению обучающимися знаний, позволяющих функционировать и развиваться в современном обществе, в том числе и знаний о правовых нормах, правовых институтах и правоприменительной практике.
2. Эмоционально-ценностное направление, входящее в сферу правовой психологии: деятельность педагога, направленная на формирование у учащихся потребности построения эмоционально-ценностных отношений, обеспечивающих взаимное интерпретирование и понимание всех участников правоотношений, а также положительное эмоциональное отношение к конституционным ценностям государства, к нормам права, к деятельности государственного аппарата.
3. Практическое направление, выражающееся в правомерном поведении: деятельность педагога по формированию привычного правомерного поведения в повседневной социально-полезной деятельности, а также включенность учащихся в правовые отношения.
Таким образом, криминогенная ситуация в молодежной среде, психологическое отношение молодежи к своим правам и обязанностям, статистика преступлений, совершаемых несовершеннолетними, доказывает необходимость формирования правовой компетентности среди молодежи.
Образовательная организация, являясь одним из важнейших факторов, влияющих на формирование правовой культуры учащихся, должна организовывать правовое образование учащихся, поскольку основные знания человек получает в школе. Формировать правовую культуру у учащихся следует по следующим направлениям: интеллектуальному, эмоционально-ценностному и практическому. Формирование правовой культуры учащихся напрямую влияет на формирование безопасной молодежной среды.
Именно поэтому формирование нормативного поведения с помощью правового воспитания и уровня правосознания является одним из важнейших вопросов в формировании правового государства. Проблеме нормативного поведения человека посвящены множество трудов различных ученых-педагогов, юристов, которые отмечали факт того, что исследуемый правовой феномен представляет собой эффективный механизм, направленный на способствование развития творческой роли права, который позволяет людям использовать их права и свободы в повседневной жизни.
Правовая информированность личности выступает в качестве степени овладения человеком правовой информацией, обусловленной во многом именно образованием, правовым опытом, социальным статусом, интересами и психологической установкой индивида, способствуя формированию уважения к правовому закону, развивает правовое мышление и не может не оказывать влияние на правовое сознание личности».
Правовое воспитание способствует развитию другой самостоятельной формы сознания человека – правового сознания, направленного на урегулирование нормативного поведения в целом. То есть правовое воспитание представляет собой процесс, осложненный различными элементами педагогики, права и. т.д., который, в первую очередь, направлен на привитие моральных, правовых, нравственных и этических норм населению.
В целях реализации идей правового и демократического государства, в образовательной и воспитательной деятельности школ необходимо уделить внимание на реализацию следующих задач правового воспитания: создание и обеспечение необходимых условий для правовой социализации, общедоступное доведение правовой информации до учащихся, развивание социально-правовой активности среди учащихся, способствование высокому уровню правовой культуры, содействие в формировании нормативного поведения учащихся. В правовом воспитании внимание уделять стоит полноценному раскрытию роли и значения существующих норм права, необходимых для здорового и эффективного функционирования государства и общества, объясняя то, что норма права является инструментом развития самостоятельности, регулирующий общественные отношения.
Так, Е. В. Бондаревская считает, что сущность права и свободы необходимо рассматривать через призму «воли», так как данные категории «выражают возможность субъекта совершать действие и поступки, которые обеспечиваются правовыми средствами». То есть исходя из изложенного, можно прийти к выводу о том, что любое право несет в себе определенную свободу, нормируя ее. Сноска недействительна!
Сфера права является чрезвычайно широкой, которая включает в себя круг взаимоотношений человека, соотношение прав и свобод личности и общества. В повседневной жизни человек всегда сталкивается с ситуациями, которые так или иначе регламентированы определенным законодательством. Такие ситуации принято обозначать в качестве правовых. Возможность решать казусные ситуации в повседневной жизни правовым способом зависит от уровня правовой компетентности человека. Так, ученым Г. М. Миньковским представляется, что «правовые представления свободно транслируются в обществе между его членами. Сноска недействительна!
Однако проведенный анализ существующих правовых представлений показал, что существует «дифференциация контекстов и комплексов ценностных представлений в сфере правосознания у различных социальных слоев населения» .
В таких условиях можно предполагать, что практика социальной направленности способствует не только этой дифференциации, но и разделению в представлениях правового плана, тем самым влияя на разрозненность между слоями населения, что, в свою очередь и будет являться причиной медленному формированию гражданского общества. От интерпретаций социальных проблем зависит поведение человека в той или иной правовой ситуации. Так, в психолого-педагогической литературе имеются множество позиций, подтверждающих высокую загруженность компенсации правовой оценки ситуации моральными суждениями.
