это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3283443
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Проблема занятости и безработицы является одной из основных проблем мирового экономического развития. Многое зависит от уровня безработицы, прежде всего, от уровня преступности, уровня жизни населения, наличия квалифицированной рабочей силы, уровня иммиграции и других факторов.
В каждой стране без исключения есть определенный уровень безработицы, но, если он слишком высок, это может привести к разрушительным последствиям. Поэтому задача каждой страны - минимизировать уровень безработицы. С этой целью предпринимаются различные меры: создание новых рабочих мест, изменение системы образования, отвечающей современным условиям рынка труда, создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства и т.д.Безработица - это макроэкономическая проблема, которая оказывает самое непосредственное и мощное воздействие на всех. Потеря работы для большинства людей означает снижение уровня жизни и приводит к тяжелой психологической травме.
Безработица является одним из наиболее важных проявлений макроэкономической нестабильности, поскольку она имеет не только чисто экономическое значение, но и социальную коннотацию. Проблема безработицы так или иначе затрагивает и продолжает затрагивать почти все развитые страны, и проблема возможного контроля над безработицей остается наиболее важным вопросом в национальной макроэкономической политике.
Макроэкономика - это изучение экономики в целом экономических явлений и их показателей. Она позволяет понять структуру производства в стране, уровень производства, характер экономических колебаний, характер экономического роста, инфляцию и безработицу.
Для описания экономических событий, сложных экономических отношений существует надежная система дополнительных показателей - это Система национальных счетов (СНС). Она охватывает все операции, происходящие в экономике, а также все расходы, находящиеся в распоряжении страны. На его основе разрабатываются экономические модели и прогнозы, например, в области темпов экономического роста, регулирования инфляции и так далее.
Объект работы – безработица.
Предмет – макроэкономические показатели безработицы 2018-2020 гг.
Цель работы – изучить, какую значимость несут в себе макроэкономические показатели безработицы 2018-2020 гг. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. Определить понятие и сущность безработицы;
2. Рассмотреть причины безработицы;
3. Изучить макроэкономические показатели безработицы 2018-2020 гг. в России по субъектам;
4. Раскрыть динамику макроэкономических показателей безработицы.
При написании данной работы были использованы методы исследования:
1. Теоретические:
а) анализ для разделения темы на более мелкие части, чтобы лучше понять их (анализ научно-методической литературы и документальных и архивных материалов);
б) синтез для объединения ранее разрозненных понятий в одно целое.
2. Эмпирические:
а) наблюдение для описания поведения изучаемого объекта;
б) сравнение для выявления в объекте новых и важных свойств.
Теоретическая основа исходит из того, что в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику: Вон С. М., Горшенина Е.В., Даньшина Д. Н., Зайцева И.Ю. и т.д.
Нормативная база исследования включает себя ряд нормативно-правовых документов: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и т.д.Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность темы исследования, ее цель, задачи, предмет и объект, теоретическая и методологическая база. В первой главе исследованы теоретические аспекты. Во второй главе проведен анализ исследуемой темы. В заключении обобщены основные выводы и предложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗРАБОТИЦЫ1.1 Понятие и виды безработицыБезработица - это часть населения страны, в том числе те, кто достиг трудоспособного возраста в соответствии с законом, являются безработными и ищут работу в течение определенного периода времени.
В зависимости от определения безработицы выводится формула для расчета безработицы [5, с. 162-187]:
Уровень безработицы = безработица / рабочая сила * 100%
При этом безработные рассчитываются на основе данных, предоставляемых соответствующими учреждениями и институтами (например, во многих странах используется статистика по рабочей силе). Рабочая сила определяется как общая численность населения страны и количество людей, составляющих страну:
1. Лица, не достигшие трудоспособного возраста;
2. Персонал специальных учреждений (мест лишения свободы, психиатрических клиник);
3. Люди, покидающие рабочую силу (пенсионеры, инвалиды и т.д.).
В то же время важно, чтобы полученные показатели безработицы были чисто арифметическими. При оценке социально-экономических последствий безработицы необходимо учитывать ее различные виды, которые по-разному влияют на экономическую и социальную среду страны.
