это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3285144
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы использования современных средств обучения
1.1. Понятие о средствах обучения и их сущность
1.2. Классификации средств обучения.
Глава 2. Современные средства обучения.
2.1. Технические средства обучения
2.2. Информационные средства обучения
2.3 Требования к использованию современных средств обучения в начальной школе
2.4. Анализ педагогической литературы по использованию современных средств обучения в практике работы учителей
Заключение
Литература
Введение
Невозможно представить современный мир без высоких компьютерных технологий. Ребенок живет в этом мире, а значит, и обучение должно осуществляться с учетом изменяющихся условий. Невозможно обучать современное поколение по- старому. Несомненно, все основные компоненты дидактической системы- цели, формы, методы и средства- остаются непоколебимы, но приобретают новое содержание.
Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования содержит требования к условиям реализации образовательного процесса. В этот пункт входит и материально – техническая база образовательного учреждения: все оборудование, инвентарь, который используется в процессе обучения, также наличие учебных пособий и средств обучения. Таким образом, ФГОС НО предъявляет к средствам обучения особые требования.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на всю систему образования. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения современных средств обучения.
Не трудно понять, что современные средства обучения в основе имеют информационно- коммуникационные технологии (далее- ИКТ).
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными.
Таким образом, актуальность нашей работы заключается в том, что организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. В процессе обучения с использованием средств ИКТ формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников; умеющий её анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях.
Цель исследования: выявить условия использования современных средств обучения на уроках в начальной школе.
Задачи:
1.Определить сущность понятий «средства обучения».
2.Рассмотреть различные классификации средств обучения.
3.Провести анализ психолого-педагогической, методической литературы с примерами использования современных средств обучения на уроках.
4.Рассмотреть требования, предъявляемые к применению современных средств обучения на уроках в начальной школе.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: использование современных средств обучения.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что нами был обобщен материал о современных средствах обучения младших школьников как важное условие эффективности педагогического процесса.
Глава 1. Теоретические основы использования современных средств обучения
1.1. Понятие о средствах обучения и их сущность
В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «средство обучения». Одни авторы применяют его в узком смысле, имея в виду средства-инструменты, которые служат достижению общеобразовательных и воспитательных целей обучения. Другие к средствам обучения помимо материальных средств-инструментов относят интеллектуальные средства осуществления мыслительной деятельности, которые дают возможность человеку проводить опосредованное и обобщенное познание объективной действительности. Третьи подразделяют средства обучения на средства учения, которыми пользуется ученик для усвоения материала и собственно средства обучения, т.е. средства, которые использует педагог для создания условий учения для ученика. Четвертые, рассматривая средства обучения в широком смысле, обозначают этим термином все содержание и весь проект обучения и собственно средства-инструменты обучения.
Изучением понятия и характеристики средств обучения занимались выдающиеся ученые, такие как: Смирнов С. А. (рассматривает средства обучения как разнообразнейший материал и орудие учебного процесса);
Суворова Г.А. (рассматривает средства обучения и их использование в начальной школе); Коджаспирова Г.М. (уделяет много внимания техническим средствам обучения и методике их использования); Пидкасистый П.И. (рассматривает средства обучения как объект материальный или идеальный); Беликов В.А. (рассматривает средства обучения как слово, образ или действия); Орлов В.И. (обращает внимание на средства обучения, которые используются в начальных классах); Соколова Т.Е. (уделяет внимание средствам обучения, которые помогают детям развивать познавательный интерес); Молокова А.В. (рассматривает компьютер как средство обучения).
Таким образом, отметим, что проблема средств обучения интересна педагогам и методистам.
В своей работе под средствами обучения мы будем понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения.
П.И.Пидкасистый рассматривает средства обучения как материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения знаний.
Под материальными средствами принято понимать материальные предметы, которые воздействуют на органы чувств учеников и облегчают процесс прямого и косвенного восприятия знаний. К материальным средствам относятся учебники, макеты, пособия, таблицы, учебно–технические средства, различные средства наглядности, учебное и лабораторное оборудование и любое другое оборудование учебного кабинета.
К идеальным объектам относятся те ранее усвоенные навыки и знания, которые помогают учителю и ученикам в восприятии новых знаний. Это разного рода словесные, символьные и модельные объекты, которые становятся заменителями материальных объектов. Кроме того, к идеальным объектам можно отнести средства духовной культуры, социальный опыт, ранее усвоенные знания, которые также используются в процессе обучения.