Представляется, что из-за данного противоречия между правовой и моральной оценкой, в правовом воспитании необходимо выделять в качестве основных задач – способствование формированию умения нормативного поведения учащихся, то есть способствовать выработке умений использовать правовые и моральные нормы, знания для последующего верного разрешения определенных ситуаций. Также следует отметить, что поведение человека в условиях правовой ситуации обусловлены определенными факторами: личностные ценности, убеждения, отношения и представления личности о себе и других членов общества.
Способность к объективной оценке своего поведения и других людей является одним из важнейших факторов, связано это с тем, что именно благодаря рациональной, объективной оценке жизненной ситуации в правовом смысле, будет зависеть уровень правового сознания и культуры в целом. Не секрет, что действенность правового регулирования находится в прямой зависимости от отношения людей к праву, от степени и уровня их правосознания, менталитета, моральных и иных социальных установок.
Правовая информация является важнейшим средством воздействия на правовую культуру в целом. На сегодняшний день, изложенная позиция является абсолютно верной, так как все демократические государства в начале своей деятельности определяют источник права в виде своего народа. Вышеизложенное свидетельствует нам о том, что правовая грамотность личности является особенно важным вопросом в делах не только общества, но и государства.
1.2. Фактор формирования правовой культуры учащихся в учебной деятельности Вы рассматриваете только один фактор? Какой?
Основными проблемами образования являются его качество, изменения в области построения учебных предметов, выдвигаемые требования к профессиональным качествам педагога. Факторы, которые лежат в основе данных изменений в учебном процессе, являются общеизвестными. Так, высокие темпы общественных новаций диктуют новые правила, согласно которым учащиеся должны обладать не только теоретическими знаниями, но и умением применять их на практике.
Изучение основ теории государства и права в современной общеобразовательной школе является сложным процессом, который лежит в основе воспитания учащегося с активной гражданской позицией, способного нести ответственность за свои решения и действия. Именно школа является одним из главных каналов социализации личности, которая отвечает за правовое воспитание и формирование полноценного члена общества, который способен ориентироваться в правовой среде и действовать в соответствии с полученными знаниями.
На уроках обществознания следует использовать интерактивные методы обучения. Интерактивное обучение представляет собой обучение через опыт, обучение в процессе общения, основанное на взаимодействии ученика с другими учащимися и педагогом. Оно помогает вовлечению учащихся в активный процесс получения и переработки знаний.
Применение активных методик дает возможность сделать урок ярким, информативным, интересным и запоминающимся. Такое построение образовательного процесса вызывает интерес к предмету, помогают лучшему усвоению и запоминанию материала, создает комфортные условия для обучения.
Таким образом, суть построения правовой культуры на уроках обществознания состоит в том, что, используя перечисленные средства, школьный учитель дает учащемуся возможность не только раскрыть свой образовательный потенциал в вопросах права и законности, сформировать установку на правомерный тип поведения, но также и проявить свои творческие способности. Проверьте ссылку! Тот же текст: Ляхова Олеся Сергеевна
СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКА НА УРОКАХ ПРАВА И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2015/12-4/26.html
Показателями сформированности правовой грамотности учащегося являются: объем и глубина усвоения правовых знаний и представлений: знание и осознание сущности правовых норм и понятий (право, закон, правовое государство, правоотношения, правомерное поведение, правонарушения, права человека, права ребенка, правовая ответственность и другие); знание и осознание содержания Декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка и других международных правовых документов; знание и осознание Устава школы и Правил поведения учащихся, норм этикета, правил поведения в общественных местах и т. д.
Показателями сформированности правовой убежденности являются отношение к праву, к деятельности правоохранительных органов; отношение к нарушениям правовых норм и правонарушителям; правовые идеалы учащегося; убежденность в правильности своей правовой позиции. В качестве показателей социальной направленности рассматриваются направленность отношений учащегося к обществу, к коллективу, к другому человеку, к самому себе, его правовые интересы и потребности.
Под правовой готовностью учащегося понимается готовность личности к совершению определенного рода действий, к типу поведения в юридически значимых ситуациях. Правовая готовность учащихся обусловлена уровнем развития морально-волевой саморегуляции личности.
Полученные навыки позволяют учащимся осуществлять свои права и свободы в рамках закона, не нарушая при этом права окружающих, защищать права и свободы от различных нарушений, давать морально – правовую оценку действиям всех субъектов общества и критически оценивать выполнение гарантий обеспечения прав человека.