Виды безработицы
Существует три вида безработицы:
Фрикционная безработица - это форма добровольной безработицы. Она вызвана следующими причинами:
1. Географическая мобильность населения: человек, переезжающий на новое место жительства, может стать безработным в течение определенного периода времени, либо с момента переезда, либо до этого;
2. Изменение профессионального интереса;
3. Начало нового этапа в жизни человека: учеба, брак, рождение ребенка и т.д.Эта безработица связана с ожиданием и поиском работы. Термин «фрикция» подчеркивает, что рынок труда испытывает определенные колебания и что равновесие на рынке труда не достигается мгновенно.
Однако это не просто нормальное, а позитивное состояние, поскольку наличие фрикционной безработицы свидетельствует о гибкости рынка труда и свободе каждого участника выбирать свое поведение: широкая социальная политика дает людям возможность дольше оставаться в состоянии поиска более высоких доходов и более интересных рабочих мест, что считается большим достижением социально-экономической политики государства.
Структурная безработица - это разновидность безработицы, связанная с изменением структуры экономики и, следовательно, связанная с изменением структуры спроса на рабочую силу [12, с. 142-164].
Спрос на рабочую силу является производным. Это зависит от спроса на продукт или услугу, которые используют этот тип работы в производстве. Поэтому структурные изменения в экономике приводят к структурным изменениям спроса на рабочую силу.
Например, если отрасль находится в структурном кризисе, то спрос на рабочую силу в отрасли резко упадет. В то же время предложение рабочей силы, оставаясь на прежнем уровне, начинает обгонять спрос на рабочую силу, создавая структурную безработицу.
Как правило, говоря о структурной безработице, ученые ссылаются на характеристики безработицы представителей устаревших профессий, которые либо представляют собой «умирающие» отрасли, либо просто заменяются другими факторами производства. Например, рабочая сила может быть заменена капиталом, и в результате спрос на рабочую силу снизится.
В понятие структурной безработицы следует также включить безработицу, которая может возникнуть в результате структурного кризиса жизни. Например, многие работники различных отраслей в России являются структурно безработными в результате конверсии.
Общей чертой фрикционной безработицы и структурной безработицы является то, что оба вида безработицы неизбежно возникают в экономике любой страны. В то же время величина фрикционной безработицы характеризует степень социально-экономических возможностей населения на рынке труда, а величина структурной безработицы характеризует степень структурных изменений.
Существует также разница между фрикционной безработицей и структурной безработицей.
Во-первых, структурная безработица более устойчива, чем фрикционная, поскольку структурные кризисы трудно преодолеть за короткое время.
Во-вторых, состав структурных безработных более стабилен, что чревато формированием конфликтных групп и обострением социально-политической ситуации в стране [3, с. 44-67].
В-третьих, если переподготовка фрикционных безработных является вопросом их выбора, структурные безработные нуждаются в обязательной переподготовке, если они планируют найти работу во время структурного кризиса.
В-четвертых, в отличие от фрикционной добровольной безработицы, структурная безработица всегда носит вынужденный характер.
По большому счету, следует отметить, что структурная безработица более болезненна для страны в целом и для тех, кто относится к этой категории, чем фрикционная безработица.
Сумма фрикционной безработицы и структурной безработицы называется естественной безработицей.
Термин «естественная безработица» используется для того, чтобы подчеркнуть, что уровень является нормальным и присущим экономике. Это наилучший уровень безработицы, с одной стороны, он не очень высок, чтобы говорить о проблеме ресурсной занятости, с другой стороны, достаточен для обеспечения гибкости рынка труда и создания здорового конкурентного элемента.
Естественная безработица - это необходимый резерв работы, который может быть использован в случае необходимости. Естественный уровень безработицы иногда называют полной занятостью или нулевой безработицей. Это определение подчеркивает, что уровень безработицы позволяет достичь потенциального валового внутреннего продукта, т.е. валового внутреннего продукта полной занятости [10, с. 23-64].
Если правительство определяет задачу борьбы с инфляцией, то проводится ограничительная политика, приводящая к ограничениям производства и, соответственно, к росту безработицы.
Если правительство поставит задачу борьбы с безработицей, оно будет внедрять стимулы, но это приведет к инфляции. То есть низкая безработица не может сочетаться с низкой инфляцией. Но когда речь заходит о естественном уровне безработицы, присущем экономической системе, такой взаимосвязи не наблюдается.