Русский психолог Л. С. Выготский относил к идеальным объектам условные обозначения, речь, письмо, чертежи, схемы, произведения искусства, диаграммы, мнемотехнологические приспособления для понимания. К идеальным объектам относятся также опорные конспекты и опорные сигналы.
Есть две формы идеальных средств, которые помогают учителю и ученикам эффективнее пользоваться ими. Первая из этих форм – вербализованная, состоящая в речевом изложении средств рассуждения, доказательства, анализа. Вторая форма – материализованная. Она представляет идеальные средства в виде абстрактных символов, таких как графики, чертежи, таблицы, условные обозначения, схемы, диаграммы, коды. В процессе обучения многие учителя разрабатывают свои материализованные средства, помогающие лучшему усвоению знаний. Такие средства оказывают положительное влияние на мотивацию, умственное развитие, успешность обучения.
Материальные и идеальные средства обучения дополняют друг друга. В ходе учебного процесса идеальные средства отталкиваются от материальных предметов и через внешние органы восприятия переходят к мышлению.
Очень важно в процессе обучения использование символов и знаков. Они являются показателем развития мышления у учащихся. С их помощью ученик мысленно преобразует объект изучения, переводит его в мыслительную сферу, и так происходит процесс познания. Через знаки осуществляется и материализация мыслительных процессов и образов.
Таким образом, и материальные, и идеальные средства обучения, дополняя друг друга, влияют на качество знаний учащихся. Этот процесс имеет несколько сторон. Так, материальные средства связаны прежде всего с возбуждением интереса и внимания, усвоением существенно новых знаний, осуществлением практических действий. А идеальные средства связаны с пониманием материала, запоминанием, логикой рассуждений, развитием интеллекта, культурой речи.
Традиционно выделяют следующие функции средств обучения:
- познавательная: средства обучения гарантируют передачу более полного и точного представления о существующей действительности, позволяют облегчить ученику процесс понятия, осмысления и запоминания фактов и закономерностей, делают наглядными и понятными явления и объекты, которые недоступны для наблюдения в реальной жизни;
- формирующая: с помощью средств обучения учащиеся могут развивать свои познавательные возможности, психологическую сферу, волю;
- дидактическая: средства обучения являются принципиальными источниками знаний и умений, упрощают процесс усвоения учебного материала, стимулируют познавательную активность.
Также выделяют функции средств обучения по характеру воздействия на учащихся:
1. Компенсаторная – средства облегчают процесс, способствую достижению целей с наименьшими затратами сил и здоровья педагога и обучающихся.
2. Адаптивная – поддержание благоприятных условий обучения, которые создаются при соответствии материала возрастным особенностям.
3. Информативная – средства обучения являются источником знаний.
4. Интегративная - реализуется при комплексном применении средств, что позволяет лучше рассмотреть изучаемый объект.
5. Инструментальная – направлена на безопасное техническое обеспечение видов деятельности. Волков И.П. Цель одна – дорог много: Проектирование процессов обучения: Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1990. 159 с
Отметим, что в реальной жизни отделить одну функцию от другой не представляется возможным. Они находятся во взаимодействии.
Выделяют также основные принципы применения средств обучения:
1. Мотивированность использования средств обучения. Их применение должно быть методически обоснованно. При использовании обучающих средств учитель должен принимать во внимание целый ряд факторов, в том числе интересы детей, уровень их подготовки, специфику предмета, изучаемого учебного материала, материально-техническую базу школы, закономерности учебного процесса. Важный критерий мотивированности использования средств обучения - их влияние на усвоение материала в конкретных условиях.
2. Целенаправленность и функциональная определенность применения средств обучения. В каждом конкретном случае должна быть определена цель применения обучающих средств, которая может быть как общего характера (информационно-познавательная или психолого-педагогическая), так и дидактическая (ближайшие дидактические цели обучения). Функциональная определенность требует четкого выявления назначения определенных средств обучения в том или ином случае.
3. Использование средств обучения - органическая составная часть урока. Обучающие средства должны органически вписываться в систему построения урока. Поэтому необходимо учесть их влияние на структуру урока, методику изложения учебного материала и т.д. Следует четко определить их место на уроке, продумать возможность органического включения в деятельность и учителя, и учащихся.
4. Активная переработка учебного материала после предъявления (использования) средств обучения. Способы переработки материала могут быть разнообразными, должны находиться в соответствии с содержанием, формой преподнесения материала, ближайшей дидактической целью.