Методологическим основанием осуществления процесса формирования правовой культуры учащихся должны выступать единство теоретико-методологических подходов к правовому воспитанию, в котором системный подход – общенаучная основа, гуманистический, личностно-ориентированный, аксиологический, акмеологический, целостно-доминантный подходы – теоретико-методологическая стратегия, а деятельностно-отношенческий подход – практико-ориентированная тактика.
Становление правовых убеждений (осмысление и принятие их личностью как единственно верных), формирование правовых интересов и идеалов, а также развитие морально-волевых качеств учащегося, нравственных и правовых отношений между субъектами правовой действительности происходит в процессе взаимодействия, общения.
Задачей педагогов является установление педагогического контакта с каждым учеником, активное участие в нравственно-правовых отношениях с воспитанником, оказание содействия в его нравственно-волевом развитии, организация и развитие ученического коллектива.
В структуре правовой культуры личности учащегося нами выделены находящиеся в тесном взаимодействии когнитивный, эмоционально-мотивационный и деятельностный компоненты. Обеспечение целостности правовой культуры личности учащегося достигается благодаря развитой морально-волевой саморегуляции.
Формирование правовой культуры личности происходит в процессе правовой социализации. На данный процесс оказывают влияние внутренние и внешние факторы. Правовая социализация может быть стихийной и организованной. Специально организованный систематический процесс формирования правовой культуры личности называется правовым воспитанием. Одна из ведущих ролей в правовом воспитании личности принадлежит общеобразовательной школе.
1.3. Формирование правовой культуры у несовершеннолетних в контексте профилактики правонарушенийСовременный вектор развития правового государства и демократизации общества определяют ценностные ориентиры, направленные на преодоление правового нигилизма и повышение гражданской компетентности каждого человека. Особую актуальность приобретает право-воспитательная работа с учащимися, поскольку правовую культуру личности необходимо формировать с раннего возраста как в учебном заведении, так и в семье. Семейно-школьное пространство является средой, объединяющей воспитательные традиции семьи и образовательную деятельность школы на основе интеграции, преемственности и взаимо-дополнения принципов, целей, содержания, форм и методов правового воспитания учащейся молодежи. Проверьте ссылку! Вот этот текст: Карданова Диана Мухамедовна ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В КОНТЕКСТЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ // Управление образованием: теория и практика. 2020. №4 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-pravovoy-kultury-u-nesovershennoletnih-v-kontekste-profilaktiki-pravonarusheniy (дата обращения: 19.06.2021).
1. Формирование семейно-школьного пространства. Предусматривает поддержку педагогическим коллективом инициатив родительской общественности, взаимодействие в планировании и реализации правового воспитания детей и учащейся молодежи. С целью обеспечения единства воспитательных принципов школы и семьи, целесообразно создавать условия для педагогизации родителей, информируя их о достижениях современной психолого-педагогической отрасли. Формы взаимного сотрудничества для пропаганды правового воспитания возможны при создании «школы сознательного родительства», а также при проведении мероприятий (лекториев, «круглых столов», консультационных пунктов, викторин, конкурсов), направленных на развитие правовой культуры в семейно-школьном просторе.
2. Разработка ценностно-формирующего и практико-ориентированного содержания школьного правового образования. Современное демократическое развитие страны определяет необходимость формирования не только правовых знаний, но и гражданской активности личности, осознание ею собственной важности и значения в общественной жизни и ответственности за развитие государства. Постоянное обновление нормативно-правовой базы актуализирует вопросы правового образования и воспитания.
Кроме этого, актуальность проблемы правового воспитания обусловлена следующими факторами:
- разносторонним развитием личности, предполагающим формирование культуры поведения – культурный человек, имеющий основательные знания, хорошо работающий или учащийся, не может нарушать признанные обществом моральные нормы и действующее законодательство;
- актуальностью профилактики детской преступности, количественные показатели которой постоянно растут (ост преступности среди несовершеннолетних опережает общую тенденцию к увеличению правонарушений в стране в целом).
Учитывая это, право-воспитательная работа с учениками необходима как в семье, так и с первых дней пребывания в учебном заведении. Таким образом, понятие «правовое воспитание» и «правовое образование» можно считать системой процесса социализации, которая сочетает в себе:
- морально-этические качества;
- правовые знания;
- правовую культуру.
Частью гражданского воспитания, без сомнения, можно считать указанные категории, поскольку их взаимосвязь не вызывает сомнений. Образовательное заведение является базой формирования гражданской компетентности, которая непосредственно влияет на общий уровень правовой культуры и сознания учащейся молодежи. Именно в школе ребенок получает основу будущих правовых знаний, происходит формирование у него умений и практических навыков, развивается чувство достоинства гражданина своей страны.