Необходим естественный уровень безработицы. Это низкая безработица, которая, в то же время, никак не влияет на инфляцию. Что касается внутреннего спроса на рынке труда, то он не ускоряет инфляцию.
Естественный уровень безработицы имеет конкретные показатели. Для развитой страны естественный уровень безработицы составляет в среднем 4-5%. Эта цифра может варьироваться, поскольку на естественный уровень безработицы влияет ряд факторов:
1. Социальная политика государства (в связи с ростом фрикционной безработицы, высокий уровень социального обеспечения повышает естественный уровень: люди могут позволить себе быть безработными дольше);
2. Психологическое отношение населения, характеризующее тенденции занятости (это может быть обусловлено историческими, национальными или региональными особенностями);
3. Позиция профсоюза (сильная позиция профсоюза влияет на рынок труда, а также на высокое социальное благосостояние государства);
4. Эволюция демографического состава работающего населения.
Циклическая безработица - это безработица, вызванная фазой рецессии экономического цикла [2, с. 32-41].
Во время рецессии производственная активность снижается, и отдельные компании закрываются, что приводит к увеличению уровня безработицы. Разница между реальной безработицей и естественной безработицей заключается в величине циклической безработицы.
Циклическая безработица - это негативное экономическое явление. Его существование говорит о том, что экономика не может играть определенную роль на уровне полной занятости и, следовательно, не достигнет потенциального уровня ВВП. Циклические уровни безработицы варьируются и колеблются в зависимости от интенсивности рецессии. Для стран с экономикой, находящейся в особых условиях, таких как война, полная чрезмерная занятость считается нормальной. В данном случае такая ситуация на рынке труда возникает без экономических причин.
Если полная избыточная занятость наблюдается в течение длительного периода времени в нормальных экономических условиях, это указывает на негибкость рынка труда и высокий уровень инфляции в экономике. Это означает, что чрезмерная занятость является неблагоприятным экономическим явлением.
1.2 Причины и методы безработицыВ западной экономической литературе причины безработицы изучаются в основном на основе чисто экономических методов. В то же время безработица рассматривается как макроэкономическая проблема недоиспользования общей рабочей силы. Часто причиной безработицы называют несбалансированный рынок труда или неблагоприятные изменения на этом рынке [11, с. 98-112].
Самая известная теория, объясняющая причину безработицы, принадлежит Дж. М. Кейнсу, теории, которая заменила классическую теорию экономистов в середине 1930-х годов (А. Смит, А. Маршалл). Смит и Маршал объясняли причину безработицы с помощью высокого уровня заработной платы. Кейнс утверждал, что безработица является обратной функцией совокупного спроса. Кейнс писал: «Объем занятости, безусловно, связан с объемом эффективного спроса». Недостаточный эффективный спрос приводит к медленному инвестиционному процессу и, следовательно, к неспособности обеспечить занятость, что приводит к росту безработицы. Кейнс утверждал, что повышение роли государства в формировании совокупного спроса за счет увеличения государственных расходов (в первую очередь инвестиционных товаров) было выходом из этой ситуации.
Критики Кейнса, представители неоклассической школы, видели причину безработицы в национальной политике развитых стран, проводимой «по рецепту Кейнса». Например, Ф. Хайек утверждал, что безработица является прямым результатом недальновидной политики полной занятости, которую проводят в течение последних двадцати пяти лет. Хайек, неизбежно говорил, что инфляция, которая, достигнув переломного момента, сама становится причиной роста безработицы. Единственный выход из этого порочного круга - положить конец инфляционной политике полной занятости. Конечно, на первом этапе это приведет к резкому росту безработицы, но, по словам Хайека, удастся выявить все недостатки в трудоустройстве, разработать неинфляционные планы по обеспечению высокого уровня и стабильности.
Монетаристы во главе с Милтоном Фридманом предложили концепцию естественной безработицы, которая относятся к:
1. Фрикционной безработице (в том числе для работников, которые по какой-либо причине меняют место работы);
2. Структурной, в результате изменений в структуре общественного производства под влиянием научно-технического прогресса и улучшений в организации процесса производства, от исчезновения одной отрасли.
