это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3263323
Ознакомительный фрагмент работы:
Оглавление
TOC \o "1-2" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc63369267 \h 4.1. Теоретико-правовые основы признания жилых помещений аварийными и непригодными для проживания PAGEREF _Toc63369268 \h 81.1. Понятие и признаки жилого помещения, основные требования, предъявляемые к нему PAGEREF _Toc63369269 \h 81.2. Правовые основы признания жилых помещений аварийными и непригодными для проживания PAGEREF _Toc63369270 \h 12 2. Нормативно-технические критерии и порядок признания жилого помещения аварийным и непригодным для проживания и проблемы ее реализации PAGEREF _Toc63369271 \h 162.1. Нормативно-технические основания признания жилого помещения аварийным и непригодным для проживания PAGEREF _Toc63369272 \h 162.2. Порядок признания жилого помещения аварийным и непригодным для проживания PAGEREF _Toc63369273 \h 19Заключение PAGEREF _Toc63369274 \h 27Библиографический список PAGEREF _Toc63369275 \h 30
Введение
Российская Федерация является социальным государством, целью которого является обеспечение достойной жизни человека и гражданина. Одним из существенных аспектов такой жизни является реализация гражданином права на жилье, обеспечение гражданину возможности проживания в благоустроенных жилых помещениях. В связи с этим право граждан на жилище возведено в ранг конституционных прав человека (ст. 40 Конституции Российской Федерации).
Право на жилище - одно из важнейших социально-экономических прав граждан России, поскольку оно затрагивает основы жизнедеятельности людей. Вместе с тем, с принятием Конституции РФ перед наукой гражданского права возникла весьма сложная проблема, связанная с понятием, содержанием и правовой природой права на жилище, механизмом его реализации и особенностей защиты.
Следует отметить, что действующее законодательство использует не только термин «жилое помещение», но также оперирует таким понятием как «жилище». Этот термин упоминается в ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). В указанной статье говорится о праве на жилище, неприкосновенности жилища и недопустимости его произвольного лишения, однако само понятие в ЖК РФ не расшифровывается. Таким образом, можно прийти к выводу, что жилище - это некая абстрактная социально-экономическая категория, которая не имеет четких юридических признаков, а призвана идентифицировать одну из важнейших потребностей человека - потребность в жилье. Тогда как жилое помещение - это конкретный объект жилищных и гражданских прав, определение которого дано в законе и которое имеет свои признаки.
Однако значительные слои населения проживают в ветхом жилье, непригодном для проживания. По данным Минстроя России аварийный жилищный фонд в РФ составляет 25,5 млн. кв. м. Вместе с тем, для того, чтобы воспользоваться предоставленным государством правом на переселение из ветхого жилья в пригодное для проживания, необходимо знать каким образом, на каком основании и в каком порядке жилое помещение может быть признано аварийным и непригодным для проживания. Вместе с тем, необходимо отметить, что специальные научные труды по обозначенной теме исследования отсутствуют, а существующие законодательные акты должным образом не систематизированы, что затрудняет сам процесс признания жилого помещения аварийным.
Актуальность темы данной курсовой работы определена тем, что жилые помещения занимают особое место в жизни человека. Они являются средой обитания человека и необходимой предпосылкой создания семьи и воспитания детей. Поэтому, помещение, в котором проживают люди, всегда должно отвечать всем нормам и условиям жилого помещения. Однако, это не всегда так, именно по данной причине, были разработаны нормативно-технические критерии, правовые основы и порядок признания жилых помещений аварийными и непригодными для проживания граждан, к которым необходимо обратиться в том случае, если помещение вызывает подозрение.
Степень разработки темы данной курсовой работы заключается в соотношении информации, которая была взята из нормативно-правовых актов и других источников, то есть научной литературы, монографий, статей, и собственных научных изысканий автора, касательно нормативно-технических критерий, правовых основ и порядка признания жилых помещений аварийными и непригодными для проживания граждан.
Обозначенные выше обстоятельства обуславливают актуальность проводимого исследования.
Целью проводимого исследования является комплексное изучение нормативно-технических оснований, порядка и правовых основ признания жилых помещений аварийными и непригодными для проживания.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятие и признаки жилого помещения, а также основные требования, предъявляемые к жилым помещениям;
- изучить правовые основы признания жилых помещений аварийными и непригодными для проживания;
- охарактеризовать нормативно-технические основания признания жилых помещений аварийными и непригодными для проживания;
- проанализировать порядок признания жилого помещения аварийным и непригодным для проживания.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при признании жилых помещений аварийными и непригодными для проживания.
Предметом исследования выступают правовые нормы, регламентирующие основания и порядок признания жилых помещений аварийными и непригодными для проживания, а также практика их применения.
Теоретической основой исследования указанных социальных и правовых явлений выступают изыскания на этот счет правоведов и ученых других общественных наук.
Методологической основой исследования является диалектический материализм в сочетании с частными приемами и способами познания явлений объективной реальности.
Практическая значимость разработки темы выпускной квалификационной работы состоит в возможности использования ряда ее положений, выводов и предложений в учебном процессе, деятельности правотворческих и предпринимательских органов, а также коммерческих организаций и граждан.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав и заключения.
Во введении обосновывается актуальность, определяется объект, предмет, цель и задачи исследования, раскрывается теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе выпускной квалификационной работы исследуется теоретико-правовая основа признания жилых помещений аварийными и непригодными для проживания.