Влияние на правовое воспитание учащейся молодежи осуществляется непосредственно во время образовательного процесса по направлениям:
- Разработка тематики бесед право-воспитательного направления. С основами правовых знаний ученики знакомятся, обычно, в школе во время воспитательных часов. С учениками среднего и старшего звена часто проводят практические упражнения на усвоение основ правовых знаний, механизмов деятельности государства, общественных принципов, прав и свобод граждан РФ, профилактические беседы с целью предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних.
- Интеграция правового воспитания в образовательный процесс. Сочетание воспитательных и образовательных процессов, без выделения приоритетного направления. Добавление внеучебных и внеурочных мероприятий к уже существующей программе правового воспитания.
- Внедрение правового воспитания во внеурочный и внеучебный процесс. Для достижения этой цели используются различные формы и методы правового воспитания, предусматривающие экскурсии, диспуты, соревнования, лекции и тому подобное. Подобные мероприятия дают возможность практического закрепления приобретенных знаний, позволяют поработать над развитием коммуникационных навыков.
- Обеспечение прав и свобод во время пребывания в образовательном учреждении. Как было отмечено выше, именно в школе наиболее благоприятная среда для эффективного формирования право-воспитательных знаний, умений и навыков. Одной из форм закрепления полученных знаний можно считать ученическое самоуправление. Итак, в современных типовых образовательных программах закреплен ряд обязательных дисциплин, включенных в инвариантную часть типовых рабочих учебных планов: «Гражданское образование», «Человек и мир», «Правоведение» .
Основная цель упомянутых курсов – дать учащимся представление об основных понятиях и категориях права, которые могут иметь место в повседневной жизни молодежи; усилить роль права, аргументировать необходимость соблюдать действующее законодательство; способствовать развитию правового сознания учащейся молодежи, как признаки правового государства.
Коррекция содержания правового образования за счет увеличения часов для практического применения полученных знаний, умений и навыков, по нашему мнению, позволит усилить уровень правового сознания учащихся (разбор ситуативных задач, решение правовых задач, подготовка к дебатам, практика составления элементарных нормативных документов и тому подобное).
3. Развитие ученического самоуправления. Учащаяся молодежь активно участвует в школьном самоуправлении, которое является важным элементом проявления самостоятельности и интеллектуального развития личности. Эффективные результаты получаются благодаря тому, что ученическое самоуправление может иметь несколько вариантов форм и проявлений. Учебное заведение – это, без сомнения, общество. И это не удивительно, потому что основы формирования начальных знаний и гражданских навыков мы получаем именно там.
Таким образом, ученическое самоуправление позволяет создать условную модель общества с целью получения социальных навыков. Педагогический коллектив выполняет консультативную роль, способствуя самостоятельному принятию решений учащихся. Одним из основных условий развития ученического самоуправления должен быть профессионализм педагога, который заинтересован в сотрудничестве.
В целях регулирования процесса формирования правовой культуры педагогам, сотрудникам правоохранительных органов необходимо организовывать, а подросткам принимать участие в конференциях по правовым вопросам, открытых занятиях, в мероприятиях профилактического характера, проводимых сотрудниками органов внутренних дел, например, таких как «Мой взгляд на будущее», «Я и закон», «Мы против наркомании и алкоголизма» и т.д. Следует отметить, что разработка и внедрение в учебный процесс образовательных учреждений программ, мероприятий и разных методик правовой направленности, способствует формированию правовой культуры у лиц, не достигших 18 лет.
На практике эффективно использовать такие методы как тестирование, беседа, консультирование, просмотр презентационных материалов предупредительного характера, способствующих повышению правовой грамотности подростков.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ2.1. Возможности школы в формировании правовой культуры учащихсяШкола играет ведущую роль в формировании правовой культуры учащихся. Процесс обучения основам права школьников имеет свою внутреннюю логику. Определение содержания и распределение предмета правовведения по уровням и годам в образовании соответствуют возрастным характеристикам и способностям учащихся овладеть предметом с учетом всех особенностей.
Именно в школе ребенок проводит важный период своей жизни. Школьное время для всех - время взросления, а иногда и единственный период включения в систему обязательного образования.
Курс теории государства и права отвечает за воспитание личности с высокой правовой культурой, которая обладает юридической подкованностью и грамотностью, а также осознает свою ответственность за принятые решения. Воспитание юридически грамотной личности - трудная и сложная задача, поэтому для ее достижения требуются совместные усилия как со стороны учителей, так и со стороны родителей.