Вопрос только в том, как быстро безработные смогут адаптироваться к меняющимся условиям рынка труда [8, с. 12-35].
Но до сих пор ни одна экономическая теория не является бесспорной, когда дело доходит до объяснения причин безработицы и занятости. Все имеющиеся комментарии о причинах безработицы можно сгруппировать следующим образом.
Прежде всего, причиной безработицы может быть относительно избыточное население, которое является «лишним» по сравнению с достигнутым уровнем национального производства. Этот фактор безработицы особенно остро ощущается в развивающихся странах. Во-вторых, безработица может быть результатом структурных изменений в экономике, в том числе технологических (структурная безработица). Эта безработица носит временный характер, поскольку старые отрасли заменяются новыми.
В-третьих, уровень безработицы, вероятно, временно увеличится из-за естественного желания людей найти работу по своему вкусу и иметь лучшие условия труда и заработную плату. В-четвертых, уровень безработицы увеличится, в частности, из-за циклического сокращения экономики (циклическая безработица). Этот вид безработицы является наиболее опасным, потому что существует порочный круг: снижение производства - безработица - снижение общего уровня доходов - снижение совокупного спроса - снижение производства - безработица и т.д. В-пятых, в некоторых случаях активное вмешательство государства и профсоюзов в отношения между работниками и работодателями может стать генератором безработицы, что приводит к жесткому рынку заработной платы и обязывает предпринимателей решать проблему получения максимальной прибыли за счет сокращения занятости.
Все эти причины безработицы являются факторами, влияющими на масштабы и динамику безработицы. Основным источником безработицы является не доля рынка, а преобладающие условия на рынке труда, поскольку рынок труда отражает только текущее соотношение между спросом и предложением рабочей силы, но не принимает непосредственного участия в ее формировании. Эти пропорции зависят от процессов, происходящих за пределами рынка труда. Рынок будет только обнаруживать их, показывая безработицу, делая ее видимой для общества [18, с. 184-197].
Обычные способы борьбы с безработицей, такие как создание или стимулирование занятости и массовая переподготовка кадров, не теряют своей актуальности. Также не стоит забывать о социальной защите населения, потому что в противном случае могут возникнуть непредсказуемые социальные всплески, где в то же время необходимо найти новые пути использования опыта, накопленного странами с развитой экономикой. Такой путь может:
1. Перераспределить существующие потребности в рабочей силе, стимулируя переход предприятий на неполный рабочий день. Компании, которые уже приняли эти меры, должны поощряться налоговыми льготами: они должны снизить ставки подоходного налога, по крайней мере, до такой степени, чтобы они могли компенсировать затраты на добавление большего числа сотрудников в свои команды.
2. Появятся бюджетные субсидии на дополнительные работы на действующих предприятиях. Это может показаться подсчетом для оплаты дополнительных наемных работников. Предприятия, расширяющие свою занятость, могут получать льготные кредиты пропорционально заработной плате, выплачиваемой дополнительным работникам на производстве.
3. Сократить фактическое предложение работы за счет снижения законного пенсионного возраста. Та же цель будет достигнута за счет максимально широкого развития национальной переподготовки и повышения квалификации [16, с. 112-134].
4. Предоставить временные работы, не ориентированные на получение прибыли, но связанные с работами, выполняемыми на благо общества, такими как восстановление бывших промышленных зон, работы в области охраны окружающей среды и т.д.5. Привести к потере работы и сползанию по социальной лестнице, которые напрямую связаны с ухудшением финансового положения.
Несмотря на то, что политики и экономисты декларируют свой путь, необходимо, конечно, использовать зарубежный опыт, анализируя его и адаптируя к определенным российским условиям.
По многим причинам не следует жалеть денег на борьбу с безработицей. Хотя бы потому, что, как показывает мировая практика, его расширения можно избежать с помощью гораздо более низких затрат, чем это потребуется позже на какое-либо восстановление.