Вторая глава дипломного исследования посвящена нормативно-техническим критериям и порядку признания жилого помещения аварийным и непригодным для проживания.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются выводы и предложения по совершенствованию действующего в этой области законодательства, а также определяются перспективы и направления дальнейшего теоретического осмысления правового регулирования порядка признания жилого помещений аварийным и непригодным для проживания.
Глава 1. Теоретико-правовые основы признания жилых помещений аварийными и непригодными для проживания1.1. Понятие и признаки жилого помещения, основные требования, предъявляемые к немуВ соответствии с ч. 2 ст. 15 ЖК РФ) жилое помещение – это изолированное помещение, являющееся недвижимым имуществом и пригодное для постоянного проживания граждан.
Следует отметить, что понятие жилого помещения, используемое в российском законодательстве, более узкое, чем то, которое используется в зарубежной практике. Так, Европейский суд по правам человека признал, что жилище может быть занято индивидом не только на законных основаниях, под жилищем следует понимать в целом место конкретного проживания лица, при этом необходимо учитывать фактические обстоятельства дела, наличие достаточных продолжающихся связей с конкретным местом проживания.
В соответствии с действующим законодательством, также являются жилыми помещениями помещения, в которых граждане проживают временно или принудительно, например, по приговору суда. К таким помещениям, в частности, относятся гостиницы, больницы, тюрьмы, исправительные колонии. Однако, жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в котором он проживает временно, не может быть местом его жительства. К этому относится все вышеперечисленное.
Понятие жилого помещения различается в зависимости от того, какие правоотношения складываются в отношении такого помещения.
Так, с точки зрения конституционного права, жилище рассматривается как определенная гарантия реализации права человека, связанного с удовлетворением потребности в безопасности, в обеспечении неприкосновенности жилища, в выборе места своего нахождения. Такое понимание жилища представляется наиболее широким и включает в себя не только жилые помещения в их традиционном понимании, но и жилые помещения, которые являются традиционными для отдельных групп населения в нашем государстве: чумы, яранги и другие, которые не являются объектами недвижимости и могут перемещаться.
Следовательно данное определение включает признаки:
1) это изолированное помещение, т. е. отделенное от других жилых помещений, а также отграниченное от остального пространства обязательным. Обязательным требованием является наличие самостоятельного выхода в места общего пользования;
2) это недвижимое имущество. В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК к недвижимым вещам относятся объекты перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначения невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Следовательно жилым помещением может признаваться только помещение, представляющее собой здание или строение, или их части, перемещение которых на другое место без ущерба назначению невозможно. В связи с этим жилым помещением не могут быть признаны объекты, приспособленные для жилья, например, палатки, дома на колесах. Поскольку жилые помещения отнесены к недвижимости право собственности подлежит государственной регистрации.
3) это помещение, пригодное для постоянного проживания граждан. Признак при годности заключается в соответствии жилого помещения установленными санитарным, техническим и иным правилам и нормам. Данным признакам жилое помещение должно отвечать в момент предоставления или приобретения его, а также в процессе использования. Такие требования определяются подзакоными нпа. Основным является Положение о признании помещения жилым, утвержденное Правительством. Этот акт содержит обязательные условия для признания помещения жилым, например, касающиеся местоположения жилых помещений, обеспечение инженерными системами (водоснабжение, водоотводение и т.д.), температурный режим, влажность, освещение и т.д.
Право на жилище, с точки зрения конституционалистов, представляет собой естественное право человека иметь крышу над головой. Это право является многоаспектным и выражается в следующих основных возможностях:
- пользования жилым помещением на постоянной основе вне зависимости от права собственности на него. Жилое помещение может входить в состав государственного, муниципального или специализированного жилого фонда, или принадлежать лицу, проживающему в нем, на праве собственности;
- улучшения жилищных условий при возникновении такой необходимости. Улучшение жилищных условий может осуществляться различными способами. Правовое регулирование осуществляется при улучшении жилищных условий социально незащищенными категориями граждан, которым жилье предоставляется на льготных условиях из государственного или муниципального жилищного фонда;
- приобретения жилых помещений за счет собственных денежных средств, а также с помощью привлечения заемных денежных средств или субсидий, предоставляемых из бюджетов различных уровней бюджетной системы;
- пользования жилым помещением, отвечающим признакам благоустроенного помещения и соответствующим требованиям санитарного, эпидемиологического и технического законодательства;
- обеспечение недопустимости произвольного изъятия жилого помещения.
Конституционный Суд РФ указывает на то, что жилище является необходимым средством жизнеобеспечения. Аналогичную позицию выражает К. И. Магомедова, которая говорит о том, что жилое помещение удовлетворяет социально-экономическую потребность человека в жилище, реализуя при этом конституционное право гражданина.
Гражданско-правовое понимание жилища связано с жилым помещением как объектом гражданского оборота. В соответствии со ст. 130 ГК РФ жилое помещение как объект гражданского оборота относится к недвижимому имуществу. Нормы гражданского законодательства охраняют права собственников жилых помещений как материальных объектов, а также в соответствии со ст. 150 ГК РФ относят неприкосновенность жилища к нематериальным благам, которые также подлежат охране.
В ч. 2 ст. 15 ЖК РФ дается комплексное определение жилого помещения как изолированного помещения, предназначенного для постоянного проживания граждан.