Анализ теоретической литературы выявил, что учебная дисциплина теории государства и права является интегративной и ее целесообразно проводить с учетом особенностей познания в качестве науки и предметной функциональности. Для раскрытия сущности и особенностей учебного курса теории государства и права необходимо рассмотреть структуру теории государства и права, которую можно разделить на два подхода: предметный и функциональный. Предметный подход к теории государства и права состоит из разделов «теория государства» и «теория права».
Соотнесение понятий «государство» и «право» определяет, как содержание науки, так и ее название. Если источником является государство, которое обладает монопольным правом на создание правовых норм и обеспечивает их реализацию посредством государственного принуждения, то наука носит название «теория государства и права». Но если право представлено как система ценностей, имеющая значимость в силу их формального закрепления государством, то для акцентирования приоритета права по отношению к государству науку называют «теория права и государства».
Структура учебной дисциплины теории государства и права представлена следующими разделами:
1) вводный;
2) общая теория государства;
3) общая теория права.
Вводный раздел представлен общей характеристикой теории государства и права как науки и учебной дисциплины. Учитывая, что в качестве предмета теории государства и права выступают общие принципы развития государства и права, в данном разделе внимание направлено на рассмотрение предпосылок его возникновения
В разделе общей теории государства определяются основные теоретические понятия, которые содержат основные признаки государства, такие как понятие и признаки государства.
В разделе общей теории права анализируются наиболее важные составляющие в правовой области, такие как понятие и признаки права, правоотношение, юридическая ответственность, а также рассматриваются теоретические механизмы реализации права.
Следовательно, изучение основ учебной дисциплины теории государства и права на уроках права в общеобразовательных учреждениях является необходимым условием для полноценного и качественного усвоения правовых основ, принципов и норм, принятых в современном обществе.
Таким образом, включение вопросов теории государства и права в школьный курс права способствует формированию у учащихся прочных и глубоких знаний, повышению уровня правовой культуры, их правомерному поведению в повседневной жизни и появлению активной гражданской жизненной позиции. Именно изучение вопросов теории государства и права влияет на формирование у учащихся представлений о праве и его значимости для дальнейшей жизни.
В школьном учебном плане предмет «Обществознание» занимает ведущую роль в области формирования правовой культуры учащихся. Именно на уроках обществознания учитель вырабатывает основы правовых знаний для дальнейшего совершенствования личности обучающегося, формирования его внутреннего самосознания, саморегуляции.
Имея общую цель – формирование правовой культуры, – учебная деятельность на всех ступенях обучения в школе решает самостоятельные задачи. В начальных классах идет формирование нравственных представлений о правилах поведения, а также вырабатывается понимание что такое добро и зло, справедливость, обязанность, мораль, совесть, честь и достоинство. На этапах обучения в средней и старшей школе расширять и углублять правовые знания учащихся позволяют все учебные дисциплины инвариантной части учебного плана, при изучении которых так или иначе, затрагиваются вопросы государства и права.
Несомненно, школьный курс обществознания обладает большим потенциалом в области формирования правовых знаний и культуры обучающихся. Для повышения интереса обучающихся к проблемам права, углубления их представлений о правовой сфере жизни общества, формирования у них правовой культуры на уроках обществознания необходимо использовать различные формы активного обучения: ролевые, ситуативные, сюжетные игры, «мозговой штурм», работа творческих групп и лабораторий, уроки – диалоги, но которые можно позвать сотрудников правоохранительных органов, уроки – «круглые столы», в ходе которых происходит личное вовлечение учащихся в процесс изучения темы. На данных уроках следует на конкретных примерах разбирать различные виды правонарушений и ответственность за их совершение. Таким образом, разбирая разнообразные правовые ситуации, обучающиеся постепенно формируют основы правовой культуры.
2.2. План – конспект внеклассного мероприятия «Имею право или обязан?»
Цели и задачи:
- воспитание правовой культуры школьников, духовно - нравственных качеств личности и гражданской позиции подростков;
- мотивация старшеклассников на анализ и синтез правовых и морально-этических норм бытия.
Описание Дня профилактики
Учитель: Ребята, думаю, что вы иногда задумывались над такими понятиями, как права и обязанности граждан? Действительно, каждому из нас в жизни приходиться сталкиваться с самыми различными ситуациями, где понятие «мои права» тесно переплетено с понятием «обязан». Вместе с тем согласно российскому законодательству, в нашей стране объявлено обязательное среднее полное образование. Следовательно, ваше право на получение образования совпадает с вашей обязанностью учиться, т.е. получить среднее полное образование.