2. АНАЛИЗ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ 2018-2020 ГГ.2.1 Анализ безработицы в России по регионам
В связи с изменением отраслевой структуры занятости (уменьшением числа работающих в отраслях обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении и легкой промышленности) обострились региональные проблемы занятости. В 47 субъектах Российской Федерации из 85 безработица превышает средний уровень по стране, в отдельных городах наблюдается массовая безработица. Интересна дифференциация регионов России по составу безработных. Первоначально основную массу безработных в России составляли женщины, лица с высшим и средним специальным образованием, лица предпенсионного возраста. Но затем в тех регионах, где уровень безработицы был выше среднего, стали расти доля мужчин, доля лиц с низким уровнем образования, доля молодежи [15, с. 15-42].
В России острая безработица наблюдается в регионах двух типов.
Во-первых, это регионы с высоким естественным приростом населения (Дагестан, Калмыкия, Тува, Карачаево-Черкесия, Чечня, Агинский Бурятский АО и т.п.). Здесь на рынок труда постоянно выходит большое количество молодежи, тогда как количество рабочих мест в условиях экономического кризиса не только не увеличивается, но и сокращается.
Во-вторых, депрессивные регионы, т.е. с преобладанием наиболее кризисных отраслей. На данный момент таковыми являются легкая промышленность и военно-промышленный комплекс, отличающиеся наибольшим сокращением объемов производства. К этому типу относятся: Ивановская, Владимирская, Костромская, Ярославская, Кировская и др. области, Удмуртия, Мордовия, Марий-Эл.
Среди субъектов Российской Федерации уровень безработицы по методологии МОТ колеблется от 1,6% в Москве до 46% в Республике Ингушетия. Высокий уровень безработицы по методологии МОТ отмечается в Кабардино-Балкарской Республике и Республике Дагестан (26-27%), в Республике Тыва и Республике Калмыкия (20-22%), в Республике Бурятия, Карачаево-Черкесской Республике и Республике Адыгея (15-18%). До 5% уровень безработицы - в Санкт-Петербурге (2,7%), Эвенкийском и Чукотском автономных округах, Московской, Липецкой областях (3-4%), Ивановской, Тульской и Ярославской областях (около 5%).
Рисунок 2.1 – Безработица по субъектам РФ, %
Таким образом, можно говорить об обострении дефицита трудовых ресурсов в некоторых основных промышленных регионах страны. В то же время почти в каждом третьем регионе страны уровень безработицы превышает 10% от численности экономически активного населения. В большинстве российских регионов можно выделить один или несколько экономически развитых центров с более или менее благоприятной ситуацией на рынке труда, вместе с тем проживающие за их пределами имеют минимальный выбор потенциальных работодателей (преимущественно бюджетных учреждений) или вынуждены вести натуральное хозяйство [7, с. 7-15].
По данным Федеральной службы по труду и занятости, в конце ноября 2019 г. на учете в органах государственной службы занятости состояло 1,8 млн. безработных, в том числе в Чеченской Республике – 364,5 тыс. человек. По сравнению с ноябрем 2018 г. численность зарегистрированных безработных увеличилась на 274 тыс. человек, или на 17,5%. В ноябре 2019 г. общая численность безработных превышала численность зарегистрированных безработных по сопоставимому кругу лиц (т.е. в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров, отнесенных к безработным) в 2,7 раза. Средний возраст безработных составил 34,9 года, занятого населения - 39,5 года. Молодежь до 25 лет составляет 28% среди безработных и 11% - среди занятого населения, лица в возрасте 55 лет и старше, соответственно, 6 % и 9%. Почти 11% безработных имели высшее образование и 21% - среднее профессиональное. Среди занятых это соотношение составило, соответственно, 25% и 26% [17, с. 82-94].
Среди безработных по-прежнему остается высокой доля женщин-работниц. В среднем по России в 2019 г., по данным обследований населения Госкомстата РФ эта доля составляла 49,8 % (несколько возросла по сравнению с 2018 г., когда она равнялась 47,1 %). Женщины в большинстве случае более длительное время пребывают в состоянии открытой безработицы.
Ухудшается положение молодежи на рынке труда. Поскольку молодежные контингента крайне неоднородны по возрасту, образовательному и профессиональному уровню, каждый из них нуждается в своем подходе к решению проблем занятости. В первую очередь речь идет о первичной занятости как тех, кто имеет образование и специальность, так и тех, кто не имеет ни того, ни другого.