Следует отметить, что понятие «жилище» в целом гораздо шире, чем «жилое помещение». Для того, чтобы помещение было признано жилым, необходимо, чтобы оно соответствовало определенным признакам и требованиям. К таковым признакам относятся:
- изолированность. Под изолированностью в целом понимается возможность исключить доступ в помещение для лиц, не являющихся его собственниками. Предполагается, что такое помещение должно иметь отдельный вход из мест общего пользования, и оно не используется для прохода посторонними гражданами или его собственником для прохода в иные изолированные жилые помещения в квартире или жилом доме;
- пригодность для постоянного проживания граждан. С точки зрения этого признака жилое помещение должно соответствовать определенным признакам благоустроенности. Благоустроенность определяется в зависимости от субъекта РФ и населенного пункта, на территории которых находится жилое помещение. Так, в городе Москве благоустроенными считаются квартиры со всеми видами удобств: электроснабжением, водопроводом, канализацией, отоплением, ванной или душем, газовой или электрической плитой, горячим водоснабжением или газовой колонкой. В Брянской области благоустроенным считается помещение, в котором имеются горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление, газоснабжение в газифицированных домах. Условия уровня жизни конкретного населенного пункта также определяют уровень благоустроенности жилого помещения. Отсутствие системных и коммуникационных санитарных условий в конкретном населенном пункте обуславливает рассмотрение жилых помещений как благоустроенных применительно к имеющимся условиям проживания. Так, Верховный Суд РФ отмечает, что уровень благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилого фонда оценивается применительно к условиям конкретного населенного пункта (п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ»);
- соответствие предъявляемым санитарным и техническим требованиям согласно установленным нормативам. Такие требования закреплены в разделе II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее – Постановление Правительства № 47), а также в специальном законодательстве, например, в ст. 23 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Эти требования касаются площади помещения, его планировки, освещенности, инсоляции, микроклимата, воздухообмена, уровня шума в помещении и других параметров. В Постановлении Правительства РФ указывается, что жилое помещение должно быть обеспечено необходимыми для проживания в нем инженерными системами, которые включают в себя системы электроосвещения, хозяйственно-питьевого и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления и вентиляции, газоснабжения;
- возможность государственной регистрации помещения в качестве объекта недвижимости. Жилое помещение как объект недвижимости имеет прочную связь с землей, не может быть перемещено в пространстве без причинения ему несоразмерного ущерба.1.2. Правовые основы признания жилых помещений аварийными и непригодными для проживанияЧасть 4 ст. 15 ЖК РФ определяет, что жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые устанавливаются Правительством РФ.
Анализ положений ЖК РФ позволяет сделать вывод о том, что аварийность может устанавливаться только в отношении многоквартирных домов, тогда как остальные жилые помещения (квартиры, жилые дома, комнаты) признаются в общем непригодными для проживания.
В научной литературе высказывается обоснованное мнение, что термины «аварийность» и «непригодность для проживания» не являются взаимозаменяемыми, идентичными. В качестве аварийного жилья, при этом, рассматривается жилье, проживание в котором грозит повреждением, нанесением ущерба проживающему лицу. Непригодность же означает фактическую невозможность использовать помещение для проживания в нем граждан.
Действующее законодательство не содержит понятия «ветхое жилье». Однако из общего смысла термина следует, что это жилье, которое вследствие физического износа полностью или частично утратило свои эксплуатационные свойства. Наиболее часто возникающие в правоприменительной практике вопросы связаны с понятием равнозначностии благоустроенности нового жилого помещения, его удаленности от ранее занимаемого жилья.
Отметим, что отсутствие в законодательстве юридического понятия «аварийное жилье» влечет возникновение значительных проблем в сфере реализации прав граждан на жилище. Законодательство в сфере признания жилья аварийным и переселения из него характеризуется противоречивостью, нечеткостью.
В Постановление Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47, являющемся основным нормативным правовым актом в сфере признания жилых помещений непригодными для проживания и аварийными в соответствии с жилищным законодательством, содержатся критерии для признания непригодными для проживания и аварийными жилых помещений в отношении многоквартирных домов.
Прежде всего, в данном акте закреплены положения, которые указывают на условия, по которым дом можно признать непригодным для проживания. Она прописаны в главе III. Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, начиная с п. 33.
В отношении специализированного жилого фонда установлен особый порядок признания жилых помещений непригодными для проживания, а многоквартирных домов аварийными.
Так, Министерством обороны РФ определен Порядок признания жилого помещения пригодным или непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным в отношении тех помещений, которые находятся в федеральной собственности, управление и распоряжение которыми осуществляется Министерством обороны РФ. Основные положения в свою очередь, закреплены в Постановлении Правительства №47 в главе IV. Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, начиная с п. 44.
Требования к жилому помещению, предназначенному для постоянного проживания, устанавливаются в значительном количестве нормативных правовых актов, принимаемых в сфере технического регулирования, в ГОСТах, СНиПах в сфере строительства, проектировки, коммунального обеспечения, в санитарных нормах и правилах и в других актах. К таким актам, в частности, относятся:
- ГОСТ 30494-2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях. Данный стандарт устанавливает параметры микроклимата обслуживаемой зоны помещений жилых (в том числе общежитий), детских дошкольных учреждений, общественных, административных и бытовых зданий, а также качества воздуха в обслуживаемой зоне указанных помещений и устанавливает общие требования к оптимальным и допустимым показателям микроклимата и качеству воздуха ;
- СНиП 2.07.01-89* Данный стандарт регламентирует вопросы градостроительства, описывая при этом правила планировки и застройка городских и сельских поселений по установленным в данном нормативно-правовом акте стандартам;
- СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные. В разделах 4,6—10 настоящих норм приведены требования, соответствующие целям технических регламентов и подлежащие обязательному соблюдению с учетом части 1 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании».