В данном случае произошло совпадение интересов юридических прав и обязанностей. А вот как поступить в тех ситуациях, в которых права и обязанности носят морально-этический характер. Например, вы имеете законное прав с 14 лет на временное трудоустройство, но вовсе не обязаны это делать.
Как бы вы поступили в следующих ситуациях:
Оказать посильную помощь человеку с ограниченными физическими возможностями?
Занять удобное место в переполненном автобусе?
Приобрести дорогую вещь за счет средств родителей?
Организовать молодежную общественную организацию в школе, но администрации учебного заведения просто некогда вас в этом деле поддержать?
(Возможные рассуждения ребят).
2. Нужно ли бороться за свои права?
Вы имеете общее представление о таком понятии, как «право», о своих правах и обязанностях, знаете, какие правоохранительные органы действуют в России и чем конкретно они занимаются.
Отстаивать свои права непросто в любом государстве. Россия в этом смысле не является исключением. Изменения во всех сферах жизни нашего общества происходят крайне медленно. Это касается и правоохранительных органов. Как вы уже знаете, Россия еще молодое демократическое государство, и граждане не имеют достаточного опыта народовластия.
Хорошо отработанный государством механизм принуждения и насилия над личностью нельзя остановить в одночасье. Можно провозгласить демократические принципы, разделить власти на законодательную, исполнительную и судебную, объявить о том, что интересы личности стали выше интересов государства. Однако провозгласить – еще не значит реализовать на практике, воплотить в жизнь. Это процесс не одного дня, года и даже десятилетия.
Вы на практике обязательно столкнетесь иногда с нежеланием и неспособностью государственных органов выполнять свои прямые обязанности.
Будьте готовы к тому, что в государственных органах не будут приниматься ваши заявления, а жалобы не будут рассматриваться или по ним не будут приниматься необходимые меры.
Но сдаться – это самый короткий и простой путь. Проявить настойчивость и упорство, напрячь силы при встрече с препятствием гораздо труднее. Другого выбора у вас нет.
Нас учат в школе и дома необходимости быть честными, законопослушными, верными в дружбе и любви, проявлять уважение к другим гражданам. Но в жизни мы порой убеждаемся, что многие живут совсем по другим моральным принципам. Можно обманывать и жульничать, не платить налоги и брать взятки, разворовывать государственные деньги и принимать постановления, , которые направлены не на общее благо, а отражают интересы каких-то групп людей. Перед вами стоит выбор, как жить дальше. Либо отстаивать свои законные интересы всеми незапрещенными методами, либо забыть слова «порядок», «справедливость», «закон». В этом случае мы будем жить по тем законам, по которым жили наши далекие предки, - прав тот, кто сильнее.
Выбор за вами. И прежде чем его сделать, подумайте, в каком обществе будут жить ваши дети и внуки.
Задание. Подумайте и выскажите свое мнение.
Как вы думаете, надо ли бороться за свои права?
Что станет с обществом, если граждане не будут отстаивать свои права?
Может ли наше государство стать по-настоящему демократическим?
Можно ли в принципе построить правовое государство?
Что бы вы предприняли в целях еще большей защиты интересов граждан?
Приведите примеры или ситуации, в которых за свои права надо было бороться.
Каким образом Вы можете участвовать в жизни государства и оказывать влияние на процессы, происходящие в нашем обществе?
Во-первых, в соответствии с Конституцией Российской Федерации мы имеем право избирать и быть избранными в государственные органы власти, органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Участвуя в выборах, мы сами формируем различные органы власти. Граждане России избирают Президента РФ и депутатов Государственной Думы, также они выбирают и тех, кто работает в органах местного самоуправления – в городах, районах, поселках. К органам местного самоуправления относятся домовые и квартирные комитеты жителей микрорайонов, городов, сел, сельские и городские собрания представителей населения. Например, муниципалитеты и мэрии.
В случае необходимости в стране проводится референдум – это всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам или другим вопросам государственного значения. Участвовать в голосовании в России имеет право гражданин, достигший 18-летнего возраста. Поэтому каждый раз, внимательно выбирая того или иного кандидата, мы сами принимаем непосредственное участие в управлении государством. Если же мы будем равнодушно полагать, что от нас ничего не зависит, то можно потерять все те небольшие завоевания демократии последних лет.
Мало только принимать участие в формировании государственных органов, необходимо еще и их контролировать. Если государство плохо исполняет свои обязанности, граждане вправе воздействовать на него, потребовать изменить его деятельность. Одним из таких средств является общенародный референдум.