5. Системность в применении средств обучения. Эпизодическое использование средств обучения, как правило, не дает нужного результата. Поэтому должна быть разработана система их применения. Эта система имеет два аспекта: организационно-педагогический и методический. Организационно-педагогический аспект предполагает проведение анализа всех тем по определенному учебному предмету и распределение средств обучения по темам, т.е. создание системы включения средств обучения как составного элемента при изучении материала. Методический аспект заключается в разработке и создании определенной методической системы применения средств обучения, которая может быть индивидуальной, но обязательно должна базироваться на общих принципах применения обучающих средств на уроке.
Таким образом, обучение без средств невозможно, так как даже простое обучающее слово учителя является средством. Комплексный подход к методическому оснащению учебно-воспитательного процесса требует, чтобы средства обучения обеспечивали обучающую деятельность преподавателя и учебно-познавательную деятельность учащихся, причем средства обучения призваны облегчить процесс обучения, разнообразить его, дополнить содержание обучения, обеспечить безопасность всех видов деятельности на уроке.
1.2. Классификации средств обучения.
В педагогике еще нет единой общепризнанной классификации средств обучения. Разные авторы предлагают свои принципы их группировки. Например, современный польский педагог В. Оконь (1968) различает средства обучения соответственно к нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика. На основе этого он выделил простые средства обучения, то есть словесные (учебники, учебные пособия и тому подобное) и визуальные (реальные предметы, модели, картины), и сложные средства, а именно: механические визуальные приборы (диаскоп, кодоскоп, микроскоп и др.); аудиосредства (магнитофон, проигрыватель, радио); аудиовизуальные средства (звуковой фильм, телевидение, видео); средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети).
Средства обучения также делятся на материальные и идеальные (Т. Назарова). Материальные средства обучения охватывают следующие подгруппы:
- чисто учебное оборудование (дидактические средства), к которому относят натуральные объекты, модели, коллекции, реактивы, материалы, принадлежности для опытов, приборы, таблицы, проекционную аппаратуру, экранные средства;
- специальное оборудование для научной организации обучения и управления им (технические средства и устройства для осуществления обратной связи "ученик - учитель" (тренажеры, компьютеры и т. д), комплекты заданий для контроля, вспомогательное оборудование для организационно-хозяйственной деятельности учителя и лаборанта);
- специальная мебель (вытяжные шкафы, столы для химических опытов и демонстраций и т. п.) и оргтехника (калькуляторы, диктофоны, специальные компьютерные программы для контроля знаний и др.).
Идеальными средствами обучения являются уже имеющиеся знания и умения, которые используют учитель и ученик для усвоения новых, о чем уже говорилось ранее.
Классификация средств обучения как специально разработанных материальных объектов, предназначенные для повышения эффективности учебного процесса, предложил современный российский ученый А. Савельев.
Средства обучения он разделяет на следующие группы:
- собственно средства обучения (учебные книги, наглядные пособия, информационные материалы к аудиовизуальным средствам обучения, программно-методическое обеспечение компьютерных технологий, специальное оборудование, дидактические материалы);
- учебное оборудование (технические средства обучения, лабораторное оборудование, учебная мебель).
Дидактические средства облегчают непосредственное познание и является важным источником знаний, умений и навыков. Их используют для развития познавательных способностей, облегчение закрепление проработанного материала, проверку гипотез. Учитель при выборе дидактических средств должен учитывать их информационную, мотивационную, управленческую и оптимизирующее возможности.
В современных школах внедряют новейшие средства обучения и информационные технологии. При этом меняется их роль: от вспомогательной, иллюстративной такой, что предопределяет организации учебного процесса по направляющей деятельности учителя. Он должен выбрать соответствующие средства обучения, продумать, как их совместить с помощью интерактивных методов, подобрать стратегию обучения, адекватную поставленной цели, согласовать все это с педагогическими технологиями, которые он использует.
Древнейшими средствами обучения являются словесные и визуальные (наглядные). Главными до сих пор остаются учебники и учебные пособия. Современные учебники не только предоставляет информацию, но и руководят познавательной деятельностью.
Основная функция визуальных средств обучения - демонстрации явлений и процессов. Показывать можно также реальные объекты, однако большинство наглядных средств - это модели, макеты, рисунки, карты и тому подобное. Визуальные средства используют для улучшения восприятия информации и стимулирования учебной деятельности.
В современной системе образования все шире применяют такие сложные технические средства обучения как компьютеры и мультимедийные системы, которые позволяют максимально автоматизировать и ускорить процесс обучения. Их относят к техническим средствам обучения, речь о которых пойдет во второй главе нашей работы.
Таким образом, выбор средств обучения зависит от дидактической концепции, целей, конкретных образовательных задач, содержания, методов, особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины, количества и сложности материала, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, материально- технического обеспечения.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!