Многоквартирные жилые дома, начатые строительством по проектной документации, разработанной и утвержденной до 1 января 2004 г., могут строиться и вводиться в эксплуатацию без корректировки проектной документации в соответствии с требованиями настоящих норм и правил. ;
- СанПиН 2.1.2.2645-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Настоящие санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания. , и другие.
Все же стоит признать, что на сегодняшний день правила и нормы содержат общие или достаточно размытые понятия, не говоря о некоторых моментах, возникающих в старых домах, находящихся в эксплуатации со времен Советского Союза. Не установлены в достаточной степени точные условия, по которым сами проживающие в непригодном здании люди, смогли бы определить необходимость для обращения в соответствующие службы.
Таким образом, правовое регулирование признания жилых помещений непригодными для проживания и аварийными осуществляется нормативными правовыми актами, принимаемых в форме федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов Правительства РФ и органов исполнительной власти.
Следует отметить, что исходя из правоприменительной практики и анализа нормативно-правовых актов, такое регулирование не отличается четкостью и определенностью. Значительное количество нормативных правовых актов, устанавливающих санитарные, эпидемиологические, технические и иные требования к жилым помещениям, затрудняют порядок обоснованного признания помещений непригодными для проживания и аварийными, вызывают проблемы в правоприменительной практике, влекут необходимость защиты гражданами своих прав в жилищной сфере в судебном порядке.
2. Нормативно-технические основания и порядок признания жилого помещения аварийным и непригодным для проживания и проблемы ее реализации2.1 Нормативно-технические основания признания жилого помещения аварийным и непригодным для проживанияКритерии и технические условия отнесения жилых помещений к категории ветхого и аварийного жилья на сегодняшний день являются одной из самых острых проблем в сфере аварийного жилищного фонда. Это объясняется тем, что во многих субъектах РФ отсутствует нормативно-правовые акты, в которых четко определены и законодательно прописаны критерии аварийности.
Критерии, по которым дом может считаться аварийным, в свободном доступе отсутствуют. Потому, можно ориентироваться только на базовые параметры, указанные в некоторых сторонних документах и в ПП РФ №577:
1) Повреждение основных элементов строения, способные привести к обрушению дома в ближайшем будущем.
Пример: Большие трещины или отваливающиеся куски стен дома. В целом, любые серьезные повреждения, ремонт которых нецелесообразен или невозможен.
2) Нет электричества и/или других коммуникаций (вода, газ, канализация и так далее) на протяжении длительного периода при отсутствии возможности подключить все необходимое в более или менее приемлемый срок. Обычно, предполагается отсутствие таких коммуникаций в течение 30 дней.
3) Проблемы с вентиляцией. Если они не работает или работает неправильно, то дом может быть признан аварийным при условии, что три попытки исправить ситуацию ничего не дали.
4) Слишком высокая влажность. Если в доме невозможно находится из-за того, что стены покрыты плесенью и/или грибков, причем сами владельцы жилья в этом не виноваты, то такой дом также будет признан аварийным.
5) Повышенная концентрация вредных веществ. Важно, что это должно касаться именно данного дома, а не всего региона в целом.
6) Дом получил повреждения в результате аварии (природной или техногенной).
7) Дома находится в месте, где появилась высокая вероятность оползня, землетрясения и так далее.
Следует отметить, что в советский период времени существовало Положение по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, 1985 года. После принятия Конституции РФ в 1993 году, было разработано новое законодательство в рамках регулирования критериев и технических условий отнесения жилых помещений к категории ветхого и аварийного жилья.
Одна из самых острых и трудно разрешаемых проблем в России – это проблема ветхого и непригодного для проживания граждан жилья. Если говорить непосредственно о проблеме аварийного и ветхого жилья, то нужно отметить, что даже с помощью предпринимаемых мер в этой области со стороны государства, данная проблема разрешается достаточно сложно в силу нехватки финансирования.
Аварийный дом имеет процент износа на уровне 65-70% и выше. Определяется этот процент при помощи специального калькулятора, и далеко не всегда он отражает реальное положение вещей.
Исходя из формул, износ может быть и на уровне 80%, однако фактически строение будет относится к ветхим, а не аварийным. Например, потому, что за домом хорошо ухаживали и регулярно подновляли.
В то же время, строение с 50% износа может разваливаться буквально на глазах.
В целом, любые проблемы со строением, которые потенциально, в ближайшем будущем, могут нанести вред жизни или угрожать здоровью жильцов дома и которые невозможно или нецелесообразно решать посредством реконструкции, ремонта или другими способами, могут привести к тому, что дом признают аварийным.
Кроме перечисленного, нужно учитывать, что в каждом регионе есть своя специфика, также способная повлиять на решение администрации.
Статус аварийного дома позволяет жильцам рассчитывать на компенсацию или переселение. Это не особо выгодно администрации, так как требует дополнительных затрат. В результате администрация будет всеми силами оттягивать факт признания дома аварийным.