Мы обладаем правом на проведение митингов и демонстраций, на которых мы открыто заявляем о своем несогласии по любому вопросу, касающемуся жизни общества и государства. Но гораздо эффективней создать группу единомышленников, которая бы представляла общие интересы определенной части населения по различным вопросам и отстаивала эти интересы всеми способами, не запрещенными законом. Другими словами, создать общественные объединения. Формы их могут быть самые разные – граждане объединяются в политические партии, общественно-политические движения, общественные организации, комитеты, общества, союзы. Все эти объединения являются добровольными.
Наша страна является многопартийной. Разрешено действие любых партий, если они не используют насильственных методов борьбы за власть. Между партиями существует конкуренция в борьбе за власть, что является их главной задачей. Эти партии стараются завоевать голоса избирателей, предлагая каждая свою программу, которая охватывает все стороны жизни общества: экономику, политику, культуру и т.п.
Общественно-политические движения не ставят перед собой задачу борьбы за власть, а только выдвигают перед властями законные требования. Например, защита окружающей среды, борьба за права потребителей и т.д. Граждане могут объединяться не только на основе общих политических взглядов, но и на основании других интересов: культурных, национальных, профессиональных. В любом случае ваше участие в подобных объединениях будет оказывать влияние на формирование справедливого общества, отражающего интересы всех слоев населения.
Вы имеете право на создание и участие в общественных молодежных организациях (с 14 лет), а также быть членами детских организаций (с 10 лет). Однако принуждение детей к вступлению в общественные или иные организации запрещено законом, так же как и принуждение к участию в агитационных или политических кампаниях.
Вступив в политическую партию, принимая активное участие в выборах или референдуме, вы проявляете политическую активность. Все это является барьером против бесправия, произвола властей и нарушения прав человека. Вступив в неформальное объединение, вы получаете возможность проявить свою гражданскую активность и отстаивать свои гражданские права и свободы. Таким образом, быть созерцателем или участником создания справедливого общества – зависит только от вас.
Нужно понимать, что еще ни одна страна в мире не построила по-настоящему справедливое, правовое государство. Просто одни страны более приблизились к этому идеалу, другие дальше от него, а третьи вообще не ставят перед собой такой задачи. Правовое государство – это модель справедливого государства, к которому мы стремимся, это идея, которая воплощается в жизнь поэтапно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, выполнив работу по теме: «Формирование правовой культуры учащихся (теоретические и методические аспекты)», можно сделать вывод, что правовая культура - это особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различным основаниям.
Образовательная организация, являясь одним из важнейших факторов, влияющих на формирование правовой культуры учащихся, должна организовывать правовое образование учащихся, поскольку основные знания человек получает в школе. Формировать правовую культуру у учащихся следует по следующим направлениям: интеллектуальному, эмоционально-ценностному и практическому. Формирование правовой культуры учащихся напрямую влияет на формирование безопасной молодежной среды.
Правовое воспитание способствует развитию другой самостоятельной формы сознания человека – правового сознания, направленного на урегулирование нормативного поведения в целом. То есть правовое воспитание представляет собой процесс, осложненный различными элементами педагогики, права и. т.д., который, в первую очередь, направлен на привитие моральных, правовых, нравственных и этических норм населению.
В целях реализации идей правового и демократического государства, в образовательной и воспитательной деятельности школ необходимо уделить внимание на реализацию следующих задач правового воспитания: создание и обеспечение необходимых условий для правовой социализации, общедоступное доведение правовой информации до учащихся, развивание социально-правовой активности среди учащихся, способствование высокому уровню правовой культуры, содействие в формировании нормативного поведения учащихся.
В правовом воспитании внимание уделять стоит полноценному раскрытию роли и значения существующих норм права, необходимых для здорового и эффективного функционирования государства и общества, объясняя то, что норма права является инструментом развития самостоятельности, регулирующий общественные отношения.
В целях регулирования процесса формирования правовой культуры педагогам, сотрудникам правоохранительных органов необходимо организовывать, а подросткам принимать участие в конференциях по правовым вопросам, открытых занятиях, в мероприятиях профилактического характера, проводимых сотрудниками органов внутренних дел, например, таких как «Мой взгляд на будущее», «Я и закон», «Мы против наркомании и алкоголизма» и т.д. Следует отметить, что разработка и внедрение в учебный процесс образовательных учреждений программ, мероприятий и разных методик правовой направленности, способствует формированию правовой культуры у лиц, не достигших 18 лет.