2.2 Динамика безработных в РоссииПо величине создаваемого ВВП Россия входит в десятку крупнейших стран мира, а по размеру ВВП на душу населения опережает Индию и Китай, но отстает от таких латиноамериканских стран, как Мексика и Бразилия; по объему промышленного производства Россия находится на 5 месте в мире (после США, Японии, Китая, Германии), однако в расчете на каждого жителя она входит во вторую десятку.
Падение доходов населения вследствие безработицы вызывает сокращение реальных сбережений. Поскольку сбережения - это источник инвестиций, такой процесс вызывает и сокращение инвестиционных возможностей.
Государство же по причине сокращения инвестиций, а, следовательно, снижения объемов производства, получает меньше налоговых поступлений в бюджет. И как следствие недопроизводство национального дохода.
Таблица 2.1 - Динамика численности безработных в 2020 гг.
Период Численностьбезработных Численность официальнозарегистрированных безработных
тыс.чел. в % к тыс.чел. в % к
соответ-
ствующему периодупредыдущего года преды-дущему периоду соответ-ствующему периодупредыдущего года преды-дущему периоду
I квартал 6445 108,3 105,7 1600 123,3 112,0
II квартал 5879 106,1 91,2 1584 118,6 99,0
III квартал 5706 106,8 97,1 1523 114,5 96,2
IV квартал 5744 94,2 100,7 1573 110,1 103,2
Таким образом на рынке труда в России наблюдается улучшение ситуации. В то же время произошел рост численности официально зарегистрированных безработных с 1550 тыс. чел. до 1662 тыс. чел. (темп прироста 7,2%).
На рисунке 2.1. приведена динамики численности безработных с января 1998 г. по март 2003 г.
Рисунок 2.2 - Динамика численности безработных (общих и зарегистрированных) к экономически активному населению
По прогнозам Минэкономразвития России на 2021 - 2022 годы, предполагается, что рост численности занятых произойдет в большинстве отраслей экономики, включая промышленность. Однако ожидаемый общий рост занятости в промышленности не решает проблем, возникающих в связи с реструктуризацией отдельных отраслей этого сектора, таких, как металлургия, электроэнергетика.
На основании анализа и прогноза развития ситуации в социально-экономической сфере можно сделать вывод, что на ситуацию на рынке труда в среднесрочной перспективе окажут воздействие несколько ключевых факторов [6, с. 100-117].
В 2021 году будет отмечаться максимальный за последние годы прирост населения трудоспособного возраста — 674 тыс. человек, после чего он будет постоянно уменьшаться. После 2022 года начнется абсолютное сокращение численности населения в трудоспособном возрасте.
Рост напряженности на рынке труда в сельской местности, обусловленный ростом численности трудоспособного населения и ростом общей и регистрируемой безработицы. Сохранение тенденций появления на рынке труда значительного контингента молодежи, имеющей низкий общеобразовательный уровень, и вытеснение с рынка труда женщин (в большей степени предпенсионного возраста). Недостаточные темпы развития малых форм хозяйствования на селе, сдерживающие рост новых рабочих мест в аграрном секторе экономики.
Рисунок 2.3 – Безработица в России за 8 лет, %
Сохранится низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей; инвалидов; беженцев и вынужденных переселенцев и др.).
Уменьшится численность лиц, увольняющихся в связи с выходом на пенсию, так как новое пенсионное законодательство позволяет работающим пенсионерам получать пенсию. Это сузит сферу приложения труда для части молодежи, вступающей в трудовую жизнь, и лиц среднего возраста (в настоящее время численность работающих пенсионеров составляет около 4,5 млн человек).
Сохранение на территории Российской Федерации очагов межнациональных конфликтов порождает потоки вынужденных переселенцев и внутри страны. Только из Чечни, по состоянию на конец июля 2020 года, выехало 422 тысячи человек. Изменившиеся по сравнению с предыдущими десятилетиями направления внутренних миграций приводят к сокращению населения в регионах севера и востока страны, наиболее богатых сырьевыми ресурсами. Сокращение населения приграничных территорий на востоке страны не отвечает геополитическим интересам РФ и несет реальную угрозу безопасности государства [1, с. 15-47].