В ответ на это жильцы могут самостоятельно нанять специалистов и провести независимую экспертизу. Если ее результат будет серьезно отличаться от того, о чем говорит администрация, нужно немедленно обращаться в суд. Как доказывает практика, значительная часть таких дел завершается в пользу истцов.
Большая часть всех действий по признанию жилья аварийным должна совершаться местной администрацией. Однако именно это и вызывает большинство проблем, так как практически невозможно что-то определить заранее и четко понимать, что именно и когда конкретно будет делаться. В этом могут помочь только опытные юристы. На бесплатной консультации они расскажут о том, что и как нужно делать. Также, эти специалисты будут регулярно консультировать клиента и могут представлять его интересы в суде.
Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным установлены в разделе III Постановления Правительства № 47. Эти основания применимы как к многоквартирным домам, так и к иным жилым помещениям и не зависят от того, в чьей собственности находятся те или иные жилые помещения: государственной, муниципальной или частной.
Жилое помещение признается непригодным для проживания в том случае, когда объективные факторы и условия проживания не позволяют обеспечить безопасность для жизни и здоровья человека. К таким объективным факторам относятся:
- физический износ конструкций здания в целом, наступивший в результате обычной эксплуатации или вследствие чрезвычайной ситуации, и приводящий к снижению до недопустимого уровня надежности здания, его прочности и устойчивости;
- изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, вследствие чего нарушаются санитарно-эпидемиологические требования и гигиенические нормативы, например, в составе атмосферного воздуха наблюдаются опасные для человека химические или биологические вещества, превышен уровень радиационного фона, уровень шума, вибрации;
- нахождение в опасных зонах схода оползней, селевых потоках, снежных лавин, на территориях, затапливаемых паводковыми водами;
- расположение в зонах вероятных разрушений при техногенных авариях и иных чрезвычайных ситуациях. Такие зоны устанавливаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору;
- расположение на территориях под воздушными линиями электропередач переменного тока, создающими на высоте 1,8 м от поверхности земли напряженность электрического поля промышленной частоты 50 Гц более 1 кВ/м и индукцию магнитного поля промышленной частоты 50 Гц более по мкТл;
- расположение окон жилых помещений с выходом на магистрали, создающих шум выше предельно допустимого уровня, если невозможно с помощью инженерных и проектных решений снизить уровень шума;
- расположение под или смежно с устройством для промывки мусоропровода и его очистки;
- расположение в многоквартирных домах, получивших повреждение в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно, а техническое состояние таких домов и их строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристики, вследствие чего возникает опасность при пребывании людей и сохранности инженерного оборудования.
Жилое помещение не признается непригодным для проживания при наличии следующих оснований:
- отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения, если дом является одно- или двухэтажным;
- отсутствие лифта и мусоропровода, если высота дома не превышает 5 этажей;
- несоответствие объемно-планировочного решения жилых помещений и их расположения минимальной площади комнат и вспомогательных помещений, если квартира находится в доме, построенном по ранее действовавшей нормативной документации.
Так, И. обратился в Префектуру Западного административного округа г. Москвы с заявлением о признании жилого помещения непригодным для проживания, предоставив заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве» о несоответствии уровня шума в квартире максимально допустимым значениям в дневное время (превышение норма на 15 ДБ) и ночное время (превышение нормы на 25 ДБ) в результате нахождения жилого дома рядом с проезжей частью улично-дорожной сети. Однако Заключением окружной межведомственной комиссии жилое помещение было признано пригодным для проживания. Суд при рассмотрении жалобы И. указал на то, что превышение показателя уровня шума в жилом помещении не влечет за собой его безусловную непригодность для проживания без исследования вопроса о возможности минимизировать уровень шума инженерными и проектными решениями. Для решения вопроса о пригодности или непригодности жилого помещения для проживания необходимо заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения.
Подводя итог всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что ветхие дома и помещения наносят значительный урон общему внешнему облику жилищного фонда города или населенного пункта. Также такое жилье – это серьезная угроза для проживающих в нем людей. Неустойчивость конструкции, износ элементов, нарушение в работе коммуникаций – только малая часть возможных проблем, которые обязаны решить органы власти, опираясь на нынешнее законодательство. 2.2. Порядок признания жилого помещения аварийным и непригодным для проживанияВопросы обеспечения граждан жильём после их выселения из аварийного жилья в настоящее время является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. В связи с этим законодательством должна быть строго урегулирована процедура признания жилого помещения аварийным и непригодным для проживания с целью обеспечения гарантий для граждан, проживающих в ветхом и непригодным для проживания жилом фонде, реализации права на жилище.
Признание жилого помещения непригодным для проживания, а многоквартирного дома аварийным осуществляется межведомственной комиссией в соответствии с п. 7 Постановления Правительства № 47. Межведомственная комиссия создается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления в зависимости от того, к какому жилому фонду относится соответствующее жилое помещение: федеральному, региональному или местному.
Собственник помещения, наниматель или уполномоченные органы государственного надзора (контроля) обращаются с заявлением в межведомственную комиссию, которая на основании такого заявления оценивает соответствие жилого помещения основным требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.
Рассмотрение вопроса о непригодности жилого помещения для проживания может основываться и на заключении экспертизы, которая проводится в рамках реализации программ субъектов РФ по возмещению ущерба, причиненного жилым помещениям, с использованием механизма добровольного страхования (п. 1 Правил проведения экспертизы помещения, которому причинен ущерб, подлежащий возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан с использованием механизма добровольного страхования).