На практике эффективно использовать такие методы как тестирование, беседа, консультирование, просмотр презентационных материалов предупредительного характера, способствующих повышению правовой грамотности подростков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ1. Абросимова Е.В. Особенности формирования правовой культуры учащихся. Молодые ученые. [Текст] / Е.В. Абросимова // М., 2015. № 6. –294 с.
2. Бирюков, С. В. Правовая культура : учебное пособие для вузов [Текст] / С.В. Бирюков // М., : Издательство Юрайт, 2021. – 126 с.
3. Волкова М.С. Формирование правовой культуры учащихся на уроках обществознания. Наука через призму времени. [Текст] / М.С. Волкова // М., 2019. № 2 (23). – 73 с.
4. Газизова Н.С. Компоненты целостного педагогического процесса по формированию правовой культуры учащихся. Наука и мир. [Текст] / Н.С. Газизова // М., 2015. Т. 2. № 1 (17). – 162 с.
5. Гуляев И.И. Гражданская и правовая культура российской молодежи : учебное пособие для вузов [Текст] / И.И. Гуляев. // М.: Юрайт, 2021. – 124 с.
6. Дражина И.Е., Пономаренко Е.В. Правовое освоение действительности в системе юридических категорий. [Текст] / И.Е. Дражина // Тюмень, 2015. – 144 с.
7. Козлова Л.Н., Козлов А.Г. Формирование правовой культуры учащихся в условиях модернизации образования. Сборник статей участников IX Международной научно-практической конференции. [Текст] / Л.Н. Козлова // 2016. – 125 с.
8. Курбанов М.А. О некоторых особенностях формирования правового сознания и правовой культуры подрастающего поколения. Символ науки: международный научный журнал. [Текст] / М.А. Курбанов // 2016. № 1-2 (13). – 185 с.
9. Коломытцев Н.А., Одинцова Л.Н. Рецидивная преступность несовершеннолетних и ее предупреждение в России. [Текст] / Н.А. Коломытцев // Вестник Кузбасского института. 2019. № 1 (38). С. 34-44.
10. Карданова Д.М. Формирование правовой культуры несовершеннолетних в контексте профилактики правонарушений. Управление образованием: теория и практика. [Текст] / Д.М. Карданова // 2020. № 4 (40). –136 с.
11. Ляхова О.С. Сущностные характеристики правовой культуры как качества личности[Текст] / О.С. Ляхова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2015. – № 1. – 345 с.
12. Лозин Д.И., Хорошенкова А.В. Роль социо-гуманитарных предметов в формировании правовой культуре школьников. Modern Science. [Текст] / Д.И. Лозин // 2019. № 11-1. – 156 с.
13. Лукаш С.Н. Памяти Евгении Васильевны Бондаревской. [Текст] / С.Н. Лукаш // В сборнике: Отрадненские историко-краеведческие чтения. Научный редактор С.Н. Малахов, Составитель С.Г. Немченко. 2018. С. 285-289.
14. Миляева Д.Д. Направления формирования правовой культуры учащихся. Материалы V Всероссийской с международным участием студенческой научно-практической конференции. [Текст] / Д.Д. Миляева // Пермь, 2021. – 267 с.
15. Макаренко, А. С. Методика воспитательной работы. Избранные труды [Текст] / А. С. Макаренко. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 323 с.
16. Пашенцева Д.Д., Современные подходы к изучению правовой культуры // Образование и право. [Текст] / Д.Д. Пашенцева // 2015. – № 4. – 457 с.
17. Рыбаков В. И. Правовая культура и правовое сознание граждан: критические замечания [Текст] / В.И. Рыбаков // Вестник ОмГУ. Серия «Право». 2016. № 4 (49). – 123 с.
18. Рыбакова В.В., Быстрова Н.В. Изучение основ теории государства и права как фактор формирования правовой культуры учащихся. Студенческая наука и XXI век. [Текст] / В.В. Рыбакова // М., 2020. Т. 17. № 2-2 (20). – 345 с.
19. Сливко О.А., Чичулин А.В. Формирование и развитие правовой культуры учащихся старших классов. Сборник материалов региональной научно-практической конференции. [Текст] / А.В. Чичулин // М., 2017. – 228 с.
20. Сапогов В.М. Правовая культура и правосознание несовершеннолетних. Работа с воспитанниками закрытых государственных учреждений : учебное пособие для вузов — 2-е изд., [Текст] / В.М. Сапогов // перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2021. – 273 с.
21. Шабуров А.С., Жайкбаев Ж.С. Теория государства и права: учебное пособие. Курган: Изд. Курганский гос. университет, [Текст] / А.С. Шабуров // 2019. – 382 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!