На законных основаниях в 2019-2020 годах разрешения на работу в России получили около 600 тысяч иностранцев. Для того чтобы поставить этот процесс под полный контроль, МВД предлагает создать единую федеральную систему учета прибывших в страну иностранцев.
Также Федеральная миграционная служба предлагает создать на территории России иммиграционные инспекции, в общей сложности, около 10 тысяч. Им будет вменено в обязанность выявлять лиц, незаконно проникших на территорию России, и применять к ним меры административного контроля. По данным ФМС, в настоящее время на территории России работает около 3,5 миллиона иностранцев, и если каждого из них обложить налогом (в МВД называют это госпошлиной) в 4 тысячи рублей, то получится несколько миллиардов долларов, что для МВД представляется крайне заманчивым, так как оправдает создание иммиграционных инспекций.
В отличие от прошлых времен в области миграционной политики есть определенная политическая воля, без чего невозможно принятие ни одного мало-мальски значимого документа. Специалисты знают, что концепция миграционной политики разрабатывалась с 1998 года, многократно согласовывалась и одобрялась, а с конца 2000 года и как бы была принята.
Во основу регулирования миграционных процессов ставится обеспечение условий социально-экономического и демографического развития страны. Ни для кого не секрет, что население России сокращается вот уже более 10 лет, никаких посылов к тому, что этот процесс пойдет вспять, в ближайшие полвека, по крайней мере, не просматривается. В России не хватает городов, транспортных магистралей. Не случайно В.В. Путин как-то заявил, что идеальным вариантом для страны было бы население в 500 миллионов человек. Действительно, место России как ведущей мировой державы всегда базировалось в том числе и на значительной численности ее населения – это факт бесспорный. Все идет к тому, что Россия к середине нынешнего века будет замыкать второй десяток стран по численности ее населения [4, с. 84-97].
Уже очень скоро страну ожидает сокращение населения в трудоспособном возрасте. При этом число пенсионеров будет стремительно расти. Даже если нас ожидает коренная модернизация экономики, необходимо поддержание определенных пропорций между работающим и неработающим населением, иначе будет кризис пенсионной системы, и без того далекой от идеальной. Кроме того, кто-то должен служить в армии, заниматься тяжелым физическим трудом, полностью искоренить который вряд ли удастся. В любой экономике, даже в самых развитых странах, есть много малопрестижных рабочих мест, которые вот уже многие десятилетия занимают почти исключительно иммигранты.
Если исходить из этой логики, в России должна всячески поощряться иммиграция людей, способных своим трудом поднимать российскую экономику и, одновременно, участвовать в воспроизводстве российского населения. Т.е. должна проводиться селективная политика привлечения иммигрантов – молодых, трудолюбивых, не имеющих социальных проблем.
К сожалению, Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации не дает четких ответов на то, какова будет стратегическая линия миграционной политики страны на более-менее отдаленную перспективу. При желании практически многие важные ее положения можно трактовать двояко. При чтении документа не покидает ощущение, что он представляет собой какое-то механическое соединение двух идеологически разнонаправленных концепций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕВ макроэкономике используются такие параметры, как национальный объем производства, валовой национальный продукт и валовой внутренний продукт, совокупный спрос и общее предложение, занятость и безработица, инфляция и так далее. Опишите состояние государства страны и рассмотрите его в агрегированном, агрегированном виде.
В западной экономической литературе причины безработицы в основном изучаются на основе чисто экономических методов. В то же время безработица рассматривается как макроэкономическая проблема недоиспользования общей рабочей силы. Часто причина безработицы объясняется несбалансированным рынком труда или неблагоприятными изменениями на этом рынке.
Наиболее известной теорией, объясняющей причину безработицы, является теория Дж.М. Кейнса, которая заменила теорию классических экономистов в середине 1930-х годов (А. Смит, А. Маршалл). Они объясняют причину безработицы высоким уровнем заработной платы. Кейнс утверждал, что безработица является обратной функцией совокупного спроса. Кейнс писал: «Объем занятости, безусловно, связан с объемом эффективного спроса».
Недостаточный эффективный спрос приводит к медленному инвестиционному процессу и, следовательно, неспособности обеспечить занятость, что приводит к росту безработицы. Кейнс видел выход из этой ситуации в увеличении государственных расходов (в основном на инвестиционные товары), чтобы повысить роль государства в формировании совокупного спроса.