При работе комиссия основывается на представленных заявителем документах, а также документах, полученных в рамках межведомственного взаимодействия. К работе комиссии привлекаются эксперты, аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации или результатов инженерных изысканий. В состав комиссии могут входить представителя органов архитектуры и градостроительства. Собственник помещения может быть привлечен к работе межведомственной комиссии с правом совещательного голоса.
Следует отметить, что на федеральном уровне не закреплены четкие критерии того, кто должен входить в состав межведомственной комиссии, в связи с чем на практике нередко возникают ситуации, когда в состав комиссии не включаются необходимые эксперты и представители органов государственного контроля и надзора, что может повлечь приятие необоснованного и необъективного решения. Особое значение закрепление состава межведомственной комиссии, как представляется, будет иметь при признании аварийными многоквартирных домов, когда объем работ по обследованию дома является значительным и следует определить оптимальные количественные критерии для состава межведомственной комиссии.
Срок рассмотрения заявления межведомственной комиссией составляет 30 дней с даты его регистрации, а если жилое помещение пострадало от чрезвычайной ситуации и не включено в сводный перечень – в течение 20 дней даты его регистрации.
Комиссия обязательно проверяет фактическое состояние дома, оценивает техническое состояние его строительных конструкций, степень огнестойкости, условия обеспечения эвакуации граждан, санитарно-эпидемиологические требования, гигиенические нормативы, содержание в воздухе потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качество атмосферного воздуха, уровень радиационного фона и физические факторы источников шума, вибрации, наличие электромагнитных полей, параметры микроклимата жилого помещения, его месторасположение в целом. Все установленные сведения вносятся в акт обследования помещения.
По результатам работы межведомственной комиссии может быть принято одно из следующих решений:
- признать жилое помещение соответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и пригодным для проживания;
- признать необходимость и возможность поведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки для приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями, и после их завершения продолжить процедуру оценки;
- признать жилое помещение несоответствующим предъявляемым требованиям и непригодным для проживания с указанием соответствующих оснований;
- признать многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу;
- признать многоквартирный дом аварийным и подлежащим реконструкции;
- установить отсутствие оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом).
Решение межведомственной комиссии может быть обжаловано в судебном порядке, что довольно часто осуществляется на практике.
Так, Одинцовский городской прокурор Московской области в интересах В. обратился в суд с иском к администрации городского поселения Новоивановское Одинцовского района Московской области об оспаривании заключения и обязании повторно провести обследование жилого помещения. Оспариваемым заключением межведомственной комиссии жилое помещение было признано пригодным для проживания с указанием, что оно соответствует техническим правилам и нормам, предъявляемым к жилым помещениям, применительно к данному населенному пункту. Однако обследование жилого дома было проведено в отсутствие представителей органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора, государственного контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологической безопасности, органов, уполномоченных на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости. При рассмотрении дела судом было установлено, что межведомственная комиссия установила только характеристики дома в соответствии с данными технического паспорта, при этом не исследовалось состояние инженерных систем жилого дома, не дана оценка соответствия их требованиям действующего законодательства, не проведена оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих в нем граждан и иных нормативов. Также не был проведен контроль качества воды из шахтного колодца при доме, не учтено отсутствие надворного туалета и оборудованного туалета в самом доме. Суд при наличии указанных обстоятельств направил дело на новое рассмотрение.
Решение межведомственной комиссии является основанием для принятия уполномоченным органом публичной власти решения о дальнейшем использовании помещения. При признании жилого помещения непригодным для проживания, а многоквартирного дома аварийным в таком решении должны содержатся сведения о сроках отселения граждан из жилого помещения, о проведении ремонтно-восстановительных работ в помещении. Как указывает Конституционный Суд РФ, в случае признания жилого помещения непригодным для проживания вследствие его аварийного состояния или вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни или здоровья жильцов, орган местного самоуправления должен вынести предписание о незамедлительном выселении граждан.
В судебной практике также устанавливается, что суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно выселить граждан и предоставить им другие благоустроенные жилые помещения только в том случае, когда проживание в жилом помещение представляет опасность для жизни и здоровья человека.
Существенным минусом действующего правового регулирования порядка признания нежилого помещения непригодным для проживания является то, что межведомственным комиссиям предоставлено право возлагать на собственника помещения обязанность предоставить заключение специализированной организации об обследовании дома. Однако оплата работы такой специализированной организации зачастую затруднительна для собственника в связи с низким уровнем доходов населения, проживающих в аварийном и ветхом жилом фонде.
Также не урегулирован вопрос ответственности межведомственной комиссии за составление необоснованных и необъективных заключений о признании жилых помещений пригодными или непригодными для проживания. Введение института ответственности позволило бы повысить качество принимаемых межведомственной комиссией решений, их обдуманность и объективность.
Нормативные акты, регулирующие порядок признания жилых помещений непригодными для проживания, постоянно совершенствуются уполномоченными органами государственной власти с целью их адаптации к возникающим в реальной жизни ситуациям. Так, Постановлением Правительства РФ от 22. 07. 2020 № 1120 были внесены изменения в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, в соответствии с которыми оценка жилых помещений межведомственной комиссией может производиться на основании сведений, полученных из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, в случаях чрезвычайных ситуаций на основании сводного перечня жилых помещений, сформированного и утвержденного субъектом РФ. Такие сведения получаются с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, то есть представление заявителем документов для рассмотрения вопроса о пригодности или непригодности помещения для проживания или признания аварийным не требуется.
Таким образом, процедура признания жилого помещения непригодным для проживания, а многоквартирного дома аварийным включает в себя работу межведомственной комиссии, создаваемой органом исполнительной власти соответствующего уровня, принятие решения этой комиссией и принятие распоряжения уполномоченным органом публичной власти о дальнейшем использовании помещения и сроках отселения из него жильцов в случае необходимости. В нормативных правовых актах установлены основания признания жилых помещений непригодными для проживания, а многоквартирных домов аварийными, однако такие основания не влекут безусловное признание соответствующего жилого помещения непригодным для проживания.
Действующее законодательство в сфере регулирования вопросов признания жилых помещений непригодными для проживания и аварийными нуждается в дальнейшем совершенствовании, так как детализации требуют такие вопросы как: закрепление состава межведомственной комиссии, возложение обязанности по оплате работы специализированной организации, установление ответственности межведомственной комиссии за дачу необоснованных и необъективных заключений.
ЗаключениеВ заключение следует отметить, что вопросы о признании жилых помещений непригодными для проживания, а также признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, решаются специальной межведомственной комиссией, создаваемой на уровне федерации, субъекта, муниципального образования в зависимости от вида жилищного фонда.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Жилое помещение – это изолированное помещение, являющееся недвижимым имуществом и пригодное для постоянного проживания граждан. Для того, чтобы помещение было признано жилым, необходимо, чтобы оно соответствовало определенным признакам: было изолированным, пригодно для постоянного проживания граждан, соответствовало предъявляемым санитарным и техническим требованиям, подлежало регистрации в качестве объекта недвижимости.
Анализ положений Жилищного кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что аварийность может устанавливаться только в отношении многоквартирных домов, тогда как остальные жилые помещения (квартиры, жилые дома, комнаты) признаются в общем непригодными для проживания.
Правовое регулирование признания жилых помещений непригодными для проживания и аварийными осуществляется нормативными правовыми актами, принимаемых в форме федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов Правительства РФ и органов исполнительной власти. Следует отметить, что такое регулирование не отличается четкостью и определенностью. Значительное количество нормативных правовых актов, устанавливающих санитарные, эпидемиологические, технические и иные требования к жилым помещениям, затрудняют порядок обоснованного признания помещений непригодными для проживания и аварийными, вызывают проблемы в правоприменительной практике, влекут необходимость защиты гражданами своих прав в жилищной сфере в судебном порядке.
Жилое помещение признается непригодным для проживания в том случае, когда объективные факторы и условия проживания не позволяют обеспечить безопасность для жизни и здоровья человека.
Вопросы переселения граждан из аварийного жилья в настоящее время является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. В связи с этим законодательством должна быть строго урегулирована процедура признания жилого помещения аварийным и непригодным для проживания с целью обеспечения гарантий для граждан, проживающих в ветхом и непригодным для проживания жилом фонде, реализации права на жилище.
Процедура признания жилого помещения непригодным для проживания, а многоквартирного дома аварийным включает в себя работу межведомственной комиссии, создаваемой органом исполнительной власти соответствующего уровня, принятие решения этой комиссией и принятие распоряжения уполномоченным органом публичной власти о дальнейшем использовании помещения и сроках отселения из него жильцов в случае необходимости. В нормативных правовых актах установлены основания признания жилых помещений непригодными для проживания, а многоквартирных домов аварийными, однако такие основания не влекут безусловное признание соответствующего жилого помещения непригодным для проживания.
Действующее законодательство в сфере регулирования вопросов признания жилых помещений непригодными для проживания и аварийными нуждается в дальнейшем совершенствовании, так как детализации требуют такие вопросы как: закрепление состава межведомственной комиссии, возложение обязанности по оплате работы специализированной организации, установление ответственности межведомственной комиссии за дачу необоснованных и необъективных заключений.
Проведенное исследование по вопросу признания жилого помещения аварийным и непригодным для проживания позволяет обозначить следующие проблемы в указанной сфере:
- проблема отсутствия эффективного нормативно- правового регулирования
- проблема отсутствия эффективных механизмов управления в данной сфере
-проблема экономики и бюджетирования.
Решение перечисленных проблем невозможно лишь с помощью программами по расселению из ветхого и аварийного жилья. В данной ситуации необходима более глубокая и тщательная разработка, проектирование и создание эффективной модели управления данной сферой, которая включала бы субъекты регулирования, начиная от уровня власти и заканчивая гражданами. Кроме того, необходимо тщательно изучить и проконтролировать вопросы, касающиеся финансирования, а также предоставления льгот. Но самым главным аспектом должно стать создание четкого нормативно-правового регулирования в сфере аварийного и ветхого жилья.
Решение поставленных проблем позволит улучшить ситуацию с аварийным и ветхим фондом в нашем государстве, повысить качество жизни населения, упрочить социальный статус граждан, устранить препятствия в реализации права на жилище, установленное Конституцией РФ.
Библиографический списокНормативно-правовые акты
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12. 12. 1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01. 07. 2020) // http://www.pravo.gov.ru.
Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30. 11. 1994 № 51-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс», URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
Жилищный кодекс РФ от 29. 12. 2004 № 188-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс», URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/ Федеральный закон от 21. 07. 2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» // СПС «КонсультантПлюс», URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_69936/
Федеральный закон от 30. 03. 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СПС «КонсультантПлюс», URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22481/
Постановление Правительства РФ от 27. 07. 2020 № 1120 «О внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» // http://www.pravo.gov.ru.