Безработица является ключевой проблемой в рыночной экономике, и без ее решения невозможно наладить эффективную экономическую деятельность. За последние несколько лет безработица стала одним из основных макроэкономических явлений и независимым фактором экономического развития. Как и любое экономическое явление, безработицу нельзя рассматривать в одностороннем порядке. Это может быть как снижение социально-экономического потенциала, потеря навыков для высвобождения кадров, ухудшение психического здоровья страны, рост социально-политической нестабильности, так и резерв незанятого труда, повышение трудовой дисциплины, оптимизация структур занятости по признаку пола и возраста, стимулирование предпринимательской деятельности) - все зависит от меры этого явления и конкретных обстоятельств.
Умеренная безработица (в пределах 3-5% от общей численности трудоспособного населения) является благом. Но как только она начинает выходить за пределы этого уровня, 5%-ного предела, негативные аспекты потенциальной безработицы начинают проявляться более четко.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).
3. «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новая редакция)» (утв. Правительством РФ 14.05.2015).
4. «О занятости населения в Российской Федерации» Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 03.07.2018).
Библиографический список
5. Азимова, М.Т. Современный рынок труда и проблемы его функционирования / М.Т. Азимова // Социально-экономические явления и процессы. 2017. Т. 12. № 1. С. 7-13.
6. Аникина, Е.А. Экономическая теория: учебник / Е.А. Аникина, Л.И. Гавриленко. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. – 413 с.
7. Ашуркина, А.В. Проблема занятости и безработицы в РФ / А.В. Ашуркина // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2017. № 1-1 (123). С. 17-19.
8. Баева, А.С. Теоретические аспекты оценки уровня занятости и безработицы / А.М. Баева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. № 5. С. 93-95.
9. Бризгалова, А. С. Статистическое исследование занятости населения Российской Федерации / А.С. Бризгалова // Вопросы экономики и управления. - 2016. - №3.1. - С. 96-101.
10. Вон, С. М. Безработица: ее причины и последствия / С.М. Вон // Молодой ученый. - 2019. - №17.1. - С. 71-77.
11. Горшенина, Е.В. Занятость и безработицы / Е.В. Горшенина // Экономические исследования. 2017. № 3. С. 5.
12. Даньшина, Д. Н. Проблемы безработицы в Российской Федерации / Д.Н. Даньшина // Молодой ученый. - 2019. - №6.6. - С. 64-66.
13. Зайцева, И.Ю. Занятость и безработица в России: анализ основных тенденций / И.Ю. Зайцева // Иркутский национальный исследовательский технический университет, 2018 №5 (1). С. 44-46
14. Иохин, В. Я. Экономическая теория : учебник для академического бакалавриата / В. Я. Иохин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 353 с.
15. Казанцев, В.А. Виды и формы проявления безработицы. Специфика и проблемы занятости в России / Синергия Наук. 2017. № 13. С. 111-117.
16. Коршунов, В. В. Экономическая теория : учебник для вузов / В. В. Коршунов. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 219 с.
17. Кубланов, А.М. Занятость и заработная плата населения как показатели социального качества жизни / А.М. Кубланов // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2018. № 1. С. 33-40.
18. Оганян, К. М. Занятость населения и ее регулирование / К.М. Оганян, Н.М. Стрельцов. - Москва: Наука, 2014. - 376 c.
Электронные источники:
19. Федеральная служба государственной статистики на 1999-2021 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/
20. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.gov.ru
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Расчет параметров участка электроэнергетической системы
Решение задач, Электрические системы, электроника, электротехника
Срок сдачи к 8 янв.
Доклад на тему "личность в теории деятельности а. н. леонтьева" + презентация
Доклад, Психология личности
Срок сдачи к 27 дек.
Заполнить журнал регистрации хозяйственных операций малого предприятия, проставив в нем корреспонденцию счетов
Другое, Финансовый учет и анализ
Срок сдачи к 4 янв.
9-11 страниц. правовые основы военной реформы в ссср в 20-е гг
Реферат, История государства и права России
Срок сдачи к 26 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!