Постановление Правительства РФ от 21. 08. 2019 № 1082 «Об утверждении Правил проведения экспертизы жилого помещения, которому причинен ущерб, подлежащий возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, методики определения размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования за счет страхового возмещения и помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, и о внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» //Собрание законодательства РФ. 2019. № 35. Ст. 4959.
Постановление Правительства РФ от 28. 01. 2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» // СПС «КонсультантПлюс», URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58136/
Приказ Министерства обороны РФ от 11. 01. 2017 № 11 «Об установлении Порядка принятия Министерством обороны РФ решения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодны (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» // http://www.pravo.gov.ru.
Приказ Минстроя России от 15. 08. 2018 № 520/пр «Об утверждении Изменения № 1 к СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» //Вестник ценообразования и сметного нормирования. 2018. № 8.
ГОСТ 30494-2011. Межгосударственный стандарт. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях (введен в действие Приказом Росстандарта от 12. 07. 2012 № 191-ст). М., 2013.
Постановление Главного государственного санитарного врача от 10. 06. 2010 № 64 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10» //Российская газета. 21. 07. 2010. № 159.
СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные (приняты Постановлением Госстроя от 23. 06. 2003 № 109). М., 2004.
Письмо ФГБУ «ФКП Росреестра» от 05. 08. 2013 № 08-2508-КЛ «О рассмотрении обращения» //СПС «КонсультантПлюс».
Письмо Росреестра от 09. 01. 2014 № 14-исх/00072-ГЕ/14 //СПС «КонсультантПлюс».
Закон г. Москвы от 14. 06. 2006 № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» // Ведомости Московской городской Думы. 2006. № 7. Ст. 170.
Постановление Правительства Брянской области от 04. 04. 2016 № 185-п «Об утверждении Порядка установления, изменения и ежегодной индексации максимального размера платы за наем жилого помещения в расчете на один квадратный метр общей площади жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования в Брянской области» // http://www.pravo.gov.ru.
Постановление ЕСПЧ от 18. 11. 2004 «Дело Прокопович против РФ» (жалоба № 58255/00) //Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2006. № 8.
Постановление Конституционного Суда РФ от 14. 05. 2012 № 11-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца второго части первой статьи 446 Гражданского процессуального кодекса РФ в связи с жалобами граждан Ф. Х. Гумеровой и Ю. А. Шикунова» //Вестник Конституционного Суда РФ. 2012. № 4.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02. 07. 2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. № 9.
Определение Конституционного Суда РФ от 03. 11. 2009 № 1368-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан Артюкиной Марии Васильевны, Кошолкиной Марии Владимировны, Федотова Сергея Владимировича, Федотовой Людмилы Сергеевны, Фисунова Владимира Ивановича, Честных Владимира Ивановича, Шарковой Алевтины Владимировны на нарушение их конституционных прав частью 3 статьи 6, частью 2 статьи 57 и частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса РФ» // СПС «КонсультантПлюс».
Постановление Президиума Московского областного суда от 12. 07. 2017 № 376 по делу № 44г-199/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 23. 08. 2018 № АПЛ18-305 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2019. № 5
Апелляционное определение Московского городского суда от 20. 11. 2019 по делу № 33а-8092/2019 //СПС «КонсультантПлюс».
Литература
М.П. Авдеенкова, А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцына и др.; рук. авт. кол. Ю.А. Дмитриев, науч. ред. Ю.И. Скуратов. 2-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2019. - 688 с., URL: http://journals.msal.ru/10-17803/article_104023.html
Комментарий к жилищному законодательству Российской Федерации с образцами правовых документов и материалами судебной практики. - М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2017. - 198 c.
Латынова, Е. В. Практика применения законодательства о правах собственности на жилье / Е.В. Латынова. - М.: Юрайт, 2016. - 274 c.
Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / [Арзамасов Ю. Г. и др.] ; отв. ред. В. В. Лазарев. - 4-е изд., доп. и перераб. - Москва : Юрайт, 2019. – 351 c., URL: https://www.studmed.ru/lazarev-vv-nauchno-prakticheskiy-kommentariy-k-konstitucii-rossiyskoy-federacii_d88ae006135.html
Магомедова К. И. Правовая природа жилого помещения // Семейное и жилищное право. 2009. № 4, URL: https://center-bereg.ru/a478.html
Меркулова А. В. Аварийное жилье как правовая категория // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avariynoe-zhilie-kak-pravovaya-kategoriya
Усольцева Н. А., Усольцев Ю. М. Проблемы межотраслевого регулирования понятия пригодности жилого помещения для постоянного или временного проживания //Семейное и жилищное право. 2019. № 5., URL: http://lawinfo.ru/catalog/contents-2019/semejnoe-i-zhilischnoe-pravo/5/
Уткин Н.И., Никитин С.В., Семёнова Д.А. Проблемы правового регулирования признания многоквартирных домов аварийными в рамках реализации конституционного права на жилище (на примере Санкт-Петербурга) // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-pravovogo-regulirovaniya-priznaniya-mnogokvartirnyh-domov-avariynymi-v-ramkah-realizatsii-konstitutsionnogo-prava-na
Статистические данные Минстроя России о количестве аварийного жилого фонда в РФ / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // https://rosstat.gov.ru.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!